Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Сказки народов Поволжья: особенности сюжета и изображения героев

Цель статьи: сопоставить тексты русских, мордовских и чувашских сказок и выявить их сходства и различия.

Задачи статьи:

- проанализировать тексты русских, мордовских и чувашских сказок;

- сопоставить тексты русских, мордовских и чувашских сказок;

- найти сходство и различия в сюжете и характере изображения героев сказок;

Гипотеза :

В ходе исследования обнаружатся черты сходства русских, чувашских и мордовских сказок, что обусловлено территориальной близостью этих народов и сходством в их историческом развитии, единством вероисповедания.

Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Народные сказки делятся на три группы:

- сказки о животных

- бытовые сказки

- волшебные сказки.

Сказки о животных относят к самому древнему виду сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя, как люди. Каждый из представителей животного мира является носителем постоянной характеристики: лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.

Героями бытовых сказок являются крестьянин, солдат, сапожник. Герои живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

Герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены

Композиция сказки:

1. Зачин.

2. Основная часть.

3. Концовка.

Эти признаки народной сказки характерны и для русских, и для чувашских, и для мордовских народных сказок. Но учитывая то, что сказки отражают нравственные особенности и этические устои, являются исторической летописью создавшего их народа, между ними есть и отличия.

Самобытность чувашских, мордовских и русских сказок

В каждой народной сказке отражались представления людей о мире, о каких-то событиях, сохранялись элементы древнейших традиций, обрядов и верований, поэтому можно утверждать, что читая народные сказки, мы узнаем законы, по которым жили наши предки, пытаемся понять их нравственные ценности, особенности быта.

Чувашская народная сказка отражает мировоззрение чувашского народа, его помыслы и желания на разных этапах его развития. Чувашская волшебная сказка наполнена разнообразными событиями, в ней несколько сюжетных линий, или, по выражению В. Я. Проппа, ходов. Герой, ушедший из родного дома по какой-либо причине, победив во всех испытаниях, не остается «жить-поживать да добра наживать», а отправляется навстречу новым трудностям. Так, например, в сказке «Лазарь Лазарич и Иван Иваныч» богатырь Иван узнает, что его жена не первая красавица в мире, отправляется посмотреть на ту, что еще краше. Во время путешествия он побеждает богатыря, змея, выполняет просьбу Головы, получает сердце волшебного царя, способное оживлять и лечить. Получается, таким образом, 6 сюжетных линий. Но, несмотря на то, что Иван Иванович оставляет жену не по нужде, а по собственному желанию и не торопится к ней возвратиться, он не противоречит убежденности чувашей в необходимости беречь семью и следовать законам народной морали. «Я один раз родился, один раз пью, один раз женился». Он узнает о беде, постигшей семью, от уже выросшего сына и спасает не только жену, но и тестя с тещей. Таким образом, чувашская сказка является отражением народных нравственных законов. Отличительной особенностью чувашских народных сказок является уважение к трудовым людям. Народ отвергал то, что не соответствовало его жизненным интересам: праздность, жадность, лживость, трусость, лень. Положительный герой большинства сказок (если это герой из народа) отличается не только трудолюбием, но и кротостью, незлобивостью, умением прощать. Иван-батыр в ответ на предательство своих спутников только мягко укоряет их, не страшится простой работы, хотя и обладает богатырской силой.

Необычный (слепой, горбатый, с очень длинной бородой, маленького роста или просто дряхлый) старик или старуха в чувашской сказке представляют собой образы предков, которые требуют к себе особого почтительного отношения и жертвоприношений, то есть еды.

Положительным сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: густолистое дерево, скрывающее беглецов от врага, река и озеро, направляющие погоню по ложному пути, птицы, извещающие об опасности, рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку, и передающие его другим помощникам человека - кошке и собаке; орел, поднимающий героя на недоступную человеку высоту; не говоря уже о преданном быстроходном коне и др. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе. Дерево, в представлении чувашского народа, — связующее звено между мирами, и именно житель этого дерева, «чистое» существо — птица может вынести героя в другой мир. Так и происходит с героем сказки «Туй-Тубала», которого в знак благодарности за спасение птенцов поднимает из подземного мира в мир людей волшебный орел. Гостеприимство чувашского народа отражается в эпизодах, когда герой идет к злодею с какой-либо просьбой. Услышав на вопрос «Кто идет?» ответ: «Гость», и змей, и ведьма считают своим долгом накормить пришельца и выполнить его просьбу.

Древние чуваши, как и многие языческие народы, верили в троемирие: наличие нижнего, среднего и верхнего миров. Вероятно, поэтому в чувашских сказках среди довольно обычных для волшебной сказки богатырей, змеев, царей и красавиц действуют еще и такие персонажи, как Сын Месяца, Сын Солнца.

В чувашских сказках мы видим воплощение народных идеалов красоты: на царской дочери «двенадцать сарафанов и через все двенадцать тело видно, через тело кости видны, а сквозь кости мозг просвечивает». Вероятно, в этом описании отражены чувашские представления о красоте: тело девушки должно быть белоснежным, но вспоминается и другое: про человека доброжелательного, открытого говорят: «Он изнутри светится». Причем в сказках как высшая похвала звучит: «Девушка была не только красивой, но и умной»

Чувашские сказки, как и народные сказки вообще, внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий.

В мордовских народных сказках мы видим взаимодействие человека и природы, что, должно быть, является отражением убежденности предков современной мордвы в том, что мир человека и природы составляет собой неразрывное единство. Природа становится не только фоном, на котором разворачиваются события сюжета, но и активным действующим лицом. В сказке «Дуболго Пичай» мы видим подтверждение этому. Братья героини удачно охотились и могли, продав добычу, привести гостинцы умной и кроткой красавице Дуболго Пичай. Но как только они сулили подарки своим злобным, завистливым женам, «им ничего не попадалось». Природа не делилась своим добром с людьми, обещавшими добычу недостойным. Гуси показывают дорогу к своему счастью «большому, сильному и красивому» Виртяну, бурная река «остановилась и стоит стеной», чтобы дать возможность Виртяну спасти свою Дуболго Пичай, а вернуться к жизни красавице помогает баня и березовый веник. В сказке «Сыре-Варда» посаженная перед домом ветла помогает родителям и сестре узнать о судьбе сыновей, покинувших дом в поисках «вольной земли» и достатка.

Природа в мордовских сказках конкретизированная, конкретны и детали описания и характеристики героев. Мы, благодаря географическим подробностям, легко представляем описанный в сказке лес за быстрой рекой, поляну, на которой сходятся три дороги. Читая мордовские сказки, можно узнать много о быте древней мордвы. В уже упомянутой сказке «Дуболго Пичай» описан обряд захоронения: «Принесли они (снохи) ее из бани домой, убрали, обрядили, положили на лавку в передний угол Вошли братья в избу. Смотрят - сестрица их Дуболго Пичай лежит на передней лавке под белым холстом. Открыли они лицо ее».

А в другой сказке, «Сыре-Варда», героиня, отправляясь проведать старших братьев, надевает праздничный костюм: «Видят старик со старухой - нечего делать, отпустили дочку. Нарядила её мать в белую рубашку, красным шёлком расшитую, надела на неё белый шушун, золотыми блёстками разукрашенный, вышитый шёлком да бисером, кумачовым кушаком подпоясала, в косы вплела ленту алую, на шею надела ожерелье из блестящих монеток, голову платочком покрыла малиновым».

Особенности быта отражены и в других эпизодах: мы узнаем, что представители мордовского народа, живущего на территории лесов, занимались охотой и, продав добычу, могли купить «браслеты и кольца». Сказки рассказывают нам о том, как и в чем раньше варили пиво, что включало в себя мордовское подворье, какими кушаньями потчевали гостей.

В мордовских сказках отражена народная мораль: счастья, достатка оказываются достойны лишь те из героев, кто умен, трудолюбив, добр. Дуболго Пичай, которая была первой красавицей в селе, была умной (« ум сестры был еще краше лица»), доброй и кроткой, «как голубь». Она – носительница лучших человеческих качеств, и именно поэтому обнищали братья после ее исчезновения, а Виртян, красивый, сильный и здоровый, разбогател, как только в его доме появилась Дуболго Пичай, которую он называет «Уцяской, что значит «счастье». Счастье дл мордовского народа – в духовности, доброте и кротости, с способности жить со всеми в мире и согласии. Может быть, у Виртяна и не ладилось хозяйство потому, что он был здоров, красив, силен, но бездуховен?

Для мордовских сказок характерно отражение уважительного отношения к старшим рода, к семейным ценностям: бессильна злая ведьма, пока на груди молодой девушки не высохли слезы матери, отправляющей ее в дальний путь, не рассказывает Дуболго Пичай о том, что погубили ее злые невестки: негоже выносить сор из избы, Виртян, увидев гроб, тут же решает отнести его матери, мудрой и все понимающей.

Народные русские сказки многообразны по своему характеру; национальная специфика проявляется в образе героя, в языке, бытовых подробностях, в характере пейзажа, в изображении социальных отношений и уклада русской, преимущественно небогатой крестьянской жизни.

Персонаж в волшебных сказках всегда носитель определенных моральных качеств. Герой самых популярных волшебных сказок - Иван-царевич. Он многим помогает, животным и птицам, которые ему за это благодарны и в свою очередь, помогают ему, братьям, которые часто стараются погубить его. Он представлен в сказках как народный герой, воплощение высших моральных качеств - смелости, честности, доброты. Он молод, красив, умен и силен. В сказке «Царевна-лягушка» Иван-царевич верен этическим нормам: он не ищет богатства, не перечит отцу и судьбе и женится на простой болотной лягушке, которая связана с силами природы и готова помочь мужу во всем. Но Иван-царевич отважился перечить судьбе и потому вынужден идти завоевывать свое счастье. Ему помогают животные, что является подтверждением мысли о том, что человек и окружающий мир – единое целое. Подтверждение тому можно найти и в сказке «Морозко», где повелитель холода помогает несчастной героине и наказывает своенравную дочку мачехи.

Значительное место в волшебных сказках занимают героини-женщины, который воплощают народный идеал красоты, ума, доброты, смелости. В образе Василисы Премудрой отражены замечательные особенности русской женщины – красавицы: величественная простота, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце. Ценится в русской сказке не только красота и ум, но и трудолюбие и кротость. Падчерица из сказки «Морозко» «скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету», не спорила, не перечила ни со злой мачехой, ни с Морозкой, потому и вернулась из лесу «в злате-серебре, так и сияет».

В русских сказках присутствует образ родной земли, воплощенный, прежде всего, в образе русской природы. Природа изображается именно русская: чистое поле, береза, калина. Кроме того, во многих сказках отразилось сознание народа о ее необъятных просторах России.

События в русской народной сказке обычно развивается по похожему сценарию: герой преодолевает испытания во имя родителей, суженой, пользуясь помощью птиц, зверей, сказочных персонажей и проявляя лучшие человеческие качества: доброта, щедрость, честность, ум – и выходит победителем, достигшим своей цели.

Чувашские, мордовские и русские сказки: черты сходства и различия

В русских, чувашских и мордовских сказках есть черты сходства:

1. Сказки являются воплощением народных моральных устоев: положительные черты характера помогают героям с честью выдержать испытания и прийти к счастливому итогу.

2. Сказка отражает народные представления о красоте.

3. Для большинства сказок характерно сюжетное сходство.

4. Сказка отражает представления предков о единстве человека и природы.

5. В финале сказке происходит обязательная победа добра над злом.

6. Сказка является отражением представлений народа о мире, традиций и верований.

Но вместе с тем среди русских, чувашских и мордовских сказок есть и различия:

1. Особенностями чувашских сказок можно считать наличие множества сюжетных линий, прославление трудолюбия и кротости, особое представление о женской красоте, наличие таких героев, как Сын Солнца, Сын Месяца.

2. Особенностями мордовских сказок можно считать утверждение семьи как высшей ценности, особенная конкретизация места происходящих событий, наличие бытовых подробностей.

3. Особенностями русских народных сказок является особенно явное единение героев с природой и животным миром, особое представление о женском идеале (героиня русских сказок не только кроткая и трудолюбивая, но и гордая и сильная).

Как любой жанр фольклора, сказка хранит черты индивидуального творчества, а вместе с тем является результатом коллективного творчества народа, пронесшего сказку сквозь века. Сказки каждого народа конкретно отражают действительность, на основании которой они бытовали. В сказках народов мира отражаются общие темы, сюжеты, образы, стилистические, композиционные приемы. Для них характерна общая демократическая направленность. В сказках нашли выражение народные чаяния, стремление к счастью, борьба за правду и справедливость, любовь к родине. Поэтому сказки народов мира имеют много общего. Вместе с тем каждый народ создает свой неповторимый и своеобразный сказочный эпос.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)