Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Сокровенное слово удмуртского народа

В этом году мы отмечаем 85-летие государственности Удмуртии. Многое изменилось за это время в нашем родниковом крае. Сегодня Удмуртия - это современная, богатая поистине сказочным размахом строительства, большими открытиями в области науки и техники, развитием искусства и культуры республика.

Современный человек, имеющий возможность пользоваться всеми достижениями эпохи, начал забывать о своих корнях. В веке технического прогресса, казалось бы, не осталось места сказочной фантастике и сказка должна, как будто отжить свой век. Но на самом деле этого не происходит, она продолжает существовать в обычаях, традициях удмуртского народа, являясь частью древней культуры удмуртов. Традиции и обычаи, праздники и обряды являются своего рода эстафетой, с помощью которой уходящее поколение передает новому выработанный опыт, навыки и помогает потомкам воспринять и сохранить все лучшее, что было создано ранее.

На протяжении веков удмуртский народ создавал бесценные памятники искусства слова: былины, сказки, песни, частушки, пословицы, сказки-загадки. И в наше время, если внимательно прислушаться к речи окружающих, обязательно можно заметить людей, слушать которых одно удовольствие.

Сказки возникли очень давно, в течение долгих веков играли в жизни человека такую же роль, как сейчас книги, кино, телевидение - вместе взятые.

В этом реферате мы познакомимся с особенностями удмуртского народа, живущего между Уральскими горами и рекой Волгой, выраженных в необычной форме - сказке.

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

Удмурты – «лесной народ»

Между седым Уралом и голубой Волгой, в краю родников и лесных рек, издавна селились охотники и землепашцы - предки удмуртского народа. Веками удмуртский мир был столь неразрывно связан со своим природным окружением, что не только не противопоставлял себя ему, но даже не осознавал его как нечто отличное от себя.

По представлениям удмуртов, мир имел свои пределы, более того - он состоял как бы из кругов-пространств. Отсчет начинался с центральной точки, где находились дом, очаг. Далее шли двор, деревня, ее угодья, родной край, чужие земли, неведомые - неслыханные края, куда можно было дотянуться только воображением.

Интересен образ космической реки, которая протекает через все три мира Вселенной. У удмуртов такой вселенской рекой была Кама, именно по ней отправляли своих вестников - лебедей к Инмару, живущему выше всех богов на небесах, т. е. Кама соединяла пространственные миры людей и богов. В представлениях удмуртов, река всегда воспринималась как древнейший символ разграничения людей; у всех групп удмуртов устойчиво бытовало разделение жителей на тупал - тапал («живущие по ту сторону - по эту сторону реки»).

Природа Удмуртии играла большую роль в развитии фольклора. Удмурты - лесной народ, лес - их родина (не случайно чуваши до сих пор часто называют удмуртов арсури - лесные люди). Лес долгое время определял хозяйственно-культурную специфику удмуртов, сформировав при этом многие черты их характера. Он кормил, оберегал, но и пугающе завораживал своей суровой таежной необъятностью, где человек буквально мог навсегда затеряться. Лес всегда занимал особое место не только в материальной, но и в духовной культуре удмуртов, отсюда глубокое почитание леса, его реальных и весьма многочисленных мифических обитателей.

Первоначально представления о мире строились главным образом посредством противопоставлений (верх - низ, правый - левый, белый - черный, мужчина - женщина и т, д. ). Это было связано с разделением общества, своего и чужого коллектива, известного и неведомого; дома, как очеловеченного, доброго пространства, и противостоящего ему враждебного мира дикой природы. В последствие образуется триада верховных божеств Инмар - Кылдысин - Куазь с четким разделением сфер их функционирования.

В мифологических традициях модель мира часто оформлялась в виде мирового дерева. У удмуртов особого внимания заслуживает мудор ( «край/ центр Земли». Это было главное дерево Великого леса, растущее в его центре. На роль космического мирового дерева у удмуртов могли претендовать ель, береза и сосна, именно они ассоциировались с триадой верховных божеств, причем у каждого из них было "свое" дерево: у Инмара - сосна, у Куазя - ель, у Кылдысина - береза. Иногда мудор огораживали срубом, воздвигали стены - мудор куа

Триада богов Инмар - Кылдысин - Куазь осознавалась как светлое, доброе начало, покровительствующее людям, природе. Им противопоставлялись Луд, Кереметь, Шайтан, - по существу, разные названия одного и того же злого божества. Однако четкой границы между добрыми и злыми духами не существовало. Не случайно в удмуртской мифологии Кереметь, Шайтан вначале трактуется как брат Инмара, и лишь после ссоры он стал "специализироваться" на зле.

В удмуртских сказках сохранилось несколько образов, олицетворяющих стихию воды - вумумы, вумурт, вукузё, вупери - божество воды (разные названия отражают эволюцию этого образа: мать воды, водяной человек, хозяин воды). удмурты довольно представляли реки как дороги, по которым уходят души умерших. В сказках река обычно предстает как граница между земным и потусторонним миром, где властвуют враждебные человеку силы: толпери - дух ветра - силен лишь по ту сторону реки, при переправе он теряет свои перья и силу; для злой старухи Египечи – хозяйки потустороннего мира – не существовало никаких преград, кроме реки.

Свое видение идеального устройства мира удмурт создавал в своем воображении экономно и по-крестьянски даже скуповато, все только необходимое, только функциональное: боги - власти - природа - погода - хлеб - охота - удача - скот - достаток - семья - здоровье - счастье - добрая слава - боги.

Из истории исследования удмуртской сказки

Планомерное собирание и изучение удмуртского фольклора началось в конце XIX столетия. Но интерес к условиям жизни, быта, обычаям удмуртского народа начинает наблюдаться со II половины XVIII века. Это подтверждается в записках и работах ученых-путешественниках и писателей А. Н. Радищева, А. И. Герцена, М. Е. Салтыкова–Щедрина, В. Г. Короленко.

Вопросы собирания и публикации удмуртского фольклора к настоящему времени в основном изучены. Первой крупной публикацией удмуртских сказок и других устных произведений является книга Казанского миссионера Б. Гаврилова «Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний», изданная в 1880 году. В нее включены песни, загадки, сказки, поверья, предания и обряды. Многие из них как на русском языке, так и в оригинале.

Богатый материал по этнографии и археологии удмуртского населения собрал инспектор народных училищ Глазовского уезда Н. Г. Первухин. Он опубликовал статьи под общим названием «Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда»

В 1845 году в Петербурге было образовано Русское географическое общество. По поручению этого общества в 1881 году к удмуртам Елабужского уезда приезжает фольклорист и этнограф, ученый-путешественник Г. Н. Потанин. В свою работу «У вотяков Елабужского уезда» он включил сказки, поверья, детские песни.

Из ученых конца XIX и начала XX века, необходимо отметить первого фольклориста-удмурта Г. Е. Верещагина. Из его работ, в которые вошли сказочные и другие тексты удмуртского фольклора, необходимо назвать «Вотяки Сосновского края», «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии», «Образцы произведений устной словесности вотяков», «Вотяки и их произведения устной словесности», «Сказки и легенды».

Вопросами удмуртского языка, этнографии и фольклора серьёзное внимание уделяли и такие зарубежные учёные, как финский учёный Урио Вихман, Густав Аминоф, венгерские филологи Бернад Мункачи, Д. Фокош-Фукс, и другие.

После 1917 года освещением вопросов удмуртского фольклора большое внимание начинает уделять газета «Гудыри» («Гром») (Опубликованы сказки «Бадзым» («Большая репа»), «Палэсмурт» и др. произв. мифологического, бытового, новеллистического содержания).

В 20-е годы по собиранию публикации произведений фольклора плодотворно работали Кузебай Герд (организовал научное общество «Боляк»), Т. Борисов, М. Ильин («Удмуртские сказки»), П. Горохов, Сарман Педор и др. Но, к сожалению, многие собранные в те годы материалы утеряны и до сих пор не обнаружены.

В 1934 году в Кирове были изданы удмуртские песни и сказки в переводе на русский язык (Песни и сказки удмуртского народа. Под ред. Я. Акмина, А. Алдана, М. Боревой, П. Иванова, Киров, 1936 год).

В 30-е годы большая часть научных и творческих работников была репрессирована (К. Герд, Д. Корепанов, Д. Медведев, и др. ) и поэтому собранный по удмуртскому фольклору материал долго лежал в рукописных фондах, и лишь в 1940 году писатель Аркадий Багай и журналист М. А. Перевощиков опубликовали на удмуртском языке сборник народных сказок «Удмурт калык сказкаос», который стал первым большим собранием удмуртских сказочных текстов. В послевоенные годы выпущен сборник Клабукова А. «Удмуртские народные сказки», Удмуртгосиздат, Ижевск, 1948 год. Следующим изданием текстов является сборник сказок на удмуртском языке А. Н. Клабуковым и Н. П. Кралиной.

Из всех известных до настоящего времени публикаций удмуртских сказок на русском языке самым крупным является сборник «Сто сказок удмуртского народа», составитель Н. П. Кралина. В предисловие сделана попытка охарактеризовать своеобразие удмуртских сказок мифологического происхождения.

К настоящему времени как у нас, так и за рубежом опубликовано уже большое кол-во материала по сказкам. В них ставятся вопросы, связанные с развитием, тематическим и поэтическим своеобразием удмуртских народных сказок, а так же предоставлены материалы, собранные во время экспедиций или полученные от студентов УДГу.

СОКРОВЕННОЕ СЛОВО УДМУРТСКОГО НАРОДА

Что такое сказка

Из глубины веков удмурты бережно донесли до наших дней свое богатство - поэтические песни, занятные загадки, мудрые пословицы, занимательные сказки.

Что такое сказка? Если подобрать к слову «сказка» однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка -сказывать - рассказывать.

В удмуртском фольклоре не было единого термина для обозначения сказок. В различных публикациях и работах встречаются всевозможные термины, с помощью которых определяют эти произведения. В разговорной речи и письменной литературе наиболее широкое распространение получило слово «Выжыкыл». По составу это слово сложное: «выжы» - корень, род, «кыл» - слово, речь. По содержанию оно должно обозначать повествование рода, т. е. рассказ о данном роде или племени. Первоначально слово «выжыкыл» воспринималось как предание, но оно могло отражать в себе и предание, и легенду и сказку. Под влиянием русского фольклора рядом со словом «выжыкыл» стало употребляться и русский термин- «сказка». В настоящие время эти слова воспринимаются как синонимы.

Итак, что же такое «выжикыл»?

«Выжикыл» (сказка) - это эпическое устное произведение, преимущественно волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. По характеру повествования оно всегда занимательно. Именно занимательность и установка на вымысел отличают сказку от других повествовательных жанров фольклора.

Удмуртский сказочный репертуар богат и разнообразен. Имеющийся фактический материал по темам и мотивам, по характеру вымысла и художественным особенностям даёт основание выделить следующие группы сказок: мифологические, волшебные, о животных, бытовые новеллистические и др.

Мифологические сказки

Более подробное знакомство с удмуртским сказочным материалом по различным источникам даёт основание выделить целый ряд произведений в определенную группу, которую условно можно назвать мифологической, т. к. народная мифология не только способствовала возникновению сказочных материалов, но наиболее ярко сохранило в них свои древние черты, свою первооснову.

Ранее мифологические сказки удмуртского народа специально не рассматривались и включались в раздел волшебных сказок. Но среди волшебных сказок мы видим такие, как «Вумурты», «Алангасар», «Нюлэсмурт» и др. Это персонажи, пришедшие из сказаний и легенд. П. Яшин отмечал своеобразие такой группы сказок. «Этот цикл сказок покоится на мифологической базе. Действующими лицами здесь выступают вумурты, нюлэсмурты, вожо, шайтаны, пери и прочие враждебные человеку силы». Фольклорист Н. П. Кралина в книге «Сто сказок удмуртского народа» мифологические сказки включает в отдельную группу, называет их «сказками-побывальщинами».

Как же рождались мифологические сказки?

Любознательность древнего удмурта распространялась не только на первопричины возникновения земли и неба, но и на другие окружающие его явления: бури, грозы, неурожаи, болезни. Не зная истинных причин люди, объясняли это вмешательством существ, в чём-то подобных человеку, но более сильных в этой области или умении. Так в фантазии народа создавались мифы о сверхъестественных существах.

Главными в мифологии удмуртов были Инмар, живущий на небе и дающий свет и тепло и Кылдысин - покровитель земли, дающий людям хлеб, и пропитание. Существовало так же множество других божеств. В воде хозяином был Вумурт (водяной), Вукузё (хозяин воды), Вупери (дух воды); в овине хозяйничали овинники; в доме домовые; в бане банники (мунчомурты, вожо). Гуще всего был населён мифическими существами лес: Нюлэсмурт (лесной человек), Палэсмурт (одноглазый человек, великан), Чаччамурт (человек чащи), Сикмурт (человек леса) и т. д.

Миф и мифологическая сказка неотрывно связаны между собой, ведь, как уже было сказано, сказка берёт своё начало из преданий и легенд. Но миф и мифологическая сказка не одно и тоже.

Что же такое миф, и чем отличается он от мифологической сказки? У Г. В. Плеханова читаем: «Миф есть рассказ, отвечающий на вопросы: почему? И каким образом? Миф есть первое выражение сознания человеком причинной связи между явлениями».

В мифе отражается взаимодействие различных природных явлений, природы и человека. Такие произведения, как мифы, ещё не могут быть сказками. В них нет сказочного вымысла, а главное, мысли о превосходстве человека над мифическими существами. Мифологическая сказка же, напротив подчёркивает превосходство человека над всевозможными существами, что передаётся через определённый сказочный вымысел.

Мифологические сказки по объёму невелики. В них нет повторов, поэтому сюжет не растягивается, и основной конфликт, возникающий между человеком и мифическим существом, разрешается быстро.

На концовку отдельных мифологических сказок оказала влияние волшебная сказка. Такие концовки как бы отодвигают от слушателя всё сказанное, возвращая его в реально существующий мир (Ск. «Адямиен периен» («Человек и пери»). Сказке даётся следующая концовка: «Этот человек и сейчас очень богато живёи с помощью денег, оставленных сыном пери. После возвращения домой он устроил пир: я тоже был там гостем: хозяева пили вёдрами, я пил решетом»).

Мифологическая сказка не имеет портретных характеристик, как положительных, так и отрицательных. Наступательные действия в основном ведут наступательные действия и человек одерживает победу, отражая напор этих сил. В них большое внимание уделяется раскрытию внутреннего мира героя, показывается трудолюбие, ум, находчивость человека и высмеивается глупость, тупость мифологических существ. Вымысел в этих сказках заключает в себе мечту о преодоление сил природы, и не во всех случаях удачный финал сказки освобождён от магического основания, о чём, например, говорит мотив сбрасывания крыши дома отрицательными персонажами.

Волшебные сказки

Волшебная сказка, в отличие от мифологической, имеет несколько другую жизненную основу. В ней, в первую очередь ставятся и разрешаются социально-этические проблемы, соответствующие той, или иноё эпохе. Герой волшебной сказки сам ведёт наступательные действия против враждебных сил и одерживает победу. Волшебная сказка ярко отразила в себе мечту человека о счастливом будущем.

Некоторые удмуртские волшебные сказки отразили в себе следы давно прошедшего матриархата. Удмуртская сказка знает образ сильных женщин, которых не могут одолеть в состязаниях богатыри-мужчины. В сказке «Музейм и Марсалим» образ дочери Огненного царя отражает в себе ту эпоху, когда женщина имела большую силу и неограниченную власть в обществе.

Также в удмуртской сказке, в более поздние эпохи, отразился обычай жизни патриархальной семьи, ведение натурального хозяйства, выделение богатых и бедных, как, например, появление эксея-старшего, князя, воспринимаемого в современной сказке царём.

В волшебных сказках есть то, что достигнуто человеком, и то, что казалось пока несбыточным. Иными словами, в волшебных сказках запечатлена мечта народа о всесильном, всемогущем человеке, живущем на земле и покоряющем время, пространство, огонь, воду. Это удавалось ему при помощи волшебных средств, доставшихся трудом и добросердечием.

Мир удмуртской волшебной сказки поражает обыденностью и фантастичностью. Герои ее на себе испытали голод и холод, несправедливость и обман. Борясь с нуждой и неправдой, они творят чудеса: забираются на небо, опускаются под землю, не сгорают в огне, не тонут в воде. Благодаря чудесным предметам и помощникам они побеждают сильнейших противников. Эти сказки отражают один из первых этапов борьбы человека с злыми силами природы, победу неутомимого искателя и труженика над ними, богатство души и нравственную красоту его.

Герой удмуртской волшебной сказки — не царь и не царевич, не король и не королевич. Чаще всего — просто Иван или Иван-бедняк. Иногда это безымянный солдат, отслуживший долгую солдатскую службу царю и оставшийся сиротой на белом свете: ни кола ни двора, ни копейки на черный день. И вот что характерно: обездоленный герой не озлоблен, не ожесточен, а наоборот, сердце у него доброе и отзывчивое, разум светел и ясен, руки ловкие и умелые. Такой герой противоборствует врагам сильным и могущественным. Да не только противоборствует, но и побеждает, как, например, в сказках «Бедный Иван», «Гуньдыр инмар и Прок староста».

Почему герой волшебной сказки всесилен, всемогущ? Только ли потому, что стал обладателем фантастических даров-помощников? Ведь эти же дары, попав в недобрые руки, почти теряют свою добрую силу. Наверное, дело не в них, а в том, что герой сказки действует обычно не только от себя лично, а и от имени тех, чьи интересы он отстаивает пуще своих собственных,— от имени семьи, односельчан, народа. Это и делает его непобедимым и всесильным. Злые, противоборствующие герою силы в волшебных сказках предстают то, как традиционные сказочные цари или купцы, то олицетворяются в виде змея, обыды, шайтанов и самого бога инмара. Эти силы стоят на пути героя к счастью, мешают жить честным людям, обрекая их на беды и вымирание. Но герои одолевает их.

Итак, можно сказать, что в волшебной сказке главными и непременными моментами являются борьба, подвиги, добывание. Поэтому все действующие в ней силы резко делятся на два лагеря: собственно герои, герои в прямом смысле, и их враги. Особенностью волшебных сказок является прием преувеличения, гиперболизации. Трудности в них преувеличены настолько, что кажутся невыполнимыми, носители злого начала — неодолимыми, возможности волшебных предметов — неисчислимыми или неистощимыми. Зато главный герой до поры до времени умом-разумом, силой-умением особо не выделяется. У него и есть всего-то доброе сердце, чуткое к несправедливости и народному горю. Оно, это доброе сердце, и делает его всесильным. Благодаря ему он получает в награду волшебных помощников, волшебные предметы или волшебное умение. Потому-то сказки и называются волшебными.

Сказки о животных

Когда любознательный взгляд человека начинает проникать в то, что его окружает, появляются сказки о животных и растениях. В них древний человек пытается объяснить причину той или иной особенности представителей окружающего мира. Так возникают сказки о том, почему медведь прячется на зиму в берлогу, почему у ржи колос не во весь стебель, почему горошина состоит из двух половинок и т. д. Разумеется, эти объяснения пока еще — чистейший плод фантазии, но они уже свидетельство того, что человек хочет знать все, что ему стало невозможно жить в неведении.

В древности человек был во многом зависим от умения распознавать повадки и нравы животных. В сказках о животных удмурт — охотник и природолюб — сохранил и донес до наших дней наблюдения природного поведения зверей и животных. Он относился к ним, как к меньшим своим собратьям, хотя иногда в чем-то — в силе, ловкости, быстроте — и превосходящим человека. Наблюдая за удачами и неудачами в общении с животным миром, стал передавать свой опыт другим поколениям через сказки о животных.

Мы называем теперь сказками то, что для первых слушателей было уроками охоты, природоведения, которые учили с уважением относиться к силе медведя, называя его «хозяином леса» и даже поклоняясь ему с целью задобрить, расположить к себе. При случае, правда, его можно обмануть: он сильный, но бесхитростный. Волк слабее медведя, но нахальнее и глупее. К тому же он вечно голоден, а вернее, ненасытен. Волк настолько глуп, что его могут перехитрить даже такие безобидные зверюшки, как заяц или козленок. Длиннохвостая лиса Васса в удмуртской сказке хитра, как и в сказках других народов, льстива с сильными и высокомерна со слабыми, но она еще и глуповата. Петух, голубь, кот без особого труда одерживают над ней победу.

Сказки о животных помогают нам лучше узнать наших «младших братьев» — животных и позволяют критически и не без юмора оценивать собственное поведение и поступки окружающих нас людей. Высокомерие, бахвальство, самонадеянность, трусость, коварство, приписываемые в сказках медведю, волку, лисе и другим зверям, помогают нам построже взглянуть на себя и круг своих знакомых. Они воспитывают они в нас скромность, благожелательность, принципиальность, самоотверженность. Характерной особенностью современной удмуртской сказки о животных является победа слабого персонажа над сильным и жестоким: козленок побеждает волка, петух или голубь — лису, кот — медведя. Герои сказок о животных, сохранив традиционные повадки и характеры, в наши дни обрели новую жизнь и выполняют благородную задачу: помогают воспитывать нового человека добрым, сильным, великодушным, высмеивая все косное, чуждое, отсталое.

Бытовые реалистические сказки

Самыми молодыми из всех сказок в науке считаются реалистические, или бытовые сказки. Они по содержанию и форме приближаются к новелле, бытовым юмористическим рассказам. В них как бы говориться о самых обыденных случаях из жизни людей. Эта группа произведений ещё более подчёркивает реалистический характер сказочных произведений. Тематика бытовых сказок отличается исключительным разнообразием. Буквально на все случаи жизни можно найти пример в удмуртских бытовых сказках. Есть среди них сказки на излюбленные темы, есть в них свои любимцы-герои. Так, в большинстве сказок варьируются темы женитьбы героя, счастья, судьбы.

Особенно популярны среди удмуртского народа сказки о ловком Алдар Иване или Алдар агае. Это непременно бедный, но сообразительный мужик. В последнее время его несколько потеснил Лолшо Педунь. Проделки Лопшо Педуня остались как память о прошлых временах, как пример юмора, свидетельствовавшего о нравственном здоровье удмуртского народа.

В бытовых сказках ловкие и хитрые герои, солдаты, работники, даже разбойники, околпачивают попов, купцов, вплоть до самого царя. Во всех них налицо противопоставление бедности и богатства, ума и самодовольной тупости, самоотверженной щедрости и алчной подлости. В отличие от волшебных сказок, в реалистических сказках противопоставление дается на материале фактов и явлений обыденной, повседневной жизни.

Бытовая сказка представляет собою обобщение, типическое отражение жизненных явлении. И, тем не менее, она — сказка. Не быль, не отдельный факт действительности. В ней четко прослеживается сказочное начало, сказочная суть. То, о чем рассказывается, возможно, в некоторых деталях где-то с кем-то случалось и в жизни, точнее сказать, могло случиться.

Сказки-легенды, предания

В более поздние времена, когда фантазия народа создала разные типы сказок — о животных, волшебные, бытовые, появились так называемые сказки-легенды. В них сказочные сюжеты связываются с именами героев действительности или с подлинно историческими событиями. Как писал Н. А. Добролюбов, «там видна жизнь своего времени и рисуется мир души человеческой с теми особенностями, какие производит в нем жизнь народа в известную эпоху. Такими сказками-легендами у удмуртов являются сказки о Петре I, «Эштэрек», «Великий охотник» и другие. В сказке-легенде «Эштэрек» не трудно заметить отзвуки татаро-монгольского нашествия.

В легендах так называемого богатырского цикла отражается тот период истории удмуртского народа, когда он еще не составлял единой народности, а состоял из нескольких племен (XIV—XVII вв. ). Большое место в них занимают отношения с соседними народами и народностями — русскими, марийцами, чувашами, татарами, пермяками и другими.

По времени возникновения предания «моложе» других видов народно-поэтического эпоса. О них уже не скажешь, что они дошли до нас с незапамятных времен. Таковы предания о временах пугачевского восстания и о Камите Усманове. Как известно, Пугачев был на территории нынешней Удмуртии. В памяти народа сохранились предания как о Пугачёве, так и о Камите Усманове.

Изучая удмуртские сказки, я сделала для себя несколько выводов:

• Сказки удмуртов, являясь составляющей фольклора, довольно полно и выразительно характеризуют образ жизни, культуру повседневности, материальную и духовную жизнь удмуртского народа.

• В традиционной удмуртской сказке сохранились исторические черты, которые могут представлять значительный интерес не только для удмуртов, но и для других народов.

• Знакомясь со сказками, легендами, преданиями и другими произведениями устного народного творчества мы получаем сведения о древней истории и быте своего народа.

• Удмуртские сказки сохраняют воспитательные традиции удмуртского народа.

• В наши дни удмуртская сказка все теснее смыкается с другими видами искусства. По ее сюжетам и мотивам создаются литературные, музыкальные произведения. Удмуртский писатель Михаил Петров по мотивам народных сказок написал поэму «Италмас», а сама поэма, в свою очередь, послужила основой для первого удмуртского балета «Италмас», созданного композитором Г. Корепановым - Камским. По мотивам народных сказок и легенд написаны поэмы «Гондыръес» (Медведи) Кузебая Герда, музыкальная комедия Василия Садовникова «Сюан» (свадьба).

Сказки н6ачинают жить с нами с самого раннего детства и проходят через всю жизнь, поддерживая и радуя, щедро одаривая игрою ума и стоикостью характера, умением видеть истинные ценности. В первый раз со сказками меня познакомила моя прабабушка Настя, которая знала их огромное количество. Она рассказывала мне, что именно сказки и легенды приобщили её к природе, приучили её к сознанию того, что каждое дерево, каждое растение по – своему значимы в судьбе человека, а в приметах и легендах отражена вся мифологическая история нашего края. Вот только вглядеться надо в окружающий мир, вслушаться в него. Тогда и поведает Удмуртия свою быль с вперемешку с небылью.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)