Учеба  ->  Высшее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Система высшего образования в Великобритании

Объектом исследования данной работы является система высшего образования Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, а предметом рассмотрения структуры высшего образования, факторы влияющие на ее развитие, и организация обучения в вузах Великобритании.

Известная английская пословица гласит, что деньги, потраченные на образование никогда не пропадут. В современном мире самыми доходными инвестициями являются вложения в образование. По данным UNESCO за 2006 год существует 5 стран-лидеров в сфере высшего образования по количеству иностранных студентов и качеству образования, где на втором месте сразу после США(32%) стоит Великобритания(12%). Россия в этом списке занимает лишь шестое место после Германии (11%), Франции(10%) и Австралии(7%). Поэтому мы считаем изучение успешного опыта зарубежных коллег в сфере высшего образования практическим обоснованием актуальности нашей работы.

Преимущества британского образования неоспоримы. Диплом британского университета – поистине свободно конвертируемая валюта. Зарплата, получаемая выпускниками британских вузов, одна из самых высоких в мире. Вне конкуренции и многообразие программ вузов – от популярных до уникальных (например, трехмерная анимация).

Система высшего образования в Великобритании

Существуют две противоположные оценки системы высшего образования Великобритании. Согласно одной из них, британская модель представляет собой типичный пример болонской образовательной системы и потому находится в авангарде успешных образовательных систем. Эту точку зрения поддерживает ряд российских специалистов во главе с В. А. Дырышевой, С. И. Турыгиной, А. А. Барбраригой, Горянко В. А Воскресенской. Ее отличительные черты: ориентация вузов на потребности рынка труда, их тесная связь с бизнес-сообществом, активная исследовательская деятельность, опосредованный специализированными агентствами государственный контроль.

Принципиально иная точка зрения на британскую модель высшего образования представлена в докладах исследовательских комиссий кабинету министров Великобритании (например, в "докладе Диринга", 1997 г. и в "докладе Робинса", 1963 г. ). В них британская образовательная система описывается как чрезвычайно сложная, неоднородная, диверсифицированная, обладающая огромным количеством специфических черт,

Достаточно подробное описание системы дается в трудах А. А. Барбариги, Н. М. Федоровой В. А. Дырышевой и С. И. Турыгиной.

Несмотря на очевидное противоречие двух данных описаний, они отражают значимые аспекты британской системы высшего образования. Мы рассмотрим взгляды отечественных и зарубежных специалистов на систему высшего образования Великобритании в историческом и политических контекстах. Мы попытаемся охарактеризовать ее организационную структуру, в частности, подробно освещены административно-управленческий, финансовый сектора высшей ступени образования. Так же в этой главе дается описание и анализ системе ученых степеней, продолжительности обучения и процедуры приема в высшие учебные заведения.

Развитие системы высшего образования Великобритании в историческом контексте.

Достаточно подробное описание системы дается в трудах А. А. Барбариги Н. И. Федоровой, М. А. Боровика и С. И. Турыгиной.

Как отечественные, так и британские ученые считают, что говорить об образовании в Великобритании как о системе стало возможным говорить лишь в конце 60-х годов нашего столетия! Некоторые источники говорят, что до начала XIX века университетов в Британии, кроме Оксфорда и Кембрижда не было, как системных учреждений, но факт того, что в Шотландии создавались университеты уже в XV- XVI веках неоспорим: основывались университеты в Сент-Эндрюсе (1411г. ), Глазго (1451 г. ), Абердине (1495 г. ) и Эдинбурге (1583 г. ), четыре так называемых "каменных" университета. Эти университеты основывались как опорные точки английского политического влияния и располагались в наиболее крупных населенных пунктах.

Некоторые исследователи отмечают одной из главных особенностей системы британского высшего образования его децентрализованность. С. И. Турыгина в связи с этим отмечает, что высшее образование выражается в таких необычных формах, что по сей день не существует даже должной схематичной системы признаков, по которым можно классифицировать все многообразие институтов.Кроме того, говорит ученая, не существует никакого органа власти, который управлял бы этой системой в целом. В качестве примера автор приводит тот факт, что даже административные структуры Шотландии значительно отличаются от английских, за которые отвечает Департамент образования и науки.

В целом, право на деятельность университеты получают от королевских хартий или после принятия частных актов Парламентом, которые, как правило, упорядочивают их законную деятельность. Только королевское «пожалование» может дать право учреждению называться университетом, что защищает граждан от мошеннических вузов-пустышек. Само название «Университет» является законно охраняемым в Британском Королевстве. Любой университет имеет право на присуждение своих степеней. Все университеты являются автономными учреждениями, особенно в вопросах, касающихся их курсов, учебных планов и программ. Главной задачей университетского финансового комитета, члены которого назначаются государственным секретарем науки и образования входит распределение по университетским учреждениям государственных денежных средств.

Большинство университетов разделено на факультеты, которые, в свою очередь, делятся на отделения. Отделения могут быть как однодисциплинарными, так и междисциплинарными. Некоторые более молодые университеты подразделяются на школы.

Политехнические университеты, как одни из наиболее технически-ориентированных, занимаются, в основном, прикладными дисциплинами в сферах промышленности и торговли. Множество подобных технических университетов предлагают заочные курсы. Так же стоит отметить немалое количество учреждений повышения квалификации, некоторые из них предлагают разнообразные программы по получению высшего образования. Отдельно можно отметить педагогические колледжи и колледжи искусств, которые тоже имеют статус университета, например Королевский Колледж Искусств.

Большинство ученых выделяют пять основных типов университетов:

1. Старинные университеты – университеты, основанные до 19столетия.

2. Краснокирпичные университеты – основанные в 19 веке или в начале 20 столетия.

3. Новые университеты – университеты двух типов заслужили такое название

1)те, что были созданы 1960, так же называемые «стеклянные университеты», но после реформы 1992 года, давшей право политехническим институтам именовать университетами, их стали считать подгруппой «Старых университетов». Последняя реформа, коснувшаяся университетского образования Великобритании, произошла с изменением законодательства в 1992 году, когда 33 политехникума были преобразованы в "новые" университеты.

2)собственно группа «новых университетов», бывших политехникумов и коллежей высшего образования.

4. Открытый Универститет, основанный в 1968, является главнейшим университетом дистанционного образования в Соединенном королевстве. Он был создан в 60-е годы - период экспериментов в Британском образовании. Потребность в повышении образовательного уровня населения стимулировала развитие дистанционного образования. Итогом работы в этом направлении стало создание в 1969 г. Британского Открытого Университета. Его учредителем выступила королева, канцлером был назначен спикер палаты общин. Сегодня в Британском Открытом Университете обучается около 200 тыс. студентов, по его образцу созданы открытые университеты в Канаде, Австрии, Испании, Индии, Израиле, Турции и Нидерландах.

5. Деление по признаку частный/государственный не свойственно для английских университетов, так как их автономия в области финансирования всегда встречала уважение со стороны государства, однако же она имеет место.

Университеты Лондона и Уэльса с самого своего образования являются федеральными или, иначе говоря, государственными. Это значит, что всеми образовательными и хозяйственными вопросами в составляющих их колледжах заведует государственная администрация. В последнее время, более крупные колледжи стараются добиться полной автономии.

Примером этого могут послужить продолжающиеся попытки Имперского Лондонского колледжа (Imperial College London) получить независимость от Государственного Лондонского Университета, или отделение Кардифского Университета от Университета Уэльса.

Система ученых степеней и продолжительность обучения.

Отличительный признак британского академического образования доминирующая ориентация на фундаментальную научно-исследовательскую деятельность и теоретическую подготовку, которая является также важной частью школьного и довузовского обучения. В большинстве британских университетов научно-исследовательская деятельность считается решающим компонентом академической карьеры. Обследования, проведенные в конце 90-х, показали, что преподаватели "старых" университетов тратят на исследования 30% своего времени, "новых" - 10%.

Система ученых степеней впитала в себя много традиций. К примеру, слово "бакалавр" (по-английски это еще и "холостяк") проистекает из тех дней, когда в университетах учились только юноши. Надо полагать, все они были неженаты, поскольку содержать семью во время учебы было тяжело.

Чтобы получить британский диплом бакалавра, необходимо проучиться три (Англия, Уэльс, Северная Ирландия) или четыре (Шотландия) года. Однако есть степени, для получения которых необходим опыт практической работы, при этом, срок обучения соответственно возрастает. Дизайнерам, например, требуется пройти подготовительный курс, а затем - основной трехлетний. Для получения степени в области медицины, стоматологии и архитектуры нужно учиться до 7 лет. В последнее время, благодаря сближению институтов рынка и традиционных университетов распространение получают "гибридные" программы и комплексные курсы (sandwich courses), включающие в себя получение опыта работы по специальности в процессе обучения. Sandwich courses - промежуточные курсы, которые включают занятия в университете и периоды производственного обучения или профессиональной подготовки вне стен университета. Продолжительность курса четыре года, в конце присуждается степень отличия (Honours degree - диплом с отличием, Pass degree - диплом без отличия)

Особое внимание уделяется постдипломному научно-исследовательскому курсу, завершающемуся присвоением степени магистра философии (MPhil, Master of Philosophy). Под термином "последипломное образование" понимают любой вид обучения после получения высшего образования. Получить британский диплом магистра можно за один-два года при условии наличия диплома о высшем образовании и отличного владения английским языком. На выбор предлагаются несколько десятков тысяч различных программ.

Получение этой степени предваряет работу над докторской диссертацией (PhD). В Великобритании большинство программ, ведущих к получению степени доктора, - это чисто исследовательские проекты. Никаких лекций или учебных семинаров они не включают.

Существует два типа последипломных учебных программ: теоретические и научно-исследовательские.

Теоретический курс (taught programme) завершается либо получением степени диплома или соответствующего свидетельства, либо присвоением степени магистра. На протяжении учебы результаты оцениваются по письменным работам. По окончании учебы пишется дипломная работа на 20 тысяч слов.

Научно-исследовательский тип (research programme) отличается от теоретического тем, что студенты реже посещают занятия и больше времени уделяют исследованиям. Этот курс позволяет студентам провести собственное исследование, которое, как правило является составной частью более широкого научно-исследовательского проекта. Конечная цель - получение высшей ученой степени - доктор философии - Doctor of Philosophy, PhD. Продолжительность обучения, как правило, три года. Соискателями степени Доктора могут быть только те, кто уже получил степень Магистра.

Несмотря на тенденцию к унификации, разнообразие присваиваемых степеней сохраняется сегодня как дань академической традиции. В некоторых шотландских университетах обладатель первой степени в гуманитарных науках -магистр (МА), а не бакалавр (ВА). В ряде английских университетов, включая Оксфорд и Кембридж, диплом бакалавра выдается только в области гуманитарных и естественных наук. Некоторые вузы после двухгодичного обучения выдают Диплом о Высшем Образовании (DipHE) - промежуточное квалификационное свидетельство.

Ученые степени в Великобритании присваиваются студентам, успешно завершившим курс обучения. Формально степени одного достоинства, полученные в разных университетах, ничем не отличаются друг от друга, но на практике их "вес" определяется репутацией присвоившего их университета.

Вот некоторые из ученых степеней всех трех ступеней высшего образования, присуждаемых университетами Англии и Уэльса:

Bachelor’s degree - степень бакалавра (1-я степень присваиваемых высшим учебным заведением, преддипломный курс) o Bachelor of Arts(ВА) - степень бакалавра гуманитарных наук o Bachelor of Science (BSc) бакалавр технических наук o LLB бакалавр права o BEd бакалавр педагогических наук o BMus бакалавр музыки o ВМ бакалавр медицины

Master’s Degrees – степень магистра (2-я степень, постдипломный курс)

• Master of Аrts- магистр гуманитарных наук

• MSc магистр технических наук

• LLM магистр права

• MBA магистр делового администрирования

• Postgraduate Certificate in Education, PGCE - пост-дипломное свидетельство, дающее право на преподавание

• Diploma in Management Studies (DMS) - диплом по менеджменту

Doctor’s degree или Doctorate - степень доктора (ученая степень, которая присуждается соискателю после того, как он уже получил степень бакалавра и степень магистра)

Doctorate of philosophy - степень доктора философии (присуждается в различных областях науки)

Основные пути поступления в британские университеты.

Британские вузы принимают студентов с 18 лет. В Великобритании выпускник школы после получения стандартного сертификата о среднем образовании (GCSE “O” level - эквивалент нашего аттестата зрелости) для поступления в университет должен пройти обязательную подготовительную программу, по результатам выпускных экзаменов которой ему открывается путь в то или иное учебное заведение. В классической британской системе образования - это двухгодичная программа GCSE “A” level, которая завершается сдачей государственных экзаменов и получением международного Сертификата. Примечателен тот факт, что данные программы подготовки можно пройти в любом возрасте. Отличные оценки в этом Сертификате дают возможность претендовать на место в самых престижных университетах по любым специальностям в любой англоязычной стране мира, включая США.

Для поступления в университет в Англии на программы бакалавриата, необходимо сдать британские экзамены A-levels или успешно закончить обучение по европейской программе Iinternational Baccalaureate. Для иностранных студентов существует программа Foundation и необходимый для прохождения экзамен IELTIS. Курс Foundation подойдет выпускникам российских среднеобразовательных школ. Существуют различные курсы Foundation, например, в области бизнеса и экономики, дизайна, права, гуманитарных и технических специальностей, компьютерных технологий и фармакологии, готовящие студентов к поступлению на соответствующие факультеты. Ускоренная одногодичная программа “Foundation” является одной из самых популярных среди иностранный студентов. Этот путь не годится для тех, кто мечтает поступить в Оксфорд и Кембридж или специализироваться по медицине, но зато он позволяет сэкономить целый год.

И, наконец, третий вариант предуниверситетской программы - это двухгодичная профессиональная подготовка, которая завершается сдачей экзаменов на национальный Диплом по соответствующей профессии (GNVQ General National Vocational Qualification, который к октябрю 2007 года собираются упразднить и заменить на OCR - Nationals). А такой Диплом дает не только дает формальное право работы в любой стране Европейского сообщества, но и служит пропуском в большинство британских университетов, причем в некоторых сразу на второй курс. Возможно поступление в британские вузы после первого курса российского вуза.

Поступающий заполняет аппликационную форму UCAS, где указывает до шести вариантов предпочитаемых им учебных заведений (при желании изучать медицину или зубоврачебное дело - до пяти). UCAS дает подробные рекомендации относительно системы приема, включая предоставление сведений, которые интересуют приемную комиссию.

Стоимость услуг UCAS на 2007 г. составляет: 5 фунтов за один вариант учебного заведения, 15 фунтов - за более чем два варианта, оплата производится банковским переводом. Четырехстраничную аппликационную форму можно получить в Британском Совете или непосредственно в UCAS. UCAS разрабатывает график поступления на каждый учебный год. В следующей схеме приводится обычный график подачи заявлений (это следует делать примерно за год до начала обучения). Для иностранных студентов возможны послабления, но все же заявление лучше подать раньше, а не позже установленного срока - в особенности это относится к дисциплинам, пользующимся повышенным спросом (включая медицину, зубоврачебное дело, ветеринарию и многие гуманитарные предметы).

1 сентября - UCAS начинает прием заявлений;

15 октября - крайний срок для подачи заявлений в Оксфорд и Кембридж;

15 декабря - оптимальный крайний срок для подачи заявлений в другие университеты;

Декабрь - апрель - высшие учебные заведения и колледжи отвечают на запросы соискателей;

15 декабря - конец июня - заявления, поданные в течение этого срока, направляются в каждое из указанных там высших учебных заведений для рассмотрения на месте.

Желающим учиться в Оксфорде нужно отправить в приемную комиссию этого университета заявление по форме, утвержденной для Оксфорда. Что касается Кембриджа, заявление о приеме должно быть направлено преподавателю, отвечающему за набор студентов в том колледже, который указан как первый вариант, если же абитуриент еще не решил, в каком именно колледже хочет учиться (такое заявление называется "открытым"), - то в объединенную приемную комиссию Кембриджского университета.

UCAS публикует требования университетов, а так же предлагаемые возможности обучения: от количества курсов до условий проживания. Подобная подробность и длительность сроков рассмотрения заявок обусловлена тем, что поступление в вузы проводится на строгой конкурсной основе. Некоторые специальные вступительные тесты введены для курсов, где конкурс особенно велик, к примеру, BMAT для будущих медиков и LNAT для юристов (оба теста сдаются лишь в некоторых университетах) и для курсов, предлагаемых Оксфордом и Кембриджем.

Подобная система вполне удовлетворяет требованиям абитуриентов, так как требует от них максимальной ответственности и самостоятельности при выборе будущей профессии. Само по себе заполнение форм и сдача дополнительных вступительных тестов уже является серьезной проверкой самостоятельности и зрелости будущего студента, а как будет нами указано ниже, вся система британского высшего образования опирается именно на эти качества личности в высшем образовании. И все же ежегодно 20% студентов бросают обучение, поскольку они недовольны выбранным курсом, университетом или условиями, предлагаемыми для обучения.

Проанализировав систему британского образования в различных ракурсах мы пришли к следующим заключениям:

За десятилетия реформ система высшего образования Великобритании заметно преобразилась - ей удалось трансформироваться из элитной, нацеленной на воспроизводство социальных различий модели, в эффективно функционирующий механизм, ориентированный на потребности рынка труда. Однако сегодня она оказывается перед новыми вызовами, часть которых вызвана негативными последствиями ее трансформации, часть - изменениями внешних условий. К таким вызовам можно отнести:

Риск потери университетами значительной части своих автономий в результате усиления внешнего контроля; и одновременно Опасность ухудшения качества образования вследствие его "массовизации";

Неопределенность перспектив университетского сектора в результате стремительного и скачкообразного расширения сети вузов; Инвестиционное отставание в области финансирования вузов; Возрастающая международная конкуренция на рынке исследовательских услуг и возможное падение конкурентоспособности в сфере инноваций.

1) Британская система высшего образования - это одна из самых устойчивых европейских моделей, опирающаяся на долгую университетскую традицию;

2) Великобритания раньше многих европейских стран осознала необходимость модернизации образования и включилась в разработку ее стратегии;

3) В Великобритании активно внедряются новые практики управления университетами, изменяющие сегодня облик системы образования;

4) Особый интерес представляют практики эффективного стимулирования исследовательской деятельности, применяемые в британских университетах;

5) Привлекают внимание стратегии интернационализации британского высшего образования.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)