Справки  ->  Словари  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Снаряжение и вооружение в олонхо

Который народ должен стремится изучить свою историю, жизнь, прожитую народом, культуру, родной язык, обычаи традиции. Исконные занятия. Основным отправным пунктом для этого служит изучение культурного наследия наших предков – якутского эпоса олонхо, которое заняло достойное место среди шедевров мировой культуры. В связи с тем, что в нашей Республике был объявлен год олонхо. Повсеместно возрос интерес к олонхо. Проведении проводятся различные мероприятия, приняты меры на уровнях для повышения работы исследователей, исполнителей олонхо.

Я прочитала несколько олонхо, и заинтересовалась кыыс богатыркой, и решила изучить, исследовать ее снаряжение и вооружение.

Олонхо – вершина устного творчества якутского народа

Олонхо – величайшее произведение

Олонхо, созданное якутским народом, является шедевром мирового художественного искусства человечества. Оно поражает богатством описывающих средств, глубиной понятий, их шириной и многообразием. Недаром с древних времен олонхосуты пользовались уважением и поклонением народа, про них слагались легенды которые передавались из уст в уста.

Понятия олонхо и олонхосут впервые было введено в якутскую фольклористику академиком А. Ф. Миддендорфом в многотомной работе «Путешествии на север и восток Сибири». Здесь он описывает, как, путешествуя в 1844г. из Якутска в Охотск, слушал исполнение олонхо. В олонхо подчеркивается, что главной ценностью человека в этом мире является честь и достоинство. Всегда побеждало добро, высокая нравственность, верность обычаям, в веках сохранялось доброе имя человека высоких моральных качеств. Человек, сотворившего зло, постигало зло. Добрый человек, оказавший помощь нуждающимся, взлетая на крыльях воли и желания народа. Добро всегда побеждает зло, в результате долгой борьбы правда берет верх над ложью, свет побеждает тьму.

С середины 19 века начинается описание олонхо. В 1851г. в приложении к работе академика О. Н. Бетлингса «О языке якутов» было напечатано олонхо А. Я. Уваровского «Эрэйдээх – буруйдаах эр со5отох». Большой вклад в дело изучения олонхо внесли политссыльные И. А. Худяков, Э. К. Пекарский, С. В. Ястремский, которые описали несколько олонхо в прозе, совершив перевод и изучение в сборнике Э. К. Пекарского «Образцы народной литературы якутов» (в 1907-1918гг. было издано 3 тома) включено около 10 олонхо. В этой важной работе приняли участие и якуты. Т. о. описание олонхо началось еще при жизни великих олонхосутов, благодаря творческой работе ученых, опережающих свое время.

Научное изучение олонхо начал П. А. Ойунский, избранный директором института языка и культуры, созданного в 1935г. Сейчас широко известны работы Т. У. Эргиса, И. В. Тухова, Н. В. Емельянова, описавших содержание, сюжет, образы олонхо.

Богатая фантазия якутского олонхо напоминает мифы древних греков. Здесь образы реальной жизни причудливо сплетаются с вымышленными образами. В Срединной стране нескончаемого лета, где несмолкает пенье птиц, кукованье кукушки, где пастбища изобильны, реки полноводны, где жизнь богата и живут люди солнечного улуса айыы, чьи помыслы чисты, а душа благородна. Боги, населяющие Верхний мир, посылают к ним могучего богатыря для защиты их мирной жизни от злых духов Нижнего Мира. Богатырь жил до этого обычной жизнью, имея свой дом. В олонхо описание жизни богатыря близко к жизни. Жизненно описывается быт народа, его обычаи и традици. Оценки исследователей о зарождении олонхо основаны на изучении описываемых традиций, быта, отношений народа. Через образы злых духов Нижнего Мира Абаасы показаны отрицательные стороны жизни на земле, аморальные поступки, осуждаемые народом. Борьба добра и зла, черного и белого в олонхо выражена в виде противостояния Айыы и Абаасы. Стремление к мирной жизни на земле, к благосостоянию, проходит основной мыслью олонхо, и это ставит его в один ряд с бессмертными произведениями других народов. Слова П. А. Ойунского подтверждают, что якуты высоко ценят художественное произведение: «Самым ценным в песне и в олонхо является сила слова, сила образа, сила выражений». В олонхо, как ни в одном другом произведении, отточен язык, мастерство устного творчества народа. Мастерство исполнителя оценивается по степени овладения им силой слова.

Возросший интерес к якутскому олонхо связан с ростом самосознания народа. Он связан со стремлением возвести олонхо в один ряд с великими эпосами других народов. Во времена пресловутого «застол», в 1962г. , по настоянию С. П. Данилова начался перевод олонхо на русский язык. Раньше существовал только подсрочный перевод. Художественный перевод олонхо выполнил известный русский поэт, переводчик В. Державин, в 1975г. он закончил перевод олонхо П. А. Ойунского «Ньургун Боотур – стремительный». В Советском Союзе это получило оценку выдающегося события в культурной жизни. Затем в серии «Эпос народов СССР» было издано олонхо И. Г. Теплоухова – Тимофеева « Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур» на двух языках, в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» олонхо В. О. Каратаева «Могучий Эр Со5отох» и Н. П. Бурнашева «Кыыс Дэбилийэ». Так олонхо стало известным в России и за ее пределами.

По настоянию лучших представителей народа, 1993 год был объявлен ЮНЕСКО годом олонхо. В рамках мероприятий года олонхо было организовано празднование 100-летие П. А. Ойунского, выдающегося сына якутского народа, который увековечил олонхо, первым записав его в виде художественного произведения.

В конце 2005 года в Париже в штаб квартире ЮНЕСКО произошло событие, имеющее исключительное значение для народа Саха. Якутское олонхо было поставлено в один ряд с великими произведениями других народов. В начале ХХI века древнее оло%хо, передающееся из уст в уста из глубокой старины, дошедшее до наших дней, получило широкое признание.

Олонхосут П. П. Ядрихинскай – Бэдьээлэ.

Заслуженный работник культуры РС(Я), член Союза писателей СССР, знаменитый олонхосут Прокопий Прокопьевич Ядрихинский – Бэдьээлэ родился в 1901 году 28 марта в Кебикенском наслеге улуса в семье бедняка.

Его отец был талантливым сказителем, он помнил много старинных легенд, песен. Да и среди соседей, земляков было много стариков, умеющих и говорить про старину, и спеть олонхо.

Он с детских лет слушая и учился исполнять олонхо у известного певца Игнатьева, сына Дугдусун Дорообуска, который жил в местности Харыйалаах Кебекенского наслега любимым оло%хо которого было «Тумул хара туллан-хайдан туспутун курдук тунал5аннаах туус манан аттаах Тойон До5уhуол». Также учился у старейшего олонхосута Егора Делюннюка, жителя Легейского наслега Борогонского улуса, исполняющего олонхо «Кюннээх сири кетен – ме5ен айанныыр, ке5ееччер элэмэс аттаах, керулуур – нарылыыр Кюн Дьеhуелдьут бухатыыр».

Из всех олонхо, которые он слушал, он полюбил и выбрал олонхо «Ара5ас манан халлаантан илэ – Бодо айыллан туспут тыллаах – естеех, Дыллыа манан аттаах Дьырыбына Дьырылыатта кыыс бухатыыр», который исполнял Николай Молгинов ( сын Кетехэ ), житель Таттинского улуса. Прокопий часто исполнял это олонхо, и вскоре добился признания. С большим воодушевлением он исполнял олонхо про девушку – богатырку.

Прокопий учился у разных олонхосутов. Каждая встреча с ними учила его многому. Его голос окреп, мастерство росло. Первые годы Советской власти были временем раскрытия его таланта. Часто он пел ночи напролет, до восхода солнца, вдохновляемый криками слушателей «Ноо» произнося слова олонхо сильным голосом. Его называли олонхосутом Бэдьээлэ. Он был счастлив носить это имя.

В 1937г. олонхо П. П. Ядрихинского «Кюн Дьеhуелдьут» в пяти действиях исполнили артисты в костюмах. Сначала в наслеге, затем в районе и республике, олонхо получило всеобщее признание. На Республиканской олимпиаде ему вручили благодарственное письмо, денежную премию.

В 1939г, его приняли в Союз писателей СССР; к 70-летию ему присвоили звание «Заслуженный работник культуры Якутской АССР».

П. П. Ядрихинский умер в 1979г.

Олонхо «Девушка богатырка Дьырыбына Дьырылыатта»

Главный герой олонхо – Дьырыбына Дьырылыатта

Олонхо «Кыыс богатырка Дьырыбына Дьырылыатта» было записано в 1970г. научным работником института языка, литературы и истории П. Н. Дмитриевым, заслуженным работником культуры Якутской АССР, членом Союза писателей СССР, талантливым народным певцом и олонхосутом, со слов П. П. Ядрихинского – Бэдьээлэ.

В олонхо описана героическая, отважная борьба девушки богатырки Дьырыбыной Дьырылыатты за счастливую жизнь, за правду, не страшась никаких трудностей.

Она выросла вместе с братом Тойон Дьуллут богатырем. Когда они выросли, брата зовут на подмогу старик Тойон Анды Баалыыр, старуха Хотун Черкей Етюмэх, Их дочь Сыралыма Куо украл злой Дух Ледяного царства Тимир Чохчордоон. Он едет восстановить справедливость, заступиться за людей айыы.

Он попадает на хитрость девушки абаасы, поджидавший на его пути. Проваливается в нижний мир. Дьырыбына Дьырылыатта видит коня брата, который идет по полю, волоча лиственницу, к которой он был привязан. Отец с матерью провожают дочь, особо благословляют ее коня, оружие, одежду.

Когда родилась девочка, родители заказали одежду и вооружение богатырки кузнецу Кытах Бахсы и повесили на золотую пальму в седьмом ампаре.

Дьырыбына Дьырылыатта девушка богатырка имела богатырские сложения, имела мышцы крепкие как лиственницы, голени – как окоренные лиственницы, предплечья как очищенные лиственницы. Имела бедра – как три лиственницы, грудь высокую как стог в четыре сажени, ягодицы в шесть саженей, крепкую спину длиной в семь саженей, плечи в восемь маховых саженей, имела длинную шелковую косу в девять саженей блестящую как поток воды, имела черные брови, как шкуры черных белок, глаза зоркие светлые, нос тонкий, сочные губы, зубы как жемчуг, чуткие уши, как месяц семидневный. Прекрасная как луч летнего солнца, светящаяся как девять солнц, имеющая облик как три солнца, высокая, дородная девушка.

Доспехи Дьырыбына Дьырылыатты

Дьырыбына Дьырылыатта имеет одежду с поясом из семи золотых колец, юбку с, имеющую девять литых пластин золотых, рукавами с золотыми сборками, блестящую как чешу огромной рыбы, кольчугу звенящую.

В исторических документах записано, что прибывшие на Лену в 1630г. отряд И. Добрынского и Н. Васильева встретили якутов в кольчугах. Кольчуги изготовлялись из металла, кости, копыт, кожи лося. Существовали и деревянные кольчуги из коры ивы – тирэх куйах. Кольчуга – куйах защищала от врагов.

Как записано в олонхо, Дьырыбына Дьырылыатта имела золотую нагрудную кольчугу. Древние якуты имели нагрудную кольчугу круглым диском «Солнцем» по центру. Диск имел форму круга, изготавливался из металла. Защищал от удара грудь.

Имела она золотую кольчугу для спины – для защиты спины от удара врага. Пластинчатая золотая кольчуга для плеч защищала плечи, золотые наколенники, металлические нарукавники для защиты коленей и рук.

Древние якуты имели еще дапсы – специальную броню для защиты от удара тетивы при выстреле из лука, В краеведческом музее им. П. Х. Староватова хранится дапсы, изготовленные из мамонтовой кости.

Дьырыбына Дьырылыатта имела золотые наушники для защиты ушей – иэмэх.

В словаре Э. К. Пекарского «иэмэх» переводено как «серьги, имеющие простую витую форму» «Большие серьги с подвеской».

Наушники изготавливали из тонкого металла.

Имела блестящий пояс, изготовленный из кожи девятерых лосей. К такому поясу девушка богатырка прикрепляла попарно стрелы от лука.

Имела сверкающий головной убор с золотыми клиньями, с золотыми пластинами, с золотыми перьями.

Якутский воин имел головной убор круглой формы, состоящей из отдельных металлических пластин. Назывался « трехслойный металлический головной убор – шлем ».

Имела рукавицы, свитые из золотого провода, с опушкой из шкуры волка.

Так была одета девушка богатырка Дьырыбына Дьырылыатта.

Вооружение Дьырыбына Дьырылыатты

Имела лук, выструганный из березы, обернутый берестой, клеем из становой жилы рыбы дьирибинэ крепко склеенный, тетива сделана из сухожилий льва, гудящий роговой лук изогнутый как великая река. Лук называется в якутском олонхо «гудящий роговой лук» («Модун Эр Со5отох»), «веселящийся роговой лук» («Ньургун Боотур Стремительный») «дымящийся роговой лук»(«Кыыс Дэбилийэ»).

Секрет изготовления древнего лука утерян. Как пишет кандидат исторических наук Ф. Ф. Васильев, длина якутского лука достигала 165-170 см. Он состоит из девяти частей. Склеивается из тонких пластин, изготовленных из березы и лиственницы вырезались из сердцевины. Некоторые пластины делали из бересты, это для прочности.

Как пишет А. И. Гоголев, якутский лук и части из кости или рога, это увеличивало дальность полета стрелы. Поэтому называются костяным луком.

Деревянные пластины склеили клеем из рыбьих жил. Обвязывали сухожилиями льва. Лук имел изогнутую форму, как меандр реки. Тетиву вырезали из лосиных шкур.

Девушка богатырка имела стрелы с опереньем для того, чтобы поражать врага без промаха.

Военные стрелы имели оперенье орлиных перьев для дальности полета. Поэтому такие стрелы назывались Тойон стрелы или стрелы с перьями Тойон. Стрелы складывались в колчан, сшитый из лосиной кожи. В краеведческом музее П. Х. Староватова, в зале материальной культуры якутов 17 века хранится 2 вида колчанов. Эти экспонаты описаны Б. Ф. Неустроевым Мандаром в альбоме «Иис куус ойуута дьар5аата». Дьырыбына Дьырылыатта имела золотой топор девяти пудов. Этим оружием пользовалась для ближнего боя, для удара по врагу, топор очень тяжелый.

Древний воин саха имел тяжелый топор.

В олонхо девушка богатырка имела остроконечное копье.

Якутское копье имело двухстороннее лезвие, треугольную форму. Оружие дальнего боя, для поражения воина в кольчуге. В Вилюйском краеведческом музее хранится такое копье.

Копье изготавливали из стали. Доктора исторических наук К. Д. Уткин, Н. Д. Архипов пишут, что якуты издревле умели плавить сталь. Пролежав много веков под землей, эта сталь не ржавеет, это удивительно.

Девушка богатырка имеет острый нож кылыс. Нож являлся разновидностью батас первого якутского вида оружия. Затем батас изменялась, превратился в меч обоюдоострый. Э. К. Пекарский сравнивал кылыс с древнетюркским «кылыч». В краеведческом музее хранится острый кылыс. Как рассказывает директор музея Татьяна Николаевна Афанасьева, такой кылыс хранится только в Вилюйском музее.

Посетив Вилюйский музей, я вывесила старинные оружие якутов.

Лук - 0. 7 кг.

Ботот - 1 кг.

Батас -1,2 кг.

Кылыс - 1,4 кг.

Батыйа - 1,5 кг.

Тайыы - 1,9 кг.

Общая масса оружия - 7,7 кг.

В книге М. А. Поповой «Якутская национальная культура» автор пишет, что якутская женщина носила украшение массой от 12 до 20 кг. Если к этой массе прибавить массу оружия, то в среднем получается примерно 30 кг. Если олонхо преувеличивает в 9 раз, то для того, чтобы найти массу вооружения девушки богатырки 30 кг. Умножаем на 9. Получаем 270 кг. К этому прибавляем массу со5ооччу 1584 кг. (1пуд=16 кг. , тогда 99х16=1584 кг. ) m= 270 х1584=1854 кг.

Если мускульная сила руки 18-летнего человека равна 330Н, сила руки девушки богатырки равна 185. 400Н.

Найдем мощность девушки, пользуясь физической формулой

P = А t =mgst =1854х24х3600х1000=160185600000 Вт.

Из этого следует, что девушка-богатырка в полном одеянии, во всеоружии движется подобно космическому кораблю.

Прочитав олонхо «Дьырыбына Дьырылыатта Кыыс богатырка», я сделала следующие выводы.

Данное олонхо отличается от других своеобразным языком и своим древним происхождением.

Главная героиня олонхо Дьырыбына Дьырылыатта имеет предназначение от божеств защищать солнечные улусы и племена айыы, ей дана для этого великая сила. Об этом мы узнали, сравнив ее с Тойон Дьоллуут, Кыыс Дэбилийэ, изучив ее доспехи и вооружение, ее внешний вид, рассчитав ее силу и мощность по формуле. Примерно определили значение ее силы и мощности, путь пройденный ею.

Изучили ее доспехи и вооружение на основе музейных материалов, научной литературе, работ исследователей, других олонхо, словарей. Сделали словарь устаревших слов.

Узнали, что доспехи и вооружение женщины богатырки предназначены для защиты жизненно важных органов человека айыы и ничем не отличаются от вооружения мужчины богатыря.

Убедились на примере Дьырыбына Дьырылыатта, что женщина является продолжительницей жизни на земле, она также сильна, как мужчина, и иногда даже превосходит его.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)