Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Самоактуализация психических состояний личности через поэзию А.С. Пушкина

Задачи:

1. Определить источники формирования эмоционального мира А. С. Пушкина.

2. Подобрать и сгруппировать по темам поэтические произведения А. С. Пушкина, помогающие справляться с эмоциональными проблемами.

3. Выяснить эффективность воздействия созданного варианта библиотерапии поэзией А. С. Пушкина в группе учащихся 10 классов.

Каждому из нас приходилось сталкиваться в жизни с чувством одиночества, со страшной проблемой неуверенности в себе, с усталостью и депрессией, с неумением наладить отношения с окружающими. В наше напряженное время у людей редко бывает возможность расслабиться. Рост напряжения можно объяснить не только внешними факторами, но и нехваткой времени на то, чтобы использовать разнообразные психотерапевтические методики или обратиться за помощью к специалисту. Особенно трудно это сделать в юношеском возрасте, в период стабилизации личности.

Зарубежные и отечественные психологи отмечают, что сложные проблемы самоопределения, выбора жизненного пути оказываются не под силу некоторым старшеклассникам, тем, кто ощущает свою отчужденность, неприспособленность, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями. Это приводит к различного рода отклонениям, возникновению проблем в поведении или личностном развитии. В то же время у старшеклассников появляется новый аспект отношений – отношения к взрослому не только для решения разного рода вопросов, но отношения к взрослому как к наставнику, учителю в той или иной сфере, выступающему носителем соответствующего идеала.

Вне зависимости от времени, места, условий и окружения, лучшим терапевтом и лучшей терапией могут стать книги, поэтические в частности. Поэтический взгляд на мир органически присущ каждому человеку. Поэзия как составляющая часть жизни струится в общем жизненном потоке, облагораживая жизнь, добавляя необычные, яркие и неизведанные впечатления и ощущения, отвлекая, радуя, утешая, торжествуя над серой повседневностью. Стихи рождают причудливые ассоциации, своей глубинной музыкальностью восстанавливают гармонию в больной душе, обладают внушающим воздействием на человека. Стихи – это не просто речь, не просто говорение. Это – творение искусства, которое внушает нам что-то на своем особенном художественном языке и поэтому оказывает на нас неизъяснимое влияние. Выбор стихов становится делом очень ответственным. Выбранные стихи должны быть качественными во всех отношениях. А поэты станут для нас и утешителями, и руководителями, и консультантами, помогающими справляться с проблемами, которыми полна наша жизнь. Поэтому обращение и взрослых, и старшеклассников к поэтическому наследию А. С. Пушкина за советом и помощью весьма актуально в целях самосовершенствования, умения понимать себя, сознательно управлять своим поведением, эмоциональным состоянием.

Даже в том случае, если человек сам уже не в состоянии справиться со своими эмоциональными проблемами, он не пойдет к психотерапевту в силу некоторых причин:

• В работе психотерапевта всегда есть нечто искусственное,

• Психотерапевт, работая с человеком, всегда видит в нем «объект» познания. Но в человеке всегда есть что-то, что только он сам может открыть в себе, своем поведении, сознании, что не поддается внешнему воздействию.

• Психотерапевт всегда работает с крайними проявлениями эмоций, проводит коррекцию эмоционального состояния. В то время как лучше проводить профилактическую работу и не доводить себя до необходимости обращаться к специалисту, регулируя свое эмоциональное состояние.

Виды негативных эмоциональных состояний.

Апатия – состояние безучастности, равнодушия, полного безразличия к происходящему, окружающим, своему положению, прошлой жизни, перспективам на будущее. Это состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, упрощением чувств, ослаблением побуждений и интересов.

Аффекты – сильные эмоциональные переживания, которые возникают в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и выражаются двигательными и органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются комплексы.

Гипотимия – сниженное настроение, подавленность в виде опечаленности, тоскливости, безысходности, разочарования, ослабления привязанности к жизни. Положительные эмоции при этом поверхностны, могут полностью отсутствовать.

Депрессия – состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной и познавательной сфер, общей пассивностью поведения.

Мнительность – качество, присущее человеку, видящему во всем для себя что-нибудь неблагоприятное.

Растерянность – острое чувство неумения, беспомощности, непонимания самых простых ситуаций.

Страх – сплошной испуг, боязнь. Состояние ужаса, переносимое на все обстоятельства. Выражается переживанием опасности, угрозы жизни, здоровью, благополучию.

Стресс – обширный круг состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Тревога – неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, предчувствие катастрофы, напряденное ожидание трагического исхода.

Тревожность – склонность человека к переживанию тревоги.

Утомление – временное снижение уровня работоспособности под действием длительной нагрузки. Обусловлено физическим и психическим истощением. Снижаются показатели чувствительности, внимания, памяти, мышления, возникают отрицательные эмоции.

Начало работы личности над собой, первый шаг на пути самосовершенствования, которое связано с умением понимать себя, сознательно управлять своим поведением, эмоциональным состоянием – это самопознание. Только понявший и принявший себя человек способен раскрыть и развить свой жизненный потенциал. Психологи разработали множество методов сознательной регуляции психических состояний, многими из которых мы пользуемся полуосознанно на бытовом уровне в реальных проблемных ситуациях. Методами бессознательной регуляции психических состояний можно назвать следующие:

• Сильные эмоциональные состояния, перевозбуждение, может быть «выплеснуто» человеком спонтанно, не отдавая отчета в своем поведении. Такое поведение несет для организма охранительную функцию. Но для человека может иметь негативные последствия при нарушении социальных норм. Поведение человека будет социально приемлемым, если он снимает напряжение через спорт, тяжелую физическую работу.

• Часто, реагируя на сильные раздражители, стрессовые ситуации, человек вынужден сдерживать свои эмоции в силу обстоятельств. В этих случаях избыточная разрушительная энергия выплескивается на себя, что может просто напугать окружающих (человек заламывает руки, закусывает губы, грызет ногти и т. п. ).

• Бывают случаи, когда человек вынужден сдерживать двигательные реакции, оставаться внешне спокойным, не выдавая своего состояния ни жестом, ни мимикой. В этом случае избыток энергии направляется не вовне, а внутрь, в внутренним органам. Такое поведение выглядит социально приемлемым, не затрагивает ничьих интересов. Но у самого человека возникает сильное напряжение во внутренних органах: поднимается давление, учащается сердцебиение и дыхание. Такое поведение приводит к заболеваниям.

Способы сознательной регуляции своими психическими состояниями помогут разобраться в своих проблемах, снять остроту переживаний, облегчить душевные страдания и боль, не потерять самообладания в критических ситуациях, принять правильное решение.

Идея излечивать и корректировать настроение и эмоциональное состояние с помощью книг прослеживается в истории со времени возникновения первых библиотек Греции. Книги – мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, книги могут помочь в решении проблем.

Как и любая научная дисциплина, бибилиотерапия проявила себя гораздо раньше, чем получила официальный статус. Например, есть упоминание об Эразме Роттердамском, который лечил нарывы на лице чтением смешных книг. Исторический возраст библиотерапии подчеркивается ссылкой на сказки «1001 ночи», где в одной из сказок придворный врач рекомендовал своему властелину, страдавшему тяжелой болезнью и страхами, перелистывать страницы книги и этим его вылечил. А. С. Пушкин писал в своих бессмертных строках:

Коль мысли черные к тебе придут,

Откупори шампанского бутылку

Иль перечти «Женитьбу Фигаро».

Возникшая в конце 19 века на стыке психиатрии, психологии и библиотековедения библиотерапия в настоящее время переживает период осмысления своего предмета, метода, целей. Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние людей при минимально затраченных средствах. В одних случаях книга отвлекает человека от дурного влияния и направляет его энергию на достижение положительных целей, избавляет от скуки, пробуждает интерес к познанию, в других – книги заставляют пересмотреть всю свою жизнь, изменить не только отношение к чему-либо, но и поведение.

В начале нашего века специально занялись исследованиями о мощном влиянии чтения на человека, начали рассматривать книгу в качестве средства для изменения мышления или поведения человека.

Слово «библиотерапия» составлено из двух слов: «библио» - книга и «терапия» - лечение, в переводе оно означает «книголечение», «лечение книгой». Уже первые исследователи библиотерапии считали, что лечение книгой позволяет читателям идентифицировать себя с героем и понять, что они не единственные люди с подобной проблемой. По мере того, как герой решает эту проблему, читатель эмоционально включается в процесс и обретает понимание своей собственной ситуации.

Библиотерапия привлекательна еще и потому, что достаточно просто и эффективно помогает людям, стоящим перед трудностями, находить правильное решение.

Использование книг в психотерапевтических целях по-разному воспринимается учеными, врачами, практическими психологами, родителями, педагогами. Исследователи пришли к выводу, что увеличение программ по психологическому самопознанию, саморазвитию и самокоррекции в последние десятилетия содействовало привлечению интереса к популярным книгам этого направления для самостоятельного изучения и использования. Интерес к использованию библиотерапии в последнее время значительно вырос. Этот процесс отражает увеличение числа семейных и социальных проблем во всем мире. Это выражается в увеличении числа разводов, отчуждении молодых людей, проблемах социализации подростков, алкоголизме, злоупотреблении лекарствами, наркотиками и т. д.

Существует множество толкований термина «библиотерапия». Например:

1. Библиотерапия определяется как преднамеренное использование литературных материалов для понимания или решения актуальных терапевтических проблем человека .

2. «Итак, библиотерапия является одним из перспективных направлений психотерапии опирающимся на глубинные закономерности психотерапевтического процесса, особую природу психотерапевтической (художественной, педагогической коммуникации, механизмы художественного творчества и восприятия».

3. «В литературе встречается множество определений библиотерапии, отличающихся частностями, но единых в том, что эта область деятельности на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение тщательно подобранной литературы с целью его излечения или решения его личных проблем».

4. «Библиотерапия – «лечение книгой». Но в настоящее время такое толкование этого термина, пожалуй, недостаточно. Целесообразнее было бы говорить сейчас о лечении библиотекой в целом, ибо в эпоху кризисов «смутное состояние души» присуще не только пациентам неврологических клиник или других медицинских учреждений» .

5. «Библиотерапия, являясь частью психотерапии, имеет свои особые средства воздействия, опирается на мощный целостно-духовный потенциал мировой художественной литературы. Она может осуществляться как в традиционной форме организации библиотекарем условий для возникновения катарсиса (эмоционального потрясения) во время и после восприятия читателем художественных произведений, так и в форме организации в библиотеке условий для литературного творчества – творческого самовыражения личности (объектирования своих проблем, переживаний, мировидения через литературно-художественный текст, строящийся по особым законам, принципам – повтора, ритма и метафоры), что ведет к гармонизации мира человека»Библиотерапия определена как процесс или деятельность, разработанные, чтобы помочь индивидууму решать свои проблемы или лучше понять себя через ответы в литературе» (Бордерс).

6. Это лечебное воздействие на психику современных детей интересными книгами и атмосферой «теплого дома», где всегда дадут добрый совет и помогут разобраться в прочитанном.

Библиотерапия используется для того:

• чтобы проявить индивидуальное самосознание;

• чтобы улучшить понимание человеком своего поведения или мотивации;

• чтобы способствовать формированию адекватной самооценки;

• чтобы помочь определить человеку свои интересы и склонности;

• чтобы облегчить последствия стресса;

• чтобы показать личности, что он или она – не первый человек, столкнувшийся с такой проблемой;

• чтобы показать человеку, что есть более чем одно решение данной проблемы;

• чтобы помочь человеку обсудить проблему более свободно;

• чтобы помочь человеку спланировать правильный путь действий в решении проблемы;

• чтобы выйти на путь самопознания, самореализации и самоактуализации, достичь психологической зрелости.

Библиотерапия далеко ушла от медицины и приблизилась к психологии и педагогике. Психолого-педагогический подход выдвигает наиболее серьезные библиотерапевтические цели: развитие духовного мира, креативных способностей личности, формирование оптимистического видения мира, заинтересованности и потребности в чтении, потребности в самостоятельном поиске решений своих проблем с помощью литературы. Библиотерапия обращается к самым глубинным пластам личности, к внутреннему миру человека. Этим она совпадает по своим преобразующим задачам с педагогикой и психологией, может опираться на открытые педагогической психологией закономерности психического развития человека, формирование различных психологических структур, качеств, установок.

Говоря о роли писателя в библиотерапевтическом процессе, необходимо подчеркнуть, что эта роль может быть осознанной и неосознанной. К первому случаю можно отнести авторов, заранее рассчитывающих на определенную аудиторию, в первую очередь в литературе для детей. Во втором случае – неосознанной библиотерапии – писатель не задумывается о лечебном эффекте книги, а его произведения относят в библиотерапевтический круг за их литературные и общечеловеческие достоинства.

Книга является стимулирующим началом, средством воздействия при использовании библиотерапевтической техники.

В 40-е годы начали активно пропагандироваться и внедряться в библиотерапевтическую практику лучшие образцы классической и современной художественной литературы. Психотерапевтическая ценность художественной литературы характеризуется пониманием авторской модели действительности, преобразующей личность. Терапевтический эффект книги может основываться на узнавании человеком своей проблемы, травмирующей ситуации в художественном произведении и следовании заданным в произведении образцам выхода из подобных ситуаций, их психологического преодоления. При этом, чем более похожа ситуация, описанная в книге и герой на обстоятельства и характер человека, тем сильнее выражен эффект воздействия.

Таким образом, выбор книг становится делом очень ответственным и сугубо индивидуальным. Выбранные книги должны быть качественными во всех отношениях.

Преимущества библиотерапии:

• Процедура занимает мало времени.

• Не требует никаких специальных приспособлений и оборудования за исключением книг.

• Библиотерапия является надежным и доказавшим свою эффективность методом психотерапии, активно использующимся в нашей стране и за рубежлм.

• Не требуется обязательного присутствия психотерапевта.

• В искренних и абсолютно честных строках поэтов отсутствует элемент показной доброжелательности и искусственности присущей позиции и поведению психотерапевта.

• Книги воздействуют исподволь: они ненавязчивы и незаметны.

• К книге можно легко возвращаться. Перечитывание любимой книги тоже является библиотерапевтическим приемом.

• Цель перечитывания – найти ответы на жизненно важные вопросы, получить конкретные советы.

Что дает нам право обращаться за помощью и утешением именно к поэзии? В чем сила, смысл и предназначение настоящей поэзии?

Власть стиха над нашими эмоциями состоит в том, что интонационное движение его мощно и своеобразно. В родном для нас русском стихе мы особенно ярко можем различить ритмико-интонационные воплощения раздумья и страсти, восторга и скорби, торжественности и влюбленности. Стих обычно произносится монотоннее, равномернее, более замедленно, чем любая речь, особым образом влияя на нашу психику. Подлинный стих воздействует на нашу память своим обаянием и красотой. Становясь новообразованием, начинает свою целительную для души работу.

Можно долго и подробно описывать свои переживания и связанные с ними мысли и чувства прозой в письме или дневнике, но эффект при прочтении будет совсем не тот, каким он бывает после прочтения стихотворения, в котором эти мысли и чувства предельно сконцентрированы. Это сгусток эмоций, в этом целительная сила стихов. Это бальзам, настоянный на травах впечатлений и пережитых страданий и страстей. Чеканная речь стиха обладает намного большей силой воздействия, чем обычное слово. Стих помогает весомо утвердить свою мысль, усомниться в неразрешимости проблем, справиться с чувством безысходности, преодолеть страхи, тревоги, чувства одиночества и вины и т. д.

Мы пытаемся помочь открыть взрослым и детям «изумительную духовную реальность, носящую имя Пушкин», как сказал С. Франк. Поэтическое творчество Пушкина – это мощное напряжение, сосредоточение сил, способностей, разума, души и воли поэта. Энергетика его стихов переливается в душу читателя, стимулируя его жизненный творческий потенциал, стремление к самопознанию, самореализации и самоактуализации.

Сохраняя в поэзии всю непосредственность личной душевной боли, Пушкин как никто умел объективировать собственное страдание, насыщая его энергией общечеловеческого опыта. Знал Пушкин и целительную силу страдания. Для него лирически высказать духовную муку во всей ее обжигающей силе – значило хотя бы на время овладеть ею, напитать душу мужеством, которое не признает над собой власти даже страдания, пересиливая его, обращая в материал для творчества. Самовыражаясь в творчестве, страждущий дух поэта соединялся с миром во всей ее духовной безбрежности и вновь воскресал для жизни. Знал Пушкин и соблазны сосредоточенной рефлексии, уединенную работу духа, прорывающегося в глубины бытия. Но все эти духовные силы приведены Пушкиным в равновесие, и скрепляющим началом этого равновесия является творческое самообнаружение человека. сех вещей. пдеальная мается как свободное волеизъявление вершенства. нятыми социальными ценностями.

Человек у Пушкина – идеальная мера всех вещей, свободный властелин всех своих духовных сил. Человеческое сознание всегда должно нести в себе память о гармонии и красоте. Ведь чем более расколото оно, тем более оно нуждается в них: «Болящий дух врачует песнопенье».

Оптимизм Пушкина рождался из преодоления страданий и сомнений, из преодоления разочарования и безнадежности «жизни мышьей беготни». Пушкинская формула «самостоянье человека – залог величия его» удивительна по объемности заключенного в ней смысла. Он предполагает в личности потенциал воли, сокровенные запасы добра, энергию сопротивления натиску внешних обстоятельств.

Эффект библиотерапии поэзией Пушкина достигается не просто за счет узнавания в текстах своей травмирующей ситуации, но и за счет формирования у читателя активной самостоятельной жизненной позиции, которая помогает справляться с проблемами в будущем, за счет возможности стать психотерапевтом для себя и улучшить свою психологическую приспособленность. Человек становится более открытым, реалистичным и объективным в восприятии окружающих людей, эффективнее справляется с грустью и печалью, тоской и раздражительностью, тревогой и беспокойством.

В основе нашего подхода к исследованию проблем самоактуализации психических состояний личности через поэзию А. С. Пушкина – мысль академика Д. С. Лихачева о том, что «знание деталей жизни писателя удесятеряет силу воздействия его произведений». Нам и важна прежде всего «сила воздействия». Пушкинская муза искала душевного спокойствия и обретала силу в единении с природой, в опоре на исторический опыт культуры, в философии и религии.

«Пушкин умер в полном развитии своих сил и, бесспорно, унес с собою в гроб некую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем»,- писал Ф. М. Достоевский.

Мы не устаем перечитывать Пушкина – словно и впрямь хотим разгадать некую тайну, которую, по выражению Достоевского, поэт унес с собой в могилу.

Поэзия Пушкина притягивает не только благодаря своему совершенству, не увядающему со временем смыслу и звучанию. Она приглашает к размышлению, ставит непростые вопросы, и нам приятно размышлять над ними и отыскивать ответы, которые подчас совсем не однозначны. И кто знает, совпали бы эти наши ответы с тем, которые, может быть, предложил бы сам поэт, будь он сегодня среди нас. Но его среди нас нет – есть только его стихи. И нам самостоятельно приходится додумывать: почему же «тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман»? И вправду ли «гений и злодейство – две вещи несовместные»? Мы вправе усомниться в том, что

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Потому что

Есть упоение в бою

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане

Потому что

Всё, всё, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья –

Бессмертья, может быть, залог,

И счастлив тот, кто средь волненья

Их обретать и ведать мог.

Вряд ли нам захочется приписывать поэту надменные сентенции Мефистофеля, давно разочаровавшегося в человеческой природе:

Таков вам положён предел,

Его ж никто не преступает.

Вся тварь разумная скучает:

Иной от лени, тот от дел;

Кто верит, кто утратил веру;

Тот насладиться не успел,

Тот насладился через меру

Хотя, по размышлении, трудно взять и попросту отмахнуться от подобных «разоблачений»:

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей

Тут и в самом деле есть, над чем поразмышлять.

В конце 1829 года Пушкин написал небольшое, внешне не броское стихотворение, которое, однако, дает пищу весьма серьезным размышлениям:

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, Бог - изобретатель

Глубокие размышления вызывает это маленькое стихотворение из пяти строк, родившееся в голове поэта почти двести лет тому назад. Конечно, Пушкин унес с собой тайну рождения этого стихотворения, как, впрочем, и тайну рождения других своих стихотворений. Возможно, эти тайны кроются в размышлениях поэта, о которых мы никогда не узнаем. Возможно, он сам намекает на них в следующих строках, слетевших с его пера бессонной болдинской ночью в октябре 1830 года. Поэт хранил это стихотворение в черновиках. При жизни Пушкина оно не было опубликовано. Нам остается лишь поражаться той глубине, с которой поэт стремился проникнуть в сущность человеческого бытия:

Мне не спится, нет огня;

Всюду мрак и сон докучный.

Ход часов лишь однозвучный

Раздается близ меня,

Парки бабье лепетанье,

Спящей ночи трепетанье,

Жизни мышья беготня

Что тревожишь ты меня?

Что ты значишь, скучный шепот?

Укоризна, или ропот

Мной утраченного дня?

От меня чего ты хочешь?

Ты зовешь или пророчишь?

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу

Возможно, разгадать эту тайну помогут современники поэта, люди, окружающие его: лицейские друзья, горячую юношескую дружбу с которыми Пушкин хранил всю жизнь; деятели науки и искусства, женщины, которые любили его и которых любил он; они очень разные – по характеру, по степени влияния на поэта и его чувства к ним. Но каждая из них – личность яркая, незаурядная, вполне достойная того, чтобы её имя стояло рядом с его именем Это и «сильные мира» - царь Николай 1, шеф жандармов Бенкендорф, игравшие в жизни поэта весьма заметную роль. Отношения Пушкина с современниками и их отношения к нему позволяют нам глубже постичь творчество Пушкина, его характер, его личность.

Много прекрасных стихотворений Пушкин посвятил дружбе. Общительный, умевший ценить людей, Александр Сергеевич имел много друзей. Дружба для него была силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь. Друзей поэт приобрел ещё в Лицее, адресовал им свои послания, искренно и задумчиво откликался стихами на лицейские годовщины. Закончив лицей, выпускники решили встречаться ежегодно 19 октября, в день рождения лицея. В те годы, когда Пушкин был в ссылке и не мог быть вместе с друзьями, он не раз присылал им свои приветствия. В большом послании 1827 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминая дни жизни в лицее. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью: «Друзья мои, прекрасен наш союз!. »

«19 октября 1827 года» - это и стихотворная молитва за друзей юности:

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море

И в мрачных пропастях земли!

Пушкин поддержал своих осужденных товарищей вовсе не политически, но христиански – молился о них. Конкретный источник этого стихотворения – Литургия св. Василия Великого.

Одним из важнейших источников творчества А. С. Пушкина были священные тексты христианства – Библия, жития святых, слова литургического обихода, слова молитв Пушкин чаще всего обращался к священным текстам, которые звучали на церковных службах. Соответственно, библейские цитаты в его поэзии легко узнавались читателями-современниками, ведь они были у всех на слуху. Нам сегодня надо заново открывать для себя такого Пушкина, потому что, как сказал В. С. Непомнящий, «ныне мера религиозной необразованности и духовного невежества в обществе поистине не поддается описанию, знаменуя тем самым меру самоотрицания, в которое впала Россия»

Многие из нас сегодня не знают, что среди предков Пушкина – более сорока святых Русской Православной Церкви! Среди них равноапостольная великая княгиня Ольга (первая христианка Руси!), креститель Руси Владимир Святой, благоверные князья Борис и Глеб, Муромские чудотворцы Петр и Феврония, благоверный князь Александр Невский (предок Пушкина в 21-м колене) В 1826 году, при восшествии на престол императора Николая Павловича, мать поэта Надежда Осиповна обратилась к нему с прошением за опального сына. Какой же день она для этого выбрала? 30 августа (ныне 12 сентября) – день почитания святого благоверного Александра Невского!

Род Пушкина был освящен величайшей святыней христианского мира – частицей Ризы Господней, полученной в дар от первых Романовых. Александр Сергеевич Пушкин получил эту святыню (заключенную в металлическую ладанку) из рук умирающего дяди Василия Львовича (частица Ризы Спасителя передавалась от старшего к старшему в каждом поколении); ежегодно 10 июля – в святой праздник Положения Ризы – Пушкин заказывал молебен перед этой Святыней и передавал её потомкам (поэт завещал жене наказать старшему своему сыну – Александру – никогда не уклоняться от семейного обета).

Главной книгой человечества Пушкин считал Библию. Часто в произведениях поэта звучат отголоски молитв (он «был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их», по свидетельству Вяземского).

Казалось бы, какая разница, читал ли Пушкин тот или иной текст дома или слышал его, посещая храм? При исследовании источников поэзии Пушкина вопрос этот далеко не праздный. Наглядный пример в этом плане дает анализ пушкинского «Пророка». Традиционно он возводится к нескольким пророческим книгам (Исайи, гл. 6; Иеремии, гл. 1, 5, 20; Иезекииля, гл. 36 – кстати все эти главы читаются на церковной службе в определенные дни), а также к псалмам. Однако при чтении Псалтыри обнаружить конкретный источник пушкинского стихотворения практически невозможно. Если же обратиться к Литургии, эти источники видны невооруженным глазом: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (прокимен четверга, гл. 8-й).

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею Моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Как видим, Пушкин опирался именно на те стихи Псалтыри, которые используются в качестве прокимнов Литургии.

В эпоху пушкинского эпикурейства особенно близка ему была Книга Екклесиаста: размышления о «суете суетствий», о том, что всему свое время, каждому возрасту свое, и призывы есть, пить и веселиться «во юности твоей». Эти мотивы звучат в лирике Пушкина с Лицея до 1819 г. , и порой здесь трудно отделить «экклезиастические» настроения от влияния Парни, но в одном случае (послание Орлову «О ты, который сочетал») Пушкин называет Соломона в связи с главной идеей Книги Екклесиаста о суете сует:

Орлов, ты прав; я забываю

Свои гусарские мечты

И с Соломоном восклицаю:

Мундир и сабля – суеты!

Ироническое обыгрывание той же цитаты в лицейском стихотворении 1815 г. «К молодой актрисе»:

О Клоя, мудрые солгали:

Не всё на свете суета.

Позже, на рубеже 1820 – 1830-х годов, Пушкин вернулся к книге Екклесиаста совсем на другом, качественно новом уровне восприятия. Теперь мотив «всему свое время», тема смены поколений сопрягались с глубоко личными размышлениями Пушкина о переходе им некоего возрастного рубежа, о начале нового этапа жизни:

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь не видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды

И чей-нибудь уж близок час.

Младенца ли милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

«Всем время и время всяцей вещи под небесем: время рождати и время умирати, время садити и время исторгати сажденное Вся идут во едино место: вся быша от персти и вся персть возвращаются» (Еккл. 3: 1-2, 20).

Однако, наиболее часто овладевали Пушкиным «апокалиптические» настроения.

Богатейшее воображение Пушкина, проникнутое апокалипсическими символами, рождало, на первый взгляд, малопонятные образы. В стихотворении «Недвижный страж. » в облике Наполеона к Императору Александру является четвертый всадник Апокалипсиса, имя которому Смерть (Откр. 6:8).

Не исключено, что в том же мистическом ключе Пушкин воспринял нашествие саранчи, на борьбу с которой он был командирован в Одессе накануне дня своего рождения в 1824 году. Простые жизненные обстоятельства не вполне объясняют резко болезненную реакцию поэта на такое поручение: саранча действительно стала бедствием края, и на борьбу с ней были посланы не только мелкие чиновники и с ними Пушкин, но большинство служащих канцелярии графа Воронцова. Неадекватное восприятие Пушкиным этой ситуации не в последнюю очередь могло быть связано с апокалипсическим образом саранчи: «Пятый ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба она отворила кладязь бездны И из дыма вышла саранча на землю И сказано было ей, чтобы , чтобы не делала вреда траве земной а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев В те дни люди будут искать смерть, но не найдут её; пожелают умереть, но смерть убежит от них Одно горе прошло; вот, идут за ним ещё два горя» (Откр. 9: 1-6, 12).

Широко известна «Апокалипсическая песнь» Пушкина 1830 года – стихотворение «Герой», созданное в Болдине, окруженном холерными карантинами. Оттуда Пушкин писал М. П. Погодину: «Дважды порывался я к Вам, но карантины отбрасывали меня на мой несносный островок, откуда простираю к Вам руки и вопию гласом велиим Посылаю к Вам из моего Пафмоса Апокалипсическую песнь». В этой «песни» образы Апокалипсиса не лежат на поверхности, они скрыты: стихотворение насыщено автореминисценциями из «Недвижного стража» и отсылает к прежним, одесским апокалипсическим размышлениями Пушкина.

Образы Откровения св. Иоанна обнаруживают на глубинном уровне и другие произведения Болдинской осени.

Итак, Библия не только является непосредственным источником отдельных произведений Пушкина, но становится ключом к мировосприятию поэта, накладывая отпечаток на философские и лирические его размышления. Образы Книги Иова, Книги Екклесиаста и особенно Апокалипсиса в определенное время формировали устойчивые мотивы творчества Пушкина. Пик библейских настроений приходится на период наиболее интенсивных философских раздумий Пушкина конца 1820-х годов.

«Мы часто недооцениваем Пушкина как философа», - заметил Даниил Гранин. Причины такой недооценки или недопонимания философского мира Пушкина кроются, вероятно, в том, что Пушкин не принадлежит поэтам с ярко выраженной философской направленностью, как, например, Е. Баратынский или Ф. Тютчев. Стихотворений, главным содержанием которых является чистая философская мысль, в наследии Пушкина не так уж много, однако вся его лирика пронизана тем поиском истины, смысла жизни, который и является выражением пушкинской философии. В 1819 году в стихотворении «Деревня» поэт признается: «Я здесь, от суетных оков освобожденный, учуся в истине блаженство находить».

Поиск истины, в том числе и отвлеченной, философской истины, начался ещё в Лицее, в дружеских спорах об античных философах, о Руссо и Вольтере, о классической немецкой философии. Не случайно Владимир Ленский, прототипом которого был Вильгельм Кюхельбекер, «из Германии туманной привез учености плоды». Однако интерес к великим мыслителям уступал в жизни и творчестве Пушкина могучему интересу к живой жизни, к собственным попыткам понять природу человека, разгадать тайну судьбы, жизни, смерти и бессмертия, религии и науки, интуиции и опыта. В сущности, вся поэзия Пушкина – это вопросы поэта прежде всего самому себе, это вечная попытка самоосуществления, в отличие от толстовской мысли о самосовершенствовании.

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?.

В этом удивительном стихотворении поставлены, в сущности, все те вечные вопросы, на которые человечество ищет ответа с тех пор, как появился первый мыслящий человек. Душа, жизнь, смерть, судьба, сомненья – все это волнует ум Пушкина. Показательно, однако, что все эти мучительные вопросы Пушкин задает сам себе и пропускает через собственное, личное восприятие.

Это не означает, что Пушкин совсем не предрасположен к постижению вечных истин в общечеловеческом контексте. Мы найдем у него немало кратких и точных общих формул о жизни, судьбе, человеке. Ещё будучи лицеистом он написал:

Всё чередой идет определенной,

Всему пора, всему свой миг;

Смешон и ветреный старик,

Смешон и юноша степенный.

Пройдут годы, и Пушкин вернется к тем же раздумьям: «Вращается весь мир вкруг человека – ужель один недвижим будет он?» Стремительность течения человеческой жизни звучит даже в самом ритме стихотворения «Телега жизни», движение которой поначалу неудержимо («Мы рады голову сломать»), потом «нет уж той отваги», а концу пути

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И, дремля, едет до ночлега,

А время гонит лошадей.

«Телега жизни» как философская тема в искусстве возникла ещё в античной поэзии, к этому образу обращались многие великие художники, в том числе и Гете, но Пушкин не просто продолжает классическую традицию, но доводит её до предельной краткости, а потом поразительной ёмкости. Философская категория емкости времени для Пушкина не холодная отвлеченность, но всеобъемлющее понятие, в состав которого входят и воспоминания и надежды, и сомнения , и страдания как неотъемлемая часть души:

Безумных лет угасшее веселье

Мне суждено, как смутное похмелье,

Но, как вино, печаль минувших дней

В моей душе чем старше, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать.

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать

Поэт благословляет страдание как часть собственной жизни и судьбы, как оборотную сторону радостей и наслаждений. Пушкин не призывает смерть, но ясно понимает её неизбежность. Скоротечность жизни, неизбежность конца принимаются Пушкиным как естественный, природный ход вещей, а потому печалит, но не страшит, потому лирично, но не трагично.

Творческая манера поэта чужда отвлеченности, и абстрактные понятия обычно воплощены в конкретные образы, согреты человеческим чувством и преломляются через призму жизненного опыта. Интересна в этом плане философская миниатюра – стихотворение «Движение» - где поднята поэтом проблема существования материи. Движение и покой – вот вечный философский вопрос о форме, сущности бытия, и разрешен он в этом стихотворении наглядно просто. Однако Пушкин не поддается софистской простоте: жизнь намного сложнее умозрительных заключений и примитивных аналогий. Абсолютная истина скрыта в глубинах мироздания и, возможно, не поддается логическому осмыслению. Поэт опровергает упрощенность философского подхода к познанию бытия простым примером, предостерегающим от поспешных выводов и философских обобщений: «Ведь каждый день пред нами солнце ходит, однако ж прав упрямый Галилей».

Поэт – не философ, он не познает мир с помощью научных методов, а воплощает свои мысли в художественной форме. У Пушкина мы не найдем страха перед неизбежностью смерти как физического исчезновения, но есть философское осмысление разумности, высшей целесообразности жизненного процесса, его неизменности и цикличности.

Своеобразным продолжением этого пушкинского восприятия жизни и смерти становится его философия природы. Пушкин включает человека в природу, делает его отражением природного мира. Тревожное состояние мира («Мчатся тучи, вьются тучи») абсолютно созвучно с внутренним состоянием лирического героя; ликование природы («Мороз и солнце, день чудесный!. ») преклоняется с восторженным, ликующим ощущением лирического героя Пушкина; жажда свободы, страстное желание свободы вызывают в художественном сознании Пушкина образы природы, наиболее созвучные этой мысли: свободная стихия моря, гор, дикий степей

У Пушкина мы не чувствуем роковой границы, психологического барьера между природным и психологическим миром. У него не возникает и мысли о том, что природа покинула нас. Она предстает в его лирике как естественная среда обитания человека, и в таком отношении к ней проступает целостность народного восприятия природы, далекого от какой бы то ни было примеси рефлексии. Человек зависит от природы в самых высоких своих проявлениях, в творческих взлетах сознания. Охваченная поэтическим смятением , душа в эти минуты почти бессознательно ищет единения с природой:

Бежит он , дикий и суровый,

И звуков, и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы

Борение мрака и света, трагической эмоции, неизбежно оскудняющей картину мира, и неустранимо-природных влечений души, размыкающих сознание навстречу подвижному многообразию «живой жизни», вольной игре её стихий, не ведающей предела – всё это мы найдем в стихотворении «К морю», где Пушкин прощается с «властителем дум» своей молодости, Байроном, в год смерти великого англичанина.

Вообще, в лирике Пушкина немало упоминаний о замечательных поэтах, среди которых и лицейские друзья Пущин, Кюхельбекер, и Байрон, и Андре Шенье

Пушкину, по слова Ф. М. Достоевского, выпало право раскрыть русскую душу в её стремлении к всемирности и всечеловечности. Сам Пушкин с полным основанием назвал себя «министром иностранных дел на русском Парнасе». Связи поэта с мировой, преимущественно с европейской, культурой полны и многообразны. Здесь и сходство мироощущения, творческих устремлений, выразившееся в своеобразном «влиянии», которое оказали на Пушкина некоторые наиболее близкие ему иностранные мастера. Здесь и переводы иностранных писателей, занимающие значительное место в творчестве Пушкина, и тончайшие стилизации – «подражания», воссоздающие на русском языке особый «аромат» иноязычного оригинала, и глубокое критическое осмысление созданного в европейской литературе.

Пушкин рано познакомился с произведениями французских авторов ХП11 – ХУ1 вв. , вошел в мир комедий Мольера, трагедий Росина, стихотворной поэтики классицизма, провозглашенной Буало.

Позднее, уже в Лицее, увлечение фривольными сказками Лафонтена, шутливыми поэмами аббата Грессе и Парни с их салонным эпикукреизмом и игривостью сочетается с глубоким интересом к вольнодумному просвещению, проповедуемому Гельвецием, Гольбахом, Вольтером. Имя Вольтера особенно часто упоминается в стихах лицейского периода.

Ссылка Пушкина на юг обозначила существенный перелом в его мироощущении и творчестве. В творчестве Пушкина наступает пора романтизма, ознаменованная увлечением мятежной и мрачной лирой лорда Байрона. Сочинения великого английского романтика, героический ореол его личности и трагической гибели позволили Пушкину найти эстетическую формулу собственного протеста и разочарования.

Преодоление байронизма завершается в творческом сознании Пушкина в 1824 – 1826 гг. в уединении села Михайловское. Этот период означает начало объективного, реалистического восприятия действительности, многогранного непредвзятого взгляда на мир и историю. Закономерно, что в этом процессе его спутником и учителем становится Шекспир. Особенно восхищают Пушкина характеры, созданные великим драматургом: жизненно противоречивые, сложные, они отличаются от рассудочных и односторонних героев французского классицизма. «Шекспиру я подражал в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении планов»,- признавался Пушкин.

Учителем Пушкина в области исторического романа явился Вальтер Скотт. Судя по письмам, поэт был знаком с его произведениями уже на юге, но время наиболее интенсивного увлечения Скоттом совпадает с периодом реалистического становления Пушкина.

Отношение Пушкина к современной ему европейской литературе – по преимуществу романтической – было чрезвычайно сложным. С несомненным уважением относился Пушкин к предшественникам французского романтизма: к мадам де Сталь, Бенжамену Констану. Особенно ценил поэт психологический роман Констана «Адольф». В «Евгении Онегине» это произведение названо среди тех, в которых «отразился век и современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивый и сухой»

Наиболее близка Пушкину творческая манера Проспера Мериме. Из всех великих немецких писателей наиболее заметную роль в творческой жизни Пушкина сыграл Гете. Через всю жизнь поэт пронес почтительное преклонение перед «великаном романтической поэзии». Пушкин хорошо знал и ценил и чувствительного «Вертера», и историческую драматургию Гете; но более всего владели его воображением герои «Фауста». Так в пушкинском творчестве возникает тема «злобного гения», «духа отрицанья» - Мефистофеля.

Творческий отклик Пушкина вызывала поэтика английских романтиков «озерной школы» - Вордсворта, Кольриджа, Саути, а также близкого им Барри Корнуола, чья драматургическая манера оказала влияние на стилистику «Маленьких трагедий».

Кроме современной ему литературы крупнейших европейских государств: Франции, Германии, Англии, - воображением и мыслью Пушкина владели титаны Античности, Средневековья, Возрождения. Он был знаком с классиками Италии и Испании, с литературой славянских народов, с молодой американской словесностью. Библиотека Пушкина включала книги на 14 языках, многие современные и античные авторы были известны ему в подлинниках.

С благоговением относился Пушкин к Данте, восхищаясь «Божественной комедией». Неоднократно упоминается в стихах Пушкина другой великий поэт Италии - Тассо – «Торквато величавый», автор знаменитой поэмы «Освобожденный Иерусалим». Пушкину принадлежит перевод нескольких октав из поэмы «Неистовый Роланд» Ариосто.

Испанская литература также нашла отражение в творчестве Пушкина, в его критических статьях и заметках. Ценил поэт творчество реформатора театрального искусства Лопе де Вега. Изучая испанский язык, Пушкин обращался в качестве упражнения к тексту одной из новелл Сервантеса «Цыганочка». Испанские темы звучат в романсах «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир». С Испанией связан и сюжет трагедии Пушкина «Каменный гость».

Ещё в детстве Пушкин прочитал Плутарха, «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. Его лицейские стихи наполнены образами древней мифологии. Тем не менее дух и формы поэзии древних были первоначально увидены Пушкиным сквозь призму французской литературы. В поэзии зрелого Пушкина чувствуется несравненно более глубокое проникновение в тайну «божественной эллинской речи», в мироощущение древних. Творчество 30-х годов изобилует подражаниями и переводами из греческих и латинских поэтов: Анареона, Сафо, Катулла, Горация, а также подражаниями античных лириков.

Соприкосновение Пушкина с европейской культурой проявилось в его интересе к западному искусству – живописи, музыке, театру. Его внимание к изобразительному искусству оставило определенный след в творчестве. Уже на страницах лицейских стихов мелькают имена Рафаэля, Корреджо, Тициана, Пуссена, Альбана, Рембрандта. Образы Рафаэля, исполненные божественной чистоты и одухотворенности, становятся для Пушкина символами художественной гармонии. В стихотворных и прозаических произведениях Пушкина, его заметках и вскользь брошенных сравнениях ощущается стремление обогатить конкретность и зримость своего языка «чудесами немых искусств». «Ах, отчего мне дивная природа Корреджо искусства не дала?», «Трудиться б стал я жаркой головою, как Цициан иль пламенный Албан», «Иль краски взял Вернета иль Пуссена» - восклицает он.

Бальзам стихов, настоянный на травах впечатлений и пережитых страданий и страстей поэта, обладает огромной силой воздействия. Со стихами А. С. Пушкина легче справиться с чувством безысходности, преодолеть страхи и тревоги, чувство одиночества, понять себя и других, найти выход из проблем.

Использование созданной нами подборки поэтических произведений А. С. Пушкина целесообразно в работе со старшеклассниками, так как развивает интерес старшеклассников к поэзии, снимает проблему одиночества и поиска близкого человека в трудный период жизни, является источником вдохновения и творчества.

Цель нашего исследования: выяснить эффективность воздействия созданного варианта библиотерапии поэзией А. С. Пушкина в группе учащихся 10 классов.

Объект исследования: группа учащихся 10 класса, участников литературного объединения «Много голосов, один мир».

Методики исследования:

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона,

Методика экспресс – диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса.

Наблюдения.

Беседы.

Проведенное исследование, выводы на основании анализа полученных результатов диагностики, бесед, наблюдений позволяет говорить о взаимосвязи между снижением уровня субъективного ощущения одиночества, вероятности невроза и использованием библиотерапии поэзией А. С. Пушкина. По сравнению с 9 классом, у учащихся 10 класса снизился уровень ощущения одиночества, эмоционального напряжения.

Участие старшеклассников в работе актуализировало их потребность в самопознании, самодиагностике и самокоррекции, вооружило определенными навыками снятия психоэмоционального напряжения, стало основой их стабильного эмоционального состояния и действенного отношения к своему состоянию.

Кроме этого, созданная подборка поэтических произведений А. С. Пушкина, помогающая справляться с эмоциональными проблемами, литературные вечера, гостиные на литературном материале данной подборки, среди которых:

«Незаконченное расследование» (история жизни и творчества А. С. Пушкина),

«Святому братству верен я» (история одного выпуска),

«И славен буду я, доколь в подлунном мире» (Пушкин в поэзии серебряного века), могут быть использованы психологами, педагогами и для самостоятельной разработки сценариев уроков, внеклассных мероприятий.

Мы разработали рекомендации, которые по сути «стары, как мир», но предложены они по-новому, в виде необычного элексира для душевной боли – волшебного элексира поэзии А. С. Пушкина.

Разделы поэтической подборки стихов.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ:

« но мелко мерим мы наш дух, боясь великих дел»

Поэзия бывает исключительною страстию немногих, родившихся поэтами; она объемлет и поглощает все наблюдения, все усилия, все впечатления их жизни

Простите, игры первых лет!

Я изменился, я поэт

Уединение

«Если жизнь тебя обманет»

Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы

Полководец

Мой портрет (перевод с французского)

Моя эпитафия

Сапожник

И другие

«ДАВАЙТЕ ЛЮБИТЬ И РАДОВАТЬ ДРУЖБОЙ ДРУГ ДРУГА»

Без родины, предков, друзей и воспоминаний о первой любви нет личности, нет человека.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Две-три весны, младенцем, может быть,

Я счастлив был, не понимая счастья;

Они прошли, но можно ль их забыть.

К Пущину

(4 мая)

Послание к Галичу

Экспромт на Огарёву

Друзьям

Разлука

И. И. Пущину

В альбом Павлу Вяземскому

Ф. Н. Глинке

«На холмах Грузии лежит ночная мгла»

«Поедем, я готов; куда бы вы, друзья»

«Друзья мои, Прекрасен наш союз»

И другие

«ОБЛЕГЧЕНЬЕ ВЗВОЛНОВАННОЙ ГРУДИ»

Давно, когда я в первый раз

Услышал грустное преданье,

Тогда же дал я обещанье

Стихам поверить свой рассказ.

Городок.

Измены.

Из письма к кн. П. А. Вяземскому

В альбом Пущину

Любопытный

Добрый совет

Ответ анониму

На Воронцова

И другие

ПРИРОДА: «УСПОКОЕНИЕ»

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья

Воспоминания в царском селе.

«Простите, верные дубравы!. »

Зимняя дорога

«Ох, лето красное! любил бы я тебя,»

«Унылая пора! Очей очарованье!. »

«И каждой осенью я расцветаю вновь;»

Евгений Онегин (Глава седьмая)

Зимнее утро

И другие

«Я СЛЕЗЫ ЛЬЮ, МНЕ СЛЕЗЫ УТЕШЕНЬЕ»

И горько жалуюсь, и горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

Желание

Разлука

Осеннее утро

К Морфею

26 мая 1828

Прощанье

Воспоминание

Желание

Князю А. М. Горчакову

«МОЛИСЬ, ДУША»

Веленью божию, о муза, будь послушна

Молитеся – да взыдет к небесам

Усердная молитва православных.

Простите ж мне соблазны и грехи

И вольные и тайные обиды

Святой отец, приближься, я готов

«Отец людей, Отец Небесный,»

Мадонна

«Не дай мне бог сойти с ума. »

«Духовной жаждою томим»

«Как с дерева сорвался предатель ученик»

«Когда за городом задумчив я брожу»

«В дверях эдема ангел нежный»

И другие

«НАДЕЖДА УТЕШЕНЬЕ ПОДАЕТ»

Всё мгновенно, всё пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

К Чаадаеву

Разлука

«Храни меня, мой талисман»

И другие

Предчувствие

«Если жизнь тебя обманет»

Странник

АФОРИЗМЫ

«О, сколько нам открытий чудных»

И признаюсь – от вашей лиры

Предвижу много я добра.

В одну телегу впрячь не можно

Коня и трепетную лань.

Печной горшок тебе дороже,

Ты пищу в нем себе варишь.

Служенье муз не терпит суеты.

Тьмы низких истин мне дороже

Нас возвышающий обман.

Все мгновенно, все пройдет,

Что пройдет, то будет мило.

Что слава! – яркая заплата

На ветхом рубище певца.

Унылая пора, очей очарованье!

Здравствуй, племя младое, незнакомое!

Глаголом жги сердца людей.

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит.

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу.

Не дай мне бог сойти с ума.

Каков я прежде был, таков и ныне я.

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Я верю: я любим; для сердца нужно верить.

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Ах, обмануть меня не трудно!.

Я сам обманываться рад!

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

Все это, видите ль, слова, слова, слова.

Приложение.

Результаты психодиагностического исследования по методикам:

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона,

Методика экспресс – диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)