Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Слушать и слышать

Процесс овладения предметом и расположение к учителю, преподающему этот предмет, имеет одно общее основание – интерес к общению.

Общение учителя со своими учениками представляет собой цепь взаимосвязанных, осуществляемых в различных формах и обстоятельствах контактов. Преподаваемый учителем предмет в этой цепочке имеет особое значение.

Кроме уроков, ученик общается с учителем на классных часах, школьных вечерах, во время походов или экскурсий.

Измерение знаний учащихся осуществляется через выставление оценки, но суждения и оценки должны быть справедливыми и как можно более точными.

Успех, по какому – либо предмету, зависит во многом от отношений с учителем. Хочется сказать, что некоторые учителя не всегда понимают причины снижения интереса к их предмету, не замечают много хорошего в учениках, считая, что «учитель всегда прав». Если в отношении учителя к ученику нет личной неприязни, пренебрежения, если учитель не боится «спуститься с Олимпа», ученики могут простить учителю многое, понимая всю трудность педагогической работы.

Если учитель сопереживает с учениками по поводу их плохих отметок, неудач, огорчается за срывы в поведении и проказы, может великодушно простить – это нисколько не снижает престиж учителя, а помогает лучше понять друг друга.

Если учитель понимает сложность поведения «всех участников ситуации», если он может увидеть свои действия глазами ребёнка, значит, он способен дать и объективную оценку своего поведения, и предупредить «большой или маленький» конфликт, справедливо разрешить его.

Позиции, которые занимают старшие (учителя) при взаимодействии с младшими (учениками), во многом определяют стиль взаимоотношений.

Через собственную интеллектуальную деятельность у старшеклассника идёт процесс формирования собственных жизненных позиций, своего «Я», стремление познать себя и сложный мир взаимоотношений.

Взаимоотношения с учителями становятся для учеников «ареной для демонстрации новых возможностей» в личностном общении, способом выработки отношений со взрослыми людьми. Всё это порождает ярко выраженный интерес к личностным качествам окружающих людей, потребность в их познании через активные формы взаимодействия, через поступки.

В конце учебного года ребята провели анкетирование среди учащихся старших классов по теме «Коммуникативная культура педагогов глазами учеников», т. е. попытались показать урок учителю глазами учеников.

Опрошено было 77,5% от общего числа учащихся в этих классах. Учителя – предметники в этих классах одни и те же, поэтому можно было рассмотреть ситуацию с двух точек зрения. Итоги анкетирования были интересными: низкий балл «2» получали учителя за «справедливость оценивания возможности каждого учащегося», т. е. явно просматривалось наличие конфликтной ситуации. Учителем слабо использовались индивидуальные возможности учащегося. Ещё ниже балл учитель получил за доброжелательность, такт. За неподготовку к уроку 16 человек из 24 у этого учителя получат «2». Налицо позиция «жесткой дисциплины»: учителя мало интересуют психические особенности и состояние учеников. Взаимодействие организуется при жесткой дисциплине на уроках и требовательности к знаниям по предмету («за разговор на уроке – 2», «за то, что не выучил даты – 2»). На уроках этого учителя активны только способные ученики, остальные свои трудности стараются скрыть. Подготовка и проведение внеклассных мероприятий очень часто перекладывается на плечи ребят, не умеющих ещё в силу возраста и отсутствия жизненного опыта подготовить и провести их ярко. На вопрос анкеты «Как бы ты поступил на месте учителя?» 13 человек из 24 ответили: «Иначе».

Совместная работа вне школы тоже даёт возможность для взаимопонимания личностных качеств учителя и учеников, ведь тогда человек «раскрывается», он более естественен.

С учителями, которых ученики уважают и любят за доброту, юмор, справедливость ребята конфликтуют меньше, на уроках ведут себя спокойно. Да и сами уроки «живые», интересные. Результаты анкетирования – тому подтверждение: диапазон выставленных учителю оценок от 3,5 до 5 баллов; меньше выставляется «2», учитель «подходит с пониманием». Сильными сторонами таких учителей дети считают терпеливость, проявление уважения к своим коллегам и ученикам, справедливость. Высок процент интереса учащихся к предмету; учителем предлагается много творческих заданий и создаются ситуации для самостоятельной работы; интерес класса к предмету поддерживается на высоком уровне.

При анализе анкет «Коммуникативная культура педагогов глазами учеников» и «Выявление способов воздействия учителя на учащихся» мы увидели все стили взаимоотношений учителя и ученика, постарались изучить, проанализировать условия, влияющие «на микроклимат и культуру этих отношений», попытались найти пути для разрешения многих конфликтов, понять учителя, понять себя.

Только научившись «слышать и слушать», мы можем определить своё место во взаимоотношениях с окружающими, достичь гармонии.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)