Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Шаг в будущее

Отношении к проблеме чтения

Еще несколько лет назад жители нашей страны с гордостью могли сказать, что наша страна – самая читающая в мире. А уже сегодня специалисты в один голос утверждают, что «чтение в России перестало быть национальной ценностью. Сегодня в стране не читает книг 44% взрослого населения Особенно удручающая картина в провинции, где жители небольших городов, поселков городского типа и сел вообще лишены возможности покупать книги».

Сегодня в России проблемы чтения встали в один ряд с важнейшими проблемами национальной безопасности страны. Озабоченность этими проблемами возникает из наблюдений за использованием книги среди подрастающего поколения. Ведь именно из юных граждан вырастут те, кто будет определять лицо общества, нации.

Многолетние исследования, как отечественные, так и зарубежные, педагогический опыт, просто жизненные наблюдения дают многочисленные подтверждения того, как благотворно влияет приобщённость к книжной культуре на развитие в человеке социально значимых качеств. Ученые утверждают, что «умение читать – важнейший навык выживания в информационном обществе. Читатели, как правило, превосходят нечитателей в интеллектуальном развитии. Они имеют более богатый словарный запас, больший объем памяти и активное творческое воображение. Они более готовы психологически и вооружены навыками для непрерывного самообразования, обладают способностью искать и использовать информацию. Читающие люди умеют эффективно общаться: слушать, говорить, писать, понимать, убеждать».

Происходящие в культуре перемены в последние десятилетия, как известно, меняли статус чтения; в конце ХХ века книга уступила свой приоритет более мощным средствам массовой информации. Этот процесс коснулся и детей. Сейчас ребенок нередко раньше становится зрителем и пользователем компьютера, чем читателем. Интерес к чтению как занятию более трудному и менее эффективному, по сравнению с восприятием информации на электронных носителях, неуклонно снижается. Многие специалисты считают данный процесс закономерным и необратимым и при этом забывают, что сила слова - прежде всего в его многозначности и в способности одухотворять сам процесс чтения, а это значит, что живое общение с книгой будет неотъемлемой частью русской духовной культуры.

Объектом данного исследования стали учащиеся Дедовичского района, поскольку именно они наряду со своими сверстниками по всей России будут определять в ближайшем будущем интересы и приоритеты нашей страны.

В ходе работы было опрошено 316 учащихся, 5 работников библиотек, 25 родителей, 8 учителей.

Метод анкетирования был выбран потому, что он дает возможность объективно оценить отношение респондентов к проблеме чтения.

Кроме того, были использованы и другие методы:

изучение научной и научно-популярной литературы;

составление анкет;

обработка и анализ полученных данных;

сбор информации о количестве читателей в поселковой и районной библиотеках и о круге интересов любителей чтения.

Задача исследования – изучение представлений учащихся о проблеме чтения и причин, способствующих отрицательному отношению к чтению.

Для решения этих задач было проведено исследование, в котором приняли участие 354 человека.

Проведенное среди школьников анкетирование и анализ обработанных анкет позволили представить следующую картину.

На вопрос «Любишь ли ты читать и почему?» положительный ответ дали 208 респондентов (66%), отрицательный ответ – 108 (34%). Вторая половина вопроса предполагала конкретизировать ответ. Без объяснения ответ был у 76 человек. Остальные варьировали свои ответы от «Да. От нечего делать» до «Нет. Это долго». Многие очень серьезно отнеслись к анкетированию и представили такие ответы: «Когда читаешь, узнаешь много нового и интересного», «Погружаешься в мир, созданный автором», «Без чтения жизнь казалась бы неинтересной», «Мне нравится переживать вместе с героями», «Большинство книг скучные». Все это говорит о неравнодушном отношении к процессу чтения, о положительном настрое к книгам у значительной части опрошенных.

Также респондентам необходимо было ответить, как они выбирают книги для чтения. В результате мы имеем следующие данные.

По совету учителя книги выбирают 84 человек; по совету друга – 66, по аннотации – 67, из-за привлекательной обложки и понравившегося названия – 30, по совету библиотекаря – 3, по совету родителей – 10, как придется -26, затруднились ответить – 30 человек.

Анализ ответов на данный вопрос показал, что принцип выбора литературы для чтения учащихся ограничен советами учителя, друга, родителей, а знакомство с аннотацией предпочитает небольшая часть опрашиваемых, т. е. личная заинтересованность в выборе книг у школьников невысока.

На следующий вопрос «Успеваете ли вы знакомиться с новинками литературы» учащиеся ответили так: да – 135 человек, нет – 127, иногда – 68.

Из этого мы можем сделать вывод о том, что половина опрошенных имеет некоторое представление о новых произведениях художественной литературы.

Немаловажную роль в выборе книг для чтения играет доступность к книжному фонду. Поэтому далее школьники отвечали на вопрос: «Где ты выбираешь книги для чтения?» Ответы сводились к следующему.

Выбирают книги в библиотеке, дома, у друзей – 246 человек

В книжном магазине – 45

Затруднились ответить – 25

Опираясь на эти данные, можно заключить, что в целом доступ к имеющимся в поселке книгам ограничен домашними и поселковыми библиотеками с достаточно скромным выбором художественной литературы.

Учащимся был предложен вопрос: «Какие книги, по твоему мнению, должен прочитать каждый образованный человек?» Были даны следующие ответы.

Книги по школьной программе – 24

То, что интересно – 34

Книги выдающихся писателей – 62

Классическую литературу – 32

Нужные книги для профессии и жизни – 14

Не знаю – 27

Энциклопедии - 10

Разная мотивация – 113

Ответы в последней категории были весьма разнообразны и интересны. Так, учащиеся считают, что образованные люди непременно должны прочесть «Колобка» и «Винни-Пуха», учебники, книги по этикету, «Библию», произведения о любви, о войне, сказки, то, что «подходит по возрасту», литературу о своем крае. Особенно хочется отметить такие мнения: «Каждый должен прочитать хорошие книги, чтобы мир изменился к лучшему», «Книги, которые помогают человеку развивать свою речь, мысли, чувства», «Никакие, а то станет слишком образованным».

Такой разброс во мнениях свидетельствует о том, что молодые люди не вполне представляют себе, что может стать их нравственным багажом в дальнейшей жизни, что пригодится им в будущем и каковы их жизненные приоритеты.

Последний вопрос анкеты для учащихся предполагал объяснение школьниками обстоятельств, из-за которых молодые люди не заинтересованы в чтении.

Был назван ряд причин, которые лежат в основе нежелания юного поколения общаться с книгами. Среди основных выделяются следующие.

Неинтересно читать – 52, заняты компьютером – 43, нет времени – 51, лень, скучно –32, есть другие занятия – 62, не любят читать – 21, в этом нет престижа – 6, наше поколение другое – 9, прочие ответы – 40.

Эти ответы подтверждают опасение ученых об изменении отношения подростков к процессу чтения в последние десятилетия. Среди основных причин – нехватка времени, больший интерес к компьютеру, нежели к книге, скука, лень, а главное, некоторые молодые люди считают чтение непрестижным занятием, которое не придает им авторитета в глазах сверстников. Даже небольшое количество подобных мнений должно насторожить тех, кто воспитывает новое поколение.

Наша работа может показаться необъективной, если мы не примем во внимание мнение учителей и родителей о проблеме чтения.

Ответы на вопросы анкеты для родителей показали, что из 25 опрошенных у 10 дети читать не любят, а у 15 – да, что в процентном соотношении практически совпадает с ответами самих детей. Также отцы и матери ответили, что дети предпочитают читать фантастические произведения, детективы, компьютерную литературу, но приоритет принадлежит периодическим изданиям: газетам, журналам. Только лишь один человек отметил, что его ребенок любит читать классическую литературу. Совпали и ответы на вопрос, где дети выбирают литературу для чтения – в библиотеке, дома, у друзей, что подтверждает наше мнение о небогатых возможностях читателей в выборе книг.

Практически единогласно родители высказали убеждение, что каждый ребенок должен прочитать классическую и духовную литературу, чтобы гармонично развиваться. Это свидетельствует о том, что взрослые люди уже имеют представление о жизненных ценностях.

Мнения родителей о причинах незаинтересованности детей в чтении во многом совпадают с мнениями самих школьников: это и главенствующая роль компьютеров и телевизоров в досуге учащихся, и недостаток времени у старшеклассников, и элементарное нежелание размышлять во время общения с книгой.

Если прислушаться к высказываниям учителей, то почти все они утверждают о нелюбви школьников к чтению. Лишь небольшое количество учеников, по словам педагогов, увлечено книгами. Что же влияет на это? Школьные работники заявляют, что в этом виновато засилие ТВ и активное развитие средств массовой информации, отсутствие должного внимания к книге в семье. Также они считают, что в настоящее время нет равнозначной замены чтению. Во-первых, только оно духовно обогащает человека, во-вторых, помогает вести разговор с самим собой, в-третьих, повышает грамотность и развивает орфографическую зоркость, в-четвертых, воспитывает художественный вкус.

Кроме того, учителя высказали свои рекомендации в пробуждении у детей интереса к чтению, которые заключаются в следующем:

необходимо активизировать работу библиотекарей и классных руководителей (проводить интересные мероприятия к юбилеям поэтов и писателей, советовать прочитать понравившиеся произведения, учить уважительно относиться к книге, вместе просматривать фильмы, поставленные по известным художественным произведениям, сравнивать экранизации и сами тексты после просмотра и прочтения, приглашать в школу местных поэтов и писателей, проводить викторины и конкурсы, балы литературных героев);

родителям путем совместного чтения открывать тайны, спрятанные в книгах, чаще беседовать с детьми о прочитанном, с раннего детства читать ребенку книги, показывая на собственном примере личную заинтересованность в приобщении к чтению.

Итак, проанализировав итоги анкетирования среди школьников и данные опроса библиотекарей, учителей и родителей, можно сделать следующие выводы:

2/3 учащихся Дедовичского района (66%) относятся к чтению положительно;

принцип выбора книг для чтения ограничен советами старших (учителей, родителей, библиотекарей, друзей);

половина опрошенных так или иначе имеет представление о новинках литературы;

школьники знакомятся с книгами дома, у друзей, в библиотеке;

по мнению молодых людей, современный образованный человек должен познакомиться с классической, научно-познавательной, духовной литературой и книгами по интересам;

компьютеры и ТВ занимают большую часть внимания и интересов школьников, а также у учащихся отсутствует должная мотивация для повышения интереса к чтению.

Таким образом, говоря о читательских интересах школьников Дедовичского района, мы можем отметить явное положительное отношение к чтению литературы у учащихся, а также остановиться на том, что возможность выбора литературы для чтения в условиях данного района чрезвычайно мала, и главное, необходимо различными путями повышать у учеников интерес к чтению, начиная с самого раннего детства.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)