Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Сны Раскольникова как отражение реальности и внутреннего мира самого героя

Образы сновидений- это своего рода язык.

Кажется, что в них скрыт какой-то потаенный смысл.

Сэмюэль Тейлор Кольридж

Мир снов и сновидений издавна интересовал человека как что-то столь же близкое нашему пониманию, сколь далекое от него.

Наша жизнь – это два мира: сон и реальность. Как много раз нам всем снились яркие, необычные и цветные сны, и мы просыпались с каким – то особенным настроением и под впечатлением реалистичности сна не могли вернуться к обычной повседневной жизни, постоянно думая о том, что нам приснилось. И, конечно же, мы не могли не задаться вопросом: «Почему мне это приснилось? Почему именно сегодня? Что значит мой сон?»

Иногда приходится слышать, что мы живём в мире иллюзий или в каком-то придуманном мире. Люди часто говорят о том, что им хотелось бы забыться и уйти от повседневных забот. Желание уснуть и не видеть ничего вокруг, так или иначе, возникает у каждого человека. Сон — это всегда что-то загадочное, необъяснимое.

Сон – это вторая жизнь, в которой нет пределов ни времени, ни пространства, жизнь, где каждый может стать повелителем событий, и жизнь, которая даёт поистине безграничные возможности. Человеку дана такая возможность жить в этих двух мирах и из каждого черпать мудрость и знания.

Бывали случаи, когда людям снились сны – предупреждения за день или два до трагедии, и они откладывали рейсы самолётов, отменяли свои дела, какие-то срочные поездки и только так избегали катастроф и гибели. Но не все из нас верят снам и прислушиваются к ним.

На Востоке есть учение об иллюзорности нашего мира и реальности мира снов. То есть наша обычная жизнь – это сон, а наша жизнь в сновидениях – реальная жизнь. Но это всего лишь теория, но кто знает, где настоящая объективная реальность? Это можем проверить только мы сами

В древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что сновидения имеют отношение, прежде всего, к будущему человека или его окружению. Они посылались человеку высшими существами (богами и проч. ) именно с этой целью. К примеру, когда Авраам при заключении союза с Богом «меж рассечённых частей» впал в крепкий сон, в котором Бог открыл ему судьбу его потомков. В античной мифологии неоднократно так же упоминается о явлениях каких-либо богов во сне, но подобные мотивы рассматриваются скорее как чудесные явления, но сновидения так же здесь имеют место. К примеру, Гекуба, царица Трои, будучи беременной Парисом, увидела сон, будто она рожает факел, от которого сгорит весь город. Сон был истолкован прорицательницей Герофилой — и младенца бросили в горах. Тем не менее, когда много лет спустя выросший Парис появился в Трое, его приняли как родного, забыв о предостережении. Благодаря совершенному Парисом похищению Елены, Троя действительно была сожжена дотла.

В русской литературе сны всегда играли очень важную роль. Многие авторы делали сон полноценным «действующим лицом» своих произведений. Зачастую именно сон определяет будущее героев, позволяет понять их характер, причину поступков, отношение к людям и к себе, отражает переживания, раскрывает внутренний и нравственный мир героев. Только когда человек спит, он не может лгать и прикрываться масками, потому что его подсознание освобождается и не сковано внешними условностями. Такими яркими примерами могут служить сон Татьяны в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, сон Светланы в балладе «Светлана» В. А. Жуковского, сон в романе Чернышевского «Что делать?», сон в книге Радищева «Путешествия из Петербурга в Москву», сон Обломова в романе Гончарова «Обломов», сны в пьесе А. Н. Островского «Гроза», сон Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и многие другие. Поэтому можно говорить об идейно-художественной роли снов в произведениях.

Федор Михайлович Достоевский – очень талантливый психолог. Поэтому первое впечатление от его романов – ужас, второе – величие. В центре у Ф. М. Достоевского всегда находится одна необыкновенная, загадочная личность с полным противоречием в душе и неоднозначностью и неопределённостью нравственного мира, а все остальные герои занимаются разгадкой тайны этого человека. Писатель использовал разнообразные художественные приемы для раскрытия внутреннего мира Родиона Раскольникова. Одним из таких приёмов, которые позволили описать подсознание и чувства героя, стали сны.

Поэтому предметом исследования стали «сны Раскольникова как отражение реальности и внутреннего мира самого героя». Цель исследования: выявить идейно-художественное значение снов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В соответствии с данной целью определены следующие задачи: прочитать роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», исследовать сны героя, установить связь сна Родиона Раскольникова с его нравственным состоянием и выявить идейно-художественный смысл снов героя. Мир снов и сновидений всегда волновал писателей, учёных и поэтов, поэтому работа очень актуальна.

Первый сон. Сон об убийстве лошади.

Достоевский по праву считается писателем – психологом. Никто из авторов, как он, не может так точно и чётко раскрыть все душевные человеческие конфликты, переживания, стремления и проблемы, которые хранятся глубоко в подсознании каждого из нас, и только такой художественный приём, как раскрытие личности персонажа через его сон, помогает это сделать.

Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание» настолько погружен в себя, в свои мысли, что не замечает, как его сущность «раскалывается» на две части, действительность сливается с фантазиями и реальность становится какой-то далёкой и невозможной. На протяжении всего романа Родион Раскольников несколько раз видит сны. Но так как герой испытывает апатию, полусон – полубред, то с большой уверенностью нельзя сказать, был ли это сон или очередной бред, или это всего лишь игра воображения. Но каждый сон по-своему считается ключевым моментом в сюжете произведения. Без этих снов невозможно до конца понять душевное состояние героя. Сны не только являются осмыслением его жизненной ситуации, но и предвещают грядущие перемены в жизни. Но наиболее значимым для понимания характера и мировоззрения Раскольникова, для понимания его поступков играет первый сон – сон об убийстве лошади. Этот эпизод помогает заглянуть в душу Раскольникова-ребенка, еще не обезображенную страшной «идеей».

После долгих блужданий по Петербургу и размышлений о пользе смерти старухи-процентщицы главный герой засыпает в парке после «пробы». Как только сон сковывает сознание Раскольникова, мы попадаем в его небольшой родной городок, оказываемся вдали от суеты и давящей желтизны домов больших городов. Вокруг всё зелено, ярко, всё является воплощением веры в добро, милосердие и сострадание к другим, то есть перед нами раскрывается внутренний мир маленького Роди, душа которого наполнена добром и только положительными качествами. Мальчик испытывает «неприятнейшее впечатление и даже страх», лишь только проходя с отцом мимо городского кабака, «весь дрожит» от одних только доносящихся из него звуков и вида «шляющихся кругом пьяных и страшных рож». И когда впоследствии сам герой с теплотой и любовью вспоминает бедную городскую церковь и старого священника, то в этот момент мы видим не человека, который хочет совершить убийство, а человека, который поистине живёт, любит жизнь в любом её проявлении, радуется каждому дню и верит, что добро есть

Но светлые краски тускнеют, небо заволакивают чёрные тучи, когда начинаем читать строки из сна об избиении лошади: «Но уж бедной лошаденке плохо». «Она задыхается, останавливается, опять дергается, чуть не падает». Все это мы видим глазами семилетнего мальчика, навечно запомнившего воплощение жестокости. Раскольников-ребенок в первый момент смотрит на все происходящее в ужасе, потом бросается защищать лошадь, но слишком поздно: «Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает».

Непосредственно перед эпизодом сна Раскольников, идя по бульвару, видит, как некий господин пытается совратить молодую девушку, и тогда герой решает за неё заступиться, как он впоследствии пытается спасти лошадь в своём сне. Но увиденное происшествие на улице ещё больше убеждает его в правильности теории и допустимости «крови по совести», а избиение животного лишний раз напоминает Раскольникову о насилии и жестокости в мире. Он уже не видит никакой разницы между животным и человеком. И эта лошадь становится воплощением страданий оскорблённых и униженных.

Сам сон довольно точно передаёт почти все детали предстоящего убийства старухи – лошадку в итоге убивают топором, по её морде течёт кровь, а на Миколке, мы замечаем, нет креста, как впоследствии и на Раскольникове.

В этом сне мы видим целую огромную толпу, жестокую и бессердечную. Лишь один человек, который пытается вступиться за лошадь, – это старик, но он один ничем не может помочь бедному животному.

Это сновидение является вещим, оно указывает герою на неудачный исход задуманного им дела, потому что он один не может изменить общественный строй, каких бы огромных усилий не прикладывал.

В Раскольникове ещё остались некоторые положительные качества, он колеблется в исполнении своего страшного замысла. Пробудившись, обращается к Богу и всем своим существом отрекается от своей сумасшедшей идеи, но, несмотря на это, почти через сутки убивает старуху.

Читая роман дальше, мы никак не можем забыть этот первый сон, а Достоевский постоянно на него указывает. Когда Раскольников возвращается к себе в комнату, спрятав украденные драгоценности, он дрожит, как лошадь, потом ему мерещится, что на лестнице бьют его квартирную хозяйку, а Катерина Ивановна Мармеладова, умирая, кричит: «Уездили клячу!», случайно подвернувшийся красильщик оказывается Миколкой, появляется кабатчик Душкин, который «врёт, как лошадь».

Да и сам первый сон по-настоящему фантастичен, во многом потому, что здесь нашли своё отражение черты придуманного страшного плана Родиона. Поначалу мы видим, будто это воспоминания из детства Раскольникова, но затем понимаем, что многое здесь неправдоподобно, потому что сама лошадь была запряжена в телегу, которая уже названа странной, и тут же добавлено, что это «одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей». Поэтому в итоге в наше сознание закрадываются мысли о никчёмности и беспомощности бедной лошади, и мы понимаем, что её судьба уже предрешена.

В эпизоде сна говорится о распоряжении чужой жизнью – жизнью лошади, которая «только сердце моё надрывает: так бы, кажись, её и убил, даром хлеб ест», говорит Миколка. Достоевский проводит параллель между жизнью лошади и старухи-процентщицы, говоря, что старуха – «глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живёт, и которая завтра же сама собой умрёт». Её жизнь равноценна «жизни вши, таракана».

Сон будто подсказывает Раскольникову, что он должен после свершения своего страшного плана притвориться наблюдателем или той же лошадкой, которая уже задыхается от невыносимых условий жизни. И Родион сваливает всю вину на плечи подвернувшегося красильщика, оставив себе ещё один шанс «побороться».

Поэтому можно сказать, что эпизод первого сна достаточно символичен, он предопределяет действия Раскольникова, отражает борьбу его внутреннего мира, но подчёркивает несовместимость задуманного Раскольниковым преступления с такими чертами его натуры, как сострадание и нежность.

Можно заметить, что после этого сна Родион долгое время совсем не видит снов, не считая видения накануне самого убийства — пустыня и в ней оазис с голубой водой. Здесь писатель использует традиционную символику цвета: голубой — это цвет чистоты и надежды. Вода выступает во сне как символ жизни. Но герой не прислушивается к своему внутреннему «я», которое стремится к живительной и чистой влаге, а не к насилию и смерти.

Второй сон. Сон о том, как Илья Петрович бьёт хозяйку.

Сразу после совершения убийства Раскольников видит второй безобразный и ужасный сон, который наполнен только воплями, криками и в котором Илья Петрович бьёт хозяйку квартиры: «Он бьет ее ногами, колотит ее головою о ступени». Здесь нет ярких и приятных красок, каких-то дорогих сердцу воспоминаний, а только ужас и страх: «она ныла, визжала и причитала», голос бившего хрипел. «Таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слёз, побоев и ругательств он ещё никогда не слыхивал и не видывал», - пишет автор.

Но так как Родион в это время находился в лихорадочном состоянии, испытывал общее раздражение, то этот сон можно назвать скорее галлюцинацией или бредом. С одной стороны, Достоевский с помощью этого эпизода раскрывает подсознательное желание Раскольникова расправиться ещё с одной «вошью», так как именно в это время герой должен немалые деньги квартирной хозяйке, но с другой – это всё – страх перед будущим, которое впоследствии может стать поистине ужасным.

Но будто бы в ответ на внутренние душевные переживания Роди его мать присылает ему денег. Раскольников выкупает у своей квартирной хозяйки вексель, и уже одной проблемой меньше, но если её сравнивать с драмой героя, то она просто кажется каплей в море!

Несмотря на всё, Родион был просто поражён такой жестокостью людей. Возможно, в этом сне он себя оправдывает и говорит себе, что он не один такой, то есть, по сути, любой человек способен на преступление, если его толкнёт судьба или так сложатся обстоятельства.

Третий сон. Сон об убийстве старухи-процентщицы.

Но на этом страшные сны Родина не заканчиваются – в третьей части романа снова кошмар. На этот раз Раскольников вновь совершает убийство старухи-процентщицы. Он как будто возвращается туда, где уже однажды совершил несправедливость и пошёл на поводу своей теории. В эпизоде третьего сна перед нами предстаёт живая старуха, которая только смеётся над героем: «На стуле в уголку сидит старушонка, вся скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он стоял перед ней: “боится!” — подумал он, тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но и она еще ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась,— так и заливалась тихим, неслышным смехом. Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка вся так и колыхалась от хохота».

Раскольников вновь пытается её убить, но ничего не получается. Ему никак не удаётся совершить вновь злодеяние. Из-за двери слышен смех толпы, явно недоброжелательный, даже злобный. Здесь Родион, можно сказать, отчаялся, он уже начал понимать, что «эксперимент над собой» провален. Раскольников оказался далеко не Наполеоном или властелином, а обыкновенным человеком, но теперь перед ним громадная проблема, глубочайшая проблема вины перед всем человечеством, в частности перед старухой, какой бы она ни была, и Лизаветой, которая оказалась не в том месте и не в то время.

По своей сути третий сон является своего рода продолжением размышлений Родиона о том, что он «не человека убил», а «принцип». Он будто подтверждает слабость натуры Раскольникова. Скорее всего, это подсознание героя пытается убедить его в бессмысленности и бесчеловечности убийства. Но герой еще не готов к раскаянию. Убийство оказалось столь же напрасным, как попытки убийства Алёны Ивановны, то есть эксперимент был с самого начала затеян зря, а значит, и наказание будет напрасное. Но наказание на самом деле вступило в силу ещё задолго до того, как Раскольников официально заявил, что он убил бедную старушку

Судьба пересекает дороги Родиона и Свидригайлова, его двойника, у которого тоже полно грехов, который тоже носит в своей сущности ту же теорию и чей образ Достоевский также глубоко раскрыл через сны и видения. По пути Свидригайлова мог пойти и Раскольников, но герой всё-таки оказался выше, помимо всего ему помогла любовь Сонечки Мармеладовой, которая способна пожертвовать собой во имя других. Она его поддержала и после признания отправляется с ним на каторгу.

Четвёртый сон. Сон – апокалипсис.

Последний, четвёртый сон, Родион Раскольников видит, будучи на каторге, где он смотрит на свою страшную теорию уже другими глазами, глазами человека, который понял смысл жизни, который готов попробовать начать жизнь с чистого листа, вступив на путь исключительно правды и любви; где рядом с ним будет вечно его любимая и любящая Сонечка, где нет измен и лжи.

Эпизод четвёртого сна по-настоящему фантастичен: «Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. »

Перед нами предстаёт картина, где совсем нет добра, один эгоизм, «бесноватые» и «сумасшедшие» люди постоянно ведут жестокие и сокрушительные войны, где лишь обман, и сам весь мир обречён, потому что каждый ставит себя выше остальных и правда для каждого своя. Достоевский рисует мир, где нет ни дружбы, ни любви, где человеческая жизнь теряет всякий смысл и ценность. Мир прямо на глазах погибает. И мы вслед за Родионом Раскольниковым понимаем, что спастись от данного конца света могут далеко не все, а лишь те, которые чисты своей душой, не идут за общей массой людей, злых и развращённых, которые ещё сохранили в себе человечность и не убили в себе совесть, которые знают, что такое добро, любовь и самопожертвование, такие, как Соня, которая в романе является истинным воплощением духовности и чистоты и верит в Бога.

Возможно, четвёртый сон являет собой общение Достоевского с социалистами, которые в то время просто призывали народ вступить на такой путь и говорили, что это единственный выход из данного кризиса. И писатель хочет показать на наглядном примере, что подобный шаг – далеко не выход, а наоборот, ведёт к краху всего человечества и мира в целом.

Но именно после четвёртого сна, после взгляда Раскольникова на свою ужасную теорию другими глазами происходит его нравственное возрождение, меняется его мировоззрение, зарождение истинной веры в Бога и в человека. Всё это достаточно сложно, куплено ценой огромных страданий как физических, так и духовных, но всё равно это очистительно и светло. А по мнению Достоевского, только через страдания человек может прийти к настоящему счастью. И поэтому можно сказать, что первый шаг Раскольников уже сделал, приблизился к порогу, за которым новая жизнь, а значит, осталось просто не сворачивать с пути.

Многие русские и зарубежные писатели и до и после Достоевского пытались прибегать к помощи снов, чтобы раскрыть основную идею произведения, раскрыть душу и мысли героя, его внутренние качества и характер, отношение его к себе и к другим героям, чтобы понять, как к этому герою относятся остальные действующие лица. Но Достоевскому удалось это так глубоко, так точно и так развёрнуто, как ни одному из них.

Писатель не просто раскрыл сам смысл поступков Родиона Раскольникова, но и смог опровергнуть теорию бедного студента, убивающую в человеке всё человеческое при осознании этим человеком возможности убийства им другого, себе подобного.

Да! Именно бедного! Потому что только такой обречённый на низкую жизнь, как Раскольников, мог не просто разработать подобную теорию, но и решиться на её осуществление, дабы доказать её реальное существование. Но и в то же время только такая сильная личность, как Раскольников, могла потерпеть крах своих убеждений и не сломаться духом, переступить через страхи, страдания и убеждения и заново жить, отдаться новой жизни, не потерять, а наоборот, обрести и любовь, и веру, и счастье, и исцеление души!

Я считаю, что Родион всё-таки не зря прошёл весь этот путь. Конечно, убийство – это самое страшное из всех человеческих пороков, которое никак нельзя ни оправдать, ни обосновать. Но именно в данном романе, в данном тексте, только «переступив через кровь», убив старуху, не дав умереть ей своей смертью, лишь после проверки истинности своей теории Раскольников перерождается, его сущность очищается, он теперь в полной мере осознаёт, для чего он живёт и зачем. Теперь он смотрит на мир другими глазами, не глазами человека, которому всё надоело и который уже почти потерял смысл жизни, а человека, который принимает жизнь как дар Бога.

Но, несмотря на всю полноту изложения, в конце романа всё-таки нет той определённой ясности. Из всего описания Раскольникова мы поняли, что он достаточно изменчивая личность. Герой лишь на пути к возрождению души, но что будет в итоге каждый читатель должен будет решить сам.

Прийти к такому выводу мы смогли только благодаря снам, каждый из которых являлся зеркалом души Родиона Романовича Раскольникова, отражающим именно то, что и хотел донести до нас автор, и над этими снами Ф. М. Достоевский изрядно потрудился! Его старания были не напрасны! Именно через сны Родиона Раскольникова мы можем сопереживать герою, подготовиться к последующим эпизодам, полностью сконцентрироваться на развитии сюжета, почувствовать атмосферу того времени, наиболее полно понять цели и мысли людей девятнадцатого столетия, потому что только во сне человеческое подсознание высвобождается и способно о многом поведать читателю. Кроме того, введение в повествование таких элементов, как сны, имеет важное значение в художественно-изобразительном плане. Оно определяет психологизм в изображении главного героя романа.

И кто знает, если бы Раскольников прислушался тогда к своим ощущениям после сна об убийстве бедной лошадки, понял истинный смысл данного сновидения, то вряд ли бы решился на убийство и оказался бы раздавленным ужасной трагедией, расколовшей надвое его сознание.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)