Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Смысл имеет лишь жизнь, прожитая ради других

Вдали от отчего жилья,

Там, где озябшими руками

Положишь в стену первый камень –

Вторая родина твоя.

Зорий Яхнин.

В жизни каждого человека есть моменты, о которых хочется говорить снова и снова. Для кого-то – это рождение ребенка или быстрый взлет по карьерной лестнице, а для меня, воспитанника школы – интернат №1, это годы учебы в родной школе. Конечно, кто-нибудь сразу заметит, что это лукавство с моей стороны, но если вы проживете хоть один день в муниципальном общеобразовательном учреждении школа – интернат №1 города Красноярска, то все ваши сомнения рассеются.

Когда я впервые переступил порог школы, обычно это происходит в августе, меня пугала неизвестность, даже переполнял страх. Мало того, что меня ждала встреча с новыми учителями и воспитателями, так еще по распорядку школы дети обязаны круглосуточно находиться в ней! Представьте, каково это ребенку находиться вдали от мамы, от папы и возвращаться домой только вечером в субботу, а в понедельник снова в школу! Я не понимал тех ребят, которые не хотели покидать стен школы, которые с нетерпением ждали первого сентября.

И вот наступило 1 сентября! Детей, впервые переступивших порог этой школы, огромный коллектив сотрудников встречал со словами: «Вы пришли туда, где свыше 40 лет ребенок был и остается самым главным». И дети это не только услышали. Они это почувствовали

Первые шаги

У МОУ школы-интерната № 1 богатая история, которую долгие годы создавал коллектив педагогов и медиков.

В интернате сохранилось множество альбомов, фотографий, которые рассказывают о жизни интерната в то время, когда там учились дети, по воле судьбы оставшиеся без родителей.

Красноярская школа-интернат № 1 (ранее 2, 6, 9) была открыта 23 декабря 1960 года в составе 1-7 классов. Возглавил коллектив молодой, энергичный, талантливый педагог Марущак Николай Акимович. Под его руководством шло становление интерната. Педагогами была поставлена задача – воспитать в детях самостоятельность, ответственность, воспитать их хозяевами своей школы.

Николай Акимович связал решение этой задачи с созданием общешкольного коллектива, с опорой на ученическое самоуправление. 1 февраля 1961 года в школе-интернате состоялся большой праздник – день рождения пионерской дружины, которой были переданы функции организаторов жизни коллектива школы и классов. Чтобы поделиться своей радостью на праздник были приглашены гости из школы-интерната № 1, школы № 21, № 4, № 36, шефы из телецентра и воины в/ч 7486. На сборе был выбран первый совет дружины, председателем которой стал Зайцев Юра. В 1963 году пионерской дружине было присвоено имя А. С. Макаренко.

Особое внимание в деятельности интерната уделялось шефской работе. Тесная дружба связывала школу с воинами в/ч 7486. Каждый класс имел шефа-подразделение. Солдаты и школьники соревновались в учебе, по чистоте в классах и спальных корпусах, поведению, внешнему виду. Нередко сборы отрядов проводились в воинской части, тогда учащиеся и военнослужащие вместе готовили концерты художественной самодеятельности. Лучшие воины военной части вели в интернате различные кружки, секции.

С первых лет коллектив школы – интерната работал над созданием традиций. Первой традицией интерната стали пионерские среды, на которых разучивали песни, танцы, узнавали о происходящих событиях в стране, встречались с интересными людьми. Многие традиции, заложенные в первые годы, сохранились до сегодняшнего дня.

С первых дней установилась дружба с Красноярской филармонией, первый концерт состоялся 21 марта 1961 года.

21 апреля 1961 года лучшие пионеры дружины - Зайцев Юра, Нестеров Володя, Кондратьев Володя, Варзонов Коля, Хоненко Света, Хомич Коля стали комсомольцами, так в школе появилась комсомольская организация, ставшая гордостью воспитанников интерната.

Территория интерната также требовала заботы и внимания. Каждый раз, когда воспитанники выходили во двор после занятий, они чувствовали, что чего-то не хватает. Не хватает пения птиц, набухших почек на деревьях, да и самих деревьев нет. Интернату нужен сад! В апреле-мае 1961 года школьный сад был заложен. Совместными усилиями педагоги и школьники высадили более 2000 деревьев и кустарников. Каждый воспитанник выкопал более 10 ямок под деревья и посадил в них деревцо.

Никто не забыт, ничто не забыто!

Есть люди, о которых мы

Еще сказаний не сложили,

Они для нас на свете жили

Для нас горели их умы.

А. Алдан – Семенов

С 1968 года начинается новый этап в истории школы – интерната №1. С 18 февраля 1968 года директором нашей школы был назначен заслуженный учитель Российской Федерации Владимир Петрович Синяков – фронтовик, патриот, учитель, человек, беззаветно преданный своему делу.

К сожалению, об этом удивительном человеке до прихода его на работу в интернат мало что известно. У Владимира Петровича не осталось ни одного родного человека, кто бы мог рассказать как жил этот человек до 1968 года. Мне удалось найти лишь небольшую часть биографии этого Человека.

Владимир Петрович Синяков родился 24 сентября 1924 года в городе Красноярске. Учился в школе № 11 города Красноярска. В начале лета 1941 года девятиклассник Володя Синяков много занимается спортом, а 22 июня 1941 года ребята пошли в тайгу со своим кумиром, учителем географии Сергеем Владимировичем Блохиным. Выходят путешественники из лесу, а в городе движение, шум, военные. Что случилось? Эх, вы, чудаки! Война! Война!

В 1942 году 18-летним юношей ушел на фронт, где ему присвоили звание «сержант». Сражался Владимир Петрович на Волховском фронте, позднее этот фронт был переименован в Северо-Западный. Самое трудное было – бессонные ночи: терялась бдительность, военный расчет, ориентировка. Зимой удавалось лишь прикорнуть на снегу, так как разжечь костер не позволяла обстановка.

В одном из боев Владимир был тяжело ранен, пуля осталась в ноге на всю жизнь. Его мать, Екатерина Андреевна Синякова, получила «похоронку», оплакала сына, но ему «выпало жить». Тяжело раненного парня подобрала другая часть. Владимир Петрович выжил на зло врагам.

На войне он принял решение – посвятить жизнь армии – Родину защищать. Владимир Петрович поступил в Тюменское военное училище, но от военной карьеры пришлось отказаться. Эта злосчастная пуля не давала покоя. Кто знает, быть может, из-за этих ран Синяков Владимир Петрович ушел из жизни раньше отведенного срока. За участие в великих сражениях он награжден Орденом «Славы», Орденом «Отечественной Войны I степени», медалью маршала Жукова, юбилейной медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 гг. », памятным нагрудным знаком «Ветеран 2-ой ударной армии» и многими другими.

В 1949 году Владимир Петрович вернулся в Красноярск. С 1949 – 1955 г. заочно учился в Красноярском педагогическом институте. Работал учителем, завучем, а потом и директором школы №17. В 1956 году принял 1-й интернат, который стал его первым «детищем». Но был еще один интернат, который нужно было поднять за короткое время – это была школа-интернат № 6. И в этой школе началась напряженная работа с воспитанниками и коллективом педагогов с 7 утра и до отбоя. И снова: ни крика, ни грубых интонаций. Умная, кропотливая, слаженная работа. Его методика такова: увлекать детей занятием, зажигать в сердцах мечту, устремляя в будущее. Директором школы-интерната №6 (9) Владимир Петрович был с 1968 – 1990 гг.

С первых дней своей работы Владимир Петрович взял курс на развитие и преумножение традиций школы, заложенных при ее становлении: самоуправления, включение самообслуживания в систему воспитания, поощрение инициативы, творческого, ответственного отношения к порученному делу, единые требования для всех членов коллектива школы.

Характерной чертой воспитательной системы заслуженного учителя РФ Владимира Петровича Синякова было создание и культивирование высоконравственных и культурных отношений между членами большого и разнопланового коллектива школы.

Другой задачей воспитательной системы было всестороннее развитие способностей каждого ученика: сочетание учебы с трудом, физической активностью, общественной деятельностью. Для этого были открыты различные творческие кружки, театральная, музыкальная, изобразительная студии, организована спортивная, военно-патриатическая подготовка.

Вот что вспоминает бывший ученик школы Максим Фарзалеев: «Как-то раз Владимир Петрович вошел в класс и спросил: «Кто хочет записаться в исторический кружок? В этом кружке можно многое узнать об истории родного края». Желающих оказалось много. Первый поход был организован к Гремячему логу, где мы нашли громадную кость - зуб мамонта. Возвращались домой, хотя и усталые, промокшие, но довольные тем, что многое узнали о древних людях, живших на берегах Енисея Я сразу решил, что буду ходить в походы. Это закаляет организм, характер, и можно многое узнать о родном крае».

Из воспоминаний Чуркина Константина: «Наш исторический кружок «Юные беркуты» решил пойти на «Столбы». Все мальчишки мечтали покорить вершины величественных гор!

Владимир Петрович рассказал, как нужно вести себя в государственном заповеднике, как природа создала этот край причудливых скал. Он спросил, кто желает подняться на вершину «Ермака». Были готовы все, но Владимир Петрович взял только трех и, конечно, Максима Фарзалиева, т. к. он уж очень просился.

И вот группа начала подъем, а мы смотрели, как они ползли по отвесным скалам. Все было хорошо, однако, при спуске у группы произошла заминка: Максим забыл ход, по которому поднимался и, видя под собой пропасть, испугался: «Зачем меня взяли на восхождение?!» Это ОЧЕНЬ УДИВИЛО (заметьте! А что в действительности творилось в его душе? Надо обладать недюжинной силой воли, чтобы не показать ребятам своего волнения и вселить уверенность в свои силы – авт. ) Владимира Петровича. Долго, распластавшись на гребне скалы, лежал наш Максим. Ему посоветовали спуститься по расщелине в «расклинку». Прошло еще немного времени, и Максим, набравшись мужества, самостоятельно спустился с «Ермака».

Все ребята убедились, что нужна хорошая физическая и столбистская подготовка: знание лазов, ходов, страховки. Походом все остались довольны. Я поставил перед собой цель: когда стану постарше, я, все-таки, достигну вершины всех знаменитых скал»

По предложению Владимира Петровича школьники занялись поиском красноярцев, ушедших на фронт с того места, на котором позже был построен наш интернат. С большим волнением собирали ребята материал об истории 374-й стрелковой Любанской дивизии, вели переписку с ветеранами, устраивали встречи. Неизгладимое впечатление на детей и взрослых произвели три Всесоюзных встречи, проведенных в 1975, 1980. 1985 годах. В честь воинов дивизии, погибших на полях сражений в годы Великой Отечественной войны, была установлена мемориальная стела.

Накопленный в результате поиска материал широко использовался в учебно-воспитательной работе. Призванные на службу воспитанники школы были хорошими солдатами. «Мне легко служить в Армии, т. к. я учился в школе – интернате № 6», - писал Анатолий Саккулин. Коллектив педагогов систематически получал благодарственные письма от командиров воинских частей, в которых служили ребята школы – интерната.

Педагогический коллектив, возглавляемый Владимиром Петровичем Синяковым, продолжая традиции, заложенные в годы становления, уделял большое внимание эстетическому воспитанию учащихся. Владимир Петрович возглавил работу кружка «Экслибрис». Дети не только коллекционировали, но и изготовляли книжные знаки, вели переписку с художниками, проводили встречи, участвовали в выставках. В школе собрана богатейшая коллекция экслибрисов.

А вы знаете что такое КЮЭ? Эта аббревиатура расшифровывается так: «Кружок юных экслибрисистов». Вот такая интересная форма организации влюбленных в искусство графики малых форм воспитанников школы-интерната.

В апреле 1971 года в школе-интернате появился этот кружок. У истоков создания КЮЭ стояли два замечательных человека – журналист, председатель Красноярского общества экслибрисистов, заслуженный работник культуры РСФСР Виктор Александрович Аверихин (1926 – 1987) и директор школы-интерната, заслуженный учитель РФ Владимир Петрович Синяков (1924 – 1996).

Двадцать пять лет работал в школе ученический клуб “Юные книголюбы” (клуб юных экслибрисистов) под руководством учителя истории Владимира Петровича Синякова.

Его страстью было коллекционирование и изготовление книжных знаков - «экслибрисов». Осталась в школе богатейшая коллекция его экслибрисов. В течение года несколько раз менялись выставки по темам: «А. С. Пушкин», «М. Ю. Лермонтов», «Анна Ахматова», «Сергей Есенин», «Чехов на берегах Енисея», «Здоровье детей». Все выставки сопровождались умными аннотациями и добрыми советами педагогов.

Вместе с Владимиром Петровичем дети овладевали экслибрисной техникой и библиотечным делом, книголюбами была собрана многотысячная коллекция книжных знаков.

В интернате ежегодно проводились тематические и персональные выставки и конкурсы экслибрисистов.

Выставки книжных знаков КЮЭ интерната демонстрировались в краевом Доме молодежи, в краевой и городской библиотеках, в городском Дворце культуры Красноярска.

Увлек Владимир Петрович и коллег – художника Юрия Викторовича Ваховского, учителя истории Александра Борисович Корякова. Их работы также хранятся в школьной коллекции экслибрисов.

Владимир Петрович считал, что настоящим другом детей может быть тот учитель, который способен поступиться личными интересами, разделить с учениками их судьбу. И в правоте своих принципов заслуженный учитель России Владимир Петрович Синяков убеждал всей своей жизнью.

Владимир Петрович умело организовывал работу с педагогами, поддерживал каждое полезное начинание. Интереснейший человек, образованный, порядочный, Владимир Петрович носил в себе пулю, которая постоянно напоминала ему о войне и, возможно, ускорила его кончину, но его усилия и начинания по формированию здоровой, достойной, эрудированной, широкообразованной личности, не прошли даром. Школа-интернат продолжает славные традиции. В память его заслуг и как гарантия продолжения добрых начинаний, 2 декабря 1998 года администрация города Красноярска, рассмотрев ходатайство коллектива школы-интерната, постановила присвоить муниципальному образовательному учреждению школе-интернату №9 Октябрьского района имя Владимира Петровича Синякова.

Все работники школы-интерната № 1 и дети сохранят в памяти светлый образ Владимира Петровича, который до последних дней работал в интернате и покинул этот мир в 1996 году. Он остался в памяти не только как директор или учитель истории, но и как прекрасный человек, патриот своей Родины, своей профессии, память которого увековечена в имени школы - “Школа-интернат № 1 имени Синякова Владимира Петровича”.

Говоря о Владимире Петровиче Синякове, мы упомянули имя художника Юрия Викторовича Ваховского. Это имя так же символично для школы – интерната №1.

У каждого человека есть служебные обязанности, каждый человек по- разному их выполняет. Можно работать, потому что этого требует руководитель. Можно работать, чтобы получать за это деньги. А можно вкладывать в работу всю душу, полностью отдаваясь любимому делу. Так работал Юрий Викторович Ваховский, прекрасный художник, замечательный учитель и очень хороший человек. Он строил Храм. Строил его всю жизнь. Хозяйкой в его храме была Красота. Красота пейзажей, которые он писал, красота и одухотворенность лиц, которые смотрят с портретов, созданных кистью Мастера. Красота слов и улыбки, обращенных к ученикам.

Удивительное обаяние сквозило во всем его облике. Эти аккуратно зачесанные назад волосы, ухоженная чеховская бородка «клинышком» и внимательные, слегка прищуренные глаза, лучистые и теплые, делала его каким-то не по-современному интеллигентным. Человек, к которому наша каждодневная суета не имела ни малейшего отношения. Он жил над ней.

Учителя, которым довелось работать вместе с Юрием Викторовичем Ваховским, вспоминают: «Когда мы встречали Юрия Викторовича в коридорах школы, он всегда был в белом халате. Вероятно, он надевал, его чтобы не испачкать одежду во время работы. Нам он очень напоминал доктора, просто Айболита из сказки. Того, который «всех излечит, исцелит. ». И действительно, он исцелял. Только не таблетки были его помощниками. Он знал, что от любой боли есть лекарство - творчество. Юрий Викторович учил ребят видеть Красоту в самых обычных вещах. В кусочке дерева, который в умелых руках превращался в чудесную шкатулку. В глиняном слепке, из которого появлялась забавная зверушка или смешной человечек. В чистом листе бумаги, па котором вскоре оживал удивительный пейзаж. Свое видение мира он передавал ребятам. А слова для этого находил такие, что дети чувствовали себя не просто учащимися, а Учениками Мастера.

Колпакова Ирана Борисовна, учитель русского языка и литературы школы – интерната № 1, вспоминает: «В 7 классе, где я преподавала один из предметов, училась Таня К. - «твердая троечница», девочка несколько мрачноватая, редко улыбавшаяся, вес время чем-то недовольная. Как-то раз, совершенно случайно, я зашла в художественную мастерскую Юрия Викторовича во время урока этого 7 класса. Господи! Я не узнала Таню. Она была настолько поглощена работой, которая у нее явно получалась, что ничего вокруг не видела. С каким удовольствием она выслушивала похвалу учителя! Я просто залюбовалась девочкой».

Вот уж действительно, красивыми нас делает радость творчества. Юрий Викторович отлично знал это, поэтому па уроках художественною труда все дети становились красивыми и талантливыми. Каждый мог сотворить чудо в глиняной статуэтке, акварельном этюде, резной поделке. А еще он учил их трудолюбию. Только оно помотает довести задуманное до совершенства. Жизненным девизом Юрия Викторовича были слова П. Третьякова: «Художник слагается из двух начал - таланта и крепкой воли с непрерывным трудом».

Человек удивительной доброты и щедрости душевной, он был таким и в житейском отношении. Юрий Викторович не складывал свои произведения в запасники. Он их дарил. Дарил друзьям на юбилеи и праздники, и просто - если картина затрагивала душу зрителя.

Человек, к сожалению, смертен. Даже талантливый. Сегодня нет с нами замечательного Мастера, доброго и мудрою учителя Ю. В. Ваховского. Но осталась ПАМЯТЬ. Она в тех его произведениях, которые украшают школу. Она в образе искусно вырезанной совы символе мудрости - над входом в художественные мастерские. Она в душах уже повзрослевших детей, которых Юрий Викторович учил резьбе по дереву, рисованию, художественной лепке.

Почти сорок лет Юрий Викторович Ваховский работал в школе-интернате №2 (сегодня школа-интернат №1). Он преподавал самые главные предметы: изобразительное искусство и художественный труд. Его не стало в 2002 г. Время показало, что незаменимые люди все-таки есть. Потеря невосполнима, но Юрий Викторович с нами всегда, потому что всюду есть его картины. От этого теплее на душе у всех, кто работает и учится здесь: в школе-интернате №2.

Ученикам нашей школы-интерната повезло. Они видели, как творит Художник, как он строит ХРАМ.

Кто знает, как сложатся жизни этих ребят? Возможно, кто-то из них построит свой Храм. И поселит в нем Красоту

Школа ЗДОРОЬЯ, школа УСПЕХА!

Нас манят дали!

Нам много надо!

Хотим все сразу узнать:

Как стать успешным,

Как стать здоровым

И как счастливым стать.

И пусть не сразу, не вдруг, не просто,

Но мы устраним все помехи,

А как же иначе, ведь учимся здесь,

В школе здоровья!

И в школе успеха!

Колпакова И. Б. , Шрам И. К.

Новый тип учреждения был создан на базе школы-интерната № 9 в 1989 году. В то время оказалось, что детей, оставшихся без попечения стало меньше – интернаты стояли полупустые Да и зона города Красноярска и его окрестностей является экологически неблагоприятной, что порочно отражается на физическом развитии ребенка, в частности пагубно влияет на формирование опорно-двигательного аппарата. И было решено преобразовать некоторые учреждения. С тех пор в школе-интернате № 1 одновременно и учатся, и лечатся, и живут дети, больные сколиозом.

Поначалу к интернату, который стал образовательно-лечебным комплексом, отношение было настороженное. Однако сегодня школа-интернат № 1 хорошо известна не только в крае, но и за его пределами. Только, к сожалению, не могут принять в нем всех нуждающихся – ребят записывают в очередь.

Выяснилось, что 4 – 8% детей и подростков страдают этим заболеванием. Это серьезная цифра. А еще несколько лет назад казалось, что проблемы сколиоза у детей в крае не существует, хотя специалисты давно били тревогу. Уже в 80-е годы на европейской территории страны было 39 школ для детей, больных сколиозом, за Уралом – лишь две. Красноярская школа-интернат стала третьей. В зависимости от степени тяжести заболевания школьники находятся здесь от одного до трех лет.

Трудностей на пути становления школы-интерната было много, в первую очередь организационных. Нужен был стабильно работающий коллектив. Но совсем непросто объединить врачей и учителей. Кто важнее в интернате? Вопрос возникал неизбежно. Пришлось поначалу выявлять приоритеты. У здорового ребенка на первом месте стоит учеба. У детей больных – здоровье. Это очевидно. Но первое время педагогов приходилось убеждать в этом, как и в том, что поправивший здоровье ребенок более успешен в работе. И только практика показала, насколько лучше начинают учиться дети, прошедшие курс лечения в стационаре.

Сейчас медики и педагоги в интернате – единомышленники. У них одна задача – создание условий для больного ребенка. Поскольку сколиоз пока неизлечим, в интернате стремятся добиться стабилизации процесса, научить жить с этим недугом, показать ребенку его перспективы, дать надежды на будущее. По отдельности ни врач, ни педагог не смогли бы этого сделать. А вместе – делают. Вместе передают свои знания, опыт, окружают заботой больных детей замечательные педагоги Светлана Александровна Карелина, Валентина Семеновна Капошко, Татьяна Федоровна Носова, Галина Григорьевна Скрипина, Елена Васильевна Пономаренко, заместитель директора по лечебной части Любовь Михайловна Кротова и многие другие.

Какое-то время в интернате были лишь стационар и общеобразовательная школа. Со временем в процессе наблюдения за детьми выяснилось, что у многих замедленно умственное развитие, ослаблена память, рассеяно внимание. Кроме того, дети пропускают много занятий из-за болезни или операции. В интернате ввели адаптивную школу, где дети на индивидуальных занятиях с помощью опытных педагогов наверстывают упущенное и изучают новый материал. Идея себя оправдала. Дети не только стали лучше заниматься, усваивать материал. Они не испытывают страха перед школой, перед учебой и с удовольствием изучают и с классом и индивидуально и математику, и русский язык, и физику Впрочем, любимыми ребятней были и остаются уроки художественного труда и изобразительного искусства. В школе создано пять мастерских, в которой дети творят – шьют одежду, ваяют из глины, рисуют, занимаются резьбой по дереву. Костюмированные спектакли из жизни, кукольные представления, занятия по арттерапии проводит с воспитанниками интерната заведующий кафедрой эстетического воспитания Александр Борисович Коряков. А глубину восточной философии в композициях классической икебаны, эстетику современных европейских коллажей постигают дети на уроках по флородизайну с Гертой Ивановной Кислицей.

Несколько лет работы с детьми, больными сколиозом, показали – интернату необходим собственный детский сад № 139. Чтобы иметь возможность наблюдать за детьми, лечить их с раннего возраста. С большими трудностями, но детский сад в интернате появился. С бассейном, физиокабинетом, спортивным и музыкальным залами. А еще в интернате работает и городская медико-психолого-педагогическая консультация, задачами которой являются ведение городской базы данных по заболеваниям сколиозом, консультирование родителей по медико-физкультурной коррекции образа жизни детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сотрудничество с городскими общеобразовательными школами и консультирование учителей физкультуры по методике ведения уроков лечебной и адаптивной физкультуры. За годы работы получили консультацию около 19 тысяч детей по городу Красноярску. Специалистами школы-интерната разработан и успешно внедряется курс дистанционного обучения учителей физкультуры по методике проведения уроков адаптивной физкультуры и ЛФК.

Но взгляд коллектива школы был обращен и в будущее воспитанников, у которых возможности выбора профессии в силу здоровья ограничены. И в 1996 году совместными усилиями интерната и Красноярского государственного торгово-экономического института в рамках проекта «Профессия и здоровье» был создан центр реабилитации и адаптации молодежи с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Особенно значимым является тот факт, что этот замечательный проект появился именно тогда, когда экономическая ситуация в нашем государстве была очень нестабильна – это была эпоха становления рыночных отношений. Образование и высшая школа в те времена переживали кризисную ситуацию, получение высшего образования стало недоступным для многих семей. И именно в это время нашлись неравнодушные представители передовой науки, сумевшие сохранить ценность Здоровья, Образования, Будущего, дать надежду молодежи с ограниченными возможностями здоровья получить качественное образование и профессию, востребованную в современны условиях на рынке труда.

У истоков разработки проекта стояли такие замечательные люди, как ректор КГТЭИ Ю. Л. Александров, директор школы-интерната № 1 Н. А. Потапова. Большой вклад в реализацию этой программы внесли В. Г. Подопригора, ныне - проректор по воспитательной работе и трудоустройству и В. Г. Гончарова.

И вот уже десять лет программа обучение больных сколиозом студентов. Простроена уникальная система непрерывного образования: «детский сад – школа – подготовительное отделение – вуз». Отрадно, что в Красноярском государственном торгово-экономическом институте адаптивные методики школы-интерната получили не только преемственность, но и дальнейшее развитие, которое состоит из комплекса услуг по обучению, лечению, физической реабилитации и психологической поддержки студентов и их дальнейшего трудоустройства.

Что является самым трудным для любого абитуриента, поступающего в вуз? Естественно, адаптация к новым условиям обучения, подготовка к поступлению. Для ребят с нарушенным здоровьем, наверное, эти вопросы воспринимаются наиболее остро.

Данная проблема решается еще до момента поступления учащихся в институт. Выпускники школы-интерната № 1 совмещают занятия в школе с учебой на подготовительном отделении КГТЭИ. Помимо дисциплин, входящих в систему вступительных экзаменов, на подготовительном отделении изучают предметы, раскрывающие особенности выбранной специальности, а также элективные курсы, расширяющие кругозор и общую культуру слушателей подготовительного отделения.

Годы 2001-2002 - знаковые для воспитанников школы-интерната № 1, студентов КГТЭИ, учителей, преподавателей: модель непрерывного образования была представлена на Международной выставке и удостоена Диплома лауреата, на коллегии Министерства образования РФ, в ряде международных, всероссийских и региональных конференциях. Проект был поддержан Российским научным гуманитарным фондом и Комитетом по науке и высшему образованию Администрации Красноярского края. Кроме того, в 2001 году впервые в нашем регионе вручались дипломы студентам, которые обучались в рамках программы «Профессия и здоровье». Выстроенная система медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка позволила студентам с нарушением здоровья получить высшее образование. Особенно радует, что уже в первом выпуске в рамках этой программы 2 студентки получили диплом с отличием!

И что же дальше? А дальше данная программа предусматривает трудоустройство выпускников вуза. Проблема выбора профессии студентов, больных сколиозом, многосложная: специфика заболевания ограничивает круг профессий. Но и это, оказывается, решаемо! Изначально из всех факультетов для обучения будущих студентов были выбраны факультеты экономический и бухгалтерского учета, так как профессии именно этих факультетов не требуют большой физической силы и мобильности. Кроме того, они соответствуют показаниям врачей-ортопедов.

2006 год – год Юбилея программы «Профессия и здоровье». Это по-настоящему знаменательное событие не только для руководителей, участников проекта, но и для государства в целом. Реализуя данную программу, каждый испытывает не только чувство выполненного долга перед ребенком с ограниченными возможностями, но и чувство сопричастности к решению государственной проблемы: предоставление каждому равных условий для получения образования, профессии, несмотря на состояние здоровья.

С интернатом сотрудничают известные ученые Красноярска и в области педагогики, и в области медицины. Под руководством доктора педагогических наук, профессора Галины Ивановны Чижаковой педагоги школы занимаются исследовательской деятельностью. Результаты отражены, в частности, в книгах, посвященным проблемам образования и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Доктор медицинских наук, профессор Равиль Рафаилович Гатиатуллин совместно с коллективом врачей школы-интерната разрабатывают комплексную программу консервативного лечения детей, больных сколиозом.

И руководство интерната, и сотрудники постоянно учатся, осваивают новые методы работы. Накопленный опыт позволяет обучать других. Образовательно-лечебный комплекс является научно-методическим центром по подготовке учителей физкультуры для работы со специальными медицинскими группами. В интернате также обучают медицинских работников методике выявления сколиоза у детей.

Коллектив педагогов и медиков четко представляет, что все проблемы которые возникают в процессе деятельности надо искать не в совершенствовании старых средств и методов, а в проектировании, новых решений. Гордостью специалистов интерната стал проект создания первого в России программно-методического комплекса системной коррекции последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры, который получил гриф «Допущено» Министерством образования Российской Федерации. Программа рекомендована для работы учителям физической культуры, инструкторам ЛФК, школьным медицинским работникам, администраторам образовательных учреждений, врачам-ортопедам, врачам лечебной физической культуры, организаторам внеклассной спортивной работы.

У школы-интерната № 1 замечательное, богатое прошлое, интересное, насыщенное настоящее. У интерната есть будущее, есть перспективы. В первую очередь потому, что у него есть культура, есть прошлое, которое бережно хранит коллектив. Есть люди, которые «горят» на работе, вкладывают в нее душу, проживают каждый новый день вместе с нами. Есть фундамент, на котором возводится новое. И фундамент этот– огромная ответственность сотрудников интерната за больных детей. На мой взгляд, школа – интернат № 1 единственная в стране, где бы так заботились о детях, об их воспитании, здоровье и обучении. Я горжусь тем, что учусь в школе ЗДОРОВЬЯ И УСПЕХА!!!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)