Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Сколько весит здоровье ученика?

Знаю я чудесный дом,

Жильцов занятных много в нем.

Дом тот, друг мой, не простой:

Ходит в школу он с тобой.

Проживают в доме том

Карандаши и книжки,

Дружат и не тужат в нем

И тетради, и альбом,

Краски-шалунишки.

Ну, ответьте мне, девчонки!

Ну, ответьте мне, мальчишки!

Ведь дом этот вам знаком,

Что такое этот дом?

Ну, конечно же, это портфель!

До начала учебного года оставалось меньше двух недель. Я пошла с мамой, покупать ранец. Меня привлекали ранцы с красивыми и яркими картинками. Мама же на них не обращала внимание. Я спросила: «Мама, а какой ранец нравится тебе?» Она ответила: «Ранец нужно выбирать не по картинкам, а так, чтобы он не нанес вред твоему здоровью»

Меня заинтересовал вопрос: « Как может ранец влиять на мое здоровье?» Это и стала целью моей работы.

Для поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Изучить, как тяжелые ранцы влияют на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.

2. Доказать, что тяжелый ранец вредит здоровью.

3. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.

Я предположила, что если ранец выбран неправильно и его вес не соответствует принятым нормам, то это может навредить здоровью ученика. Так возникла проблемы исследования: Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка? Как правильно выбрать ранец?

Гипотеза: если ранец выбран неправильно и его вес не соответствует принятым нормам, то это может навредить здоровью ученика.

Чтобы проверить данную гипотезу я решила провести исследование:

• Как тяжелый ранец влияет на осанку ученика?

• Сколько должен весить ранец?

• Как правильно выбрать ранец?

Чтобы ответить на данный вопрос, мне пришлось использовать следующие методы исследования: 1. Опрос.

2. Наблюдение.

3. Изучение специальной литературы по теме.

4. Эксперимент.

Объект исследования: ученик, ранец и его содержимое

Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья

Работа может иметь практическое значение. Её можно использовать для рекомендации детям, родителям и учителям.

Основная часть

Выбираем ранец

Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов! Для детей очень важно равномерное распределение тяжести на спину и плечи. Поэтому для младших школьников совершенно не подходят портфели, сумки, которые носят через плечо. Детям до 15 лет лучше покупать ортопедические ранцы. А ношение тяжестей может вызвать раннюю остановку роста.

При выборе школьных ранцев, по мнению педагогов и врачей, определяющим является следующее:

• ранец должен иметь жесткую спинку;

• уплотненная ортопедическая спинка помогает равномерно распределять нагрузку и сформировать у ребенка правильную осанку;

• ремни ранца должны иметь регулирующую пряжку, позволяющую менять их длину в зависимости от одежды и по мере роста ребенка;

• простые и надежные замки из нейлона, они более прочные и гибкие, выдерживают температуру до 60˚ С

• внутри ранца для первоклассников должны быть отделения для книг, тетрадей, а также карманы для ручек, карандашей и ластиков;

• с целью обеспечения безопасности школьников на проезжей части дороги, желательно чтобы на ремнях ранца, а также по его бокам и в центре, имелись светящиеся значки

Не позволяйте носить ранец на одном плече, как это сейчас модно. Правильно одетый ранец – на оба плеча – позволяет равномерно распределять нагрузку на позвоночник, благодаря чему он не искривляется, спина ровная, не устает. Если носить ранец на одном плече нагрузка будет ложиться на одну сторону позвоночника. Это грозит формированием неправильной осанки, сколиозом. У ученика станет болеть не только спина, но и голова, он станет жаловаться на усталость, головокружение.

Угроза за спиной

Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Осанку школьника портят тяжелые ранцы, что приводит к искривлению позвоночника. Большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела. Вес ранца вместе с содержимым не должен превышать 10% от веса школьника. Традиционно считается, что ранец на плечах – это хорошо, выравнивается осанка. Но когда он тяжелый, ребенок идет согнувшись, вытягивает голову вперед. От этого страдает так называемая грудинно-ключично-сасцавидная мышца, что приводит к головным болям, нарушениям кровообращения в области уха – возможно ослабление слуха, частые отиты. Появляются проблемы с горлом – фарингиты, ангины, першение, страдают миндалины.

Обратите внимание: верх ранца не должен находиться выше линии плеч, а низ - ниже бедер. Обязательные детали - широкие и мягкие лямки, которые можно регулировать по длине.

Для каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса ранца с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями.

Вес ранца:

1-2 класс – 1,5 кг

3-4 класс – 2,5 кг

5-6 класс – 3 кг

7-8 класс – 3,5 кг

9-11 класс – до 4 кг

Исследовательская часть

Изучив различную литературу по теме, решила провести эксперимент в своем классе. В эксперименте участвовало 24 человека.

План эксперимента

1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно –двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.

2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.

3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.

4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.

5. Подвести итоги по позициям:

- самый правильный ранец ( до 0,5 кг)

- самый тяжелый ранец

-самый тяжелый ранец с принадлежностями

-самый легкий ранец с принадлежностями

6. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.

Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, я увидела, что проблема с опорно- двигательной системой у нас в классе стоит очень остро:

11 человек - с нарушением осанки;

1 человек - со скалиозом

3 человека- с нарушением зрения

Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?

Для этого мы взвесили ранцы и увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу. Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты приведены в таблице (Приложение I).

У 8 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,5 кг. Однако у 16 человек вес ранца превысил гигиеническую норму.

Ранцы тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно – двиг ательной и сердечно – сосудистой систем.

Далее, мы взвесили учебники и проанализировали нагрузку ученика по расписанию и сравнили её с нормативной. В результате, мы пришли к выводу, что все учебники соответствуют гигиеническим нормам. Сравнивая нормативную нагрузку веса учебников на ученика с фактической нагрузкой, мы увидели, что наибольшая нагрузка приходится на вторник ( вместо 1,5 кг на ученика приходится 2,1 кг ). Самым легким оказался ранец в среду и пятницу ( вместо 1,5 кг на ученика приходилось 900г. )

Обобщив результаты исследования, могу сказать, что мои предположения подтвердились. Действительно, тяжелые ранцы влияют на формирование неправильной осанки, развивают сколиоз, начинает болеть голова, появляется усталость, возникает головокружение.

Также я узнала о том, как правильно надо выбирать ранец, чтобы он не навредил моему здоровью.

Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами – легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки.

Рекомендации ученикам:

Не носите лишнего в ранцах.

Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.

А когда портфель выбран, обязательно научите ребенка правильно собирать его.

Собирался Мишка в класс.

Взял он меда про запас,

Взял учебники, тетрадки,

Две большие шоколадки,

Положил в портфель пенал,

Ручку, краски, книжку взял.

Положил карандаши

И точилку тоже,

Взял он куклу и волчок

Сунул осторожно.

Положил в портфель альбом,

Кисточку, машинки

И блестящий туесок, полненький малинки.

И, довольный очень, Мишка

Щелкнул весело замком

И березовым леском

В школу побежал вприпрыжку.

Рекомендации родителям:

Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы!

Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300г.

У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.

Ваши дети быстрее устают, таская, за своей спиной тяжеловесы.

Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)