Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

След добра (история одной жизни)

Есть имя, знакомое и близкое каждому барандатцу, − Александр Игнатьевич Пономарёв. О нём можно сказать, что вся жизнь Александра Игнатьевича связана с Барандатом. О таких людях пишут книги. Может, и об Александре Игнатьевиче Пономарёве кто-нибудь когда-нибудь напишет: о его увлечённости, о том, как человек жил, осуществляя свою мечту. Таких людей называют высокими.

Нет в округе такого зелёного села, как наше. Эти клёны и тополя, яблони и акации посадили ученики вместе со своим учителем – Александром Игнатьевичем Пономарёвым. У него не было специального образования, но его ученикам это было не важно, они любили своего учителя и его предмет.

О боевом прошлом Александра Игнатьевича узнали не так давно: это был славный путь. Много лет спустя, ученики той деревни, где воевал Александр Игнатьевич, написали ему письмо. И долгое время шла переписка: ребята сообщали ему обо всём, присылали фотографии. Яркий след на земле оставил Александр Игнатьевич Пономарев.

Тема моего исследования – описание жизни интересного человека, мечтателя, труженика, фронтовика.

Цель работы такова: уходят из жизни его родственники, друзья, стареют его ученики, но надо, чтобы его помнили.

Я хочу, чтобы это имя осталось в памяти многих. Есть имена, которые не забудутся, сколько бы лет ни прошло. Их помним мы, будут помнить наши дети, мы им расскажем, буду помнить наши внуки. Это и называется вечная память.

Создавая эту работу, я обратился к документам личного архива А. И. Пономарёва, предоставленным его вдовой Е. Г. Пономарёвой, к воспоминаниям его учеников (Клюевой Н. В. , Масоловой Т. В. и др. ), его коллег (Махнёвой А. А. , Казённовой В. П. и др. ), летописи села и школы, протоколам педсоветов 60-х годов, материалам газеты «Новая жизнь» и т. д.

Военная юность

О юности Александра Игнатьевича Пономарёва я слышал от многих людей: от его жены Екатерины Григорьевны, от бывшей коллеги, ветерана педагогического труда Антонины Александровны Махнёвой, от комсомолки 40-х годов Надежды Константиновны Грибовой, прочитал в газете «Новая жизнь». Судя по этим рассказам и воспоминаниям, это была и обыкновенная, как у многих тогда, но в то же время и необыкновенная жизнь. Необыкновенная в том, что уже тогда у этого деревенского парня проявилась такая черта, как ответственность за всё вокруг ( одна из старых книжек, которую я никогда не читал, так и называлась «Я отвечаю за всё»), такие они были – обыкновенные и необыкновенные парни той поры. Родился Александр в 1922 году в селе Большой Барандат. В 30-е годы был комсомольским вожаком, вел кружки для сельских ребятишек: учил верховой езде, игре на балалайке, мандолине.

Перед самой войной после окончания средней школы по комсомольской путевке он едет в близ лежащее село Тамбар работать учителем.

Началась война, и Александр Игнатьевич пошел на фронт. Разбираюсь в военных документах Александра Игнатьевича. Вот карта боевого пути их дивизии, вот письма однополчан, наградные документы, памятный альбом 465 Краснознамённого стрелкового полка, где про каждого сказано, сколько прожил, до каких мест дошёл.

А. И. Пономарёв воевал в Сталинграде. В составе 167-й Сумско-Киевской дважды Краснознаменной стрелковой дивизии прошел от Воронежа до Праги, где и встретил победу. Это был славный путь. Дивизия участвовала в битве на Орловско-Курской дуге, в знаменитом сражении под Прохоровкой, освобождала Белгород. Особенно тяжелым был бой за село Бессоновка Белгородской области. Запали в сердце эти места, до самой смерти Александр Игнатьевич переписывался с жителями этого села.

В ноябре 1943 года 167-я Сумско-Киевская дивизия, переправившись через Днепр, подошла к Киеву с запада и участвовала в его освобождении. Во второй половине ноября – декабре 1943 года дивизия двинулась на Белую Церковь, а дальше участие в Корсунь-Шевченковской операции по уничтожению окруженной немецкой группировки. В октябре 1944 года дивизия перешла границу СССР в Карпатах. Дальнейшее её продвижение было по территории Чехословакии. Через Карпаты переходили дважды. Май – июнь 1945 стояли в Чехословакии, в июле возвращались с победой домой. «За отличные боевые действия на фронте» гвардии рядовой, старший разведчик батареи управления полка Пономарев Александр Игнатьевич был 25 июля 1945 года награжден командованием 493 истребительного противотанкового артполка охотничьим ружьем, которое хранил всю жизнь.

Были у Александра Игнатьевича и другие награды: орден Красной Звезды, боевые медали: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За победу над Германией», «За взятие Берлина».

Были у него и ранения. Александр Игнатьевич ходил прихрамывая.

Настоящий учитель

Самые интересные и разнообразные сведения о послевоенном учительском труде Александра Игнатьевича получаю от его бывших учеников, а их в селе очень много, а также от старых учителей, тех, кто работал с Александром Игнатьевичем. Наиболее полны воспоминания А. А. Махнёвой, они не только о работе, но и о том, что это был за человек, чем увлекался, что не принимал. Но все воспоминания, все рассказы подтверждают, что это был человек, во-первых, окрылённый мечтой, а во-вторых, очень любящий школу и детей. Настоящий учитель. О его увлечённости и любви к детям говорят даже подписи под фотографиями: «Мои добрые помощники – дружные ребята. Строим пруды», «Школу построили, питомник деревьев тоже посеяли, ну а теперь озеленим школу и наше село. Как говорится, работы – уйма. Но – всё преодолеем!»

После войны Пономарев Александр Игнатьевич стал работать лаборантом и учителем физики и биологии в Большом Барандате. Редко встречаются люди, настолько увлеченные, так отдающие всего себя делу. Вне уроков Александр Игнатьевич учил детей элементарным навыкам работы с электричеством, вел кинокружок, сам изготавливал необходимые демонстрационные приборы по физике (некоторыми из них пользовались учителя физики до 80-х годов). Его уроки физики и биологии были похожи на увлекательные игры.

Под его руководством заложен первый парк в селе, школьный фруктовый сад – предмет гордости многих барандатских жителей – бывших выпускников школы, некоторое время спустя – аллея в честь односельчан, не вернувшихся с войны.

Александр Игнатьевич переписывался со многими учеными –селекционерами, с опытными станциями, выписывал семена, саженцы непривычных для сибиряков растений, сам занимался опытами, отправлял сибирские растения в другие регионы. Вот отрывок из письма жительницы с. Бессоновка Белгородской области В. И. Вислогузовой: «Здравствуйте, уважаемый Александр Игнатьевич! Спасибо большое за ваше письмо и за саженцы кедра. Саженцы дошли чудесно. Их посадили в колхозном питомнике. Пусть подрастают, а потом мы пересадим их в дендрарий, к могилам погибших воинов, а их только в Бессоновке – две, а на территории колхоза – пять».

Выросший сад давал богатые урожаи: яблони, ранет. Ребятишки ели, сколько хотели, собирали урожай, продавали, а деньги тратили на проведение праздников, на призы, на помощь нуждающимся, на школьные нужды. В саду всегда шла работа: учились ребята ухаживать за плодовыми деревьями и ягодниками весной, летом и осенью, удобряли, прививали. А уж как цвел этот сад! Александр Игнатьевич привез семена кленов, и ученики по всей деревне рассадили вместе с учителем эти незнакомые деревья. Теперь клены у нас так же привычны, как и тополя, березы. Именно Александр Игнатьевич впервые посадил в селе жасмин и уссурийскую сирень. В середине 60-ых годов Александр Игнатьевич Пономарев получил из Прибалтики семена диковинного растения – куузик (гибрид брюквы и капусты). Это была ценнейшая кормовая культура. И вместе с учениками на опытном поле он получил необыкновенный урожай. Каждый корнеплод был по нескольку килограммов (по 5-7кг. ) – это только «корешки», а еще были и «вершки» - капустная листва сверху. Эти плоды представляли даже на ВДНХ. Много лет потом в хозяйстве выращивали куузик в качестве корма для скота. Было в школе и богатое кукурузное поле. В 60-е годы Александр Игнатьевич вместе с учениками строил запруды. Пруды существуют до сих пор.

Низкий поклон фронтовику

И ещё одна сторона жизни Александра Игнатьевича: много лет он переписывался с жителями Бессоновки, интересовался трудовыми делами, достижениями, учебой детей, и бессоновцы отвечали ему вниманием и поддержкой. В последние годы жизни эта переписка была для него, наверное, самым главным в жизни. Он уже не работал в школе, бывших учеников в селе не было, а новые как-то им не интересовались, у них была другая жизнь, другие проблемы. Болели раны. Было одиноко. А вот бессоновцы не просто не забывали фронтовика – благодаря их письмам, он чувствовал себя нужным, по-прежнему шагающим в ногу с жизнью. Читая письма бессоновцев и заметки Александра Игнатьевича на обороте, на полях, я думаю: он был более связан с ними, с этими далёкими людьми, чем с односельчанами, более интересен и необходим детям далёкой Бессоновки, чем родной для него школы. Ему высылают местные газеты «За изобилие» и «Знамя», где опубликованы материалы об успехах тружеников бессоновского хозяйства, журнал «Огонёк» и газету «Сельская жизнь» с репортажами о Бессоновке. И он гордится: «Не зря воевали, гибли, проливали кровь!» В письмах ему даже о специалистах хозяйства рассказывают.

« Здравствуйте, уважаемый Александр Игнатьевич!

Пишет Вам руководитель клуба «Подвиг» Бессоновской средней школы. Письмо мы Ваше получили. Большое спасибо Вам, дорогой Александр Игнатьевич, за Бессоновку. За то, что Вы участвовали в ее освобождении, за то, что написали такое интересное письмо. Низкий поклон Вам, дорогой наш человек, от всех бессоновцев и пожелание крепкого здоровья на долгие – долгие годы.

Письмо Ваше заслуживает большого внимания. Оно войдет в «Летопись Великой Отечественной войны» как исторический документ.

Наши земляки помнят, как в марте вы отходили, даже показывали овраг, по которому вы шли. А полностью село было освобождено летом, после исторического разгрома на Курской дуге.

По телевизору показывали наше село. Вот и сегодня, 4 мая, во «Времени» мы опять видели себя. Дело в том, что наш колхоз ордена Трудового Красного Знамени им. М. В. Фрунзе выполнил пятилетку за 3 года и 2 месяца по всем показателям. Председатель колхоза Василий Яковлевич Горин (тоже ветеран) награжден 2-ой Золотой Звездой Героя Социалистического Труда. По специальности он – фельдшер. У руля – 27 лет. Пришел в разбитое хозяйство. А сейчас у нас миллионные прибыли даже в трудные (климатических условиях) годы. Это очень интересный человек, требовательный руководитель.

Наше хозяйство специализируется на производстве свинины. В хозяйстве работают энергичные люди. Например, на свинокомплексе «Чайка» работает кандидат биологических наук, лауреат премии Ленинского комсомола Григорий Семенович Походня, он пишет докторскую диссертацию. Кандитатскую защитил в нашем колхозе. А ему сейчас 35 лет. Есть и лауреат Государственной премии Коменин А. И. , мой сосед, кстати. Он звеньевой безнарядного звена, выпускник нашей школы. И о каждом колхознике много можно говорить. Ведь мы не только выращиваем свиней. Растет на наших полях свекла, пшеница, кукуруза, ячмень, подсолнух и т. д.

Имеется молочный комплекс на 1200 голов и несколько ферм.

На территории колхоза – 3 средних школы. Бессоновская – центральная школа. Ей 11 лет. Вернее зданию. Но Министерство просвещения выделило 1,5 млн. руб. для строительства школы будущего на территории села, т. е. школы, которая бы соответствовала всем требованиям школьной реформы. Колхоз отказался от этих денег, выделив 5 млн. руб. на строительство этой школы. За последние годы у нас построено более 400 квартир со всеми удобствами (газ природный), детский комбинат «Улыбка» на 320 детей с плавательным бассейном и зимним садом, из мрамора и туфа амбулатория, строится кафе-ресторан.

Наша ученическая производственная бригада имеет 145 га земли. Есть своя техника. Летом дети отдыхают в колхозном лагере труда и отдыха «Романтика», расположенном в живописном уголке. Девочки 9 –10 классов работают на молочном комплексе и на свиноферме. Мальчики обрабатывают поля. »

Александру Игнатьевичу пишут о строительстве нового детского сада с плавательным бассейном и зимним садом, о гастролях местного танцевального ансамбля «Радуга» в Югославии, в Румынии, на ВДНХ, о поездке сельского хора в ГДР, о приезде М. С. Гобачёва, Ю. Левитана, о митинге 9 мая. Бессоновцы благодарят его за саженцы кедров, приглашают к себе. Письма А. И. Пономарёва хранятся в Музее Боевой Славы, одно из них публикуется в местной газете «Знамя». Эта переписка давала ему силы жить, несмотря на боли, на старость, на невнимание односельчан.

Кроме того, много времени занимал и поиск однополчан. В этом фронтовику помогали учащиеся 74-й школы города Челябинска.

Уважаемый Александр Игнатьевич!

Мы, следопыты музея, получив от вас письмо, сообщаем, что наш музей был открыт 23 февраля 1976 года. Директором музея Боевой Славы был бывший военрук нашей школы Марк Давидович Вольфсон. Со своим классом он собрал огромный материал и документы о 167 стрелковой дивизии. В нашем музее около 100 воспоминаний ветеранов, есть священная земля с мест боёв 167 стрелковой дивизии. Отвечаем на вашу просьбу. В каталогах музея мы посмотрели ваших товарищей и друзей, и нашли только одного, мы даём его адрес:

Назимок Иван Григорьевич

Герой Советского Союза г. Москва, 123103, улица Генерала Глаголева, дом 25/1, квартира 49

Остальных, к сожалению, у нас нет. Мы вас также поздравляем с 40-летием Победы над фашизмом. Желаем вам крепкого здоровья, счастья, мирного неба.

Следопыты 74 школы.

Уважаемый Александр Игнатьевич!

Мы нашли ещё одного и даём вам адрес:

Перепечин Пётр Мартынович

Свердловская область, 623510, г. Богданович, улица Первомайская, дом 23, квартира 5. ( К сожалению, Пётр Мартынович умер, а адрес мы даём для того, чтобы вы написали его родным. )

В своём письме вы назвали Токарева без инициалов. В нашем музее несколько Токаревых, пожалуйста, напишите его инициалы.

Следопыты 74 школы

Совет ветеранов 167-ой Гвардейской дивизии тоже не оставлял вниманием А. И. Пономарева. В честь 40-ой и 45-ой годовщины Победы ему присылали памятный альбом дивизии, карту боевого пути, поздравления и письма.

Добрая память

В 1982 году Александр Игнатьевич Пономарев вышел на пенсию. Вот как говорит о нем его бывшая коллега, учительница Барандатской школы Антонина Александровна Калашникова (Махнева).

Из воспоминаний об Александре Игнатьевиче Пономарёве.

Хочется написать о человеке, с которым проработала более 10 лет и до сих пор продолжаю беседовать по-дружески. Всем лучшим в школе мы обязаны ему: его активность, энергия, любовь к природе и земле достались ему от родителей.

Будучи комсомольским вожаком, Александр Игнатьевич мечтал изменить своё родное село, и мечту эту пронёс через войну. Вернувшись с фронта тяжело раненным в позвоночник, он осуществил задуманное. Работая в школе учителем физики, биологии ,труда и лаборантом, помогал вместе с детьми и нашими молодыми учителями озеленять усадьбу школы.

В обществе Александра Игнатьевича быть интересно. Он умеет увлекательно рассказывать о тайнах и богатствах родного края. С большим желанием выращивали школьники цветы под руководством Александра Игнатьевича, разбили клумбы, выписывали саженцы и раздавали населению. Редкие растения в Сибири прижились и остались навсегда здесь. Жасмин, сирень, ирга, акации, клен и сейчас есть у частников. А школа, детсад, больница, совхозная контора имеют парки - скверы благодаря неустанной заботе Александра Игнатьевича. И не случайно многие годы пришкольный участок в школе был в образцовом порядке. Каждая травка, мешающая культурным растениям, вырывалась тщательно ребятами. Велик был турнепс благодаря большому уходу.

Заядлый рыбак, Александр Игнатьевич был и инспектором по охране природы. Только по его инициативе у нас есть два водоема, где рыболовы- любители ловят карасей, благодаря его заботе дети охраняют пруды, где летом купаются, а животные пьют чистую воду. Он пенсионер, но молод душой, и настрой этот передается молодежи. Сколько уже стало разнообразных цветов у жителей села. Семена есть Александра Игнатьевича.

Александр Игнатьевич – знаток природных богатств: ягод, цветов, озер, прудов, грибов. Есть еще одна черта характера – видеть прекрасное и уметь его запечатлеть. Он фотограф, старый, опытный. Это у него сохранилось до настоящего времени. Прекрасные букеты из полевых цветов и домашних может собрать этот человек, красиво пишет и рисует. Все умеют его руки. Передает все хорошее детям и своему внуку.

Большую переписку ведет со следопытами- учениками с Урала, которые нашли ему, где формировалась 167-я стрелковая дивизия, в которой служил Александр Игнатьевич. Более 100 человек нашли дети друзей - фронтовиков. К 40-летию Победы его приглашают в Омск. Удивительна судьба учителя - фронтовика, носившего 20 лет пулю в позвонке и сейчас продолжающего жить жизнью страны, жизнью своего народа, интересующегося судьбой друзей- однополчан, пропавших без вести, а в настоящее время он нашел некоторых с помощью ребят. Один из них Герой Советского Союза, живет в Москве (Назимок И. Г. ). И обрадуется Александр Игнатьевич этой дорогой находке.

В этом же году в районной газете «Новая жизнь» была напечатана заметка «След добра»

След добра

За окном добротной деревенской избы медленно кружились лохматые, крупные снежинки. Они никак не хотели опускаться вниз, как бы предчувствуя - долго на земле им не сохранить свою пушистость и нежную красоту, что люди разомнут их, растопчут ногами, машины прикатают своими огромными колёсами.

Снежинки кружились, легко покачиваясь в воздухе, но, если на пути их встречались ветви белых берёз, вечнозелёных ёлок, стройных тополей, пусть совсем оголённых, тут же цеплялись за них и громоздились одна на другую. Казалось, махни на них издали рукой - и вспорхнут, как стайка красногрудых снегирей.

В такие дни старый учитель часто вспоминает своё прошлое. Точнее Александр Игнатьевич Пономарёв вспоминает юность, когда впервые по комсомольской путёвке он был отправлен в Тамбарскую школу, где учил детей.

После следовали грозные годы войны: битва за Сталинград, Корсунь-Шевченковская операция. Ранение. Долгожданный день Победы.

И вновь в жизнь Александра Игнатьевича вошла школа, уже в Большом Барандате. Шумные, весёлые голоса детей. Александр Игнатьевич учит и учится сам. Биология – вот его увлечение. Он отдаёт все свои знания, умения, прививает детям любовь к природе. Под руководством Александра Игнатьевича закладывается первый парк в селе, школьный фруктовый сад, немного погодя – аллея в честь памяти солдат, не вернувшихся с полей войны. Шумят теперь постаревшие берёзы, европейские клёны на территории детского сада - их редко встретишь в Сибири.

Весной цветут уссурийские сирени, осенью радуют глаз яблоня и ранет. Всё это годами создавал Александр Игнатьевич со своими верными учениками, любящими природу.

Давно ветеран на заслуженном отдыхе, в разных краях живут и работают его ученики, но всегда они помнят своего учителя и те берёзки и клёны, что оставили будущему поколению, живут с надеждой, что дело, начатое ими, будет продолжено другими.

(«Новая жизнь», 1982год)

В 1991 году Александра Игнатьевича не стало, но он жив в памяти своих учеников, коллег, односельчан.

Эта работа дала мне очень многое: представление о настоящем человеке, о жизни, прожитой не зря, о том, как люди не замечают, забывают тех, кто сделал им добро, но всё же не такие уж мы и неблагодарные, всё-таки понимаем в конце концов, осознаём, начинаем ценить. В нашем школьном музее есть теперь материалы об Александре Игнатьевиче Пономарёве – учителе, мечтателе, фронтовике, просто очень светлом человеке. Я думаю, что наши односельчане будут его помнить и будут им гордиться, как гордятся тем, что у нас в школе учился Н. И. Масалов, Герой Советского Союза И. Д. Пашков. А к 75-летнему юбилею школы в сентябре 2006 года мы открыли в школе памятную доску об Александре Игнатьевиче. Таких людей необходимо помнить, тогда нам и себя будет за что уважать.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)