Дом  ->  Здоровье  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Сколько весят знания?

Здоровье человека – одно из самых важных и главных достояний. Не зря говорят: «Здоровье дороже богатства!». Каждый год сотни тысяч учеников идут в школу: кто-то впервые, а кто - то и нет. Но все они спешат в школу с портфелем, рюкзаком или просто сумкой. Кто – то идет, сгибаясь под тяжестью, непосильной ноши «знаний», кто – то налегке, последних чаще всего меньше. Первые, героически преодолевая расстояние от дома до школы и обратно, тащат на себе непосильный груз. Чем же приходится расплачиваться за столь тяжелую ношу? Конечно же, здоровьем.

Целью данной работы является выявление соответствия массы портфеля учеников МОУ «Рембуевская средняя общеобразовательная школа» санитарным нормам и правилам, а также рекомендациям врачей. Отсюда следуют задачи:

1. Проанализировать законы, определяющие нормы веса школьного портфеля, учебников;

2. Анализируя литературу, выявить последствия подъема тяжестей на организм ребенка;

3. Провести исследование соответствия школьного портфеля учеников МОУ «Рембуевская средняя общеобразовательная школа» санитарным нормам и правилам;

4. Выявит возможные пути решения проблемы.

Гипотеза: школьный портфель очень перегружен, что не соответствует рекомендациям СанПиНа и врачей.

Предметом данного исследования является школьный портфель, а объектом - учащиеся МОУ «Рембуевская средняя общеобразовательная школа». В данной работе под школьным портфелем мы будем рассматривать все виды сумок, которыми пользуются ученики нашей школы.

При проведении исследования были использованы следующие методы: социологический опрос, опыт, наблюдение, беседа, сбор информации из книг, Интернета, других источников. В ходе работы были проанализированы санитарные нормы и правила о школьном портфеле и школьных учебниках, использовалась научная и популярная литература о строении тела и здоровье человека и факторах влияющих на него. Для выяснения современного состояния исследования данной проблемы мы активно работали в сети Интернет с электронными версиями газет. Практическая значимость: данные исследования могут быть полезны учащимся, родителям, классным руководителям. Структура работы: работа состоит из 3 глав, введения, заключения, списка использованной литературы, приложения. В первой главе проанализированы санитарные нормы и правила о школьном портфеле и учебниках, во второй рассмотрено влияние подъема тяжестей на организм человека. В третьей главе исследована масса школьного портфеля, учебников, а также соответствие полученных данных санитарным нормам и рекомендациям врачей.

Санитарные нормы и правила о весе школьного портфеля

Проблемы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения волнуют и государство и отдельных родителей, и общество в целом.

В 2003 году в России были установлены нормы — как должен выглядеть и сколько должен весить школьный учебник. Этих норм обязаны придерживаться издатели школьных учебников, учителя и родители. Согласно правилам вес каждого учебника не должен превышать для:1-4 классов – 300 г, 5-6 классов – 400 г, 7-9 классов – 500 г, 10-11 классов – 600г.

Увеличение веса учебника возможно, но не больше, чем на 10%. Также не рекомендуется выпускать учебники, рассчитанные на несколько лет обучения.

Общая же масса учебников из расчета на один учебный день, без школьных принадлежностей, без веса пустого портфеля или ранца, не должна превышать допустимых норм для перенесения учениками веса на расстояние до 3 километров: 1-2 классы – до 1,2 кг; 3-4 классы – до 2,2 кг;5-6 классы - до 2,2 кг;7-8 классы – до 3,2 кг; 9-11 (12) классы – от 3,2 кг до 3,7 кг.

В октябре 2010 года были внесены дополнения и изменения в СанПиН о массе пустого портфеля школьника: 1-4 классы -600-700 гр. , 5-11-до1000 гр.

Вроде бы все понятно, есть данные СанПиНа – это закон, значит, все должны им следовать, но, что же, получается в реальности: рюкзак за спиной, на одном плече (или в руках) мешок со «сменкой», на другом - сумка со спортивной формой. Понятно, что их поклажа не вписывается в утвержденные правила.

Что же говорят врачи о нормах поднятия тяжестей для школьников? По данным института возрастной физиологии РАО, школьный портфель должен весить 10% от массы тела. Врачи - ортопеды рекомендуют следующие ограничения в подъеме тяжестей для школьников: начальная школа – до 2 кг; 11-13 лет – до 3 кг; старше 13 лет – не более 5 кг

Мы рассмотрели юридические документы и рекомендации о нормах веса школьного портфеля и подъемах тяжести школьниками. Теперь обратимся к изучению литературы о том, как подъем тяжестей влияет на организм и здоровье человека.

Влияние подъема тяжестей на организм школьника

Ни для кого не секрет, что за время обучения в школе дети приобретают не только знания, но и болезни. Статистика свидетельствует, что хронические заболевания имеют 35% первоклассников, а среди выпускников этот показатель увеличивается в два раза. Каждый третий ребенок подвержен заболеваниям органов дыхания, еще 15% - недугам сердечно - сосудистой и нервной систем. Более 40% детей имеют болезни опорно-двигательного аппарата, а 80% школьников - нарушения осанки.

Среди основных причин развития различных патологий у школьников выделяют следующие: наследственность, чрезмерные учебные нагрузки, неправильное питание, несоблюдение режима дня, а также не соответствующие нормам условия обучения. К последним факторам можно отнести и чрезмерно перегруженный школьный портфель.

Как же влияет подъем тяжестей на организм ребенка?

Медики в один голос утверждают, что перенос тяжестей для ребенка не пройдет бесследно. Подсчитано, что для маленького ребенка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу 15-20 килограмм. Следствием этого и становится нарушения опорно-двигательной системы.

В течение жизни кости человека изменяются. У детей они более мягкие и подвижные, чем у взрослых. Поэтому у детей чаще, чем у взрослых происходит искривление позвоночника. Осанка – это привычное положение тела в покое и при движении; она формируется с самого раннего периода жизни в процессе роста, развития и воспитания.

На формирование правильной осанки влияет множество факторов, среди них и тяжёлые ранцы, а особенно – портфели. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь. Широко распространенным нарушением осанки является сколиоз.

Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, а также нарушения опорно-двигательного аппарата, создают условия для развития заболеваний многих внутренних органов и систем. Так, например, у детей и подростков с сутулой осанкой снижена емкость легких, возникают проблемы в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При неправильной осанке нарушается нормальная деятельность органов брюшной полости (пищеварение, выделение, репродукция). Кроме этого ребенок физически утомляется.

Традиционно считается, что ранец на плечах – это хорошо, выравнивается осанка. Но когда он тяжелый, ребенок идет, согнувшись, вытягивает голову вперёд. От этого страдает грудинно-ключично-сосцевидная мышца, что приводит к головным болям, нарушениям кровообращения в области уха – возможны ослабление слуха. Неправильно подобранные ремни рюкзака могут передавливать нервные окончания на плечах и руках, и вызывать их онемение.

То есть, ношение тяжелого портфеля отрицательно влияет на организм школьника.

Глава 3. Исследование школьного портфеля учеников МОУ «Рембуевская средняя общеобразовательная школа».

Изучив теоретический материал по теме исследования, мы перешли к практической части.

Для получения достоверных выводов мы разделили учеников нашей школы на три группы: начальная школа (1-4 классы), среднее звено (5-9 классы), старшие классы (10-11). При проведении исследования, во-первых, мы взвесили: портфели учеников нашей школы (пустые и с учебниками), комплекты школьных учебников на один учебный день в разных классах (согласно расписания), отдельные учебники по предметам. Во - вторых, обратились к медицинским работникам ГОУ «Рембуевский детский дом» и фельдшеру поселкового ФАПа за информацией о массе тела учеников нашей школы и распространенности сердечно - сосудистых заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Полученные данные мы сравнили с данными СанПиНа и рекомендациями врачей. У нас получились следующие результаты:

• Масса самого легкого пустого школьного портфеля учеников нашей школы составляет 160 граммов, самый же тяжелый весит 1 кг. 200 гр. У 19% учеников нашей школы вес пустого портфеля не соответствует нормам СанПиНа, причем среди учащихся начальной школы этот показатель достигает 37,5%.

• Вес комплекта учебников на один школьный день (согласно расписания) соответствует норме или даже ниже её.

• Самый тяжелый портфель с учебниками и другими школьными принадлежностями мы обнаружили среди учащихся второй группы (5-9 классы), он имеет массу 7,1 кг. , самый же легкий весит 2,1 кг. Самый тяжелый портфель учащихся 10-11 классов весит 4,9 кг. , что всего лишь на 200 гр. больше массы самого тяжелого портфеля у учащихся 1-4 классов (4,7 кг. ).

• Сравнив массу школьных портфелей с рекомендациями врачей, мы выяснили, что у 34% учащихся нашей школы вес портфеля не соответствует массе тела (вес портфеля – 10% от массы тела). Среди учеников 1-4 классов этот показатель составляет 60%, а среди 5-9 классов - 27%, и только у учащихся 10-11 классов вес портфеля соответствует рекомендациям врачей.

Пытаясь выяснить, чем же перегружен портфель школьника, а также выявить отношение учащихся и их родителей к теме исследования, мы провели социологический опрос. Респондентам было предложено ответить на девять вопросов. Проанализировав данные анкет, мы пришли к следующим выводам:

• 80% опрошенных считают наиболее удобной и приемлемой для себя (своего ребенка) формой школьного портфеля - ранец или рюкзак. При этом 90 % учащихся 1-4 классов ходят в школу с рюкзаком (ранцем), среди учащихся 5-11 классов таких 57,5 %.

• Общими критериями, влияющими на выбор портфеля, респонденты обеих групп (родители учащихся 1-4 классов, ученики 5-11 классов) являются: удобство и цена. Если же рассматривать результаты опроса по группам, то получится следующее: родители, выбирая портфель, ориентируются на качество, а дети - на цвет и форму.

• 54% опрошенных предпочитают покупать портфель в магазине, 34% все равно, где делать покупку. При этом 40% респондентам не важно, в какой стране произведена школьная сумка. Среди причин смены портфеля выделяют изношенность, увеличение количества учебников и просто «надоел старый».

• 19% от общего числа респондентов, считают, что школьный портфель - очень тяжелый, 70% считают, что только иногда. 100 % родителей учащихся начальной школы отметили, что «груз знаний» чаще всего очень тяжел, при этом почти все взрослые респонденты стараются контролировать вес школьного ранца своих детей.

• Что же увеличивает массу школьного портфеля? Все опрошенные единогласно отметили, что вес школьного портфеля увеличивают дидактические материалы (рабочие тетради на печатной основе, пособия, хрестоматии), дополнительная литература (художественная литература, энциклопедии, словари. ) Родители учеников 1-4 классов считают, что увеличение веса происходит и за счет предметов, не имеющих к школе никакого отношения (игрушки, диски, теннисные ракетки и т. п. ), учащиеся 5-11 классов отметили, что тяжелым грузом на их плечи ложатся школьные принадлежности (тетради, ручки, карандаши и т. п. )

• 48% от общего числа опрошенных хотели бы, что бы школьный портфель стал легче, при этом среди родителей этот процент составляет 70.

Обратившись к медицинским работникам ГОУ «Рембуевский детский дом» и поселкового ФАПа, мы узнали, что 27 % учащихся нашей школы имеют нарушения осанки, 8% сколиоз, 25 % имеют нарушения в работе сердечно сосудистой системы.

Безусловно, что приобретение этих заболеваний связано не только с тяжелым школьным портфелем, но он также является фактором ухудшающим положение.

В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам. Проблема веса портфеля действительно существует в школе (у 34% учащихся масса портфеля не соответствует норме), наиболее остро она стоит в начальной школе (у 60% учеников 1-4 классов масса портфеля не соответствует массе тела), но по мере роста учеников они как бы «вырастают» из этой проблемы: растет масса тела и вес «знаний» уже не так давит на плечи учеников.

Государство через законы ограничивает и регулирует вес школьных учебников, комплекта школьных учебников на один день, определен максимальный вес пустого школьного портфеля в зависимости от возраста. Мы, к сожалению, так и не смогли найти санитарных норм и правил, установленных государством, по общему весу школьного портфеля со всеми необходимыми принадлежностями. Существующие нормы определяют массу комплекта учебников на один день и массу пустого портфеля, при этом не учитывается, сколько могут весить другие школьные принадлежности (тетради, пенал с ручками, альбомы для рисования, дополнительная литература, спортивная форма и т. п. ). Поэтому зачастую получается следующая ситуация: вес комплекта учебников на один день соответствует СанПиНу, вес рюкзака вроде бы тоже, а в итоге, масса портфеля превышает все допустимые нормы. Конечно, причиной этого является не только «тяжесть» школьных принадлежностей, бывает и нерадивость ученика (чтобы ничего не забыть носят все учебники, тетради и т. п. ), хотя это скорее исключения. Безусловно, необходимо внимание родителей к «сборам» школьного портфеля.

Проблемы слишком тяжелого школьного портфеля существует не только в нашем государстве. Многие страны предложили свои варианты её решения. Так в США у школьников существует возможность не носить учебники домой, а пользоваться индивидуальным шкафчиком, где оставляют учебники. Во Франции вместо громоздких и тяжеловесных учебников используют ксерокопии отдельных уроков или даже заданий, которые ученик вкладывает в свою папку. В ряде европейских государств, а также в некоторых школах России существует еще один вариант решения проблемы: использование ноутбуков (нетбуков) и ридеров (хотя здесь также возникнут ограничения в связи использованием электронных экранов), а ученик приходит на урок только с электронной картой памяти, которая заменят и тяжелые учебники, и тетради, и дневник и дополнительную литературу. Но для нас это, по большей части, пока только мечты, что, же можно сделать (уже делается) сегодня в нашей школе:

1) Привлечь внимание родителей, воспитателей ГОУ «Рембуевский детский дом» к проблеме содержания школьного портфеля (помочь убрать лишнее);

2) Ознакомить родителей с изменениями о массе и внешнем виде пустого школьного портфеля;

3) Организовать места для хранения некоторых школьных принадлежностей для уроков рисования, технологии, черчения, физической культуры;

4) Организовать места для хранения сменной обуви;

5) Составление расписания с учетом не только интеллектуальной тяжести предмета, но и массы учебников;

6) Изыскать возможность для закупки второго комплекта учебников (особенно для начальной школы), дополнительных книг.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)