Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Сказочная страна ботаника

Вступительный комментарий преподавателя биологии Самарского муниципального университета Наяновой Куцевой Ирины Константиновны к сказке «Всемирный Совет Трав» ученицы 5 класса Пушной Елены

Развитие творческого стиля деятельности учащихся – одна из часто провозглашаемых задач современной школы.

По мнению В. А. Сухомлинского, подросток вообще перестанет учиться, если ему не давать возможность делать что-то творческое.

Как же создать условия для развития творческих, познавательных, рефлексивных способностей школьников? Как помочь детям поверить в свои силы, испытать радость от уроков? Такие вопросы должен ставить перед собой учитель, идущий в класс. Многие педагоги согласны с тем, что недостаточно включать ребенка в процесс обучения лишь интеллектуально, только лишь в переосмысление и запоминание изученного. Необходимо затрагивать и эмоции детей.

Применение на уроках ботаники и зоологии в 5-7 классах сказок, басен, стихотворений, пословиц, афоризмов позволяет затронуть эмоциональную сферу школьника, способствует формированию положительных качеств его личности. Убеждена, что приобщение ребёнка к духовному наследию нашей культуры должно происходить не только на уроках словесности.

Использование сказки для объяснения и закрепления сложных тем не только делает обучение увлекательным и доступным для понимания, но и создает комфортную обстановку в классе.

Великий русский педагог Ушинский К. Д. писал познавательные сказки для детей. Одну из них, «Он ждет своего часа», можно прочесть при изучении прорастания семян, настроив таким образом учащихся на восприятие сложной физиологической темы покоя семян.

Список литераторов, в чьих сказках можно отыскать биологический, в том числе и экологический смысл, огромен. Нельзя не упомянуть сказки В. Бианки, Н. Сладкова, Д. Мамина-Сибиряка, Б. Заходера, Н. Позднякова, Г. Остера, Н. Надеждиной и др.

Через сказку можно привить любовь ко всему, что окружает, учить думать о последствиях своих поступков и охранять хрупкий наш мир.

Мои ученики не только знакомятся со сказками, стихотворениями и отрывками из художественных произведений, но и сами получают, а затем и выполняют творческие задания. Процесс написания биологической сказки затрагивает не только ум школьника, но и его душу.

Разумеется, для того, чтобы научить школьника приёмам интеллектуальной переработки информации и её творческого развития, необходимо учителю самому разобраться, как это лучше сделать. Прекрасный наставник и советчик в этом – литературовед В. Я. Пропп. На мой взгляд, он знает о сказке всё, именно он одним из первых построил модель сказки, её схему.

Необходимо объяснять ребятам, что сказка, хоть и придумывается, но факты, положенные в её основу, должны быть достоверными. Рекомендовать использовать знакомые и привычные для детей сказочные атрибуты и приёмы, лексику сказки. Не возбраняется поместить сказочного героя, знакомого с детства, в новые обстоятельства. Дети могут представить себя главным действующим лицом сказки, перевоплощаясь в растение или животное.

Любую из этих сказок можно превратить в сценарий биологического праздника.

Разумеется, написание сказок не должно быть обязательным для каждого ученика, и, возможно, не все темы подходят для этого. Но, не настаивая на обязательном выполнении творческого задания, всё же необходимо побуждать в ребёнке любознательность, радость открытия, стремление к признанию, учитывая при этом индивидуальные желания и склонности. И, само собой разумеется, что психологической основой творческих заданий может быть только доверительный, дружеский и демократичный, а не авторитарный стиль общения учителя с учеником.

Не все сказки могут быть прочитаны вслух на уроке из-за нехватки времени, но в классе должна быть постоянная экспозиция творческих работ детей. Таким образом, каждый ученик видит, что его творчество интересно другим. Учитель не должен обойти своим вниманием ни одну из детских работ, чтобы у ребёнка не осталось ни чувства горечи, ни разочарования, что он не справился, не признан. Оценка учителя, сверстников весьма существенна, одобрительные отзывы дают стимул к дальнейшему самосовершенствованию, самореализации. Такой подход к ученику, в котором личность ребёнка в центре внимания, согласуется с принципами личностно-ориентированного обучения.

Сказка Пушной Елены «Всемирный Совет Трав» написана по теме «Жизненные формы растений».

Всемирный Совет Трав

Автор сказки и рисунков: Пушная Елена

- Бабушка, почему астры и петунии мы сажаем в цветнике каждый год, а пионы, ирисы и тюльпаны появляются из-под земли сами, как только пригреет весеннее солнышко? - спросила первоклассница Маша свою бабушку, помогая высаживать на клумбу цветочную рассаду.

- Это потому, что у них разные жизненные формы. Жизненная форма – это облик растения, который позволяет ему выжить в определённом климате, не погибнуть от зноя, засухи или холода. Посмотри на растения в нашем саду. Вот деревья и кустарники, их ветви, ствол и корни одревеснели, а вот петуния, пион, земляника считаются травами, потому что никогда не покрываются корой, - ответила бабушка, бывшая учительница биологии. - Я, пожалуй, расскажу тебе сказку. Скорее мой руки, усаживайся на нашу любимую скамеечку и слушай.

- Давно-давно, миллионы лет назад, все растения на суше обильно получали тепло и влагу и были похожи на деревья – высокие, многолетние, не привыкшие себя ограничивать. Вот посмотри на этот папоротник. Представь, что он выше крыши нашего домика!

Когда климат Земли стал засушливым, а во многих районах холодным, начали появляться кустарники и травы, которые могут выжить в более трудных условиях. Деревья защищала кора-шуба, в которой не холодно зимой и не жарко летом. Осенью они могли сбрасывать нежные листочки. А как же приспособились травы?

Собрались травы на Совет. Первой взяла слово Ярутка: «Я буду прорастать из семени, формировать растение, цвести и в тот же год опускать в землю семена, покрытые плотной кожурой. Они заснут на зиму, а весной из них появятся мои потомки. Ну и пусть, пусть моя жизнь не будет длинной! Но зато я выполню свою главную задачу – оставлю потомство. Кто за это предложение? Поднимите в знак согласия свои листочки!»

Чистотелу, Пастушьей Сумке, Маку-Самосейке и некоторым другим травам очень понравилось её предложение. Так они с тех пор и живут. И называют их за это Однолетниками.

- А я не хочу жить так мало! Не хочу делать всё второпях. Не боюсь я зимы с её морозами! Есть у меня один секретик. Мой корень толще, чем у вас, и я смогу накопить в нём запас органических веществ. А придёт зима, заморозит мой стебель и листья, я притворюсь, что погибла. На самом деле притаюсь и засну на время холодов. А весной пущу свои запасы на цветение и образование плодов. Вот и получится у меня прожить на Земле не год, а целых два! - сказал Лопух.

С тех пор и живут так Подорожник, Донник, Дикая Редька, Капуста и кое-кто ещё. И называют их за это Двулетниками.

- Вы все будто помешаны на короткой жизни! Почему бы не сделать так, как предлагаю я! Мы прорастём из семени, будем цвести и плодоносить, а на зиму будем расставаться с замерзающими листьями и стеблем без сожаления. Ведь под снегом у нас луковица, или корневища, или клубни. И так из года в год! И жить будем долго, и потомство оставлять несколько раз! - предложил хитрый Одуванчик.

Согласились с ним Мать-и-Мачеха, Ландыш, Земляника, Пырей, Мятлик, Осока, Ковыль, Тюльпан и многие другие. Мы их называем теперь Многолетниками.

Так по решению Всемирного Совета и живут теперь травы. И никто не может нарушить этот закон, ведь Председателем на нём была сама Природа.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)