Культура  ->  Танец  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Искусство танца

Если ты хочешь наслаждаться искусством, ты должен быть художественно образованным человеком.

Карл Маркс.

Актуальность. Познавать, ценить искусство - одна из величайших радостей человека, облагораживающая его духовный мир и пробуждающая людей к созидательному, творческому труду. Стремление к Прекрасному живёт в каждом человеке. А вот умение видеть, слышать и вникать в смысл и красоту произведений искусства следует учиться. Сочетание музыки с танцем, поэзии и живописи - действует на человека с огромной силой.

Выбирая тему нашего исследования об искусстве танца, нам бы хотелось поднять проблему современного человека- неумение сопоставить ритмические движения с музыкой. Эту проблему считаем актуальной, так как, просматривая художественные и документальные фильмы, где показывают светские балы, нам всегда хочется, чтобы и у нас были такие же. Дамы в красивых бальных платьях, а кавалеры в костюмах. Из средств массовой информации узнаем, что во многих городах России стали возобновлять балы. Так же узнали о существовании бала офицеров, президентского бала, бала выпускников. По телевидению идёт проект «Танцы со звёздами», где показывают успехи в обучении танцам звёзд нашей эстрады.

В наше высокотехнологическое время знание элементарных движений классического танца просто необходимо современному человеку. Для того, чтобы научиться этому, в школе необходимо ввести такой предмет, как «искусство танца», где с 1 класса будут изучать историю развития танца, музыкальные движения, постановку танца, тогда подрастая, дети будут более воспитанными, получат навыки и будут в танце переходить от простейших движений «два прихлопа – два притопа» переходить к наиболее сложным. Цель исследования: выявить значение танца для общего и эстетического развития человека.

Перед нами возникли задачи:

- Выяснить что же такое танец?

- Каковы особенности этого искусства?

- В чём сила его очарования?

- Какое воздействие танец имеет на человека?

Данную исследовательскую работу мы начали с изучения специализированной литературы об истории танца, о влиянии музыки и движений на человека. Далее изучили связь литературы и танца. Исследовали изменение исторических событий и влияние их на сюжет танца.

Теоретические аспекты исследуемой проблемы

История возникновения танца

Танец - вид искусства, материалом которого являются поза, жест, мимика, движения человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие единую художественную силу. Танец тесно связан с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-художественный образ.

Лексика танца - танцевальное "па" в основе которых лежат позы, жесты, мимика движения человеческого тела, с помощью которых создается образ, передаются мысли, чувства переживания героев, образно передается окружающая реальная действительность.

Чудесный сплав искусств - гармоническое сочетание музыки с танцем, поэзией и живописью - действует на человеческие чувства с огромной силой. У колыбели искусства хореографии стоит античные музы Терпсихора, Евтерпа, Талия и Эрато, Музы танца, музыки, поэзии и живописи, и покровитель всех искусств – Аполлон.

«Хореография»- это запись жестов, танцев. «Хорео»- пляшу, «графия» - пишу. Возможно, в далёкой античности под термином «хореография» подразумевалось написание, каких- либо поэтических и художественных явлений жизни.

Формирование танца происходило в течение многих веков. Он вбирал в себя достижения различных танцевальных культур. Он перерабатывал движения различных, начиная с глубокой древности, народных плясок, движения трудовые и бытовые. На формирование системы классического танца большое влияние оказало античное искусство, красота и пластическая гармония образов античной хореографии, запечатлённых в скульптуре и древней живописи Греции и Рима. Система оформилась в XVI веке в Италии, дальнейшее развитие и совершенствование происходили в XVII веке во Франции.

Истоки русского танца идут из народной танцевальной культуры, плясок, хороводов, переплясов. Богатство народной хореографии раскрывалось также в искусстве скоморохов. Они бродили по стране и развлекали народ своими песнями, плясками, шуточными сценками. Рождению и самоопределению подлинно русского танца предшествовали и многие другие явления.

В XVII веке широко входят в русский быт торжественный полонез, грациозный менуэт, весёлый контрданс и гросфатер, и многие другие бальные танцы. Они исполняются на всех праздниках, на дворцовых ассамблеях и семейных торжествах. Танцуют все- гости и хозяева, молодёжь и взрослые, пожилые люди.

Термин «классический танец» появился в России в 50- 60-е годы XIX века. Классический танец современного типа видоизменился, совершил в своём развитии огромную эволюцию. По сравнению с его прежними формами он неизмеримо богаче и выразительнее. Наряду с различными национальными танцевальными элементами в него вплетаются теперь элементы пластики , акробатики, спорта, преображая его лексику, его язык и усложняя его технические приёмы.

История возникновения первой «Танцевальной школы» началась в 1738 году. Придворный учитель танцев, балетмейстер, француз по национальности, Ж. Б. Ланде писал императрице Анне Иоанновне: «Прошу вверить моим заботам двенадцать русских детей, шесть мужского и шесть женского пола для составления балетов и театральных танцев комического и серьёзного характера. Эти ученики через три года ни в чём не будут хуже лучших иноземных танцевальщиков». В мае того же года был подписан указ об открытии «Танцевальной школы»; в 1780 году она переименовывается в «Театральное училище», сохранив это название вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.

Многие первые преподаватели- иностранцы, талантливые и добросовестные, посветили себя развитию незаурядных способностей русских девушек и юношей.

В школах создаются традиции хореографического образования, разрабатывается методика преподавания специальных дисциплин. Школы растят артистические и педагогические кадры. Они обобщают опыт сценической театральной практики.

В начале XIX века знаменитые педагоги- хореографы К. Дидло, И. И. Вальберх заложили фундамент русского профессионального хореографического образования. Появились яркие самобытные, талантливые артисты не только кордебалета, но и первоклассные мастера европейского масштаба. Благодаря им русская школа танца уже в 20-е годы XIX века успешно решила проблему освобождения от засилья иностранных гастролеров; при этом русские танцовщики, сохраняли лучшие традиции классического танца, наполняли его содержательностью и национальным своеобразием. Воспитанники школы не только успешно танцевали, но и доказали своё умение создавать многогранные образы в новаторских танцах.

Октябрьская революция резко изменила всю направленность образования. Вся перестройка происходила в тяжёлых условиях гражданской войны. «Школы не отапливались, в классах чернила превращались в лёд, на уроках сидели в шубах и валенках Классическим танцем занимались в тёплых шерстяных платьях, поверх которых были надеты платки и кофты. Однако всё это не могло заморозить нашей любви к своей работе. Школа наша жизнь в ней была пропитана творческой атмосферой» (Из воспоминаний преподавателя танцев Т. Вечесловой. ).

Но, не смотря на трудности и нелёгкую пору «старые» и «новые» педагоги помогли сохранить огромные практические запасы знаний, передав их молодёжи.

Надо отметить, что дореволюционная школа долго не знала зафиксированных на бумаге полных учебных программ. Лишь в 1895 г. В. Степанов составил «Программу занятий танцами с примерным распределением на 7 отделов, но на практике каждый педагог придерживался «своей системы». В 1928 г. была издана первая брошюра «Учебный план», в которой кратко очерчивались задачи каждого года восьмилетнего обучения танцу; в сборнике 1936 г. было уже опубликовано 8 программ. Несколько позже появилось первое в мире методическое пособие по характерному танцу. Были созданы методики бального и историко-бытового танца. В послевоенный период изданы новые учебные пособия, в которых методика обучения танцу углублена и расширена.

Изменение исторических событий и их воздействие на сюжет танца

Когда разговор заходит о танцах, обязательно вспоминают о молодёжи. Это, конечно, правильно, танец- искусство молодости. Но только ли молодости? История отечественной школы бального танца напоминает, что его исполняли люди всех возрастов. Более того, было принято приводить своих детей на танцы, как бы вводить их в общество, представлять собравшимся.

Есть исторические примеры, которые указывают на то, что и знаменитости тоже владели техникой танца. Восьмидесятилетний Лев Николаевич Толстой прекрасно танцевал бальные танцы, принятые в те годы. В 1951 году в Будапеште, на приёме в советском посольстве замечательно вальсировал наш прославленный маршал Климент Ефремович Ворошилов. И хотя тогда лет ему было немало, он поражал молодым задором.

С истоков рождения танца, как творческого искусства, он видоизменялся. В зависимости от исторических событий и модных направлений.

В XVII веке, когда ещё только в России происходило становление танцевальной культуры, бытовые танцы и народные пляски, художественно оформлялись и переносились на сцену. Стало модным, и широко использовались эти танцы на балах, праздниках, где танцевали все- гости и хозяева.

К середине XVIII века танцевально-сценические выступления на балах и маскарадах увеличиваются. Возникла потребность в открытии «танцевальных школ», где танец видоизменялся, так как в школах преподавали иностранные специалисты. В танцах присутствуют элементы пышного торжественного стиля.

Искусство танца

Воздействие музыки и танца на человека

«Говорящим», «красноречивым» танец становится лишь тогда, когда танцующий, вслушиваясь в музыку, ясно осознав драматическую задачу всей танцевальной композиции, как бы сливается с изображаемым образом, и тогда он делает не механические движения, а танцует с определённым настроением, в определённом душевном состоянии, выражая всеми движениями рук, корпуса, ног, прыжками и кружениями. Вот тогда- то танец весь в целом и начинает производить впечатление рассказа, разговора, раздумья, мечтаний или воспоминаний и действий, выраженных в пластической форме.

Танец- главное художественное выражение своих эмоций, В танце раскрываются характер человека, их мысли , чувства, настроения и действия, отражаются живые человеческие образы, принадлежность к той или иной национальности, культуре.

Роль лечебных танцев в Древней Греции - тема, еще не нашедшая своего исследователя. Достаточно показателен тот фат, что боевые военные Пеаны - самые распространенные и часто исполняемые песенно-танцевальные произведения Древней Греции - первоначально являлись магическими врачующими танцами.

Упорядоченные телодвижения помогают окрепнуть человеческой душе, в единении укрепляется человеческий дух. На основании вышесказанного становится очевидным, что ритмическое искусство вообще, и танец в частности, берет на себя заботу о душевном благополучии человеческого рода. С помощью танца избавлялись от, казалось бы, неизлечимых недугов. Современные психоаналитики относятся ко всем этим "шаманствам" с большой серьезностью и даже иногда практикуют сей танцевальный метод, обозвав его "терапией измененного сознания".

Обратимся к самому массовому жанру хореографической культуры - бытовым танцам.

Если следить за этим жанром на протяжении последних нескольких веков, то явно прослеживается изменение влияния танцев этого вида на человека, в связи с вмешательством технического прогресса. Если до 60-х годов нашего столетия музыка не могла нанести вред здоровью человека, то затем ситуация изменилась. Появление мощных усиливающих электронных средств позволила говорить о появлении "музыкального наркотика". Индустрия развлечения, танцевальная индустрия стали мощным оружием психологического воздействия. Танцевальная революция 60-х годов изменила репертуар танцплощадки. В группе бытовых танцев происходят как положительные, так и вызывающие опасения процессы, которые требуют пристального внимания, о чем, я надеюсь, будут написаны серьезные исследования.

По-прежнему, танец остается самым любимым удовольствием миллионов людей. Можно сказать, что нет человека, который бы не любил танец, не хотел бы уметь танцевать. Трудно спорить с тем, что танец способен улучшить настроение, снять хандру?

Танцы - лучшее лекарство от депрессии и застенчивости, а также от многих других комплексов. С достойной века быстротой меняется названия, стили, характер популярных бытовых танцев для молодежи: Твист, Сиртаки, Казачок, Буги-вуги, Рок-н-ролл, Диско, Бит, Автостоп, Бамп, Брейкданс, Хасл, Хип-хоп, Ламбада, Макарена, Рэп, Рэйв и так далее. Нет у нас задачи говорить о каждом танце в отдельности, анализировать репертуар, сравнивать страны, отмечать временные организационные ошибки. Бытовые танцы живут своей особой жизнью.

В ХХ в. самым распространенным заболеванием стала гиподинамия - недостаточность движения. Очень уж обездвиженной стала наша жизнь. Ребенок десять-одиннадцать лет сидит за школьной партой, затем еще пять-шесть лет учится в ВУЗе. Дальнейшая жизнь и работа тоже не требуют движения. От движенческих нагрузок освобождают человека различные механизмы и машины.

Однако человеческий организм рассчитан на движение. Медики говорят, что эластичность и крепость стенок кровеносных сосудов формируется только при физических нагрузках. Если таковых нет, то нечего удивляться ранним инфарктам и другим заболеваниям кровеносной системы. Танец, безусловно, способен спасти, и спасает многих от этой чумы ХХ и, вероятно, ХХI века. Медики не оспаривают благотворное влияние занятий классическим танцем на организм человека. Стараются по своему объяснить этот феномен. Если классический танец - возврат к истинной природе, экологии человека, то такой результат лечебного воздействия объясним. При всем несомненном благотворном влиянии танца на здоровье, механизм оздоравливающего воздействия достаточно не исследован, не проверены методики. В своей книге С- Петербургский дансолог М. Еремина писала: "На сегодняшний момент в нашей стране не существует подобных образовательных программ, поэтому мы обращаемся к европейскому опыту". Хочется поспорить и в то же время подтвердить правоту этого высказывания. Не существует финансируемых из каких-либо источников оздоровительных и образовательных танцевальных программ. Хореографы много лет работают в специализированных школах-интернатах для глухих и таких же заведениях для слепых и слабовидящих. Оздоравливающий результат танца вновь и вновь получает практическое подтверждение.

Практическое применение этой методики на двух группах детей с признаками сколиоза не травматического характера, принесло надежное исправление и стабилизацию позвоночника в100% случаев.

И в то же время, все вышеперечисленное должно выйти на новый более высокий уровень. Например, та же методика коррекции позвоночника прошла разовое - без первоначального и конечного - врачебное обследование детей. Не была продолжена работа по проверке влияния данной методики на коррекцию сколиоза травматического характера.

Исследования и рекомендации зарубежных ученых требуют проверки и корректировки. Сегодня изменилась жизнь в России, изменилось питание, психологическая нагрузка и т. д. и т. д. Изменилась экология, даже климат и состояние планеты сегодня иная. Очень изменилось в худшую сторону, по сравнению с периодом десятилетней давности, здоровье детей и взрослых.

На Западе большое развитие получил метод танцевальной терапии или обучающего танца. В числе первых называют проект Рудольфа фон Либана "Ausdrucktanz". В тридцатые годы этот метод был назван нацистами дегенеративным, а сам Либан был вынужден эмигрировать в Америку, где он продолжал развивать обучающий танец. "Первой леди" танцевальной терапии считалась Мариэм Чейз, создавшая первый лечебный и учебный центр в Вашингтоне в госпитале святой Елизаветы. Танцевальные терапевты основываются на теоретических работах психоаналитиков, таких как Вильгельм Райх, Карл Густав Юнг, Карл Стек Сальван и др. В последние годы в западной танцевальной терапии все большую важность приобретает работа со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения. Хочется особо обратить внимание на возможности классического тренажа, который традиционно являлся основой русской хореографической школы. В процессе танцевального обучения детей именно он является самым популярным. Когда родители хотят видеть своих детей стройными, пропорциональными, подвижными, координированными, здоровыми, они стараются отдать их в школы, студии, кружки классического танца. Сегодня на эти возможности все более и более обращают внимание и пытаются использовать западные хореографы и медики.

Танцы народов мира

Врождённая способность к танцу, пластике, музыкальность и выразительность движений - неотъемлемые свойства русского человека - формировали издавна исполнительскую манеру профессиональных танцовщиков. От русской народной пляски рождается широта, величавость и певучесть.

Истоки русского танца - в народной танцевальной культуре, в народных плясках: в поэзии плавных хороводов, разнообразных парных танцев, весёлых, затейливых переплясов.

Богатство народной хореографии раскрывалось также в искусстве скоморохов, в этом озорном, дерзком искусстве первых народных актёров. Ватагами бродили по стране эти лицедеи, потешники, увеселяя народ своими представлениями. Они пели, плясали, разыгрывали различные шуточные, а подчас и остросатирические сценки.

Для человека во все времена танец был очень важным средством развлечения и самовыражения. В древности люди танцевали даже тогда, когда совершали какие-то магические обряды. У всех танцев есть свои собственные правила, свой собственный язык.

Индийские танцы обычно были тесно связаны с религиозными сюжетами. Индийские танцы очень органичны. Во время исполнения танца положение и поворот головы, рук, ног и даже пальцев танцовщицы имеют очень важное значение.

Традиционные китайские танцы всегда отличались сдержанностью и красотой движений. Танцующая девушка двигалась медленно и плавно. Часто атрибутам танца был яркий китайский зонтик, фонарик и лента.

В западных странах, например, в Голландии, были популярны групповые танцы. Они могли и парными, как со сменой партнёров, так и без неё.

В немецких деревнях и небольших городах были очень популярны групповые танцы, довольно ритмичные и быстрые. Во время исполнения каждого танца танцующие по несколько раз меняли партнёров. Один из немецких танцев - лендлер –был предшественником вальса.

В Польше чаще всего танцевали парные танцы. В зависимости от события они могли быть быстрыми или медленными. Пары юношей и девушек в национальных польских костюмах синхронно двигались по кругу. Народный танец- краковяк – впоследствии стал бальным.

В маленьком государстве Свазиленд, который находится в Южной Африке, ритуальные танцы исполняются на любых праздниках. Самый главный – Новый Год - отмечают, как праздник нового урожая. Возглавляет танцевальное шествие сам король.

Фольклорный танец на Руси передавался из поколения в поколение. Девушки вели себя во время танца чинно и степенно, выплясывали только юноши. Парные танцы исполнялись подолгу. Древнейшей разновидностью танца был хоровод. Он обычно дополнялся переплясом и песней.

Танец северных народов тесно связан их обрядами. Изначально ритуальные танцы исполняли шаманы. Иногда шамана или шаманку в танце сопровождали несколько юношей и девушек. Для каждого события в жизни народа – свой танец со своими традиционными названиями.

В Венгрии групповые танцы танцуются с большим количеством исполнителей. Число участников обязательно быть чётным. Движения плавные и мягкие, но в тоже время чёткие и ритмичные. Один из народных венгерских танцев – чардаш.

Восточные танцы часто исполняются с какими-нибудь предметами: сабля, канделябр, бубен, поднос с чашечками и кувшином. Танцы плавные или ритмичные. Некоторые с элементами акробатики.

Тайские женщины считаются одними из самых красивых в мире. И их танцы тоже великолепны. Грациозные танцовщицы в ослепительных нарядах притягивают взгляд и завораживают своим движением.

Португальские танцы менее эмоциональные, нежели испанские, но не менее зрелищные. На народных праздниках распространены групповые танцы под ритмичную музыку с чёткой отбивкой такта.

Испанский танец очень зажигательный и страстный. Танцовщики ритмично двигаются под быструю динамичную музыку. Самым известным танцем является фламенко.

Бывают ещё и другие формы танца. Их называют зрелищными. Например, балет. В Италии балет танцуют с XV века. Профессиональный балет появился в 1661 году во Франции, когда король Людовик XIV основал Академию танца. С XIX века танец в балете исполняется на пуантах (на кончиках пальцев).

И раньше, и в наши дни люди танцуют потому, что им это нравится. Меняется музыка, меняются стили и правила, но танец по-прежнему притягивает людей.

Танцор века

Выдающемуся балетмейстеру, создателю и бессменному руководителю Государственного академического ансамбля народного танца Игорю Моисееву - сто лет. Теперь у Моисеева целый музей наград и премий (только орденов, русских и зарубежных, более тридцати). Его имя трижды вошло в Книгу рекордов Гиннеса: за самую долголетнюю творческую деятельность в области хореографии (с 18 лет в балете Большого театра, с 24-х – балетмейстер, сочинитель танцев), за рекордное количество поставленных хореографических произведений (более 300 танцевальных номеров) и за выдающийся вклад в развитие мировой народно-сценической хореографии. Последняя формулировка звучит туманно, но имеет в виду конкретную заслугу хореографа: Игорь Александрович придумал и развил собственный танцевальный жанр – сценический народный танец. У этого изобретения не было ни аналогов, ни предшественников, ни традиций. Просто до Моисеева никому в голову не приходило показывать зрителю, воспитанному на балете, лихие гопаки, разудалые бульбы и озорные вензеля. А Моисеев, много путешествовавший по стране и с детства боготворивший народный танец (еще в 8 лет увидел, как танцует народ на Сорочинской ярмарке, и запомнил навсегда), взял да перенес самородные национальные пляски с улицы прямо на сцену. Причем не просто скопировал, а дополнил элементами классики и характерного танца, создав собственную систему танца

Сегодня можно говорить о выставочности «Моисеевского» жанра. Известнейшие номера – танцы «Лето», «Партизаны», «Старинная городская кадриль», флотская сюита «День на корабле», греческий танец «Сиртаки» – это уже не просто визитные карточки ансамбля, а часть истории и культуры разных стран. Они как музейные экспонаты хранятся мастером в первозданном виде. Моисеев намеренно ничего не переделывает. Он убежден, что танцевальный номер – это творение времени и обстоятельств, он интересен как осколок памяти, которую не изменить. Оберегая старое, Моисеев не перестает творить. У него, несмотря на возраст, еще море грандиозных планов. Например, создать собственный театр танца. Все-таки слово «ансамбль» уже несолидно для такого прославленного коллектива. А главная мечта Моисеева – чтобы изобретенный им жанр развивался и не превратился в классику – осуществляется уже много лет: многочисленные коллективы, созданные при участии Моисеева, танцуют по всему миру: и в Венгрии, и в Болгарии, и в Польше, и в Чехии, и в Словакии, и во Франции, и в странах СНГ. Тысячи последователей, учеников, новых течений. А сравнить балетмейстера Игоря Моисеева пока не с кем. Он так и остается единственной звездой в жанре, который придумал сам.

Введение спец. предмета по преподаванию танца в общеобразовательных школах

Да, бальный танец- это, конечно, развлечение но почему бы не задуматься над тем, что в данном случае понятия «развлечение» и «просвещение» должны находиться в тесном единстве? Нужно признать, что бальному танцу мы по- настоящему не обучаемся. А почему бы ни обучать танцам в школе? Когда-то танцы как предмет преподавались в гражданских и в военных учебных заведениях хорошо подготовленными профессионалами, и результаты этого были очень хорошие.

Школьный бал! Как это волнующе звучит! Но многие представления о таких счастливых минутах имеют лишь по кинофильмам или театральными спектаклями. Правда, в некоторых школах есть факультативные занятия по бальным танцам. Но это очень редкое явление. К тому же часто дело ведут неспециалисты, и молодёжь неохотно идёт на занятия. Факультативные занятия проводятся без какой-либо единой системы, в зависимости от вкуса учителя. И вот, когда собираются вместе юноши и девушки, которых кто-то чему-то по-своему научил, получается бестолковщина. Можно ли винить в этом молодёжь? Конечно, нет.

Поэтому необходимо в школах обучать бальным танцам. Для этого надо находить время и специалистов. Это одновременно прививало бы хорошие манеры, учило вежливости, умению достойно вести себя в обществе, способствовало нравственному воспитанию. Танец вырабатывает лёгкость и свободу походки, хорошую осанку, грацию и изящество.

Обучение танцу должно проходить с 1-го класса, то есть педагог должен «ставить» малышей, безукоризненно правильно заложить основные правила танца. В средних классах укрепляются и развиваются мышцы ног и корпуса подростков, они приучаются к координации движений рук и ног.

Учитель должен обладать зорким взглядом, способностью подметить малейшие погрешности в исполнении танца, знать анатомию, уметь точно подсказать, какие мышцы надо ввести в работу в том или ином танцевальном движении. Музыкальность и художественный вкус педагога имеют очень большое значение. Уроки музыки будут проходить более плодотворно, если их связывать с танцевальными движениями. Ученики будут с упоением слушать и понимать музыку Чайковского, Глинки, Мусорского, Верди, Бизе.

Содержание танцевального образования в общеобразовательных или коррекционных образовательных учреждениях формируется на основе выявленных структурных компонентов танца, достаточных для решения проблем детей.

Содержание танцевального образования выстроено на основе исторической типологии танца, позволяющей критически рассматривать опыт предшествующих поколений. Развитие основных качеств личности заложено в природе танца, что позволяет качественно осуществлять образовательный процесс.

Ведущими видами творческой деятельности в танцевальном образовании являются игровой (развивающий) и хореографический (обучающий) типы танца, формирующие качество развития личности. В предметной деятельности танцевального образования выделяется общее (общеразвивающее, коррекционное) танцевальное и специальное хореографическое образование с выходом на межпредметные связи с общеобразовательными дисциплинами и другими областями образования, искусствоведения, здравоохранения.

Формирование личности в танцевальном педагогическом образовании методически и практически осуществляется дифференцированно на основе многомерной теоретической модели танца. Развитие личности осуществляется с учетом разных типов деятельности - репродуктивной и творческой. Типы игрового и зрелищного танца, в силу их особой организации, обеспечивают необходимые условия для раскрытия личности. Важным фактором продуктивной организации содержания танцевального образования является фиксируемая нами пятиэтапная структура проведения занятия, способствующая эффективному формированию основных сторон личности.

В общеразвивающем танце учитываются состояние здоровья и особенности развития детей. Общепринятое в физической культуре медицинское распределение учащихся на три группы (основная, подготовительная и специальная) применимо и к танцевальной деятельности. Природа игрового танца позволяет регулировать интенсивность нагрузки самим учащимся, под руководством педагога, и достигать оптимальных целей в развитии каждого ребенка.

Основными структурно-содержательными компонентами общего танцевального образования являются:

1) система знаний о человеке (психика, анатомия, физиология, социология), о связи человека с природой, об отражении в танце личностного «Я», а также общественных ценностей;

2) танцевальные техники и способы овладения ими в разных типах творческой деятельности;

3) система формирования общего логического и эмоционального интеллекта посредством инновационных танцевальных технологий, в основе которых заложены теоретическая модель танца и методы, обеспечивающие практические навыки учащихся;

4) развитие и формирование опыта творческой (сочинительской и репродуктивной) деятельности детей посредством игрового танца.

Системно-классификационный метод построения теоретической модели танца позволяет в танцевальной деятельности отражать сложные аспекты структуры личности и контролировать процессы ее изменения. Этот метод дает возможность избежать иерархической путаницы в расположении компонентов (что характерно для линейного анализа) и тем самым активизировать образовательный процесс.

Программы по танцу создаются в соответствии с сензитивными периодами развития учащихся, в них учитываются возрастные и половые особенности детей. Игровой общеразвивающий и коррекционный танец разрабатывает основные структурные компоненты танца, включая их развитие (имитацию), композиции с элементами перестроений и другие эпизоды, обеспечивающие выявление лидеров и поддерживающих соревновательный коллективный характер.

Общеразвивающее танцевальное образование должно начинаться в дошкольном возрасте и продолжаться в начальном звене средней общеобразовательной школы. Основная цель танцевального образования на данном этапе - укрепление здоровья учащихся, их творческое развитие и социализация. Игровой и зрелищный типы танца компенсируют высокую интеллектуальную «левополушарную» психическую нагрузку. Телесно ориентированные и эмоционально насыщенные игровые танцы, танцминутки выступают балансирующим компонентом, позволяющим эффективно формировать качество развития личности.

Результатами танцевального образования являются индивидуальное развитие каждого ученика в групповых занятиях и способность учащихся к продуктивному выполнению общекультурных, общечеловеческих функций и видов учебной деятельности.

Общеобразовательная школа не способна дать профессиональной хореографической специальной подготовки, поэтому ей необходим общеобразовательный танец, который доступен всем учащимся и который направлен на подготовку и формирование личности учащихся в русле государственных требований. Эти требования являются системообразующими факторами как, в общем, так и в специальном (коррекционном) педагогическом образовании. Тем не менее, общеразвивающий танец, по причине слабой разработанности его теоретических основ, исключен из современной модели содержания общего педагогического образования, что говорит о ее несоответствии требованиям ноосферного образования.

В профессиональном хореографическом образовании общеразвивающий танец практически не востребован, так как существует цикл предметов, направленных на профессиональную подготовку артистов хореографического жанра, соответствующих по своему объему и назначению.

Общеразвивающий танец, или танец в широком понимании, необходим, поэтому он должен стать обязательным предметом в системе общего и специального (коррекционного) педагогического образования. Феномен общеразвивающего, или игрового (в частности, коррекционного), танца выявлен и разработан автором с позиций системно-классификационного подхода, что позволяет рассматривать танец целостно, избегая путаницы. В связи с этим встает вопрос о подготовке педагогов общеразвивающего и коррекционного танца в системе среднего профессионального и высшего педагогического образования на уровне самостоятельной специальности или в пределах специализации.

Необходимо ввести предмет общеразвивающего танца в государственную систему образовательных стандартов, так как он имеет собственную природу, отличительную от физической культуры, спорта и хореографии.

В нашей школе учащиеся 1 а класса I полугодие занимались ритмикой и посещали уроки в «Театре Сказок», что положительно сказалось на общем развитии детей. На занятиях ритмикой первоклашки оттачивали свои движения под музыкальные произведения. В начале сентября разнообразные движения были неуклюжими, ребята не могли удерживать своё тело в равновесии , но постепенно развилась уверенность, ловкость и быстрота движений. Ученики научились красиво и эстетично стоять, делать наклоны, балансировать, научились устойчивости в движениях. , пластике. Наши наблюдения показали, что все наши движения связаны с чувством ритма. Сама природа устроена таким образом, что все происходит по ритму (Сердцебиение, дыхание, движение и т. д. ) На уроках ритмики дети так же учились слушать музыку и выполнять танцевальные движения под музыку с определённой частотой. К концу полугодия ученики практически свободно и легко подстраивались под изменения темпа музыки. На занятиях в « Театре сказок» под руководством Скоробут Е. Л. дети раскрывали свои способности в познании хореографии. Они пели, плясали, разыгрывали сценки, в которых присутствовали танцевальные элементы , художественно выражали свои эмоции. Раскрывали характер и мысли, чувства, настроение. Так же дальнейшее наше исследования показали, что занятия этими предметами дало положительный результат и на таких предметах как музыка, физическая культура. Ученики более внимательно слушали музыкальные произведения. Нами был проведен опрос учителей, преподающих предметы в 1А классе. Который показал , что занятия ритмикой положительно сказались на учащихся. Классный руководитель Кирюхина Л. В. пояснила, что «естественное развитие детей происходит в движении. Оно стимулирует процессы роста, развития и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию психической и эмоциональной сферы, способствует повышению общего тонуса ученика. Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе и к концу учебного дня у детей появляется усталость. После занятий ритмикой повышается работоспособность, улучшилось общее физическое состояние. Ученики более свободно и расковано чувствуют себя на сцене, что показали выступления на концертах, посвященных юбилею школы, дню учителя, Новому году, 8 марта,»

Хочется привести несколько выдержек из высказываний учащихся и педагогов.

Брадулина Екатерина 9Б класс « занимаюсь танцами 10 лет. Начала я с 5 летнего возраста. Первые мои движения были неуверенные и скованные. Теперь я могу танцевать под любую музыку. Умею исполнять степ, танцы народов мира (восточные , цыганские, русские народные). Мне не страшны ни какие выступления перед зрителями, я свободно и легко себя чувствую ни дискотеках. Я уверена в себе потому что знаю , что мои движения красивы и грациозны. Все это я достигла благодаря занятиям танцами. На уроках физкультуры я легко выполняю все упражнения, что способствует получению хорошей оценки и усовершенствованию моей физической формы»

Скоробут Е. Л. - руководитель кружка «Театр сказок» - « родители хотят видеть своих детей здоровыми, стройными, подвижными, артистичными, поэтому я стараюсь вводить в театральные постановки танцевальные элементы. Сегодня все более и более обращается внимание на укрепление здоровья учащихся, их творческое развитие и социализацию. В творческих уроках я применяю игровые и зрелищные типы танца. В нашем репертуаре есть мини спектакли , где богатство народной хореографии раскрывается в искусстве скоморохов. Дети-актёры исполняют потешки, веселят народ своими танцевальными представлениями. Они поют, пляшут, разыгрывают различные шуточные сценки. Первое полугодие в «Театре сказок» занимались учащиеся 1 А класса. Ребята приходили после уроков, где большую часть времени они проводили в малоподвижном состоянии. Я в свои уроки включила все игровые моменты. Учащиеся изображали животных, эмитировали различные профессии человека. Первые их движения были скованные, неуверенные. Но в совокупности занятий ритмикой, музыкой, физической культурой и театральным искусством с элементами пантомимы, их выступления постепенно стали уверенными, узнаваемыми ».

Буздыган И. А. « Я являюсь руководителем кружка «Танцы» и преподавала учащимся 1 класса ритмику. На первых занятиях ребята были не организованы, многие не могли выполнить элементарных движений. Мои уроки были основаны на изучении простейших элементов танца, основанных на отработке упражнений на координацию движения. После посещения нескольких уроков, дети самостоятельно, практически без ошибок , выполняли более сложные движения. Научились слушать ритм в музыке, что несомненно облегчало обучение искусству танца. Считаю необходимым продолжать занятия ритмикой. С помощью этого предмета дети не только осваивают танцевальные элементы, но и творчески развиваются, что положительно влияет на способности человека. Владея навыками танца можно выразить свои эмоции. И вообще , каждый человек , умеющий красиво двигаться, на ряду с другими его качествами, всегда будет уверен в себе и значит будет успешным »

Наше дальнейшее исследование показало, что в 1 «А» классе 27 учащихся, из них когда-либо занимались танцами 20 человек ( детский сад, кружки ), занимаются в настоящее время 5 учащихся. Хотели бы продолжить обучение танцам в школе 25 ребят. Из 27 опрошенных родителей, хотели бы , чтобы их дети творчески развивались и считают, что занятия ритмикой способствует этому, все 27 человек. Творчески развились и получили основу танца 27 учащихся из числа исследуемых.

Проанализировав результаты нашего исследования , мы пришли к выводу, что образовательная ценность общеразвивающего танца для детей первого десятилетия жизни особенно возросла в наше время, когда ежегодно увеличивается число детей с проблемами психического, физического и социального здоровья. Обращение к феномену «танец» определяется проблемами той реальной исторической ситуации, в которой образование вынуждено не только заниматься проблемой ухудшения здоровья детей в широком понимании, но и качественно решать ее.

Для того, чтобы решить этот вопрос, в школе необходимо ввести такой предмет, как «искусство танца», где с 1 класса будут изучать историю развития танца, музыкальные движения, постановку танца, тогда подрастая, дети будут более воспитанными, получат навыки эстетического развития и будут в танце переходить от простейших движений «два прихлопа – два притопа» к наиболее сложным , станут творчески и физически развитее, что положительно скажется на успешном достижении своих жизненных целей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)