Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Сольвычегодск – «зачарованный» город пяти веков

Невозможно представить нашу жизнь без путешествий. Современные средства передвижения сделали наш мир таким маленьким, что люди стали иметь возможность посещать далекие страны, забираться в неизведанные уголки планеты.

Бывая на разных континентах, в разных странах, люди восхищаются самобытностью аборигенов, историей и памятниками старины, красотами заморских мегаполисов и маленьких городков, удивляются живописным местам дикой природы

Люди, путешествующие по России, быстро привыкают к неожиданностям, и чем отдаленней турист от основных маршрутов, тем выше вероятность неожиданной находки.

В каждом уголке России есть свои жемчужины. Такой жемчужиной в Архангельской области можно считать Сольвычегодск - город в Котласском районе Архангельской области. Он расположен на правом берегу реки Вычегда (приток Северной Двины), в 830 км к юго-востоку от Архангельска. Проживает в нем около 4 тысяч человек.

Известно, что Сольвычегодск - бальнеологический и грязевой курорт. Он существует с 1923 года. Ежемесячно сюда на лечение приезжает 40 взрослых и 150 детей.

Основными лечебными факторами являются: хлоридная сульфатная натриевая минеральная вода (используют для ванн и питьевого лечения) и сульфидная иловая грязь озера Солёное (Соляное).

Сольвычегодск – «зачарованный город» «Город пяти веков зачаровывает сразу же и навсегда», - читаем мы у автора книги под названием «У Соли Вычегодской» Владимира Ноговицына.

Я родился в Архангельской области рядом с этим интересным городком.

Со всех сторон едут к нам люди. Иностранные туристы считают честью посетить этот городок, погулять по его узким улочкам, где что ни дом, то история самой Великой Руси, полюбоваться на церкви и соборы, послушать звон колоколов.

К сожалению, мы живущие рядом, очень мало знаем об этом удивительном месте. Каждый год мы посещаем Прокопьевскую ярмарку, проезжаем мимо знаменитого плаката со словами Козьмы Пруткова: «Зри в корень» и не ощущаем ценности и важности всего того, что связано с Сольвычегодском.

Меня заинтересовал такой вопрос «Что привлекает туристов в этот город? Кто такой Козьма Прутков?» Интересным показался мне и Герб Сольвычегодска: почему в первой части щита герб Вологодский?

«Во второй части - две ступки соли, в красном поле». Герб был утвержден 2 октября 1781 года.

Я решил задать эти вопросы своим друзьям и одноклассникам, но ответы меня не удовлетворили.

Тогда я решил познакомиться с историей города Сольвычегодска и происхождением литературного псевдонима К. Прутков в интернете. К сожалению, там слишком мало информации по этим вопросам. Тогда я обратился к книгам и к местной печати. Публикации в местной газете «Двинская правда» мне очень помогли в исследовании этого вопроса. Я интересуюсь историей своего края. Считаю, что нам, живущим рядом с такой « жемчужиной » просто неприлично не знать об этом.

Исторические факты

Когда вы въезжаете в Сольвычегодск, вы будто бы переноситесь в XIX век. Город состоит из одноэтажных деревянных домов и небольшого количества кирпичных зданий. В исторических актах этот городок упоминается с 1492 г.

Из исторической справки узнаем:

- Известен с 14 в. как поселение у Соляного озера.

- 15 в. - посад Усолье (или Усольск), - селение "у соли", при соляных промыслах.

- В начале 16 в. были основаны первые соляные варницы. –

- Место поселения солепромышленников Строгановых. Соле-промышленники Строгановы основали близ Усольск первые соляные варницы.

-В конце 16 в. Соль-Вычегодская, - определение добавлено для отличия этого месторождения от других (Соль-Галицкая, Соль-Камская и др. ).

-В 16-17 вв. Сольвычегодск - крупный торговый, ремесленный и культурный центр Северной России.

-В 17-18 вв. Сольвычегодск - один из значительных центров русского искусства: развивались искусство лицевого шитья (покровы, пелены, плащаницы), чеканка и филигрань. В конце 17 в. сформировалась самобытная школа живописной эмали (т. н. усольская эмаль).

-С начала 18 в. в связи с закрытием соляных варниц и перемещения торговых путей экономическая жизнь Сольвычегодска пришла в упадок.

-С 1796 уездный город Вологодской губернии

-В конце 19 - начале 20 вв. - место политической ссылки (в доме, где в 1908-1910 отбывал ссылку И. В. Сталин, расположен музей политссыльных).

-С 1937 в Архангельской области.

-В настоящее время Сольвычегодск интересен памятниками русского белокаменного зодчества XVI-XVII вв. и великолепным музеем, в собраниях которого уникальные коллекции икон «строгановской» школы, изделий из серебра и золотого шитья.

- Оказывается, Сольвычегодск - родина чаепития! Писатель Василий Белов в книге «Лад» констатировал, что в хоромах купцов Строгановых поят заваренной «травкой», которая, по свидетельству историков, даже на столе царя Алексея Михайловича была не каждый день. От Соли Вычегодской начал своё торжествующе хождение по Руси этот дивный восточный напиток.

- В городе сохранились более 40 памятников белокаменного зодчества.

Каждый дом и здание- это история Российского государства

Идёшь по улочкам города и восхищаешься старинными домами известных когда-то людей. Много повидал этот город за время своего существования. Он горел и снова возрождался, нам об этом говорят памятники архитектуры. Церквей в Сольвычегодске было то 13 то 16, а в наше время даже трудно представить такое количество.

Вот дом семейства Крапиных. Александр Александрович его первый хозяин приехал с Волги

А вот дом купца З. А. Хаминова. Когда то здесь любили собираться на рождественские праздники

А в доме купцов Пьянковых занимали апартаменты сольвычегодские градоначальники.

Наиболее известным является фамильный собор рода Строгановых – Благовещенский, ценнейший памятник русского каменного зодчества с сохранившимися фресками XVI в. Он вошел в классическое наследие древнерусского зодчества. Длительное время он был единственной каменной постройкой на посаде.

Главный вклад, который внес Аника Строганов в русскую архитектуру — Собор Благовещения, - является последним из церковных сооружений, возведенных на Русском Севере в эпоху правления Ивана Грозного. Работы по сооружению собора начались в 1560 годах и, очевидно, были завершены в начале 70-х гг. XVI века, хотя официально собор не подлежал освящению ранее 1584 г.

Внешний вид Собора Благовещения весьма своеобразен. Вместо четырех внутренних колонн, типичных для столь больших церквей, здесь мы видим только две. Такой замысел придает зданию усеченный вид снаружи. Тем не менее, у этой церкви 5 куполов, как у большинства церквей XVI столетия. Мастеровым Строганова (чьи имена неизвестны, хотя есть данные, что все они - выходцы из Ростова) удалось поместить основной купол на двух массивных столпах, в то время как 4 боковых купола располагаются на системе арочных сводов. Внушительная полукруглая часть здания, служащая в качестве алтаря, поддерживает восточную стену, которая испытывает значительную весовую нагрузку.

В северо-западной части внешней галереи собора раньше стояла великолепная колокольня, в которой имелся свой алтарь. Крупнейший из двенадцати ее колоколов весил более трех тонн. К сожалению, постройка эта со временем обветшала, и в 1819-1826 гг. на ее месте была выстроена другая колокольня в неоклассическом стиле, которая стоит и по сей день, затемняя собой средневековую церковь и ухудшая производимый ею внешний эффект. Уцелели лишь немногие из колоколов, отлитых при Строганове.

Еще одно не совсем удачное, но типичное изменение, которое претерпели многие русские церкви в XVII и XVIII веках, включает в себя кирпичную кладку в изогнутом пространстве между полукружными фронтонами в верхней части собора и возведение простой покатой крыши. Таким образом, облегчалась задача поддержания крыши, но это лишало церквей их живописного образа, напоминавшего очертания куполов.

Собор Благовещения был первой крупной кирпичной постройкой в Сольвычегодске, где до той поры и мирские и светские здания были бревенчатыми. Собор построен на крутом северном берегу реки Вычегды. Его внушительные стены и сияющие, словно парящие купола, должно быть, резко контрастировали с расположенными вокруг строениями и 12 церквами, построенными исключительно из дерева. Благодаря надежным стенам, нижняя часть здания служила убежищем и хранилищем для особо ценных товаров, таких как меха. Конечно, ценнее всего была церковная утварь, искусно созданная в мастерских Строганова: вышивка, кубки, инкрустированные драгоценными камнями обложки для Библии, эмалированные изображения. Добротность творений строгановских мастеров была известна по всей России.

Летом 1600 г. внутренние своды собора были украшены фресками. Позже, в XVIII и XIX веке, они были нанесены заново, в частности, после пожара, случившегося в 1819 г. , который повредил внутреннее убранство собора. Хотя в ходе реставрационных работ, проводившихся с 1970 г. , на западной стене были обнаружены первоначальные фрески, большинство оригинальной живописи безвозвратно потеряно. Средоточием собора был изящно выполненный иконостас XVI столетия. Пять его ярусов включали в себя 70 икон, сохранились из них лишь единицы. Иконостас воссоздавали в XVII веке не раз. И хотя Королевские Врата, ведущие к алтарю, были дарованы Строгановыми в начале XVII столетия, сохранившийся поныне иконостас датируется девяностыми годами семнадцатого века.

Как раз в то время Сольвычегодск подвергся самому тяжелому испытанию за всю свою историю. Это произошло в начале смутного времени (1598-1613), в период династического междуцарствия с многочисленными претендентами на престол.

Поначалу Строгановы, находясь вдалеке от борьбы, даже извлекали из этого выгоду, но по мере усиления угрозы распада государства Российского, они обеспечили существенную поддержку войском и казной самым надежным силам. После, в январе 1613 г. , отряд поляков и казаков-ренегатов количеством до 3000 человек внезапно напал на Сольвычегодск. Им удалось взять штурмом часть города. Несмотря на то, что Строгановы были надежно защищены за стенами своей твердыни, главный район вокруг Собора Благовещения подвергся разграблению, как впрочем, и сам собор.

Еще одна церковь привлекает внимание туристов. Это церковь явления Богородицы.

Более века спустя после завершения Собора Благовещения церковь Явления Богородицы ознаменовала собой пик развития строгановского стиля церковной архитектуры. Церковь эта была построена в епархии Знаменского монастыря, основанного в 1565 г. тремя сыновьями Аники Строганова - Яковом, Григорием и Семеном.

Все монастырские здания, включая церкви, вначале были из бревен. Таковыми они оставались вплоть до конца XVII столетия, когда начались работы по возведению новой великолепной церкви.

Ее попечитель, Григорий Дмитриевич Строганов, в 80-х гг. XVII века занял главенствующее положение в семейной торговой империи и играл значительную роль в осуществлении политических и культурных преобразований, задуманных Петром Первым.

Как и его предки, Григорий имел разносторонние интересы в области прикладного искусства, и под его патронажем мастерские Строганова продолжали создавать церковную утварь.

В 1688 г. он передал монастырю новую церковь, которая стала частицей семейного достояния. Хотя церковь была освящена только в 1712 г. , некоторые из ее нижних уровней были открыты для прихожан уже в 1691 г. , и следы производимой над иконостасом работы свидетельствуют о завершении основных работ к 1693 г.

Церковь Явления Богородицы - выдающееся сооружение по многим причинам, не последняя из которых искусно вырезанные известняковые декорации на кирпичном экстерьере. Вдобавок к колоннам, оконным проемам и раковинам (кокилям) из известняка (вырезанным по всей вероятности в Москве) фасады были также отделаны красочными керамическими плитками.

Внешний вид был несколько изменен (самое значительное изменение было внесено в XVIII веке). Тогда галерея (поначалу открытая терраса) была обнесена кирпично-известняковой изгородью с замысловатым карнизом, скрытой сейчас безыскусной покатой крышей.

Главной отличительной особенностью церкви является ее внутренняя система сводов. Не нуждаясь в колоннах, крыша и 5 куполов покоятся на двух сдвоенных арках, берущих свое начало от опор в центре каждой стены и пересекающихся под окружностью

Впервые, таким образом, была построена столь крупная церковь с проемами для всех пяти куполов.

Тем самым был достигнут эффект света и простора, усиливаемый почти полным отсутствием настенных фресок.

Все внимание сосредоточено на великолепном семиярусном иконостасе, роскошное убранство которого выше всех описаний. Это тот редкий случай, когда известно и имя мастера - Григорий Иванов, - и дата создания — 1693 г.

Сами иконы необычны своим сильным тяготением к западному стилю. Они не только написаны на холсте (в противоположность специальным дощечкам средневековых икон), но и выполнены сугубо по канонам западной церкви.

И это неудивительно, ведь их создатель, Степан Нарыков, по имеющимся сведениям, приобрел навыки за рубежом. Радует то, что все иконы находятся в достаточно хорошем состоянии.

Возникает резонный вопрос: почему столь величественные сооружения были построены в такой глуши?

Ответ на этот вопрос находится неподалеку от Собора Знамения. Это соляной источник с построенной на нем бревенчатой башенкой (копией тогдашнего строгановского частокола). Местность изобилует такими источниками, вдобавок здесь расположено соленое озеро Солониха и протекает солоноватая речка Усоль. Сольвычегодск в то время был отнюдь не провинциальной деревней. История гласит, что царь Федор своим указом утвердил рождение этого города в 1590г.

Это сейчас соледобыча воспринимается нами как должное, но следует вспомнить, что в средневековье соль являлась одним из ценнейших предметов торговли, и люди не могли обходиться без нее.

В XVI веке в этом районе Русского Севера предприимчивые и безжалостные Строгановы установили монополию на производство соли, которая принесла им баснословное богатство.

В самом деле, имя города “Сольвычегодск” означает “Соль Вычегды”.

Сольвычегодск- родовое гнездо Строгановых

Сольвычегодск тесно связан с фамилией крупнейших северных феодалов, промышленников и купцов Строгановых. Это «колыбель» могущественного рода, который дал на протяжении нескольких столетий не одно поколение помещиков, банкиров, государственных деятелей царской России. Большой знаток фамилии Строгановых А. А. Веденский убедительно показал в своих работах, что они происходили из крестьян и имели многочисленных родственников в Тотемском уезде.

Под Сольвычегодском в 18 веке существовала целая деревня Строгановых. Они занимались хлебопашеством, плотничеством, ремеслом и торговлей.

Долог и тернист был путь Строгановых от рубленных бревенчатых северных изб до столичных дворцов. Основателем торгово-промышленного дома Строгановых, один из пионеров Сольвычегодского солеварения стал расчетливый предприниматель и жесткий крепостник Аника Строганов. Но не только добыча соли обогащала их. Они тянулись к земле и скупали ее.

Аника Строганов- пионер торгово-промышленной компании

Патриарх династии, Аника (Иоанникий) Строганов (1497-1570) был во многих отношениях скупым и жестоким хозяином. Известно, что в Сольвычегодске рабочие даже за малую провинность подвергались порке, которая зачастую приводила к смертельному исходу.

Путь земельных приобретений – это ссудно-денежные операции под залог земли.

Богатство его было несметным. Иван Грозный позволил Строганову даже создать собственную армию. Он разрешил также промышленнику использовать ресурсы на огромной территории - от Урала до Сибири. Взамен царь получал расширение своих владений по сравнительно малой цене. Самое значимое событие в проводимой таким образом политике состоялось примерно в 1580 г. После нескольких лет подготовки Строганов снарядил знаменитую экспедицию во главе с казачьим атаманом Ермаком, который нанес поражение сибирскому хану Кучуму в битве на реке Иртыш. Несмотря на то, что впоследствии русские были вынуждены подавлять местные восстания, а сам Ермак был убит во время внезапной атаки в 1585 г. , его “завоевания” открыли для России необъятные просторы Сибири.

Соль Вычегодская было родовым гнездом Строгановых. Несколько столетий Строгановы олицетворяли феодально-крепостническую Россию.

Это был центр своеобразной частной империи, безоговорочно преданной московскому государю. НА протяжении веков династия Строгановых обладала удивительным даром тонко понимать все истинно русское. Аника Строганов был щедрым покровителем искусств.

Достойно глубокого уважения то, что Строгановы в течение XVI и XVII веков пожертвовали большие суммы денег на нужды искусства и ремесел. По сей день историки различают “строгановский стиль”, который можно встретить во многих сферах искусства, начиная с музыки и заканчивая архитектурой. Этот стиль появлялся везде, где Строгановы ворочали большими делами, - от Сольвычегодска и Нижнего Новгорода до Перми на Урале.

Помощь Строгановых талантливым людям

Город Сольвычегодск как магнит притягивал цвет отечественной культуры. Сольвычегодску посвящали полотна художники, а поэты стихи. Часто у Строгановых искали расположения литераторы, живописцы, архитекторы, музыканты. Строгановы поддерживали и развивали талант. Покровителем слыл Александр Сергеевич Строганов. Он был президентом Российской Академии Художеств. Он имел музыкальный слух и в его окружении мы видим Д. С. Бортнянского, автора опер на античные темы. Творчество Дмитрия Степановича высоко ценили П. И. Чайковский, С. А. Дектярев. Д. С. Бортнянский написал кантату «Песнь дому любящего науки и художества». Автором слов этого произведения стал сам Гаврила Романович Державин! Посвящена кантата А. С. Строганову.

В художественной литературе город Сольвычегодск оставил заметный след. А писали о нем те, чьи имена давным-давно в хрестоматиях: Н. В. Гоголь, Н. С. Лесков, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов. Из современных авторов к Строгановым обращал свой взор В. С. Пикуль.

Есть мнение, что сам А. С. Пушкин имел отношение к этому городу. Он часто рисовал в черновиках « Евгения Онегина» образ женщины Натальи Викторовны Кочубей. Долгое время она была симпатией великого поэта, а за тем вышла замуж за выходца из Сольвычегодского рода Строгановых графа Александра Григорьевича. Он в свою очередь был дядей Н. А. Гончаровой.

Козьма Прутков - уникальное явление

Писатель Козьма Прутков, придуманный группой единомышленников – явление уникальное в нашей литературе. Братья Жемчужниковы ( Алексей, Владимир, Александр – все Михайловичи) и поэт Алексей Константинович Толстой выдумали Козьму Пруткова, стали «отцами» ему.

Как писатель, Прутков печатно заявил о себе в 1854 году. Он заявил себя прежде всего пародистом –находчивым, смелым. Помогали развивать талант Козьме его друзья. Среди них я нашел знакомые мне имена Н. А. Некрасова, Панаева, Добролюбова. Это они печатали произведения Козьмы Пруткова в «Современнике». Некоторые биографы утверждают, что великий юморист имел родство с А. С. Пушкиным.

У Козьмы был двоюродный брат Порфирий Иванов. Всем известно, что Порфирий Иванов занимался закаливанием и вел здоровый образ жизни, зимой ходил босиком по снегу. У него немало последователей по всей России. Полагают, что и Козьма Прутков мог запросто купаться каждый день в шесть часов утра в проруби у Благовещенского Собора. По сей день, говорят, что в Сольвычегодске можно встретить последователей Порфирия: сольвычегодские мужики любят попариться в баньке, а затем в снегу поваляться! А уж последователей самого Козьмы – пруд пруди!

У Козьмы было свое живое запоминающееся лицо. Авторы портрета – художники Лев Жемчужников, Бейдеман и Лагорио ничего не придумывали. Они просто нарисовали Козьму таким, каким он предстал на страницах своих произведений.

Как истинный сын своей эпохи, сам Козьма ничего не писал, он лишь подписывал то, что приносили ему на подпись братья Жемчужниковы и Алексей Толстой. Он был умен, добродушен, принципиален и отдавал «патриотическое предпочтение даже худшего родного лучшему чужестранному». Он оставил немало мудрых мыслей, открытий, озарений и наставлений будущим поколениям. Это он открыл, что нельзя объять необъятное. Читателям он советовал: «Бросая в воду камешки, смотрите на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою».

Умер этот замечательный писатель, как утверждают его биографы, в 1863 году. Но время показывает, что творчество Козьмы Пруткова живет и находит новых поклонников. Не только в Сольвычегодске чтят Козьму Пруткова. В далеком селе Долгоруково,недалеко от Липецка,где долгое время жили «отцы» Кузьмы есть и памятник, и музей! А в Брянске существует парк – музей имени А. Толстого, где главными фигурами являются К. Прутков и его персонажи. Жаль, что в Архангельской области, у себя на Родине, великий Козьма не столь популярен. А ведь утверждают, что в материалах «биографии» К. П. Пруткова указано, что он « родился» в 1801 году в деревне Тентелевая Слудская близ Сольвычегодска. Хочется верить, что в будущем именно Сольвычегодск станет всероссийской столицей юмора.

Возрождение Прокопьевской ярмарки

А пока ежегодно в июле месяце проводится фестиваль юмора Козьмы Пруткова и также возобновлена традиция проведения Прокопьевской ярмарки.

Во все времена сольвычегодцы хотели и умели торговать. Трижды в год проводились ярмарки: в марте - Алексеевская,в июле – Прокопьевская, в ноябре – Введенская. Ярмарка была еще и смотринами невест! Девки на выданье тоже не терялись: такой повод найти жениха!

Мало кто знает, что в 16 – 17 веках Прокопьевской называли открывавшуюся в день Прокопия Устюжского «у Соли Вычегодской» соболиную ярмарку. Названа она в честь юродивого Прокопия Праведного. Здесь в Соли Вычегодской происходила основная продажа мехов. Меха пользовались большим спросом. Почти каждый иностранец, побывавший в Русском государстве, описывал роскошные одежды нашей знати. Продавали не только соболя, но и скот, лес, кожу, картофель, капусту, а также охотничьи трофеи – белку и в большом количестве рябчиков.

С 1992 года Прокопьевская ярмарка возродилась и пользуется большим успехом. А в 1998 году в дни Прокопьевской ярмарки был впервые проведен фестиваль юмора Козьмы Пруткова.

Когда–то в 1492 году Христофор Колумб открыл Америку. Работая над своей темой, я открыл для себя Сольвычегодск. Каждый раз, приезжая сюда, я нахожу для себя новое, удивительное! И не только я! Еще в мае 1992 года сюда заглянула Международная экспедиция «Русская Америка». Профессор Н. И. Рокитянский сказал, не скрывая восторга: «Замечательные места, замечательный град, замечательные люди! Наконец – то увидели подлинную древнерусскую культуру!» Представитель американского города Ватервилля из штата Мэн произнес: «Мы смогли представить себе место этого города в истории России».

Я верю, что Сольвычегодск станет важным центром как отечественного, так и международного туризма. За рубежом часто маленькие города живут только за счет туристов. В Сольвычегодске каждый камень – исторический памятник! А таких соленых озер, минеральных источников - единицы во всем мире! Сегодня в развитие туризма в Архангельской области готовы вкладывать норвежцы. Уже подписан проект «Развитие сотрудничества между Архангельской областью и Северной Норвегией в сфере событийного туризма». Попал в проект и наш фестиваль юмора Козьмы Пруткова. Пожелаем ему удачи!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)