Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Социально-политическая сатира в песенном творчестве А. Галича

«Мне все-таки было уже под пятьдесят. Я уже все видел. Я уже был благополучным драматургом, советским холуем. Я и понял, что больше так не могу. Что я должен, наконец, заговорить в полный голос, заговорить правду», - эти слова, сказанные Александром Галичем в 1974 году, накануне отъезда из России, дают ключ к пониманию его личности, его творчества. Он одним из первых среди бардов, да и один из первых в нашей литературе открыто выступил против официальной лжи, против всевластия партийного аппарата, против бессилия и страха, которыми было наполнено наше общество. Он стал, по существу, первым, кто, отказавшись от языка намеков и иносказаний, напрямую «заговорил правду». И правда у него говорит с удвоенной силой. Делалось это для того, чтобы лопнула гнилая тетива лжи. Он не давал остановиться сказавшему «А» демагогу и неумолимо вытягивал из него «Б». Брызжа слюной, его «идеолог» не только кричал, что «мы стоим на страже мира», но и от глупой злобы проговаривался, что «мы готовимся к войне». Чехарда с буквами «А», «И», «Б» в стихах поэта вырастала до глубины философской притчи о Добре и Зле, об Истине и Лжи.

Галич знал, что пути назад, отступления уже не будет. Наряду с Владимиром Высоцким, Юлием Кимом, Александром Башлачевым, Булатом Окуджавой, он стал основоположником авторской сатирической песни, отличающейся гражданским пафосом, острым осознанием маразма и лицемерия существующего строя:

Пусть другие кричат от отчаяния,

От обиды, от боли, от голода.

Мы-то знаем – доходней молчание,

Потому что молчание – золото.

Не без помощи Галича мы разглядели, что «диктатура пролетариата» часто была удобной маскировкой для «диктатуры бюрократа», бездуховного деспота в царстве сонных, мёртвых и умерщвлённых душ, который «в сАматохе перепутал бАмажки».

Галич не мог простить равнодушных, стукачей, трусов. В глухие застойные времена он бросил вызов страху, сковавшему уста многих его современников:

Если правда у нас на знамени,

Если смертной гордимся гордостью,

Так чего ж мы в испуге замерли

Перед ложью и перед подлостью?

В «Петербургском романсе», вроде бы посвященном декабристам, он говорит о другом событии: о дне 22 августа 1968 года, когда советские танки вошли в Прагу, а шестеро наших сограждан вышли на Красную площадь и подняли плакат со словами протеста. Первыми открыто они бросили вызов лживой системе, зная, что после этого их ждут пересылки, тюрьмы и психушки. Главная идея этого стихотворения, сформулированная А. Галичем со свойственной ему прямотой, - если ты не можешь, как другие, выйти на площадь, так оставайся честен хотя бы перед самим собой, не приумножай ложь, не участвуй во всеобщем безумии, не бойся!

И все так же, не проще

Век наш пробует нас –

Можешь выйти на площадь

В тот назначенный час?!

Особую роль в его творчестве играет тема сталинизма, особенно актуальная для той эпохи. О том, что Сталин жив, пока живы палачи, пока жива сама возможность возвращения тоталитаризма, – фантасмагория «Ночной дозор», показывающая картину памятников, разгуливающих по городу:

То он в бронзе, а то он в мраморе,

То он с трубкой, а то без трубки,

И за ним, как барашки на море,

Чешут гипсовые обрубки.

Я открою окно, я высунусь,

Дрожь пронзит, будто сто по Цельсию.

Вижу: бронзовый генералиссимус

Шутовскую ведёт процессию.

Это стихи – предупреждение, в которых плещется тревога: «Будьте бдительны! Сотни тысяч памятников «Вождя народов» маршируют по ночным опустевшим улицам»:

Утро родины нашей – розою.

Позывные летят, попискивая.

Восвояси уходит бронзовый,

Но лежат, притаившись, гипсовые!

Пусть до времени покалечены.

Но и в прахе хранят обличие.

Им бы, гипсовым, человечины –

Они вновь обретут величие!

Поэт находит в себе силы противостоять злу: «Я выбираю свободу, - но из боя, в бой. Я выбираю свободу быть просто собой» Его лирическому герою-борцу противостоят легионы обывателей, приспособленцев всех мастей и рангов, умевших молчать не «против», а «за». А «крикуны и печальники отшумели, сгинули смолоду». Им, «отверженным», - сострадание Галича.

Бедственные судьбы Мандельштама, Ахматовой, Пастернака, Зощенко стали его болью. Когда 2 июня 1960 года появилось сообщение правления Литфонда о смерти Б. Пастернака, последовавшей после тяжелой и продолжительной болезни на 71-м году жизни, Галич откликнулся стихотворением, в котором заявил, что Б. Пастернака убила не болезнь, а нечто другое:

А зал зевал, а зал скучал –

Мели, Емеля!

Ведь не в тюрьму и не в Сучан,

Не к «высшей мере»!

И не к терновому венцу

Колесованьем.

А как поленом по лицу –

Голосованьем!

И кто-то спьяну вопрошал:

«За что, кого там?»

И кто-то жрал,

И кто-то ржал над анекдотом.

Когда на фестивале бардовской песни в Новосибирском академгородке он исполнил песню "Памяти Пастернака", весь зал поднялся со своих мест и некоторое время стоял молча, после чего разразился громоподобными аплодисментами. Галич получил приз – серебряную копию пера Пушкина, почетную грамоту Сибирского отделения Академии наук СССР, в которой написано: "Мы восхищаемся не только Вашим талантом, но и Вашим мужеством. "

«Песня исхода», которая датирована 20 декабря 1971 года, посвящена уезжающим Виктору и Галине Некрасовым, которых та же система вытолкнула из страны:

Я не плакальщик и не стража

И в литавры не стану бить.

Уезжаете? Воля ваша!

Значит – так тому и быть.

Для себя же он решил по-другому:

Кто-то же должен, презрев усталость,

Наших мертвых стеречь покой.

Но вышло, к сожалению, иначе. Его исключили из членов Союза советских писателей за несоответствие высокому званию члена данного Союза. Галича обвинили в политической неблагонадежности, антисоветчине, в нелюбви к родине и даже литературном мародерстве.

Не медведи. Не львы, не лисы,

Не кикиморы и сова –

Были лица – почти как лица

И почти как слова – слова.

За квадратным столом по кругу

(В ореоле моей вины!)

Всё твердили они друг другу,

Что друг другу они верны

Говорят, что в доказательство неблагонадежности Галича на том самом заседании прокрутили «Старательский вальсок» (1936) – одну из самых прямых и честных его песен. «Молчальники», вышедшие в «начальники», узнавали себя в этих строчках и мстили Галичу за собственную слабость, трусость, за то, что продали собственный талант за благополучие и спокойную жизнь. Именно о таких писал поэт:

Хорошо ему у пирога,

Все полно приязни и приятельства –

И номенклатурные блага,

И номенклатурные предательства.

С каждым днем любезнее житье,

Но в минуту самую внезапную

Пусть ему – отчаянье моё

Сдавит сучье горло чёрной лапою.

Вот за что изгоняли Галича: за смелость, за дерзость, за прямоту, за правду. Но он вернулся. В свой город. В свою страну.

Его песни сейчас переживают второе рождение, потому что «за минувшие годы мы не только не залечили ни одной болезни, не разрешили ни одного мучительного вопроса, не приблизились к чему-то лучшему и Сашины сарказмы ничуть не пожухли, напротив, выострились. Теперь пришло время называть все своими словами прямо в лоб», - так писал Юрий Нагибин еще в 1989 году.

Действительно, как современны, как злободневны некоторые его стихи. Вот хотя бы песенка «За семью заборами»:

А в пути по радио

Целый час подряд

Нам про демократию

Делали доклад.

А за семью заборами,

За семью запорами

Там доклад не слушают –

Там шашлык едят!

Это ли не одна из примет нашего времени!

Еще одна грань творчества Галича – песни об отчем доме. Дом для поэта – начало начал:

Ты не часто мне снишься, мой Отчий Дом,

Золотой мой, недолгий век.

Но все то, что случится со мной потом, -

Всё оттуда берёт разбег.

Однако оказывается, что в этом доме есть хозяин –«некто с пустым лицом» и «свинцовым глазом», а сам поэт был здесь не сыном, а лишь жильцом, которому, чтобы «вырваться из домов», надо либо солгать, либо слукавить – может, «вымолишь тишь да гладь». Но ложь, лукавство – это не для поэта. Правда всегда оставалась его жизненным кредо:

Но уж если я должен платить долги,

То зачем же при этом лгать?

Истинным драматизмом, любовью, верностью Отчему Дому наполнены последние строки стихотворения.

В 1974 году, покидая Россию, Галич сказал: «Единственная моя мечта, надежда, вера, счастье – удовлетворение в том, что я всё время буду возвращаться на эту землю. А уж мёртвый-то я вернусь в неё наверняка»:

Понимаю, что просьба тщетна:

Поминают поименитей!

Ну, не признают, так хоть чем-то,

Хоть всухую, но помяните!

Хоть за то, что я верил в чудо,

И за песни, что пел без склада,

А про то, что мне было худо,

Никогда вспоминать не надо!

К сожалению, за границей Галич прожил чуть более трех лет. Его смерть была нелепой, случайной. Но на родину он вернулся. Вернулся своим творчеством, своим талантом, своими острыми, злободневными песнями.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)