Культура  ->  Музеи  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Семья и родной город художника Шишкина

Выбор темы мной не случайный, так как меня всегда привлекало творчество И. И. Шишкина. Думаю, что нет людей равнодушных к полотнам этого великого русского художника. Но мало, кто знает о семье И. И. Шишкина, его корнях и предках, родном городе художника. Городок Елабуга небольшой и очень красивый, я часто в нем бываю и в один из приездов посещала дом-музей И. И. Шишкина. Масса впечатлений после экскурсии также повлияла на выбор мной темы работы.

Двухэтажный каменный купеческий дом, построенный отцом художника Иваном Васильевичем Шишкиным в 1836 году, сильно пострадал во время пожара 1850 года и был построен заново. В нем провел детство и отрочество Иван Иванович Шишкин. Первоначальной датой основания музея можно считать 1940 год, когда в этом доме обосновался городской краеведческий музей. Личности И. И. Шишкина тогда был уделен только один зал. Фонды музея постепенно пополнялись подлинными картинами, офортами. Единственный в мире музей основоположника русской реалистической пейзажной школы открылся в 1962 году на первом этаже в доме, который до 30-х годов XX столетия принадлежал родственникам художника. В 1965 году в Елабугу приехала Ольга Павловна Гвоздева – внучатая племянница Ивана Ивановича, которая еще в 30-е годы передала дом Шишкиных государству. Гвоздева подробно описала обстановку, уклад жизни семьи Шишкиных, передала в дар музею, имеющиеся у нее вещи и фотографии. Из Петербурга правнучка Марина Михайловна Рыбальская послала в музей фотографии Ивана Ивановича и семьи дочери художника Лидии Ивановны. В 70-х годах началась подготовка к реставрации здания и организации мемориального дома-музея. А 24 июля 1975 года, после пятилетней реконструкции, состоялось торжественное открытие. Дом-музей, восстановленный и обновленный, максимально приближен к облику, быту семьи Шишкиных второй половины XIX века. На первом этаже находятся парадная и малая гостиные, кабинет отца, буфетная, столовая. Стены комнат, как было в то время, покрыты обоями. Своеобразны кафельные печи. Развешаны на свои места картины В. Рязанова, А. Гине, братьев Верещагиных – друзей семьи Шишкиных. Все это сделано по старым фотографиям, документам и воспоминаниям близких лиц. Есть уникальные вещи: хорошо сохранившийся портрет отца художника, написанный в 1862 году Вас. Верещагиным; книга Ивана Васильевича «История города Елабуги», музыкальные инструменты – рояль и фисгармония; действующие часы с кукушкой, которые были привезены с Макарьевской ярмарки и послушать «пение» которых под окна столовой приходило чуть ли не полгорода. Второй этаж посвящен биографии художника, показу его произведений. Здесь 52 подлинные работы художника (24 живописные, 28 графических). В отстроенном после пожара 1850 года доме Иван выбрал себе две небольшие комнаты – в одной он жил, в другой хранил этюды. Интерьер жилой комнаты был восстановлен по его рисунку «Вид комнаты в Елабуге». Справа – широкая деревянная кровать, слева комод, стул, сундук с лоскутным ковриком, выполненным сестрой художника. На стене рисунки, которые уцелели от пожара – автопортреты художника. В мастерской Ивана Шишкина воссоздана обстановка 60-80 годов XIX века, идентичная той, что была при жизни живописца. Среди иконографического материала – фотографии его первой и второй жен и их дочерей – Лидии и Ксении. На мольберте этюд «Хвойный лес». Произведения Ивана Ивановича Шишкина, собранные в Доме-музее в Елабуге – лишь небольшая часть его творческого наследия. Многочисленные монументально-эпические полотна находятся в крупнейших музеях страны. В Елабуге, на родине художника, много делается для сохранения памяти и пропаганды творчества знаменитого земляка. В 1991 году был установлен памятник И. И. Шишкину. В Елабуге чтут память о знаменитом художнике и испытывают гордость от сознания того, что известные всем и любимые полотна «Утро в сосновом бору», «Рожь», «Сосновый бор», «Корабельная роща», «Святой ключ близ Елабуги» и другие картины написаны на мотивы неповторимой прикамской природы.

Род Шишкиных происходит из числа старожилов села Трехсвятского. Из дневника И. В. Шишкина следует, что Шишкины, в частности их предок Дмитрий Степанович, обосновались на елабужской земле триста лет тому назад и были старожилами села Трехсвятского. Но если брать во внимание женскую линию и тот факт, что бабушка художника Авдотья Афанасьевна из рода попа Зотика, то можно говорить о более древних корнях Шишкинского рода – это вторая половина XVI века. По преданию, после взятия Казани Иван VI послал в наш край священника Зотика и несколько десятков воинов для изыскания удобных для заселения русскими земель. Прибыв в наши места, Зотик заложил здесь двухпредельную церковь в честь Ильи Пророка и Покрова. Царь Иван Грозный после этого пожертвовал две иконы: икону святого Покрова и икону трех святителей, в честь которой село было названо Трехсвятским.

Дмитрий Степанович Шишкин – человек мастеровой, добросовестный, уважаемый. Имеет четырех сыновей, среди которых Афанасий, прадед Ивана Ивановича по отцу. Из материалов переписи населения за 1795 год «Ревизские сказки» известна дата его рождения – 1739 год. Об Афанасии Дмитриевиче сохранились сведения как о видном человеке в крестьянском обществе, поэтому по открытию города он был избран заседателем уездного суда от крестьянства. По хозяйству был большой эконом. Слыл он мастером медных и серебряных дел, занимался чеканкой и черчением серебра, за что получил прозвище «серебряк», которое перешло и на потомство. Возможно, известные авторы поддужных колокольчиков в Вятской губернии, елабужские мастера Прокопий и Егор Серебряковы, от корней своих не кто иные, как Шишкины. Василий Афанасьевич (сын Афанасия Дмитриевича) избирался на многие городские должности, два раза был городским головой, имел похвальные листы за общественную службу городу, первым из Шишкиных вступил в купеческое сословие. Торговал в основном на Нижегородской, Макарьевской ярмарках. Занимался отцовским ремеслом, освоил чугунолитейное мастерство, художественное, был отличным стрелком. Очень любил различные часы. Покупал их, где мог, сам отливал из чугуна, чинил всем ружья. Серебряное мастерство он оставил, но выучился отливать церковные колокола. Отлил для Спасского собора трехсотпудовый колокол. Был он также человеком предприимчивым, авторитет у горожан имел огромный. Было у него три сына.

Средний сын Иван Васильевич родился в 1792 году 30 мая (12 июня). Детство провел в большой трудовой семье отца, часто бывал с ним в деловых поездках. В раннем детстве 8 лет проводит в деревне Мальцево, где отец арендует водяную мельницу и с тех пор Иван Васильевич увлекается мельницами. Конструирует и строит их самые различные. Иван Васильевич построил мельницу в устье реки Тоймы у села Подмонастырки, напечатал «Практическое руководство по строению мельниц» (1857) с подробными чертежами; сочинил автобиографическую повесть – «Жизнь купца Ивана Васильевича Шишкина, писанную им самим в 1867 году». Результатом изучения своего края явились его «Записки достопримечательностей разных».

Образования школьного Иван Васильевич не получил, а осилил грамоту по книге «Наука счастливым быть». С отрочества помогает своим дедам. Ведет их финансовые книги, расчет с работниками. При этом он проявляет ясность мысли и изобретательность. Елабужане это примечали и все чаще обращались к нему за помощью и советом. В 1818 году Иван Васильевич избирается в городские старосты. В 1824 на три года он стал бургомистром, восемь лет был городским головою, его трижды избирали городским головой. За что и был пожалован по царскому указу парадным мундиром, расшитым золотом с орденами и лентой. Бывал он в Москве и первым из елабужан в Петербурге. Обладая пытливым умом, он самоучкой освоил основы механики, прикладной химии и некоторых других точных наук. Он считался ученым человеком и его называли «своего рода елабужским Кулибиным». Много сделал он для преобразования родного города.

Занимался И. В. Шишкин хлебной торговлей, однако, смотрел на коммерческие дела как на подспорье, позволявшее содержать семью. Весь жар своей души он отдавал общественно полезной деятельности. В 1832 году Иван Васильевич положил начало строительству в Елабуге водопровода. Сам нашел родник, разработал проект прокладки водопровода и за свои средства прокладывает деревянный водопровод в центр города. На что затрачивает 1600 р. Во время правления городом 1844-1846 годы продолжает строительство водопровода по ул. Покровской и Казанской. За время своей жизни Иван Васильевич всегда был общественным деятелем, - принимал участие во всей общественной жизни родного города, занимался строительством некоторых зданий, такие, как: Соборный дом, Троицкая церковь, Нищенский приют и др. В 1867 году отреставрировал древнюю башню булгарского городища. Вместе с зятем Стахеевым выстроили по всему берегу реки решетку чугунного литья, взвоз к чанам выстлали камнем. Интересовался и изучал археологию и историю, механику и минералогию, и другие науки. Открыл и участвовал в раскопках Ананьинского могильника. Работа велась тщательно и с большой осторожностью. Шишкин в руках держал, как пособие, книгу И. Фундуклея «Археологическое обозрение могил, валов и городищ Киевской губернии 1848 г. », советовался в работе с московским профессором-археологом, земляком К. И. Невоструевым. За эти раскопки 18 января 1872 года он, почти восьмидесятилетний старец, был удостоен звания члена-корреспондента Московского археологического общества. Многочисленные находки представляли большое разнообразие – сплавы меди с оловом, стекло, янтарь, камень, кости, глазированная глина, железо Свет увидели клевцы – ударное оружие ближнего боя, втульчатые топоры, наконечники копий и стрел скифского типа, мечи, разного рода украшения – кольца, браслеты, бусы и т. д. Все эти находки показали, что древние жители Прикамья знали металлургию меди и железа, умели обрабатывать кость и кожу, изготовлять ткани, занимались земледелием, охотой, рыбной ловлей. В исторической науке появился термин «ананьинская культура». Своим начинаниям Иван Васильевич не нашел поддержки у властей, постоянно расходовал собственные средства и разорился: коммерческие дела шли на убыль, и он вынужден был перейти сначала из купцов второй гильдии в третью, а затем и вовсе выйти из купеческого сословия и стать елабужским мещанином.

Иван Васильевич общался с интереснейшими людьми своего времени: с писателем М. Е. Салтыковым-Щедриным, с героиней Отечественной войны 1812 года Н. А. Дуровой, с ученым-археологом, одним из основателей Казанского общества археологии, истории и этнографии А. Ф. Лихачевым, с художниками К. Гуном, Е. Ознобишиным, В. П. Верещагиным, с московским профессором К. И. Невоструевым. С последним, так же как и он, елабужанином, его объединяла любовь к родному городу, страсть к изучению истории. Ему были близки такие высказывания Невоструева, как «в мире без труда и напряжения ничего не приобретают» и что «лежит человеку смерть, потом же суд, что еже сеет человек в жизни, то и пожнет».

Женился Иван Васильевич в 1819 году на Дарье Романовне Киркиной – дочери Казанского мещанина. По материнской линии она была родом из Котеловых, известных в Казани промышленников, владельцев кожевенных заводов. Со слов родственников это женщина с сильным и добрым характером, добропорядочная жена, строгая и справедливая мать, хорошая и экономная хозяйка дома, рукодельница. Окончила несколько классов гимназии. У Ивана Васильевича с Дарьей Романовной было шестеро детей: Александра, Ольга, Екатерина, Анна, Николай и Иван. Дочери получили домашнее образование, умели прекрасно рукодельничать, музицировать, вести хозяйство, много читали. Были завидными невестами. Старшая дочь Александра была выдана замуж за Елабужского купца-миллионера Дмитрия Ивановича Стахеева. Рано умерла.

Вторая дочь Ольга вышла за сына Сарапульского купца Ижболдина и жила в г. Сарапуле. Дочь Екатерина вышла замуж за бедного чиновника Комарова. Ее дочь Александра училась художеству у Ивана Ивановича и впоследствии написала о нем воспоминания. Анна Ивановна – младшая дочь вышла замуж за елабужского купца Павла Николаевича Репина. После смерти Ивана Васильевича получила дом от отца в наследство и до конца своих дней старалась сохранить в доме все, как было при отце. Старший сын Николай был человеком незаурядным. Страстный охотник, музыкант-самоучка, очень общительный человек. Отец покупал ему различные музыкальные инструменты, которые Николай осваивал буквально за несколько часов или дней. Знал музыкальную грамоту, писал песни, романсы, прекрасно сам их исполнял. Романсы и песни обычно писались на стихи русских поэтов: Кольцова, Пушкина, Некрасова, но особенно у Николая был любим Лермонтов. Он был душой литературно-музыкальных вечеров в своем доме, на которые съезжалось общество. На этих литературных вечерах читали Пушкина, Лермонтова, Белинского, Чернышевского, спорили, пели и танцевали. Но в основном Николай помогал отцу в торговых делах. Иван, младший из сыновей, родился 13 (25) января 1832 года, как раз в тот день, когда его отец, провалившийся в полынью на Каме, лежал в горячке и почти умирал. Назвали мальчика Иваном, чтобы не потерять Ивана из семьи - примета верная Отец поправился. Все свои надежды Иван Васильевич возлагал на младшего сына. Отцовское дело он так и не продолжил, зато именно ему удалось прославить и маленький городок Елабугу и славную фамилию Шишкиных. Иван Васильевич прививал младшему сыну любовь к природе, художественной литературе, поощрял его увлеченность к рисованию. Атмосфера интересов семьи Шишкиных, в которой рос и воспитывался будущий художник, открывала перед ним возможности духовного развития. Но художников в Елабуге не очень-то жаловали, а матушка Дарья Романовна их особенно не любила. Она хотела видеть сына купцом, продолжателем семейных традиций. Но мальчик тянулся к карандашу и бумаге. И двенадцати лет отроду отец отправил его учиться в первую Казанскую гимназию; там он пробыл до 1848 года и вышел из 5-го класса. С 1852 по 1856 год И. Шишкин прошел все классы Московского училища живописи, ваяния и зодчества и поступил в ученики к профессору С. М. Воробьеву в Академии художеств в Петербурге. Академию он закончил с тремя серебряными и двумя золотыми медалями. Весной 1861 года, после пятилетнего отсутствия, он приезжает домой уже профессиональным художником. Все свое творчество он посвятил природе родного края, которое явилось новым этапом в развитии реалистического пейзажа. Движимый верой в неисчерпаемые возможности России и ее народа, он воспевал силу, богатство, красоту русской природы. Замечательной чертой Ивана Васильевича была отцовская любовь. Его сын, Иван Иванович Шишкин, вырастал, следуя отцовскому завету: - «трудиться на пользу родине». «Польза – есть пункт стремлений всех и каждого», - говорил Шишкин старший.

Памятник Ивану Ивановичу Шишкину в Елабуге, открыт в 1991 году неподалеку от Дома-музея.

В семье Василия Афанасьевича кроме Ивана Васильевича (отца художника), было еще два сына – Иван Васильевич (старший) и Василий Васильевич, крестный художника. Иван Васильевич женат не был. Занимался торговлей, не совсем удачно. Василий Васильевич также не был счастлив в торговле, жил скудно, имел много детей. Потомки их и сейчас проживают в Елабуге. Об одной из дочерей Василия Васильевича известно, что она была ближайшей подругой Надежды Андреевны Дуровой.

О Шишкиных можно рассказывать много. Они внесли большой вклад в общественную жизнь, в формирование купечества и уклада жизни горожан русского города Елабуги. К. И. Невоструев так писал об Иване Васильевиче Шишкине: «Почтеннейший соотчич, человек любознательный и начитанный, много лет занимающийся елабужскими древностями которого по летам и общему уважению можно назвать патриархом елабужским».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)