Дом  ->  Все для праздника  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Сложное предложение. Синтаксис сложного предложения

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле

Ф. Тютчев

К истокам слова:

Сентябрь. Название первого месяца осени сентябрь произошло от латинского слова

« сэптэмбэр», которое означает «седьмой». Новый год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем.

Синтаксическая пятиминутка

В народе говорят:

• В сентябре одна ягода, да и то горькая.

• Холоден сентябрь, да сыт.

• С сентября огонь в поле и в избе.

Задание: Выполнить синтаксический разбор предложений.

Коллективная работа с текстом.

Кругом пестреет лес зеленый;

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист;

Осинник желтый бьет тревогу;

Осыпался с березы лист

И, как ковер, устлал дорогу

Идешь как будто по водам,-

Нога шумит, а ухо внемлет

Малейший шорох в чаще, там,

Где пышный папоротник дремлет,

А красных мухоморов ряд,-

Что карлы сказочные спят А. Майков.

Задание:1. О чем этот текст?

2. Определите основную мысль текста.

3. Назовите слова, употребленные в переносном значении.

4. Найдите и выпишите из стихотворения сначала слова, образованные при помощи приставки, затем – при помощи суффикса; приставки и суффикса; наконец, путем сложения.

5. Найдите слова, которые имеют букв больше, чем звуков; звуков больше, чем букв; звуков столько же, сколько букв.

6. Выпишите из первого предложения все словосочетания, укажите вид связи.

7. Определите грамматические основы предложений, чем они выражены.

8. Определите способы связи простых предложений в сложном.

Раздел: Сложносочиненные предложения.

Тема урока: Сложносочиненные предложения.

Литературная пятиминутка.

Текст используется для коллективной и индивидуальной работы над орфограммами и пунктограммами.

Листопад.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

И. Бунин.

Проверка домашнего задания.

Задание: 1. Выполните синтаксический разбор

1 в. 1-го предложения, 2 в. 2-го предложения.

2. Игра «Аукцион орфограмм». Называем слова, объясняем орфограммы, кто последний, тот выиграл.

К истокам слова:

Октябрь. Десятый месяц в году – октябрь. Слово октябрь состоит в родстве со словами октава, октет. Все они образованы от латинского «окто», значит «восемь». Поэтому музыкальное произведение для восьми инструментов или восьми голосов, а также ансамбль из восьми человек называют октетом. Октава – музыкальный термин. Октава объединяет восемь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

Почему же десятый месяц назвали октябрем? Может быть, ошиблись, когда считали, какой это месяц в году? Ошибки здесь нет. Как вы уже знаете, в древнем Риме год начинался 1 марта. Октябрь был тогда действительно восьмым месяцем.

Диктант « Проверь себя»

Осеннее утро.

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелетными птицами.

Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.

М. Пришвин.

Задание: 1. Найдите и графически объясните изученные орфограммы.

2. Выполните синтаксический разбор второго предложения.

3. Выполните морфологический разбор слов за листиком, приложишь.

4. Запишите зашифрованное слово, придумайте с ним ССП, нарисуйте схему.

Возьмите приставку у слова «приложишь», четвертый звук в слове

«открывает», безударную гласную в корне слова « стоишь», часть корня слова

«куда-то».

5. Что объединяет предложенный текст и уже разгаданное слово?

6. Творческое задание: Напишите сочинение миниатюру о своем любимом времени года.

Раздел: Сложноподчиненные предложения.

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Литературная пятиминутка.

Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистали жаворонки всласть.

Осень, в шубу желтую одета,

По лесам с метелкою прошлась,

Чтоб вошла рачительной хозяйкой

В снежные лесные терема

Щеголиха в белой разлетайке –

Русская румяная зима!

Д. Кедрин

К истокам слова:

Ноябрь. Ноябрь получил название от латинского слова « новем», что значит

« девять».

Синтаксическая пятиминутка.

В народе говорят:

Ноябрь – сумерки года.

Ноябрь без топора мосты наводит.

Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.

Ноябрьские ночи до снега темны.

Задание: 1. Объясните смысл пословиц.

2. Найдите четвертое лишнее. Объясните свой выбор.

Комплексный анализ текста при объяснении нового материала.

Последнее тепло.

Тихо, и синева повисла между еще зелеными деревьями, которые с дня на день сменят свой наряд. Сквозь туман и облака утреннее солнце медленно пробивает себе путь.

Ночью было похолодание, и, может быть, на болотах на восходе, на невидимой солнцу северной стороне кочки побелели.

Вечером месяц из-за деревьев пожаром поднимался. Утро солнечное, залитое в густых синих тенях.

М. Пришвин.

Задание: 1. Докажите, что это текст.

2. К какому стилю и типу речи относится этот текст.

3. Определите основную мысль текста.

4. Разберите по составу слова побелели, на восходе.

5. Найдите в тексте разносклоняемое существительное. Подберите к нему подходящие прилагательные. Выполните морфологический разбор существительного (1 вариант), прилагательного (2 вариант).

6. Выполните синтаксический разбор третьего предложения.

7. Найдите предложение с тремя грамматическими основами.

8. Определите вид каждого простого предложения в составе сложного.

9. Определите средства связи простых предложений в составе сложного.

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места и времени.

Литературная пятиминутка.

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка-зима!

П. Вяземский.

Задание: 1. Объясните орфограммы в выделенных словах.

2. Найдите слова, в которых букв столько же, сколько звуков; букв меньше звуков.

3. Объясните знаки препинания в третьем предложении.

К истокам слова:

Декабрь. Название декабрь родственно слову дециметр. Что же общего у календарного месяца и меры длины? Оба этих слова образованы от латинского « децем », что значит «десять». Дециметр – десятая часть метра, а декабрь у римлян был десятым месяцем. Название это сохранилось, хотя месяц стал двенадцатым, последним в году.

В древние времена на Руси декабрь называли «студень»: в этом месяце начиналась зима, приходила стужа, становилось студено. Стужа, стынуть, застывать – и древнее название месяца – « студень».

В народе говорят:

• В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.

• Декабрь мостист, декабрь гвоздист, декабрь приколачивает.

• Декабрь год кончает, а зиму начинает.

• Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

• Береги нос в большой мороз.

• Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.

Комплексный анализ текста при объяснении нового материала.

Разве снег, с высот летящий

На поля, холмы и чащи,

Под лучами взор слепящий,

Под полозьями скрипящий,

Разве он, как мертвый мел,

Только бел, бел, бел?

Весь игольчатый с мороза,

На заре он нежно розов,

Он вдали – в тени, в низине –

Голубой и даже синий,

А когда закат огнями

Запылает,

Он и сам,

Как раскинутое знамя,

Пламенеет по холмам.

А луна взойдет – и разом

Мириадами алмазов

Поле все запорошит,

Цветом радуг задрожит.

Н. Браун

Задание: 1. О чем этот текст?

2. Какое настроение возникает у вас при чтении стихотворения?

3. Аукцион орфограмм.

4. Выполните синтаксический разбор первого предложения.

5. Найдите грамматические основы второго предложения.

6. Как связаны между собой простые предложения в составе сложного?

7. Укажите средства связи простых предложений в составе сложного.

8. Укажите место расположения придаточной части по отношению к главной.

9. Составьте схему предложения.

Карточка для индивидуальной работы:

1. Найдите грамматические основы предложения.

2. Как связаны между собой простые предложения в составе сложного.

В полутьме я увидел: стояла 3. Укажите средства связи простых предложений в составе сложного.

За окном, где кружила метель, 4. Укажите место расположения придаточной части по отношению к главной.

Словно только что с зимнего бала, 5. Составьте схему предложения.

В горностаи одетая ель.

С. Маршак.

Диктант «Проверь себя»

Новогодняя елка.

Давным–давно жили на земле люди, которых называли германцами. У них были и свои обычаи, обряды. Германцы поклонялись и вечно зеленому дереву – елке. Они считали, что в ней живет дух леса, который заботится обо всех растениях, оберегает зверей, охраняет птиц.

Вожди племени приходили к самым большим елкам, чтобы оказать почести духу леса, умилостивить его. На ветвях ели развешивали украшения.

Потом этот обряд почитания елки перешел к другим народам, но совершался он в канун нового года.

В морозный и снежный день 1 января 1700 года, когда все было покрыто белым пушистым снегом, по указу царя Петра I дома Москвы впервые украсили зелеными ветками елок. В этот день в знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером в темном небе вспыхивали разноцвет-ные огни фейерверка. Люди веселились, пели, поздравляли друг друга с Новым годом.

С тех пор елка–символ вечной молодости, силы, желанный гость в каждом доме в новогод-нюю ночь.

Задание: 1. Найдите сложноподчиненные предложения.

2. Начертите схемы.

3. Укажите вид придаточных.

4. А что вы знаете из истории новогодней красавицы?

Творческое задание: Напишите сочинение-миниатюру на новогоднюю тему.

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Литературная пятиминутка

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

С. Есенин

Задание: 1. Назовите вид односоставных предложений.

2. Объясните орфограммы в выделенных словах.

3. Выполните фонетический разбор слов серые, сказку.

4. Найдите слова, употребленные в переносном значении.

К истокам слова:

Январь. В старину на Руси январь называли «сечень», так как он рассекает, или делит, зиму на две половины. Древние римляне этот месяц называли в честь Януса – бога солнца и света – январем. Они изображали Януса как человека с двумя лицами. Одно лицо старое и обращено в прошлое, а другое – молодое, смотрит в будущее. На пальцах правой руки Януса было начертано число 300, на пальцах левой – 65. 365 – это количество дней в году.

В новогодний праздник никто не должен был ссориться, драться, кричать, чтобы не вызывать гнев Януса, который, рассердившись, мог послать людям плохой год.

В народе говорят:

Новый год – к весне поворот.

Январь – году начало, зиме середина.

Коли в январе март, бойся в марте января.

* Объясните смысл пословиц.

Задание: 1. Напишите сочинение миниатюру по одной из пословиц.

2. Подберите иллюстрации, соответствующие зимней тематике.

Выборочный диктант и коллективная работа с текстом.

К истокам слова:

Каникулы.

Все знакомы со словом каникулы. Но не всякий знает, что это любимое всеми, вполне земное слово своим появлением обязано небу.

В буквальном переводе слово каникулы означает «собачки» (по–латыни «канис» – собака).

«Каникулой» именовали древние римляне самую яркую звезду в созвездии Большого Пса–Сириус. «Каникула» – Сириус – ежегодно появлялась на небосводе в июле, в самый разгар лета по нашему календарю.

Но так как в июле обычно начиналось жаркое время года, когда студентов и школьников осво-бождали от занятий, то в честь звезды эти дни и прозвали каникулярными, каникулами.

Сначала каникулами называли только летний отдых, но потом привычное каникулы стало отно-ситься вообще ко всякому перерыву в учении.

Задание:1. Объясните орфограммы в выделенных словах.

2. Найдите в тексте сложные предложения.

3. Выполните синтаксический разбор одного из них.

4. Творческое задание.

Напишите сочинение-миниатюру о том, как вы провели каникулы.

Раздел: Бессоюзные сложные предложения.

Тема урока: Тире в сложном бессоюзном предложении.

Литературная пятиминутка.

Чародейкою зимою1

Околдован2 лес стоит.

И под снежной бахромою,

Неподвижною2, немою

Чудной жизнью1 он блестит.

Ф. Тютчев

Карточка для индивидуальной и коллективной работы:

К истокам слова:

Февраль. Название месяца февраль латинское по происхождению. Февраль в древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебрусу. Отсюда и название месяца – февраль.

Древнерусское название февраля – «лютый». В феврале выпадало много снега, стояли лютые морозы.

Синтаксическая пятиминутка.

В народе говорят:

• Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый.

• Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.

• Февраль воду подпустит, а март подберет.

• Февральская оттепель ничего не стоит.

Задание: Выполнить синтаксический разбор предложений по вариантам.

Вьюга1 снежная, пурга,

Напряди2 нам пряжи,

Взбей пушистые3 снега, Задание: 1. Повторим орфографию.

Словно пух лебяжий3,4. 2. Объяснить знаки препинания.

Вы, проворные ткачи – 3. Выполните разборы.

Вихри и метели,

Дайте радужной2 парчи

Для косматых елей.

С. Маршак

Задание:1. О каком празднике свидетельствует рисунок?

2. Что вы знаете об этом празднике.

3. Напишите сочинение- миниатюру о празднике, используя бессоюзные сложные предложения, соблюдайте расстановку знаков препинания.

Раздел: Сложные предложения с разными видами связи.

Тема урока: Сложные предложения с разными видами связи.

Синтаксическая пятиминутка.

Третий месяц у ворот –

Это к солнцу поворот.

Зимний сторож Снеговик

Ежится, мрачнеет:

Старый к холоду привык,

Он в тепле худеет.

Ю. Коринец.

К истокам слова:

Март. В древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался Марсу, покровителю полей и стад. В честь его месяц так и назвали.

В народе говорят:

• В марте и сзади, и спереди зима.

• Март с водой, апрель с травой.

• Сухой март да май мокрый дают хлеб добрый.

Комплексный анализ текста.

Март хоть и плакса,

Но хитрец большой:

Глаз1 один в слезинках,

А в лучах другой.

Первые3 подснежники2

Март в дубраве рвет2,

И венок весенний

Март искусно2 вьет4.

М. Мревлишвили.

Задание:

1. Выполните разборы.

2. Напишите сочинение - миниатюру

«Приход весны».

Раздел: Повторение и систематизация изученного.

Тема урока: Повторение в конце учебного года.

(Фонетика. Графика. Орфография. )

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

К истокам слова:

Апрель. Родина слова апрель – древний Рим. Оно означает « теплый, солнечный».

Наши предки в древние времена называли этот месяц « цветень».

Синтаксическая пятиминутка.

В народе говорят:

• В апреле земля преет.

• Март с водой, апрель с травой.

• Играй пока, матушка Ока, апрель на дворе.

Комплексный анализ текста.

Апрель – месяц весеннего пробуждения природы, месяц снеготаяния2 и вскрытия рек4. Из-под осевших сугробов выбегают2 веселые ручьи1, бегут по ложбинам и дорогам, сливаются в бурные потоки4. На полянах и буграх7, вдоль дорог чернеют1 проталины.

И. Акимушкин

Задание:

1. Определите стиль и тип речи текста.

2. Определите звуковой состав слов апрель, дорогам, вдоль, чернеют, дорог.

3. Найдите слова, в которых букв столько же, сколько звуков; букв меньше звуков; букв больше звуков.

4. Определите способы образования слов весеннего, снеготаяния, осевших, выбегают, сливаются.

5. Выполнить синтаксический разбор предложения:

I вариант 1-го предложения

II вариант 2-го предложения

Распустился2 ландыш6 в мае1,

В самый праздник6, в первый день.

Май цветами провожая3,

Распускается 2 сирень4.

С. Маршак

Задание: 1. Объяснить все орфограммы.

2. Выполнить синтаксический разбор предложения

I вариант 2-го предложения

II вариант 1-го предложения.

3. Выписать из второго предложения все словосочетания, определить вид связи.

4. Выполнить фонетический разбор слов праздник, провожая.

5. Выполнить словообразовательный разбор слов I вариант распустился

II вариант распускается

К истокам слова:

Май. Май – название пятого месяца года, последнего месяца весны. Оно произошло от собственного имени Майя. Так в древнем Риме звали богиню земли и плодородия.

В народе говорят:

• Май обманет, в лес уйдет.

• Майская трава и голодного кормит.

• Май холодный – год хлебородный.

• Малая птичка соловей, а знает май.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)