Работа  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Самоопределение выпускника

Одним из важных показателей жизненных позиций и ориентаций старшеклассников, несомненно, является предпочитаемый род деятельности у молодого человека. Предпочитая определенный род деятельности, молодой человек выражает свои ценностные ориентации и профессиональные стремления, специфическую оценку престижа. Дело в том, что выбирая профессию, он определяет свой будущий социальный статус и образ жизни.

В современный период происходят сложные и многообразные социальные изменения. Чем быстрее развивается общество, тем быстрее меняется субъективное отношение миллионов людей к различным профессиям, вариантам жизненных путей. Поэтому в своем исследовании нас интересовал вопрос - какой род деятельности у наших старшеклассников вызывает в настоящее время уважение? При этом особый интерес представляет изучение психологических и социально-психологических причин, влияющих в новое время на выбор профессии и определение их социального престижа.

Список наиболее престижных и достойных профессий возглавляют профессии бизнесмена, юриста, экономиста, инженера и замыкают список профессии врача, преподавателя, военного, работника сферы обслуживания, рабочего. Анализ полученных ответов свидетельствует, что сейчас нет места абстрактно-романтическому подходу к профессии, когда ее выбор рассматривался «как поиск призвания, смысла бытия», и совершается переход к реалистическому выбору, учитывающему как собственные стремления, так и потребности ближайшего окружения. Видимо, старшеклассники к выбору профессии подходят не «с философской точки зрения», а руководствуются «социально-экономическими отношениями».

Согласно нашим исследованиям, проведенным в 2003 году среди учащихся СОШ-14 г. Якутска, учащиеся были ориентированы на профессии инженера, особенно юноши 44,4%, это совпало с открытием Бауманского класса, введение ЕГЭ и профилизацией обучения в нашей школе. Следует отметить, что девушки выбрали профессию экономиста – 58,7%, а в нынешнем году – 24,2%. А в 2005 году лидирует профессия бизнесмена у городских старшеклассников- 55,5%, и у девушек - 42,4%. А среди сельских старшеклассников лидирует профессия бизнесмена, военного, врача. В основном юноши выбирают профессию военного-42,8%, девушки профессию бизнесмена-44,4% и врача-27,8%, юноши-28,6%.

Как видно из данных нашего исследования, работники сферы обслуживания- бармен, продавец, парикмахер и т. д. не пользуются большой популярностью среди старшеклассников, хотя они и продолжают оставаться значимыми как профессии, дающие наибольшую материальную обеспеченность и независимость. Ученые отмечают, что реальный выбор профессии в конечном счете связан с материальными условиями жизни общества, зависит от уровня производительности сил и производственных отношений, общественного разделения труда и вытекающей отсюда структуры занятий.

Но новое время формирует и новые интересы. Так, наряду с уже ставшими классическими профессиями, связанными с социальной престижностью, появились новые виды деятельности, как предприниматель и дизайнер-архитектор, дизайнер одежды, дизайнер интерьера. Эти профессии, требующие таких качеств, как деловитость, предприимчивость, коммуникабельность и творчество. В них они, вероятно, надеются реализовать свои стремления к самовыражению, самореализации, проявлению индивидуальности. Ориентацию старшеклассников сегодня на предпринимательскую деятельность, на работу в сфере бизнеса можно считать как стремление не просто к поиску лучшей жизни, но и как желание достичь более полного и совершенного профессионального проявления, максимальной самостоятельности в деле, в труде.

Итак, наш анализ подтверждает мнение о том, что выбор профессии- это социальная проблема. Социальные последствия происходящих изменений неоднозначны. Это отражается и в такой важной сфере, как выбор и оценка профессиональной деятельности. Проведенный обзор предпочитаемых видов деятельности старшеклассников, с одной стороны, указывает на специфическую систему ценностей современного подростка, в которую органически «вплетены» еще стремления к образованию, культуре, науке. С другой, он отражает дисбаланс между профессиональными личными шансами человека и реальной ситуацией, а также увеличение дистанции между желанием и возможностью конкретной личности.

Большинство опрошенных старшеклассников отдают предпочтение той школе, в которой учатся сейчас. В основном старшеклассники считают, что школа не способна подготовить к жизни – этому искусству каждый должен учиться сам. По мнению старшеклассников, образование существенно отстает от быстро меняющейся жизни. Повысилось желание учиться с углубленным изучением предмета у городских юношей-22,2%, если раньше было всего 5,5%. В 2003 году желающих учиться в своей школе было 61,1% юношей, но в то же время в гимназии – 27,7%. Но в этом году желающих остаться в своей школе всего 37% почти в два раза сократилось. Девочки в целом чаще выражают желание учиться в спецшколе или индивидуально, тогда как мальчики чаще хотят сменить школу. Следует отметить, что единодушно сельские и городские хотят учиться. Городские школьники отдают предпочтение учиться в гимназии и лицее. Сельские школьники хотели бы, но такой возможности нет. Однако отмечают, что кое-что из того, чему учат в школе, пригодится в дальнейшем.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)