Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

События давно минувших дней

У памятника.

Вот она – История. Беляка - разведчика

С ней соприкоснись Клеев задержал,

Поднимаюсь в гору я Клёмин тем же вечером

Вот он – обелиск! К красным отослал.

С голубой оградою, Учинили – вижу я -

С яркою звездой. Старикам допрос.

Здесь в войну гражданскую Кто- то все - ж не выдержал,

Погиб прадед мой. Кто – то всё - ж донёс.

Тут сельчан двоих И ведут вот Клеева,

Гнали на расстрел Клёмина ведут

В строгом я молчании Хоть они расстреляны,

К ним иду теперь. Но они живут.

Время будто колется – Всех их, всех Россия

В прошлое лечу. В памяти хранит.

Вижу - скачет конница Памятник в России

В Русскую Менчу. Не один стоит.

Белочехи мечутся. Пассажир, водитель,

На их лицах - злость: Подвигом гордись!

С беляком - разведчиком Памятник увидишь -

Что же, что стряслось. Низко поклонись.

Вырезку из местной газеты « Дружба» с этим стихотворением я нашла в старом фотоальбоме моей бабушки. Написано оно моим дядей Рыбаковым Вячеславом Петровичем примерно в 1980 году. Меня очень заинтересовала эта находка: о ком говорится в стихотворении, и что за времена описаны. Оказалось, что в нем освещено событие, произошедшее не один десяток лет тому назад с моим прапрадедушкой Клёминым Якимом Федоровичем. Долго слушала я воспоминания бабушки: в её рассказе звучали нотки и печали, и грусти, и радости, и гордости. Я была поражена услышанным, ведь слова бабушки уносили меня в середину 18 века. И если бы не этот случай, сколько ценнейшей информации и сведений о моих предках потеряла бы наша семья.

Мое поколение просто не имеет морального права упустить, разорвать ту тонкую ниточку, которой связано прошлое и будущее. Ведь мы являемся звеном в одной цепи. Мы - настоящее, маленький мостик между двумя мирами. И наше поколение должно сохранить память о предках и передать знания своим детям, а они в свою очередь своим.

Я задалась этим вопросом и решила составить свое семейное древо.

События давно минувших дней

Самым первым, о ком сохранилась информации, как раз описанная в стихотворении, по папиной линии был Клемин Яким Федорович. И как оказалось, о нем помнит не только наша семья, но и многие жители Нурлатского района. Ведь моему предку на горе села Русская Менча на месте его захоронения возведен памятник. Я хочу рассказать о тех событиях. Восстановить картину произошедшего в августе 1918 года помогли и воспоминания уроженца села Русская Менча учителя истории Спасова Василия Ивановича, родившегося 20 марта 1922 года.

В России с незапамятных времен существовало крепостное право: судьбами простых людей распоряжались их хозяева. Вот и мои предки были привезены Подлуцким помещиком Аносовым Ф. Н. в село Русская Менча теперь уже Нурлатского района Республики Татарстан. Это семья моего прапрадедушки Клемина Якима Федоровича. Сам он родился примерно в 1876 году. К тому времени крепостное право было уже отменено, и все крестьяне стали свободными людьми. Семья моего прапрадедушки осталась жить в этом селе. Детство и юность Якима ничем не отличались от судеб других детей того времени: с раннего детства трудная работа в поле и дома по хозяйству. Когда вырос, обзавелся своей собственной семьей. Жену звали Матрена Леонтьевна 1879 года рождения. Родилось у них семеро детей: пятеро сыновей и две дочери. Жили как все: ни хуже, ни лучше. Бабушка рассказывала, что Яким Федорович был простым русским человеком, тружеником. Никогда не жаловался на тяготы жизни: просто работал, просто растил своих детей. Среди односельчан пользовался уважением, авторитетом и доверием. А за человеческие качества, за порядочность и справедливое отношение к делу, был избран председателем сельского Совета. Секретарем выбрали Клеева Андрея Федоровича.

В это время шла гражданская война 1918 года. С одной стороны воевали войска царской власти, так называемые «Белые», а с другой – «Красные», защищающие интересы рабочих и крестьян. И те и другие преследовали свои цели: одни пытались остановить революцию и восстановить старый царский режим и реформами перестроить государство

Российское, другие же отстаивали свое право на свободу и справедливость иным путем, т. е. непосредственно свержением царского режима и передачи всей власти в руки представителей рабочих и крестьян. Так вот Клёмин Яким Федорович был убежденным большевиком, и четко верил в справедливость их намерений. А простые же люди, жившие в отдаленных от столицы местах, и не умевшие ни читать, ни писать не совсем понимали, что происходит. Но и их не могла обойти стороной та неразбериха, которая творилась вокруг. Деревни и села то занимали войска Белой Гвардии, то отряды Красной Армии. Власть на местах менялась очень часто.

В это время Чешский корпус наступая на Москву со стороны Уфы, прошел через станцию Нурлат. А его передовые части двинулись в сторону

Чистополя и остановились в Егоркино. Соседние села, контролировались отрядами Красной Армии. Возле села Русская Менча велось строительство дороги. Так вот, для выравнивания косогора было задействовано большое количество людей из близлежащих сел.

Отряд Чешского корпуса продвигался к селу Тюрнясево. Чтобы разузнать обстановку, им пришлось переодеть своего солдата в обычную деревенскую одежду и отправить на разведку. Но его опознал один из строителей дороги Разин, который несколькими днями ранее был остановлен на контрольно - пропускном пункте села Егоркино этим белочехом. А так как Клёмин Яким Федорович был председателем сельсовета, он распорядился, чтобы Клеев А. Ф. и еще несколько сельчан задержанного посадили в телегу, и отвезли в село Мамыково, где располагался штаб красноармейцев. Всю эту картину наблюдала оставшаяся в засаде группа чехов в полевой бинокль с высокого вяза на другой стороне реки, располагавшейся между селами Караульная Гора и Русская Менча.

Через два дня белочехи вошли в село Русская Менча, и стали расспрашивать местных жителей об инциденте, произошедшем с их солдатом, и выяснять личности причастных. Как рассказал Спасов В. И. чехи зашли в крайний дом, где жил Спасов Алексей и спросили его: « Есть ли в селе большевики?» Он был старичком бодрым с чувством юмора, да еще человеком высокого роста. Спасов А. им и ответил: « В нашем селе самые большие только я да Бурмагин» За такую дерзость белочехи отхлестали его нагайками, и двинулись дальше.

И всё же нашелся «добрый» человек, и поведал чехам о Клёмине, и о его распоряжении. Когда конные чешские солдаты подъехали к дому Клеева А. Ф. , на завалинке сидел сам хозяин дома и сельчанин Толкуев Е. З. Главный из приезжих спросил: « Где живет Губанов?» А Губанов - это и был сам Андрей Федорович, ведь в те времена в сёлах людям придумывали прозвища, чтобы определить конкретного человека, так как семей с одинаковыми фамилиями было очень много. Так вот, Клеев ответил, что не знает. Конные солдаты вернулись к своему осведомителю, и тот все им разъяснил. Чехи снова подъехали к дому Клеева, и самое удивительное и необъяснимое, что хозяин продолжал спокойно сидеть на завалинке. У него даже мысли не возникло, что нужно убежать, спрятаться. Естественно, секретаря скрутили, стали пороть плетками. Председатель сельсовета Яким Федорович в это время находился в поле, ведь была страда: убирали хлеб. Вместе с ним были почти все жители села. К Клёмину прибежал мальчик с известием о том, что его ждут белочехи и об аресте секретаря Клеева А. Ф. Якиму Федоровичу односельчане советовали скрыться в лесу, и не показываться приезжим. Сначала он так и сделал: дошел почти до края поля, и вот уже до леса рукой подать, но повернул назад, и пришел в село. Что же явилось причиной смены его решения? Многие жители не понимали этого, но Яким Федорович знал, что если скроется, то под гнев чешских солдат попадут его родственники, а также и ни в чем неповинные селяне, ведь он - непосредственный представитель власти большевиков в этом селе, и несет полную ответственность за случившееся.

Так вот, как только председатель сельского Совета пришел в село, сразу был схвачен чехами. Жителей села согнали на место казни. И тут - то началась настоящая расправа: Клёмина и Клеева сначала очень сильно били, стегали плетками. Потом поставили обоих на горе, сами встали внизу. Слезы и мольбы о пощаде женщин, сжатые кулаки мужчин - ничто не могло остановить захватчиков. И тут раздались выстрелы. Воцарилась гнетущая душащая тишина

Потом снова шум, крики, грохот, выстрелы со стороны села Тюрнясево. Испуганные и обезумевшие от случившегося, жители села бросились кто куда. Никто не мог понять, что происходит, и что нужно делать. Селянам, чтобы сохранить свои жизни и жизни своих детей, приходилось прятаться в погребах.

Белочехи никого не подпускали к расстрелянным, и не разрешали их хоронить. И только рыдания и истеричные стоны молодой вдовы Матрены растопили их сердца, они сжалились над, потерявшей от горя страх, женщиной и разрешили подойти к телу мужа. Она не смогла сдержать себя и обняла его. Руки коснулись головы, а пальцы провалились вовнутрь черепа: пуля прошла навылет, обезобразив лицо. Страданиям вдовы не было предела. Её вопли слышны были даже сквозь шквал выстрелов. Рыдания и невосполнимая утрата душили молодую женщину

Почти трое суток длилась перестрелка между отрядом Чешского корпуса и Красноармейцами. Когда линия военных действий передвинулась в соседнее село, то появилась возможность предать земле расстрелянных на горе Клёмина Я. Ф. и Клеева А. Ф. Но из-за сильной жары тела сильно вздулись, и их невозможно было перевезти на сельское кладбище. Сельчанами было принято решение, похоронить председателя сельского Совета Клёмина Якима Федоповича и секретаря Клеева Андрея Федоровича здесь же на месте расстрела. Позже установили памятник и ограду.

На плечи вдовы Матрены Леонтьевны моей прапрабабушки легли все тяготы и заботы об осиротевших детях. Они вместе пережили и голод, и холод, и лишения. Им приходилось рассчитывать только на свои силы. Что чувствовала Матрена Леонтьевна в это время и откуда черпала силы для того, чтобы выстоять, я не знаю. Но доподлинно известно, что все дети выжили, выросли и создали свои семьи. Сыновья участвовали в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, и вернулись с наградами. У дочери Елены Якимовны 5 июня 1939 года родилась девочка по имени Люся. Вот она то и стала моей бабушкой Людмилой Кузьминичной, которая рассказала о моем знаменитом прапрадеде.

С момента тех событий прошло более 90 лет. Но до сих пор на склоне горы возле села Русская Менча стоит памятник двум простым сельским мужчинам, так рано ушедшим из жизни. Его хорошо видно с дороги, пролегающей вдоль горы. И когда проезжаешь мимо, невольно взгляд бросаешь на ограду, при этом испытываешь трепетные чувства: как - будто касаешься чего – то хрупкого, рассыпчатого. В памяти проносятся воспоминания, и будто бы становишься невольным участником тех событий.

И можно долго рассуждать: ради чего они отдали свои жизни, о том кто прав, и кто виноват. Но это в принципе уже и не столь важно – это наша история, и мы должны ее помнить. И нет ничего лучше и справедливее того, чтобы и следующие поколения сохранили память об это.

Сегодня этот памятник является исторической ценностью нашего района. И мне невероятно приятно и гордо за то, что он также принадлежит и нашей семье. И как правильно и здорово жить, зная, что никто не будет забыт, и ничто не будет забыто!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)