Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Слияние мужества и стойкости с нежностью, добротой и великодушием в натуре шолоховских героев

Война всегда нас будет волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто владеет пером.

В. Высоцкий

«Память – это свойство души хранить сознанье о былом » - читаем в словаре В. И. Даля, то есть хранить знания о прошлом, каким бы оно не было, а память о подвиге – долг потомков хранить как святыню.

Более 60-ти лет отделяет нас от суровых лет Великой Отечественной войны, но мы, сегодняшняя молодежь, говорим об этом без устали. Это наша история, это молодость наших прадедов, это детство наших бабушек и мы обязаны помнить обо всем происходящем. Весь мир не должен забывать ужасы войны, разлуку и страдания, потери и гибель миллионов. Это преступление забыть обо всем происходящем тогда, в горячие 40-е. Именно поэтому мы и сегодня идем к памятникам и мемориалам, возлагаем цветы и замираем при объявленной минуте молчания.

Все мы с интересом смотрим фильмы, читаем книги о Великой Отечественной войне, забывая порой о том, что рядом с нами живут самые настоящие, не вымышленные участники тех событий. Мы не всегда осознаем, что пятьдесят с лишним лет назад эти седые, солидные люди с орденами и медалями были молоды так же, как мы – нынешние старшеклассники. Что помогло им, таким юным, не обученным военному искусству, выдержать все испытания? Свойственная им высокая нравственность, духовность, чистота помыслов – вот что заставляло этих людей в двадцать лет думать не о смерти, а о Родине, о мире для детей и внуков. В суровых военных испытаниях русский человек открылся в такой красоте душевной доблести и мужества, которая никогда не перестанет удивлять и потрясать человечество.

Время показало, что русским людям было что защищать в этой войне, для них она была в полном смысле Отечественной, ибо они защищали свою землю, свои семьи, не щадя жизни.

Литература о войне разнопланова – это проза и стихи писателей и поэтов, военные мемуары, небольшие остросюжетные рассказы, романы – эпопеи, где осмысливаются крупнейшие сдвиги и потрясения в исторических судьбах народов.

Много произведений написано о Великой Отечественной войне, которые воспевают героизм, мужество, стойкость нашего русского воина. Я прочитал лишь некоторые из них: повесть Закруткина «Матерь человеческая», повесть Велтистова «Прасковья», повесть Васильева «А зори здесь тихие», рассказ Быкова «Обелиск», но особый след в моей душе оставили книги Михаила Шолохова.

Имя Нобелевского Лауреата Михаила Шолохова широко известно читателям не только нашей необъятной России, а, пожалуй, всему человечеству. Его роль в мировой литературе ХХ века безгранична.

Когда началась война с немецко – фашистскими захватчиками, Михаил Александрович Шолохов внес в фонд обороны 150 тысяч рублей. Это была Сталинская премия за роман «Тихий Дон». А сам Шолохов, писатель с мировым именем, ушел на передовую военным корреспондентом. Все тяготы военных будней писатель узнал не понаслышке. Да и в книгах своих он показал, как страшна война – без прикрас. Все, о чем писал, он переживал сам. С июля 1941 – по декабрь 1945 Михаил Александрович написал 10 публицистических статей, рассказ «Наука ненависти», главы из романа «Они сражались за Родину». Герои книг военного периода прежде всего люди с чистой совестью, с открытой душой. Убежденность – «Наша возьмёт!» - не покидает их ни на час. Тревожная мысль – «Родина в опасности!» - ведет их вперед.

Книги Шолохова – всегда открытие. Открытие неисчерпаемости жизни и человека, в том числе и человека на войне. «Судьба человека», «Они сражались за Родину» - явления небывалые, новаторские в мировой литературе. Читая произведения на военную тему, невольно страшаешься нащупать пути сопряжения правды истории и правды современности. После прочтения «Они сражались за Родину», осмыслив и продумав каждую строчку романа, я с особой ясностью убедилась в необыкновенном таланте Михаила Шолохова. Я думаю, что обратясь к трагическим событиям сорок второго года, года нашего отступления, он сумел с неистребимым жизнелюбием показать нам судьбы своих героев, проходящих через неимоверные испытания, и в то же время смог сохранить и юмор, и доброту, и святое фронтовое братство! Читаю страницу за страницей и словно вижу воочию окопы, траншеи в степном разнотравье под жарким солнцем. И чудится мне, что возникнут сейчас из знойного марева фигуры смертельно уставших бойцов в пропыленных гимнастерках – Лопахина, Звягинцева, Стрельцова, Некрасова, старшины Поприщенко

В мае 1943 года на страницах газеты «Правда» началось печатанье нового романа Шолохова «Они сражались за Родину». Писатель ввел нас в ритм фронтовых будней и «напряженных» боев летнего отступления на втором году великой народной битвы. Динамично развертываются события на фоне, словно вымершей от зноя, донской степи – идут кровопролитные бои с превосходящими силами противника. Суровыми и горькими красками нарисовал писатель отступление нашей армии. Бойцы выбиваются из последних сил, но сохраняют свою часть как боевую единицу. Герои романа – люди, отстаивающие свою Родину в боях. Со страниц мужественной книги встает образ воюющего народа, силы которого подверглись самой жестокой проверке в годину военных испытаний. Вместе с народом мужают в борьбе и герои эпопеи. Новый шолоховский роман был особенно дорог фронтовому читателю. «Вашу книгу, - писал Шолохову капитан Хондочий, - я ношу так же, как и мои товарищи, всегда с собой в сумке. Она нам помогает жить и сражаться». Фронтовики отмечали, что автор ярко показал, как в суровой школе войны закаляется дух и воля солдата, как растет его воинское мастерство. «Они сражались за Родину» - это роман – эпопея. На первом плане в нем – судьбы людей, за которыми видны и через которые показаны жизнь и судьбы целого народа. Шолохов заставляет нас полюбить своих героев, вместе с ними идти путем войны, переживать горечь и боль утрат, жгучую ненависть к врагу, жить их светлой, мужественной верой в победу. Главы романа публиковались «с ходу», немедленно, как только они выходили из – под пера писателя, печатались среди самых актуальных, насущной важности материалов в общесоюзных и военных газетах. Зачитывались номера газет с главами шолоховского романа и на фронте, и в тылу, буквально до дыр.

Писатель показал войну во всей ее реальности, он нарисовал такие картины жизни, сражений, что представляешь себя рядом с героями. Передо мной словно встает и та природа, и та местность, и те люди. Именно в таких условиях я знакомлюсь со сдержанным, молчаливым Николаем Стрельцовым, насмешливым, злым на язык весельчаком Петром Лопахиным, с медлительным, пожилым Поприщенко, с Иваном Звягинцевым. Свел этих людей вместе гражданский долг перед Родиной, которую они пошли защищать с оружием в руках. До войны пути их были разные: Стрельцов работал агрономом, Лопахин – забойщиком в шахте, Звягинцев – комбайнером. И собрались они из самых разных мест: широкоплечий, ладный бронебойщик Борзых – сибиряк, Поприщенко и повар Лисиченко – родом с Украины, автоматчик Павел Некрасов с любовью вспоминает родные места на курской земле. Портреты всех этих людей живописны и необыкновенно полны. У автора так много любви к своим героям и горечи, вызванной тяжестью доли, легшей на их плечи, немало юмора, который ярко проявляется даже в трудное и суровое военное время. Все герои – самые обычные русские люди, каждый со своим характером, со своими привычками, со своей манерой разговаривать, но, тем не менее, ни в одном нет чего-то идеализированного, возвышенного. Каждый своеобразен, интересен, неповторим чем-то своим. Благодаря этому вырисовывается не один характер, а нечто огромное, великое – портрет народа, сражающегося за свою родную землю, за построенный каждым уклад жизни, за Отчизну. Трогательна сцена, в которой раненный командир дивизии встречает приведенных под Сталинград старшиною Поприщенко бойцов, принесших с собой знамя полка. Их уцелело всего 27. Командир обращается к ним со словами гордости и веры, благодарит их за честную службу, опускается на колено, склоняет забинтованную голову и целует принесенное ими сквозь все бои алое знамя. Они бредут той самой степью, которая вскормила их, которую они возделывали своими сильными, скупыми на ласку руками, сжимающими теперь автоматы. Пропыленные и истомленные жаждой, идут они навстречу июльскому солнцу, до боли в глазах серебрящему разливы ковыля. И стыдом, и горечью полны их взгляды, обращенные на запад. «Было что –то величественное и трогательное в медленном движении разбитого полка, в мирной поступи людей, измученных боями, жарой, бессонными ночами и долгими переходами, но готовых снова, в любую минуту, развернуться и снова принять бой», - читаю у Михаила Шолохова. А этой степи, томно разметавшейся под знойным солнцем и напоенной «горьким запахом вянущей полыни», еще не коснулась черная смерть. Она, точно грозовая туча, «бродит за горизонтом» напоминая о себе глухими раскатами, похожими на июльский гром. А пока мирно посвистывает суслик, лениво набегают к подножию древнего кургана седые волны ковыля, гудят шмели и пчелы вокруг дурманящих душистых островков цветущего чабреца. И эта, точно настороженная тишина, царящая над пригретой солнцем землей, полна первозданной, нездешней грусти, страшит больше, чем орудийный грохот, а «непроглядно густая синева неба» только резче оттеняет опаленную зноем и пожарами боев бурую «прозелень» солдатских гимнастерок, обтянувших «униженно согнутые» плечи бойцов. Противопоставляя красоту мирной степи безобразию, которое несет война, писатель, словно постоянно напоминает, что «на войне внешняя красота выглядит кощунственно», а потому не может быть ничего красивого в смерти и разрушениях, и должно показать было это все без прикрас, придерживаясь самой безжалостной правды жизни. Поэтому поводу метко высказался Михаил Шолохов: « какую ко всему живому безжалостную войну ведет немец»

Сквозь описание боевых операций, окопных и тыловых буден, геройских дел пробивается бытовая проблематика, мотивы любви, семьи. Первые из сцен романа, посвященные автоматчику Стрельцову, вскрывают его домашнюю сумятицу, разлад с женой. Его образ окрашен отблесками душевной драмы, тяжелых дум. В главах об отсутствии полка он центральный персонаж, и события освещены его внутренним взором. В изображении боевой страды Шолохов избегает любых красивостей. Отступающий, разбитый полк, жаркая пыльная земля, изможденные люди – все тускло, серо, помято, внешне непривлекательно. Но писатель сосредоточивает внимание не на этом, а на духовной привлекательности своих героев, на богатстве их внутренних достоинств. Примечателен мир взаимоотношений шолоховских героев: в грохоте битвы, в смраде и хаосе слышатся то там, то здесь соленое словцо, резковатые будто бы шутки, грубоватая перебранка, и во всем этом – доброта, милосердие, дружба, благодарная память признательности друг к другу за солдатскую взаимовыручку. Звягинцев при первой беседе со Стрельцовым отвлекает его от горестных дум о семейных неурядицах, одновременно высмеивая себя, свою жену, лишь бы облегчить маету товарища. Какая глубокая приязнь скрыта за яростными переругиваниями Лисиченко и Лопахина! Какой трогательной заботой окончились насмешки Лопахина над Звягинцевым при ночном отступлении к Дону!

Самобытность шолоховского слова связана с полифонией чувств и сложностью эмоциональной жизни столь незамысловатого на вид «простого» человека, с описанием нравственного облика людей, одухотворенных патриотизмом. Контужен Стрельцов, убиты бронебойщик Борзых, повар Лисиченко, геройски пал ефрейтор Кочетыгов, отсалютовали, оставшиеся в живых, свежей могиле командира роты лейтенанта Голощекова Звягинцева друзья считают погибшим. И он бы погиб, не выручи его из смертельной беды маленькая санитарка: «Над ним склонилось бледное даже под густым загаром, веснушчатое лицо незнакомой девушки в вылинявшей пилотке Лицо было явно дурненькое, простое, неказистое лицо курносой русской девушки, но такая глубокая сердечная ласка и тревога проглядывали в огрубевших чертах этого лица, такой извечной женской теплотой и состраданием светились девичьи серые, нестрогие глаза, что Звягинцеву показалось, что эти глаза так же нужны, хороши, необходимы, как сама жизнь, как раскинувшееся над ним бескрайнее голубое небо От радости, что жив и не покинут своими, от признательности, которую он не мог, да пожалуй, и не сумел бы выразить словами незнакомой девушке – санитарке чужой роты, у него коротко и сладко защемило сердце, и он чуть слышно прошептал:

- Сестрица родная откуда же ты взялась?»

Автор представил нам некий суровый персонаж, бестрепетно несший траншейную службу, уставший от войны. И лишь органичный юмор многих персонажей вскрывает одну из сокровенных черт жизнелюбивого народного характера. Знаменательно, что среди героев романа «Они сражались за Родину» нет трусов, людей «малодушных», никчемных. Все герои отважны, но каждый отважен по-своему. А вместе в атмосфере шутовства, пересмешек, бесшабашных и горьких баек, добродушных или язвительных

«подначек», скоморошества воссоздается обаятельный образ народного оптимизма. Смелое соединение трагического с комическим стало достижением в познании национального характера.

Медленно и жестоко утюжит окопы тяжелый немецкий танк, и, с трудом поднимаясь прямо из земли, обезображенный его гусеницами, ефрейтор Кочетыгов, отстаивая даже в это предсмертное мгновение красоту жизни, посылает вслед танку бутылку с зажигательной смесью. В этом душа человека, защищающего все живое на земле, от страшной фашистской чумы! Именно к этой внутренней красоте русского человека обращен наш взор.

Суровая страда войны свела под знамя одного полка совсем разных по складу души людей, теперь объединенных «двумя самыми могучими желаниями: жить и биться до последнего вздоха». У каждого за плечами своя жизнь, свои радости и горести, да и теперь они по-разному живут между боями: «погружен» в нелегкие думы, переживший трагедию разрыва с женой, Стрельцов, полон кипучей неутомимости жизнелюбивый Лопахин, ему «с шуткой и жить и воевать легче». А открытого, не умеющего скрывать свои чувства Звягинцева притягивает к себе земля, и мучается он оттого, что видит ее истерзанной врагом. В бою же эти люди как бы перестают существовать поодиночке, сливаясь в единую, крепко спаянную силу, беспощадно разящую фашистов.

Близки мне все герои Шолохова, потому что в них узнаешь черты людей, окружающих нас повседневно. Нет в этих людях недоступности и отчужденности, рассудочной холодности. Все в них живо, все близко и понятно. Понятно не только тому поколению, к которому принадлежит сам автор, а и нам – сегодняшней молодежи. Его увлекала другая задача – раскрыть душу народа, опаленную ненавистью к врагу, таящую неиссякаемые нравственные силы. И каждый из героев несет частицу народной души, мудрой и нежной и, одновременно, мужественной и непримиримой. Война не убила в них «душу живу», не угасила их индивидуальности. Война еще в самом начале, поэтому путь, пройденный этими людьми, еще не столь значителен, чтобы они выявили все свои возможности. И Лопахин, и Стрельцов, и Звягинцев, и Лисиченко – четко очерченные образы, проявляющие себя в разнообразных обстоятельствах боевой обстановке. Есть нечто такое, что выявляет в каждом ту примету, которая характеризует их как людей большой души, высокого благородства. Родина в опасности и они готовы на все, чтобы остановить врага, отбросить его. Трудно сказать, кто из них более смел: Лопахин или Звягинцев, Борзых или Копытовский Автор не соблазняется элементарным приемом контраста, когда мужество одного подчеркивается малодушием другого.

Читал роман, а во мне жило чувство, что все герои стали для меня безмерно родными, не утратившими черты русских богатырей, воспетых еще в былинах: они – народные защитники, испокон веку защищающие свою землю. Они явились из самой гущи народной в тяжелое время, встали за Родину грудью, вместе с ненавистью к врагу, вместе с неистребимой верой в победу взяли бой еще и веселую прибаутку, без которой невозможно жить. А земля родная все «ходит ходуном и колотится, будто в лихорадке». Она разворочена до самых «первородных глубин». Но так уж повелось на нашей земле: врага здесь настигает кара грозная. «Война – это вроде подъма на крутую гору: победа там, на вершине, вот и идут, не рассуждая по – пустому о неизбежных трудностях пути, не мудрствуя лукаво. Собственные переживания у них на заднем плане, главное - добраться до вершины, добраться, во что бы то ни стало! Скользят, обрываются, падают, но снова подымаются и идут. Какой дьявол сможет остановить ? Ногти оборвут, кровью будут искать, а подъем все равно возьмут. Хоть на четвереньках, но долезут!»

Это они одержали победу, все вместили - ефрейтор Кочетыгов, лейтенант Голощеков, веснушчатая девчонка – медсестра в вылинявшей пилотке, повар Лисиченко и миллионы их безымянных товарищей. Победу Отечественной войне одержал наш русский народ об этом роман Михаила Шолохова «Они сражались за Родину».

В жилах героев романа течет горячая алая кровь, такая же, какой полита степь донская. Работа над романом «Они сражались за Родину» растянулась на десятилетия, он, к сожалению так и не был завершен. Шли годы, однако победа над фашизмом, ставшая важной вехой в истории человечества, не вытесняла из памяти лихолетье войны, не стерло живого ощущения событий, в которых наш народ предстал во всем величии.

1956 год. Еще один год без войны. О ней уже стали как – то забывать. И тут – как взрыв: шолоховская «Судьба человека» всколыхнула народную память! Стране была явлена страшная правда о войне, новый тип героя. Бои, победы и плен. Как мало тогда знали на фронте и в тылу, что такое фашистский плен! Тема эта долгие годы оставалась запретной. Советский солдат должен был героически сражаться и победить или геройски погибнуть. В крайнем случае, о нем можно было сказать «Пропал без вести »

У М. В. Исаковского есть стихотворение:

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату?

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой поросший бугорок

«Не осуждай меня Прасковья,

Что я пришел к тебе такой:

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам»

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам

Очень похожую на эту трагедию услышал Шолохов в первый послевоенный год. Был большой весенний паводок, писатель сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата шофера» и рассказал о тягостной судьбе, которая взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к тому сюжету и за неделю написал «Судьбу человека». Это небольшое произведение стало настоящим событием, прежде всего потому, что в нем с предельной ясностью, правдой, с подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей.

Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищество – все это есть у Андрея Соколова. Герой, тяжелораненым, потерявшим сознание попадает в фашистский плен. И пусть он физически бессилен, но в первом же поединке взглядами мародерствующий фашист, отбирающий у него сапоги почувствовал, что это за человек: вместе с сапогами Соколов протягивает ему портянки, смотрит на него презрительно снизу вверх. Чтоб так вести себя, нужно было всей силой души ненавидеть врага и дорожить своей честью. Или случай с предателем. Как только стало очевидным, что рядом с ним в церкви, куда загнали пленных, лежит опасный шкурник, готовый предать командира, Соколов немедленно принял справедливое решение – задушить мерзавца. И он это делает Несгибаем солдат, когда держит ответ перед комендантом Мюллером, приговорившим его к расстрелу за агитацию в лагере против каторжного труда. Мюллер предлагает выпить стакан шнапса за победу немецкого оружия, якобы одержанную в Сталинграде. Соколов отказывается. Мюллер предложил другое: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель». Вся эта сцена не только пример бесстрашия Соколова, но и его вызова тем, кто намеревался унизить нашего человека. Выпив стакан шнапса, Соколов благодарит за угощение и добавляет: «Я готов, герр комендант, пойдемте, распишите меня». Он отказывается закусывать и после первого стакана, и после второго. Эта деталь в другом случае не играла бы никакой роли, а здесь она подчеркивает стойкость русского человека. Соколов держится с фашистами так, как положено гражданину великой страны. Он ищет любой способ, чтобы вырваться из плена. Знает, что может быть в случае неудачи, но все же идет на риск. Первая попытка убежать закончилась тем, что его догнали, травили собаками. Вторая оказалась удачнее. Он не только вырвался на машине через линию фронта, а еще и привез в штаб немца с важными документами. Многочисленные свидетельства говорят о том, что именно так, с достоинством вели себя русские люди, попадавшие в лапы фашистов, - и на допросах, и в стычках с комендатурой и охраной, и даже перед казнью.

Судьба Андрея тяжела и мучительна. В рассказе две контрастные картины. Семья провожает его на фронт: жена Ирина, сын, две дочери. А к концу войны на том месте – глубокая воронка, налитая ржавой водой, по пояс бурьян

Рассказ состоит из трех частей: авторской экспозиции, повествования героя и авторской концовки. В первой части автор спокойно рассказывает о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает читателя к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого, «словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской». Он вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он «сгорбился», положил на колени большие, темные руки.

Это заставило меня почувствовать, насколько трудная, а может быть, и трагическая судьба у Андрея. И действительно, она полна тяжких испытаний, таких страшных потерь, что, кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Не случайно человек показан в предельном напряжении душевных сил. Передо мной проходит вся жизнь героя. Он – ровесник века. С детства узнал, почем «фунт лиха», в гражданскую войну сражался против врагов Советской власти. Затем он уезжает на время из родной воронежской деревни на Кубань. Возвращается домой, работает плотником, слесарем, шофером, создает семью. И вдруг война сломала все надежды и мечты. Андрей уходит на фронт. Послевоенная судьба Соколова нелегка, но он стойко и мужественно преодолевает свое горе, одиночество, несмотря на то, что его душа полна постоянным ощущением горя. Эта внутренняя трагедия требует большого напряжения сил и воли героя. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает радости маленькому человеку, усыновляя такого же, как он, сироту, Ванюшу, мальчишку со «светлыми, как небушко, глазами». Найден смысл жизни, побеждено горе, торжествует жизнь. С появлением Ванюши на душе у Соколова теперь стало легче и светлее. Жизнь обретает высокий человеческий смысл. Появились трогательные заботы о том, чтобы одеть и накормить мальчика, ждавшего родного отца: «ночью то погладишь его сонного, то волосенки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя» Шагает Андрей Соколов с осиротевшим мальчиком в Кашарский район. Умеет он плотничать, водить грузовик, поэтому надеется на то, что выживут они. Но нашелся, правда, блюститель дорожного порядка, который отобрал шоферские права, совершенно не интересуясь, были ли к тому основания и с кем он имеет дело – с человеком какой судьбы. Такое в нашей жизни тоже случается. Но другие люди – к счастью, их во много раз больше – поймут, помогут и новому отцу, и новому сыну, чтобы они обрели свое место в жизни. Благо, что война кончилась. Первая весна бурлива, многоводна. Это символ радостного движения и в природе, и в жизни. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». Лишь по ночам размышляет о своей трагедии Андрей Соколов, он видит семью во сне, разговаривает со всеми. «Ночью проснусь и вся подушка мокрая от слез». Столь же лирична концовка рассказа, она потрясает состраданием к людскому горю: «С тяжелой грустью смотрел я ему в след Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но как когтистая лапа сжала мое сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза».

Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ Шолохова. При этом заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа. «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочитайте рассказ М. Шолохова «Судьба человека», - писала одна английская газета.

В войне мы потеряли десятки миллионов человек. За многими стоят вдовы, дети престарелые родители, братья и сестры. Шолохов видел их страдания и хотел, чтоб видели все: «В эту долгую просторную для горестных воспоминаний зимнюю ночь не одна вдова, потерявшая в войну мужа, оставшись наедине с собой, прижмет к пострадавшему лицу ладони, и в ночной темноте обожгут ей пальцы горячие и горькие, как полынь слезы» Шолохов воспитывал в людях гуманизм. Его произведения напоминают о долге любого из нас – замечать страдания людей, стремиться помочь им. И в романе – эпопее «Они сражались за Родину», и в рассказе «Судьба человека» присутствует противопоставление: тихое семейное счастье, полезный труд – и разрушительная война; человечность, доброта – и изуверство; преданность Родине – и предательство. В целом же это – противостояние двух сил: жизни, природы, нравственности, любви – и разрушения всех основ цивилизации, гуманизма. Свет и мрак. Совесть и цинизм. Таков контраст и нашего века. Наш век предъявил каждому требования определить свое место в общественной жизни, в борьбе. Мудрые слова Шолохова звучат сейчас как завещание: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеал гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой то мере, я счастлив». Такова особенность шолоховских текстов – как бы жесток не оказался мир, в нем всегда есть место надежде на человека.

Много хороших книг написано о войне, но произведения Михаила Шолохова помогли мне пережить события тех лет так остро и рядом, пожалуй, впервые, я увидел войну столь ужасной и испепеляющей все на своем пути. Благодаря такой литературе, я понимаю, что выбор у честного человека может быть только один – протест против насилия, рабства, против политики, обрекающей миллионы людей на несчастные судьбы. Военная тематика прочитанных произведений «всколыхнула» мои чувства и теперь я хотел бы на примере произведения Альберта Лиханова понять и «прожить» судьбу детей в годы Великой Отечественной войны. А вообще, ценность таких произведений несоизмеримо велика, знакомство с ними позволяет нам глубже узнать историю, понять мотивы поведения людей, протянуть нить связи между современностью и историей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)