Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Исчезла целая деревня

Очень часто взрослые люди села Красный Яр с воодушевлением рассказывают про лесоучасток, которого сейчас нет, но когда-то там были дома, «кипела жизнь». Исчезла деревня. Какова же причина? Эта проблема нас серьёзно заинтересовала.

Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. В этом высказывании содержится цель нашей работы. Знание истории своего края, его прошлого помогает лучше ценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда. Мы хотели, проанализировав ситуацию с исчезнувшим рабочим посёлком Красноярского сельского совета, понять, что может каждый из нас сделать для своего края, деревни, чтобы они не повторили судьбу исчезнувших поселений.

В ходе выполнения исследовательской работы мы ознакомились с архивными данными Красноярского сельского совета, встречались с людьми, которые стояли у истоков образования лесхоза, многонационального поселка. К сожалению, в архиве сохранились материалы, касающиеся той проблемы, которой мы занимались, с 1954 года. Жителей того поселка становится с каждым днем всё меньше и меньше, но пока они живы и помнят о прошлых годах, мы должны с ними встречаться, изучать их жизнь, вести исследовательскую работу. Если человек воспитанный и беспокоится о будущем, он должен знать, в первую очередь, свою родословную и историю малой родины.

Цель поисковой статьи: исследование истории возникновения и исчезновения рабочего посёлка.

Задачи: 1) сбор информации об исчезнувшем посёлке;

2) обогащение поискового материала по истории родного края;

Методы проведения исследования:

- изучение литературы по истории деревень Звениговского района;

- работа с архивными материалами;

- беседы со старожилами, анкетирование.

Умирают деревни, умирают деревни!

Исчезают навеки, хоть верь, хоть не верь,

Где отыщется слово суровей и гневней,

Чтобы выразить боль этих жутких потерь?!

«Не существующий ныне дом лесной охраны располагался в 3км. от центра сельской администрации – села красный Яр». Так написали в сборнике документальных очерков «Звениговский район» о поселке Красноярский лесоучасток.

Располагался был поселок. Поселок? Да, тогда был поселок. Это такая деревня, жители которой выведены из другого уезда или губернии. Это многонациональная деревня. В поселке Красноярский лесоучасток дружно проживали татары, марийцы, чуваши и русские.

В 1937 году в августе месяце был очень большой пожар: горел лес от деревни Сосновка до Памьялского поля. В 1938 году под горой большого леса поставили кордон – служебное помещение, где жили люди, которые следили за лесом. Рабочие на лесозаготовку собирались в этом доме. Рядом построили медпункт.

- Первым лесником была моя мама,- рассказывает Мудров Николай Петрович, Заслуженный работник лесного хозяйства Республики Марий Эл.

Мудрова Анна Кузьминична со своими детьми восемь лет жили в лесу. А в 1946 году расформировали исправительно-трудовую колонию, расположенную за деревней Сосновка. Всех заключенных, кроме освобожденного Зарубина А. (он стал первым продавцом в истории лесоучастка; его семья сейчас проживает в г. Звенигово), перевезли в Моркинский район, а строение и всю технику вывезли на территорию того одинокого кордона. Началась шумная жизнь. За лето построили бараки, сначала появилась мужское общежитие, потом выросло и женское.

- Открыли леспромхоз,- вспоминает Николай Петрович, - мне уже 76 лет, но до сих пор помню вкус воды той местности. Колодец был неглубоким, вода летом спасала от жары и жажды – студеная, холодная, а зимой из колодца идет пар – вода мягкая, сладкая и теплая, как парное молоко. За этой водой приходили старые люди из деревень Красноярского сельского совета. Мудров Н. П.

Сельскому совету дали наряд на поставку рабочих. Из деревень единоличники (не вступившие в колхоз) устраивались в леспромхоз вальщиками, рабочими на пилораму.

- Первым начальником пилорамы был Захаров Яков Данилович, – вспоминает Лопатина Анисия Александровна.

Жизнь Анисии Александровны связана с лесом с 16 лет. В 1947 году вручили повестку идти на лесозаготовку. Там и встретилась с будущим мужем, Лопатиным Иваном Петровичем, он был из д. Б. Кожвожи. В 1955 году образовалась молодая семья и начала жить в одной из комнат восьмиквартирного барака. К тому времени уже достаточно было жилья: один восьмиквартирный барак, два – четырехквартирных, еще шестиквартирный, два двухквартирных дома, отдельно стоял дом лесника. Лесником уже был молодой, энергичный мужчина из Сосновки Михайлов Евстафий Иванович. В лесу у него была своя маленькая пасека, поэтому у жителей были и мед, и медовуха. Начальником леспромхоза был Т. М. Стальновский, мастером –технорубом - Семенов С. М. Развивалась бондарное производство: бочки пользовались большим спросом не только у местного населения, но и вывозили продавать в Татарию и Чувашию.

- Жили мы неплохо, родители наши получали по тем временам хорошие деньги. В Красном Яре электричество не провели, а у нас была своя дизельная подстанция в 250 кВт. Эх, годы пятидесятые, - вздыхает ностальгично Фаина Викторовна, - родители работали на пилораме, вся их жизнь связана с лесопильным станком. Работали в три смены. Свет горел до 12 часов ночи, а в выходные дни – до 20 часов. Цивилизация началась в Красном Яре с лесоучастка: электричество, первая бензопила, на ней работал Осипов Н. П. Лесопилка работала на восстановление войной разрушенных городов: по Волге на баржах переправляли доски в разные города нашей страны. Ярмушкина Ф. В.

- В поселке был большой конный двор – 200 лошадей, а с жеребцами больше. На лошадях треловали лес и в снег, и в дождь Животных мучили и себя нисколько не жалели, - говорит Миронова Александра (проживает в д. Малые Маламасы, 1925 года рождения) – нужно было еще образование получить. Наши дети ходили в Красноярскую школу. Каждый день по лесу. Не страшно было. Люди добрые были, помогали друг другу.

В 1964 -66 годы на лесоучастке проживали более 40 семей, люди разные, но доверяли все друг другу. Никто квартиру не закрывал на ключ: замка вообще не было у жителей. Живой был замок – собака Мурзик. По субботам в бане мылись по графику, по воскресеньям в клуб привозили кинофильмы. В 1945 году место немого кино заняли звуковые фильмы, клуб, казалось, был большим, но люди сидели и на полу, и на подоконниках.

- А на 8 марта, Новый год, в летние дни из д. Мюшультур приходил Павлов С. Ф. , гармонист, и наши дети готовили концерты. Самым активным участником и организатором концертов была Михайлова Фаина (по мужу сейчас Ярмушкина). То ли время было такое, то ли дети понимающие – тяжело жилось, но радости были земные. Были и у нас праздники: 7 ноября и 1 мая мы с большой радостью выезжали на демонстрации в посёлок Звенигово,- закончила своё воспоминание Александра Миронова.

1 Мая 1967 года

Чтобы уточнить состав жителей лесоучастка, мы изучали похозяйственные книги, которые хранятся в архиве администрации Красноярского сельского поселения Звениговского района.

В 1965 году проживали 45 семей. В основном семьи были многодетные: Одинцовы (выехали д. Чуваш-Отары), Даниловы (г. Звенигово), Михайловы (д. Сосновка), Сергеевы (д. Аркамбалы), Мироновы (д. М. Маламасы), Морсковы (г. Звенигово), Кобыленские (Волгоградская область), Красновы (Чувашия).

Большинство семей держали корову, овец, занимались животноводством.

В 1982 году жителей на лесоучастке было 30 человек. Постарел поселок, детей почти не осталось, только Даниловы Людмила и Юрий, как в былые времена, по той же проложенной соседскими братьями и сестрами лесной дороге ходили в школу, а в 1984 году вовсе выехали в г. Звенигово на постоянное местожительство.

- Мне бы и эти хоромы не нужны, если бы на лесоучастке жили люди, хотя бы 2-3 семьи, - с болью говорит Данилова Людмила (1974 г. р. )

Деревня рушится, горит,

Но остаются наши души,

Прости нас, Господи, послушай,

И ничего не говори.

Данилова Л.

Все было: баня, магазин, медпункт, столовая. В магазине, очень даже интересно, после Зарубина А. работали друг за другом одни Дмитриевы: Нина (из М. Сосновки), Елизавета (Б. Сосновка), Галина (Б. Сосновка). В столовой вкусные щи готовила повар Миронова В. И. Медсестрой была в медпункте Малахова С. А. (живет на севере), санитарка Юркина В. Ф. (сын проживает в д. Сосновка).

В конце семидесятых годов постепенно стали вывозить станки и машинно-тракторную технику в леспромхоз города Звенигово. Опустела лесопилка. И кочегар Сидорова Екатерина вышла замуж в Сосновку. Опустела кочегарка. Заправка уже работала лениво: техники не осталось. Еще продолжали работать преданно бондарка и смолокурка. На железных качелях уже катались дети по пути в лес разные дети из разных деревень. Уже никто не украшал посередине поселка елку на Новый год и не водил хоровод, и в лапту не играл. И самый страшный приговор: «Красноярский лесоучасток исключен из учетных данных 23 мая 1991 года».

Без печали и слез, будто так полагается,

Составляется акт, что с таких-то вот пор

Деревенька та « с данных учетных снимается»

И ее больше нет. Вот и весь разговор.

Не слышны там трели соловья и пчелы не жужжат, нет той летом холодной, зимой теплой воды Лишь черные вороны свалку сторожат.

Из учебников истории мы знаем, что исчезали села идо революции. Это несравнить стем, что началось с1939 года, когда вышло постановление обуничтожении хуторов имелких деревень, которые невписывались вколхозную систему. Но этот факт нашего поселка не касается. Потом деревню проутюжила война. Виных селениях неоставалось ниодного мужчины; старики, женщины идети были вынуждены переселяться нановые места. Очередной удар пришелся на1958 год, когда заговорили онеперспективных деревнях ио том, что крупные села нужно преобразовывать в агрогорода. «Исчезновению деревни способствовали и хрущевские преобразования, направленные на укрупнение коллективного хозяйства, причем опять насильственным путем». Вот поэтому и рабочий посёлок стал неперспективным за какие-то 50 лет. Не стало там ни медпункта, ни магазина, ни электроэнергии, дорога - сплошь рытвины да ухабы. Вот и вынуждены были уйти люди из родных благодатных мест, дававших радость жизни многим поколениям.

Проанализировав собранный нами материал и результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что исчезновению посёлка способствовали: в первую очередь, хрущёвские преобразования, направленные на укрупнение коллективного хозяйства, преобразование крупных сел и поселков в агрогорода; во-вторых, отрицательную роль сыграло отсутствие школы в посёлке; в-третьих, районный центр стал богаче, и рабочим семьям предоставлялась жилплощадь; в-четвертых, в шестидесятые годы в так называемый «агрогород» стал расти посёлок Звенигово, поэтому стали вывозить технику из лесоучастка в районный центр. Мы поняли, что человек, покуда жив, радость и счастье находит в работе.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)