Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Славянская изба

Славянская культура

Издавна славянские народы (до принятия христианства на Руси) были язычниками и поклонялись самым разным богам. У наших предков веками складывалось свое видение мира, своя культура, быт складывался по определенным законам. Я считаю, что мы не должны этого забывать, ведь мы не «Иваны, не помнящие родства». С самых первых дней жизни на глаза нам попадаются украшенные орнаментом и резьбой предметы быта, деревянные дома, одежда с причудливой вышивкой. Кроется ли за всем этим какой-то смысл? Интерес к славянской культуре привила нам Татьяна Витальевна и Татьяна Николаевна, и мы вместе с творческой группой нашего класса решили ответить на интересующие нас вопросы.

Что такое изба

У каждого человека есть дом. Дома бывают разные, и строят их из разных материалов, и форма может быть тоже разная.

Изба – очень древний вид жилища, сохранившийся до нашего времени. Сейчас изба – сельский дом, но еще в XVIII веке избы были и городскими жилищами. Когда-то древнерусское слово «истьба» или «истобка», означало отапливаемое помещение – комнату, в отличие от неотапливаемого – клети (кладовой). Древние избы были «курными» - без дымохода. Дым от печи выходил из помещения через отверстие в потолке или окно. Дымоход в русском жилище известен с XII века (по археологическим раскопкам). Но крестьяне – бедняки долго еще продолжали отапливать свои избы «по-черному». Можно представить, каким слоем копоти покрывались стены и потолок в такой избе!

Глинобитная или кирпичная печь с дымоходом, которая не только грела, но и готовила пищу и служила теплой лежанкой, получила широкое распространение в русской деревне лишь во второй половине XIX в.

Окна в избах были сначала маленькими, в высоту одного бревна, и закрывались изнутри деревянными задвижками. Такие окна назывались «волоковыми». По недостатку в стекле, окна обтягивали говяжьими пузырями или проникнутой маслом холстиною, которую впоследствии заменили слюдою. В таких избах нередко толпились телята, куры и другие домашние животные.

Высота дома и обширность двора означала богатство и важность хозяина.

Изучение словарей

ИЗБА, –ы, вин. избу, мн. избы, изб, избам, ж. Деревянный крестьянский дом. Не красна и. углами, а красна пирогами (посл. ). И. -читальня (культурно-просветительный пункт в деревне до начала 70-х гг. ).

уменьш. избушка, –и, ж. И. на курьих ножках (в сказках: домик бабы-яги).

унич. избёнка, –и, ж.

прил. избяной, –˜ая, –˜ое.

ИЗБА, срубное жилище у русских; отапливаемое жилое помещение в доме.

Русские пословицы В. И. Даля

Купил дом и с домовыми. Дом домом, а домовой даром.

Под капель избы не ставят (поверье, на какое место капало с кровли).

Свой уголок — свой простор. Своя хатка — родная матка.

Хоть худ дом, да крыша крепка.

Где оконенки брюшинны, тут и жители кручинны; где оконницы стеклянны, тут и жители ветляны (веселы, приветливы).

Двор кольцом, три жердины конец с концом; три кола забито, три хворостины завито, небом накрыто; светом обгорожено.

Дом вести — не бородой (не вожжой) трясти.

Загадки о доме

Два братца глядятся, а вместе не сойдутся (пол и потолок).

Кум с кумой видятся, а близко не сходятся (пол и потолок).

Дарья с Марьей видятся, да не сходятся (пол и потолок).

Сквозь стену торчок (сучок в бревне).

По сеням и так и сяк, а в избу никак (дверь).

Дерну, подерну Егора за горло (дверь).

Маленький мальчик всем под ноги смотрит (порог).

Поля стеклянны, межи деревянны (окно и рамы).

Зяб-перезяб в одних ферезях (окно).

Лазил в печку я за кладом.

Мне его для поля надо.

Что же печка мне дала?

Как зовется клад?. (Зола)

Лежит брус во всю Русь. В том брусе двенадцать гнезд.

В каждом гнезде по 12 яиц, В каждом яйце по 12 цыплят. (Матица)

Основа соснова, уток соломенный (крыша).

Все кишки в одном горшке, одна кишка поперек горшка (матица).

У нас в печурочке золотые чурочки (дрова в печи).

Сохнет Софья, ни пьет, ни ест, все на небо глядит (труба).

Серое сукно тянется в окно (дым из курной избы).

Как изба строилась

Наши предки очень тщательно выбирали место для строительства дома. Для этого существовало несколько примет. Например, люди наблюдали, где обычно ложится отдыхать корова. Или на предполагаемом месте на ночь переворачивали блюдце. Если утром там соберется роса и будут муравьи – значит, место хорошее. В старину перед строительством дома приносили жертву: под фундаментом оставляли лошадиный череп, затем резали петуха. Обычный дом вместил в себя всю Вселенную. И языком узоров рассказывает, как устроен мир. На земле сначала рисовали план. Место за планом опахивалось. Приносили по камню-зерну с четырех сторон и клали их по углам. В середине вкапывали молодую березку. Она стояла тут все время, пока строился новый дом. Как мировое дерево в центре Вселенной.

Деревья для избы рубили зимой. Это была самая лучшая древесина. Осину и кривые деревья не использовали (Кстати, отсюда пошло выражение – «дубина стоеросовая»). Плотники были самыми уважаемыми людьми. Будущие хозяева его хорошо кормили, разговаривали с ним ласково.

Трехмерный мир славян

Верхний мир назывался – правь. Живут в нем добро и боги. Символ этого мира – птица, олицетворяющая женское начало. Не случайно и славянские головные уборы носили птичьи названия (Кика, пава, сорока, кокошник).

Срединный мир – явь. К этому миру относились люди, дома, животные и оборотни. Символ его – конь, мужское начало.

Подземный мир – навь. (Навьи – страшные силы, души покойников). Души родственников считались защитниками. Остальные людям вредили. Символом этого мира считался змей.

Чур, пращур – это умершие родственники. До наших дней в играх дошло выражение – «чур меня». Так мы призываем себя защитить.

Домовые

Каждая жилая деревенская изба имеет одного невидимого жильца – домового, который и является сторожем не только самого строения, но, главным образом, всех живущих: и людей, и скотины, и птицы. А величают его за очевидные услуги, именем «хозяина», за древность лет его жизни на Руси – «дедушкой». По общим понятиям домовой представляет дух бескрылый, бестелесный и безрогий. От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только иногда шутит, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Он перед кончиною кого-нибудь в семействе воет, иногда даже показывается кому-нибудь из семейства, производит стук, хлопанье дверями и прочее. По общему поверью, живет он по зимам близ печки или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается близ лошадей. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает в несчастии, караулит дом и двор, в противном же случае он бьет и колотит посуду, кричит, топает и прочее. Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, то ночью щиплет до синяков. А кого не любит и начинает проказить, в этом случае перед порогом дома зарывают в землю череп или голову козла.

При переходе или при переезде в другой дом непременной обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место. Угольки из старой печи переносили в новый дом.

Призывание домового на новоселье. При переходе на житье в нововыстроенный дом семейные хозяева приходят в старый дом и, раскланиваясь во все четыре угла избы, говорят: «Хозяйнушка господин! Пойдем в новый дом на богатый двор, на житье, на бытье, на богачество!»

Символы избы как отражение знаний об устройстве мироздания

Согласно представлениям древних, мир существует благодаря взаимодействию трех основных уровней: верхнего (небесного), среднего (земного) и нижнего (подземного, подводного).

Все эти представления находили свое символическое выражение в общем устройстве быта и в отдельных вещах. Например, в конструкции русской избы три обозначенных яруса выделяются очень четко, причем каждому из них соответствует своя символика. Дом в целом как бы уподобляется человеческому лицу.

Средний ярус – клеть – предназначался непосредственно для обитания человека. Здесь находятся окна. Этимология этого слова символична: оно образовано от слова «око». На окнах узорные наличники (на «лице»). Верхняя часть – крыша – отделяется от средней с лицевой стороны специальной доской с вырезным узором. Это так называемая лобовая доска; А часть передней стены между клетью и скатами крыши – чело (то есть лоб). Часто именно на нем располагались специальные деревянные рельефы – круги или полукруги с расходящимися от центра лучами, которые представляют собой символы Солнца. Хорошо известны также и деревянные

8 коньки на крышах русских изб. Они являются знаками, символизирующими небесный огонь.

Верхняя часть дома – крыша – связывается в представлении человека уже с небесными силами. Нижняя часть дома – подклеть – располагается под полом и является вместилищем подземных духов, которые наряду с земными и небесными силами играли свою роль в охране жилища, в поддержании жизни и здоровья людей и домашнего скота.

Значима была не столько каждая сила по отдельности, сколько их единство. Именно поэтому те же три яруса выдерживались и в оформлении окон наличниками. В верхней части наличника обычно располагались специальные знаки. Это могли быть стилизованные изображения птиц или «полусолнца». По бокам окна украшались, например, изображениями «древа жизни», а внизу часто можно было видеть символических русалок (или берегинь), фантастических драконов и прочих подземно – подводных жителей.

Чтобы украшение (отдельно взятое или на бытовых предметах) могло выполнять свою магическую функцию, в него включались определенные символы, олицетворяющие космические силы. Символы создавались по сложным системам, образуя определенный узор. Что касается их внешней красоты, то она является отражением гармонии внутреннего содержания, заимствованного, по существу, у Природы. Расшифровка этих древнейших знаков позволяет утверждать, что человеку издавна были открыты многие секреты устройства мироздания; во всяком случае, древний хлебопашец или охотник прекрасно понимали, что жизнь на Земле зависит не только от сугубо земных сил, а является сложнейшими вселенскими связями.

Практические методы исследования

Мы исследовали старую часть города и нашли дома с деревянной резьбой. На улицах Ленина, К. Маркса, М. Горького, Советской, А. Пушкина и др. находятся десятки домов – архитектурные памятники деревянного

9 зодчества. Соприкоснувшись со стариной, мы объяснили все символы (знаки воды, солнца, земли, растительные знаки).

У некоторых домов, к сожалению, уже не прослеживаются древние славянские традиции. Нам было интересно, что скажут сами хозяева о своих домах. Мы взяли у них интервью. Чаще всего, хозяева и сами не знали, что означает деревянная резьба на их доме, не знали, какой резчик это делал, придерживался ли он каких-то принципов. Поэтому им интересно было услышать наш рассказ. Большую помощь в этой работе нам оказали учитель и родители. Большое им спасибо.

В рисунках мы попытались спроектировать свою славянскую избу.

Самое основное в народном искусстве – синкретизм – иначе слитность, нерасчлененность. Оно органично вплетается в жизненную канву человека. Поскольку жизнь хлебопашца подчинялась строгому порядку, искусство по-своему ее оформляло.

Мы пришли к выводу, что порядок крестьянской жизни в русской деревне определялся годичным кругом сельскохозяйственных работ. Строительство дома, земледельческие праздники, обряды – все это очень близко по сути и отражает цельное мировоззрение народа – земледельца.

За последние десятилетия учеными доказано, что культуры самых разных народов Земли имеют, в сущности, больше общего, чем различного.

Сходные представления о строении мира отмечаются практически у всех древних народов. Таковы, например, символы «мирового дерева», трехуровневого строения мира, общие для самых отдаленных друг от друга культур.

В заключение хочется сказать: пока живы эти старенькие дома – жив по-настоящему не только старый, но и новый наш город.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)