Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Шаг в будущее

В нашей стране изменились социальные отношения. Бурно развиваются и внедряются новейшие технологии во все сферы жизни. Общество нуждается в людях, способных высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности мыслящего человека.

Я являюсь учащейся 9 класса, и бывает, испытываю трудности на физике, химии, при применении математических знаний, имея неплохие знания по алгебре, геометрии. Обратив внимание на своих одноклассников, и, побеседовав с друзьями, я убедилась, что эта тема касается не только меня. «А как с этим обстоит в других школах города?» - именно этот вопрос пробудил во мне интерес к созданию проекта, так как тема, затрагиваемая в нём, по моему мнению, является актуальной.

Наблюдение

На протяжении первой четверти осуществлялось наблюдение за учащимися моего класса, а позже за учащимися 8-го. Выяснено, что существует некоторые трудности при применении математических знаний на других предметах. Именно это подтолкнуло меня к проведению исследования.

Теоретический материал по социологии

Мною был изучен и проработан материал по социологии автора Ерофеевой Н. А.

В любом социологическом исследовании выделяют 4 этапа:

1. Методологический – определение цели, задач, разработка программы, выбор методики.

2. Организационно-методический: разработка инструментария.

3. Сбор и обработка данных.

4. Внедрение результатов в практику.

1 этап начинается с обозначения проблемной ситуации. Затем нужно сформулировать название исследования. Определить приоритеты. Дальше нужно поставить цель. Цель – это то, что может стать известным в ходе исследования. Ставим вопрос, на который нужно получить ответ. Цель должна быть лаконично обозначена. Лучше одним предложением. Цель конкретизируется в задачах. Задачи – это частные вопросы, которые нужно изучить. Определяется рабочая гипотеза – следующий ход работы. Задачи, которые ставятся, должны отражать и привести к рабочей гипотезе.

Дальше определяется объект и предмет исследования.

Объект – это носитель социальной информации. Например: учащиеся.

Предмет – это совокупность явлений, подлежащих исследованию. Предмет должен быть ограничен по содержанию, в пространстве и во времени.

Например: Учащиеся – это объект, а их мнения – это предмет.

Обоснование выборки. Например: учащиеся 8-9 классов. Из этого количества сделать выборку: каждый пятый; только девочки или только мальчики; пять мальчиков и пять девочек и т. д. Это количество отобранных респондентов называется генеральной совокупностью.

Выборка.

1 способ: процентная выборка – например от 5 до 15 % от общего количества.

2 способ: специальная формула (которые существуют в методике социологических исследований).

3 способ: случайная, механическая выборка: а) через школьные базы данных: каждый 5 или 10 ученик и т. д. Цифра не играет роли.

4 способ: квотная выборка определяет количество.

5 способ: репрезентативная (представительная) выборка

1 этап отвечает на 2 вопроса: что и для чего будет изучено.

2 этап определяет: как будет производиться исследование. Инструментарий – система методических и технических приемов и приспособлений, представленных в форме документов. Определяется количество методов, которые будут использованы в исследовании. Один метод является субъективным, необъективным. Один метод проверяет другой, качество и объективность исследования.

3 этап – стандартизируются условия сбора данных. Обработка данных. .

4 этап - заключительный.

Опрос существует в повседневной жизни. Обыденный. И опрос существует как метод сбора информации:

1. Заочный: почтовый, телефонный, прессовый.

2. Очный (лицом к лицу).

По характеру опрашиваемой совокупности людей опросы разделяются на массовые и экспертные.

При массовом опросе респондент выступает от своего собственного имени как выразитель своего личного мнения. Число опрошенных при массовом опросе колеблется от сотен до нескольких тысяч. Большая часть опросов – массовые.

При экспертном опросе респондент выступает либо как выразитель интересов той или иной группы людей, либо как специалист - профессионал в определённой области. В первом случае специфическая роль респондента подчёркивается особой формулировкой вопросов, во втором используются специальные методики экспертных оценок. Число опрошенных людей колеблется от нескольких единиц до нескольких десятков человек. Как правило, экспертные опросы применяются в разведывательных и прогностических исследованиях.

← Опрос эксперта дает субъективную реальность.

← Опрос через анкетирование, интервью имеет лучшую результативность.

← Всегда должен быть вопросник.

← Вопросник представляет собой специально разработанный перечень вопросов, суждений, предложений, рисунков, тестов, с помощью которых осуществляется общение с респондентом и стимулируется получение ответов на вопросы.

1. В опросный лист нельзя включать научные термины.

2. В анкете должны быть конкретизированы понятия: часто-редко, много-мало, плохо-хорошо и т. д. - это слова ни о чем.

3. В опросных листах нельзя включать слова – отрицания: запретить, отменить, прекратить и т. д.

4. Не включать слова отрицания: не нравится, не люблю, не хочу, не знаю и т. д.

5. Не нужно включать сложные и длинные формулировки.

6. Нельзя включать исчерпывающий набор ответов, нужно оставить место для другого мнения.

7. Процесс заполнения анкеты должен быть максимально приятным и комфортным.

Анкета обычно состоит из 3-х частей.

1 часть – вводная.

← Обращение к респонденту,

← сообщение о цели исследования,

← сообщение о том, кто проводит исследование,

← объяснение целесообразности участия в исследовании;

← инструктаж: как отвечать на вопросы;

← выражение благодарности.

Оптимальный вариант:

- Титульный лист: все атрибуты учреждения, название темы, год, город и т. д.

- Вариант в виде книги или буклета.

- Следующая страница – обращение к читателю. Указать цель, тему исследования, правильность заполнения и важность ответов.

2 часть – основная

Все вопросы.

3 часть – Сведения о респондентах. Они должны быть дифференцированы в зависимости от цели анкетировании.

В основной части – количество вопросов определено целью. Оптимальное – 20 вопросов.

Виды вопросов:

1. Закрытые вопросы (выберите не более 3, 5 ответов и т. д. )

2. Полузакрытые вопросы. Кроме предложенных ответов, можно написать свое мнение (свой ответ).

3. Открытые вопросы. Предлагается вопрос. А ответ пишет читатель.

4. Альтернативные вопросы (Да, нет, затрудняюсь ответить, подчеркнуть). Они не дают исчерпывающие ответы и предлагаются читателям для разминки.

5. Буферные вопросы.

V – Сложные вопросы

О – буферные (альтернативные)

6. Контрольные вопросы. Это один и тот же вопрос, но в другой формулировке. Для проверки читателя в откровенности ответа.

7. Вопросы - ловушки. Вводятся вопросы с информацией, которой не существует.

8. Вопросы – фильтры. Это тоже хитрые вопросы.

Например: Вы являетесь читателем нашей библиотеки?

А остальные вопросы задаются уже для читателей данной библиотеки. Последовательность расположения вопросов.

1. От частного к общему.

2. От общего к частному.

Начинается анкета с разминочных, адаптационных вопросов. Завершающие – легкие вопросы. Ни первые, ни последние вопросы не должны быть открытыми. Оптимальное время для заполнения анкеты – 40 минут.

Разновидности вопросов:

1. О фактах.

2. О знаниях.

3. Вопросы – тесты.

4. О внутренних состояниях.

5. На личный опыт.

Требование – четкость формулировки вопросов.

Социологическое исследование

Опрос – это один из широко применяемых методов сбора информации в социологическом исследовании. Огромное многообразие опросов, применяемых в социологии, может быть классифицировано по разным основаниям.

Охарактеризуем проведённый мной опрос по основным из них.

По характеру опрашиваемой совокупности людей мой опрос относится к массовому, так как респонденты выступали от своего собственного имени как выразитель личного мнения, число опрошенных мной людей – 231 человек.

По характеру взаимодействия социолога и респондента мой опрос относится к анкетированию, в котором использовались полузакрытые, альтернативные вопросы.

По способу связи исследователя и респондента – очный опрос, анкеты раздавала и собирала лично я, выступая в роли социолога.

По степени охвата изучаемой совокупности людей среди массовых опросов – выборочный. Общее количество учащихся 8-9 классов велико, составляет 1324, и мои возможности не позволили мне опросить всех респондентов. Для получения вполне достоверной информации по интересующему нас вопросу достаточно провести выборочное обследование (5-10% от генеральной совокупности), ограничившись проверкой знаний сравнительно небольшого количества школьников. А чтобы по её результатам можно было с достаточной достоверностью судить о свойствах всей генеральной совокупности обследуемых, эта выборка должна быть репрезентативной (представительной). Кроме того, осуществляя случайный отбор учащихся, я обеспечивала одинаковую вероятность попадания в выборку любого объекта генеральной совокупности (см. п. 1 «Литература» ). По подсчётам я опросила примерно 18 %, что соответствует нормам репрезентативной выборки.

Опросы также различаются по месту проведения. Мой опрос относится к аудиторному, когда респонденты находятся вместе, в каком-либо помещении (классе).

Проведение анализа материалов социологического опроса

Большинство учащихся сталкиваются с затруднениями на математике чаще всего, связанными с решением задач.

Большинство учащихся затрудняются из-за того, что при изучении ново материала даётся небольшой объем заданий прикладного характера.

По мнению учащихся, они почти никогда не применяют свои математические знания в жизни.

Чаще всего математический аппарат используется на физике.

При использовании своих математических знаний на других предметах, учащиеся испытывают затруднения из-за того, что не всегда понимают межпредметную связь.

Большинству учащимся не приходилось самостоятельно составлять задачи.

Учащиеся, которые всё-таки составляли задачи, делали это в основном на математике.

Предложения.

Мои предложения имеют отношение, прежде всего к учащимся 8-9 классов.

Учащиеся должны принимать активное участие в процессе обучения:

1. изучая математические темы, учащимся рекомендуется параллельно проводить анализ учебной литературы по другим предметам (физике, химии), находя задачи, которые решаются аналогично математическим методам (например, при изучении темы «Функции» в математике, найти задачи, решаемые аналогично в сборнике по физике; при изучении «Системы Уравнений» найти аналогичные задачи по химии с массовой долей вещества);

2. чаще практиковать самостоятельное составление задач по физике, химии и математике и к концу года получить сборник интегрированных задач, которые можно рекомендовать учащимся младших классов;

3. завести справочник, куда сам ученик будет периодически заносить основные формулы и факты по математике, которые можно использовать на физике и химии по мере необходимости.

Итак, цель, поставленная в моем исследовании, была достигнута, выявлена актуальная проблема, связанная с применением математического аппарата на практике. Гипотеза, приведенная в исследовании, была подтверждена. Было проведено социологическое исследование, в ходе которого была выявлена проблема, связанная с применением математических знаний на практике. В ходе исследования были выявлены основные проблемы, возникающие у учащихся в процессе изучения математики и предметов, где активно используются математические знания, такие как различение терминологий и обозначений, небольшой объём заданий прикладного характера, небольшой объём составляемых самостоятельно задач и другие (см. стр. 15 «Проведение анализа материалов социологического опроса»). Связи с этим были выявлены предложения, которые в первую очередь относятся к ученикам 8-9 классов, которые, по моему мнению, помогут учащимся в образовательном процессе.

Было выяснено, что между учебным предметом и математикой, применяемой на практике, возникла определённая пропасть. Мостиком между ними может послужить усиление прикладной направленности курса математики. Сознательно усвоить материал – это значит не только выучить соответствующие формулировки, но и понять связь этого материала с внешним миром.

Но это не заключительный этап моей работы. Планами на будущий год являются: составление сборника интегрированных задач под руководством учителей и его внедрение в процесс обучения; проведение исследования полученных результатов.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)