Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

"Школа жизни" в произведении "Долгое - долгое детство" Мустая Карима

<<Распознанная ошибка, даже прегрешение, если, за них расплатился, со временем становятся твоими советчиками, требовательными друзьями. А нераспознанные или сокрытые так и остаются врагами>>

Мустай Карим

Я только начинаю свою жизнь. Рядом со мною мои родители, бабушки и дедушки. Они мои наставники, советчики и просто родные, любимые и близкие мне люди. Да, порой я совершаю ошибки в жизни и мне стыдно если я кого-то обидел. На своих ошибках учусь.

Но вот в руки попала книга Мустая Карима <<Долгое - долгое детство>>. По сути, это поэзия в прозе. Название <<повесть>> слишком суровое, это развёрнутое поэтическое повествование. Настолько легко написано и легко читается. Какие запахи, какие яркие картины родного аула, земляков. Мудрость рассыпана по всей книге: <<Иные всю жизнь по уму - разуму живут, от щедрот своих и нам отсыпают, но, случается, малой даже премудрости, чтоб запомнилась, по себе не оставят. А вот другие одним - единственным словом, но к месту сказанным, в памяти живут, с людского языка не сходят>>. Такие слова Мустай Карим сказал о земляке Абрашите с Губернаторской улицы. <<А вот землячка Зайтуна - апай, до глубокой старости несла свою, то добрую, то ли худую славу того, как надел ходила смотреть. Однако и мне обуглившейся палкой навеки прописала урок: - Не говори слова, коли смысла его не разумеешь>>.

<<О ком бы, о чём бы я ни писал, пишу о своём народе, пишу для него и не только для него. Потому что я хочу, чтобы и о моих соплеменниках как можно больше знали другие, узнали доброе, красивое, правдивое, дабы прониклись к ним уважением и симпатией. В этом мой интернациональный долг>>- так говорил Мустай Карим. О Мустае Кариме сказано и написано

4 великое множество высоких слов, но особенно часто повторяется слово <<доброта>>. Да, именно доброта. Это его естество. И, наверное, каждый, говоря о его доброте, имеет в виду его истинную человечность. Не только своими произведениями, но и свое нелёгкой, но прекрасной жизнью учит Мустай Карим жить. Он ненавязчиво и щедро раздаёт свою мудрость, потому что знает: чем больше черпаешь из колодца, тем кристальнее становится вода.

Как же прекрасен этот чистый источник - произведение <<Долгое - долгое детство>>! Я в пути по жизни и как хорошо, что я познакомился с Мустаем Каримом и узнал о его судьбе из этой автобиографической повести. Теперь и моим наставником станет этот замечательный человек.

<<Школа жизни>> в произведении Мустая Карима <<Долгое - долгое детство>>- такова тема моей исследовательской работы. Есть люди умные, есть талантливые. Но не каждому даже из них присуща мудрость - ценность, превыше всего почитаемая народом, ибо там, где правит мудрость, никогда первыми не поднимали меча. Мудрость- явление из сферы высшей красоты, её гнездовье - благородные и мужественные сердца. Таким сердцем природа одарила народного поэта Башкортостана Мустая Карима.

Объектом исследования я выделил: процесс воспитания и становления моей личности вследствие изучения отношений персонажей повести, традиций, пословиц и поговорок башкирского народа в произведении <<Долгое - долгое детство>> Мустая Карима. Воспитывающее значение содержания данного произведения - предмет исследования.

Цель статьи: теоретически обосновать воспитывающее значение содержания произведения <<Долгое - долгое детство>> Мустая Карима.

В соответствии с проблемой и целью я ставлю перед собой задачи исследования:

- выполнить анализ произведения <<Долгое - долгое детство>> Мустая Карима;

5 - составить сборник пословиц и поговорок башкирского народа с разъяснением их смысла.

Итак, гипотеза исследования. Содержание указанного произведения окажет на меня воспитывающее значение, если я:

1)сумею понять замысел Мустая Карима по созданию произведения <<Долгое - долгое детство>>;

2)выясню смысл пословиц и поговорок башкирского народа.

Для достижения цели я выбрал следующие методы:

1. Анализ - начальный этап научного исследования, позволяющий перейти от обычного описания какого-либо объекта (явления) к выявлению его внутреннего строения, состава, определения свойств его отдельных частей, отношений между ними.

2. Наблюдение-метод познания социально-педагогических явлений на основе восприятия органами чувств с одновременной первичной обработкой и анализом получаемой информации.

Теоретическая значимость исследования: теоретически обосновано воспитывающее значение содержания произведения <<Долгое - долгое детство>> Мустая Карима.

Практическая значимость исследования: составлен сборник пословиц и поговорок башкирского народа из произведения <<Долгое - долгое детство>> Мустая Карима.

Структура исследовательской работы: введение, в котором я поставил вышеизложенные цели и задачи; первая глава, в которой дан анализ произведения, составлен сборник пословиц и поговорок; заключение содержит в себе ответы на поставленные вопросы; приложение содержит практический материал. Общий объём работы составляет 16 страниц.

Пословицы и поговорки башкирского народа в произведении

Термин <<пословица>> вошёл в обиход в 17 веке. Он заменил термин <<притча>>. Пословицами и поговорками принято называть краткие устойчивые народные изречения, обобщающие социально - исторический опыт народа и вошедшие в разговорную речь. Пословицы и поговорки - суждения, заключающие в себе законченную мысль.

Пословицы и поговорки отличаются меткостью, образностью и яркостью. Во всём блеске и совершенстве в них развернулась живость народного ума, смекалка, находчивость, способность подмечать в предмете или явлении самые характерные черты. Пословицы и поговорки имеют большое воспитывающее значение: приобщают детей к устному народному творчеству, учат ценить в жизни честность, справедливость, искренность и благородство.

<<Эх вы, послы, недотёпы, - сказал отец джигита. - Слово - тоже, как кость, разгрызть надо и жир высосать. Вы же кость только облизали. Поучила девушка уму - разуму вас!>> Такую притчу рассказал отец своим сыновьям. <<У нашего отца есть такая привычка: если какое дело нужно сделать - прямо не поручит, а только то и скажет, что это вот эдак бы сделать, а то - вот так. А на чью макушку палка пришлась - тут уж сам соображай.>> Мудрость отца - наставника Пупок несёт через всю жизнь. Внимание к слову, его значению требует автор этого произведения.

<<Пусть лучше конь под тобой падёт, чем слово твоё ложью окажется>>. Это тоже мудрые слова отца. Да, батыр без коня - не батыр. Чувство ответственности за свои слова и дела, благородство воспитывал отец в своих сыновьях.

Стоит ещё раз упомянуть слова Зайтуны - апай, сказанные Пупку: <<Не говори слова, коли смысла его не разумеешь>>. Слова старших людей

11 запали глубоко в душу Пупку, они его воспитали. И сейчас он вспоминает: <<Нет - нет, кажется, польза от того урока и выпадет>>.

А слова Старшей Матери были таковы: <<Чему люди не поверят, того людям не рассказывай>>. Любовь и преданность к этому родному человеку пронесёт Мустафа Сафич Каримов через всю жизнь.

<<Как важно, чтобы человек рос в доброй атмосфере семьи. Такие вот мои истоки: я воспитан добрым богом>> - Мустай Карим. Писатель неоднократно обращается к своей вере: <<Добро, другому сделанное, божьей милостью возвращается>>. Так сказала благодарная ему односельчанка.

А Старшая Мать говорила такие золотые слова: <<Будьте добры друг к другу - и сами с добром будете>>. Она успокаивает бедного Талипа: <<Что с человечьей души взять, когда вон душа создателя - небо - и то всё в переменах>>. Прощается с детьми, которых на свет приняла, дарит подарки им: <<Что с мира взято - в мир и вернуться должно>>. Ни увещания, ни завещания не говорила, но Тажетдину не разрешила прийти на похороны: <<Тажетдин свою мать ударил. И чтобы он этой своей рукой на мою могилу землю бросил? Не на это моего разрешения>> Но ни слова не сказала Хамитьяну, который больно обидел Пупка в драке. А Хамитьян долго искал Пупка в госпиталях, чтобы просить прощения за обиды: <<Коли бог дать хочет, сам на дорогу вынесет>>.

Сколько боли испытал Мустай Карим в жизни! Она закалила его дух, но подтачивала его здоровье. А как больно было видеть избитое тело друга Асхата! <<Я ещё не видел, чтобы Старшая Мать так гневалась.>> <<Сейчас в его душе обиду посеешь - потом ненависть пожнёшь. Нет большего несчастья, чем между отцом и сыном вражда>>- говорила она отцу Асхата. Успокаивала меня: <<. Вот только надежда разбитая не заживёт да обида от ближнего не пройдёт>>. Учил Валетдин: <<Не мужское дело - слёзы точить>>.

Поддерживал Пупок Асхата: <<Шаткому опора нужна, одинокому в друге нужда>>. Видит Старшая Мать дружбу детей, чувствует перемены в настроении Пупка: <<. малый ребёнок прошлого перебирать не будет, проводами не мается, ожиданием живёт>>. Прощает озорство ему: << Ты и смерти отговорку придумаешь>>.

Прошёл войну Мустафа Сафич Каримов, но раны физические и душевные не дают ему покоя. Вспоминает слова одноногого Шаряя: <<Хромой дальше всех уйдёт.>> Восхищается силой воли больного Талипа. Прошёл германскую войну, а сердечная рана свалила его. Но друзья- односельчане поддержали его и он, уже сидя на кровати говорил: <<Кто на зайца вышел, тот ещё не батыр. Медведя свалил - вот батыр!>> А провожал всех, стоя у калитки.

Искренность, открытость людям восхищает меня в характере Мустая Карима. Приняла его помощь в госпитале Людмила и восхищалась его добротой. Вспоминаются слова свата Ишбирде: <<От щедрой души и вода - шербет>>. В те мгновения общения они были душой вместе: <<И потом, вспоминая, я всегда буду радоваться: быть свидетелем счастья - тоже, оказывается, счастье!>> <<Лекарство от смерти>>, <<душевные сокровища>>, <<богатство>> - так Мустай Карим назвал мочёные яблоки, найденные им для Людмилы. А искал этот благородный человек их с одной мыслью: <<Хочу, чтоб вечно жили.>> и не ждал благодарностей. <<Что нам изюм - халва, когда есть честь - похвала!>> Боль, тоска по родным людям на родине, радость общения - всё испытали эти двое, единые духом. <<Кому даны дни - дана и пища>>. Таковы мудрые слова Гульбадар - свекрови Сабуры и бабушки маленького Семёна.

Через всю жизнь пронёс Мустафа Сафич Каримов любовь к матери и отцу. Про мудрые слова своих родителей и наставников он так говорит: <<В душу вошло, а в ум не вместилось>>. <<Только много лет спустя, по сотням чужих нескладных судеб отгоревав, своей судьбы снежные бураны и

13 жгучие ветры изведав, всю жизнь образумиться пытаясь, да так и потеряв на благоразумие все надежды, постигну я печальный смысл этих слов>>.

<<Красивая жена - свет на округу, работящая жена - мужу подпруга>>-слова отца, сказанные моему старшему брату Муртазе. <<Дерево листьями красуется, а человек - одеждой>> - помнит Пупок эту мудрость Старшей матери. Утешительные слова Старшей матери, сказанные нищему Талипу: <<Хоть без чая, да не без чаяний - прожить можно>> - подбадривали и Мустая Сафича в голодное время войны. Ну а если есть кусочек хлеба, то это счастье для голодных детишек деревни: <<На каждый кусок - свой закуток>>

<<И счастливое, и несчастливое детство наше долгие - долгие годы следует за нами. А вернее, так и живёт в душе, не уходит>>. Да, действительно, заложенное в детстве не только сохраняется в человеке на всю жизнь, но и даёт этой жизни определённое направление. Вся жизнь писателя у меня <<перед глазами>>. Мустафа Сафич Каримов - добрый, благородный, светлой души человек! Недаром женщина, идущая рядом с ним по жизни, скажет: <<И весь этот город, все эти люди и знать не знают, какая я счастливая. Всего только по улице с тобой иду, и уже счастлива.>> 6

<<Про людей, которые не изжили в себе веру в чудеса>>

<<Я путь определяю не по звёздам,

А - как по звёздам - по глазам людей.

Гляжу в глаза, чтобы с пути не сбиться,

Чтоб в песне не солгать, не ошибиться.>> Слова, сказанные в стихах Мустая Карима, о любви к <<домику неприметному на тихом дальнем берегу>> оказались не декларацией, а предвестием повествования о родном ауле и, как говорится во вступлении к <<Долгому - долгому детству>>, о <<судьбах людей, с которыми. вместе жил или прошёл кусок пути>>.

<<Совсем будто здесь>> картины детства будущего поэта, своеобразный аульский быт, ещё сохраняющий все давние обычаи и традиции, но на самом деле все это уже - <<по ту сторону>> пережитого, с тех пор, отделённое огромной войной, окрашено трауром невозвратимых потерь, облито слезами не только горя и боли, но и немеркнущей благодарности тем, с кем рядом рос: <<Сколько из них отдавали мне своё тепло, свой свет, свою силу? От самых первых моих друзей - сверстников и до сегодняшнего дня.>>

Хотя в том же предисловии автор считает оправдаться перед читателями за то, что в книге <<многовато. говорится о смерти>>, в повести решительно преобладают светлые краски, и люди, которые даже в трудное время способны <<выискать в пучке лишений росточек радости, в горести и горечи - крупинку сладости>>.

Так, <<посередине - то солнечной, то ненастной, то цветами покрытой, то метелью повитой - поляны. жизни>> рассказчика стоит его Старшая Мать - повитуха и величайший нравственный авторитет аула, женщина редкостного житейского такта. Точно так же, как не пустеет её <<волшебный карман>>, откуда для мальчика возникают <<разные вкусные вещи>>, не оскудевает и её доброта, распространяющая далеко за пределы собственной,

7 живущей ещё по законам шариата семьи. Она всегда готова прийти на помощь соседям делом или своевременной, ненавязчивой подсказкой.

<<Эта тоска, располосовавшая моё сердце надвое, долгие годы не оставит меня. Потому что чувства этих двух женщин пройдут со мной по всем дорогам. Как тени двух лун, будет во мне двойная грусть от их двойной любви. Да, две матери любили меня, и сам я старался свою любовь поделить меж ними равно. Сам себя надвое делил. Придёт время - не только радость этой любви, я узнаю и её страдания>>.

Старшая Мать умна и благородна, терпелива и отзывчива. В разговоре с Младшей Матерью она сдержанна и внешне спокойна. Её ревность, её боль от потерянной любви прорывается лишь в разговоре с Пупком, когда она признаётся: видимо не оказались они с мужем предназначенными друг другу половинками. <<Мы, люди, скорее уж других, чем самих себя, понимаем, быстрее другим, чем себе, цену знаем. Чужая жизнь в чистом поле проходит, своя - в тёмном лесу>>.

С потерей Старшей Матери у рассказчика <<. блуждавшая душа к своему гнезду вернулась. Так каждой матери своя доля вышла - память и жизнь>>.

<<Но пока-то я жив. А живым присуще и страдать, и надеяться и сомневаться. В те тяжкие дни я до одной простой истины дошёл: как в других смертях частичка и моей смерти была, так и в моей жизни - доля жизни погибших осталась>>. Теперь и я живу с благодарностью тем, кто подарил нам этот мир на Земле!

Первым ровесником, подарившем своё тепло Пупку, был друг

Асхат, по уличному прозвищу Рыжий Комар. Пропавший без вести на войне, он так и <<. остался в начале жизни>>, завещая приятелю свою неуёмную фантазию и страсть к стихотворству, к острому слову, за которую уже в детстве не раз поплатился. <<Прозвище у тебя хоть куда - Пупок!. самого почтенного, знатного человека называют - <<земной пуповиной>>!>>

Пупок - мальчик мечтатель, поэт в душе, придаёт действию лиричность, трогательность. Он впитывает те простые, но вечные истины, что преподносит ему весь уклад мирской деревенской жизни с его естественными проявлениями разумности, уважения к труду, к старости, к настоящей любви.

<<Я ещё не знал тогда, что есть такие женщины: птицу на ладонь посадит - птица запоёт, на бутон дунет - цветок раскроется. А такую улыбку я потом в жизни только дважды видел>>. А какой эпической мощью и страстностью отличается Марагим, великий трудолюб: <<За плетень возьмётся - плетёт красиво, как девушки кружева вяжут. Стог мечет - стог у него стройный, как церковный купол, вырастает. Оконные ставни, изготовленные и покрашенные им, издалека улыбаются>>. И перед силой любви Марагима и Ак - Йондоз отступают даже строжайшие аульские приличия, смолкает змеиный шип сплетни. Все против этого <<беззаконного>> счастья - и семейные узы обоих, и война, на которой погибают и муж Ак - Йондоз, и богатырь Марагим, но любовь эта становится легендой. <<Но что они вдвоём вместе, рядом в одном перечне стоят, душа согласна. И покуда оба живы были, и в четках моей души две бусинки рядом были. Да и потом.>>

Никогда не забудет Пупок первый урок благородства и доброты, данный ему жестянщиком Исабеком. Ведь он <<кавказского царя несчастный сын>>, превозмогая жестокие веления вековых обычаев, скрыл свой <<постыдный>> - а на самом деле, самоотверженный! - отказ убить своего <<кровного врага>> и обрёк себя на добровольное изгнание.

Но есть моменты жизни, которые автор вспоминает со стыдом, с болью в сердце: <<. впервые, когда увязавшись за другими, воле и желанию вопреки, я совершил противное совести>>.

Всех помнит Мустафа Сафич Каримов и, возвращаясь в аул, идёт на кладбище поклониться могилам отца и Старшей Матери <<ибо люди, чьи

9 имена выбиты на камне, не тем интересны, когда и как ушли с этой земли, а тем, когда родились, как жили на этой земле, каким радостям радовались, какие вершили дела>>. Прав Мустай Карим: <<. пока живы - живут все люди, после смерти же - только хорошие>>.

В процессе я решил поставленные задачи: выполнил анализ произведения <<Долгое - долгое детство>> Мустая Карима; составил сборник пословиц и поговорок башкирского народа.

Итак, гипотеза исследования. Содержание указанного произведения окажет на меня воспитывающее значение, если я:

1)сумею понять замысел Мустая Карима по созданию произведения <<Долгое - долгое детство>>;

2)выясню смысл пословиц и поговорок башкирского народа.

Предполагаемая мною гипотеза исследования подтвердилась. Я сумел понять замысел писателя по созданию данного произведения: <<Книга эта про людей, которые не изжили в себе веру в чудеса. Они чудаковатые, странные, неугомонные, наивные. И смерть и счастье эти люди принимают с достоинством. От радости не скачут, с горя не сгибаются>>; познакомился с пословицами и поговорками башкирского народа, выяснил их смысл.

Мустай Карим смог вложить <<добрые камни>> в дорогу дружбы между народами: <<Коль в дорогу дружбы, ведущую народы навстречу друг другу, я сумею вложить несколько камней, то бесконечно был бы рад. Ступая по ним, прошли бы сотни и тысячи людей. Все люди, которые порой ещё держат камни вражды за пазухой, пусть побросают их на эту дорогу>>. И я твёрдо иду по этой прямой дороге добра и теплоты человеческих судеб.

Я продолжу изучать творчество Мустафы Сафича Каримова. Мне интересна проза и поэтика этого замечательного писателя. Мною составлен сборник пословиц и поговорок башкирского народа из произведения <<Долгое - долгое детство>> Мустая Карима. Его можно использовать на уроках чтения в школе для обогащения словарного запаса школьников и развития речи.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)