Семантика цвета в лирике С. Есенина и А. Блока
А. А. Блок и С. А. Есенин- классики русской поэзии. Они оставили глубокий след в истории русской литературы.
На первый взгляд , совсем непохожие друг на друга, они трудно сравнимы между собой. Но именно А. А. Блок <<открыл>> Сергея Есенина, и именно Есенин считал Александра Блока << лучшим русским поэтом современности>>.
В нашей работе мы попытаемся найти общие тенденции у Блока и Есенина в создании образов, в их стилистике и в понимании цвета.
Цель - проанализировать стихотворения А. Блока и С. Есенина с точки зрения использования цветовой семантики при создании образов и сделать сравнительный анализ. Мы проанализировали около ста стихотворений каждого поэта и некоторые поэмы: <<Двенадцать>> Блока, <<Черный человек>> и <<Анну Снегину>> Есенина.
В конечном итоге нами было проанализировано более ста примеров использования цвета.
Поэты серебряного века, оказавшие особое влияние на русскую культуру 20 века, испытавшие трагизм российской деятельности начала века, находят читателя и в начале нового 21 века. Блок, один из ярчайших представителей серебряного века русской поэзии, стал учителем целой плеяды поэтов 20 века. Его стихи, как и стихи
Есенина, входят в школьную программу и являются объектом пристального научного исследования. Анализ стихотворений Блока и
Есенина остается актуальным и поныне. Более того, излишне вульгарно - социологический подход к творчеству обоих поэтов требует в настоящее время еще более углубленного изучения их поэтического наследия. Поэтому актуальность нашей темы не вызывает сомнений.
Корме того, в литературоведении немного работ, посвященных теме использования цветовой семантики в создании образов.
В настоящей работе использована терминология, которая используется обычно в литературоведческих исследованиях в области поэзии.
Работа состоит из введения, трех глав основной части заключения и списка использованной литературы.
Во введении указывается основная цель работы , ее актуальность и структура. Первая глава посвящается анализу основных особенностей рассматриваемых поэтов. Во второй и в третьей главах исследуется лирика Александра Блока и Сергея Есенина с позицией семантики цвета.
В заключении дается сравнительная характеристика семантики цвета в лирике А. Блока и С. Есенина.
Блок и Есенин. Основные особенности их лирики
Незадолго до смерти Есенин писал: <<Из поэтов - современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности>>. Блок и Есенин по-своему близки, так как были современниками, но в описании действительности они совершенно уникальны.
Имя Александра Блока тесно связано в сознании читателя с символизмом. Это литературное течение превратилось в самостоятельное литературно - философское течение и важный фактор русской культурно-духовной жизни. Образы, созданные Блоком, занимают особое место. Своеобразие его поэзии во многом отразилось уже в первые годы творчества в образах лирического героя.
Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего <<розовое облако грез>> и <<милого воина>>, <<одетого в серебро>>, до создателя поэмы <<Двенадцать>>, где с огромной силой выразил страшную музыку разрушения>> и тоску по другой музыке - музыке <<нового века>>, который <<взойдет средь всех несчастных поколений>>.
Сергей Есенин - оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия_ Есенина удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности образов.
Стихи Есенина - не фотография жизни. Жизнь для него - лучший учитель в создании поэтических произведений.
Есенин жил связями с миром, с людьми, В его отчетливо слышен свой голос, своя песнь о родине, своя удаль и грустная боль, в которой звенит народная душа. Любовь к родине, ненависть к войне, тяготение певца крестьянской Руси к передовым общественным силам и идеям помогали поэту в бурные революционные годы находить свой путь к правде.
Лирический герой поэта - современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив, характер драматичен.
В стихах Есенина нас покоряет и захватывает в <<песенный плен>> удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью.
Оба рассматриваемых поэта имели трагическую судьбу. В них отразилась вся глубина коренной ломки российской действительности. Как пишет Смола 0. , <<окрашенные в цвета осени мотивы утраты, столь характерные для лирики Есенина последних лет жизни, не погружают нас, однако, в
6 пучину черной точки и разочарования. В них сказалось не больше того, что заложено в живой природе, - необходимость жизни и смерти. Тончайшая диалектика начала и конца, расцвета и увядания, <<кипятка сердечных струй>> и <<холодной воли>> и составляют, в сочетании с обаянием гуманности, <<неуловимый дух>> есенинского лиризма>>[1]. У анализируемых нами поэтов свое восприятие действительности. <<У Блока - особенное, даже в сравнении с другими поэтами. Стихия очень быстро угасла - стал угасать и Блок. <<Мировой оркестр>> революции умолк - умолк и поэт.
Семантика цвета в лирике А. А. Блока
Блок - символист. Конечно, большинство исследователей не считают и никогда не считали Александра Блока символистом. Его поэзия не вмещается в рамки определенного направления. Кстати, примерно то же можно сказать и о Сергее Есенине.
Но Блок все же долгое время оставался в лоне символизма. А для символистов цвет имеет огромное значение. В доказательство этому можно привести пример Артюра Рембо с его определением <<цвета звуков>>, а также псевдонимы русских символистов: Андрей Белый, Саша Чёрный.
Наша тема посвящена сравнительному анализу лирики Блока и
Есенина, поэтому мы для понимания цветовой семантики выбрали те краски, которые встречаются часто у обоих поэтов и являются определяющими в творчестве.
Белый и чёрный
Определяя белый как проявление всей гаммы цветов, а чёрный цвет -как полное отсутствие цветов, с одной стороны, и как извечная антитеза белого и чёрного во всей мировой культуре, с другой стороны, мы, решились рассмотреть эти цвета в одной главе.
Для творчества Александра Блока эти два цвета являются определяющими. Слово <<чёрный>> используется чаще среди <<цветных>> прилагательных в его поэзии, и это прилагательное особенно частотно в позднем творчестве поэта. Все творчество Блока <<двигалось от белого к чёрному>>.
Белый цвет олицетворяется с надеждой, с радостью, с чистотой и т. п. Именно таким он предстает в ранних стихах Блока:
<<Белой ночью месяц.>> <<Утром белая церковь вдали
И близка и ясна очертанием>>. - 1901 год;
В раннем творчестве Александра Блока практически отсутствует символика <<чёрного>>, а если и присутствует в поэзии, то не несет особого смысла. Например:
<<Её сребристо - чёрный мех
И что-то шепчущие губы>>. - 1902 год.
И примерно в этом же году у символиста Блока начинает появляться
<<зловещий чёрный>> цвет, который будет неотступно переходить в дальнейшем из произведения в произведение. Так, в том же 1902 году:
<<Надо мной небосвод уже низок, Чёрный сон тяготеет в груди>>.
<<Цветовое>> изменение в поэзии Блока происходит именно в этот период. Появляется чёрный цвет и усложняется семантика белого. Если раньше белый цвет было олицетворением жизнерадостности, то в конце 1902 года, здесь появляются оттенки тревожности:
<< Я закрою голову белым,
Закричу и кинусь в поток>>. - ноябрь 1902 года.
По своему настрою это стихотворение перекликается со стихами, где <<чёрный сон тяготеет в груди>>.
Образ <<черного>> особенно ярко проявляется в стихотворении <<Фабрика>>:
<<Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине>>.
В данном контексте чёрный становится синонимом недоброго, жестокого, потустороннего. В целом для этого периода творчества
Александра Блока противопоставление черного и белого достаточно просто и открыто. Резкое символистическое противопоставление этих цветов определяет саму логику русского символизма с его четко выраженной цветовой гаммой и резкими красками. Именно появиться подобные строки:
<<Он спасется от черного гнева
Мановением белой руки>>.
Хрестоматийным шедевром, на наш взгляд, в использовании цвета в создании образа является стихотворение <<Девушка пела в церковном хоре>>.
Белое - символ надежды, символ веры, добра:
<<Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече.
И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче>>.
<<Луч на белом>> и <<Белое в луче>> создают особую гармонию в образе
поющей девушки, которая превращается в неземное создание - голос, поющий в белом платье.
Белое - воплощение доброты, всепрощении, веры в лучшее. В этом цвете Блок чувствует необыкновенную чистоту, которую противопоставляет всему земному. Это противопоставление для Блока становится неким поэтическим каноном. Так, в вышеприведенном стихотворении девушка из хора противопоставлена <<мраку>> толпы, которая ее слушает. Или:
<<Вот агнец кроткий в белых ризах пришел и смотрит в окно тюрьмы>>.
<<Гасни, гасни свет, пролейся мгла.
Ты - рукою узкой, белой, странной Факел-кубок в руки мне дала>>.
Это противопоставление открыто выражено в стихотворении <<Легенда>>(1905 год):
<< И была эта девушка в белом. в белом,
А другая - в черном. Твоя ли дочь?
И одна - дрожала слабеньким телом,
А другая - смеялась, бежала в ночь.>>.
Но наряду с таким пониманием белого, Блок (особенно в стихах 1905 года) использует этот цвет для передачи тревожности. Например:
<<Плотно-белый занавес пустел в сетях дождя>>.
<<Вот вечер кутает окно Сплошными белыми тенями>>.
Еще один символ, выраженный белым, который ясно улавливается в поэзии Блока, - это холод. В данном значения <<белый>> приближается у Блока к <<снегу>> и к <<синему>>.
Последние два символа также частотны в его лирике. Например:
<<Лицо мое белее,
Чем белая стена>>.
Начиная с 1907 года, черный цвет в лирике Александра Блока, становится доминирующим по сравнению с белым. Семантика чёрного достаточно многолика. У Блока черным может быть практически все: глаза, рот, сучья деревьев, злоба, город, мужик, бархат, блюдо и,
10 онечно же, кровь. Поэтому часто семантика чёрного достаточно сложна. Например, в стихах из цикла <<Фаина>> (1906):
<<Только тройка мчит со звоном
В снежно-белом забытьи.
Ты взмахнула бубенцами,
Увлекла меня в поля.
Дудишь черными шелками,
Распахнула соболя.>>.
Здесь нет <<чёрной злобы>> или чёрной тревоги>>. Часто чёрный цвет использован поэтом в создании оксиморонов, т. е. в сочетании резко контрастных, внутренне противоречивых по смыслу признаков, в которых обретаются <<грозные>> символы:
<<Горят глаза твои, горят,
Как черных две зари!>>.
Но все же, особенно в творчестве после 1910 года, у Александра Блока в семантике черного цвета преобладает оттенок <<зловещего>>, <<темной силы>>, <<непонятного>> и <<ужасного>>. Особенно это проявляется в циклах <<Пляска смерти>> (1912) и <<Черная кровь>> (1914). Например:
<<Скелет, до глаз закутанный плащом, Чего-то ищет, скалясь черным ртом.>>.
<<Как свинец, черна вода.
В ней забвенье навсегда>>.
При использовании <<цветных>> прилагательных для усиления образа Блок часто пользуется приемом повторения, рефрена. Этот прием, также как и оксиморон, очень характерен для всей его поэзии. Например:
<<В черное небо Италии Черной душою гляжусь>>.
Красный
Символ красного в творчестве Александра Блока представлен менее частотно, чем синий или черный цвета. Но через изменение значения красного света в лирике поэта можно достаточно четко определить изменения в лирике в целом.
Семантика красного цвета у Блока меняется в его творчестве.
Ранние произведения поэта, как известно, более легковесные>> и воздушные. И определение <<красный>> чаще всего встречается в описании природы:
<<Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве>> Хотя уже в 1901 году, в стихотворении, написанном 31 декабря, есть строки, в которых появляется тот образ <<красного>>, который станет доминировать во всем остальном творчестве поэта:
<<Лежат холодные туманы,
Горят багровые костры>>.
В поздних стихах, которые относятся уже к началу и 10-м годам ХХ века
- красный цвет у Александра Блока принимает совсем иной смысл. Уже в стихотворении <<Прочь!>> 1907 года символика красного приобретает <<кровавый>> оттенок:
<<Трижды красные герольды
На кровавый звали пир! >> Семантика тревожности, бунтарства и беспечности с выражена красным цветом в приведенном выше стихотворении <<Город в красные пределы>>;
<<Красный дворник плещет ведра С пьяно-алою водой, Пляшут огненные бедра Проститутки площадной, И на башне колокольной В гулкий пляс и медный зык Кажет колокол раздольный
Окровавленный язык>> Мы нарочито выделили оттенки красного в этом отрывке. Обратите внимание, что красный в первой строчке становится пьяно-алым и далее обращается в огненный.
Такой же прием Блок использует и в других стихотворениях того периода. Так:
<<А она лежала на спине, раскинув руки,
В грязно-красном платье, на кровавой мостовою>>.
Другие цвета в лирике Блока
Наиболее часто встречающиеся цвета, кроме рассмотренных, - это синий, голубой, розовый, золотистый, желтый, серый, зеленый.
Голубой цвет у Блока практически не меняется на протяжении всего творчества, Иногда он приобретает некоторые смысловые оттенки серого, но в целом, голубой цвет выражает семантику бесконечности, космизма, глубины, раздолья. Не случайно, часто у поэта голубыми становятся дорога, путь, небо, даль, край, а в более поздний период сумрак, глубина. Например:
<<Ты прошла голубыми путями,
За тобою клубится туман>>. - 1901;
<<Перед нам и - окна далекие,
Голубая даль светла>>. - 1901;
Более сложна семантика <<синего>> у Блока. Этот цвет он использует часто. В большинстве примеров его значение совпадает со значением <<голубой>> - например, в сочетаниях с небом, краем, мглой, сводом и т. п. Но также часто поэт использует синий цвет для передачи холода, а иногда чистоты,, В данном случае семантика синего ближе к белому. Сравните: В первом значении:
<<И, всходя на холмик за садом, Все смотрели в синюю даль>>.
<<В простом окладе синего неба Его икона смотрит в окно. Убогий художник создал небо. Но лик и синее небо - одно>>.
<<Кубок-факел брошу в купол синий-Расплеснется млечный путь>>.
И во втором значении: <<Вслед за льдиною синею В полдень я всплыву>>.
<<И не постигнешь синего ока
Пока не станешь сам как стезя.>> <<И смотришь в печали, И снег синей.>>.
Особенно часто используется прилагательное синий в сочетании (и даже в слиянии) с существительным снег; <<На поля снеговые и синие>>.
<<На снежносинем покрывале Читаю твой условный знак>>.
Из других цветов Александр Блок использует часто-золотистый, который обычно дается им как символ и как метафора одновременно. Это
_ делает Блока ближе к есенинскому использованию цветовой гаммы
Сравните:
<<Золотистою долиной Ты уходишь, нем и дик>>.
<<Чтоб высоко над елями мрачными Пронеслась золотистая весть. >>.
Отдельными примерами использования семантики цвета в лирике Александра Блока могут служить такие цвета, как <<розовый>>. <румяный>>, <<серый>>. Особо надо отметить, что Блок; особенно в сравнении с Есениным, оставался городским, а точнее, петербургским поэтом. Это наложило особый отпечаток и на <<цветовое решение>> в его творчестве. Приведя эти примеры, мы приходим к выводу, что, несмотря на то, что в лирике Александра Блока можно выделить определенные цвета (или их нескольких значений), в целом необходимо ориентироваться на тематику и период создания произведении поэта. В течение творчества блоковское отношение в <<значению цветов>> менялось.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СЕМАНТИКА ЦВЕТА В ЛИРИКЕ А. С. ЕСЕНИНА
Есенинская палитра цветов намного разнообразнее, чем у Блока. У Сергея Есенина даже трудно выделить преобладающие цвета. Хотя по частотности, это, наверное, синий и голубой. А белый и черный цвета у поэта представлены не так ярко, как у символистов.
Белый и черный
Как уже отмечалось, эти <<крайние>> цвета в лирике Сергея Есенина представлены мало. Конечно же, белого цвета больше, нежели черного. Своей семантикой <<белый>> Есенин практически всегда олицетворяет чистоту, зиму, нежность или цветущий сад. Примеры: <<Белая береза Под моим окном>>.
<<Кудрявый сум рак за горой Рукою машет белоснежною>>.
<<Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым>>.
Черный цвет в лирике представлен достаточно скупо. И отсюда сразу можно понять, что он не несет в творчестве Сергея Есенина особое символическое значение. В каждом конкретном примере <<черный цвет>> имеет собственное значение. Например, сравните: <<Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить?>>.
<<Рваные животы кобыл, Черные паруса воронов>>.
<<Здравствуй ты, моя чёрная гибель, Я встречу к тебе выхожу!>>.
Красный, синий и голубой
В этой главе, посвященной лирике Сергея Есенина, мы выделили отдельным параграфом красный, синий и голубой цвета. Красный цвет нами был выбран
15 исключительно для сравнения есенинского использования семантики цвета с блоковским. А синий и голубой цвета являются доминирующими в лирике Есенина.
Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливается всеми цветами радуги. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина.
Контрастные цвета несут настроение тревоги, беды. В цветовом образе - красном по белому предчуветвуютея беды: <<В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть>> Но иногда красный цвет несет семантику значения красивый. Для Есенина, цветовые значения у которого постоянно перемежаются с природными явлениями, красный цвет обозначает зарю, рождение нового дня, появление света. Так:
<<На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом, И игриво взмахнет кобылица
Там, где капустные грядки Крой водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет>>.
Особо необходимо остановиться на семантике синего цвета. Синий цвет у Сергея Есенина имеет огромное множество значений.
Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России ("только синь сосет глаза", "солнца струганные дранки загораживают синь" и т. п. ), создает атмосферу светлой радости бытия (<<вечером лунным, вечером синим>>, <<в летний вечер голубой>>), выражают чувства нежности, любви (<<голубая кофта, синие глаза>>, <<парень синеглазый>>). В стихотворных строках ярко и зримо проходит мелодия цвета, сравнимая с палитрой живописца.
Если определить коротко, то можно сказать: Сергей Есенин - живописец слова. Сочетания красок в есенинских стихах самые разнообразные: порой гармоничные, порой контрастные, порой редкостные.
Примеры: <<в лунных перьях серебра>>, <<горят серебряные росы>>,
<<золотистые косы>>, <<с золотистых веток полетела пыль>>, <<резвиться на желтой траве>>.
Цветовая палитра Есенина создает не только зримую картину природы, но и настроение:
<<Васильками сердце светится,
Горит в нем бирюза.
Я играю на тальяночке
Про синие глаза>>.
В этих четырех строчках синий цвет несет семантику юной влюбленной души. Подобных стихотворений, когда синева определяет настроение влюбленности, множество
<<Синий>> часто является синонимом <<счастливого>>, <<прекрасного>> Например:
<<Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. Сердце остыло, и выцвели очи. Синее счастье! Лунные ночи!>>.
Семантика синего цвета может иметь также противоположное значение.
Так: <<И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно к то ж. >> <<Синь>> глаз у Есенина может иметь и отрицательное значение например, <<мутный взгляд>>:
<<Что ж ты смотришь так синими брызгами? Иль в морду хошь?>>.
Вообще, частотность прилагательного <<голубой>> довольна высока. Оно часто применяется в описаниях деревенской жизни, и несет особый смысл: нежное отношение к деревне, любовь к просторам (даль и просторы сельской местности отдают голубоватым оттенком) и свежесть самой деревенской жизни. Например, в стихотворении <<Эта улица мне знакома>> прилагательное <<голубой>> используется трижды в трех различных сочетаниях:
<<Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном>>.
<<Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню>>.
Другие цвета в лирике Есенина
Зеленый - цвет жизни. Есенин как поэт жизни, также, часто использует в своей лирике этот свет. В этом <<цвете значение более постоянно, нежели в синем и голубом. Хотя семантика <<зеленого>> в лирике Есенина также многозначна.
Главное значение - это растительная зелень и символ жизни:
<<Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет>>.
<<Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе>>.
<<Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы>>.
<<Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню>>.
И, конечно же, нередко поэт использует <<зеленый цвет>> в значении устойчивого выражения <<зеленая тоска>>: <<И вновь вернулся в отчий дом, Чужою радостью утешусь, В зеленый вечер под окном На рукаве своем повешусь>>.
Отдельно хочется остановиться на использовании поэтом цветов <<золотой>> и <<серебряный>>. Эти цвета несут,в первую очередь сематику необычного, восхищения природой и т. п. В этом значении они имеют очень широкий круг сочетаемости. Например:
<<И горят снежинки В золотом огне>>. <<Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона>>.
<<Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила>> <<В траве между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей>> <<Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел>>
<<Золотой>> цвет также имеет множество значений, кроме приведенного основного. И здесь можно выделить такие строки:
<<Покаялись глаза собачьи Золотыми звездами в снег>>
<<Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз злато-карий омут>> <<Если душу вылюбить до дна, Сердце станет глыбой золотою>> Семантика цвета в лирике Есенина имеют очень широкую и богатую палитру. Очень много оттенков цвета, образованных путем сравнения: <<льется с листьев медь>>, <<стеклянный дым>>. Встречаются и более широкие цветовые решения:
<<Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень>> <<Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи>> <<О любви вздыхают лишь украдкой,
Да глаза, как яхонты, горят>>
В настоящей работе нами были проанализированы стихотворения Александра Блока и Сергея Есенина с точки использованной цветовой семантики при создания образов.
1. Оба поэта широко использовали семантику цвета в своей лирике. Но у рассмотренных поэтов есть множество различий в использовании цвета вообще. Во-первых, цветовая палитра Сергея Есенина намного богаче. Количество цветов, использованных им в лирике, огромно. Сама тематика и поэтический стиль Есенина предполагают создание собственных красок типа <<стеклянный дым>>, <<цвет осени>>, <<рдяный мак>>, <<голубеющая вода>>, <<овсяный сноп волос>> и многих других подобных примеров.
2. Лирику Сергея Есенина при сравнении с лирикой Блока отличает более свободная сочетаемость <<цветных прилагательных>> с существительными. Так, <<малиновое поле>> и <<малиновая лебеда>>; <<зеленый вечер>>, <<зеленая зола>> и <<зеленая ла па ел и>>; <<желтая грусть>>, голубой июнь>>, <<рожь, как синяя конница>>, <<голубей покой>>, <<голубые рты>>, <<желтая крапива>>, <<белые веки луны>>. У Александра Блока таким разнообразием может отличиться только черный цвет. У Блока черными могут быть и глаза, и рты, и злоба, и мужик на пашне, и нежный бархат, и блюдо с головой, и кипящая кровь. В лирике Александра Блока цвета несут более устойчивую семантику. Это определяется также характером и стилем поэта. У Блока цвета несут постоянный символический смысл. Иначе говоря, они более значимы и осмыслены, нежели у Есенина. У Сергея Есенина же богатая цветовая палитра подчиняется созданию нового образа, нового видения, новой метафоры. Поэтому ни один цвет у Есенина не имеет такого постоянного значения, которое можно выделить у Блока.
3. Наиболее общим моментом в цветовой семантике рассмотренных поэтов можно назвать использование белого цвета, как цвета чистоты, нежности и надежды. Но и здесь существует серьезное отличие: <<белый>> у Блока (в первом ее значений) - неземное, райское, ангелоподобное, чистое и противопоставленное земной <<серости>>, <<белый>> у Есенина - чистота, зима, цветущий сад, береза.
4. Семантика цвета в лирике Александра Блока претерпевает свои изменения в зависимости от тематики и периода создания стихотворения. <<Шахматовские>> стихи поэта отличаются большим оптимизмом и надеждой, петербургские стихи 1905 или 1914 года имеют ярко -выраженный пессимистический характер.
Есенин любил родину не слепо, ибо хорошо знал её,измотанную борьбой и начавшую свою индустриализацию с зажигалок. Он понимал, что такое
20 истинная поэзия и чувствовал себя просветленным.
Поэзия Есенина шагала к человеку, к его духовному миру, к тому новому, что нарождалось, к тому старому, что ещё мешает жить. Основная цель его поэзии- гармония.
Комментарии