Социально-политическая сатира в песенном творчестве А. Галича
«Мне все-таки было уже под пятьдесят. Я уже все видел. Я уже был благополучным драматургом, советским холуем. Я и понял, что больше так не могу. Что я должен, наконец, заговорить в полный голос, заговорить правду», - эти слова, сказанные Александром Галичем в 1974 году, накануне отъезда из России, дают ключ к пониманию его личности, его творчества. Он одним из первых среди бардов, да и один из первых в нашей литературе открыто выступил против официальной лжи, против всевластия партийного аппарата, против бессилия и страха, которыми было наполнено наше общество. Он стал, по существу, первым, кто, отказавшись от языка намеков и иносказаний, напрямую «заговорил правду». И правда у него говорит с удвоенной силой. Делалось это для того, чтобы лопнула гнилая тетива лжи. Он не давал остановиться сказавшему «А» демагогу и неумолимо вытягивал из него «Б». Брызжа слюной, его «идеолог» не только кричал, что «мы стоим на страже мира», но и от глупой злобы проговаривался, что «мы готовимся к войне». Чехарда с буквами «А», «И», «Б» в стихах поэта вырастала до глубины философской притчи о Добре и Зле, об Истине и Лжи.
Галич знал, что пути назад, отступления уже не будет. Наряду с Владимиром Высоцким, Юлием Кимом, Александром Башлачевым, Булатом Окуджавой, он стал основоположником авторской сатирической песни, отличающейся гражданским пафосом, острым осознанием маразма и лицемерия существующего строя:
Пусть другие кричат от отчаяния,
От обиды, от боли, от голода.
Мы-то знаем – доходней молчание,
Потому что молчание – золото.
Не без помощи Галича мы разглядели, что «диктатура пролетариата» часто была удобной маскировкой для «диктатуры бюрократа», бездуховного деспота в царстве сонных, мёртвых и умерщвлённых душ, который «в сАматохе перепутал бАмажки».
Галич не мог простить равнодушных, стукачей, трусов. В глухие застойные времена он бросил вызов страху, сковавшему уста многих его современников:
Если правда у нас на знамени,
Если смертной гордимся гордостью,
Так чего ж мы в испуге замерли
Перед ложью и перед подлостью?
В «Петербургском романсе», вроде бы посвященном декабристам, он говорит о другом событии: о дне 22 августа 1968 года, когда советские танки вошли в Прагу, а шестеро наших сограждан вышли на Красную площадь и подняли плакат со словами протеста. Первыми открыто они бросили вызов лживой системе, зная, что после этого их ждут пересылки, тюрьмы и психушки. Главная идея этого стихотворения, сформулированная А. Галичем со свойственной ему прямотой, - если ты не можешь, как другие, выйти на площадь, так оставайся честен хотя бы перед самим собой, не приумножай ложь, не участвуй во всеобщем безумии, не бойся!
И все так же, не проще
Век наш пробует нас –
Можешь выйти на площадь
В тот назначенный час?!
Особую роль в его творчестве играет тема сталинизма, особенно актуальная для той эпохи. О том, что Сталин жив, пока живы палачи, пока жива сама возможность возвращения тоталитаризма, – фантасмагория «Ночной дозор», показывающая картину памятников, разгуливающих по городу:
То он в бронзе, а то он в мраморе,
То он с трубкой, а то без трубки,
И за ним, как барашки на море,
Чешут гипсовые обрубки.
Я открою окно, я высунусь,
Дрожь пронзит, будто сто по Цельсию.
Вижу: бронзовый генералиссимус
Шутовскую ведёт процессию.
Это стихи – предупреждение, в которых плещется тревога: «Будьте бдительны! Сотни тысяч памятников «Вождя народов» маршируют по ночным опустевшим улицам»:
Утро родины нашей – розою.
Позывные летят, попискивая.
Восвояси уходит бронзовый,
Но лежат, притаившись, гипсовые!
Пусть до времени покалечены.
Но и в прахе хранят обличие.
Им бы, гипсовым, человечины –
Они вновь обретут величие!
Поэт находит в себе силы противостоять злу: «Я выбираю свободу, - но из боя, в бой. Я выбираю свободу быть просто собой» Его лирическому герою-борцу противостоят легионы обывателей, приспособленцев всех мастей и рангов, умевших молчать не «против», а «за». А «крикуны и печальники отшумели, сгинули смолоду». Им, «отверженным», - сострадание Галича.
Бедственные судьбы Мандельштама, Ахматовой, Пастернака, Зощенко стали его болью. Когда 2 июня 1960 года появилось сообщение правления Литфонда о смерти Б. Пастернака, последовавшей после тяжелой и продолжительной болезни на 71-м году жизни, Галич откликнулся стихотворением, в котором заявил, что Б. Пастернака убила не болезнь, а нечто другое:
А зал зевал, а зал скучал –
Мели, Емеля!
Ведь не в тюрьму и не в Сучан,
Не к «высшей мере»!
И не к терновому венцу
Колесованьем.
А как поленом по лицу –
Голосованьем!
И кто-то спьяну вопрошал:
«За что, кого там?»
И кто-то жрал,
И кто-то ржал над анекдотом.
Когда на фестивале бардовской песни в Новосибирском академгородке он исполнил песню "Памяти Пастернака", весь зал поднялся со своих мест и некоторое время стоял молча, после чего разразился громоподобными аплодисментами. Галич получил приз – серебряную копию пера Пушкина, почетную грамоту Сибирского отделения Академии наук СССР, в которой написано: "Мы восхищаемся не только Вашим талантом, но и Вашим мужеством. "
«Песня исхода», которая датирована 20 декабря 1971 года, посвящена уезжающим Виктору и Галине Некрасовым, которых та же система вытолкнула из страны:
Я не плакальщик и не стража
И в литавры не стану бить.
Уезжаете? Воля ваша!
Значит – так тому и быть.
Для себя же он решил по-другому:
Кто-то же должен, презрев усталость,
Наших мертвых стеречь покой.
Но вышло, к сожалению, иначе. Его исключили из членов Союза советских писателей за несоответствие высокому званию члена данного Союза. Галича обвинили в политической неблагонадежности, антисоветчине, в нелюбви к родине и даже литературном мародерстве.
Не медведи. Не львы, не лисы,
Не кикиморы и сова –
Были лица – почти как лица
И почти как слова – слова.
За квадратным столом по кругу
(В ореоле моей вины!)
Всё твердили они друг другу,
Что друг другу они верны
Говорят, что в доказательство неблагонадежности Галича на том самом заседании прокрутили «Старательский вальсок» (1936) – одну из самых прямых и честных его песен. «Молчальники», вышедшие в «начальники», узнавали себя в этих строчках и мстили Галичу за собственную слабость, трусость, за то, что продали собственный талант за благополучие и спокойную жизнь. Именно о таких писал поэт:
Хорошо ему у пирога,
Все полно приязни и приятельства –
И номенклатурные блага,
И номенклатурные предательства.
С каждым днем любезнее житье,
Но в минуту самую внезапную
Пусть ему – отчаянье моё
Сдавит сучье горло чёрной лапою.
Вот за что изгоняли Галича: за смелость, за дерзость, за прямоту, за правду. Но он вернулся. В свой город. В свою страну.
Его песни сейчас переживают второе рождение, потому что «за минувшие годы мы не только не залечили ни одной болезни, не разрешили ни одного мучительного вопроса, не приблизились к чему-то лучшему и Сашины сарказмы ничуть не пожухли, напротив, выострились. Теперь пришло время называть все своими словами прямо в лоб», - так писал Юрий Нагибин еще в 1989 году.
Действительно, как современны, как злободневны некоторые его стихи. Вот хотя бы песенка «За семью заборами»:
А в пути по радио
Целый час подряд
Нам про демократию
Делали доклад.
А за семью заборами,
За семью запорами
Там доклад не слушают –
Там шашлык едят!
Это ли не одна из примет нашего времени!
Еще одна грань творчества Галича – песни об отчем доме. Дом для поэта – начало начал:
Ты не часто мне снишься, мой Отчий Дом,
Золотой мой, недолгий век.
Но все то, что случится со мной потом, -
Всё оттуда берёт разбег.
Однако оказывается, что в этом доме есть хозяин –«некто с пустым лицом» и «свинцовым глазом», а сам поэт был здесь не сыном, а лишь жильцом, которому, чтобы «вырваться из домов», надо либо солгать, либо слукавить – может, «вымолишь тишь да гладь». Но ложь, лукавство – это не для поэта. Правда всегда оставалась его жизненным кредо:
Но уж если я должен платить долги,
То зачем же при этом лгать?
Истинным драматизмом, любовью, верностью Отчему Дому наполнены последние строки стихотворения.
В 1974 году, покидая Россию, Галич сказал: «Единственная моя мечта, надежда, вера, счастье – удовлетворение в том, что я всё время буду возвращаться на эту землю. А уж мёртвый-то я вернусь в неё наверняка»:
Понимаю, что просьба тщетна:
Поминают поименитей!
Ну, не признают, так хоть чем-то,
Хоть всухую, но помяните!
Хоть за то, что я верил в чудо,
И за песни, что пел без склада,
А про то, что мне было худо,
Никогда вспоминать не надо!
К сожалению, за границей Галич прожил чуть более трех лет. Его смерть была нелепой, случайной. Но на родину он вернулся. Вернулся своим творчеством, своим талантом, своими острыми, злободневными песнями.
Комментарии