Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Символизм творчества М. А. Врубеля в современном мире, как объект анализа, изучения и вдохновения

Творчество М. А. Врубеля всегда было для меня какой – то загадкой и тайной. Когда в начальной школе я впервые побывала в Омском областном музее изобразительных искусств на экскурсии и увидела панно М. А. Врубеля, то это на меня произвело очень сильное впечатление. Познакомившись позже с другими его работами, я стала читать книги о его творчестве, изучать альбомы с репродукциями его работ. На уроках изобразительного искусства в гимназии и на занятиях в школе искусств нередко вспоминала и использовала символы и сюжеты его полотен в своих рисунках.

Зная, что в этом году отмечается 150-летие со дня рождения М. А. Врубеля, решила обратиться к его творчеству и подробнее с ним познакомиться, т. к. в нашем городе юбилей художника будет обязательно отмечен интересными событиями в мире искусства, и тема моей работы будет актуальна. Тем более, что Омский областной музей изобразительного искусства носит имя М. А. Врубеля, у здания музея планируется открытие памятника известному художнику. Врубель – это омский художник, и я – омичка, значит, я должна знать культуру и историю своего родного края и заинтересовывать своих сверстников тем, что узнала сама.

Целью моей работы стало изучение творчества великого мастера, анализ символов в его работах, исследование сюжетов и символики, их трактовка в искусствоведческой литературе и поиск своих объяснений. С моим наставником я стремилась изучить восприятие его творчества в современном мире, что нашло отражение в моей художественной изобразительной деятельности и в первых поэтических пробах пера.

Изучение его творчества помогло мне не только познакомиться с биографией творца, своеобразием его мироощущений на фоне мучительных метаний из-за перемен в обществе на рубеже эпох, историей создания его полотен. Я узнала о многогранности таланта Врубеля и универсальности его дарований в разных сферах художественной деятельности из литературы, Интернет-ресурсов и других электронных искусствоведческих пособий. Мой педагог в гимназии и преподаватель в школе искусств, а также произведения Врубеля, вдохновили меня и привели к мысли по созданию коллажа по произведениям М. А. Врубеля, процесс создания которого окунул меня в мир полотен художника, позволил мне осознать глубину замысла его картин, почувствовать необычайную страстность идей, понять таинственный стиль письма, значение символики цвета. Разбираясь в литературных сюжетах, которые подтолкнули автора к созданию тех или иных образов, у меня рождались поэтические строки, в которых я передавала свое отношение к идеям Михаила Александровича. Помимо создания коллажа получилось и литературное описание моих настроений, переживаний, исканий, которое учитель изобразительного искусства Носкова Наталья Ивановна помогла преобразить в литературное эссе, позволяющее мне лучше и интереснее представить мой коллаж зрителю на научной конференции.

Пусть наша с педагогом работа: коллаж и сопровождающее его эссе, станет подарком к юбилею омского художника, творчество которого в Сибири значимо, любимо и актуально в современном мире, в XXI веке.

Символизм в творчества М. А. Врубеля

Изучение и анализ произведений М. А. Врубеля искусствоведами

М. А. Врубель – один из известнейших русских живописцев. Можно без преувеличения утверждать, что он вправе занять видное место не только в истории русского, но и мирового искусства. Его талант ярок, сложен и противоречив. Его творчество - в высшей степени, своеобразное явление в русском искусстве конца XIX - начала XX столетия.

С именем Врубеля связано представление об искусстве волнующем, исполненном страстных поисков, уводящем в мир поэтической фантазии, в мир сильных мятежных образов.

Его современник Бенуа писал о нём: «Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдет в историю, - дивная поэтическая симфония, т. е. полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколениябудут оглядываться на последние десятки лет XIX века, как на «эпоху» Врубеля». Тем более, что новаторская «техника» художника требовала длительного привыкания, чтобы быть по достоинству оценённой.

И это, действительно, так! Современные искусствоведы постоянно обращаются к изучению и анализу произведений художника, считая его скорее романтиком и символистом, о живописце пишут, как о неустанном труженике искусства, страстность темперамента, дар правдивого и художественного видения не оставляют равнодушным к его творениям наших современников. Человек живой, страстный увлекающийся, Врубель стоял в центре умственных интересов и идейных движений своего времени. Академическая школа не могла удовлетворить страстный темперамент мастера. Увлеченный философией и литературой, он пробует себя в работе над декоративными панно, работает над театральными декорациями, создает книжные иллюстрации, творит в декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Начиная с 80-х годов, начинает работать над образом демона, который стал одной из главных тем его жизни. В образе Демона – неудовлетворенность, мятежный порыв, и как пишет сам мастер: «дух не столько злобный, столько страдающий и скорбный». Современники считают этот образ действенным, развивающимся, изменчивым порывистым. «Демон сидящий молод. Его печаль не злобна. Им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла, от которого отторгнут. Каменные цветы, каменные облака усиливают это чувство. «Природы жаркие объятья навек остыли для меня». Демон – не символ зла, а символ мятежного начала. Ангел, восставший против бога, отвергнувший неприкасаемость божьей воли. «Демон поверженный», вопреки замыслам творца, стал сломленным и слабым, а также катализатором и ускорителем болезней автора. Демон владел Врубелем больше, чем он демоном. А главной темой его творчества определяют тему рождения смысла из хаоса, одухотворенности живого существа – из отвлеченной красоты и растительного узора. Это рождается из его видения мира, из его понимания живописи, как искусства, которое может раскрывать

-7- человеку тайну рождения жизни из мертвой не одухотворенной материи. Врубель выражает это сплетением линий, в игре пятен и мазков, в масляной живописи. Врубеля называют художником мыслителем. М. Алпатов пишет о нем как о «поэте краски и линии». Он вырабатывает свой живописный язык, свой графический стиль, свое понимание цвета. Россыпи бликов, богатство сказочного узора, трепетная воздушная световая среда, красочность гармонии, цветовые доминанты, все оттенки полутонов – вот в чем отличие его творческого подчерка. Наблюдается и пристрастие к орнаментально-ритмическим построениям. Своеобразие живописного стиля складывается из энергичных широких мазков кристаллической формы, их наслоение дают представление о скрытой внутренней жизни материи. Еще в гимназии Врубель формовал систему кристаллов из мела, поэтому предметы в его картинах напоминают скопления сросшихся кристаллов. Кажущиеся небрежно брошенными пятна, лежат на своих местах, плоскостной узор строит и форму и объем. В работах есть трепетное движение, изменчивость и зыбкость форм, которые выражают всю полноту его восприятия мира.

В работе «Гадалка» красочные богатства холста - цветные аккорды. Мифологичность и сказочность сюжетов в картинах «Пан», «Царевна Лебедь», «К ночи» подчеркивается цветовым разложением. Считают, что венецианская живопись пробудила во Врубеле колористический дар. Состояние экстаза, увиденное художником, выражено на языке живописи в декоративном панно «Пророк и ангел». Линейные ритмы перебивают друг друга, краски мерцают. Свет колеблется. В портретах художник мастерски передает объем, создавая дивную красочную гармонию, усиливая непосредственность образов.

Михаилу Александровичу чужда успокоенность, созерцательность, самовлюблённость. Эстетизм затмевается потребностью в творческом переосмыслении мира. Его художественное воображение – пророческий дар. А. Блок сказал о нем: «В художнике открывается сердце пророка. Гениален тот, кто сквозь ветер расслышал целую фразу, сложил и записал её».

Символика в картинах М. А. Врубеля

Работы М. А. Врубеля наполнены миром вопросов, который задаёт себе смотрящий. Выражая самые красивые и печальные чувства, художник демонстрирует своеобразие своего мироощущения, которое стремится к утверждению благородных идеалов, необычайную страстность и мучительные метания человека, живущего на рубеже эпох. Его творения демонстрируют душевный разлад и надлом, открывая зрителю бунтарский дух автора. О себе он писал, что стремится «будить душу величавыми образами от мелочей обыденности». Таинственный и демонический стиль письма подчеркивает загадочный символизм его работ, где и цвет и форма – символы. Создавая формы «гранеными кусками», показывает зрителю как - бы свечение изнутри. Врубелю характерен аналитический подход к рисованию, он строит линиями объемную форму в пространстве, начиная с обобщенного геометрического каркаса, а потом дорабатывает в этом каркасе отдельные части, прослеживая, как они друг с другом

-8- соотносятся. Внутренний мир художника был соткан из противоречий. Его работы – знаковые символы судьбы: «Шестикрылый Серафим», панно «Принцесса Грёза». Все сюжеты несут эмоциональное лирическое звучание. И «Царевна – лебедь», и «Тридцать три богатыря» звучат как музыкальные символы, сошедшие с оперной сцены. Скульптуры «Волхова» и «Мизгирь» - это тоже продолжение музыкальных картин оперы Н. А. Римского - Корсакова. Положенные рядом мазки, словно музыкальные аккорды, имеют ярко выраженные «собственные голоса», сливающиеся с другими голосами в мощное звучание симфонии красок. Музыкальность ощущается и в колористическом мастерстве Врубеля. В одном из писем есть фраза: «слышится мне интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте». Ему близка идея лейтмотива. Есть это и в работе сирень. Приведу пример, как этот цветок – стал символом красоты всех цветов, повторился в розах, хризантемах, орхидеях.

Младенчество Михаил Врубель провел в Омске. Некоторое время его семья проживала на улице Тарской. Когда впервые в 3-х летнем возрасте он увидел цветущую сирень, он, описывают современники, «оцепенел от восторга. Пока сирень цвела, он каждое утро, едва проснувшись, торопился к ней, рассматривал её в разных состояниях, и в глазах его полыхало восхищение». В юности, беседуя с кем-то на темы, далекие от живописи, вдруг начинал взволнованно говорить о сирени: сколько красоты и таинственности в ней, цветущей, как достойна она того. Чтобы её рисовали художники. Став признанным живописцем, Врубель мог бросить любую работу, захватившую все его существо, начинал торопливо набрасывать его предмет, с младенчества волновавшей его воображение. А позже родилась работа «Сирень». Современники объединяли символы сирени со звуками романса Рахманинова. Л. Мартынов в книге «Воздушные фрегаты» писал: «Я искал ту сирень, которая могла породить впоследствии образ сирени, глядевший с врубелевского полотна». В работе «Сирень» одна гамма объединяет разноликие звучания в целостный художественный мир, в единую тональность. Хотя современники писали, что «цветовая гамма может быть разыграна им в любой октаве». В картине есть метафорический смысл, она видится зрителю как «своеобразное лирическое стихотворение или музыкальная прелюдия, рассказывающая не только о предмете, но и о чувстве художника, а также о красоте, игристости, звонкости, радужности мира вообще» - писал о картинах М. А. Врубеля искусствовед В. В. Вансалов. «Розы и лилии» и «Желтые розы» - это отголоски тех детских впечатлений о буйстве цветущего куста, которые «вернули» художника в Омск. Он вернулся к нам своими полотнами. Противопоставляя великолепие этих аристократических цветов дисгармонии жизни, раскрывает нам символы и вечности природы. Одухотворяя повседневность, художник открывает нам взволнованное начало души художника, стремится олицетворить своей живописью поэтическое начало, красоту, вдохнуть в жизнь чистую возвышенную идеальность, которой в ней недоставало.

Образ Демона – центральный образ творчества М. А. Врубеля. «Демон летящий», «Сидящий демон», «Демон поверженный». Здесь и лермонтовский символ «духа изгнания». Здесь и оскорбленное самолюбие, гордый вызов миру и одновременно трагизм одинокой личности в её порыве к свободе. Это не только отражение личных настроений, но и широкое отражение умосостояний эпохи конца 80-х – начала90-х годов с гнетом реакции, стремлением вперёд, с ощущением огромной

-9- силы, жаждущей развернуться во всю ширь. Современники считали Демона «вещим сном художника о самом себе». Об этом строки В. Брюсова:

И в час на огненном закате

Меж гор предвечных видел ты,

Как дух величий и проклятий

Упал в провалы с высоты.

Как и поэты - символисты, он видит в природе и в духовном мире человека нечто смутное, волнующее своей загадочностью. Одновременно в его произведениях чувство реального никогда не теряется полностью. А загадочности и таинственности много из мира сказки. Тема пророка – лебединая песня творца, превратившаяся в тему трагической миссии поэта, художника!

Творчество Врубеля – внутренний диалог со зрителем, диалог страстный, полный противоречивых чувств и переживаний. Смотреть на его картины – молчаливый поединок сердца, взглядов, глубокое раздумье, безмолвное духовное общение. Эмоциональная сила образов, предчувствие трагизма собственной судьбы, ведут к недосказанности в работах и к страстной патетике чувств.

Интересны и патриотические настроения Врубеля. Он говорил «что в Италии можно учиться, а творить – только на родной почве; творить, значит, чувствовать, а чувствовать, значит, забыть, что ты – художник, и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек!». «Сколько у нас красоты на Руси!» - вот она почувствованная любовь к родине, возвышенная любовь к женщине одухотворяли его образы, приблизили его работы к человеческому сердцу. В этом и состоит врубелевский лиризм.

Страстная взволнованность, порыв к высоким гуманистическим идеалам, поэтическая сила образов, поражающий дар фантазия, красота и эмоциональность колорита, мастерство рисунка – эти стороны таланта мне захотелось отразить в своей творческой работе. И с педагогами мы решили, что техника коллажа, как нельзя лучше подходит для передачи наслоения чувств, стыкуя противоположные сюжеты в композиции, где тревога может граничить с помпезностью, холодные грани работ с теплыми, а поэтический восторг души со смутной тревогой, где дух гармонии пронизан экспрессией.

Искусствоведческое эссе «Мой Врубель»

Сибирь известна омичами: и отголоски дней ушедших предстали в современном мире, с полотен и страниц сойдя.

Они всегда часть той эпохи,

В которой их на свет явили.

И часть дней наших: в 21-й через столетия пройдя!

Средь них звучит звонче всяких:

О! Врубель-живописец наш.

Его талант Сибирь прославил,

Вернувшись к нам на вернисаж.

Его работы – всплески красок,

Палитра чувств и буйства мысли,

Его шедевры незабвенны – ты только всё это осмысли!

Его идеи так глубинны,

Как мудрость жизни-бытия,

Но вместе с тем, они воздушны,

Через века вперёд летя.

И в хаотичности мозаик, угадываем ритмы чувств.

Строптивостью оттенков славен

Мир Врубеля, как мир искусств.

Противоречья и открытья в его тонах, полутонах.

Экспрессии волна в картинах.

Здесь свет и мрак, восторг и страх.

Страх созерцания открытья.

Страх – главное не разглядеть!

Как хочется смотреть и видеть,

Смотреть и видеть и смотреть!

И наслаждаясь блеском красок,

И хаотичностью мазков. Мы говорим:

Прекрасен Врубель!

Пусть все – эмоции без слов!

Характер «Пана»– сгусток целей,

Контрастов сила, глубина.

А «Демоне» все волевое:

Порыв и тон мазка-броска.

В бою неравных разных мыслей,

С противоречьями борясь,

Он выразил себя так сильно,

Так ёмко и, наверно, всласть.

Как многогранно дарованье!

Скульптура, живопись, декор,

В мирах легенд, в мирах преданий

Искал себя он с давних пор.

Да. В Омске был он только в детстве,

Но сквозь года и времена,

Все о сирени вспоминая,

Он рисовал её всегда.

Как извержение оттенков

Запомнил этот образ детства.

И чувства эти преумножил,

Оставив нам свое наследство.

И эти мысли бесконечно

Есть в розах, в орхидеях есть.

Вернулся Врубель на полотнах

В Сибирь. Музей в его ведь честь.

Символика его сюжета так многогранна и сильна, что лишь об этом, лишь об этом мы говорим сквозь времена.

Стремился душу он будить,

От мелочей оберегая.

От будней ввысь нас уводить,

Величественно увлекая.

Великолепие цветов, как бунт, что против серой жизни.

Их символична красота,

Природы мудрость символична.

Что недоступно часто нам,

Что уникально и красиво,

На полотне изобразив,

Уводит в мир иллюзий, дива.

И в дисгармонии сует

Не встретим образов мы дивных.

Цветы – кристаллы в море лет,

До потрясения красивы!

Взволнована душа поэта,

Взволнован живописный ряд.

Как мастерски объем показан

В структуре листьев есть каскад.

Бутоны роз, соцветья лилий.

Аристократки – орхидеи.

Градация тонов волшебна.

Мерцают образы – идеи.

Идеи в ряд: конца не будет,

Монументальность тоже есть,

В пространстве образов полотна:

Как вечность, как хвала и честь!

Поэзия и чистота!

Возвышенность и идеальность!

Как фейерверки торжества –

Закономерность и случайность.

Наследие его богато.

В Сибири толика его.

Нам сохранить его в столетьях.

Букет талантов, мастерство!

А для меня он Врубель – гений.

Его познать хочу, делясь,

Что в том познанье доля счастья,

Скажу открыто, не таясь.

Наш Врубель – это вдохновенье!

А творчество его – толчок,

Который в мир искусства манит,

И до восторга так влечет!

Моё эссе сумбурно, может.

Я вовсе не искусствовед.

Но Врубель дорог мне как сказка,

Что рядом в Омске столько лет.

Коллаж мой – символы открытья,

Зовущие с его картин.

Я мыслю, чувствую я так

Мне Врубель так необходим.

Мир образов его прекрасен.

Перекликаясь зазеркальем.

Поэтому весь выбор темы,

Поверьте, вовсе не случаен!

Века сохранили для нас работы Врубеля чудесными, озаренными изнутри мягким светом, окутанные сиреневой мглой. Что художник – не горделивый гений, идущий какими – то своими тайными и загадочным путями, а мастер, своеобразный и индивидуальный по складу творчества, доказало время. В его полотнах бьётся пульс времени, а в трагическом пафосе глубокие переживания острейших жизненных конфликтов. Отсюда покоряющая убедительность его работ, заостренность, преувеличенность, гиперболизированность образов. Философия рокового бессилия, тайна влечет нас к его картинам. Токами высокого духовного напряжения пронизан мир Врубеля - в этом тайна его монументальности и вечности.

Искусство Врубеля чаще находит отклик у молодых. «В духовном развитии юных, тех, кто восприимчив к жизни – это время открытий для себя Врубеля. С возрастом приходит более зрелое понимание его живописи, но чтобы оно пришло, первая встреча с ним должна состояться в молодые годы: не испытав в юности обаяния Врубеля, потом наверстать уже трудно», - пишет Н. А. Дмитриева в книге «Михаил Врубель. Жизнь и творчество».

Художник жил под девизом: «Истина в красоте!». Его полотна – это музыка цельного человека. Стихи А. Блока. который писал: «С Врубелем я связан жизненно» тоже о нем:

Будут весны в вечной смене

И падений гнет.

Вихрь, исполненный видений, - голубиный лет

Что мгновенные бессилья?

Время – легкий дым

Мы опять расплещем крылья,

Снова отлетим.

И опять, в безумной силе,

Рассекая твердь,

Встретим новый вихрь видений,

Встретим жизнь и смерть.

Это человек масштаба Ницше и Достоевского. В его картинах переходы в высшие планы бытия. Все сделанное им первоначально вдохновенно! И появляется желание изучать его творчество, анализировать образы, увиденные на полотнах, получая толчок для создания собственных творческих работ. Врубель для меня - источник вдохновения и постоянной переоценки своей творческой деятельности.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)