Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Символы в сказке Оскара Уайльда «Соловей и Роза»

Перед нами разворачивается картина представлений о любви как о счастье

Таким образом, для Студента Любовь-это пустяк и глупость, для Соловья Любовь-чудо жизни, для Маргаритки, Ящерицы и Бабочки Любовь вызывает смех. «Ах, как смешно!» - восклицают они хором.

Перед нами два человека: один разумный, который не видит в любви той пользы, какая есть в Логике; второй-смысл жизни видит в богатстве.

А Любовь всегда требует каких-то жертв, и путь к ней не лёгкий. Автор представляет несколько вариантов. Один из них показан на примере Студента. «Она будет со мной танцевать, если я принесу ей красную розу», - мечтает Студент. Но что же он сделал, чтобы добиться своего счастья? Сначала он растерялся, потому что в его саду нет красных роз, его прекрасные глаза наполнились слезами. Он упал ничком на траву, закрыл лицо руками и заплакал. «От каких пустяков порою зависит счастье».

На утро, распахнув окно, он увидел красную розу и сорвал её, но она ему не пригодилась, и он бросил её на землю, вернулся в комнату, достал большую книгу и принялся её читать. Для себя он сделал вывод, что любовь-это глупость.

Студенту легко досталась роза, ему просто поверили, пожалели, приняли за настоящего влюблённого и ошиблись. Сам он ничего не сделал, чтобы добиться своего счастья. Он лишь страдал, плакал, жалуясь, что ему никто не помогает, потому что всё, что с ним происходило, было необъяснимо, так как этого не было в книгах которые он читал. Он вёл себя, как эгоист, «моя жизнь, мне одиноко будет». Оттого он легко и расстался с красной розой, разочаровался в непрактичности любви. Для него счастье- это, прежде всего, разум и покой, а любовь «заставляет верить в невозможное».

Путь Студента к счастью, к красной розе.

Другой путь показан на примере профессорской дочери.

Профессорская дочь. Этим сказано всё. У неё нет ничего собственного и личного, даже имени, так как в глазах автора она не личность, а мелкое существо, подобно Ящерице, которая склонна к цинизму.

Пообещала танцевать. Эта роза не подойдёт Каменья, как известно, со студентом, если онк моему туалетудороже цветов.

принесёт красную розу.

Профессорскую дочь мы застаём на пороге дома, где она наматывала голубой шёлк на катушку, а маленькая собачка лежала у неё в ногах. Таким образом, можно сделать вывод, что она вообще не стремилась к любви. Поэтому она даже не взглянула на цветок, а лишь нахмурилась, да ещё и оскорбила Студента, сказав, что он грубиян и «всего-навсего лишь Студент, у которого даже нет серебряных пряжек к туфлям, как у камергерова племянника». Смысл её жизни заключался в комфорте и уюте, что символизирует маленькая собачка, а голубой цвет говорит о мечтах, с которыми легко рассталась девушка, она «наматывала их на катушку». Для неё важна практическая сторона жизни.

Третий путь показан на примере Соловья. Соловей-эстет, страстно влюблённый в красоту, обладающий любящим сердцем, верящий в доброту. В своих фантазиях он создал образ человека, по-настоящему умеющего любить. Он мечтал встретить настоящего влюблённого, «ночь за ночью пел я о настоящем влюблённом». И, возможно, его мечта осуществилась. Может быть, этот Студент и есть настоящий влюблённый? Сначала Соловей рассуждал об этом про себя, потом уже уверенно сказал вслух.

Так как Соловей сам постоянно думал о таинстве Любви, то он понял Студента. «Он плачет о красной розе!» И Соловей «расправил крылышки, полетел над рощей, как тень, и, как тень пронёсся над садом».

«Дай мне красную розу, и я спою тебе свою лучшую песню», - обращается Соловей к Розовым Кустам. Три раза так просил он Розовые Кусты, три раза ему отказывали, как бы проверяя его искренность в чувствах, в которых усомнился Студент. Но Соловей уверен, что «сердце какой-то пташки ничто по сравнению с человеческим сердцем».

«Радуйся, будет у тебя красная роза, но будь верен своей любви», - просит Соловей. Всю ночь он пел, прижавшись грудью к шипу, а на рассвете испустил он свою последнюю трель. «Он лежал мёртвый в высокой траве, и в сердце у него был острый шип».

А как же зарождается любовь? Этот путь можно проследить в течение времени, пока пел Соловей. Роза бледная «как лёгкий туман над рекой, - бледная, как стопы зари, и серебристая, как крылья рассвета» - это символ любви, которая возникает в сердце мальчика и девочки.

«Роза окрасилась нежным румянцем» - это символ зарождающейся страсти в душе мужчины и девушки.

«И стала алой великолепная роза, подобно утренней заре на востоке. Алым стал её венчик, и алым как рубин, стало её сердце». Алая роза – символ любви, которая «обретает совершенство в Смерти», которая «не умирает в могиле».

Но Студент бросил красную розу на землю, роза упала в колею, и её раздавило колесом телеги. О. Уайльд этим хотел сказать, как труден путь к любви, и как легко её можно потерять

Вся сказка окрашена в яркие цвета: красный, алый, серебристый, немного голубого и синего, а если не хватает яркости, то автор усиливает цвет через сравнения с жемчугом, гранитом и рубином. Всё блестит и переливается золотом и серебром, но чувства драгоценнее каменьев, как бы они не переливались. «Она (любовь) драгоценнее изумруда и дороже прекрасного опала. Жемчуга и гранаты не могут купить её, и она не выставляется на рынке. Её не приторгуешь в лавке и не выменяешь на золото».

На мой взгляд, сказка очень красива, её язык музыкален, и я бы её определила как стихотворение в прозе. Только вспомните, как Соловей говорил о Любви, так говорить могут лишь души. « в Любви больше Мудрости, чем в Философии,- и как не могущественна Власть, Любовь сильнее любой Власти. У неё крылья цвета пламени, и пламенем окрашено тело её. Уста её сладки, как мёд, а дыхание подобно ладану». А как сказано о жизни: « Жизнь мила каждому! Как хорошо, сидя в лесу, любоваться солнцем в золотой колеснице и луною в колеснице из жемчуга. Сладко благоухание боярышника, милы синие колокольчики в долине вереск, цветущий на холмах».

Оскар Уайльд стремился показать зыбкость и изменчивость мира, быстротечность и неосязаямость человеческих чувств. Он пытается заставить нас заглянуть в собственное сердце.

Очень интересно сравнить своё представление о Любви, о Счастье с представлениями других людей, потому что различные варианты понимания и отношение к этим человеческим ценностям заставляют задуматься над своими поступками и действиями.

Следовательно, единственный путь к счастью – это следовать зову своего сердца.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)