Справки  ->  Словари  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Словарь с греко-латинскими словообразовательными элементами в речи шестиклассников

Статья над смыслом слова – одна из важнейших в нашей учебной практике. Многие ошибки при написании слов ученики допускают потому, что не понимают или неверно понимают смысл слова. В русском языке немало слов иноязычного происхождения. Особое место среди них занимают слова с греческими и латинскими словообразовательными элементами. Работа с такими словами расширяет знания не только в области языка, но и культуры вообще.

Мы постоянно работаем с такими словами на уроках русского языка и литературы. Составляем словарик, в который заносим эти слова.

Понимание смыслоразличительных элементов слова помогает нам понять смысл подобных слов. Такие слова мы используем и при обучении другим наукам, а также в обыденной речи.

Тема моей работы – это опыт составления словаря слов с греческими и латинскими словообразовательными элементами.

В ходе работы над словарем я выбрала 374 слова, из них 145 слов с греческими элементами и 229 слов с латинскими. Было использовано 186 латинских(112) и греческих(74) элементов.

Работая над словарем, я нашла разные интересные моменты. Например, в одном слове может встречаться несколько элементов. Это такое слово, как “ОРФОГРАФИЯ”, которое состоит из двух элементов: ”ОРФО” и “ГРАФО”. Поэтому, это слово можно встретить в словаре несколько раз.

Ещё я нашла такие слова, элементы которых есть и в латинском и в греческом языке. Например, “ЦИТОПЛАЗМА”. Элемент “ЦИТ(О)” есть в латинском и греческом языке, с одинаковым толкованием этого элемента( “клетка, сосуд”- в данном случае). Элемент “КАРТ” мы также можем встретить в латинском и греческом языке. В жизни мы сталкиваемся с ним в таких словах, как “КАРТА”,”КАРТОГРАФИЯ”.

Есть и похожие по смыслу элементы. Например, “УЛЬТРА”, ”ГРАНД” и “МАКСИМ”. Все они имеют одинаковое значение:”много, больше, превышение”.

Работая над словарем, я находила разные слова. Мне попадались и те слова, которые мы часто используем в нашей повседневной жизни, даже не задумываясь об этом. Например, слово “АВТОБУС” состоит из двух элементов : “АВТО”(свой, автоматический) и “БУС”(для всех); “ВЕЛОСИПЕД”- из ”ВЕЛО”(скорый) и “ПЕД”(нога); ”ИНВАЛИД”- “ИН”(без) и “ВАЛ” (здоровье). А также и те слова, которые мы чаще встречаем в школе, на уроках. Слово “ФИЗИКА” произошло от греческого словообразовательного элемента”ФИЗ”.

Но есть в нашем языке и более специфические слова, которые употребляют в речи люди более узкого круга общения. Например, ”АКВАРЕЛЬ”,”УЛЬТРАМАРИН”, ”ГРАФИКА”,”АВТОПОРТРЕТ”,”КАРТОН” и тому подобные слова употребляются чаще всего в художественной школе, либо художниками и связанными с ними людьми. Нет необходимости употреблять эти слова в обычной жизни.

Не задумываясь, мы употребляем в нашей речи слова, в которых содержится не просто два словообразовательных элемента, а ещё и из разных языков. Возьмем, например, такие популярные слова, как “АВТОМОБИЛЬ”, “АВТОБУС”: “АВТО”-греческий элемент, а ”БУС” и “МОБИЛ” – латинские элементы. “САНТИМЕТР”: “САНТ”-латинский элемент, а “МЕТР”- греческий.

Мы видим, как в наш век все перегружены получаемой информацией, и может показаться странным, что мы взялись объяснять значения частей слов. И, тем не менее, я считаю свою работу нужной, т. к. многие слова в русском языке, о которых мы привыкли думать как об исконно русских, являются заимствованными полностью или частично из других языков. И если бы мы знали эти словообразовательные элементы, то не стали бы задумываться над тем, что означают эти слова и как написать трудное “словарное слово”. Например: “ТЕТРАДЬ”- греческий элемент “ТЕТРА” –“четыре,четвертый”, а значит пишем через “Е”.

Мой словарик полезен еще и тем, что он готовился для учеников 5-6 классов, не перегружен лишними взрослыми словами. Чем чаще мы будем заглядывать в него, тем больше будем знать основные элементы слов и их смысл, и тем лучше и правильнее будет становиться наша речь. Мы легче будем ориентироваться в поступающей информации, будет увеличиваться наш словарный запас. Я также надеюсь, что нам будет легче воспринимать и запоминать европейские языки.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)