Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Сказка полховского майдана

История одной вещи

Наверняка, каждый из нас хотя бы раз в жизни брал в руки матрешку или свистульку, или ещё какую-нибудь деревянную игрушку или шкатулку, разрисованную в чистые, локальные, неестественные цвета. Яркость этих изделий радует глаз и повышает настроение. А как весело и радостно смотрится множество таких игрушек, собранных вместе! Смотришь на дружное семейство матрёшек и окунаешься в море радости! Сказочный узор на пузатых боках бочонка или шкатулки напоминает о лете, ярком солнце.

У моего дедушки на рабочем столе стояла интересная шкатулка. Он хранил в ней разные мелкие вещи.

Узор на ней немного выгорел, но я узнала его. Это волшебная веточка из Полховского Майдана. На уроках изобразительного искусства в школе мы знакомились с народным промыслом этого села.

Я заинтересовалась шкатулкой. Дедушка рассказал, что это приз за какой-то конкурс, который ему вручили очень давно. А ценна эта вещь своим удобством.

Шкатулка имеет два отделения, дно верхней служит крышечкой для нижнего. Все детали очень плотно подходят друг к другу.

Где же делают такие замечательные вещи? Существует много сел и деревень, где точат и расписывают деревянные игрушки-тарарушки. Одно из них – село Полховский Майдан в Вознесенском районе, что на юге Нижегородской области. Заинтересовавшись промыслом этого села, я решила исследовать, его поподробнее. Этим летом мне посчастливилось побывать в Полхов Майдане в этнографической экспедиции.

Этнографическая экспедиция в Полхов-Майдан

Дневник экспедиции.

День первый (16. 06).

Выезд из города (8. 30) в село, знакомство с окрестностями. Устраиваемся в местной школе.

День второй (17. 06).

Сельский дом постройки 30-40 годов. Анна Ивановна Новикова. Знакомство с сельским бытом, беседа со старожилом о народном костюме(10. 00).

Мастерская резчика по дереву Авдюкова Алексея Григорьевича. Знакомство с работой мастера по изготовлению мебели и игрушек (12. 00). (Приложение 1. Фото 1)

Посещение семьи Полиных Александра Ивановича и Татьяны Васильевны. Знакомство с разнообразием игрушек-тарарушек и различными видами росписи (15. 00).

17. 00. Работа в школе. Систематизация информации, выполнение набросков и зарисовок, составление отчета о нашей экспедиции.

День третий (18. 06).

11. 00. Мастерская Масягина Ивана Алексеевича. Знакомство с технологией обработки древесины, работой на токарном станке.

(Приложение 1. Фото 2)

13. 00. Сельский дом. Грачёв Иван Александрович. Знакомство с творческими работами мастера: сложными двигающимися игрушками-макетами, иконостасами, резьбой по дереву, выжиганием. (Приложение 2. Фото 3-4)

16. 00. Работа в школе. Систематизация полученных знаний. Беседа с местными детьми о Полхов-Майданском костюме, выполнение зарисовок.

День четвёртый (19. 06).

10. 30. Принимает Рожкова Людмила Васильевна, мастер по росписи игрушек. Роспись игрушек. Знакомство с приёмами работы красками, кистью, технологией обработки и росписи изделий из дерева.

13. 00. Сельский дом семьи Масягиных Виталия Васильевича и Валентины Ивановны. Токарные работы: матрёшки, игрушки, посуда; роспись игрушек.

16. 00. Работа в школе. Мастер-класс по росписи изделий из дерева. Проводили местные ребята. Показали различные способы работы с красками, разные стили росписи, используемые местными мастерами.

День пятый (20. 06).

10. 00. Прогулка по селу и окрестностям, общение с ребятами.

13. 00. Отъезд в Саров.

О местных жителях

Прежде всего, об укладе жизни жителей Поховского Майдана. Наиболее распространён такой вариант: муж точит игрушки, жена их расписывает, а дети перенимают навыки мастерства у своих родителей.

В связи с тем, что местные жители в основном живут за счет своего промысла, им требуется в совершенстве владеть мастерством вытачивания и расписывания игрушек. Соответственно, и учится они этому начинают с малых лет. Девочке нет ещё и шести лет, а она уже наблюдает за маминой работой и сама пробует игрушки расписывать. Мальчики начинают учится точить позднее, с двенадцати – тринадцати лет. Чтобы овладеть навыками промысла требуется достаточно много времени. Много неудавшихся игрушек сложит в отдельный ящик мастер, прежде чем удастся выточить игрушку так, как надо. Впрочем, народ давно приспособился использовать бракованные изделия с пользой. То, что не получилось правильно выточить, пойдет дочке на тренировку в расписывании игрушек или зимой на растопку печи (во многих домах ещё сохранился этот атрибут русского быта).

Что больше всего удивило меня в первый день приезда, так это полная безлюдность на улицах села. Хотя оно и не удивительно – все сидят дома и занимаются изготовлением шкатулок, матрёшек, свистулек и прочего. Дети после школы сразу идут домой, расписывать игрушки.

Как рассказывал нам один из местных жителей, Грачёв Иван Александрович, многие из них (детей), выучившись на юристов, психологов и т. д. , потом всё равно возвращались к кустарному промыслу Полх-Майдана. В селе только одна школа, да и та в полуразрушенном состоянии. Учителя говорят, что фактически дети учатся только до шестого – седьмого классов, а дальше целиком уходят в промысел. Жена Ивана Александровича вспоминает былые времена:

“Не так уж и давно, лет тридцать назад, случалось, что кого-нибудь ночь в пути настигала. Тогда полх-майданцы запросто пускали к себе домой переночевать, а сейчас и средь бела дня приезжим дверь не откроют. Да вот, правда, из соседних мордовских деревень раньше мимо проходили да всё кричали: “тарарушники – тарарушники”, а сейчас и сами начали матрёшек делать, но они так, как мы, не умеют. У них матрёшка получается очень грубой. ”

Полх-Майданская роспись

Село Полх-Майдан под Нижним Новгородом издавна славилось своими расписными деревянными изделиями – посудой и другими бытовыми предметами, а позже и игрушками, которые здесь, как в старину называют «тарарушками». Это название расписных деревянных игрушек произошло от слова “тарарай” – шутник, сказочник. И точно – тарарушки сказочные, и весёлые. Своеобразный мир народного искусства раскрывается при изучении полх-майданской росписи. Деревянные точеные грибы, матрёшки, копилки, свистульки, солонички сплошь покрывает яркая, буйная плотная роспись из крупных цветов и листьев вперемежку с гроздьями ягод смородины и яблок, встречаются в росписи и сельский пейзаж, птицы и животные.

Особенно славится Полх-Майдан матрёшками. О них-то мы и поговорим. Куклы бывают сувенирные или игровые. А русская матрёшка – и то, и другое. Дети с удовольствием играют куколкой-сюрпризом, а взрослые любуются. Яркая матрёшка, известная всему миру, стала кукольным символом России – ни один турист не уедет от нас без этой расписной «крестьяночки». Но мало кто знает, что своим происхождением она обязана японскому мудрецу. Вот как это было.

Японский предок матрёшки был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Изображал он Фукорокую (или попросту - Фукуруму) – божество счастья и долголетия. А пять фигурок внутри - пятерых божеств рангом пониже.

Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник С. В. Малютин. Он тут же взял бумагу и набросал русский вариант забавной фигурки.

Токарь московской мастерской “Детское воспитание” В. П. Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин по собственным рисункам расписал её. “Настоящая Матрена!” – воскликнул кто-то, увидев куклу.

И назвали её “Матрёшка с петухом”. Она была одета в русский сарафан и платочек, в руке держала петуха, а внутри устроились: старшие дочки-помощницы – в фартуке, с серпом, с плошкой, мальчонка в косоворотке, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пелёнках. Всего восемь фигурок в скромной деревенской одежде, с милыми живыми лицами – добродушными, задумчивыми, весёлыми смышлёными

Было это в 1899 году, а в 1900 году владелица мастерской М. А. Мамонтова отвезла матрёшку на Всемирную выставку в Париж, где игрушка была награждена бронзовой медалью. С тех пор и начался выпуск матрёшек в России.

Первые матрешки были не такими пёстрыми, как сегодня. Краски были неяркими, теплыми, лица тонко выписаны. Дело в том, что росписью матрёшек занимались в основном иконописцы Троице-Сергиевой лавры. Конечно. они использовали те же живописные приёмы, что и в росписи икон.

Вслед за Сергиевым Посадом матрёшек стали делать в разных местах России: в Липецке, Воронеже, Вятке (Кирове). Первыми освоили новую игрушку в Семёновском уезде Нижегородской губернии. По сравнению с сергиево-посадской она стала стройнее и наряднее: на её переднике впервые расцвели букеты алых роз с ярко-зелёными листочками. Немного позже таких же ярких матрёшек стали делать в Полховском Майдане под Нижним Новгородом.

С 1920-х годов матрёшек начали делать почти в каждой полх-майданской семье: мужчины вытачивали фигурки, женщины расписывали.

Сначала рисунок на деревянных заготовках выжигали, потом начали рисовать самодельными красками, а к шестидесятым годам прошлого века Полх-Майданская матрёшка стала выглядеть такой, как сегодня – самой яркой и праздничной из всех матрёшек. Сегодня мастера вытачивают матрешек самой разной формы.

Но в Полх-Майдане расписывают не только матрёшки, но и всевозможные другие изделия: и грибы-копилки, мельницы-вертушки, и резные шкатулки-церквушки, посуду для всякой всячины. И чего там только нет! (Приложение 5)

Если же говорить о росписи, то, в принципе, она одинакова как для матрёшек, так и для всего остального – сказочная веточка, на которой растут сразу и яблоки, и розы, и другие невиданные цветы. Но в последнее время появилась роспись нового образца. Хотя классическая и современная росписи и отличаются по некоторым признакам, всё-таки что-то общее в них есть.

Типичные черты Полх-Майданской росписи

Прежде всего, чем отличается Полх-Майданская роспись от всех других. Полх-Майданская роспись имеет свою визитную карточку, как и все другие росписи. Это плотно покрывающий изделие узор, состоящий из всевозможных ягодок, цветочков, листиков, веточек и розанов.

Так же отличительной чертой Полх-Майданской росписи является яркость, чистота и неестественность красок. Во время нашей экспедиции в Полх-Майдан выяснилась одна очень интересная подробность техники исполнения рисунка – оказывается, наиболее распространены чёрный и красный цвета фона. Но из-за плотности рисунка мы этого не замечаем.

Основные цвета росписи: малиновый, фиолетовый, голубой, жёлтый, ярко-зелёный, тёмно-зелёный, красный, синий. Изображения цветов, ягод, листьев и т. д. заключаются в чёткий чёрный контур наводки. Полх-Майданская роспись – это в основном роспись игрушек и каких-то небольших шкатулок, солоничек. У каждого изделия - свой рисунок. Грибы обычно “растут” в цветах и травах. На шкатулках мастерицы изображают любимый пейзаж – река, берег, дом, берёзы или яблони и голубое с розовым небо. На яйцах красуются птички, цветы, а то и кремлёвские башни. Летом, в солнечный день, игрушки бывает, выставляют сушиться прямо на полянку перед домиком-мастерской. И зацветает яркими красками село Полх-Майдан – сказочная страна расписных игрушек-тарарушек.

Используемые материалы и инструменты

После того, как дерево срубили и содрали с него кору, его оставляют на улице сушиться. Сушат примерно год. И в дождь, и в снег древесина остаётся на улице. После просушки мастер заносит поленья к себе в мастерскую. Чаще всего мастерская - небольшая пристройка к дому со станком у одной стены, окном напротив самого станка и заготовками под будущие игрушки в углу и под верстаком. Непосредственно перед вытачиванием изделия мастер выравнивает полено и закругляет его с одного конца. Что ещё интересно, рядом со станком у мастера стоит ведро с водой, в которое он и окунёт чурбачок перед тем, как вставить его в станок. Это чтобы дерево лучше подходило к станку.

С наибольшей охотой мастера используют липу, осину и берёзу, так как их древесина более мягкая и податливая, чем все остальные. Используя долото, резец и трубочку (так полх-майданские резчики называют инструмент, придающий изделию более плавные формы) мастер вытачивает игрушку из деревянной чурки. После того, как мастер снял выточенную игрушку или посудину со станка, он отдаёт её красильщице.

Дальнейшая обработка изделия зависит от техники росписи. Но, в принципе, краски используются одинаковые, что в традиционной, что в современной росписи. Это анилиновые или гуашевые красители, лак. Немаловажно и то, что готовые изделия покрыты слоем лака. Помимо практического значения лаковое покрытие имеет ещё одну функцию – придаёт дополнительную яркость цвету.

Цветовое решение и техника росписи

Предварительно изделие грунтуется белым крахмальным грунтом несколько раз, чтобы краску «не тянуло дерево». Нанесённые на белую поверхность грунта жидко разведённые краски звучат интенсивно: белый грунт, просвечивая сквозь красочный слой, как бы дополнительно освещает их, увеличивает интенсивность цвета.

Особую прелесть и завершённость цветовому строю придаёт умелое использование в росписи приёма лессировки (наложение одного прозрачного слоя на другой). Этот приём особенно звучит в самой известной и самобытной росписи – «цветы с наводкой».

Очень часто применяют наложение на желтый цвет. Этот цвет является как бы основой – полем, он покрывает всё изделие. Наложение других цветов по полю мастера делают распространённым приёмом, при котором расцветка осуществляется неровными свободными мазками. Изображения цветов, ягод, листьев и т. д. заключаются в чёткий чёрный контур наводки. Алая краска неровными мазками создаёт впечатление сияющего венчика лепестков, которые переливаются от алого до жёлтого к центру цветка. Например, яблочко или бутон ярко-красные у листиков и желтые на макушке.

В последнее время в росписи Полховского Майдана всё большее место занимают приёмы скорого письма – кистью, без предварительного рисунка – пестрение.

Классическая роспись

Ход работы.

Перед работой, изделия прогревают на печке примерно двенадцать часов. Затем смазывают картофельным клейстером, дают высохнуть и опять крахмалят. Окрахмаленное дерево становится светлым, гладким, краски хорошо ложатся. Через два часа мастерица наводит чёрной тушью контур рисунка. И достаёт яркие анилиновые краски. Сначала кладёт желтую, потом – светло-розовую, потом алую, красную, голубую зелёную, фиолетовую После нанесения рисунка краскам дают высохнуть, а затем покрывают лаком. И всё. Игрушка-тарарушка готова.

Особенности орнамента

Основными элементами узора традиционной росписи Полх-Майдана являются пятилистники (цветки шиповника), яблочко, ягодки, бутоны.

Наиболее часто встречаются розаны. Это связано с легендой об Алёне Арзамасской – предводительнице народного отряда. По преданию Алёна Арзамасская перед казнью воскликнула: «Вот если бы все воевали так, как я, не сдобровать бы боярам и воеводам!» и сама шагнула в огонь. А на утро на месте её смерти расцвели розы. Вот и рисуют Полх-Майданцы на своих изделиях розаны. В память о розах, расцветших на месте казни Алёны Арзамасской.

Современная роспись

Ход работы.

А вот как начали делать игрушки некоторые мастера с недавнего времени. После вытачивания игрушку не прогревают на печке, как раньше, а сразу обжигают из газового баллона. Это придаёт дереву оригинальный «жжёный» узор. После покрывают лаком, дают высохнуть и снова покрывают лаком. После того, как высохнет второй слой лака красильщица наносит белый контур рисунка. А дальше всё точно также как и в традиционной технике росписи.

Особенности орнамента

В отличие от классической росписи, современные узоры намного проще и незатейливее. Да и техника росписи намного проще. В современной росписи нет розанов, намного упрощено строение орнамента и выглядит это всё очень своеобразно, но тоже гармонично. Упрощено так же и цветовое решение. Теперь в основном используются красный, жёлтый, зеленый и белый (для наводки) цвета.

Сказочная веточка, где сразу могут расти и яблочки, и розы, и цветы, и ягодки, выдуманная мастерами Полхов Майдана украшает разные предметы. Эта волшебная красота радовала наших бабушек и дедушек, родителей, и сегодня продолжает жить. С огромной радостью современная малышня играет с полховмайданскими «тарарушками», рассматривает удивительный узор. Звонкие, яркие цвета привлекают внимание любого человека и маленького, и большого.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)