Учеба  ->  Прочее  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Исчезающие виды змей

Я очень люблю смотреть передачи и фильмы про животных, читать энциклопедии про динозавров, змей, пауков и скорпионов. Однажды, когда мне было 5 лет, мы с бабушкой шли в магазин и увидели, как несколько ребят что-то разглядывают в траве, это оказался маленький ужик. Бабушка посадила его в пакет, и там он спокойно свернулся в калачик. Мы отнесли его в дом творчества. Иногда я ходил туда и наблюдал за его поведением. К сожалению, сейчас его там нет, и я не знаю, что стало с ним. Поэтому я выбрал тему окружающего мира для своего проекта, а точнее захотел написать про змей, обитающих в Омской области.

Я считаю, что тема исчезающих видов животных сейчас актуальна повсеместно. Я думаю, что исчезновение змей в Омской области также актуальная проблема. Потому что их полное исчезновение может привести к сдвигам в цепочке природных связей и, например, привести к увеличению численности грызунов в тех районах, где за их истребление отвечали именно змеи. Также змеи играют важную роль в медицине, яд гадюк используется для приготовления мазей, сывороток, лекарств.

Я узнал, что змеи относятся к виду рептилий. Рептилии – это холоднокровные животные. Отсутствие конечностей – наиболее примечательная черта, но, змеи передвигаются по земле удивительно быстро. Некоторые змеи могут даже заползать на деревья. Все змеи – хищники.

Где бы ни довелось вам путешествовать, вы можете там увидеть какую-нибудь змею. О видах змей можно рассказывать очень много и это не было целью моей работы. Могу только сказать, что бывают змеи, обитающие в воде, а бывают, живущие на суше. Есть змеи ядовитые, а есть не ядовитые, бывают большие, а бывают и очень маленькие. Их делят по отрядам и по семействам. Фауна змей очень разнообразна.

Цель - познакомиться с разновидностями исчезающих видов змей, обитающих в Омской области.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Выяснить какие виды змей существуют на территории Омской области, и узнать занесены ли они в Красную книгу Омской области

3. Провести сравнительный анализ существующих видов змей по следующим признакам: внешний вид, зимовка, питание, размножение, враги.

4. Определить влияние человеческой деятельности на исчезновение змей из фауны Омской области.

5. Предложить методы защиты и охраны исчезающих видов змей в Омской области.

6. Сделать выводы

Методы – сравнение, наблюдение, анализ

Методика исследования.

В книге «Земля на которой мы живем» я прочитал, что в Омской области существует только два вида змей – это Гадюка обыкновенная и Уж обыкновенный. А, просмотрев «Красную книгу Омской области», я узнал, что оба эти вида встречаются крайне редко и потому занесены в Красную книгу. Живут эти два вида только на севере нашей области, поэтому в Любинском районе они не встречаются, значит тот ужик, которого мы с бабушкой нашли, был домашний.

В нашей области гадюка и уж населяют смешанные леса с полянами и большой травой, лесные опушки, болота, берега рек и озер. Также определить их местонахождение можно по подходящим условиям для зимовок. Их появление в разные годы регистрировалось в таких районах, как: Тарский, Знаменский, Усть-Ишимский, Тевризский, Большеуковский.

Я решил выяснить: в чем же всё-таки сходство и отличия между ужом и гадюкой? Я прочитал много книг и узнал много интересного об этих змеях.

Например, ядовитые змеи впрыскивают в жертву яд через длинные ядопроводящие зубы. К ядовитым змеям относятся: индийская кобра, гремучая змея, коралловая змея и другие. Яд этих змей действует по-разному. Например, яд кобр парализует жертву, а яд гремучей змеи – разрушает ткани. Конечно, кобра самая знаменитая.

У гадюки обыкновенной клыки имеют ядопроводящий канал. Их яд используют в медицине для приготовления сывороток против укусов змей и для других лекарственных препаратов.

У крупных и ядовитых змей врагов не так много. Например, Гремучая змея трясёт, имеющейся на конце хвоста погремушкой, для устрашения. Но мелкие и плохо вооруженные змеи используют разные способы защиты. Например, запугивание: они могут широко раскрыть пасть, шипеть и производить эффект очень опасной змеи. Но, если это не помогает, она может притвориться мертвой.

Так как я очень хотел рассказать о змеях своим одноклассникам, то мы с мамой решили сделать это в виде небольшой сказки, где, услышавший спор Гадюки и Ужа, Еж помогает им разобраться «Кто смелее, а кто быстрее» (Приложение 1). А потом задать вопросы ребятам в виде викторины «Правда ли это?» (Приложение 2).

На уроке «Окружающего мира» я рассказал о тех змеях, которые существуют в мире, и, о тех, которые существуют в Омской области. Рассказ о змеях я представил в виде двух сказок «Пестрая лента, или новые приключения Змея Горыныча» и «Как Гадюка с Ужом поспорили»

Затем детям было дано творческое задание: нарисовать рисунки по охране змей, сделать проект про змей (оригами, глина, пластилин, соленое тесто).

Затем ребятам были розданы буклеты о бережном отношении к змеям.

Змеи Омской области

В ниже следующей таблице представлено сравнение Гадюки обыкновенной и Ужа обыкновенного по основным моментам: внешний вид (чтобы определить насколько крупными могут быть сибирские змеи); зимовка змей (чтобы понять как могут такие экзотические животные выживать в сибирских условиях); питание (их основной рацион); враги (естественные враги змей, которые, в свою очередь, создают баланс в природе); размножение (как адаптированы змеи выживать с момента рождения). Это сделано для того, чтобы понять какой из существующих видов способен выжить и привыкнуть к изменяющимся условиям природы Сибири, а какой обречен на исчезновение в нашей области.

признаки уж обыкновенный гадюка обыкновенная

Внешний вид отличается двумя большими светлыми пятнами по бокам длина тела с хвостом до 1 метра; кончик морды закруглен;

головы, окаймленными черными полосами; цвет спинки от клыки имеют ядопроводящий канал; туловище сверху серого или темно – серого до черного; длина тела может достигать красно-бурого цвета с темной зигзагообразной полосой.

1,5 метров.

Зимовка На зимовку уходят в октябре, когда начинаются ночные На зимовку гадюки уходят в конце сентября – начале октября.

заморозки. Убежища у ужей такие же, как и у гадюк: норыЗимуют ниже промерзающего слоя земли, после 2 метров. Это грызунов, корни деревьев. Выходят из спячки в апреле, вмогут быть норы грызунов, ходы сгнивших корней деревьев. Чаще теплые дни выползают погреться на солнышке. всего они зимуют поодиночке, но в удобных местах могут и собраться вместе до 10 змей. Выходят на поверхность в мае.

Питание Взрослые змеи питаются некрупными лягушками и их Охотятся гадюки чаще в сумерках, а потом прячутся на 2-3 дня.

молодью, а также ящерицы, мелкие птицы и их птенцы. Их Питаются грызунами, лягушками, птенцами. Яд гадюки помогает особенность – очень много пьют. Ужи активны днем, но переваривать пищу, жертва погибает через несколько минут.

охотятся в сумеречное время.

Размножение Самки откладывают яйца во влажные и теплые убежища (в Детеныши гадюки развиваются в яйцах и их рождение происходит в опавшие листья, кучи навоза). Молодые ужи в длину не августе, тогда их длина всего 16,5 см. После первой линьки они больше 15 см, но они сразу ведут самостоятельный образ выходят на охоту самостоятельно – это пока жуки, муравьи, жизни и охотятся на насекомых. гусеницы.

Враги Естественных врагов очень много: хищные птицы, лисы, Естественные враги гадюки – это хищные птицы, барсук, лисица и куницы, а крысы поедают кладки яиц. Единственное ёж.

средство защиты – вонючая жидкость, змея не ядовита.

Влияние человека на исчезающие виды змей

Змеи, как и другие животные, боятся встречи с человеком, поэтому сразу спасаются бегством. Ради яда гадюк в начале 20 века, их истребляли в больших количествах, что привело к значительному сокращению вида. Яд гадюки оказался не настолько ценным, что стало бы оправданием их многочисленного истребления, зато это нанесло экологический ущерб природе Омской области. Тем не менее, яд гадюк используют в медицине для приготовления сывороток против укусов змей и для других лекарственных препаратов.

Человек при виде змеи старается её убить. Люди змей не любят, боятся и убивают при каждом удобном случае. Змея никогда не будет нападать сразу и первой, только в случае угрозы. Известны случаи, когда в определенных районах изводили гадюк чуть ли не полностью. Но вскоре на жителей этих мест обрушивалась «мышиная напасть» - огромное количество неизвестно откуда появившихся грызунов. И невдомек людям, что сами накликали напасть, уничтожая змей. Именно гадюки сдерживают размножение грызунов, которые, выйдя из-под контроля, могут расплодиться в огромных количествах. А это не только гибель урожая, уничтожение запасов в хранилищах, но еще и многие опасные заболевания, возбудителями которых являются грызуны.

Вследствие осушения болот, вырубки лесов, распашки степных и лесостепных районов области в периоды маловодья, исчезновение малых рек и озер, применение ядохимикатов в сельском хозяйстве, неумеренный выпас скота, браконьерский промысел, уменьшение кормовой базы для змей – все это привело к существенному снижению численности змей на территории Омской области. И имеется тенденция к дальнейшему снижению численности. Именно поэтому Гадюка обыкновенная и Уж обыкновенный, обитающие в Омской области находятся под угрозой исчезновения и занесены в Красную книгу Омской области. По последним данным, Уж почти исчез из фауны Омской области, имеются лишь редкие находки в северных районах области (Муромцевский район).

Меры охраны. Сейчас существует только запрет промысла и больше никаких мер по охране видов гадюк и ужей не предпринимается, за исключением любителей, разводящих этих змей.

Конечно, человечество не может остановиться в своем развитии и распашка полей и осушение болот необходимо человеку, чтобы выжить. Ему нужно строить города, прокладывать газ и нефть, искать полезные ископаемые. Все это и еще плюс загрязнение окружающей среды влияет на животный и растительный мир.

Методы защиты и охраны змей. Каждый в отдельности человек может контролировать свои личные действия: не убивать змею при встрече, не уничтожать их браконьерскими действиями для каких бы то ни было целей – все это только на совести людей. Животный и растительный мир необходимо охранять и беречь, а для этого надо знать тот окружающий мир, в котором мы живем.

1. Поэтому я считаю, что надо рассказывать детям в школе о змеях, чтобы они, выходя в поход или на экскурсию, случайно встретившись со змеей, уже знали, что боятся, её не надо, наоборот она боится нас, а значит надо спокойно отойти и не пугать и не ловить змею.

2. Делать листовки, плакаты или буклеты с информацией о змеях, о том, что их осталось мало и необходимо их защищать. Это удобно тем, что дети которые получат такие буклеты, покажут их свом родителям, бабушкам и расскажут, что змеи приносят пользу человеку, но могут исчезнуть.

В результате проведенного сравнительного анализа и личных наблюдений за змеями (ужом, найденным с бабушкой), обитающими в Омской области я узнал, что существует только два вида змей – это Гадюка обыкновенная и Уж обыкновенный. Оба этих вида занесены в Красную книгу Омской области. Я получил много новых и интересных знаний.

Я выяснил, что у гадюки и ужа есть много общих признаков. И, уж и гадюка относятся к рептилиям. Уж обыкновенный принадлежит семейству ужеобразных, а Гадюка обыкновенная принадлежит семейству гадюковых. Обе змеи имеют оригинальную окраску, которая позволяет слиться с окружающей средой. Змеи имеют примерно одинаковый размер, чаще всего не больше 1 метра в длину. Ужа можно определить по желтым «ушкам», находящимися за головой. А Гадюку – по зигзагообразной окраске спинки.

Гадюка обыкновенная и Уж обыкновенный предпочитают лесные и лесостепные зоны в северных районах Омской области. Зима в Сибири – суровое испытание для холоднокровных змей. Но, тем не менее они смогли приспособиться и переносят зимние морозы в спячке в надежных убежищах.

Конечно, в плане охоты большое преимущество у гадюки, так как у неё есть яд, который убивает жертву за считанные минуты. Несмотря на то, что у ужей нет ядовитых зубов, они сумели приспособиться, и чаще всего выбирают в качестве жертвы детенышей птиц, лягушек и прочих. А в случае опасности могут притвориться мертвым и издавать специфический запах – что спасает их от гибели.

Таким образом, я считаю, что оба вида змей Гадюка обыкновенная и Уж обыкновенный, приспособились к условиям жизни в Сибири. Они предпочитают северные болотистые местности Омской области. Были замечены в таких районах, как: Тарский (1989-1993гг. ), Знаменский (1995-1999 гг. ), Усть –Ишимский (1997-2004 гг. ), Тевризский (2002-2003 гг. ), Большеуковский (1998-2002 гг. ). По последним данным, Уж почти исчез из фауны Омской области, имеются лишь редкие находки в северных районах области (Муромцевский район).

Змеи, как и другие животные, боятся встречи с человеком. Люди змей не любят, боятся и убивают при каждом удобном случае. Но, змея никогда не будет нападать сразу и первой, только в случае угрозы. Змеи приносят и некоторую пользу человеку:

1. гадюки сдерживают размножение грызунов, которые, выйдя из-под контроля, могут расплодиться в огромных количествах;

2. яд гадюк используют в качестве сывороток, мазей, лекарственных препаратов.

Вследствие деятельности людей (осушения болот, вырубки лесов, распашки степных и лесостепных районов области в периоды маловодья, исчезновение малых рек и озер, применение ядохимикатов в сельском хозяйстве, неумеренный выпас скота, браконьерский промысел), а также уменьшения кормовой базы для змей привело к существенному снижению численности змей на территории Омской области.

По предложенным методам я получил такие результаты:

1. На уроке «Окружающего мира» я рассказал ребятам о змеях и показал две сказки (презентации), которые им очень понравились. Ребята активно отвечали на вопросы и даже спорили.

2. В конце урока я раздал буклеты, которые ребята забрали домой, и попросил их сделать творческое задание: нарисовать, слепить или сделать из бумаги змею.

3. На следующий день мои одноклассники принесли много интересных работ: рисунки, лепку и даже оригами.

Я считаю, что для того чтобы люди знали об исчезающих видах животного и растительного мира нашего края об этом надо рассказывать, и в первую очередь, детям в школе. Чтобы они знали, идя в лес или на берег реки, что природу нельзя засорять или уничтожать животных, а надо беречь её и любить. Что змей не надо боятся, так как они никогда не нападут первыми, и убивать их сразу от страха нет никакой необходимости – это лишь вред природе!

"Как Гадюка с Ужом поспорили"

(Автор: Гасс Тамара Анатольевна)

Автор: Расскажу я вам рассказ

И про змеек, и про нас

Как-то утром у реки

Повстречались две змеи

Гадюка: Свет мой, реченька, скажи,

Да всю правду доложи

Я ль на свете всех смелее,

Ядовитей и быстрее?

Автор: Уж не смог здесь промолчать

Захотел он слово взять:

Уж: Ты, Гадюка, погоди,

В речке воду не мути.

Может быть, ты и клыкастей,

Только я то ведь УЖастей!

Автор: Тут и Ежик появился

И на змеек разозлился:

Ёжик: Это вы сейчас кричали?

Даже мне поспать не дали!

Уж: Ежик, милый, помоги,

Нас с Гадюкой рассуди!

Гадюка: Кто из нас смелее?!

Кто из нас быстрее?!

Ёжик: Ладно, змейки, я согласен;

Суд мой будет беспристрастен,

Только слушать, чур, меня,

Потому что я - судья!

Ну-с, начнем

Я сперва хочу узнать,

Как вас можно опознать.

Гадюка: Я прекрасней, спору нет,

На спине зигзага след,

Цвет, чтоб слиться со средой,

И исчезнуть под травой.

Уж: «Ростом» мы с Гадюкой схожи

И по цвету мы похожи.

Правда, спутать нас нельзя,

Потому что у меня

Где-то там за головой

Есть обманчик дорогой:

Ярких желтых два пятна

Обхитрят врагов всегда.

Ёжик: Даважно от врагов-то скрыться

И с природой нашей слиться.

Вас обоих я хвалю,

Результат свой говорю: один – один!

А теперь скажите мне:

«Как относитесь к зиме?»

Гадюка: Ой, да зиму я люблю,

С сентября по май я сплю.

Спать не скучно и одной,

Правда, можно и толпой

Главно норку взять поглубже,

А иначе будет хуже.

Уж: На зимовку в октябре

Ухожу я спать к родне

Там, в глуби корней деревьев

И уютно и тепло.

Выйду только я в апреле,

Лишь бы солнышко пекло.

Ёжик: Да, зимуете умело,

Под землею – это смело!

Я итог скажу тогда:

Будет результат: два – два!

А теперь поведайте,

Как же вы обедаете?

Гадюка: Все с едой в порядке вроде:

Яд поможет на охоте.

Жертву я слегка кусну,

С две минутки подожду.

А потом в тиши ночной

Увлекаюсь я едой.

Берегитесь, грызуны,

И лягушки и птенцы.

С моим ядом шутки плохи:

Для меня ведь все вы крохи!

Уж: В свою очередь скажу,

Что охотой дорожу.

Хоть и яда не имею,

Жертву догоню я в миг,

Молодняк я съесть посмею,

Не поможет даже крик.

Ведь легко мне поддаются

И деревья, и вода,

И с землей могу я слиться.

Днем и ночью – хоть когда!

Ёжик: Как охотники вы смелы,

В ремесле своем умелы,

Только вот сейчас Гадюка

Вырывается вперед

С её ядом не поспоришь-

Он её всегда спасет!

Результат же ваш: три – два!

Он такой не навсегда.

А теперь мне расскажите,

Когда деток народите?!

Гадюка: У меня секрет есть свой:

Деток прячу я надежно,

Все до августа «со мной»,

А потом рождаться можно.

Скоро сами на охоту

Выйдут деточки мои,

Лишь недельку дайте сроку,

Берегитесь, муравьи!

Уж: Укрываю в теплом месте

Все яички от чужих

Так как к осени все вместе

Появляются ужи.

Сразу расползутся кушать-

Насекомых пруд пруди.

Маму можно уж не слушать,

Вот и выросли, гляди!

Ёжик: Я доволен – молодцы!

Результат: четыре – три!

А теперь вы, змеюшки,

С нами поделитесь,

Честно отвечайте:

Вы кого боитесь?

Гадюка: Да врагов у нас не мало:

И лисица, и барсук

Много «птичек» хищных стало-

Днем гулять то недосуг.

Ночью тоже гулять вредно:

Откровенный криминал!

Вот на яд одна надежда-

Он меня не раз спасал.

Уж: Если от врага не скрыться,

И никак не убежать,

Пузом кверху надо падать

И тихонечко лежать.

Голову слегка откинуть,

Глазки дальше закатить.

В общем, мертвеньким «прикинуть»

Свежий воздух «омрачить».

Кто же трупик станет кушать?

До свидания, враги.

Самый хитрый в мире - Ужик,

С ним тягаться не моги!

Ёжик: Ну даете, я в восторге

И не знаю, что сказать.

Яд уже оценен, вроде-

Уж Гадюку смог догнать!

Что б вы там ни говорили,

Счет теперь: четыре-четыре.

Вот и очередь пришла

Нам теперь узнать,

Где вы в области живете?

И где вас отыскать?

Гадюка: Любим мы места такие,

Что на «севере» у нас:

Усть-Ишимский и Тевризский,

Тарский, Знаменский - как раз!

Уж: Главно, чтоб была опушка,

И лесок, конечно, рядом,

Болото, озеро, речушка,

Травой заросшая поляна.

Ёжик: Вижу, здесь вы солидарны,

Ведь природа – наша мать!

Вот опять идете равно

Счет у вас уже: пять-пять.

Близок стал конец – то спора

Подошли к вопросу века:

Как относитесь вы оба

К появленью человека?!

Гадюка: Что скрывать,

Для нас Он страшен

Тут душой нельзя кривить

Ведь при встрече человек – то

Нас пытается убить!

То, конечно же, от страха

От незнанья своего,

Ведь гадюка, коль не трогать,

Не укусит никого!

Человеку только пользу

Приносила много раз:

От мышиной от напасти

Урожай спасла не раз.

Яд спасает Вас от смерти

При укусе страшных змей.

В это только вы поверьте.

Будьте вы ко мне добрей!

Уж: Я тем более не страшен

Укусить-то не смогу,

Но Ему уже не важно-

Отношенье как к врагу.

Осушаются болота,

Вырубаются леса,

Вот и жить здесь неохота,

Ищем лучше мы места.

Вместе: ЧЕЛОВЕК ПОНЯТЬ НЕ ХОЧЕТ,

ЧТО СПАСТИ НАС ОН ЛИШЬ СМОЖЕТ!

Ёжик: Да, немножко стало грустно,

Прям, не знаю, как судить?

С человеком очень трудно,

Да о чем тут говорить!

Главно в этих отношеньях:

Быстро скрыться и залечь!

Все освоили уменье

Так что результат: шесть-шесть!

Ёжик: Что же, подведем итог

Суд для вас был очень строг

Вот Гадюка шла вперёд:

Яд её всегда спасёт!

Только Ужик-то догнал

Видно сразу - шустрым стал:

На деревьях, на воде

Быстрый он всегда, везде.

Знать, Гадюка всех смелее,

А уж Ужик всех быстрее!

Спорить больше вам не нужно,

Так как победила дружба!

Автор: Уж с Гадюкой разомлели

И от слов тех «раздобрели».

Змеи вместе: Будем мы теперь дружить,

Нашей дружбой дорожить.

Автор: Уж с Гадюкой не друзья,

И, конечно, не семья,

Только в сказки я, ребята,

Все же верю иногда.

Вопросы на закрепление "Правда ли это?"

1. ,что Ужи создают "детские сады" в кучах компоста?

Ответ: ДА, правда, самки ужей откладывают яйца во влажные, но хорошо сохраняющие тепло убежища: кучи навоза (компост), норы грызунов, трухлявые пни.

2. , что змеи могут Уж может проглотить целиком лягушку?

Ответ: ДА, правда, челюсти змей на имеют и они могут заглатывать жертву целиком и иногда превосходящую её по размеру.

3. , что укус Гадюки парализует человека?

Ответ: НЕТ, не правда, укус Гадюки обыкновенной болезненнен, вызывает нарушение работы сердца, возникает головокружение и рвота, больной выздоравливает через 2-4 дня.

4. , что змеи зимой выползают на снег, чтобы утолить жажду и погреться на солнышке?

Ответ: НЕТ, не правда, и Гадюки и Ужи уходят на зимовку в сентябре - октябре и находятся в спячке до апреля - мая.

5. , что Гадюки зимуют собираясь в одном месте по нескольку десятков одновременно?

Ответ: Отчасти правда, потому что чаще всего Гадюки зимуют поодиночке, но в особо удобных местах могут собираться и большим количеством.

6. , что Ужи малоподвижны и перемещаются только по земле?

Ответ: НЕТ, не правда, Ужи очень активные и подвижные змеи, могут лазать по деревьям, быстро ползают и отлично плавают в воде.

7. , что толь появившиеся на свет детеныши змеи могут обходиться без пищи до 2 недель?

Ответ: ДА, правда, детеныши Гадюки могут обходиться без пищи до нескольких недель, существуя за счет запасов, полученных еще из яйца.

8. , что Ужи очень много пьют воды?

Ответ: ДА, правда, Ужи много пьют, особенно в жаркие дни.

9. , что Ужи весной могут уходить далеко от воды?

Ответ: ДА, правда, весной, в периоды большого увлажнения Ужи могут уходить далеко от водоемов.

10. , что Ужи в момент опасности бесстрашно нападают на врага и атакуют его ядовитым укусом?

Ответ: НЕТ, не правда, Уж может принимать угрожающую позу, но в момент опасности он поступает наоборот: отрыгивает проглоченную пищу и притворяется мертвым. Конечно змея кусается, но она не ядовита.

11. , что если Ужа поймать за хвост, то он сбросит его как ящерица?

Ответ: НЕТ, не правда, Ужи как и все змеи меняют кожу во время линьки, но никогда не сбрасывают хвост.

12. , что численность змей напрямую зависит от уровня увлажнения места обитания в разные годы?

Ответ: ДА, правда, в одних и тех же районах Омской области (например, 1996 год, Большеуковский район) в годы высокого увлажнения Гадюка встречается чаще, чем в годы засухи (1997, 2004)

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)