Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Села Комсомольского района: история названий

Названия окружают нас. Без названий невозможна никакая деятельность: они обозначают место, где мы живём, где мы отдыхаем. Все на земле имеет своё названия. Многие из этих названий насчитывают сотни, а то и тысячи лет. Новые поколения порой не знают смысл названий, хотя и употребляют их. Мне кажется это важно – все знать о местности, где проживаешь. И начинать надо именно с названий. Названия хранят информацию о прошлом, о людях, с которыми связаны. Они – лицо эпохи. Ученые давно обратили внимание на долговечность названий, многие из которых живут тысячелетиями. Вымирают народы, исчезают языки, а названия продолжают жить. И многие поколения пользуются названиями, которые были даны в далеком прошлом. У Комсомольского района древняя история, и многие сёла находящиеся на его территории носят свои названия более тысячи лет.

Узнать информацию о посёлках своей «малой родины» помогают легенды и исторические факты, беседы с людьми и анализ литературных источников. В данной работе использованы сведения, собранные краеведами В. Ф. Зуевым, М. А. Кузьминой, П. Л. Фефиловым. Ряд названий удалось расшифровать благодаря нанайско-русскому словарю.

Стойбища коренных народов

К населенным пунктам Комсомольского района, являвшимся в начале ХХ века стойбищами, можно отнести следующие села:

Аксака,

Бельго,

Боктор,

Гайтер,

Пивань,

Почепта,

Нижние Халбы,

Хунгари,

Эльдиган,

Верхняя Эконь.

Это я определила исходя из толкования происхождения их названий.

Сегодня только три из населенных пунктов Комсомольского района по-прежнему имеют статус национальных сел – Верхняя Эконь, Нижние Халбы и Бельго. Ряд населенных пунктов сегодня не имеют сельских советов, являются нежилыми.

Рассмотрим топонимы сел, основанных коренными жителями Приамурья (нанайцами, эвенками, ульчами, орочами и т. д. ).

Аксака – «обижаться», «сердиться».

Бельго основано в 1862 году как нанайское стойбище. В 1912 году в стойбище было 2 двора с 12 жителями. Село расположено на Амурском полуострове, по форме напоминающем горло. Отсюда и название Бельго – «горло», «глотка» («билга»). В 1931 году здесь образовали колхоз «Рассвет». Сегодня в Бельго проживает почти 500 человек. Из них половина – народы Приамурья.

Бичи – расположено при впадении реки Горюн в Амур. Отсюда и название. «Бачиори» (нан. ) – «встреча». Гэринские нанайцы считают местами родового проживания Бичи наряду с Кондоном и Боктором. Когда-то здесь было более 200 домов, но сегодня населения нет.

Боктор согласно нанайско-русскому словарю переводится как «кедровый орех», «осколок» («бокта»). Это связано с тем, что село расположено в кедрово-широколиственном лесу, а значит, жители собирали и кололи кедровые орехи. В то же время существует легенда о происхождении села, связанная с юношей по имени Бокто. Боктор от города Комсомольска-на-Амуре отделяет 88 км. Село находится на границе Комсомольского и Солнечного районов. Здесь живет чуть больше 300 человек. Основой жизнедеятельности поселка является лесозаготовительный пункт Комсомольского ЛПХ.

Гайтер – нанайское стойбище на берегу озеро Хумми. Его название происходит от нанайского «хайду» - «где». Гайтер находится в 35 км от Комсомольска-на-Амуре и в 3 км от ж/д станции Гайтер. Здесь проживает 1,7 тыс. человек. В 1946 г. в Гайтере находился дом матери и ребенка Нижне-Амурского ИТЛ. В мае 1952 года здесь был создан колхоз имени Калинина.

Даппы находятся в 70 км от районного центра и в 30 км от станции Селихино. Население – около 400 человек. Село образовано в 1887 году. История Дапп началась с истории нанайского стойбища. Это подтверждается нанайским топонимом «Даппы». Но самые ранние воспоминания жителей села относятся к середине ХХ века, времени приезда и поселения в Даппах репрессированных семей с Западной Украины. Среди приехавших были семьи Белоцких и Палюх. Даппинский сельский совет создан в 1966 году. Развитие села связано с развитием селихинского ЛПХ, так как в селе располагался крупный лесоучасток.

Кумте – От нанайского «кумтэн» - «круглая крышка», «панцирь, раковина».

Кун – орочское стойбище, расположенное на берегу Хунгари. Хунгари, по мнению Зуева В. Ф. , переводится как «большой водяной червь». По переписи 1926/1927 гг. в Куне имелось 7 хозяйств, в которых проживало 23 человека орочей. В 1932 году в стойбище образован промыслово-охотничий колхоз «Красная тайга», объединивший жителей 29 домов. Из них ороченских – 20, удэгейских – 8, нанайских – 1. В 1955 году население составляло 131 человек. В мае 1959 году жителей села Кун (а так же Толомо и Падали) переселили в Новое Омми. Закрыли в Куне школу и медпункт. Упразднили Кунский сельсовет. Его территорию передали Селихинскому сельсовету. И только в 1970 г. на этом месте образовали новый населенный пункт – поселок Снежный. О том, что здесь было стойбище, напоминает только название ж/д станции – Кун. Что означает слово «Кун»?

1) «грудь женщины» (версия Зуева В. Ф. )

2) от якутского «солнце» (версия Фефилова П. Л. )

Онды – от нанайского «онди» - «на спине, лицом вверх».

Пивань находится в 5 км от районного центра. Его население – 1,7 тыс. человек. Название села имеет несколько переводов и версий происхождения топонима.

1) «точильный брусок» (версия Фефилова П. Л. )

2) «каменный залив», «вода точит камень» (версия Зуева В. Ф. )

3) «солнечная долина» (согласно нанайской легенды)

Если верить легенде, давным-давно на берегу Амура жили муж и жена. У них очень долго не было детей. А когда наконец-то родилась дочь, ее отец забрался на сопку, возвышающуюся над стойбищем и, увидел, как солнце ярко затопило всю долину Амура, будто разделяя радость рождения нового человека. И тогда мужчина закричал на всю амурскую долину: «Пивэн!». Так у стойбища появилось название.

Из русских поселенцев в Пивани одними из первых были семьи Бормотовых и Казаковых. В 1932 году в селе открыли школу. И это новый этап в его развитии. Следующие связаны со строительством города Комсомольска напротив села и возведением моста через реку Амур.

Пони – от нанайского «пондими» (мошка). Село сгорело в 1976 году.

Почепта – «забитая душа» (версия Зуева В. Ф. ). Но может это от нанайского «пачи» - «хвостовой плавник»?

Халбы – есть Нижние и Верхние (в зависимости от того, как они расположены по течению Амура). В ульчском языке имеется слово «халба», что означает «мель». В нанайском языке «халбо» - «тонь», т. е. место для рыбалки. В 1912 году в Нижних Халбах было 9 дворов и 53 жителя, а в Верхних – 10 дворов и 66 жителей. Сегодня в Нижних Халбах живет 450 человек, и из них 300 – представители коренных народов. С момента основания Халб здесь жили два рода – Самар и Дигор.

Хумми – «быть закопанным, заваленным, захороненным» (версия Зуева В. Ф. ). А вот нанайский словарь натолкнул меня на иную версию: «хэмэ» - «тихо». Гладь озера Хумми, где расположено село, тихая и спокойная. Отсюда и название. Сегодня на Хумми находятся дачный поселок «Партизанские сады» и детский оздоровительный лагерь «Солнышко», сельского совета нет.

Чучи. «Чу» - «очень»

Эммер. «Эм» - «один».

Эльдиган. «Эльга» - «звучная река». До 1947 года здесь располагалась мужская колонна-лазарет Нижне-Амурского ИТЛ.

Эконь – есть Нижняя (место рыббазы колхоза и место дач) и Верхняя (расположена выше по течению реки Амур). Верхняя Эконь находится в 15 км от районного центра. Ее население – около 542 человека (русские и нанайцы). Село было создано в 1915 году. По материалам переписи северных окраин Дальневосточного края (1926 год) в селе ЭкАнь (название писалось через «А») был 1 двор с двумя гольдами и 8 дворов с 39 самагирами. В 1930 году в Экони был создан рыболовецкий колхоз «Пятилетка».

Есть несколько версий, объясняющих название села:

1) «ручей» - от ручья, протекающего на территории села

2) «якуты» - по версии краеведа Фефилова П. Л. село основано якутами. Затем здесь жили нивхи, а после их ухода на Сахалин поселились нанайцы, сохранившие старое название.

3) от имени девушки Эканэ (по нанайской легенде)

Легенда о возникновении Экони рассказывает, что в начале ХХ века в стойбище жили рядом две семьи нанайцев, в одной семье был сын, а в другой - дочь, они любили друг друга. Но у юноши не было денег, чтобы заплатить за невесту выкуп и жениться на ней. Он пообещал ей пойти на охоту, поймать много соболей и купить на них товары для выкупа у китайских купцов. Юноша ушел на охоту, и долго от него не было вестей. А тем временем в стойбище пришел китайский торговец. Отец девушки много должен был ему за продукты и охотничьи припасы, поэтому торговец решил забрать у него дочь. Узнав об этом, девушка убежала в сопки, и там она спряталась, пока ее жених не вернулся с охоты и не заплатил за нее выкуп. Долго плакала девушка, оплакивая свою несчастную судьбу, и от ее слез образовался ручей, который по ее имени назвали Экэни.

Села, основанные переселенцами

Переселенцами основаны следующие села Комсомольского района:

Гурское,

Галичный,

Картель,

Молодежный,

Новая Ильиновка,

Новый Мир,

Тамбовка,

Селехино,

Снежный,

Черный Мыс,

Шелехово,

Ягодный.

Гурское – возникло на базе 6-го отделения Нижнее-Амурского ИТЛ в 1939 году. Гурское находится в 120 км от Комсомольска-на-Амуре. Население – около 900 человек. Название поселка происходит от названия реки. Сначала это была река Хунгари. В 1970 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР река Хунгари переименована в реку «Гур», а поселок – в «Гурское». В 1976 году поселок восстановлен после пожара.

Галичный – находится в 24 км от районного центра. Здесь проживает около 700 человек. Среди них – бывшие жители села Пермское, на месте которого ныне находится Комсомольск-на-Амуре. Градообразующее предприятие поселка – лесозаготовительный пункт Комсомольского ЛПХ.

Молодежный – расположен рядом с поселком Хурба (в 1 км) и в 28 км от Комсомольска-на-Амуре. Население – 1,8 тыс. человек.

Новый Мир был создан в 1937 году. Поселок Новый Мир находится в 20 км от Комсомольска-на-Амуре и в 7 км от станции Хурба. Проживает здесь 1,3 тыс. человек. Изначально поселок входил в состав Верхнеэконьского сельского совета. Здесь располагался колхоз «Коминтерн». Новая страница в развитии поселка связана с тем, что мостоотряд №26 избрал его местом жительства для строителей моста через Амур и как производственную базу для начала работ. Произошло это в 1971 году.

Картель. Согласно версии Зуева В. Ф. название происходит от слова «картэла» («играть в карты»). Село находится в 41 км от районного центра. Датой образования села можно считать 1949 год, когда в него приехали первые поселенцы – семьи Белькович, Младовых, Шишкиных. В 1952 году в селе проживало уже 877 человек. Сегодня его население – 1 тыс. человек. Большая Картель относится к участку Селехинского ЛПХ, но больше известно тем, что здесь располагается военный гарнизон.

Кенай. Этот поселок находится в 161 км от районного центра. Здесь проживает около 950 человек. В Кенае находятся лесозаготовительный пункт Уктурского ЛПХ, ж/д станция, объекты социальной культуры и образования, фельдшерско-акушерский пункт. Название села из тех, что дано коренными жителями Приамурья, но к моменту образования здесь в 1977 году леспромхоза, стойбища уже не существовало.

Новоильиновка – населенный пункт, возникший в 1910 году в составе Нижне-Тамбовской волости Хабаровского уезда. У него есть предыстория. 17 августа 1853 года на Сахалине по приказанию Г. И. Невельского основали Ильинский пост. Люди, переехавшие отсюда впоследствии на Амур основали Новую Ильиновку – дублера того поста, что находился на Сахалине. В 60-70-е гг. ХХ века в Новоильиновке помещалось правление колхоза, строился крупный холодильник для обеспечения потребностей в нем жителей на период путины. Сегодня в селе живет 144 человека. А расположено оно в 150 км от Комсомольска-на-Амуре.

Селихино – «ямы на песчаном дне, в которых скапливается рыба» (версия Зуева В. Ф. ) В мае 1951 года сюда из Горьковской области было переселено 56 семей, и создан колхоз «Путь к коммунизму». Село находится в 51 км от районного центра. Здесь проживает 3,2 тыс. человек.

Снежный - образован в ноябре 1970 года на месте бывшего стойбища Кун. После упразднения Куна некоторые жители остались здесь работать - на строительстве Верхнее-Хунгарийского ЛПХ. Когда заложили фундамент первого здания, выпал пушистый снег, и посёлок по этой причине получил название «Снежный».

Тамбовка - Есть Верхняя, Нижняя и Средняя Тамбовка. Они основаны в 1862 году. В то время в Верхней Тамбовке проживало 39 мужчин и 31 женщина. Теперь в селе 64 дома и 180 человек. Название связано с переселенцами из Тамбовской губернии.

О скалах, расположенных возле села Нижняя Тамбовка («Амурские столбы») сложена легенда: «Много лет назад жили сильные, смелые и красивые люди си-маси. И был в их роду великий охотник Ванда. Загордился Ванда, что он великий охотник, и стал убивать столько зверя в лесу, что люди не успевали поедать. Однажды Ванда пришел в соседнее стойбище и увидел там дочь Шамана – красавицу Ады. Попросил он у Шамана отдать ее в жены ему. А Шаман сказал: «Ты великий охотник, но не знаешь меры. Все меньше в лесу зверя и птицы. Поэтому придется скоро нам уйти отсюда. Ады не будет твоей женой». Тогда Ванда уговорил Ады бежать с ним. Проснулся Шаман – ни дочери, ни гостя, только следы на снегу. Кинулся Шаман в погоню. А когда увидел беглецов, превратился в медведя и вступил в схватку с охотником. Ванда смертельно ранил Шамана. И бог поразил его тогда молнией. Всё вокруг окаменело. Окаменел охотник, прислонившись к шалашу. Окаменели собаки. Окаменела девушка, упавшая в пылу схватки к подножию горы. Окаменел Шаман в облике медведя».

Уктур – «вид рыболовной сети» (версия Зуева В. Ф. ) В 1970 году поселок был построен для работников леспромхоза. Ранее место его расположения носило название Сегожему – «красная вода». Так называется приток реки Уктур. Сегодня Сегожему – это метеостанция, находящаяся недалеко от поселка.

Хурба расположена в 20 км от Комсомольска-на-Амуре. Она делится на Хурбу-1 и Хурбу-2. Здесь находятся городской аэропорт и воинская часть, районные детские дома, детский приют, отделение совхоза «Комсомольский». Первоначально в Хурбе планировалось построить радиоцентр, но впоследствии возвели аэродром. По свидетельству жительницы села Хурба Прасковьи Андреевны Толковой поселок начал свое развитие в 1937-1938 гг. как железнодорожная станция. В памятной книге Приморской области 1912 года Хурба не значилась, но название это дано местными жителями. Переводят его по-разному:

1) «старое жилище», «нереститься» (версия Зуева В. Ф. ).

2) «полуземлянка» (версия Фефилова П. Л)

Шелехово – расположено недалеко от Ягодного. И дети отсюда ездят на учебу в Ягодный.

Черный Мыс – находится в 140 км от Комсомольска-на-Амуре. Население – около 200 человек. Здесь расположена только начальная школа, поэтому дети старших классов учатся в Ягодном. Черный Мыс - конечный пункт лесовозной ж/д от станции Селехин.

Название поселка Ягодный (предположительно) можно отнести к нанайскому стойбищу, ведь слово «ягдынья» переводится как «место, где гремит гром». Ягодный отделяет от Комсомольска-на-Амуре 136 км. Его население – 2 тыс. человек. Здесь находится Шелеховский ЛПХ с лесопильным производством.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)