Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Русское изразцовое искусство

В последнее десятилетие возник необычайный интерес к архитектурной керамике. Она все чаще стала появляться на фасадах домов, украшать внутреннюю часть здания. Активное вторжение в жизнь изразцовых изделий как бы по контрасту рождает устойчивый интерес к непреходящим ценностям многовекового народного искусства. Именно изразцы восстановили оборванную, казалось бы, «связь времен» между современным и прошлым искусством народа. Хотя изразцы в основном являются частью большой орнаментальной композиции, каждый их них в отдельности порой воспринимается как самостоятельное произведение декоративно-прикладного искусства. Специально разработанные отдельные изразцы или несколько изразцов, объединенные единой композицией, могут служить настенным украшением как в общественном здании, так и в современной квартире.

Интерес к истории, к отдаленному прошлому культуры и искусству своего народа вызвал необычное увлечение в нашем творческом объединении.

Поэтому с интересом взялись за тему «Русское изразцовое искусство».

Мы предположили, что если сможем изучить исторические сведения материала и практически выполнить упражнения, то сможем изготовить панно из керамических плиток. Это панно станет украшением детско-юношеского центра «Алькор».

Цель нашей статьи:

- Дать широкому кругу любителей искусства систематизированное представление об одной из наиболее заметных областей керамики художественной культуры прошлого об изразцах. Это исследование обязательно будет использовано на занятиях в творческом объединении при работе с глиной.

- Разработать эскизы и выполнить с помощью изразцов декоративное панно в ДЮЦ «Алькор»

Объектом исследования в данной работе являются изразцы.

Содержание исследования – творческая деятельность.

Организация исследования – индивидуальная форма, консультирование.

Педагогическая деятельность- сотрудничество. Дискуссия.

Учебная деятельность- ориентация в различных информационных полях.

Чтобы наша цель была достигнута, нам необходимо было поставить перед собой задачи:

- использовать различные методы исследования;

- познакомиться с литературой по данному вопросу;

- познакомиться с историческими источниками возникновения и техникой изготовления изразцов;

- выполнить декоративное панно, сделать выводы;

- оформить результаты работы.

В первой главе рассматриваются источники, с помощью которых происходило знакомство с историческими сведениями, теоретическими и практическими сведениями об изразцах.

Вторая глава посвящена методам исследования, с которыми работали в течение всего эксперимента.

Исторические сведения об изразцах напечатаны в третьей главе работы. В главе уделяется внимание памятникам XV-XIX векам, в наибольшей степени воплотившим самобытные и отчетливо выраженные черты изразцового искусства того времени и обладающим высокими художественными достоинствами.

Четвертая глава, основная, в которой подробно описывается технология изготовления изразцов, сушка, роспись ангобами и обжиге и защитных покрытиях.

В пятой главе дается заключение о проделанной работе.

Обзор используемой литературы

Источниками при подготовке работы послужила литература по керамике и изразцам, а также и отдельные статьи из журнала «Юный художник».

В книге «Керамика и чеканка Грузии» (С. Ерлашова Ленизд. «Аврора» 1975) автор обратил внимание на эстетическую сторону работ по керамике. Он провел исследования, в котором содержалась развернутая характеристика художественной керамики как одного из главных видов прикладного искусства и затронул проблемы, которые пока еще мало освещены в существующих трудах. Автор немного уделил вниманию и историческим сведениям об изразцах.

Интересно было познакомиться и с зарубежными работами. В книге «Художественная керамика Турции» (Изд. »Аврора» Ленизд. 1972) первом разделе наиболее полно рассказано об исторических сведениях керамических плитках, особенностях росписи.

С богатым материалом об изразцах мы познакомились в книге «Русское изразцовое искусство» (С. А. Маслих. Изобр. Иск. М. 1976).

Сергей Александрович Маслих, автор книги-альбома «Русское изразцовое искусство XV— XIX веков», принадлежит исследователям, которые понимают предмет изучения многосторонне. Архитектор по образованию многолетнему опыту, принимавший участие в проектировании Днепростроя, Волгостроя и новой Москвы, создавший вместе с другими архитекторами в мастерской братьев Весниных проекты уникальных зданий и типовые проекты жилых домов, он всегда живо интересовался историей русской архитектуры. Особенно притягивала его внимание архитектурная керамика — непременный элемент многих наиболее интересных творений русского зодчества.

По словам самого Сергея Александровича, его увлечение русским изразцом начиналось исподволь. Разумеется, ему нравились керамические украшения кремлевских соборов, фризы Степана Иванова по прозвищу «Полубес», райские птицы на Мостовой башне в Измайлове, дерзкие опыты Врубеля и Головина. Но настоящее волнение испытал он, когда увидел архитектурную керамику Углича, Тутаева, Ярославля. Тогда, почти сорок лет назад, впервые зарисовал поразившие воображение изразцы. Эти рисунки явились началом создания богатой коллекции, которая и легла в основу публикуемой работы С. Маслиха.

Ценные сведения мы почерпнули из статьи в журнале «Юный художник» №3 2001г. автора Г. Власовой, главного хранителя Государственной художественно-промышленной академии г. Санкт-Петербурга. В данной статье рассказывается о необычной коллекции, которую составляют пятнадцать русских изразцовых печей XVIII-XIX веков. Подробно описано о древних способах изготовления изразцов, о кистях для росписи, о породах глин, из которых изготавливались изразцы. Автор стремилась подробно рассказать о печах, которые были своеобразным смысловым и духовным центром дома. О разновидностях печей, об их украшении.

Познавательный материал мы нашли в «Детской энциклопедии» в разделе «Искусство». В данной литературе вкратце описываются исторические сведения об изразцах.

В книге «Послушная глина» Г. Федотов (М. »АСТ – Пресс» 1999г. ) мы познакомились с техникой выполнения изразцов, росписью ангобами, правильной сушкой изделия, обжигом и защитными покрытиями.

Методика проведения исследования

Глубокое изучение богатейшего наследия, входящего в огромный комплекс искусства керамики, заметно продвинулся трудами исследователей. Формы и методы исследования различны и варьируются сообразно имеющимся возможностям и условиям. В настоящей работе не ставится задача охвата и решения всех проблем, связанных с историей и развитием керамических плит – изразцов. Ее цель дать представление об одной из наиболее интересной художественной культуре прошлого и выполнить на практике декоративное панно.

В начальном этапе нашего исследования необходимо было смоделировать действия мыслительной и практической работы по теме, подобрать различные методы, с помощью которых мы сможем значительно расширить свои исследования. Их использование обогатят нашу интуицию, удвоят предчувствия.

Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, мы составили рабочий план.

Необходимо было проанализировать, разложить наше исследование на составные части. Соединить полученные сведения, дополняя друг друга. С помощью методов исследования, в соответствии с поставленной целью изучались источники исследования, из которых добывались новые знания. Наше исследование превратилось в активный познавательный процесс, с его помощью сформировались объективные отношения к теме исследования. Первый теоретический этап разделился на два условно самостоятельных этапа. На первом этапе происходил сбор информации, знакомство с понятием о глиняных изразцах, истории возникновения. При чтении литературы производили анализ и сравнение пластин, которые изготавливались первыми гончарами и мастерами XVIII века. Все познается в сравнении – мы сравнивали современные керамические плитки с историческими образцами. Находили сходство и различия. Если раньше для формовки изразцов применялись деревянные формы, то теперь керамисты стали отливать их из гипса по вылепленным из глины моделям. Анализировали и сравнивали рисунки разных мастеров. После сравнения происходило обобщение материала, это шаг к познанию закономерностей. Выявляли общее, повторяющееся в изготовлении и росписи изразцов и современных плиток.

На втором теоретическом этапе – происходило знакомство с изготовлением изразцов. Эти два этапа в дальнейшем помогут сблизить науку и практику. На этом этапе обработки информации формировалась идеализация информации. Это позволило сделать выводы в виде принципов и закономерностей.

От абстрактных мыслей перешли к конкретной работе.

После изучения литературы о технике изготовления изразцов, следовал практический метод, или его еще именуют эмпирический, связанный с действиями исследователя, направленными на преобразование практики, а также с познанием практики посредством совершения действий самими исследуемыми.

На практике мы проводили эксперименты с глиной. В процессе эксперимента мы изучали в «чистом виде», т. е. объективно качество глины, для изготовления изразцов. Здесь мы использовали оперативные методы исследования, которые позволяют получить информацию в так называемом пилотажном, то есть предварительном исследовании. Пробовали заполнять формы жидкой глиной, на это уходило очень много времени на сушку, что не позволяло время проведения исследования. В процессе эксперимента мы остановились на том, что заполнять формы стали глиной, которую можно мять руками.

Еще один эксперимент позволил исследовать свойства гипса в экстремальных условиях. Данный эксперимент повторяли несколько раз, чтобы проверить и перепроверить качество заполняемого форму гипса.

С помощью различных цветов глазури проводили эксперименты в нахождении интересных оттенков, меняли температуру обжига.

Экспериментировали с силикатным клеем. Его хотели использовать вместо глазури. Клей подкрашивали акварельными красками и цветной тушью.

С помощью бесед обсуждали эскизы, разрабатывали композиции для плиток, по которым стали работать.

Исторические сведения

От доисторических времен детства человечества до дней космической эры обыкновенная глина всегда являлась великолепным строительным материалом и первоосновой разнообразных изделий из керамики.

Из размытой под дождем глины еще неумелая рука первобытного человека грубо вылепила убогую плошку, из глины неведомые мастера Древнего Египта, Вавилона, Греции создавали несравненные шедевры — светильники, кувшины, амфоры, вырабатывали совершеннейшие формы красно- и чернофигурных сосудов. Изобретение кирпича сделало человека могучим творцом городов, крепостей, храмов. Поливная керамика, облицовочные кирпичи и плитки. необычайно расширили диапазон возможностей строителя и художника.

Музеи исторические и археологические, музеи искусства и культуры всех времен и народов богаты экспонатами из керамики. Не случайно геологи и художники, историки и инженеры-строители, архитекторы и химики вновь и вновь обращаются к истории керамики, керамического искусства. И делается это не только для того, чтобы лучше понять прошлое, а может быть, и для того, чтобы сделать новый большой шаг в будущее.

Архитектурная керамика – искусство древнее, уходящее корнями в глубь веков, изразцы – один из ее видов. Это глиняные плитки квадратной формы, имеющие с тыльной стороны коробки для крепления – румпы.

Изразцы — одна из замечательных отраслей прикладного искусства. Изразцовые декоры составляли единое целое с архитектурным решением зданий, подчеркивая в некоторых случаях их конструктивные особенности, создавая яркие живописные акценты, давая постройкам праздничность и нарядность. Изразцовые печи играли большую роль в украшении интерьеров храмов, трапезных парадных княжеских и боярских теремов, позднее. в XVIII веке, и в жилых помещениях горожан.

Русское изразцовое искусство, в котором широко отразились быт, обычаи и вкусы народа, было создано безымянными талантливыми народными художниками, выходцами из ремесленной части населения, в небольших гончарных мастерских, разбросанных по всей территории Московского, а затем и Русского государства. Сюжеты для своих изделий мастера черпали из легенд, преданий, из флоры и фауны, из печатных книг и смежных отраслей прикладного искусства: резьбы по белому камню, народных мотивов вышивки, набойки, кружев и чеканки. Проследить пути развития русского изразцового искусства и выявить некоторые местные производства стало возможным после того, как были обследованы многочисленные музейные экспозиции и фонды, наружные изразцовые декоры интерьеры храмов, светских и жилых зданий, тигельные печи и отдельные сохранившиеся изразцы, клейма, пояса, фризы, архитектурные детали. Была обследована огромная территория границами: от Смоленска, Пскова, Ленинграда— на западе до Соликамска, Перми, Кунгура — на востоке и от Белозерска, Великого Устюга, Черни—на севере до Орла, Рязани, Казани — юге.

Истоки русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве X—XI веков, Старой Рязани и Владимире XII века. При археологических раскопках в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.

Прерванное монголо-татарским нашествием, это производство возродилось через два с половиной столетия во Пскове и в Москве. Муравленые изделия Пскова и московские терракотовые плиты XV века, многоцветные рельефы Дмитрова и Старицы XV (?)—XVI столетий являются наиболее древними керамическими изделиями послемонгольского периода.

В XVII веке производство красных, муравленых и многоцветных изразцов распространилось по всей территории центральной части Русского государства. Ведущее место в эти годы принадлежало Москве, за столицей следовал Ярославль. В конце XVII—начале XVIII столетия изразцовые производства организуются в Петербурге и в очень далеких от столицы провинциях— Балахне, Соликамске, Великом Устюге и Тотьме.

Многоцветье в архитектурной керамике заявило о себе в Москве в середине XVI века, когда на некоторых московских соборах, а также в ближайших городах появляются изразцовые изделия невиданной красоты и формы. И здесь на первом месте следует поставить сокровеннейшую копилку русского зодчества — чудо-каменный цветок собора Покрова на Рву (ныне известный как собор Василия Блаженного).

Покровский собор — это поразительное равновесие и разнообразие подробностей. На центральном шатре зодчие поместили керамические «звезды», квадратные и ромбовидные изразцы, покрытые стекловидной полупрозрачной поливой зеленого, коричневого, желтого и оранжевого цветов. А в низу подкупольного барабана я сейчас искрятся на солнце ромбы изразцов, радужной лентой опоясавших основание главы, венчающей церковь Покрова. Мастера, создавшие Покровский собор, будто задались целью собрать в одном сооружении весь арсенал, всю сокровищницу русского зодчества, чтобы твердить неистребимую нашу самобытность, дивиться великому искусству народному и дать это диво далеким потомкам. Свое в этой сокровищнице заняло и удивительное искусство архитектурной керамики.

Печь, облицованная красными изразцами, словно раскрытая книга, могла рассказать о неведомых единорогах и грифах, о крылатой коннице только что изгнанных захватчиков, о легендарном царе древних Александре Македонском, о штурме града, о семиглавом драконе и чадолюбивом пеликане, кормящем птенцов собственным мясом. Позднее эти сюжеты перекочуют в рельефные изразцы с зеленой поливой.

Первый изразец, покрытый зеленой поливой, известен как уроженец Пскова. Оттуда он, видимо, и пожаловал в Москву в первой половине XVII столетия. Полную силу зеленый — муравленый—изразец (помните песню о траве-мураве?) наберет и в облицовке печей и в наружном керамическом уборе зданий лишь в середине XVII века.

Изразцовые печи украшали интерьеры жилых зданий, дворцов, палат. Также печи были либо круглыми, либо четырехугольными в плане, угловыми, простыми по форме и сложными многоярусными монументальными сооружениями. Облицовку выполняли одновременно с кирпичной кладкой. Главным украшением были, конечно, изразцы. Яркие, многоцветные, с разнообразными сюжетами, сценками, персонажами, мотивами.

Изменение стиля жилого интерьера в последней трети XVIII столетия оказало решающее влияние на дальнейшую эволюцию печей. Форма печей приобретает строгий, спокойный силуэт, четкость горизонтальных и вертикальных членений, уравновешенность орнаментального декора. Подобные печи называли голландскими, возможно, за роспись синим цветом на белом фоне, как на делфтских плитках-кафелях XVIII века. Очень немногие живописные изразцы века имеют точные даты их производства, большинство дошедших до нас печей находится музеях. Они перенесены из разобранных старинных домов, даты постройки которых, к большому сожалению, в настоящее время установить невозможно.

Девятнадцатый век не внес ничего нового в историю изразцового искусства. Четко прослеживается спад в это время того взлета, который был достигнут в расписных многоцветных изразцах в третьей четверти XVIII века. В первой четверти XIX века вновь появляются многосюжетные изразцы с пояснительными подписями но бытуют они очень короткое время и вскоре уступают место изделиям с упрощенной росписью.

В конце XIX века над созданием изразцового убранства печей увлеченно работал художник М. Врубель. в усадьбе Абрамцево под Москвой по его эскизам и при непосредственном участии были построены замечательные печи – истинные произведения декоративного искусства. Отдал дань изразцовой отделке печей и художник С. Малютин, по эскизам которого были построены печи в усадьбе Талашкино Смоленской области.

Упадок художественных ремесел, развитие промышленности, изменение стиля привели в первой половине XIX века к прекращению изготовления уникальных печей с ручной росписью на изразцах.

Техника изготовления изразцов

Создатели керамических изделий, как правило, — универсалы. Они должны знать многое глине, ее составе и свойствах, уметь пользоваться гончарным кругом, достигать высоких температур в печах для обжига, владеть тайной изготовления поливы — словом, быть художниками и технологами одновременно. Успех исследователя — историка или искусствоведа в области керамики — во многом зависит от умения увидеть и понять эту универсальность.

Изразец – это глиняная плитка квадратной или прямоугольной формы, имеющие с тыльной стороны коробки для крепления – румпы. Для изготовления изразцов использовались гончарные железо-известковые глины, проходившие в течение долгих лет специальную обработку: они вылеживались в ямах, выцмораживались, выветривались, замачивались и очищались от всех примесей. Тщательно перемешанная масса, освобожденная от влаги, набивалась в гладкие или резные деревянные формы, отсюда значение слова «образить» - украсить, то же что «израз» - от резать, образовывать. Затем оттиски сушились и обжигались в печи, приобретая красновато-коричневый цвет.

Такой образец покрывался белой, оловянной эмалью, расписывался и вторично обжигался. В процессе росписи сырая эмаль быстро впитывает краски, и поэтому от мастера требовалось точное владение кистью, умение работать без поправок, переписывая, доработок, безошибочно чувствуя, сколько краски взять, когда капля должна быть гуще, когда светлее.

Кисти для росписей – прочные и упругие – делали из волосинок, растущих в ушах быков. От мастера требовались знания технологического процесса, начиная от пород глин, их местонахождения до конструкции печей, температур обжига, дров, которыми топились печи, и еще о многом другом.

Рельефы были единственным украшением самых первых изразцов. На них изображались сцены охоты и битв, герои народных сказок, басен и былин, реальные и фантастические животные, персонажи славянской мифологии, среди которых чаще всего встречались Алконост – птица радости и Сирин – птица, символизирующая печаль.

Однако красные терракотовые изразцы оказались не совсем практичными. Из-за пористости материала они пропускали угар в помещение, быстро грязнились и, в конце концов, могли стать совсем черными. Чтобы избежать этих недостатков, в XVII веке рельефные изразцы стали покрывать защитным слоем – глазурью. Наиболее широко были распространены муравленные плитки, покрытые зеленой глазурью.

Лепка пластилиновой модели

Если раньше для формовки изразцов применялись деревянные формы, то теперь керамисты стали отливать их из гипса по вылепленным из глины моделям. При осторожном обращении с гипсовой формой в ней можно отформовать до двухсот изразцов. Если же изразцов требуется больше, то заранее сразу изготавливают несколько одинаковых форм.

Из-за ограниченного количества глины, мы изготовили модель из пластилина.

Лепку пластилиновой модели начинают с плинтуса, или основания. Форма его может быть различной. Его размеры выбирают с учетом камеры муфельной печи, в которой будут обжигаться готовые изразцы. Верхнюю грань плинтуса тщательно выравнивают правильцем, ножом или фанеркой.

Лепку производят в основном пальцами, но там, где необходимо получить более четкие формы или создать определенную фактуру, применяют стеки. На выровненную поверхность плинтуса наносят, переводят рисунок с эскиза. Затем вдоль контуров прокладывается на высоту предполагаемого рельефа скатанные из глины жгуты или нарезанные из пластины брусочки. Заполняется глиной пространство между наклеенными жгутами в пределах контуров и прилепляется пальцами каждую деталь рельефа.

Работая над деталями, постоянно следили за тем, что бы конфигурация их позволяла гипсовой форме свободно отделиться от изразца. Вылепив все основные части рельефа, выбирали стеками-петельками необходимые углубления. Одновременно с помощью стек придавали деталям белее четкую и выразительную форму. В завершении поверхность выглаживали губкой смоченной водой.

Изготовление гипсовой формы

Вокруг готовой модели вылепляли из пластилина бортик на расстоянии двух сантиметров и заливали гипсом. Его готовят из 7 частей гипса и 10 частей воды. Гипсовый раствор сохраняет необходимую текучесть только 2-3 минуты. Через 7-8 минут он теряет пластичность, а через 15-20 минут окончательно затвердевает. Поэтому работать приходилось четко и быстро.

Наносится тонкий слой жидкого гипса, следя за тем, чтобы были полностью заполнить все участки поверхности модели. Затем выливают оставшийся гипс. Заполнив всю опалубку до краев.

Как только гипс затвердеет, его снимают.

Формовка изразцов

Хорошо просушенную гипсовую форму кладут на стол и заполняют ее глиной. Вначале на все участки формы положить тонкий слой мягкой глины, вдавливая ее пальцами как можно плотнее в мельчайшие углубления рельефа, затем постепенно накладывают следующие слои, не переставая пальцами и ладонями уплотнять их. Когда форма будет набита глиной доверху, выравнивается верхний слой глины.

Мы лепили настенный изразец, поэтому его формовка на этом закончилась. При формовке печного изразца на его тыльную сторону крепят так называемую румпу (печники называют «рюмкой») с помощью ее изразец крепится в печной кладке.

Формовка окончена. Остается только подождать, чтобы изразец слегка подсох, и легким встряхиванием отделяем его от формы. Отформованные изразцы сушат, а затем обжигают и расписывают.

Сушка

Сушка – довольно сложный и длительный процесс. Поэтому надо запастись терпением и не пытаться его ускорить. Поспешность может свести на нет всю предыдущую работу: при быстрой сушке изделие покрывается многочисленными трещинами и коробится. На первом этапе сушки влага из изделия должна испариться как можно медленнее. В первые дни изразец сушат в помещении, где не бывает сквозняков.

На предварительную сушку уходит двое-трое суток. Чем лучше высохнет глина, тем больше надежды на то, что при обжиге не возникнет брак.

Примерно на четвертые сутки изделие можно досушить на батарее.

Высохшая глина приобретает достаточно высокую прочность, необходимую для дальнейшей обработки. Перед тем как подвергнуть обжигу, каждое изделие нужно тщательно осмотреть. Если будут трещины, их необходимо заделать. Трещину смачивают водой и замазывают мягкой глиной.

Кроме трещин, на изделии могут оказаться всевозможные неровности, случайные наслоения, приставшие к поверхности глиняные крошки и мелкие царапины. Испорченные участки зачищают наждачной бумагой, а затем удаляют глиняную пыль широкой кистью или щеткой.

Роспись ангобами

Ангоб – это глина, разведенная до консистенции сметаны. Цветными ангобами расписывают изразцы. Цвет их в основном теплый: красно-оранжевый (кирпичный), красно-коричневый, серый, желтый и д. р. Смешивая натуральные ангобы между собой. Можно получить множество тончайших оттенков. К ним нужно прибавить еще беложгучую глину. Приобрести глины, имеющие разнообразную натуральную окраску, довольно трудно, к тому же в их палитре отсутствуют холодные цвета – синие и зеленые, а также черный. Поэтому гончары просто окрашивают белую глину в нужный цвет солями металлов. При добавлении в беложгучую глину оксида хрома или хромпика получают зеленый цвет (травяной), оксида железа – красный и коричневый, медного купороса – бирюзовый.

Для окраски ангоб можно использовать гуашевые краски, красящим веществом которых являются оксиды металлов, например, кобальт синий, кобальт зеленый и окись хрома.

Для окраски глины в желтый и коричневый цвета можно вполне подойти оксид железа в виде окалины, снятой с поверхности железной окалины, снятой с поверхности железной трубы или самовара.

Цветные ангобы наносят на поверхность изделия кистью, рожком, воронкой, резиновой грушей, пластмассовым пузырьком и пипеткой.

Роспись ангобами производят до обжига, когда изделие находится в кожетвердом состоянии. Оно уже подсохло, но еще содержит достаточно влаги. Именно это обеспечит сцепление ангоб с его поверхностью.

Роспись выполняют либо непосредственно на изделии, либо после предварительной грунтовки белым ангобом. Грунт наносят на изделие широкой кистью. После грунтовки глине дают слегка подсохнуть, а затем приступают к росписи.

Обжиг изразцов

Обжигают изразцы в горнах, в муфельных печах (русских печах), а также в кострах. Крупное панно, которое не входит в камеру муфельной печи, обжигают по частям. На первой стадии обжига – примерно в течение двух часов температура должна быть не очень высокой. Через два часа заглядывают в смотровой глазок. Если внутри камеры темно, обжиг продолжается. Обжигают изразцы при температуре 900 градусов, керамические пластинки раскаляются докрасна.

Когда камера медленно остынет, в нее можно загрузить другие изразцы.

Загрузка камер муфельной плиты «навалом» допустима только при первом, так называемом утильном обжиге, когда на изделиях нет глазури и слипание им не грозит. Когда же на изделия будет нанесена глазурь, они должны стоять отдельно, не касаясь, друг друга, а значит, в камеру вряд ли войдет даже треть того, что удалось вместить в нее при утильном обжиге.

Защитные покрытия

Чтобы защитить керамическое изделие от проникновения влаги и воздействия вредных веществ, гончары стали все больше покрывать их тончайшим слоем стекла – так называемой глазурью, или поливой. Под тончайшим слоем глазури краски и ангобы становятся более сочными.

Наряду с бесцветной, широко используется цветная глазурь. Еще в XVII веке на Руси для облицовки печей наряду с «муравленными» (зелеными) применяли «цениные» (синие) изразцы, которые покрывались зеленой и синей глазурью. Собираясь в углублениях более толстым слоем, чем на выпуклых частях, глазурь как бы темнеет, а рельефные - становятся более выразительным.

Для подкрашивания глазури, также как и для ангобов, используют оксиды хрома, дающие зеленый цвет, меди – бирюзовый, кобальта – синий и железа – желтый и красно-коричневый.

После того как глазурь высохнет, изделия обжигают. При высокой температуре клей выгорает, а частицы стекла оплавляются и тонким слоем покрывают керамическое изделие. Чтобы глазурь не потрескалась, изделия должны остывать медленно вместе с печью.

«Глазуровать» можно изделия расписными масляными красками, темперой, гуашью, текстильными и растительными красителями. В качестве «глазури» используется бесцветный мебельный нитролак НЦ-222 и лак с золотистым оттенком НЦ-228. Лак мы наносили кистью.

Вместо глазури можно использовать силикатный клей (жидкое стекло), который дает на изразцах очень прочную и стойкую пленку. Силикатный клей можно подкрашивать акварельными красками и цветной тушью.

В результате работы над исследованием с изразцами, общаясь с удивительно радостным, праздничным искусством русских мастеров – изразецчиков мы смогли увидеть, сквозь ушедшее время, живую красоту их творения. С особым интересом мы исследовали технологию изготовления, с творческим подходом подходили в работе с ангобами (нанесении рисунка), экспериментировали температурный режим при обжиге. Нас радовало то, что получалось, но и огорчало – треснувшие формы и пластинки, недообожженные пластинки, отлетевшая краска, но с этим было интересно работать, возвращаясь вновь и вновь к новым образцам. Не случайно есть пословица, и она звучит так: «Не боги горшки обжигают, а мастера» а мастером может быть только тот, кто проявит трудолюбие, упорство и любовь к избранному делу. Со временем придет настоящее умение, и глина станет послушной в наших руках. За первым успехом придет следующий. Недаром великий Сервантес сказал: «Если гончар слепил один красивый сосуд, то может слепить их и два, и три, и целую сотню».

Анализируя результаты нашей работы, хочется сказать, что первый блин не получился комом. Получились хорошие образцы изразцов, которыми с удовольствием украсим помещение детского центра «Алькор».

После всего сказанного хочется сделать главный вывод, он состоит в том, что необходимо все это поддерживать, продолжать изучать, экспериментировать и продолжать творить вместе с детьми.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)