Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Село Большой Атлым: прошлое и настоящее.

Батлым изначальный.

На четырёх холмах раскинулась деревня -

Городищем в древности была.

Основана в 14 веке

Пам – Сотником, приехавшим сюда.

Построил Городище на двух сопках,

Лиственничным тыном оградил

По углам дозоровые башни

Следить за неприятелем из них.

Кругом тайга, а в ней кишело зверя

И рыбы в изобильи в омутах

Хороша жизнь была аборигенам

Удачно выбрав место для жилья.

Но, набеги частые соседи совершали

В полон детей и женщин угоняли

И стены Городища, почти полностью сжигали

А были у Югры свои богатыри.

В Батлыме, богатырь Сенгеп с дружиною своей

Мстил разорителю соседу

За кров, за родичей своих.

И шли года, века,

Набеги прекратились

На месте Городищ – Святилища.

Там поклонение предкам, духам совершалось

Языческим богам население преклонялось

В дар несли божеству дорогие меха соболей, черно-бурых лисиц и бобров.

В праздник, в жертву вели стадо оленей.

И горячая кровь всегда была на губах божества.

Верили аборигены божеству

Для них он был могучим и всесильным

От людского глаза прятали его в капище (тайге).

Овеяна легендами деревня

Изначальна островом была,

Но сменила русло речка

И, лишь старина осталась одна.

Уж шесть веков исполнилось Батлыму

Из легенд и сказаний узнаём мы о прошлом деревни.

Много тайн неоткрытых об истории предков

И о древней Батлымской земле.

Хантыйские племена в верховьях речки Батлымки жили с незапамятных времён.

На ранней стадии таёжная жизнь учила аборигенов добывать огонь, отыскивать пищу, добывать зверя. Основным источником питания была рыба, её было в изобилии в глубоких омутах Батлымки. Для ловли рыбы изобрели крючки, стрелы, а позднее запоры, которые дошли до наших дней. Запасы пищи пополнялись за счёт боровой дичи, ведь урманы кишели пушным зверем.

Основой жизни была охота с помощью собаки на лося, оленя, бобра и других животных. Собаку приручил человек в глубокой древности. Это главный помощник на охоте, сторож во время отдыха, не раз спасавший хозяина от нападения зверя. Собаку использовали как тягловую силу.

По данным специалистов олень был в качестве тягловой силы и как источник питания таёжного населения. Добывали лося гоном по насту, медведя рогатиной и самострелом. Этот метод охоты сохранился до наших дней.

Под влиянием коми – зырян остяки занимались разведением скота. Разводили мелкий рогатый скот, его использовали для жертвоприношения. Позднее появляется крупный рогатый скот. В слое земли в Батлымском городище находятся кости мелких и крупных животных. С лошадью познакомились четыре тысячи лет назад.

Из поколения в поколение переходили виды работ и орудия труда предков. Аборигены приспосабливались к таёжной жизни, использовали для лечения лесные богатства. Из гнилушки делали присыпку для ребёнка; иголки сосны, кедра парили и пили от кашля; чага применялась при различных заболеваниях; сосновой, лиственной серой закапывали рубленые раны. С запада постепенно просачивались русские, их гнала нужда, голод. Они научили местных жителей заниматься земледелием. Живя среди хантов, перенимали их бытовые традиции: способ ловить рыбу, охоту на зверя. Носили удобную хантыйскую одежду. Скоро стали верить языческим божествам. Каждый охотник отправляясь на промысел, давал клятвенное обещание принести в дар Торуму первого убитого зверя. И горе тому, кто нарушит эту клятву. Оскорбление божества поразило бы его слепотой.

Шли годы, одно поколение сменяло другое, произошло изменение в социальной структуре общества, с развитием производства привело к постепенному накоплению богатства у отдельных семей. Выделяются служители культа, вожди, князьки.

Городки, расположенные по Оби, входили в кодское княжество, в том числе городки - братья Малый Атлым, Большой Атлым. От каждой семьи выделялся один воин со всем снаряжением, сбруей, в панцире, шлеме, с луками. А кого к службе не привлекали, отдавали дар князю в виде пушнины или продуктами.

Из царской казны специально выделялись хлебные запасы на прокорм кодских воинов.

Раздольно и привольно было для купцов, шаманов, остяцких князьков в Батлыме. Грабили, кого хотели и сколько хотели.

В конце 19 и в начале 20 веков на землях ханты и манси хозяйничали царские чиновники – купцы, кулаки, шаманы. Они широко раскинули свои паучьи сети, запутывая местное население неоплатными долгами, забирая за бесценок дорогие меха, деликатесную рыбу. Все лучшие рыбопромысловые угодья принадлежали кровососам. Судьба десятков тысяч ханты и манси зависела от местных купчиков. В условиях грабежа и колониальных насилий со стороны промышленников, купцов, князей и шаманов.

Хантыйский народ хирел и вымирал.

Несмотря на произвол и жестокость царизма – врага трудящихся России, присоединение Сибири к Российской империи имело большое прогрессивное значение. В этой исторической обстановке Россия открыла народам Сибири возможность прогресса, оградила аборигенов от порабощения, приобщила их к революционной борьбе против царизма.

Только Великая Октябрьская социалистическая революция спасла малые народности от вымирания, сделала их равноправными в нашей стране.

В Батлыме был создан сельревком. Представителем избран Иван Трофимович Семёнов. Так началась новая жизнь в Батлыме и Мойме.

С 1923 года по 1929 года мужчины освобождаются от уплаты налогов и воинской обязанности. Видя такую заботу со стороны Советской власти, ханты и манси на опыте убеждались в том, что Советская власть - это их власть. Но больным местом был острый недостаток специалистов торговли, работников учёта. Важнейшей задачей советских и партийных органов явилась подготовка кадров из числа коренной национальности. В тридцатые годы в Берёзово начали работать курсы по подготовке национальных кадров.

Ликвидация неграмотности.

У коренных жителей не было письменности и книг. Официальный журнал «Новое время», упоминая о жителях Обского Севера, писал: «Остяки и самоеды низшей расы дикари, и грамота им вредна». И только в 1902 году Матлымский купец Андреев построил двухклассную школу. Но не все могли учиться. Обучение было платное. В Батлыме решили открыть Советскую школу. В дневное время в школе занимались дети, а вечером за парты садились взрослые. Ханты, запуганные шаманами, не отпускали своих детей в школу. Не раз Максиму Мамарову на оленях и лошадях в пургу и вьюгу, в жестокие морозы приходилось добираться до отдалённых селений и Юрт Мойма, Пахры, чтобы убедить ханты отдать детей учиться в школу. Не раз приходилось выдерживать словесный бой с шаманами.

Представителям школьных советов надо было позаботиться об одежде, обуви, питании. Сделать это в это трудное время было нелегко. Но каждый из крестьян охотно шёл на то, чтобы выделить из своего улова рыбу, из заработанного по товарообмену муку и другие продукты. Личный пример подавали члены школьного совета. Они вместе с учащимися ловили рыбу, промышляли дичь, выращивали на пришкольном огороде картофель и овощи.

Под влиянием народных комиссаров просвещения росли и мужали первый хантыйский поэт уроженец деревни Батлым Лазарев Григорий Дмитриевич, партийные и комсомольские работники братья Василий и Виктор Хуланховы, Лазарев Андрей Дмитриевич, Пётр Лазарев, Колташкова Матрёна Николаевна и многие – многие другие. До 1962 года работала в Батлыме начальная четырехклассная школа, построенная в 1902 году Матлымским купцом Андреевым.

В 1960 году в марте правлением колхоза имени Кирова по инициативе Октябрьского районного отдела народного образования был поставлен вопрос «Об оказании помощи колхозу имени Кирова в перевозке семилетней Подгоринской школы в Батлым».

Гвардейцы тыла.

Жить бы да радоваться, но грянула война. В первый год войны ушло на фронт 77 мужчин самых крепких и работающих. Их заменили женщины, подростки, старики, пожилые мужчины. Какую только не выполняли работу женщины: и могилы копали, хоронили, плотничали, печи ложили, метали сено, муку выгружали.

Не было бензопил, женщины ручной пилой пилили пароходские дрова. На каждый день давали норму – задания, хоть умри, а выполни, придёшь пораньше, обратно отправят. Старикам, женщинам и подросткам приходилось корчевать под посевы. Выполняет задание – получает паёк 500 грамм, не выполняет, на завтра паёк не получает. Особенно тяжело выкорчёвывать пни, навалятся на стежок 3 – 4 женщины и под громкое «Эх, взяли» изо всей силы выворачивали пень. Поэт Романов в своём стихе описывает тяжкий труд женщины в годы войны.

«Нет, не забыть нам той работы, которой были мы сильны до исступленья, до ломоты, да ста потоков вдоль спины, до крика дружного «Эх, взяли», до сотрясения земли, до стона слышного едва ли, до озаренья, до смогли.

Пока не выполнят норму с корчёвки не уходили. Целину пахали женщины на лошадях, быках. Сеяли рожь, овёс, лён. Получали богатый урожай. Садили овощи. Часть урожая распределяли на трудодни, остальное продавали.

Труженики тыла обеспечивали фронт мясом, рыбой, собирали тёплые вещи. Рыбаки колхоза имени Сталина, бригадиром был Лазарев Карп Иванович, ежегодно поставляли государству от пяти до шести тысяч центнеров рыбы.

Исходя из требования военного времени, надо было каждому труженику тыла выловить в не рабочее время по три центнера в фонд обороны. Этот адский труд до конца своей жизни хранили и хранят женщины в своей памяти. Да, действительно, нелегко было ковать победу в тылу. И не зря тружеников тыла назвали гвардейцами тыла. Они выстояли, выдержали, укрепили фронт. Не запустили в годы войны под бурьян и кустарник ни одной сотки, ни одного клочка пахотной земли. Работая, люди верили в Победу, и вот настал этот радостный день, но много было слёз.

Мы склоняем головы перед светлой памятью тех, кто потом и кровью ковал Победу в тылу. И бабья, и подростковая, и стариковская война в тылу была не менее страшной и героической, чем война на фронте.

По пути коллективизации.

После войны, в пятидесятые, произошло объединение трех колхозов – «Заря» (село Подгорное), Малоимской рыбартели имени С. М. Кирова и колхоза имени И. В. Сталина. Центр колхоза находился в Батлыме. Батлымский колхоз имени Кирова перешёл на устав рыболовецкой артели. Колхоз в основном развивал животноводство, звероводство и рыбодобычу. Началось большое строительство. Построен новый типовой механизированный скотный двор с доильной установкой. На добротно построенной ферме колхоза разводится племенной скот. Продолжали заниматься полеводством. Сеяли рожь, овес, пшеницу, но она плохо приживалась. Урожай зерновых был хорошим. За высокое получение зерновых культур колхоз наградили автомашиной, которая впервые появилась на селе.

В 1958г. при объединении колхозов привезли свою звероферму артель Кирова и колхоз «Заря». Одна звероферма была на Гавани, а вторая через сор на мысу. Обе зверофермы давали хороший приплод, шкурки были высокого качества и при сдаче на пушной пункт в Омске почти все проходили первым сортом.

За высокое получение приплода лисиц колхоз трижды был участником на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве и награждён серебряной, золотой и бронзовой медалями. Основная отрасль колхоза – рыбодобыча. Из года в год выполнялся план добычи, появились высокоуловистые орудия лова, своя рыбонасосная установка, самоходный флот, 150 – сильный катер, каэски, рыбаки сами делают бударки, своя сетепосадочная. Денежный доход рыбодобычи ежегодно составлял 300 – 450 тысяч рублей благодаря речке. Батлымка – золотое дно.

В 1954 – 55 годах выделили место для радиоузла, установили аппаратуру.

В 1962 году открыла двери восьмилетняя школа. Потолки высокие, большие окна. Но очень холодно. Каждый дежурный класс, уходя из школы, обязан был носить дрова. При школе – конюшня. Практически каждую неделю директору школы Георгию Ивановичу Лазареву приходилось ездить в районный центр за 50 километров на лошади.

В 1973 году колхоз построил водонапорную башню.

В 1985 году в июне месяце по всей деревне протянут летний водопровод.

В 1978 году Нартымову Сергею Николаевичу- редактору газеты пришлось побывать в Батлыме с представителями прессы и радио Народной республики Болгарии – «Замечательный поселок, замечательные люди» - так отозвались о центре рыболовецкого колхоза имени Кирова С. М. заместитель редактора «Антена» Петко Тотев, корреспондент Лиляна Гандарова. От дореволюционного Батлыма не осталось и следа.

10 февраля 1980 года рыболовецкий колхоз отпраздновал свой золотой юбилей.

В 1989 году открывается 9-й класс, а в 1998 году – 10-й и 11-й классы. Школа считается средней общеобразовательной.

В 2000 году началось строительство трехэтажной школы в каменном исполнении на 100 мест и интернат на 20 мест.

1 сентября 2002 года школа открыла двери своим ученикам. Новая школа – настоящая принцесса на фоне покосившихся стареньких домиков. Она, как прожектор, высвечивает убогость и нищету окружающей обстановки.

Школа рассчитана на 100 школьных мест. А когда-то, в шестидесятые, учеников было 180. Уезжают из Батлыма молодые. Рождается 5-6 ребятишек в год.

Стареет село, ветшают тротуары и заборы. Практически развалились колхоз, звероферма, потихоньку умирают близлежащие деревни. Жителей Сотникова переселили в Батлым.

А в январе 2006 года наше село вошло в состав сельского поселения Малый Атлым.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)