Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

СТИХИ НЕ УХОДЯТ

Чехов – небольшой город Южного Подмосковья, появившийся на карте в 1954 году, но имеющий глубокие исторические корни от села Лопасня, упоминающегося в летописях с 1175 года. Через эту землю проходили войска на Куликовскую битву, у д. Молоди сражались воины с ханом Девлет – Гиреем, армия Ивана Болотникова вела бои с царскими войсками, здесь собирались отряды на войну с Наполеоном, гремели отзвуки различных войн. С краем связаны имена сподвижников Петра I: Петра Еропкина (главного архитектора Петербурга) и Федора Соймонова (морского генерала, губернатора Сибири). Близ Чехова, в селе Васькине, бывали у Дмитрия Щербатова друзья – декабристы: Якушкин и Муравьев, сам он был опекуном Чаадаевых. Семь лет прожил в усадьбе Мелихово под Лопасней А. П. Чехов. Лечил больных, боролся с холерой, сажал сады и леса, строил амбулатории, школы, дороги, вел перепись населения, много писал.

Литературой в Лопасненском крае занимались в разные исторические периоды, но после смерти А. П. Чехова ее перестали поддерживать. Только в 1928 году, когда была основана газета «Красное знамя», она опять возродилась и стала искать местные таланты, чье творчество особенно близко и понятно. Позже в городе появились литературные объединения «Чайка», «Лира» и «Лопасненский родник». У истоков их были – единственный в стране слепой основатель альманаха Ким Федорович Саранчин и Михаил Иванович Камшилин, которого за похожую внешность за глаза называли лопасненским Львом Толстым. Они очень серьезно относились к творчеству местных авторов и не хотели, чтобы поэзия превратилась в просто популистские попытки «что-то творить».

Я делаю высшую ставку

На сердце и душу свою.

Стихи не уходят в отставку.

Стихи остаются в строю.

М. Камшилин.

Чеховский край богат талантливыми людьми, богат поэтами, тонко чувствующими многие стороны нашей жизни, безгранично любящими людей и свою землю.

Их произведения имеют широкую тематику, затрагивают разные стороны человеческого бытия. Среди поэтов - участников клубов и известные в городе краеведы П. И. Липатов, В. И. Мильков, А. М. Прокин, А. И. Конякина, К. Ф. Саранчин, А. П. Семенов.

Как интересных, неординарных по своему пониманию мира поэзии местных литераторов можно выделить Николая Воинцева, Кима Саранчина, Э. Хлебобдарову, Юрия Сбитнева, Евгения Гульцева, Александра Чумадеева, Николая Дорина, Александра Беспалько, А. Карабанову, А. Корнева. Особое место среди их товрчества занимает тема любви к родному краю. Образы города, его окрестностей, природы Подмосковья, местных жителей – колоритные, яркие, содержательные, и в тоже время простые, понятные, западающие в душу. Объединение «Лопасненский родник» не смотря на все изменения в жизни, продолжает свою работу, старается разнообразить направления творчества, больше непосредственно общаться с жителями города.

Край родной

Благословенный край родной!

Что для меня твои просторы,

Твои леса, овраги, горы,

Ручьи, звенящие весной?

Ответит песня родника

И ветер, что над полем мчится.

Сколь жизни суждено продлиться,

Все есть любовь и жизнь моя.

А. Карабанова

М. А. Камшилин – поэтический символ города

Страницы биографии

Михаил Иванович Камшилин родился 8ноября 1917 года в Калужской области. В 1930 году его семья переехала в Москву. Окончив 7классов, поступил учиться в Горно-взрывной техникум. Потом работал как специалист горно-взрывного дела на новостройках Урала, Памира, на ирригационных сооружениях в Средней Азии. В июле 1941 года из Ташкента его направили на фронт. Попал он в г. Брянск и в звании техника-лейтенанта занялся постройкой оборонительных сооружений.

Затем командовал взводом. Сапёрная часть, где служил Камшилин, начала возводить укрепления под Рязанью. Наступил декабрь 1941 года. После битвы под Москвой их войска стали отходить от нашей столицы. У саперов изменился характер работы, если раньше они только минировали, то теперь надо было заниматься разминированием. А мины у немцев были хитрые. Михаил подготовил взвод и стал его командиром. < Рис. 1 -М. И. Камшилин > Много горя и испытаний пришлось на плечи Михаила за годы войны.

Он – защищал Москву, был участником освобождения городов Бобруйска, Минска, взятия Кенигсберга, операций по форсированию Днепра, Березины, Вислы, Одера.

Войну Михаил Иванович закончил старшим лейтенантом в Берлине, где расписался на поверженном рейхстаге. Награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды, медалями «За Отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы» и другими. После войны служил в советской армии до 1971 года на офицерских должностях. Демобилизовался из армии в звании подполковника.

Алексей Корнеев, член Союза писателей Российской Федерации, в одной из статей о местных поэтах рассказывает:

. я не однажды встречал его на городских улицах или автобусных остановках. Седовласый, ростом невелик, а борода – ну прямо из толстовской эпохи, породившей тысячи последователей духовности и внешности гениального русского писателя-мыслителя. Именно Толстого и напоминал собой Михаил Иванович Камшилин, когда я встретился с ним лицом к лицу. Думается, и любой житель небольшого города, каким является подмосковный Чехов, обратил бы на него внимание.

Побывав затем на занятиях чеховских литераторов, собранных М. Камшилиным в литературное объединение «Лопасненский родник», захаживая к нему в квартирный кабинетик, что на пятом этаже, над известным в городе магазином культтоваров, все больше и больше проникался убеждением, что человек этот действительно наделен отменным поэтическим талантом. А литературная судьба его своеобразна: за стихи он взялся в столь почтенном возрасте, когда вокруг были не только сыновья и дочери, но и внуки, когда, казалось бы, не до такого занятия, как стихотворство,- знай свои дедовские хлопоты-заботы. Короче говоря, после ухода с военной службы, которой он отдал тридцать с лишним лет, после назначения пенсионного довольствия увлекся Михаил Иванович занятием, пристойным разве, как он раньше думал, для юношеской страсти. Стихи нашли на него как стихия. И превратились из увлечения в серьезное и осознанное творчество.

Отец двух сыновей и двух дочерей, дедушка двух внуков, он спозаранку, вроде жаворонка, мысленно изливает свои песни, только что рождаемые стихи, тут же записывает их, а двумя – тремя часами позже принимается за другие, чисто житейские «песни»: работа в саду, в огороде. На эту житейскую тему у него есть немало проникновенных стихов, к примеру, «В зимнем саду»:

Завален снегом сад зимой

И, вроде бы, там делать нечего.

Но я по тропочке домой

Из сада возвращаюсь вечером.

Меня влечет не птичий гам,

Пичугам в стужу не до пения, -

То юной яблоньке к ногам

Подброшу снег для утепления.

Как человек, прошедший суровую школу войны с первых и до последних ее дней, Михаил Иванович не мог, конечно, обойти ее молчанием. В его стихах военной темы – тяжесть собственных испытаний фронтовика (да и в мирное время – служба в радиационной зоне), боль за погибших, назидание молодым, не познавшим, что такое война и тревога за будущее Отечества.

Мне трудно даются стихи о войне,

Она же сидит, как заноза во мне.

Я вижу сквозь память, как люди горят,

Как рвет на куски все живое снаряд.

Как шла по Смоленщине вражья орда,

Сжигая деревни, хлеба, города,

Взрывая плотины, корежа мосты,

Пилила березы себе на кресты,

Сводила сосняк для солдатских гробов,

Сулила нам жизнь бессловесных рабов

Мне хочется ужас тех дней позабыть,

Как люди друг друга спешили убить,

Как делать старались друг другу больней.

Война – это подлость, вот сказ мой о ней!

Но я не писать о войне не могу:

Боюсь, что молчанием сердце сожгу.

Однако тема мирной жизни – для поэта главная. В его стихах читатель найдет и радость общения с родным городом, с милой сердцу подмосковной природой, и пищу для размышления о месте человека на земле, его назначении и долге перед ней, перед обществом. Ибо, по словам поэта,

С поста служения народу

Меня никто не увольнял.

Родом калужанин, волей судьбы связал свою жизнь с соседним Подмосковьем. И здесь нашел новое свое призвание, здесь он как бы заново родился, чтобы воспеть в стихах не только прославленный великим А. П. Чеховым уголок земли, но и окружающий нас мир, с его полем и лугом, речкой и лесом, с каждой травинкой и птицей в небе.

Я влюбленный человек

В подмосковную природу,

В синь больших и малых рек,

И в тропинку прямо к броду.

Я из этих, кто влюблен

В теплые дожди и грозы,

В голубой, как небо, лен,

В белые, как снег, березы

Кому было бы на пользу прочитать стихи Михаила Камшилина? Да всем, сказал бы я. Людям любого возраста, от старика и юноши до ребенка, людям любого ранга, любого понимания жизни. И каждый может найти в них что-то светлое и грустное, повод для размышления о своем долге и месте в этом мире. Недаром в обращении к своей самой простой читательнице поэт так расценивает свое творчество:

Я знаю, что ты правду хочешь

В моей поэзии найти

И только об одном хлопочешь-

Не сбиться с верного пути.

Не бойся: стих предельно ясен,

Ты убедишься в том сама.

Он и для сердца не опасен,

И для пытливого ума.

А в другом стихотворении откровенно замечает о призвании как поэта, хоть и поздно оно проявилось:

Если самочувствие мое

В возрасте таком интересует,

Отвечаю: вроде ничего,

И перед стихами не пасует

- Господи,- я Богу говорю,

Просыпаясь утром с петухами,

Помоги и дальше жизнь мою

Мне заполнить новыми стихами.

Но кто думает о возрасте поэта, пусть и будет ему восемь или девять десятков, если он способен на такие жизнерадостные стихи, на такие шуточно-веселые как, «Калачи из дыма», «Омлет из зайца» или «Чудак человек»?

Иду по лету в валенках и шубе,

Топчу дожди, утопшие в траве.

Я жить хочу три жизни с гаком в кубе,

Бродить, как Бог, по жизненной тропе.

Мне ясно все, как божий день, на свете.

Успел я все галактики открыть.

Я нынче самый нужный на Планете,

Меня никто не сможет заменить.

А о нем, самом – мудром, маленьком, добром, улыбающемся пишут его ученики:

Словно старец, в руке его посох.

Седовласый, с большой бородой.

А душою – совсем молодой,

Как косарь на размахе покосном.

Наш старейшина, наш старшина –

Я назвал бы Камшилина просто.

Хоть собой небольшого роста,

А в стихах он своих – вышина.

Литературное творчество

Марина Орлова часто рассказывала, как к Михаилу Ивановичу приходили стихи.

Она пишет:

- Как-то мы с ним размышляли о психологии рождения стиха.

–У меня тема возникает, как правило, на ходу. Иду в свой сад, и вдруг промелькнет воспоминанье. Не в комнате, сидя на стуле, а именно на ходу, в движении чувствую первый импульс.

–Первой рождается последняя строчка, как писала Цветаева, но все стихотворение пишется именно ради этой последней строчки.

–У каждого по-своему, – задумался тогда Михаил Иванович. – Да, приходит первое слово, первая искра, потом это развивается. Я пишу, как живу. Живу, как пишу. Строчки я не придумываю. Рождается одна строка, и к ней, как сестры, пристраиваются остальные. А потом я начинаю черкать. Потому что напечатанное стихотворение – это уже живое существо, и его уже не изменить.

–Стало быть, поэтому вы так долго не публикуете стихотворение «Черная речка», хотя читали его на творческих вечерах.

–У меня шесть вариантов «Черной речки», но ни один до сих пор не считаю безукоризненным. А поэму о Чехове переписывал пятнадцать раз. Самой удачной считаю поэму «В лесу под Костромой», об Иване Сусанине.

–Кстати, как же вы работаете, Михаил Иванович? – вырвался однажды бестактный вопрос, – после операции на глазах?

–Ну и что? Беру лупу и пытаюсь читать. Ночью начинаю хорошо различать буквы на пишущей машинке. Приспосабливаемость человека – Богом данная вещь.

В 1991 г. вышел первый сборник «С берегов Лопасни», подготовленный М. И. Камшилиным из материалов участников литобъединения «Лопасненский родник». С тех пор отредактировал и издал он несколько сборников, выпустил несколько своих книжек. Писатель Алексей Никифорович Корнеев буквально уговаривал Камшилина собрать документы для вступления в Союз писателей России. А Михаил Иванович искренне недоумевал – зачем ему членство, да еще на старости лет? Стихи от этого совершеннее не станут, а если работает он профессионально в современной литературе, то подтверждением тому его творчество, а не членский билет. В Союз писателей России Михаил Иванович Камшилин тем не менее был принят.

Поэтический сборник «Цвести подснежнику!» составили произведения литераторов подмосковного города Чехова, написанные в последнее время, и почти все они опубликовались впервые.

Представленные в нем авторы входят в литературное объединение «Лопасненский родник». С помощью руководителя объединения М. Камшилина «родниковцы» выпустили несколько книг стихов и прозы. «То ли судьба оказалась благосклонной к авторам этого сборника, - то ли расположение светил над подлунным миром вышло для них благоприятным,- тем не менее стихи, собранные по мартовским проталинам на лопасненских взгорьях, неожиданно обрели «суверенитет» под эгидой самого юного и привлекательного, радующего взор и душу первоцвета.

Представлены в сборнике и стихи Михаила Камшилина, трогательные, философские, например, «Инопланетяне», «Подснежник», «Старче»

Инопланетяне

Исхожена и воспета

Земля, где живет человек.

Но есть и иная планета-

Вода и морей, и рек.

Живут там другие твари,

Которых на пищу бьют.

Похлебку они не варят,

Спиртное они не пьют.

Плывут своими путями

По волнам к своим делам.

Они - ИНОПЛАНЕТЯНЕ

По отношению к нам

Мы ж из океана тянем

Рыб полные невода.

И жарит инопланетянок

Электросковорода.

Ведь мы для них,

Словно Боги,-

Гордился бы человек!

Стоит уже на пороге

Большой двадцать первый век

Подснежник

Весна все видит прозорливым оком,

Березы наливая сладким соком.

Заметила она под слоем снежным

Цветок с названием красиво – нежным.

Хоть он и слаб, одолевает стужу,

Росточком пробивается наружу

И силой красоты неистребимой,

И волею весны неколебимой

Спешит в букет для женщины любимой.

Мне скоро восемьдесят лет –

Почтенный возраст вроде.

Храня в мундире партбилет

И ордена в комоде.

Играю с жизнью

На ва-банк,

Не обливаюсь потом.

Хожу по пятницам в сбербанк

И в баню по субботам.

Со мной считается родня-

И сыновья, и внуки.

Без дела провести и дня

Мои не могут руки.

Очень интересна книга Михаила Камшилина «Слово Лопасне». Она содержит поэмы «Слово о Лопасне», «Набег», «Поэма о Чехове», разделы стихов «Чеховский меридиан», «Земляки – земляне», «Друзья А. П. Чехова» и многие другие. В книге «Междуречье» собраны стихи, поэмы, очерки поэта. Такие как «Поэма Родниковые берега» , «Воспоминание об Угре», «К вопросу о родстве», «У Мамврийского дуба», «вечерняя поверка» , «Калачи из дыма» , «Птичник» - почти 200 стихотворений.

Читать произведения Камшилина – одно удовольствие. Слова словно идут из его сердца и сразу попадают в твое, так понятны, образны, доступны.

Стихи М. Камшилина, посвященные родному краю

Особыми чувствами, необыкновенной красотой, безудержной любовью и бесконечным удивлением проникнуты стихи Михаила Камшилина, посвященные чеховской земле, ставшей для поэта второй родиной. Он любил Подмосковье как будто, любил живого человека. Он общается с этой землей как с другом, как с собеседником. Он любуется красотой и удивляется историческим событиям, он уважает его людей и открывает Подмосковье для своих читателей с другой, красивой, необычной, притягательной стороны.

Речка Лопасня

По ней не плывут пароходы.

Не крутит турбины она.

Течет себе долгие годы,

Прогретая солнцем до дна.

Рожденная каплей лесною

У древней стоянки Кресты,

Буянит тихоня весною

И рушит сухие мосты.

Ее берега источают

В нее родники свысока.

Как дочку родную, встречает

Лопасню соседка Ока.

Далекий задумчивый Каспий

Тоскует о нашей реке.

Есть добрая речка Лопасня

На чеховском материке.

Почта Чехова

На привокзальный дом тесовый,

Упрятавшись за палисад,

Из-за березок чуть высовывал

Перекосившийся фасад.

Об этом доме было вот, что

Известно более того,

Что Чехов был тут, эта почта

Открыта рвением его.

Он был тут первым адресатом

И Левитана приглашал

Отсюда в гости, и с усатым

Почтмейстером дела решал.

Сюда со всех концов России

Шли письма людям, а потом

В почтовых сумках разносили

Отсюда почту в каждый дом.

Потом дом был квартирой многим,

Обогревая их с трудом.

Когда ж он стал совсем убогим,

Тогда спасать решили дом.

Пилили лес, тесали бревна,

Сгружали камень и песок.

И подогнали в стенах ровно

Бревно к бревну, к бруску брусок.

И дом-старик омолодился-

Стал городским домам под стать,

Как-будто заново родился,

Чтоб городским музеем стать.

Город Чехов

Городов на свете много

Города как города,

Только к Чехову дорога

Полюбилась навсегда.

Лишь уеду не надолго

И опять сюда влечет,

Хоть Лопасня, а не Волга

Возле города течет.

Вьется дальняя дорога,

Необъятен белый свет

Городов хороших много,

А таких как Чехов – нет!

Зажигает вечер

Зажигает вечер над Лопасней

Тысячи сияющих огней.

Город Чехов, нет тебя прекрасней,

Нет тебя дороже и родней.

Рядом лес под синим небосводом

И бушуют хлебные поля.

И гордятся чеховским народом

Ближние и дальние края.

Ты делами знатными известен,

Младший брат российских городов,

Город и печатников, и песен,

Город металлистов и садов.

И тому, кто чести удостоен

Стать твоим, ты стал необходимым.

Все, что не достроено – достроим,

Все, что не имеем – создадим.

Мелиховский март

Весне всегда вольготней на селе.

На чеховском подворье за забором,

От влажного тепла навеселе,

Кричат грачи невероятным хором.

В такую пору Чехов молодой

Сюда приехал, лошадь понукая.

И снег, полупропитанный водой,

Одолевал, в калоши проникая.

И я дорогой, где ходил Антон,

Иду, пройдя бочком через ворота.

И кажется, что вот-вот выйдет вон он –

Хозяин здешний – из-за поворота.

Друзья и земляки о жизни и творчестве М. Камшилина

Марина Орлова вспоминает с друзьями о М. Камшилине.

Мы прощались в канун Покрова. Прозрачный осенний день был солнечный, тихий и сдержанный. Позолоченная листва будто излучала теплый свет, и в воздухе веяло покоем, прощением и печалью. Хотелось думать о вечном, о значительном. Достойно и величественно, как мудрый, добрый собеседник, блистательно красивая осень безмолвно подсказывала: спешите жить, любить и чувствовать.

Еще немного, и этот неповторимый поэтический пласт пережитого исчезнет, растворится в зиме тревоги нашей. Спешите ценить, пока неповторимо прекрасное живо, спешите радоваться возможности соприкоснуться с чудным впечатлением остановленного мгновения. Ведь все, имеющие дату рождения, имеет дату смерти.

Вот и теперь, в канун Покрова, покинула нас такая значительная доля мудрой поэзии, просветляющей душу. Покинул Михаил Иванович Камшилин. Перешла в небытие одна из ярких человеческих жизней, щедро излучавшая собственное вдохновенное творчество, в котором упруго пульсировало эмоциональное размышление над возвышенным и земным.

В последнее время ему все трудней было подниматься на пятый этаж в их доме без лифта. В восемьдесят три – то года. 11 октября, вернувшись из своего сада, Михаил Иванович в последний раз поднялся домой на пятый этаж и почувствовал неладное с сердцем.

– Я «скорую» вызову, – решила жена Ариадна Константиновна.

– Да подожди ты! Дай отдышаться. Обойдусь без «скорой»

«Скорая помощь» не помогла.

– В тот день, 11 октября, мы утром, как обычно, созвонились,– вспоминала Н. Н. Гольдина.

Я сидела за работой: для храма, делала панно - икону «Серафим Саровский». Работала и целый день думала про Михаила Ивановича. И вдруг. Невероятно! Я вгляделась в законченный портрет Серафима Саровского и оцепенела. Это был облик Михаила Ивановича. В это время позвонила дочь Михаила Ивановича и сказала, что папа умер. Вечером зашел Андрей Максимов, посмотрел на лик и воскликнул:

– Это же Михаил Иванович Камшилин!

– Какая достойная, красивая, благородная старость, – произнесла, помнится Ольга Юрьевна Авдеева, когда мы прощались с Михаилом Ивановичем. Такое надо еще заслужить. Он много прожил, потому что редко ошибался. Ведь он был сапером.

–Да, мы-то узнали Михаила Ивановича уже человеком почтенного возраста. По крайней мере, мне, в семнадцать лет, его шестьдесят казались глубокой старостью.

Ну и сказочная внешность царя Берендея, седовласого, седобородого, впечатляла, делала непохожим на всех знакомых. М. И. Камшилин приехал в яркий зимний день в Мелихово к Ю. К. Авдееву, директору музея А. П. Чехова.

–Ух ты! Какой красивый дед! «Кудесник, любимец богов»! Кто это?

Затеребила я Юрия Константиновича.

–Поэму о Чехове привез. Свою. Просит меня послушать: вдруг есть фактические неточности? Так что не смущай человека. Иди, занимайся!

–Но хоть кто это? - шепотом спрашивала я, пока сказочный старец с добрым лицом снимал тулуп.

–Камшилин. Михаил Иванович. Полковник в отставке. Фронтовик. Хороший поэт, – дал свои определения Ю. К. Авдеев и надолго заперся с Камшилиным.

Теперь остались лишь воспоминания. Подружились мы много лет спустя, когда я работала уже в редакции Чеховской районной газеты. Михаил Иванович с годами становился все импозантнее. Он входил неспешно, бесшумно, опираясь, как царь-Берендей, на посох. Немногословный, предупредительный, остроумный, до странности скромный.

В 1971 году впервые читатели увидели в газете стихи Михаила Камшилина, и с тех пор это имя привлекало к себе особое внимание среди прочих на литературной странице газеты, представляющей творчество наших земляков.

Когда-то Совет ветеранов дал ему, фронтовику поручение: возглавить культурно-просветительную работу среди ветеранов. Но Михаил Иванович объединил не только ветеранов. На его занятия в литобъединении потянулись и люди среднего возраста, и молодежь. Кто в городе мог бы, кроме него, вести работу на общественных началах? Кто был более авторитетен среди местной творческой интеллигенции? Пожалуй, никто.

Кто так взыскателен к себе и другим? Только он. Михаил Иванович обладал завидным талантом объединять творческих людей, умел разглядеть в человеке даже крупицу, даже крохотную искорку дарования. Он был взыскателен, но очень чуток и завидно терпим. Шуршащий шепот осенних листьев слышится в его фамилии: Кам-ши-лин. Мягкое, шелестящее, теплое, утешающее. Пообщаешься, бывало, с Михаилом Иванович, и словно успокаивающе зашуршали в душе камыши. И голос его был мягким, чуть глуховатым, спокойным, как тихий шелест. Помнится, я когда-то допытывалась:

–Камшилин, наверное, происходит от камыша?

–Скорее, истоки – в слове «камчи». Так называли у монголов плетку со свинцовым наконечником, типа нагайки,– предлагал он свою версию.

–Ну, плетка-нагайка никак не ассоциируется с вашим образом. Кнутом и пряником – это тоже не про вас.

Хотя то упоминания о воинах-монголах, о древних воинах вообще – объяснимо. Прежде всего, он был воином. События, сопровождавшие его появление в истории, были воинственными: он родился 8 ноября 1917 года. Великую Отечественную прошел до Берлина. Не прошел, а прополз: ведь он был сапером. На рейхстаге расписался: «Михаил Камшилин из Подмосковья». Среди боевых наград – орден Красной звезды, медаль «За отвагу». Потом служил он на ядерном полигоне в Казахстане. Но никогда он особо не рассказывал о своем военном прошлом. Он вообще мало говорил о себе, даже о своих стихах. О других – увлеченно, много, подробно.

Всегда поражал он своим оптимизмом, самоиронией, душевным мужеством, и безотказностью. Утомление, недомогание – словно это вообще не было ему знакомо. Не помню, чтобы он жаловался на плохое самочувствие. Не помню, чтобы он о ком-то хоть раз сказал плохо. И организатор он был, конечно, от Бога.

Представляете, что значит организовать конкурс? Да еще литературный, способный раскрыть новые имена? Михаил Иванович был главным организатором пяти районных литературных конкурсов, в каждом из которых участвовали десятки авторов, пишущих стихи и прозу. Благодаря конкурсам мы узнали, какую прекрасную психологическую прозу способен написать Александр Лецкий, как своеобразен поэтический дар Юрия Бошты и Александра Логунова, как замечательны короткие юмористические рассказы Елены Сафроновой, сколько выразительных стихов-песен у Юрия Дегтярева. Ему, организатору конкурсов, надо было побегать по коридорам власти, чтобы нашлись средства для поощрительных призов лауреатам конкурсов. Не было случая, чтобы Михаилу Ивановичу не удавалось сделать подарки конкурсантам. И ведь сам на себе тащил десятки книг в день подведения итогов конкурса. А сколько хлопотал он за своих «родниковцев», когда решал издательские вопросы! Не ради себя старался, чтобы достойные стихи и проза становились книжками. Как-то очень достойно, интеллигентно выглядели всегда его просьбы, не просительски, не подобострастно.

–Сам я очень долго работаю над стихами. И не верю тем, кто говорит, что пишет быстро, – говорил Михаил Иванович. – Сразу, быстро и легко получаются сырые стихи. Как говорил Антон Павлович чехов, «надо люто марать».

По вдохновению можно наговорить чего угодно. В эмоциональном порыве не всегда излагается ясно, точно, прозрачно. Потому и требуется шлифовка на холодную голову.

Никто никогда не обижался на его литературные «разборки». Потому что все замечания бывали по делу, все высказывания – корректны и тактичны. Он никогда не довлел, не угнетал, не усмехался, не ехидничал, даже если приходилось слушать стихи откровенно бездарные. Не довлел своей завидной эрудицией.

Даже если вспомнить его поэмы о Хафизе, об Иване Сусанине, об А. П. Чехове – какой объемный исторический материал требовалось осознать, осмыслить, чтобы передать поэтическим слогом!

Как до обидного мало мы знаем друг о друге. Ведь только в день похорон мне стали известны интереснейшие подробности его жизни. Анатолий Петрович Семенов сумел выведать, выпросить у фронтовика, полковника в отставке такие сюжеты, из которых могла бы получиться целая книга о военном прошлом М. И. Камшилина. А какой лиричный очерк можно было бы сделать о его музе – Ариадне Константиновне! В шестнадцать лет увез он от родителей свою невесту, и прожили они шестьдесят лет! Если бы вовремя спохватиться, то сколько мог бы Михаил Иванович порассказать о тридцатых годах, о занятиях в «Пионерской правде», куда он, студент Подольского техникума, ездил со своими стихами и прозой. Мало, до обидного мало почему-то мы общались, и ведь никто не мешал. Каждый день ходила мимо его дома, и не было весомых причин, чтобы не заглянуть в гости. Для своего же душевного благополучия. Каждая встреча с Михаилом Ивановичем облагораживала. Только сейчас понимаешь, как много для меня значили его добропорядочность, благожелательность, терпимость, неподдельный интерес к твоему творчеству, искренняя радость за твои успехи. Теперь все в прошлом.

Никогда теперь уже не мелькнет его бежевый тулуп на зимней улице. И голос его, глуховатый, мягкий, не услышишь по телефону. НО, остались его стихи. Вот возможность поговорить с ним по душам. Поэтические строки мудрого кудесника. Печатное слово. Вот все, что после нас остается.

Михаил Камшилин стал поэтическим символом города. Когда в 2000 году его не стало, для многих это была невосполнимая утрата, и казалось, город без него опустел.

Седой, с толстовской бородою,

С любимым посохом своим

И с мудрой, доброю душою –

Он мне запомнился таким.

Неспешно улицей шагает,

Где он – как свой, везде живет,

И где приветливо кивает

Ему весь чеховский народ.

Он город Чехов, город строил

И все, что мог, ему давал.

Он как ребенка его холил,

Он город этот воспевал.

И в знак признанья благодарно

Отметил город труд его,

Запечатлел навечно в мрамор

Как гражданина своего.

А Корнеев

В городе Чехове, одном из районных центров Южного Подмосковья много знаменитых и замечательных людей: исторических деятелей, военных, художников, музыкантов, краеведов, литераторов Одним из таких символов города является Михаил Иванович Камшилин. Он – ровесник Октября, родился в 1917 году в Калужской области. Окончив 7классов, поступил учиться в Горно-взрывной техникум. Потом работал как специалист горно-взрывного дела на новостройках Урала, Памира, на ирригационных сооружениях в Средней Азии. С июля 1941 года по 1945 год был на фронте. Участвовал в битве под Москвой, был сапером, участником освобождения городов Бобруйска, Минска, взятия Кенигсберга, операций по форсированию Днепра, Березины, Вислы, Одера.

Войну Михаил Иванович закончил старшим лейтенантом в Берлине. Награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды, медалями «За Отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы» и другими. После войны служил в советской армии до 1971 года на офицерских должностях. Демобилизовался из армии в звании подполковника.

Жители нашего города знают Михаила Ивановича больше как поэта. Часто его стихи можно видеть на страницах газет, да есть и не одна книга с его стихами. Они удивительны.

В результате проделанной нами работы мы составили тематическую экскурсию и рекламный буклет к ней для школьников в музее боевой славы гимназии для знакомства с биографией и творчеством нашего земляка. Материалы реферата и экскурсии можно также использовать в сценарии классного часа на краеведческую тему для учащихся с 1 по 11 класс.

Тематическая экскурсия может называться строками из произведения самого поэта:

Я делаю высшую ставку

На сердце и душу свою.

Стихи не уходят в отставку.

Стихи остаются в строю.

Ее следует провести по разделам:

1. Страницы биографии

2. Литературное творчество

3. Стихи, посвященные городу Чехову

4. Экскурсия в Музей памяти 1941-1945 годов г. Чехова, где имеются экспозиция, посвященная М. И. Камшилину и его фотографии.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)