Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

ИСТОРИЯ ДЕРЕВНИ ПОРОСЛОВО И СУДЬБЫ ЕЁ ЖИТЕЛЕЙ

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижал откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение настоящего и пример будущего».

Н. М. Карамзин

Каждый народ вправе гордиться своей историей. История русского народа – неповторимая, особенная, самобытная. Ее тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. Тридцать одно поколение создавало русскую историю. Каждое из этих поколений внесло вклад в общее дело. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей. Поэтому мы с благодарностью должны помнить о делах минувших, изучать и знать историю своего Отечества и своего народа.

Системность знаний отечественной истории помогает лучше понимать и воспринимать художественную литературу исторического жанра, видеть оттенки писательских замыслов, следить за глубиной их мысли, правдивостью слова. Без прошлого нет будущего. Эти временные пояса связывает живущий ныне человек, он сам творец своего будущего и своей истории.

Отношение к истории, сознание необходимости определить свое место в бытии человечества – один из важнейших показателей культуры общества. В переломные моменты жизни народа и государства содержание исторической памяти оказывает особенно заметное влияние на события, на поведение масс и личностей, оно сказывается в выборе путей развития страны. Как потерявший память человек безумен, – писал русский просветитель XVII века Сильвестр Медведев, – так и общество, лишенное правдивой исторической литературы, лишено разума. История с купюрами, по мнению Сильвестра, бессмысленна; история, выпячивающая добродетели и скрывающая злодейство – аморальна.

Русь – Россия – Российская империя, в этих словах заключен смысл истории нашей страны, ее зарождение, развитее, расцвет. Изначальная Русь, с византийским звучанием «Россия», преобразованная петровским творением, стала Российской империей.

Мы, печеряне, живем на земле, сердцем которой является Псково-Печерский монастырь. Мы преклоняемся перед этой святыней. Но у каждого человека есть еще и свои, дорогие только для него места, источники радости и счастья. Для меня таким заветным уголком на Земле является деревня Порослово.

С 1996 года я живу в деревне Порослово Паниковской волости Печорского района Псковской области, в 1,5 км от границы с Эстонией, в 52 километрах от Пскова, в 19 км от Печор. Это одна из тысяч исчезающих в России деревень. В ней насчитывается 5 (с дачниками 10) жителей. Население в моей деревне сейчас смешанное: русские, сето, а в начале XX века здесь проживали в основном сето.

История местности, где расположена моя деревня, уходит в глубь веков. Эта земля отражала многочисленные орды завоевателей, рвущихся к русским крепостям. Когда-то по дороге, расположенной в 100 м от того места, где в XIX веке появится моя деревня, шли ливонские рыцари от Нейгаузена на Изборск.

В работе я опиралась на проведенные мною исследования, опросы жителей деревни, фотодокументы, документы, воспоминания очевидцев, материалы по истории Паниковского края, имеющиеся в школе и сельской библиотеке. Большую помощь мне оказала книга «Petserimaa külad», изданная в Эстонии в 2006 году. Но текст в ней напечатан на эстонском языке, поэтому я обратилась за помощью к своей бабушке, которая помогла мне перевести некоторые страницы, касающиеся истории деревни. Моей деревне посвящены два рассказа данной книги. Их авторы: Николай Рауд и его сестра Хели Лаур (Рауд), которые раньше жили в деревне Порослово, а сейчас проживают в Эстонии.

19 сентября 2007 года мне удалось побеседовать с Верой Рейсаар, дочерью Рауд Ивана и Акулины. Вера Ивановна приезжала на могилы своих родственников и посетила родную деревню Порослово.

Самые ранние сведения о жителях деревни Порослово

Впервые меня заинтересовала история моей деревни после прочтения нескольких скупых строчек из Псковского синодика:

«Уроженцем деревни Порослово Печорского района был Панфилов Павел Петрович. Родился он 15 июля 1888 года в русской семье. Известно, что в 1909 году он окончил Псковскую Духовую семинарию. Рукоположен в чин иерея в 1913 году. Служил священником в Никольской церкви Качановской слободы Островского уезда. Арестован 29 декабря 1944 года, осужден ВТ войск РСФСР на 10 лет ИТЛ. Умер в лагере в 1952 году. Реабилитирован 26 января 1993 года. » Вера Рейсаар рассказала мне, что этот человек действительно родился в деревне Порослово. К настоящему времени от дома, в котором родился Павел Петрович, остались лишь кусочки фундамента.

Вскоре у меня появились более ранние сведения о деревне, когда мамина двоюродная сестра – Яника Кальюсаар, бывшая жительница соседней деревни, в настоящее время проживающая в Таллинне, приехала к нам в гости и привезла с собой книгу «Petserimaa külad», изданную в Эстонии (на эстонском языке) в 2006 году. Из этого источника я узнала о том, что в 1819 году Якоб Раудсепп (фамилия эстонского происхождения, происходящая от слова со значением «кузнец по железу») переехал в деревню Порослово из Выру, купив у Печерского монастыря 72 десятины земли. Документы на покупку земли потерялись во время второй мировой войны. Якоб принял православную веру. В 38 лет он женился на русской девушке Наталье, которой тогда было 26 лет. У них было двое детей: дочь Пелагея и сын Никита. В 1850 году Пелагея уехала из дому. Никита построил дом в 200 метрах от родителей, женился и стал жить самостоятельно. В деревне стало два дома: в одном доме жил Якоб Раудсепп, а в другом Никита (сын Якоба). В 1857 году Якоб умер. Его похоронили на Паниковском кладбище. Его жена Наталья умерла в 1862 году и похоронена она в Паниковичах.

В 1897 году проходила перепись населения, и по ее итогам стало известно, что в деревне было 9 мужчин и 6 женщин (всего 15 человек).

После смерти Якоба Раудсеппа от его фамилии отделили окончание сепп и все фамилии стали – Рауд (в некоторых документах писали фамилию Раут). Когда появились Рауды, тогда в деревне стало 5 домов.

У Якоба Раудсеппа было четыре внука, одного из которых звали Дмитрием. Недавно я обнаружила квитанцию Виленского Земельного Банка, в которой от 4 января 1913 года Раут Дмитрий Никитич взял ссуду под залог имущества.

Внуки Якоба построили дома в соседней деревне. Так зародилась деревня Трофимково, в которой живут наши близкие родственники.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что земля, на которой стоит деревня Порослово, в XIX веке принадлежала Печорскому монастырю, который, судя по многим документам, охотно продавал земли жителям Эстонии, обращая их при этом в православную веру. Таким образом, в XIX веке деревня Порослово точно существовала, но мне не удалось узнать, кто положил начало деревне и почему она так называется.

Мне удалось составить таблицу жителей деревни Порослово, имена которых мне известны.

Крестьянский быт конца XIX – начала XX веков

Крестьянская еда

В XIX – XX веках еда была очень скупой, но тем не менее сытной, а главное - полезной. Всю пищу готовили в печи. Хозяйки пекли булку, блины, хлеб, а так же готовили мясо, крупу, картошку. Во время поста люди ели простые продукты, такие как свекла, капуста, огурцы, суп с луком. С картошкой ели соленый творог, разбавленный водой. Соленое мясо хранили в бочках, а копченое (в то время мясо коптили в банях, которые топились по-черному) подвешивали в клети. Главная еда детей была: хлеб, молоко; летом: свежие огурцы со сметаной и луком. Сладостей никаких в то время не было, поэтому готовили сироп из сахарной свеклы, и дети его очень любили.

Воду брали из колодцев, так как они являлись главными источниками питьевой воды. На деревню был один колодец, вода в нем была очень хорошая и чистая. Сейчас в деревне в каждом доме есть колодец.

Одежда и обувь

Одежда является покрытием для защиты от негативных факторов внешней окружающей среды, таких как дождь, снег, пыль, ветер Одежда создается руками человека и тем самым она является материальной культурой. Наиболее достоверно можно изучить жизнь крестьян, исследуя повседневную одежду. Т. к. в деревне Порослово было смешанное население, то и каждый житель носил свою национальную одежду. Русские носили русскую национальную одежду, а народность сето соответственно носила национальную одежду сето.

Одежду шили на разные случаи жизни. Различали обыденную и праздничную одежду.

Обыденная одежда – это одежда, которую крестьяне носили каждый день (на работу, по дому), кроме праздников.

Крестьяне редко располагали финансами для покупки новых вещей, поэтому к одежде и обуви относились бережно, защищали от грязи, одежду регулярно стирали. Одежду хранили в предназначенных для нее местах: в сундуках, в шкафах. В хозяйстве обували лапти или поршни. Если люди шли в церковь, то красивую обувь несли с собой, а потом около церкви переобувались.

По данным опрошенных людей, одежду дома не снимали, объясняя это нехваткой времени, работой по дому. Зайдя в дом, обувь не снимали, т. к. пол был не покрашен, его мыли часто.

Чаще всего одежду и обувь шили сами или заказывали у мастеров. Одежду шили из льна, кожи, шерсти и других материалов. Одежда и обувь занимала в жизни людей очень важное место.

Женский костюм сето состоял из самотканого сарафана из черной толстой ткани, кофты с вышитыми рукавами; обязателен был фартук (на праздник – красивый, с вышитыми узорами; в будний день – простой, для работы), платок на голове. Женщины одевали много украшений.

В настоящее время в деревне не используются национальные костюмы. Но у некоторых жителей остались детали от национального костюма сето.

Личное хозяйство крестьян

Из животных в каждом доме была лошадь, 1 – 2 коровы, несколько свиней, овцы, у некоторых были гуси. Хозяйка должна была сделать домашнюю работу, успеть сходить на поле и в лес.

Земля в деревне была не очень плодородная, часто встречались песок и глина. Поэтому всегда старались как-то удобрить почву. Земли было немного. В основном сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овёс, гречу. Из овощей больше и чаще всего сажали капусту, картошку и огурцы.

У всех в деревне была лошадь для обработки земли. При помощи катка землю прикатывали для того, чтобы она была ровнее. Такую работу могла выполнять женщина, так как это считалось легким трудом.

Доходы у населения были с продажи льна, скотины, леса. В деревне был рей, в котором перерабатывали лён, сушили зерно. В рею стояла сортировочная машина, на которой сортировали зерно.

Народ в деревне был очень работящий, отзывчивый. Помогали друг другу. Если кто-то был больной или в деревне была свадьба, то соседи приходили и помогали.

В деревне Порослово жители также занимались пчеловодством.

Для огораживания земли в деревне стояла деревянная изгородь (тын), которая у населения сето отличалась своеобразием.

Церковные и деревенские праздники

Самые большие праздники в то время были Рождество, Троица и Паниковский крестный ход, который проходил в сентябре. Жители основательно готовились к праздникам. Все шли в национальных костюмах в Паниковскую церковь и на кладбище. Если люди шли на кладбище, то они брали из дома с собой все самое хорошее и вкусное, и поминали усопших родственников. На Рождество готовили праздничный обед (кровяная колбаса, мясо, холодец, картошка, запеченная в печке).

Все жители деревни старались соблюдать посты.

На свадьбе в деревне всегда играл свой гармонист - Иван Рауд.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)