Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Символические смыслы поклонных крестов

Я родился на Севере. Своей маленькой родиной я считаю село Кимжа Мезенского района, где родились и живут мамины родственники, где я живу во время летних и зимних каникул. Кимжа до настоящего времени сохранила облик старинного поморского поселения XIX-нач. ХХ в. Из 220 построек - 71 являются памятниками деревянной архитектуры: Одигитриевская пятишатровая деревянная церковь нач. ХVIII в. , две деревянные мельницы в нач. ХХ в, улица двухэтажных деревянных домов сер. XIX - нач. ХХ в. , 15 амбаров кон. ХIХ-ХХ в. , 5 черных бань ХIХ в. , 2 сакральных места, 7 деревянных крестов кон. ХIХ - нач. ХХ века.

Трудно представить Кимжу без крестов, они входят в понораму деревни и ее окрестностей. Старинные деревянные кресты встречаются и в деревне, и на поле за домами, и у дороги в деревню. Цель работы: исследовать символические смыслы поклонных крестов в Мезенском районе. Для этого необходимо ответить на вопросы, т. е. выполнить следующие задачи : 1. выяснить, почему Кресты такие разные? 2. Узнать, как выглядели Кресты и проанализировать, что означают надписи на Крестах? 3. Выяснить, почему Кресты ставились в разных неосвященных местах? 4. Узнать, как относятся местные жители к Кресту?

Об истории Мезенского района написаны научные книги, краеведческие очерки некоторые из них есть в нашей домашней библиотеке. Сделаем запрос по интересующим вопросам в мезенский историко-краеведческий музей. Будем опрашивать местных жителей, чтобы узнать предания о традициях поклонения крестам. Сравним информацию разных источников: материалы краеведческого музея, издание <<Даниловского благовестника>>. Методы нашего исследования: наблюдение, анализ литературы, сравнение информации разных источников с мнением старожилов.

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТА

<<Крест - хранитель всея вселенныя>> лежит в основе всего земного и небесного устроения. <<Мир сей видимый создал Бог по подобию крестной четвероконечности, - писал святитель Дмитрий Ростовский, - ибо Он создал его разделенным на четыре части: восток, запад, полдень и полночь; и человека создал Господь по подобию крестной четвероконечности, ибо, когда человек распростирает руки свои, он имеет вид четвероконечного креста>>.

Святые Отцы называли образ Креста Христова <<животворящим>>, т. е. созидающим. Это название имеет глубочайший смысл. Благодать, исходящая через Крест, ощутима для каждого верующего человека. Она сокрушает силы бесов, очищает человеческую душу от страстей, наполняет ее дарами Святого Духа.

Севернорусская культура сформировалась в результате взаимного влияния региональных традиций русских земель, откуда шли основные потоки колонизации и элементов культуры дославянского населения края. Установка пришлыми деревянных крестов не противоречила обрядам местного населения. Пережитки этого влияния сохранились, например, в Мезенском р-не: Козьмин перелесок (по дороге из Мезени в Несь), где на деревьях развешаны пелены - приношения людей, приходящих сюда с молитвой-просьбой. Такие же пелены привязывают к крестам.

На месте древних крестов впоследствии часто строили часовню или церковь.

На Севере кресты делали исключительно из дерева. Крест, как памятник, пришел к нам на Север с новгородцами, у которых обычай ставить кресты был распространен больше, чем в других древнеславянских княжествах. Широкое поклонение кресту получило на Мезени.

Деревянные кресты имели большое значение в ансамбле северной деревни. Если икона считается <<умозрением в красках>> и древней формой богословия, то изготовление и установку креста можно назвать зримым воплощение молитвы, формой обращения к Богу.

Таким образом, с давних времен деревянные Кресты играют важную роль в жизни верующего человека живущего на Севере, являются одновременно и символом христианства и древним местом поклонения высшим силам.

КРЕСТ, КАК АРХИТЕКТУРНЫЙ ПАМЯТНИК ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА

Деревянные кресты являются памятниками, где в миниатюре повторяются все элементы плотницкого мастерства и декоративного убранства, присущее деревянному зодчеству.

Среди северных крестов мезенские кресты представляют собой особую группу памятников, у них особая стать и художественная выразительность. Эти кресты, как правило, высокие, собраны из толстых, тщательно вытесанных брусьев. Надписи на них выполнены красивым правильным шрифтом и буквы не вырезанные, а наоборот - рельефные. На лицевой поверхности большой перекладины мезенских крестов присутствует надпись: <<Кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое воскресенье Твое славим>>, а на лицевой стороне ствола изображается также крест с подножием. Кресты делали из долговечного дерева - лиственницы, которое долго не гниет. Мастера - древоделы, изготавливающие кресты жили в 19-20 веке, в деревне Кельмчегоры Юромской волости, это были отец и сын, Иван и Михаил Орловы. Большинство ныне сохранившихся крестов в нижнем течении реки Мезени были изготовлены Михаилом Ивановичем.

Для предохранения крестов от дождя и снега над ними делали двухскатную кровлю с миниатюрным охлупнем и резными причелинами. Иногда над крестами делались крыши-навесы, опиравшиеся по краям на столбы, врытые в землю или укрепленные на низком в два-три венца срубе. Получалась открытая часовня.

На берегу реки Мезени в 1,5 км от Кимжи - обетный крест в Заборье, поставленный в 1887г. купцом Савиным <<в память о спасении от утопления в р. Мезени>>. Это характерный для Русского Севера восьмиконечный крест. Вертикальный основной брус пересекают три перекладины: две горизонтальные и одна наклонная. Основание креста укреплялось в земле. Горизонтальные и косая перекладины - атрибуты креста, несшего функцию орудия казни: на нижнюю распятый опирался ногами, на среднюю простирались руки, а над головой казнимого находилась дощечка (позже превратившаяся в верхнюю короткую перекладину). Создатели крестов ориентировались на церковные каноны, соблюдали принятые пропорции. В качестве надписей использовались изречения из Евангелия, целые предложения и его части, записанные с помощью сокращений и определённых символов-криптограмм. Они создают облик таинственности, святости и неповторимости креста. Украшения же креста письменами и орнаментами - это не только исполнения общепринятого канона, но и способ выражения мыслей чувств, форма обращения к Богу, к предкам и потомкам.

Поклонение Кресту на Севере общеизвестно. Очень сильно это заметно в Кимже, этому во многом способствовали проживавшие здесь старообрядцы. С особой почтительностью кимженскому кресту поклоняются и в наше время. Подтверждением этому служит традиция ежегодно на Пасху шить рубашку из белого полотна с вышитым крестом посередине и надевать её на крест. Прихожане несут к святому месту приношения: деньги, конфеты, свечи, детские игрушки, отрезы материи, платки. Это является на Севере самой распространенной формой обета - обещание пожертвовать << на крест>> отрез материи или полотенце. При этом, чем тяжелее болезнь или серьезней опасность, от которых удалось избавиться, тем длиннее отрез дарственной материи.

Поморские кресты являются уникальным памятником русской культуры на Севере. Отечественные исследователи рассматривают их с двух точек зрения: во-первых, как малые архитектурные формы, во-вторых, как произведения декоративного народного творчества. Они являются религиозно-культовыми объектами.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТОВ МЕЗЕНСКОГО РАЙОНА

Местоположение деревянных крестов могло быть самым различным: на месте сгоревшей церкви, при дорогах, близ часовни или внутри культовых построек, возвышенном месте, мысу, среди пахотных полей, в усадьбах крестьян, при въезде в село, на перекрестке дорог, на берегу моря.

Изученные деревянные кресты Русского Севера можно разделить на типы: надмогильные, памятные, поклонные и обетные (оветные). Обетные - на благодарственные и охранительные.

* Надмогильные помимо кладбищ встречаются на отдельно стоящих могилах (по р. Мезени). Установкой кладбищенских надмогильных крестов мезенцы чтили память своих предков. Эти кресты поражают своими большими размерами (2-3 метра) и изяществом выполненной резьбы на них. На вертикальных брусьях крестов вырезана аббревиатура (первые сокращенные слова молитвы).

* Памятные кресты ставились на тех местах, о которых сохранились устные предания о <<чудесах>>. На побережье Белого моря также сооружались кресты в память о поморах, погибших в море и не погребённых по христианскому обычаю. Группа таких крестов находится у с. Койда Мезенского р-на.

* Большую группу составляют обетные кресты. Обет - это своего рода духовная работа, обещание не забывать того, что грозило опасностью и возблагодарить за избавление от несчастья или удачный исход какого-либо дела. Обетно-охранительные кресты связаны, прежде всего, с земледельческими нуждами: охраной полей, скота на лесных выгонах. Установленные на краю поселения, на перекрёстках дорог, они охраняли мир человека от внешнего враждебного окружения. Обетно-благодарственные чаще ставились рыбаками и зверобоями, промышлявшими на море. После удачного лова, благополучного возвращения домой поморы, избежав смертельной опасности, благодарили Бога, воздвигая кресты на побережье, на тонях или около дома. Подобные кресты ставились в случае болезни, мора, стихийных бедствий.

Тип поклонных крестов выделяется несколько условно, т. к. цель установки (а также дату) можно определить по надписи, которая иногда вырезалась в нижней части вертикального столба. К настоящему времени многие кресты, подгнившие у основания, были зарыты вновь, и надпись оказывалась в земле. Кресты, известные как обетные, также являются объектами поклонения.

КРИПТОГРАММЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

КРИПТОГРАФИЯ (от крипто. и <<графия>>),

1) тайнопись, система изменения письма с целью сделать текст непонятным для непосвященных лиц. 2) Отрасль палеографии, изучающая графику систем тайнописи.

КРИПТОГРАММЫ - символы, способ сокращения слов и предложений.

Д. Д. Д. Д. - <<Древо добро досада Диаволу>> или <<Древо дарует древнее достояние>>

С. С. С. С. - <<Свет (или Спас) сотвори сет сатане>>.

Б. Б. Б. Б. -<< Бич Божий биет бесы>>.

Х. Х. Х. Х. -<<Христовы хоругви христианам хвала>>.

В. В. В. В. -<<Возвращение вечное верным в рай.>>

Р. Р. Р. Р. -<<Реченному роду радости ради>>.

О. О. К. Ц. Е. -<<Обретён от Бога крест царицею Еленою>>.

Ч. Ч. Е. Ч. -<<Честно чтущим его человеком>>.

С. В. В. Н. -<<Содержай вся вепсяй на древе>>.

К. К. К. К. -<< Крест крепости Константину к варе>>.

Ц. Б. П. -<<Царь Бог превечный>>.

О. М. О. -<<Оружие миру одоление>>.

М. М. М. М. К. В. -<<Много бо может моление матерное ко благодарению Владыки>>.

П. П. П. -<<Пойте, почитайте, поклоняйтеся>>.

Д. П. Д. Н. Я. П. Ц. В. Н. П. -<<Днесь превелие древо нам явись, понеже Царь Вечный на нем пригвоздися>>.

Вывод - В качестве надписей использовались изречения из Евангелия, целые предложения и его части, записанные с помощью сокращений и определённых символов-криптограмм.

Старинные деревянные кресты входят в панораму мезенских деревень, отражая не только религиозные представления, но и нравственные и художественные принципы жизни населения этого края.

Кресты на краю поселений, у дорог, на полях, у водоёмов в лесу распространены почти во всех странах, где исповедуется христианство. В свою очередь русские, продвигаясь на Север, обживая новые земли, освящали их, установкой креста. Кресты ставили не в случайных местах, а в особо значимых точках. Надписи на крестах символ христианской веры, пелены - дань традициям и обрядам жителей данной местности.

В Мезенском районе сохраняется вековая традиция поклонения крестам. Потому что из поколения в поколение передаютсятрадиции и вера в Бога, а Крест в Мезенском р-не почитают, как символ веры. В каждой семье помнят историю края и верят в силу Креста.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)