Развлечения  ->  Непознанное  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Славянская мифология: поверья Карагайской стороны

Два чувства дивно близких нам –

В них обретает сердце пищу —

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А. С. Пушкин

Осознавая своё место в жизни, в обществе, в бурных событиях текущего дня, каждый мыслящий человек неизбежно сталкивается с вопросами: «Кто я? Зачем я? Откуда я? Где наши корни? Каков наш путь?» Над этим вопросом задумывался каждый народ. Человек старается установить связь времени и поколений, которая помогает ему обрести твёрдость в жизни, смело идти вперёд, не боясь трудностей. Поможет ему знание исторического прошлого, о котором говорит наша литература.

История нашей Родины является частью истории человечества. Она не менее увлекательна и драматична, чем история других народов, но она более близка нам, потому что её героями являются наши предки. Не только у народов нашей страны, но и у всех народов мира есть своё настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы расскажем, кто ты».

Самое важное в изучении своей Родины — это научиться любить её.

Любить Отечество — это значит любить свой народ, его нравы, обычаи, его культуру, его язык.

Любить Отечество - это значит стремиться к процветанию своей страны, добросовестно выполнять свои обязанности перед ней.

История России уходит корнями в глубокую древность. Она вмещает в себя много славных страниц.

Славяне — наши древние предки. Они были язычниками, поклонялись многим богам и духам, которых и сейчас чтим мы.

Мне захотелось узнать: а хорошо ли знают наши ребята славянскую мифологию, богов и духов наших предков - славян.

Анкетирование показало, что 50 % опрошенных знают только духов древних славян, а богов совсем не знают.

Актуальность данной проблемы важна ещё и потому, что приобщение к культуре собственного народа есть проявление национального самосознания. Вышеуказанные факты обусловили меня наметить цель и задачи своей работы.

Цель: расширить знания об истории своего народа, узнать язычество своих предков.

Задачи:

1. Изучить материал по данной теме.

2. Познакомиться с наиболее интересными и значительными богами и духами славян.

3. Узнать верования древних славян Пермского края Карагайского района, сохранившиеся до нашего времени.

4. Написать реферат и защитить его на конференции.

Гипотеза: если я изучу верования своих предков, то более глубоко познакомлюсь с историей своего Отечества, стану образованней, культурней, умнее, буду больше знать прошлое своей Родины и гордиться ей.

Славяне — наши предки,

Должны их помнить мы.

В язычество народа

Поймите, верим мы.

И мифы интересны

Славянские для нас,

Их яркость с превосходством

Нам силу духа даст!

(Семёнова Е. )

Славянская мифология

Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуру своего народа сближает времена.

Д. С. Лихачёв

Славяне — крупнейшая в Европе группа индоевропейских народов, родственников по языку и культуре.

Всё необходимое для своего существования наши предки получали в постоянной борьбе с природой, таившей в себе много жуткого и не понятного для них. Бедствиям для людей были засухи и наводнения, болезни. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, поражая людей и животных, почему день сменяется ночью, а зима - летом. Всё, что происходило в природе, в самом человеке, они приписывали таинственным силам.

Славяне считали, что хороший урожай, здоровый скот, благополучие дома, долгая жизнь человека — всё это зависит от воли богов и духов. Злых духов надо задабривать, склонять на свою сторону. Для этого славяне молились духам и богам, угощали их хлебом, мясом и даже убивали для них (приносили им в жертву) животных.

Наши далёкие предки представляли силы природы в виде живых существ, которые, как считали древние люди, могли помогать человеку, а если их рассердить, то творили зло. Мы и сейчас говорим: солнце село, зашло за тучу, хотя вовсе не представляем его в виде могучего божества, которое каждое утро побеждает тьму. Мы говорим: ветер дует, земля плодородная, гроза свирепствует, дождь идёт. Так в нашем языке сохранились следы мифологических представлений.

Миф – это объяснение каких-то неизученных, непонятных явлений действительности с помощью фантазии и использованием поэтических средств. А мифология, в свою очередь, - это совокупность мифов (преданий) определённого народа, складывающихся в цельную поэтическую картину мира, окружающего человека.

Славянская мифология, в отличие от греческой, которая литературно обрабатывалась уже в 7 веке до нашей эры, осталась в целом неописанной. Это связано с тем, что не найдено письменных свидетельств, заставших расцвет славянского язычества. Лишь исследования косвенных источников помогают археологам, этнографом, филологам восстановить картину языческих представлений о мире. Остатки язычества приходится искать в преданиях, поверьях, обычаях, обрядах, в поэзии народа.

Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов — идолы. Чтобы задобрить разгневанного бога или заручиться его милостью, ему приносили в жертву животных, а в особо важных случаях — даже людей.

У славян не было и особого сословия - жрецов. Но они думали, что есть люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать будущее. Таких людей называли волхвами, кудесниками.

Накануне принятия христианства мировоззрение славян-язычников являлось средоточием интереснейших мифологических представлений о мире и человеке. Вселенная наших предков, по их преданиям, состояла из трёх ярусов: на небе жили высшие боги (Перун, Белбог, Хорс, Сварог и др. ); земля была отдана духам природы (домовым, лешим, русалками); под землёй обитали злые демоны (бесы, черти).

Боги и духи древних славян

Во всех углах жилья, проходах, за дверьми.

Стоят чудовища, не зримые людьми.

В. Я. Брюсов

Славяне почитали духов. Они считали, что духи — это не люди. Их никто не видел, а только слышал. Но представляли их в образе, близком к человеку. Кроме них, славяне верили в богов. Они считали, что боги внешне похожи на людей. Перечислим некоторых из них.

Банник — дух, живущий в бане. Появляется в облике маленького нагого человечка. Он может погубить человека, моющегося в неурочное время.

Бес — одно из названий Чернобога. Позже — обобщённое название злых духов. Бес может вселиться в человека и мучить его.

Болотница — дева-утопленница, живущая на болоте. Её чёрные волосы раскинуты по нагим плечам и убраны осокой и незабудками. Она обольщает людей и топит их в трясине.

Велес — бог скотоводства и богатства.

Водяница — жена водяного, русалка.

Водяной — дух рек и озёр. Показывается в облике нагого человека с длинными зелёными волосами и бородой из тины; тело покрыто чёрно чешуёй, на руках — перепонки. Любит играть в карты и пить водку. Появляется только вечером и ночью. Рыбаки приносят ему жертву. Спит с Никиты осеннего до Никиты вешнего.

Дажьбог - бог Солнца, сын Сварога. В мифах — один из первых царей и законодателей, положил начало летоисчислению по солнечному календарю. Дажьбог — муж богини луны.

Дидулия — богиня деторождения. Ей приносят жертвы и просят дать детей.

Домовой — покровитель дома. Является в образе старика, чёрного человека, кошки, крысы, зайца, белки. По ночам шалит: шумит, раскачивает кровать, сбрасывает с постели одеяло, разбрасывает муку. Но чаще домовой помогает людям: моет посуду, колет дрова, качает колыбель с ребенком. домовоё смертен. На смену старому домовому приходит молодой. В новый дом дух- покровитель въезжает верхом на кошке. На Ефрема Сирина (10 февраля) домового кормят кашей; 28 сентября — приносят ему жертву.

Зибог (Зембог) — бог земли, наделён огромной силой.

Кикимора — антипод домового в доме. Очень злое существо, в которое превращается родившийся мёртвым или умерший грудной младенец. Кикимора старается выжить людей из дома. С ней можно разговаривать: она отвечает стуком. Кикимору выгоняют на Герасима (17 марта).

Лада — богиня любви, покровительница браков, домашнего очага, богиня юности, красоты, плодородия.

Лель — юный бог любви, сын Лады.

Леший — дух леса. Появляется в облике простого человека, реже — зелёного старика. Показывается и исчезает внезапно. Иногда леший шумит с людьми: старается запутать их, завести в глубь леса, а потом пугает свистом. Леший очень весёлый, часто в лесу слышен его хохот.

Летом он живёт в лесной чаще, ходит к людям крестить детей, играть в карты. Питается мхом и шишками, любит выпить водки. Жена лешего — лешачиха. Вместе с детьми они живут в дупле старого дерева. На Ерофея (17 октября) леший проваливается сквозь землю. В этот день в лес ходить нельзя. Просыпается он на Василия (26 апреля).

Лихо — злая баба-великанша, пожирающая людей, она имеет только один глаз (одноглазое), ростом выше деревьев, спит на кровати из человеческих костей.

Морозка (Мороз) — бог зимы, холода. Он одет в тёмную шубу, ходит по лесу и укрывает деревья снегом. Встречных людей может наградить или наказать.

Оборотень — колдун, умеющий оборачиваться в животных, или человек, превращённый в животное колдуном. Как правило, оборотень превращается в волка или медведя и вредит людям.

Перун — бог дождя, молний, грома, верховный бог Киевской Руси. Позже в народных преданиях появляется под именем Прони. Перун борется со злыми силами, с Чернобогом, разгоняет бесов своими золотыми молниями. Его птица — петух; растение — горох. Перун управляет облаками, тучами, ветрами. 2 августа — день Перуна. (сокол, орёл, ворон, петух — символы этого божества. )

Полей — бог брачных уз, брат Леля.

Приведение (призрак) — душа умершего человека, являющаяся по ночам. Обычно оно показывается на кладбище или в лесу, рядом с охраняемым им кладом. Может прийти в дом к человеку и требовать от него каких-либо услуг. Приведение прозрачно, оно не отбрасывает тени. Единственная возможность спастись от него — бежать без оглядки; если обернешься, — умрёшь.

Род — бог Вселенной, живущий на небе, давший жизнь всему, что только существует в мире. Роду приписывается творческая и мужская (фаллическое божество). Он — мужское воплощение древней богини плодородия.

Русалка — дева вод, жена водяного. Это высокая, красивая девушка, живущая на дне водоёма в серебряном дворце или в доме водяного. Ночью русалка плещется на поверхности воды, садиться на мельничное колесо, ныряет. Она бестелесна и не отражается в воде. Прохожего может защекотать до смерти или унести с собой. Русалка может выйти замуж за человека, но брак всегда неудачен. Как правило, русалками становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви или утопленные мачехами

Сварог (Сварожич) — бог небесного огня, владыка Вселенной. Он бросил на землю с неба кузнечные клещи, с тех пор люди стали ковать железо. Сварог разбивал своими стрелами-лучами облачный покров и открывал небо и солнце. У Сварога есть сын — Перун, бог грома и молний. Сварог дал жизнь Солнцу — Даждь-богу.

Снегурочка — дочь Мороза. Иногда живёт летом у людей. В ночь на Ивана Купалу прыгает через костёр и тает.

Суседко — то же, что домовой. «Дедушкой суседко» живёт в доме у огня на шестке. Он очень маленького роста и его обычно не видно. В праздники его подкармливают.

Черти — злые существа, бесы. Имели облик людей с рогами, копытами, хвостами и свиными рылами. Чёрт живет обычно в болоте, берлоге или под землёй. Он заключает договор с человеком и покупаёт его душу. Черти бывают молодые и старые. Ведьма — любовница чёрта.

Чур (Щур) — древний бог очага, оберегающий границы земельных владений. Очаг и тёплая изба — место обитания Чура. К нему взывают во время гаданий, игр и т. д. («Чур, меня!»). Чур освящает право собственности («Чур моё!»). он же определяет количество и качество необходимой работы («Через чур!»). Чурка — деревянная изображение Чура.

Шишига — маленькое горбатое и брюхатое холодное существо с сучковатыми руками. Утаскивает в воду зазевавшихся путников. Появляется в сумерках.

Поверья нашей стороны

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

А. С. Пушкин

Устное народное поэтическое творчество жителей Карагайского района нашло отражение в сказках, песнях, преданиях старины, передаваемых от поколения к поколению. В них прослеживается уважительное отношение к своим корням, к предкам, для которых было важно соблюдать законы чести, добра, гостеприимства. От рождения до смерти человека сопровождали обряды и обычаи, мифы и поверья. Предания нашей, Карагайской стороны, нашего края, складывавшиеся столетиями самобытны, уникальны, разнообразны, уходят в глубь веков. Они связывают прошлое и настоящее, традиции и современность, развивают духовность, нравственность и культуру.

Нами были изучены и записаны поверья – былички Карагайской стороны.

Карагайский район расположен на западе Пермского края, в среднем течении рек Обвы (об – сугроб, ва – вода, снежная или талая вода) и Нердвы (река, в которой водятся выдры), и представляет собой русскую территорию позднего заселения. Это один из красивейших и живописнейших уголков Прикамья. Ряд названий, в том числе название районного центра Карагай, имеет тюркское происхождение (по разным версиям, либо от башкирского Карагай – сосна, татарского Карагай – лиственница). Каждый клочок карагайской земли наполнен историческим и культурным смыслом. В районе живут и трудятся замечательные люди, которые любят и изучают свой край, многое делают для его процветания.

Один из них – Подюков И. А. , известный в Прикамье фольклорист, наш земляк, выпускник Юрической школы. Им были собраны сказки, песни, заговоры, обряды, былички, предания, обычаи, поверья жителей Карагайского района. Приведем некоторые из них.

Домовой (Суседко)

«Легла я на печку, лежу, кто-то меня за пятки взял. Несколько часов прошло. Нина идёт и говорит: «У вас тётка умерла». Это суседко был, к несчастью он бывает» (записано от Мельниковой Р. П. ,1935 г. р. , д. Грудная, архив ПГУ, 1997, тетрадь З749, т. 89). «Один раз мне кто-то рассказывал — сидит такой маленький на перекладине, суседко. Сидит и дразнит собаку: «На, бока, ногу». Мужик вышел, глядит, собака лает, а он там сидит, дразнит: «На, бока, нога, на, бока, другую». Потом что-то сорвался, упал и говорит: «Ох, весь бакин стал» (запис. От Вяткиной Н. М. , 1929 г. р. , д. Грудная, архив ИГУ, тетрадь № 749, т. 163).

«Скотину суседко любит, щекотит, любит, значит. В ограду заводишь скот, говоришь: «Суседко, батюшко, привела к тебе скотинушки, пои, корми!» Суседушко гриву заплетает, любит, значит. Косичку эту остригать нельзя». (зап. От Мельниковой Р. П. , 1935 г. р. , д. Грудная, архив ПГУ, 1997, тетрадь № 749, т. 92).

«Казалось в одном доме. А цыганка тут старая была, на кибитках приезжали, она говорит: «В конюшне повешай Георгия Победоносца». От этого вроде лучше» (с. Нердва). «Чтобы в доме всё нормально было, нужно каждый месяц первого числа хлеб положить за печку и назвать по имени домового. Егорка говорил, у каждого домового есть имя. Это старинные обычно имена. Надо кусочек хлеба положить и сказать: «Поешь, домовой» (зап. От Чернобровенко Н. , 1965г. р. , д. Перино).

«Я вот переезжала в другую деревню. Открыла голбец и говорю: «Суседушко, братанюшко, давай поедем ко мне. Мы с тобой хорошо жили». А вот сын-то мой недавно дом построил, новоселье справляли. И вот вдруг приходит ко мне и говорит: «Мама, бежи к нам. Вот у нас он книжку с полок покидал. Развалил он всё». Ну, я говорю: «Это что-то неладно. Ты, Митя, суседко-то взял с собой»? - «Нет». — «А ты, поди, на стару квартиру да скажи, что мол, суседушко, братанюшко, поди, ко мне. У меня сейчас хоромина состроена. Пойдем, хозяином будешь у меня». Он сходил, и стало тихо. Святой дух, аминь, никого нигде нет»! (зап от Лучниковой Н. Е. , 1910 г. р. , д. Драчёвка, архив ГIГУ, 1997, тетрадь. № 749, т. 169, 170. ).

«Домовой — это мизгирь. Только он ведь человеку не кажется» (с. Воскресенск). «домовой на ребёнка походит ростиком. Мне вот мужичком маленьким показался. Одет он был — на ём брюки такие чёрные были, серые такие полоски. Волосы до бровей» (зап. От Гогбуновой Т. А. , 1929 г. р. , с. Рождественское). «домовой — он как мышка. Он никому не кажется, Я когда-то вышла замуж, у меня эта рука заболела, я у тяти в клете лежала. Вижу: человек такой выходит, баской мужчина, волосы кудрявые, все. Вот я ровно спать, чувствую: не могу и не могу, давит меня чё-то. У старых людей слыхала: «Спроси, к чему ты давишь»? я ему мыслю: «К чему ты меня давишь»? А мене он ответил: «К худу»! вот так. А если куда поедешь, спрашиваешь его: «Со мной поедешь или останешься»? ответа его не услышала. Он, говорят, домовой, никуда не девается».

Банник.

«В баню, мужики ночью за спор ходили. Один пришёл, только в каменку сунулся — тут его и задавили. Никогда не надо было на это спорить. А тут говорит: «Я бога не признаю, ничего. Пойду в баню, с каменки камень возьму. А вы за мной не ходите. » А вышло вот: он дверь-то открыл — взвих! — и на этом месте земля исчезла» (зап. От Мельниковой Р. П. , 1935 г. р. , д. Грудная).

Дедушко леший

В рассказах о лешем нередко говорится, о том, что он способен украсть маленького ребёнка (особенно если того ругали), сбить человека с дороги в лесу, что в некоторых случаях он может помочь охотнику. «Встреча» с нечистой силой не сулит добра: если человек три раза подряд видел лешего (а так же русалку), значит, он скоро умрёт (д. Прокино).

«Леший водил меня по лесу, чувствую, волокёт меня чё-то в одну сторону, и всё. Три раза пришла к одной ёлке, поняла, что не ладно. Давай тогда с себя одежду скидывать, вывернула её, и вышла (д. Сопино).

«У папы слыхала. Говорит, ехал он с поля, раньше долго он робил. Лесом едет, видит: бежит барашек, бяргает. Но слез, взял барашка, верхом сел, поехал. Едет: чё, потерялся баран, видно, вот, и взял. А у него ноги уж как у лошади сделались, он уж рядом с лошадью идет, больше её уж стал. Папа-то испугался, а баран-то раз — и девался куда-то» (зап. От Е. П. Беляевой, Носковой Р. ф. , 1932 г. р. , д. Ошмаш).

«Раз одна баба ехала. Торшки (мешочки с едой) наклала, везёт, через лог по горе спускаться стала — лошадь-то и пала в самой грязи. Ну, она лошадь выпрягала, перекрестилась: «Чур, меня!» только села в телегу — свист, хлоп, хлоп! Это он рассердился, потому что Бога помянула. Лошадь и хвати во весь голоп. С ней в телеге-то лесной ехал» (зап. от Мельниковой Р. П. , 1935 г. р. , д. Грудная)

Леший зыбку качал

«Хожу с молитвой. Собирала грибы. А он в том логу жил, чёрт, лешой. Она, мать-то, говорит: в том логу чёрт живёт, лешой. Раньше зыбку-де качал. Увакал ребёнка. Люди слыхали: «О-о-о-о».

Поездка к чёрту

Сидит баба всё дома. Раньше больниц не было, дома рожали. Это повивальна бабка была, её все звали. На рождественских святках вечер проходит, её никто не завёт, вечер пустой. «Лешак меня не зовёт, чёрт ли». Вдруг через несколько время спусти- стучат. Пришли. «Надо родить. Одна ребёнка хочет родить. Поехали давай скорей». Она собралась — там лошадь стоит с кошевой. В кошеву её посадили, одеялом закрыли. Поехали. Ехали- ехали, долго ли скоро ли, коротко ли, приехали. Аха. Её завели, значит, в баню. А на рожонке-то — сарафан. Это-то признала сарафан соседки. Робёнка - то заворачивала. Сарафан-то пристригнула где-то ножницами, как пятно сделала. Думает, потом-то узнаю. Домой вернулась, утром встала. Соседка идет, она и спрашивает: «У тебя сарафан-то твой дома?» — «Да куда он денется?» проверила, взяла, — а на ём дырка. У кого ино я принимала роды-те? Я ведь видно к чёрту ездила!»

Русалка-водяная

«Соседка была тут, не шибко путная, пила. А сосед как-то шёл, видит её на речке, подошёл к ней. А она по пояс в реке стоит, а берег, говорит пологий, и её руку подаёт, говорит, иди ко мне, я тебя вытащу. Ты, говорит с ума не сходи. Чё, говорит, топиться придумала. Она не пошевелилася, как стояла, так и стола. Он к ней тянулся, до её руки не дотянулся. Чё-то он глянул ей на лицо внимательно. У них, у водяных, глаза закрываются так, веки-то снизу на глаза закрывают. Он увидел это и тогда смекнул — ага, это, значит, не она, и убежал. Убежал и на другой день—то ей говорит: «Валька, ты вчера, почему топиться решила, мол, вот где была?» она и отвечает: «Да ты чё, Василий Николаевич, я никуда не ходила», - говорит. Он говорит: «Да я уже понял, что не ты». Вот это я из его уст сама слышала».

Девки — золотые волосы

«Работал мужик мельником, жена краску продавала. Он был заядлый гармонист. Выйдет на берег, ему говорят голоса: «Смотри, только чтоб через левое плечо!» он смотрит в лено и видит — девки, волосы золотые. А посмотрит направо — никого не видит».

Бес-сатана

«Ненька, свекровка Палагея ехали из гостей, Яшка на телеге спал. Кладбище проезжать — собака выбежала и впереди телеги бежит, До Прямого плеса доезжают, собака оббежала кругом лошади, спустилась вниз и шлёп в воду. А ненька-то всё время молитву творила, поняла, что это сатана».

Колдовство и порча

«Были и сейчас тоже много они, людоеды, колдуньт, они людей портили» (д. Югово). «А тоже были - волшебники. Слыхала я от мамы, что волшебники раньше всякие колдовства выделывали» (с. Воскресенское) «Колдун один жил. Когда он умирал, видимо, дочери не. передал. Дак с месяц всё рвал на себе одежду. А вот идёт, а собака на него накидывается у неё на загривке шерсть встаёт дыбом. А он что-то шепчет гудами, а собака успокаивается» (д. Перино). «Собака узнает колдуна, если он с плохими намерениями идёт, она на него лает, шерсть дыбом встаёт на ней. Колдуна можно узнать по такому признаку: он не смотрит людям в глаза» (д. Ст. Пашня). «Женщина одна тоже учила, что если кому-то за плохое наказать, то нужно пойти почитать молитву задом наперёд. Можно вредить — сделать из воска колечко и в воде смотреть в него, а когда там портреты людей покажутся, то иголкой в их тыкать». Чтобы причинить вред человека, которому хотели вреда, палку, щепку, ножницы (с. Карагай).

«Пошибку садили колдуны - у него бывало такая пошибка, начнёт говорить чё попало, когда захочет» (д. Терехино). «Раньше люди были — врага могли посадить, порчу, она в человеке, и говорит, ничем не выведешь» (д. Ст. Пашня).

Передача колдовства

«Про одну слыхала. Вот раз все проснулись ночью, её нет. Хватились, двери закрыты на крючке. Заглянули, ворота закрытые на запоры. Её дома нет. А вот стеколко выломано. И вот в это стеколко она была вытащена. Потом уж увидели, лежала на завалине и спала. Тут они её нашли. Она с этого бросила, учиться не стала, — испугалась. Ну, там, говорит, я не хочу. Будто бы они, что ли книгу читают какую-то говорит, их приводят в 12 часов в баню и, говорит, там сидит жаба. Во все эти двери сквозь жабу нужно пройти, чего она испугалася. Мы с ней вместе на работе работали, это я знаю уж» (зап. от Мельниковой Р. П. , 1935 г. р. , д. Грудная).

Меня заинтересовали поверья нашей стороны и мне самой захотелось побывать в роли собирателя фольклора, как И. А. Подюков. Вот самые интересные материалы, что мне удалось собрать.

Русалка утащила

Одна девушка у речки нашла гребень для волос. Этот гребень принадлежал одной русалке. Когда девушка пошла на следующий день купаться с подругами, русалка её утащила под воду. А когда тело утопленницы достали из воды, оно было всё в царапинах, а гребня в волосах не оказалось. (Записано от моей прабабушки — Тереховой Е. Н. , 1919г. р. , д. Филино, Юрического сельского совета, 2006г. )

Святочные гадания

Давно это было. Собрались девушки гадать. Пошли слушаться на перекрёсток. Очертили круг золой, сели, накрылись скатертью и стали слушаться. А на скатерти была небольшая дырочка. Одна девушка не удержалась и посмотрела в эту дырочку. Черти выкололи девушке глаз. После этого девушки больше не стали гадать. (Записано от моей бабушки, Семеновой Н. В. , 1951 г. р. , с. Юрич, 2006 г. )

От бабушки слыхала, Носковой А. М. , 1906 г. р. , с. Карагай. Она рассказывала: «Когда мы были в девках, пошли зимой, во время святок, гадать. Нас было человек 8-9 молодых девушек. Вышли за деревню, где дороги пересекаются, начертили большой круг кочергой, сели, укрылись шалью и стали слушать, потому что говорили, что послышится, то и сбудется в этом году. Сидим мы, притихли от страха, вдруг слышим, будто свадьба едет, колокольчики звенят, песни поют. Вот-вот на нас наедут. Мы испугались, завизжали, шаль сбросили и увидели, что оказались рядом с прорубью, далеко от того места, где мы сидели. Видно, черти нас перенесли сюда. Ещё бы немного, и утонули все в проруби. А сестра моя старшая в этом году действительно вышла замуж. Вот хоть верь, хоть не верь». (записано от Уфимцевой Н. К. , 1960 г. р. , д. Филино, Юрического сельского совета, 2006 г. )

Домовой

Моя мама, Прокина Н. Ф. 1940 г. р. , д. Королёво, рассказывала мне, что когда она была маленькая, спала на русской печке, ночью услышала, что кто-то топает по полу маленькими шажками. Выглянула и увидела при свете луны, что по полу идёт маленький старичок, лохматый, с бородой. Подошёл к лавке, залез на стол и что-то взял с него. А потом ушёл (записано от Юриной С. В. , 1969 г. р. , д. Королёво, Юрического сельского совета, 2006 г. )

Моя бабушка, Черепанова Варвара Егоровна, 1904 г. д. , д. Н. – Звяга, рассказывала мне разные истории о нечистой силе. Вот несколько: 1. Русалка и рыбак. Житель нашей деревни, Иван, был заядлым рыбаком. Однажды, когда он пошёл рано утром на рыбалку, он увидел русалку, сидящую на ветках ивы. Русалка была вся в чешуе, с огромным хвостом, вся переливалась серебром. Она расчёсывала белые длинные волосы, которые свисали прямо в воду. Увидев человека, она прыгнула в воду – бульк – и исчезла. Через некоторое время русалки пришли к нему в дом – звали с собой, но жена смогла его удержать, не пустила, но потом этот рыбак Иван всё равно утонул (видимо, русалки его всё-таки утащили), а место, где это произошло, так и зовётся теперь – Ванина яма. 2)Банник. Одной женщине, Гачеговой Е. Д. , 1935 г. р. , с. Юрич, случилось ночевать в бане. Заснула она и чувствует, что её кто-то душит, проснувшись, она увидела толстые красные руки с морщинистыми пальцами, она не могла ни крикнуть, ни пошевелиться, но потом ей как-то удалось оттолкнуть от себя эти руки и дышать сразу стало легко. С этих пор она стала верить, что какая-то сила всё-таки существует, что есть неведомый человеку мир. 3)Леший унёс корову. В деревне Прокино один хозяин обругал свою корову: «Лешак бы тебя унес!» Корову будто бы подхватила какая-то сила, животное перемахнуло через высокий забор и убежало в лес Чудиху (там всегда что-то чудится), хозяева молились и нашли свою корову через несколько дней в лесу, худую, понурую. Когда они повели её домой, поднялся ветер, деревья закачались. И вдруг люди увидели, как по лесу идёт леший, высокий (выше деревьев), в длинной белой рубахе, подпоясанный, он громко хлопал в ладоши, а рядом с ним шла огромная лохматая собака, и только молитва спасла людей. (Записано от Боталовой З. В. , 1968 г. р. , с. Юрич 2006 г. )

Задача наша с вами -

Родину любить.

О годах тех прошлых

Память сохранить.

Семёнова Е. А.

Итак, мы подробно изучили материал по славянской мифологии, познакомились с самыми известными божествами славян, узнали поверья нашей стороны и пришли к выводу: изучая прошлое своей страны, мы находим в ней примеры, достойные восхищения и подражания, предупреждения о том, как не надо вести себя в настоящем и будущем, ведь история — это коллективная память народа.

Читая мифы наших предков, попадаешь в сказку, насыщенную волшебством и яркостью событий. Исследовательская работа зажгла во мне искорку творчества, мне захотелось сочинить стихотворение про наших замечательных предков-славян. И вот что у меня получилось:

Предки наши славные

Полегли давно,

Но их веру божью

Знаем хорошо.

Двадцать первый век сейчас,

Но мы помним их.

И читаем с гордостью

Своих предков миф.

Божества великие!

Боялись люди их.

И не зря придумали

Историю про них.

Лешие с русалками

В голове у нас,

И, как дети, верим мы:

Есть их дух сейчас.

Задача наша с вами —

Родину любить,

О годах тех прошлых

Память сохранить!!!

Боги и духи древних славян

Алконист (алкион) — птица грусти и печали. Изображалась с крыльями и человеческими руками, телом и лицом женщины. Она живёт на море и усмиряет бури.

Баечник — злой домашний дух. Появляется только ночью и не любит, чтобы за ним наблюдали.

Банник — дух, живущий в бане. Появляется в облике маленького нагого человечка. Он может погубить человека, моющегося в неурочное время.

Белбог — бог, живущий на небесах и управляющий ими. Представлялся в облике старца с длинной седой бородой, в белой одежде, с посохом в руке. Является только днём.

Берегини — воздушные девы, оберегающие людей от упырей.

Бес — одно из названий Чернобога. Позже — обобщённое название злых духов. Бес может вселиться в человека и мучить его.

Болотница — дева-утопленница, живущая на болоте. Её чёрные волосы раскинуты по нагим плечам и убраны осокой и незабудками. Она обольщает людей и топит их в трясине.

Болотняник — дух болота, живёт в большом каменном доме с женой и детьми. Это седой старик с широким желтоватым лицом. Обёрнувшись монахом, завлекает людей в трясину. Спит с Никиты осеннего (18 сентября) до Никиты вешнего (16 апреля).

Велес — бог скотоводства и богатства.

Вилы — лесные, полевые, водяные или воздушные девы в лёгких одеждах и с длинными волосами.

Водяница — жена водяного, русалка.

Водяной — дух рек и озёр. Показывается в облике нагого человека с длинными зелёными волосами и бородой из тины; тело покрыто чёрно чешуёй, на руках — перепонки. Любит играть в карты и пить водку. Появляется только вечером и ночью. Рыбаки приносят ему жертву. Спит с Никиты осеннего до Никиты вешнего.

Гром Гремучий Великий — божество, которое каждую весну садится за своих коней и хлещет золотой плёткой (молнией) Мать Сыру-Землю. Это позднее имя Ярилы.

Дажьбог - бог Солнца, сын Сварога. В мифах — один из первых царей и законодателей, положил начало летоисчислению по солнечному календарю. Дажьбог — муж богини луны.

Дворовой — покровитель двора. Он мужского пола и особенно хорошо относится к женщинам.

Дидулия — богиня деторождения. Ей приносят жертвы и просят дать детей.

Доля — дух-покровитель человека; даёт богатство и удачу. Доля действует по особенному усмотрению и иногда ленится.

Домовой — покровитель дома. Является в образе старика, чёрного человека, кошки, крысы, зайца, белки. По ночам шалит: шумит, раскачивает кровать, сбрасывает с постели одеяло, разбрасывает муку. Но чаще домовой помогает людям: моет посуду, колет дрова, качает колыбель с ребенком. домовоё смертен. На смену старому домовому приходит молодой. В новый дом дух- покровитель въезжает верхом на кошке. На Ефрема Сирина (10 февраля) домового кормят кашей; 28 сентября — приносят ему жертву.

Мой любимый домовой,

Домовитый!

То весёлый, озорной,

То сердитый!

То ругается со мной,

То дружит.

То играет, то делами закружит.

Спрячет что-то — и ищи!

Смеётся.

Всё ему всегда удаётся.

Дом от горя охраняет и покой,

Мой любимый, дорогой домовой.

Жива (Живана, Сива) — «дающая жизнь», противница Морены. Это дева весны; в правой руке держит яблоко, в левой — виноград. Жива является также в облике кукушки. В начале мая богине приносят жертвы.

Жировик — один из многочисленных домашних духов.

Зибог (Зембог) — бог земли, наделён огромной силой.

Зимцерла — богиня рассвета, утренней зари, начало дня.

Злыдни — злые существа; сидят на старой мельнице рядом с Лихо Одноглазым.

Ипабог — покровитель охоты. На его одежде были изображены сцены охоты.

Каган - вещая птица, приносящая счастье.

Кикимора — антипод домового в доме. Очень злое существо, в которое превращается родившийся мёртвым или умерший грудной младенец. Кикимора старается выжить людей из дома. С ней можно разговаривать: она отвечает стуком. Кикимору выгоняют на Герасима (17 марта).

Клетник — дух, живущий в клети, кладовке. По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место, шумит.

Курдуши — злые духи, помогающие колдунам в их работе.

Лада — богиня любви, покровительница браков, домашнего очага, богиня юности, красоты, плодородия.

Лель — юный бог любви, сын Лады.

Леший — дух леса. Появляется в облике простого человека, реже — зелёного старика. Показывается и исчезает внезапно. Иногда леший шумит с людьми: старается запутать их, завести в глубь леса, а потом пугает свистом. Леший очень весёлый, часто в лесу слышен его хохот.

Летом он живёт в лесной чаще, ходит к людям крестить детей, играть в карты. Питается мхом и шишками, любит выпить водки. Жена лешего — лешачиха. Вместе с детьми они живут в дупле старого дерева. На Ерофея (17 октября) леший проваливается сквозь землю. В этот день в лес ходить нельзя. Просыпается он на Василия (26 апреля).

Лихо — злая баба-великанша, пожирающая людей, она имеет только один глаз (одноглазое), ростом выше деревьев, спит на кровати из человеческих костей.

Лобаста — русалки, живущие в камышах. В играх и шалостях проводят они своё время.

Логовой — дух лугов. Помогает косить траву.

Макощь — богиня-покровительница женских работ, прядения и ткачества. В древности также — земледельческое божество, «мать урожая», богиня изобилия. Её культ перешёл на почитание Параскевы-Пятницы.

Молонья-царица (Маланья) — грозная богиня молнии, жена Великого Грома Гремучего.

Морена (Мара) — богиня зла, вражды, смерти. Ей приносят жертвы. В ночь на Ивана Купалы чучело Мары сжигали.

Морозка (Мороз) — бог зимы, холода. Он одет в тёмную шубу, ходит по лесу и укрывает деревья снегом. Встречных людей может наградить или наказать.

Моховой — дух крошечный, зелёного или бурого цвета, живёт во мху. Наказывает тех, кто собирает ягоды в неурочное время.

Нвьё — злые духи; души мертвецов, враждебные человеку.

Нежить — существа без плоти и души, но имеющие облик человека. Это не мертвецы и не приведения, а существа особого рода, духи природы (домовые, кикиморы, водяные, и шишиги и т. д. ).

Немиза — бог воздуха, повелитель ветров. Голова его увенчана лучами и крыльями, а на торсе изображена летящая птица.

Оборотень — колдун, умеющий оборачиваться в животных, или человек, превращённый в животное колдуном. Как правило, оборотень превращается в волка или медведя и вредит людям.

Овинник — дух, живущий в овине. Если кто-то сушит хлеб во время сильных ветров, овинник наказывает его пожаром.

Огонь-Царь — бог огня, способен уничтожить всё на своём пути. Это одно из воплощений Великого Грома.

Огуменник — (гуменник) — один из самых злых домашних духов. Например, он наказывает тех, кто по ночам ходит на гумно за соломой. На Агафона огуменника (4 сентября) этот дух выходит в поле раскидывать снопы по гумнам. Люди стерегут гумна в тулупах, вывернутых наизнанку, с кочергой в руке.

Параскева-Пятница — женское божество, покровительница пятницы. В этот день запрещалось прясть, стирать, выносить золу, пахать, боронить. Параскева появляется в белой одежде.

Переплут — бог изобилия, семян и всходов.

Перун — бог дождя, молний, грома, верховный бог Киевской Руси. Позже в народных преданиях появляется под именем Прони. Перун борется со злыми силами, с Чернобогом, разгоняет бесов своими золотыми молниями. Его птица — петух; растение — горох. Перун управляет облаками, тучами, ветрами. 2 августа — день Перуна. (сокол, орёл, ворон, петух — символы этого божества. )

Погода — бог ясных дней, провозвестник весны; муж Зимцерлы.

Подаг — бог звероловства; изображался со зверем в руке.

Полевой — дух полей, муж поляницы. Ему приносили жертву в виде яиц и молодых петухов. Он появляется в облике старца в белых развевающихся одеждах и пугает людей. Его явление сопровождается сильным порывом ветра.

Полей — бог брачных уз, брат Леля.

Полудница — женщина в белом, которая является работающим на поле в полдень, когда обычай требует делать перерыв. Полудница наказывает нарушителя, сворачивая ему голову.

Поревит — бог войны, изображается с пятью лицами.

Похвист (Посвист) — бог ветра.

Приведение (призрак) — душа умершего человека, являющаяся по ночам. Обычно оно показывается на кладбище или в лесу, рядом с охраняемым им кладом. Может прийти в дом к человеку и требовать от него каких-либо услуг. Приведение прозрачно, оно не отбрасывает тени. Единственная возможность спастись от него — бежать без оглядки; если обернешься, — умрёшь.

Припекала — бог любви, брачного союза и плодородия.

Прия — бог правосудия. Изображался в облике старца в одежде с большими числом складок и цепями на груди.

Пущевик — лесной дух, живущий в непроходимой пуще. У него руки, как сучья, сверкающие глаза и зелёные волосы.

Радигаст — бог с головой человека и ногами быка, реже — с головой льва, на которой сидит гусь. Изображался со щитом на груди, на щите — воловья голова. В левой руке он держит копьё или секиру, на шлеме — петух с распростёртыми крыльями.

Ржавчина — дух, живущий на полосах ржи. Из злобных побуждений может сплести несколько стебли ржи. Тогда поле считается проклятым. Спасти урожай может человек, решившийся (ценой собственной жизни) расплести рожь.

Род — бог Вселенной, живущий на небе, давший жизнь всему, что только существует в мире. Роду приписывается творческая и мужская (фаллическое божество). Он — мужское воплощение древней богини плодородия.

Рожаницы — девы судьбы, плодородия, женской силы. Их культ возник в период матриархата и связан с культом женского плодородия. Они присутствуют при рождении детей и определяют их судьбу. Рожаниц обычно две или три, позднее — семь.

Руевит (Руевит) — бог войны балтийских славян. Изображался с семью лицами и семью мечами, висевшими на бедре, и восьмым — в руке.

Русалка — дева вод, жена водяного. Это высокая, красивая девушка, живущая на дне водоёма в серебряном дворце или в доме водяного. Ночью русалка плещется на поверхности воды, садиться на мельничное колесо, ныряет. Она бестелесна и не отражается в воде. Прохожего может защекотать до смерти или унести с собой. Русалка может выйти замуж за человека, но брак всегда неудачен. Как правило, русалками становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви или утопленные мачехами

Сарайник — дух, местом жительства которого является сарай. Помогает поддерживать в сарае порядок, но может и наказать мужика за безделье.

Сварог (Сварожич) — бог небесного огня, владыка Вселенной. Он бросил на землю с неба кузнечные клещи, с тех пор люди стали ковать железо. Сварог разбивал своими стрелами-лучами облачный покров и открывал небо и солнце. У Сварога есть сын — Перун, бог грома и молний. Сварог дал жизнь Солнцу — Даждь-богу.

Святовид (Свантовит) — бог войны, солнца и победы у западных славян. Он изображался четырёхголовым. Рог, седло, меч — символы этого бога. По ночам Святовид ездит на белом коне и борется с нечистой силой.

Семаргл (Симаргл) — бог семян, ростков и корней растений, охранитель побегов и зелени. Он — посланец небес, посредник между богами неба и духами земли. Имел облик собаки-птицы.

Сирин — райская птица с человеческим лицом, птица радости.

Снегурочка — дочь Мороза. Иногда живёт летом у людей. В ночь на Ивана Купалу прыгает через костёр и тает.

Стрибог — бог воздушных стихий, древнее верховное божество неба и Вселенной, «бог-отец».

Суседко — то же, что домовой. «Дедушкой суседко» живёт в доме у огня на шестке. Он очень маленького роста и его обычно не видно. В праздники его подкармливают.

Сыра-Земля Мать — богиня земли. Гром будит её весной. Мать Сыра- Земля просыпается, молодеет, украшает себя цветами и зеленью, распространяет жизнь, силу и молодость. Она считается матерью всего живого, в том числе и людей. I4менины её отмечаются на Симона Зилота (23 мая).

Умыри (вампиры) — проклятые и колдуны, которые после смерти по ночам встают из могил и пьют у людей кровь. Они появляются либо в своём обычном виде, либо с синими лицами, закутанные в чёрньий плащ. Упырь может превратиться в летучую мышь, перо, соломинку. Чтобы прекратить деятельность упыря, следует вбить кол в то место могилы, где находится грудь покойника. Упыри — враги берегинь.

Хлевник — дух, живущий в хлеву. Он следит за скотом и поддерживает порядок.

Ховола — дух с двенадцатью глазами, которые светятся ночью и освящают ему путь

Хорс (Хорос) — бог солнечного диска, «око неба». Самостоятельного культа не имел и является дополнением культа Дажьбога.

Чернобог — злое божество, противник Белбога. Бог зимы, тёмных туч, ужасов ночи. Чернобог управляет эпидемиями, голодом. Приведения — его слуги. Этот бог имел облик льва. Гнев Чернобога могут укротить волхвы.

Черти — злые существа, бесы. Имели облик людей с рогами, копытами, хвостами и свиными рылами. Чёрт живет обычно в болоте, берлоге или под землёй. Он заключает договор с человеком и покупаёт его душу. Черти бывают молодые и старые. Ведьма — любовница чёрта.

Числобог — богиня луны. Она держит в руке луну, по которой в древности исчисляли время.

Чудинко (пуганко) — то же, что кикимора, воплощение злого начала. Верили, что плохие люди закладывали его в виде маленькой тряпичной куклы под бревно дома во время строительства. Чудинко пугал по ночам живущих в доме стуком и треском. Особенно силы достигает он в заброшенных домах. Избавиться от злого духа можно только, уничтожив куколку.

Чур (Щур) — древний бог очага, оберегающий границы земельных владений. Очаг и тёплая изба — место обитания Чура. К нему взывают во время гаданий, игр и т. д. («Чур, меня!»). Чур освящает право собственности («Чур моё!»). он же определяет количество и качество необходимой работы («Через чур!»). Чурка — деревянная изображение Чура.

Шерстнатый — ночной демон, давящий спящего человека. Сердить его нельзя, иначе совсем убьёт.

Шишига — маленькое горбатое и брюхатое холодное существо с сучковатыми руками. Утаскивает в воду зазевавшихся путников. Появляется в сумерках.

Ярило — бог весеннего солнца, божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Это молодой, красивый человек на белом коне и в белой мантии, с венком весенних цветов на голове. В левой руке он держит колосья. Весной справляли «ярилки», которые заканчивались похоронами Ярилы. Где Ярило пройдёт — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорится любовь. 4 июня — Ярилин день.

Яровит (Геровит) — бог войны у балтийских славян. Его атрибутами были золотой щит и шлем. Он был связан с культом весеннего плодородия.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)