Спорт  ->  Летние виды спорта  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Семантическое поле «ночь» в поэзии Блока

Творчество Александра Блока - одно из самых выдающихся явлений русской поэзии.

В истории русского символизма поэзия Блока обозначает «высшую степень — наиболее утонченные приемы в пользовании метафоры и символом как способами преображения действительности и ознаменования ее привычными образами иных реальностей»

Необычайно сложен, противоречив, а вместе с тем и внутренне целен творческий путь Блока, о котором исследователи и критики отзывались неоднозначно.

Ученые - исследователи творчества А. Блока (Ю. Тынянов, Б. Соловьев, Г. Коган) выделяли в его поэзии некоторые мотивные группы: природа и любовь. И в той, и другой группе функционирует символика ночи, но о ней лишь упоминает фрагментарно П. Коган.

Актуальность и новизну работы определяет неисследованность символики ночи в поэзии А. Блока.

Объектом работы являются стихотворения А. Блока из циклов: «Ante Lucem»(1898-1904), «Стихи о прекрасной даме»(1901-1902), «Распутье»,(1902-1904), «Пузыри земли»(1904-1905), разные стихотворения, «Город»(1904-1908), «Снежная маска»(1907), «Фаина»(1906-1908), «Вольные мысли»(1907), «Страшный мир»(1909-1916), «Возмездие»(1908-1913), «Ямбы»(1907-1914), «Итальянские стихи»(1909), разные стихотворения(1908-1916), «Арфы и скрипки»(1908-1916), «Кармен»(1914), «Родина»(1907-1916), «О чем поет ветер»(1913), предмет – символика ночи в них.

Цель работы - исследовать функции и семантику ночи и ее составляющих в лирике А. Блока.

Задачи:

1. Выявить мифологическое значение ночи.

2. Классифицировать символику ночи и ее составляющих в лирике А. Блока и исследовать основные функции.

При написании работы были использованы структурно - семиотический и биографический методы

Практическая значимость - результаты исследования могут быть использованы на уроках литературы при изучении творчества А. Блока и при проведении факультативных занятий.

Основная часть

Символика ночи в мифологическом значении

В мифологических словарях и словарях-символах «ночь» имеет неоднозначное определение. «Ночь – самая древняя аллегория из греческой мифологии богиня, дочь Хаоса. Она произвела на свет также множество абстрактных понятий, некоторые из которых неблагоприятны для человека: Раздор, Хитрость, Жалобы, Старость, Месть, Смерть, Обман и т. д. ; но также и благоприятные: Мысли, Сон и т. д. »

Древние наделяли ночное время божественными свойствами и даже создали культ Ночи. Н. Жюльен пишет: «ночь – символ физической смерти. Но она же наполнена жизнью духа и духов. Это время теней, призраков, оборотней, ведьм и магов. Поэтому ночь заселена звуками и дуновениями. Ночь страшна высвобождением неконтролируемой энергии хаоса: такова Вальпургиева ночь».

Так же в «Словаре символов» С. Зигуненко ночь сравнивает «с птицей, которая накрывает своими крыльями землю», есть и такое понятие, что ночь —« время напряженной работы подсознания, которое вершит строгий суд над деяниями дня. Ночи сомнений, ночи терзаний — это время поисков ответов на духовные вопросы. Ночь справедлива».

Ночь —«время долгих разговоров и сказаний символ победы духа Это намеренное столкновение с силами зла и победа над смертью. Ночь — победа над бессонницей, полет над спящим и неспящим пространством. Это творческий поиск вместе с ночью, с ее особыми пейзажами, где познается свет уходящей луны».

На многоликость ночи в античной культуре указывает А. Ф. Лосев: « Ночь спасительница («укротительница богов и людей») ассоциируется с быстротой. Ночь – пророчица («всевещая»), всевидящая царственная и царящая, животворящая, творящая земной мир и подземный».

Олицетворение ночи в западном искусстве часто является женская фигура «с белым или черным ребенком – символ, передающий двойственную семантику ночи. Как и тьма, она связана с первобытными страхами перед неизвестностью, смертью, злыми духами, безумием, но также ростом, миром, отдыхом, сном, мечтой».

Таким образом, символика ночи, описанная в мифологии и словарях символов, очень разнообразна.

Функциональное значение ночи в поэзии А. Блока

В поэзии Блока ночь – символична и может выполнять разные функции, имея двойственное значение. Несмотря на то, что В. Брюсов писал: «А. Блок, как нам кажется,- поэт дня, а не ночи», тем не менее, наиболее значимой и частотной по упоминанию в лирике Блока является ночь, через описания которой поэт передает свои воспоминания о любимой, заставляет по-иному взглянуть на окружающий мир, дарит лирическому герою новые ощущения.

В ходе работы было рассмотрено 1039 стихотворений и выявлено, что день и его составляющие упоминаются в 54 стихотворениях, а ночное время мира в 154.

Ночь в поэзии Блока занимает большое место. Именно в ночное время он создал многие стихи, грезил, вспоминал о своей любви к Любови Менделеевой, размышлял о тяготах жизни, о смысле жизни, своего места в ней, прогрессе, красоте, искусстве, «бедности слова».

Как отмечал Илья Эренбург: «Передо мной встает Блок в его «Ночные часы». Пустой дом, хозяин крепко замкнулся, крепко запер двери, чтобы больше не слышать суетных шагов. Большие слепые окна тупо глядят на белую ночь».

Блок писал в своей записной книжке: «Опять беспокойство перед ночью. И часто. И будто все буду знать. Но спячка днем. Работать всячески. Написать стихи – пора! пора! Хочу. Люблю ее» или «Человек, утончаясь, чувствует потребность прикрыть тайну своего существования; оттого, совсем не чуждаясь дня в своей так называемой «положительной» деятельности,- он ищет ночи для своих вдохновений, сумрака для своих надежд; - потому-то глубины наших современных поэтом укрываются порой в непроницаемые одежды. Напрасно искать осязаемо в этих глубинах».

У Блока можно выделить несколько групп, в которых функционирует ночь на разных уровнях.

Ночь – пространство лирического героя

В поэзии Блока ночь упоминается, как пространство:

И, словно в бездну, в лоно ночи

Вступаем мы Подъём наш крут

И бред. И мрак. Сияют очи

Ночь – «лоно (т. е. пространство), где происходит встречи».

Следовательно, можно сделать вывод, что ночь - пространство, в котором происходят все события влюблённого лирического героя. Его не пугает ни бездна, ни мрак, его и затягивает туда и он не может собой совладать и, наконец, вступает теперь он с ней «вступаем мы». То есть ночь–это «встречи» героя с мистической возлюбленной, сфера ее присутствия (ее привычное пространство). Со временем ее присутствие снижается, обесценивается.

Поэт неоднократно представляет ночь как пространство воспоминаний. Она порождает воспоминания о любимой, заставляет по-иному взглянуть на окружающий мир, дарит лирическому герою новые ощущения.

Ночь у А. Блока – пространство лирического сюжета:

Чем ночь прошедшая сияла,

Из света в сумрак переход

А. Блок использует семантику света и сумрака, описывает образование и появление ночи. Традиционное значение сумрака - «грустное угасание солнечного тепла и света». Это такое время суток, когда сгущается вечерняя мгла и за нею идет беспросветная ночь.

Таким образом, ночь – это пространство воспоминаний и встречи.

Световая и звуковая картина ночи

В художественном мире А. Блока ночь имеет световую природу. Это связано с тем, что в кромешной тьме даже самый незначительный лик света становится более виден: «От искр всю ночь, всю ночь светло».

В контексте стихотворения Блок при описании ночи использует искры, о семантике, которые «представляли как фрагмент божественного света, отделившийся от создателя в дуалистической вселенной, состоящей из света и тьмы».

По звездам прочитать ты умел,

Что грядущие ночи – темней и темней,

Что ночам неизвестен предел.

Так же ночь характеризуется, как «темнота тьма». Это соотносится с восточнославянской традицией ночь – темнота – «царство мрака или тьма кромешная, преисподняя».

В контексте блоковских стихотворений ночь, как темнота, связана со звездным миром, обозначающим «превосходство, постоянство, предводительство, защиту, бдительность, устремленность. Древние верили, что звезды управляют человеческими судьбами, считали их божествами или помощниками божеств, что сказалось на общем символизме звезд». Звезды, являясь неотъемлемыми атрибутами ночного пейзажа, переходят из стихотворения в стихотворение, меняя со временем свои черты.

Возникает следующая цепь взаимодействия: ночь – звезда – темнота.

Темнота – это полное отсутствие света и лишь звезды видны в этой темноте. Они связаны с будущим и предназначением лирического героя.

Темнота постепенно сгущается, поглощая всё пространство, и превращается во мглу, с которой также часто сравнивается ночь:

И вдруг – суда уплыли прочь.

Нам было видно: все четыре

Закрылись в океан и в ночь.

Ночь – мгла «время всё пожирающее». И не случайно в стихотворении Блок употребляет сравнение ночи с мглой. Как свидетельствуют некоторые факты его биографии, по словам С. Р. Федякина, «среди особых пристрастий – корабли. Он рисовал их во множестве, развешивая по стенам комнаты, одаривая ими родных. Эти корабли детского воображения «вплывут» в его зрелые стихи, став символом надежды».

В этом стихотворении отражается состояние душевного беспокойства поэта - суда « уплыли прочь», а затем исчезли. Вместе с ними исчезла и надежда во мгле « во времени всё пожирающем».

В период написания этого стихотворения Блок испытывает мучительное беспокойство и ничего с этим не может поделать. В своих дневниках поэт пишет: «Люба довела маму до болезниЛюба создала сложность и утомительность отношенийЛюба выталкивает от меня всех лучших людей, в том числе – мою мать, то есть мою совесть Люба на земле – страшное, посланная для того, чтобы мучить и уничтожать ценности земные я не могу с ней расстаться и люблю ее».

Ночь – мгла так же сравнивается с нечистой силой:

Окрестности мхами завалены.

Волосы ночи натянуты туго на срубы

И пни.

Происходит соотнесение с Вальпуривой ночью, когда «собирается вся нечистая сила».

То есть, можно сделать вывод, что ночь – это мгла - время теней, призраков, оборотней, ведьм и магов. Время главных таинств жизни.

Несмотря на то, что ночь наполнена для поэта собственными ассоциациями, иногда она представлена просто временем суток.

Я в эту ночь – больной и юный –

Всё спит – дворцы, каналы, люди

Глядит с тоской в окрестный мрак.

Ночью всё живое и не живое погружается во мрак и сон, как и в этом стихотворении, которое является доказательством того, что ночь – это определённое «время суток».

Таким образом, в данном стихотворении семантика ночи не несет основного значения, а лишь является фоном для основного действия в стихотворениях. Для описания ночи поэт использует традиционные символы: света, сумрака, и мрака.

Начиная с 1898 года, Блок переживает на редкость сильное и глубокое чувство к девушке, которая впоследствии станет его женой. Биографические факты свидетельствуют, что «теперь Блок начинает писать стихотворения не только о любви, но и о мраке: «Пусть светит месяц – ночь темна. Ночь распространилась надо мной В холодной мгле передрассветной».

Состояние лирического героя, его восприятие ночи раскрывается через образ месяца, который и дает понять, почему поэт пишет не только о любви, но и о мраке, который так же является олицетворением ночи. «Месяц не столько светоносен, сколько вредоносен, он не хочет быть свидетелем свидания, но стремится стать его соучастником, прорваться в отгороженное пространство, причинить боль. В этом сотворении помех возлюбленным проявляется его эгоистический характер. Месяц, хоть и носитель света, но особого; он пребывает в собственном сиянье, а не излучает его; в нем угаданы качества, присущие мужскому началу (самолюбование, самовлюбленность, эгоистичность). Оберегающая функции Луны проявляется не только по отношению к влюбленным, но и к миру в целом. Именно месяц соотносится с печалью: он силуэтно напоминает улыбку. Месяц становится выразителем двух противоположных состояний и ипостасей мира: угасание; расцвета».

Кроме того, в блоковской ночи большое внимание играют звуки:

Бубенчик под дугой лепечет

Всю ночь видна Всю ночь слышна

Бубенчик – «признак тревоги, знак трагического события» позволяет понять, что на душе у лирического героя тревоги «что счастие прошло». Непосредственно ночь - это распознавание звуков. «Всю ночь слышна».

Тишина ночи становится особенно выразительной на фоне разнообразных звуков, которые изредка врываются в ночную идиллию.

Таким образом, ночь в стихотворениях А. Блока функционирует на уровнях светового и звукового пространства.

Ночь – время действия лирического героя

Часто ночь оказывается не просто фоном, а местом и временем действия событий:

И, покинув стражу, к ночи

Ты, как я, не ждешь звезды.

В ранней лирике А. Блока звезды часто просто фон, пейзажная зарисовка, а иногда олицетворение девушки, женщины.

Звезда – это «превосходство, защита, древние греки заселили ночное небо богами и героями, присваивая их имена звездам и созвездия. Звезды это нисходящий свет ночного неба, цветы - свет, восходящий из черной земли, и вот эта встреча «светов», одолевающих мрак, и воплощает поэтическое представление о вечности, не просто залитой светом, но высветляющей изнутри весь посюсторонний мир».

Звезда – символ любимых. Г. Иванов пишет: « сколько бы Блок ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки своей воле видел в них и звезды».

Как известно из биографии, встреча А. Блока с будущей женой Л. Менделеевой «это действительно была судьба». Она была настоящей музой для поэта, которой было посвящено множество стихотворений.

Для лирического героя звезда – спасительный свет, жизнь без которого потеряла бы смысл. Его звезда превращается из небесного тела в близкое существо, живущее во вселенной. Общение с ней необходимо.

Общение человека со звездами «изымает его из суеты, вознося над землей, дарует просветление, приближение к вечному», а Блок роднит образ звезды с любимой девушкой.

Следовательно, звезды в лирике А. Блока являются не только частью пейзажа, олицетворением возлюбленной, но, кроме того, в стихотворениях А. Блока можно проследить и другую символику звезд – одиночество. По свидетельству фактов биографии: «когда он ставит точку в третьей лирической драме «Незнакомка». Из стихотворения родилась история о женщине – «падшей звезде» и об одиночестве поэта (на этот момент они почти становятся чужими людьми с Любовью). Падающие звезды встречаются в поэзии Блока неоднократно, приобретая со временем символические черты».

Также поэт в этом стихотворении пишет: «Разделить земной юдоли» Юдоль – жизнь с её заботами, печалями и страданием. Лирического героя настигают страдания и печаль, несмотря на то, что начиналось всё не так уж плохо.

Кроме того, существует понятие ночи, как «времени действия, времени духовного Делания».

Ночь, как символ действия, связана с неизвестностью и надеждой на то, что эта неизвестность может привести к чему-то хорошему.

Кроме того, блоковская ночь – это сон. Очень большую роль в поэзии Блока по словам З. Гиппиус: «играют мечты и сон, которые являются безвыходными состояниями духа. Его поэзия - поэзия сонного сознания. Ночь – сон – состояние души лирического героя».

В словаре Д. Тресиддера есть понятие ночи, как «бога сна Гипноса, а белый младенец в его руках являлся Сном. Все это изначальные древние силы, что скрываются в лоне ночи».

В данном стихотворении лирический герой Блока представляет и вспоминает во сне свою молодость, в которой он со своей возлюбленной, о которой он может только мечтать и может увидеть теперь только во сне:

И стала мне молодость сниться,

И ты, как живая, и ты.

Ночь – сон, для героя данного стихотворения, является предвестником будущего:

Вдруг вижу – из ночи туманной,

Шатаясь, подходит ко мне

Стареющий юноша (странно,

Не снился ли мне он во сне?).

Таким образом, ночь – сон для Блока это разные представления и понятия, но поэт объединяет их в единое: только во сне можно увидеть свою прошедшую молодость, тех, кого больше нет, а так же свое будущее.

Кроме того, в лирике Блока ночь связанна с чувством любви. Лирический герой А. Блока – автобиографичен. Очень часто поэт сравнивает ночь со своей возлюбленной, которую отпускает и прощается с ней. Она для него как огневая ночь вспыхнула распространилась на какое-то время и вновь исчезла. Он больше не видит в её глазах того, что видел раньше:

Нет, жизнь и счастье до утра

Я находил не в этом взгляде!

Поэтому он на прощанье говорит ей слова и отпускает навсегда:

Прощай, возьми еще колечко.

Лети, как пролетела, тая,

Ночь огневая, ночь былая

Как писал М. Волошин: «Любовная лирика Блока - страстный и торжественный гимн любви, готовой преобразить весь мир и несущей с собою «освободительную бурю», возможность небывалого счастья». Любовь связана с ночью, но поэт видел, что в тех условиях, в которых он жил и творил, это счастье неосуществимо, обманчиво, оно приходит в непримиримое противоречие с основным призванием и назначением человека. Только «убив всю ложь и уничтожив яд», человек приобщается к такой любви, в которой «все музыка и свет». Только такая любовь, верилось поэту, достойна своего высокого и прекрасного имени, а иной любви он не признавал.

«Моих ночей, Кармен» цитата, взятая из поэтического цикла «Кармен», который написан А. Блоком после встречи с певицей Андреевой-Дельмас, исполнительницей партии испанской цыганки в опере Бизе. В этих стихотворениях уже не романтическая любовь, а страстное и стихийное чувство, определяющее судьбу лирического героя:

Ты - как звук забытого гимна

В моей черной и дикой судьбе.

Во всех стихотворениях цикла «раскрывается необычайная одухотворенность лирического героя и самого А. Блока, утонченность души, бессменное желание познать истину существования, достичь высших целей». А любовь выступает как сила, обогащающая чувство жизни, ее потеря оборачивается смертью. Блок позже писал в своем дневнике, вспоминая это страстное и стихийное чувство: «ночью, и как на одну минуту я опять потянулся к ней, потянулся жестоко, увидев искру прежней юности на лице, молодеющим от белой ночи и страсти».

Ночь у Блока - благоприятная атмосфера для встречи влюбленных: ожидаемые встречи, встреча, которая изменит мир, преобразит его:

Так я Вас встретил в первый раз.

В партере – ночь. Нельзя дышать

И прядь волос, спадающая низко или

Смотрю. Целую черный волос

Да! с нами ночь! И новой властью.

Значение волос - « физическая сила, смелость». Во времена античности волосы были символом свободы. А у Блока волосы – обязательный элемент, атрибут прекрасного женского облика. Он влюблен в этот облик и ночь - главное время для встречи:

В те ночи светлые, пустые

Они встречались как чужие

В день превращал живую ночь

В объятья ночи, не спеша.

Лирическому герою Блока тяжело, он страдает. Ночи для него хоть светлые, но пустые, они встречаются, как чужие. И, тем не менее, он с ней, ему все равно нужны эти ночные встречи. Эти ночи для него живые, но они, к сожалению, превращаются в день:

Так провожу я ночи, дни

Вздыхает по дорожкам ночь

Шепчу ей нежные слова

Как свидетельствуют факты биографии именно в ночное время суток у поэта проходили встречи с возлюбленной: «прогулки в туманные сумерки» или «они шли к дому, под гору. Черная августовская ночь, необычайные крупные звезды ». Поэтому в стихотворениях запечатлелись самые темные часы суток и самое темное время в году. Под стать им мысли поэта:

Каждый вечер, лишь только погаснет заря,

Я прощаюсь, желанием смерти горя,

И опять, на рассвете холодного дня,

Жизнь охватит меня и измучит меня!

Как писал С. Р. Федякин: «Блок еще не знал, что несостоявшиеся отношения с Менделеевой, предрассветные стихотворения и знакомство с новейшей литературой – это не случайные вехи биографии, но знаки судьбы»

Важно отметить, что семантика ночи у Блока несет двойственные функции: с одной стороны ночь – это новая жизнь:

Лишь по ночам, склоняясь к долинам,

О новой жизни мне поет.

Согласно символике, одним из понятий ночи - «солнце – враг зарождения. Жизнь зарождается под покровом ночи, новая жизнь. Жизнь растений зарождается в ночи земли)». Но ночь – новая жизнь в стихотворениях Блока упоминается не часто.

С другой стороны важно отметить, что А. Блок ассоциирует ночь, как смерть: «На небе зарево. Глухая ночь мертва»

Ночь – «символ физической смерти. Но она же наполнена жизнью духа и духов».

Во всех приведенных ниже блоковских стихотворений говорится о физической смерти лирического героя, которую он не боится, даже порой ясно видит свое отступление в эту ночь. И он доволен солнечным закатом, который в вечной ночи невозможно увидеть никогда, возможно именно поэтому люди начинают ценить это по-настоящему:

Я отступлю в ту область ночи,

Откуда возращенья нет или

Я, наконец, смертельно болен,

Дышу иным, томлюсь,

Закатом солнечным доволен

И вечной ночи не боюсь.

В следующих стихотворениях говорится об умерших, попавших в эту вечную ночь. Это личные переживания Блока. Как свидетельствуют некоторые факты биографии: «Потемневший Блок чувствует себя усталым, потерянным. На смерть Мити он откликнулся горьким стихотворением: «Святому маленькому гробу/Молиться буду по ночам»

Смерть маленького сына Мити не перестанет терзать Блока. Он писал в своем дневнике: «Проснувшись среди ночи под шум ветра и моря, под влиянием ожившей смерти Мити от Толстого, и какой-то давней вернувшейся тишины, я думаю» или « Четвертая годовщина смерти Мити. Был бы теперь 5-й год».

Блок пишет:

Погасли звезды синих глаз

Пускай хоть смерть понятней жизни,

Хоть погребальный факел – в ночь

В этом стихотворении упоминается понятие тризна – «церковный обряд похорон и поминания умершего».

Вновь поэт употребляет символ звезд, только теперь уже не так как раньше, теперь они «погасли»

И действительно: помочь никто ничем не может. И смирившись, ссылаются на то, что «пускай хоть смерть понятней ночи».

Факел – «символ огня жизни», но в данном стихотворении «факел - в ночь», что еще раз является доказательством смерти. Так же « в искусстве факел часто выступает как атрибут женских мифологических фигур, фигур – Деметры, Персефоны и Гекаты. Все эти персонажи ассоциируются с загробным миром и жизнью после смерти. Изображение факела на могилах символизирует свет, указывающий мертвым дорогу, ведущую в загробный мир».

В мифологии Кун пишет о ночи: «когда ночь-бог смерти Тактос у него в руках черный младенец – Смерть. Все это изначальные древние силы, что скрываются в лоне ночи».

Ночь у Блока, несмотря на редкое упоминание, это новая жизнь, та, которая зарождается под покровом ночи. Жизнь от Бога. «Ночь сакральна и является временем рождения и воскресения Бога», «Именно ночью родился Христос, который принес «свет истины тем, кто скитается в ночи заблуждений».

Ночь – это смерть. И эту вечную ночь у Блока можно разделить на две: ночь-смерть, а точнее физическая смерть является «разрушительным элементом». «В христианстве ночь – время опасностей и искушений: Бог даровал день живым, а ночь отдал мертвым». Следовательно, с этой стороны ночь-смерть разрушает лирического героя Блока.

С другой стороны, что наиболее важнейшее для поэта, - «поднимает», «возвышает» духовно лирического героя. В словаре символов С. Зигуненко пишет: «ночь – время поисков ответов на духовные вопросы Предполагают и верят, что существует жизнь после смерти». Именно к этому стремится лирический герой Блока. Он не боится этой вечной ночи, он стремится туда для духовных ответов. И, на конец, понять, что же такое ночь, т. к. даже смерть понятней ее.

Наряду с этим, Блок вводит собственную трактовку семантики ночи, которая связана с пустотой, печалью, тайной, загробной жизнью, коварством, страхом, бесконечностью, неизвестностью, равнодушием, одиночеством и изменой. Наиболее значимыми понятиями, связанными с семантикой ночи являются - неизвестность и измена.

Ночь – отображение внутреннего мира лирического героя

Мир притягивает поэта своей новизной, но его Блок называет «севером» — это тревожный, неизведанный край. «Это было только предчувствие желанного и вместе с тем тревожного поворота в собственной судьбе, а окончательному разрыву с бекетовским домом послужила любовь Блока к Л. Д. Менделевой». Это чувство помогает поэту выйти за пределы мира, созданного семьей. И он покидает родной бекетовский дом, уют и спокойствие меняет на неизвестность: «Я вышел в ночь. ». Основная тема этого стихотворения — это путь жизненный, человеческий. Поэт называет внешний мир «ночью», так как он не знает его и не готов к самостоятельной жизни, но Блок надеется все «узнать» и «понять»:

О, как понять, откуда стук,

Откуда будет слышен голос.

У каждого человека свой жизненный путь. У Блока — это путь познания, искания, это путь изменения человека.

Поэт «выходит» во внешний мир, в «ночь», и начинается его самостоятельная жизнь, полная трудностей и препятствий.

Таким образом, лирический герой Блока, выйдя в «ночь» и поставив перед собой задачу «узнать, понять», добивается цели. Путь этот сложен и труден, но познаваем. Личность творит сама себя. Тема пути — это тема самоопределения, процесс духовного движения. И, несмотря на весь трагизм, Блок заявляет: «И я люблю сей мир ужасный!»

Важно отметить, что у А. Блока ночь связана с изменой. «Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся «проклятым роем». Образ «страшного мира» символичен, он один из ключевых в стихотворении». Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с «синим плащом» прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома «синий цвет – измена»:

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла.

Дни подобны ночи, жизнь кажется сном.

Таким образом, ночь в поэзии Блока играет важную роль, меняясь в зависимости от душевного состояния поэта, приобретая со временем новые семантические значения.

Заключение

В поэзии Блока человек получает откровение только ночью. Именно по этой причине природа этого откровения амбивалентна. Можно выделить несколько групп, в которых функционирует ночь на разных уровнях.

Ночь – пространство лирического героя, в котором происходят все события и воспоминания и встречи.

Поэт неоднократно представляет ночь как пространство воспоминаний, порождающую воспоминания о любимой. Все это заставляет по-иному взглянуть на окружающий мир, дарит лирическому герою новые ощущения.

Ночь в стихотворениях А. Блока функционирует на уровнях светового и звукового пространства, в связи с чем возникает следующая цепь взаимодействия: ночь – звезда – темнота. Темнота постепенно сгущается, поглощая всё пространство, и превращается во мглу, с которой также часто сравнивается ночь, для описания которой поэт использует символы: света, сумрака, тишины, мрака.

А. Блок использует семантику света и сумрака, описывает образование и появление ночи. В художественном мире А. Блока ночь имеет световую природу.

В контексте блоковских стихотворений ночь, как темнота, связана со звездным миром, обозначающим превосходство, постоянство, предводительство, защиту, бдительность, устремленность.

Состояние лирического героя, его восприятие ночи раскрывается через образ месяца, который и дает понять, почему поэт пишет не только о любви, но и о мраке, который так же является олицетворением ночи.

Ночь – сон - это разные представления и понятия, но поэт объединяет их : только во сне можно увидеть свою прошедшую молодость, тех, кого больше нет, а так же свое будущее.

Так же в лирике Блока ночь связанна с чувством любви. Лирический герой А. Блока – автобиографичен. Очень часто поэт сравнивает ночь со своей возлюбленной, которую отпускает и прощается с ней. Именно ночь – та благоприятная атмосфера для встречи влюбленных: ожидаемые встречи, встреча, которая изменит мир, преобразит его.

Семантика ночи несет двойственные функции: с одной стороны ночь – это новая жизнь, с другой ассоциируется со смертью.

Ночь у Блока, несмотря на редкое упоминание, это новая жизнь, та, которая зарождается под покровом ночи.

Но в то же время, ночь – это смерть. И эту вечную ночь у Блока можно разделить на две: ночь-смерть, а точнее физическая смерть является «разрушительным элементом».

Блок вводит собственную трактовку ночи, которая связана с пустотой, печалью, тайной, загробной жизнью, коварством, страхом, бесконечностью, неизвестностью, равнодушием, одиночеством и изменой.

Наиболее значимыми понятиями, связанными с ночью являются - неизвестность и измена. Поэт называет внешний мир «ночью», так как он не знает его и не готов к самостоятельной жизни, но Блок надеется все «узнать» и «понять». У каждого человека свой жизненный путь. У Блока — это путь познания, искания, это путь изменения человека. Поэт «выходит» во внешний мир, в «ночь», и начинается его самостоятельная жизнь, полная трудностей и препятствий. Лирический герой Блока, поставив перед собой задачу «узнать, понять», добивается цели. Путь этот сложен и труден, но познаваем. Личность творит сама себя. Тема пути — это тема самоопределения, процесс духовного движения.

Таким образом, ночь в поэзии Блока играет важную роль, меняясь в зависимости от душевного состояния поэта, приобретая со временем новые значения.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)