Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Соотношение мечты и действительности в стихотворениях а. а. блока

Многие поэты, независимо от направления, к которому они относились, вкладывали в свои стихотворения скрытый смысл. В этом случае будет уместным вспомнить слова знатока русской поэзии М. Л. Гаспаровой: «как же должен подходить к таким текстам современный читатель, оторванный от живой традиции восприятия подобных стихов? Как можно проще. Не следует искать в стихах иносказаний. Всякую фразу, которую можно понять буквально, с точки зрения здравого смысла, следует понимать именно так. Читатель волен из нескольких значений, допустимых текстом, предпочитать то, которое ближе его духовному складу или настроению, подчинять этому истолкованию как можно больше образов и мотивов стихотворения, но всё время помнить, что это предпочтение его личное и что прочтение его соседа имеет такое же право на существование».

Позволю себе не согласиться с мнением Гаспаровой, что не следует искать в стихотворениях иносказаний. Мне кажется, что стихотворения должны нести в себе что-то необычное, скрытое для обыденного взгляда. Тогда каждый читатель сможет увидеть то, что близко именно для него, что его волнует и интересует. По воспоминаниям М. Горького, «Блок был изумительно красив, как поэт и как личность». Поэтому его лирика многогранна и удивительна. Стихотворения А. Блока несут особый, ни с чем не сравнимый смысл, но в то же время понятный и близкий для восприятия. Каждый человек видит в блоковских стихотворениях то, что хочет. Лирика привлекает удивительным сочетанием действительности и вымысла, и каждый находит то, что ему близко. Отсюда и возникает вопрос о том, как соотносится мечта и действительность в стихотворениях Блока?

Чтобы понять, как изменились авторские взгляды со временем, я проанализирую стихотворения из сборников, вышедших в разное время. Это цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902 гг. ), сборники «Город» (1904-1908 гг. ) и «Страшный мир» (1909-1916 гг. ).

Влияние философии В. Соловьёва на творчество А. Блока

В первые годы XX столетия в литературу пришло новое поколение символистов – их называли «младшими», «соловьёвцами», «теургами». Один из наиболее известных представителей этого поколения – Александр Блок. На его мировоззрение сильнейшим образом повлияли поэзия, личность и философия Владимира Сергеевича Соловьёва. Высший, божественный мир, по мысли Соловьёва, должен открываться человеку при творческом напряжении – будь то искусство, молитва или мистическое размышление.

С точки зрения «младосимволистов», назначение символа в том, чтобы выразить реалии высшего порядка. Особое значение для них имело философское учение В. С. Соловьёва о мировом «всеединстве» и о Софии (Вечной Женственности и Божественной Премудрости). София – «душа мира», в ней отражается Божество. Поэтому земной взгляд человека способен уловить отблеск Божественного. Посредством символического мышления поэт раскрывает метафизические тайны мироздания. К учению о Софии восходит и само понятие символа у «младосимволистов». Символ – это образ, который выражает одновременно и всю полноту конкретного, материального смысла явлений, и в то же время обнаруживает их «тайный» смысл. Уходящий далеко «по вертикали», «вверх и вглубь». Для «младосимволистов» очень характерна установка на «жизнетворчество», на синтез жизни и искусства. Такая тенденция свойственна и Блоку.

В представлении Блока, поэт-символист – связующее звено между двумя мирами: земным и небесным. Отсюда и новая задача искусства: поэт должен стать не только художником, но и «органом мировой душитайновидцем и тайнотворцем жизни». Оттого и считались особенно ценными прозрения, откровения, позволявшие по слабым отражениям представить себе иные миры.

Для символистов, в том числе и Блока, отражение связи миров стало самой важной задачей.

С мирным счастьем покончены счёты,

Не дразни, запоздалый уют.

Всюду эти щемящие ноты

Стерегут и в пустыню зовут.

Жизнь пустынна, бездомна, бездонна,

Да, я в это поверил с тех пор,

Как пропел мне сиреной влюблённой

Тот, сквозь ночь пролетавший, мотор

«С мирным счастьем покончены счёты».

Сигнал мотора (автомобиля) в стихотворении означает не просто обыденный звук. А нечто с трудом определимое словами. Прямо говорится об отказе от мирового счастья, ощущения трагичности жизни, стремление уйти из окружающего страшного мира. И неразрывно с этим – высшие смыслы: жизнь как Божественное предустановление, жажда идеального бытия Поэт намеренно конкретен в изображении земного (ночной автомобиль и звук его сирены), но намеренно неконкретен в описании иного мира. Куда зовёт героя сирена? Что подразумевается под бездонностью жизни? Какие «щемящие ноты» имеются в виду? Прямого ответа в тексте нет – можно руководствоваться только своей интуицией.

Любая реальная картина для поэта – символиста становится важной и интересной лишь постольку, поскольку в ней открывается высший смысл.

Стихи Блока как «заморские песни» - они на первый взгляд могут показаться довольно туманными, написанными на особом, зашифрованном, понятном не многим языке. Каким – то непостижимым образом стихотворение завораживает своей музыкой и скрытым смыслом. Захватывает не то, что заключено в отдельных словах, а то, что едва угадывается за ними.

Соловьёвское толкование любви к миру прошло через всю поэзию Блока, сказавшись, в частности, в характерных, специфических блоковских вариантах образа России: Россия – невеста, жена, мать – или в раздвоении образа: то Россия, то женщина. Без осмысления исходной идей Вечной Женственности многое в поэзии Блока, а в особенности поздней, будет неясным.

Любовь как основа поэзии

В юности Блок готовился к театральному поприщу. После окончания гимназии в 1898 году он участвовал в любительской постановке трагедии Шекспира «Гамлет». Блок исполнял в спектакле роль Гамлета, а Офелию играла Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь учёного. «Удивительно ли, - писала М. А. Бекетова, - что романтично настроенный и пылкий мальчик, каким был в то время поэт, до безумия влюбился в свою Офелию. О силе его впечатления свидетельствуют многочисленные стихи, написанные прямо или косвенно то к самой Любови Дмитриевне в этой роли, то в виде песен Офелии».

В 1903 году Блок обвенчался с Любовью Дмитриевной. Их семейная жизнь оказалась далека от идиллии. В горькую минуту поэт записал в дневнике: «Люба испортила мне столько лет жизни, измучила меня Люба на земле – страшное, посланное для того, чтобы мучить и уничтожать ценности земные. Но – 1898-1902 годы сделали то, что я не могу с ней расстаться и люблю её» (1910 год). Воспоминания о спектакле, навеки связавшем их судьбы, постоянно возникали в стихах к жене:

И в сердце – первая любовь

Жива – к единственной на свете.

«Я - Гамлет. Холодеет кровь», 1914г.

Главное место в духовной жизни поэта занимали непростые отношения с Любовью Дмитриевной. В своём чувстве к ней Блок видел воплощение идеи о Вечной Женственности. «Я стремлюсь давно уж как-нибудь приблизиться к Вам, - писал он её, - быть хоть Вашим рабом что лименя оправдывает долгая и продолжительная вера в Вас (как земное воплощениеПречистой Девы или Вечной Женственности. Если Вам угодно знать)».

К Любови Дмитриевне обращён первый блоковский сборник, получивший название «Стихи о Прекрасной Даме» (1904 год, на обложке дата - 1905). Встреча с ней в этих стихах предстаёт как встреча с посланницей «миров иных». Блок подготовил своеобразную автобиографическую трилогию. Стихотворения публиковались не в хронологическом порядке, а согласно особой внутренней логике лирического повествователя. Обычную земную девушку поэт возвысил до недостижимого и непостижимого идеала. Все обращения к ней (Ты, Тобой, к Тебе) он писал с большой буквы, в стихах и письмах называл её Таинственной Девой, Владычицей Вселенноё, величавой Вечной Женой. Ключевые образы цикла – имена Прекрасной Дамы (Вечно Юная, Вечная Жена, Царевна, Святая, Дева, Заря, Купина). Прекрасная Дама – воплощение радостей, гармонии, света, Божественного Начала. Лирический герой стремится к ней, но он отягощён земной природой, земными «веригами». Звёзды, заря, солнце – символы душевных переживаний и знаки связи между героем и Божественным началом. Зима, ночь– символы разлуки с Прекрасной Дамой. Странник, Рыцарь – литературные маски лирического героя.

Блок ничего не придумывал, но реальные события преображались в мифы о поэте-рыцаре и его светоносной подруге. Холодность, которую в начале романа проявляла Любовь Дмитриевна, представлялась не обычной драмой неразделённой любви – но трагической невозможностью приблизиться к идеалу, постичь его, слиться с ним.

В стихотворении «Я, изнурённый и премудрый» (1902 г. ) отражено дальнейшее развитие отношений Блока и его жены:

Зима пройдёт – в певучей вьюге

Уже звенит издалека.

Сомкнулись царственные дуги,

Душа блаженна, Ты близка.

Действительно, понять эти строки трудно, не зная отношений поэта и его возлюбленной: стихотворение было написано вскоре после решающего объяснения с Любовью Дмитриевной. Все подробности их отношений читатель может уловить только при последовательном чтении стихов в сборнике.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902 г. )

Композиция цикла «Стихов о Прекрасной Даме» (1901-1902 г) стала новым словом в русской поэзии. Каждый из разделов образовывал цикл, стихотворения были расположены так, что выстраивалась единая цепь событий, намечался некий сюжет. Позднее, переиздавая эти стихи, Блок несколько раз менял композицию сборника – в соответствии с тем, как менялось его отношение к светлым надеждам юности. Но принцип оставался прежним: каждый раздел отражал сюжетно завершённые переживания определённого этапа жизни автора.

Известно, что в период с 1898 по 1904 годов А. А. Блок написал более 300 стихотворений, в первую книгу «Стихов о Прекрасной Даме» он включил 93 стихотворения (вышла она в 1904 году). Состав, структура, отдельные стихотворения книги перерабатывались А. А. Блоком при всех прижизненных изданиях ранней лирики. В издании 1946 года (одном из самых полных) в разделе «Стихи о Прекрасной Даме» включено 184 стихотворения.

Исследователь творчества Блока Н. Г. Минца в статье«Блок и русский символизм» так высказался о художественном своеобразии «Стихов о Прекрасной Даме»: «Эти стихи подразумевают множественное прочтение. Они должны быть одновременно осознаны и как художественно точное отображение вполне «земных», реальных героев, их взаимоотношений, переплетений страстных эмоций т. д. , и как символическое развёртывание космически универсального мифа о путях земного воплощения Души мира. При первом прочтении «Стихи о Прекрасной Даме» как собрание вполне самостоятельных, хотя и отличающихся удивительным единством эмоций и стиля лирических стихотворений. При втором – в них раскроется единое повествование, а каждое стихотворение окажется его частью, соотнесённой с целым и получающеё от него глубинные смыслы».

«Стихи о Прекрасной Даме» - поэтический дневник А. А. Блока. Поэт признавался, что «технически книга очень слаба», и называл её «бедное дитя моей юности». Но он любил свои несовершенные юношеские стихи и в последние годы часто к ним обращался: переделывал, исправлял. Своей матери он признался: «Знаешь что? Я написал один первый том. Остальное всё - пустяки».

Реальные детали в «Стихах о Прекрасной Даме» чаще всего не усиливают основную поэтическую идею и образ, а наоборот, помеха им, и Блок пытается перевести эти реальные детали в сферу романтико-мистических иллюзий. Уводя от действительности, поэт время от времени соотносит свою героиню и чувства «отрока» с жизнью, и тогда намечается реальный конфликт между мечтой поэта и миром земных явлений:

Ты шла звездою мне, но шла в дневных лучах

И камни площадей и улиц осветила.

Цветовая символика в «Стихах о Прекрасной Даме»

Проанализировав основные стихотворения цикла «Стихи о Прекрасной Даме» с точки зрения цветовой символики, можно прийти к выводу, что одним из главных способов выражения взглядов в поэтике А. А. Блока является цвет.

В основном значение цветов в стихотворениях цикла совпадает с наиболее частыми их трактовками.

Например, наиболее часто употребляемый белый подчёркивает душевную красоту, чистоту, невинность образа Прекрасной Дамы, её божественное происхождение, указывает на её принадлежность к потустороннему миру, к которому автор стремится, но которого не может достичь:

Я любил твоё белое платье,

Утончённость мечты разлюбив.

С горы спустился весь туман недавний

И, белый, обнял пожатии мои.

Белые цвет является символом неизвестности и откровенности – недаром герой сказок хотят посмотреть «белый свет». Этот цвет обозначает божественную мудрость.

В христианском искусстве красный цвет являлся цветом милосердия, Божественной любви. Становится понятным, почему А. А. Блок так часто его использовал – не было необходимости произносить слово «любовь» для человека, знакомого с символикой, - все и без слов было понятно:

А там – на крутой дороге –

Уж клубилось в красной пыли.

А. А. Блок часто использует розовый как цвет воскресения, цвет плоти, то есть чего-то осязаемого, реально существующего:

Сумрак дня несёт печаль.

Тусклых улиц очерк сонный,

Город, смутно озарённый,

Смотрит в розовую даль

Знаменательно для поэтики А. А. Блока то значение, которое дано синему, голубому цветам. На языке символов голубой – цвет неба – означает воздух, Святой Дух и вечную Божественную истину, горний мир. Лазурь символизирует возрождение, духовное образование человека, означает крещение Святым Духом. Слово «синий» происходит от «сияние», но, в отличие от белого, это тёмное, непрозрачное, мрачное свечение. В христианском искусстве синий цвет символизирует набожность, искренность, благоразумие. У Блока он ассоциируется с небом:

Люблю вечернее моленье

У белой церкви над рекой,

Передзакатное селенье

И сумрак мутно-голубой.

Итак, можно сделать вывод о том, что в «Стихах о Прекрасной Даме» наиболее часто используются белый, оттенки голубого и красный цвет – это мистические цвета, которые сопутствуют появлению Прекрасной Дамы. У Блока все три цвета – знаки другого мира, мира не «суетного», а «подлинного», возвышенного, откуда лирический герой, его позиция, да и сам Блок ждал появления своей Дамы, олицетворяющей Вечную Женственность.

Чёрный цвет у блока является символическим, употребляется по контрасту с лазурным и белым и обозначает земной материальный мир:

Там – в улице стоял какой-то дом,

И лестница крутая в тьму водила.

Там открывалась дверь. Звеня стеклом,

Свет выбегал, - и снова тьма бродила.

Употребление жёлтого цвета не является символическим, он используется в прямом значении. И жёлтые листья, и жёлто-красная листва, и «свет лампы жёлтой» не символы. Жёлтый цвет не несёт духовного наполнения так, как лазурь, синева, белый цвет:

Мелькали жёлтые огни

И электрические свечи.

Для изображения суетного мира Блок иногда использует сочетание чистых, резких цветов (жёлтый в сочетании с красным), но, пожалуй, они используются, как и чёрный, в стихотворениях этого цикла очень редко и с целью создать контраст с миром высшим:

Зарево белое, жёлтое, красное,

Крики и звон вдалеке,

Стихотворение «Дома растут, как желанья» является последним в цикле «Стихов о Прекрасной Даме» и позволяет предположить те изменения, которые будут происходить в мировосприятии А. А. Блока в дальнейшем. В нём мы видим борьбу «белого» (высшего для Блока мира) и «чёрного», являющегося у автора символом смерти:

Дома растут, как желанья,

Но взгляни внезапно назад:

Там, где было белое здание,

Увидишь ты чёрный смрад.

Чтобы наиболее глубоко понять чувства, который А. А. Блок выразил в сборнике стихотворений, я решила более подробно рассмотреть некоторые из них.

«Вхожу я в тёмные храмы» (цикл «Стихи о Прекрасной Даме», 1902г)

Стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы» пронизано таинственной, волшебной, загадочной атмосферой. Она задаётся при помощи цветовой гаммы, деталей храма: «В мерцанье красных лампад». Эту атмосферу подчёркивает также эмоциональное состояние лирического героя, переданное через глаголы «жду», «дрожу». Герой почти неподвижен, но это неподвижность напряжённого ожидания Прекрасной Дамы. Героиня стихотворения лишена внешних черт, человеческого облика. Этот образ существует лишь в воображении, в мечтах лирического героя. Он такой, каким его хочет видеть герой чистый и светлый, не поддающийся описанию обычными словами. Автор подчёркивает бесплотность героини:

А в лицо мне глядит, озарённый,

Только образ, лишь сон о Ней.

Благодаря обстановке храма, насыщенности цвета, величественным эпитетам, используемым относительно возлюбленной (Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена, Святая, Милая), и эмоциональному состоянию героя создаётся возвышенный, божественный и неземной образ.

Героиня прекрасна в своей недовоплощённости, поэтому в стихотворении значимую роль несут мотивы, создающие ощущение непрояснённости, невидимости, - мотивы сна и тени.

«Я, отрок, зажигаю свечи» (1902 г)

Атмосфера стихотворения «Я, отрок, зажигаю свечи» передаётся через воссоздание деталей храма: свечи, кадильные огни, вечернее моленье, белая церковь, алтарь, церковная ограда. Господствующий в нём белый цвет- символ святости – связан с образом невесты. Герой – отрок, полностью посвятивший себя ожиданию, которое воспринимается им как служение идеалу, преклонение перед ним. Героиня - лишь неясный образ, она невидима и неслышима:

Она без мысли и без речи

На том смеётся берегу.

Образ другого берега – свидетельство неземной сущности Прекрасной Дамы, её небесного происхождения, её особенности и святости, чистоты и невинности, отрешённости от мрака, зла этого мира.

Опять же мотив сумрака и тумана (сумрак мутно – голубой, туманная завеса) создают ощущение непрояснённости, недосказанности. Однако в финале выражена вера поэта в возможность воссоединения небесного и земного:

Падёт туманная завеса.

Жених сойдёт из алтаря.

И от вершин зубчатых леса

Забрезжит брачная заря.

«Мне страшно с тобой встречаться» (1902)

В стихотворении «Мне страшно с тобой встречаться» (по сравнению с первыми стихотворениями цикла) явственно прослеживается «вступление» реального мира в мир Прекрасной Дамы.

Стихотворение начинается с резкой антитезы, и с первой же строки в нём начинает главенствовать мотив страха:

Мне страшно с Тобой встречаться.

Страшнее Тебя не встречать.

Образный строй этого стихотворения, одного из завершающих цикл, контрастно противопоставлен образному строю стихотворений «Вхожу я в тёмный храм», «Я, отрок, зажигаю свечи».

Меняется цвет (хмурое небо), звук (звуки похорон). И хотя сохраняется предметный ряд, связанный с образами храма, он получает дополнительную психологическую окраску. Вместо «сияния красных лампад» - «хмурое небо низко – покрыло и самый храм». Строка «Ты здесь, Ты близко» выражает уверенность героя в существовании идеала, но в финальной строке («Тебя здесь нет. Ты там») звучит отчаяние, ощущение невозможности земного существования Вечной Женственности. Краткие фразы и возникающие между ними паузы передают предельное волнение лирического героя. Лирический сюжет осложняется появлением теней.

В стихотворении впервые возникают ещё неясные очертания реальности земной, которая мешает желанной встрече. Взор поэта всё настойчивее обращается к окружающему миру; как следствие, нарастают сомнения в возможности скорого воплощения в человеческом облике романтического идеала. Герой оказывается перед выбором: остаться в мире идеальных иллюзий или окунуться в мир земных стихий.

В «Стихах о Прекрасной Даме» начаты все пути дальнейших поэтических странствий А. А. Блока, в этой книге «великий свет и злая тьма» - вершина мистического восхождения и головокружения над пропастью. В трагическом раздвоении найдена неисчерпаемая лирическая тема Вечной Женственности и «страшного мира».

Реальные картины, детали, система реальных фактов и явлений в стихотворениях этого цикла говорят о том, что в его лирику вторгалась действительность, но осваивал он её на основе романтического мироощущения.

Цикл «Город» (1904-1908 г). Стихотворение «Незнакомка»

Во второй книге, куда входит цикл «Город», остаётся тема любви к Прекрасной Даме. Она всё так же высоко, но верх и низ приобретают совсем иной смысл. Это уже не противостояние надземного и земного – в лирику Блока вторгаются социальные контрасты. Здесь поворачивается новой гранью мистическая идея Вечной Женственности. Если раньше для Блока не было ничего выше любви к женщине, то теперь нет ничего ненавистнее обстоятельств, убивающих и унижающих её.

Стихотворение «Незнакомка» (1906) – один из шедевров русской лирики. Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный посёлок Озерки. Многое в стихотворении прямо перенесено отсюда: скрип уключин, женский визг, ресторан, пыль переулков, шлагбаумы – всё убожество, скука, пошлость. Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку – оказывается, на картинах: «Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо Незнакомка – это вовсе не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено».

Следует отметить постепенную смену топосов (топос – тема, связанная с местом действия). «Болото», «мутные воды» - пейзаж, символизирующий глубокий внутренний кризис в душе героя, сменяется темой городского пейзажа и города-призрака.

Лейтмотив предыдущей книги – вечный поиск Прекрасной Дамы – полностью не исчезает:

В кабаках, в переулках, в извивах,

В электрическом сне наяву

Я искал бесконечно красивых

И бессмертно влюблённых в толпу.

Женщина предстаёт теперь в новых «ликах», «масках» - Снежной Девы, незнакомки. Наиболее часто она проявляется во вновь освоенных Блоком топосах – на улицах страшного города, в кабаках:

Но я нашёл тебя и встретил

В неосвещённых воротах,

И этот взор – не меньше светил,

Чем был в туманных высотах!

«Твоё лицо бледней, чем было», 1906 г.

В каждой женщине теперь угадывается Прекрасная Дама, мимолётная любовь-страсть тоже таит в себе возможность прорыва сквозь земное к небесному. Отсюда – стилистика стихотворений Блока этого периода. В отношении к женщине сочетаются полярно противоположные чувства. С одной стороны – проклятье, хула; с другой – как прежде, поклонение. С одной стороны – ирония, издевательский смех; с другой – лирический пафос. Сам Блок так говорит об изображённых в этой книге переживаниях: «С неумолимой логикой падает с глаз пелена, неумолимые черты безумного уродства терзают прекрасное лицо»

Стихотворение «Незнакомка» явилось для А. А. Блока одновременно протестом против мира буржуазной пошлости и предчувствием того, что новый идеал непременно должен быть найден, ибо без него жизнь не имеет никакого смысла.

В нём есть и намёк на сдвиг в блоковском понимании сущности этого предчувствуемого высокого идеала. В мир поэтического здесь входят детали, немыслимые в «Стихах о Прекрасной Даме»: «упругие шелка», «перья страуса», «в кольцах узкая рука». Новый идеал, по-видимому, должен быть найден в земном. Он должен «воплотиться» в окружающем поэта человеческом мире. Идея, даже самая прекрасная, по сути, только идея. В этом смысле мир «чистой идеи» даже ниже мира «испытанных остряков», ибо последний, при всей своей пошлости, реален, воплощён, действенен. Поэт жаждет воплощённой идеи; без этого идея – лишь фикция, а мир материи – бездушный и бессмысленный хаос. В стихотворении «воплощения» не происходит. Но в нём отчётливо чувствуется тоска по земному высокому идеалу.

Жанр этого стихотворения – рассказ в стихах. Сюжет – встреча в загородном ресторане.

В поэтическом контексте образы материального мира, воссозданные зримо, ярко, при всей их конкретности приобретают символический подтекст. Изображение служит лишь мостиком в скрытый символический план. Повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке, угнетённом пошлостью окружающего, о его стремлении освободиться от неё, о порывах души к прекрасному.

Какими средствами достигается многомерность образа?

Стихотворение построено на контрасте картин и образов, противопоставленных и отражённых друг в друге. Первые шесть строф подчёркнуто гротескно изображают социально–бытовой фон: «испытанные остряки» в котелках, «женский визг», пьяные крики, «пьяницы с глазами кроликов», «сонные лакеи», «пыль переулков». Деталей немного, но они выразительны. Они дают представление не только о действительности, но и служат средством лирического самораскрытия – показывают ненависть героя к этому миру. Первая часть рисует картину самодовольной, разнузданной пошлости, знаками которой выступают художественные детали. Начало передаёт общую атмосферу и её восприятие лирическим героем:

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Детали быта сопрягаются с деталями пейзажа, искажая их – «бессмысленно кривится диск» луны, над гладью зеркального чистого озера «скрипят уключины, раздаётся женский визг», даже пьянящий весенний воздух весны превращается в стихотворении в «весенний и тлетворный дух» - тёмное начало, которое туманит сознание человека и правит его жизнью. Перечисление планов быта и природы рождает впечатление разлада, дисгармонии бытия. Пошлость заражает своим тлетворным духом всё вокруг. Даже луна, вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ, делается плоским, как шутки «остроумных остряков»:

А в небе ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск.

Но стоит отметить оксюморонность образа: объединены противоположные по смыслу эпитеты – «весенний» и «тлетворный». Пошлая обыденность изображается иронически:

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,

И раздаётся женский визг

Подчёркнуто прозаическому бытовому плану первых шести строф противостоит, сталкиваясь с ним, романтический. Это столкновение уже подготовлено тем противоречивым соединениям обыденного словаря и музыкального звучания, которое характерно для первой части.

Вторая часть стихотворения – переход к другой картине, противопоставленной пошлости первой. Мотив этих двух строф – смиренное отчаяние, одиночество лирического героя:

И каждый вечер друг единственный

В моём стакане отражён

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирён и оглушён.

Этот «друг единственный» - отражение, второе «Я» героя. А вокруг лишь сонные лакеи и «пьяницы с глазами кроликов». Посмотрим на лексику этих двух строф. Лексика первой строфы ( «И каждый вечер друг единственный» ) высокая, сходная с лексикой второй части стихотворения. Лексика второй строфы ( «А рядом у соседних столиков» ) – низкая ( «лакеи», «торчат», «пьяницы», «кричат»), тяготеет к лексике первой части. Таким образом эти две строфы как бы скрепляют части стихотворения.

Во второй части возникает заглавный образ. Но, кроме названия стихотворения, он нигде не обозначен прямо. В третий раз строка начинается со слов «И каждый вечер» (анафора). Постоянна пошлость, изображённая в первой части, но постоянно и прекрасное видение, мечта, недоступный идеал: «Иль это только снится мне?. » Героиня лишена реалистических черт, она вся окутана шелками, духами, туманами, тайной. Этот образ исполнен поэтической прелести, отгорожен от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя:

И веют древними поверьями

Ей упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

Таинственная незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощение Поэзии, Женственности. И она тоже «всегда без спутников, одна». Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу:

И странной близостью закованный,

Смотрю за тёмную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Желанный «очарованный берег» рядом, но стоит протянуть руку и он уплывает. Лирический герой ощущает свою посвящённость в «глухие тайны», его сознание заполняет волшебный образ:

И перья страуса склонённые

В моём качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала:

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

Какой смысл скрыт в концовке и что являет собой Незнакомка? Возможны разные суждения о ней: незнакомка – новый вариант образа Прекрасной дамы; она – обычная ресторанная посетительница («дама из ресторана»), она – видение, которое пригрезилось поэту – романтику.

Ни одно из эти предположений не исчерпывает образа. Незнакомка таинственна.

Она – реальная женщина (в шляпе с перьями, кольцах, шелках), но в неё есть отблеск тайны, принадлежности к «очарованной дали», воздушность («дыша духами и туманами»), то есть нечто, связывающее ее с Прекрасной Дамой, хотя и менее призрачное.

Я обратила внимание на эпитет «очи синие» - цвет, символизирующий у Блока причастность к высокому, возвышенному. Он передает ощущение зыбкости, нереальности, атмосферу сна. Поэтому, мне кажется, что с её приходом человек забывает о грубом мире и ему открывается «берег очарованный», «сокровище» собственной души и мир красоты. Синий цвет разрушает предметную связь своей отстраненностью и необычностью, превращая образ в символ, который каждый может объяснить для себя по-разному. Этот цвет в поэтике Блока, несмотря на разнообразие оттенков его значений, в основном всегда выполняет функцию высокой поэтизации, романтизации образа; он неизменно сообщает образу неповторимую взволнованность, страстность, активно участвует в философском и эстетическом осмыслении поэтом окружающего мира:

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

Раздвоенность сознания, двоемирие, в котором оказывается герой, делает стихотворение трагичным.

Обыденная жизнь приобретает загадочные очертания, в сознании героя происходит преображение действительности.

Та «высокость» чувства и ожидания, каким жил герой стихов о Прекрасной Даме, утрачена, цельность исчезла, мечта не выдерживает столкновения с пошлостью и прозой. Чтобы не погибнуть и обрести внутреннюю свободу, человеку необходимо найти высокие истины и подлинные ценности в самой действительности.

Цикл «Страшный мир» (1907-1916). Стихотворение «В ресторане»

Стихотворение «В ресторане» входит в цикл «Страшный мир» (1909-1916), относящийся к третьей книге поэта (1907-1916). Тема книги – напряжённая внутренняя борьба светлых и тёмных начал в душе поэта. В стихотворениях этого периода доминирует мотив гибели. Соответствующие мотивы – утрата Прекрасной Дамы и пустота. Появляется принципиально новый мотив: вторжение реальности в «потустороннее» существование героя, возникновение вкуса к жизни.

Этому же и посвящена поэма «Соловьиный сад». Поэт уходит от своей неизменной возлюбленной, из сказочного «соловьиного сада»:

Сладкой песнью меня оглушили,

Взяли душу мои соловьи.

Он как бы из рая спускается на землю, чтобы вернуться к своим повседневным трудам:

Заглушить рокотание моря

Соловьиная песнь не вольна.

Таким образом происходит добровольный отказ поэта от Прекрасной Дамы.

Этот отказ мы видим и в стихотворении «В ресторане». Поэт «опускается» на землю. В его описании мы видим не прекрасные храмы, голубые просторы и загадочные дали, а обычные «приземлённые» места:

Я сидел у окна в переполненном зале.

Где-то пели смычки о любви.

Для описания окружающей действительности Блок отходит от использования нежных, голубых и белых, и красочных, красных и оранжевых, цветов. Мы видим бледные, неяркие краски:

Сожжено и раздвинуто бледное небо,

И на жёлтой заре – фонари.

У жёлтого цвета в данном случае нет особого символического значения. Он используется поэтом как цвет увядания и некоторого уныния. Синее небо в лирике Блока предыдущих годов означало вечную Божественную истину и духовное начало человека, но здесь небо сожжено и бледно. Когда-то Божественный и такой сладостный мир опошляется и становится пустым и бездушным.

Мельком проходит мотив чего-то страшного и зловещего:

Я послал тебе чёрную розу в бокале

Чёрный цвет у Блока, как и у многих писателей, символизирует смерть. Создаётся впечатление, что поэт как бы заявляет о том, что безоглядной и святой любви к Прекрасной Даме больше нет. Она умерла, а вместе с ней образ Божественной Жены стал земным и обыденным.

Женщина теперь предстаёт в новых «ликах» и образах. Она больше не безупречное создание, в ней проявляется обыденность и некоторая пошлость:

Взор надменный

Обретясь к кавалеру, намеренно резко

Ты сказала: «И этот влюблён».

От грязи действительности отделяет немногое, что напоминает о предыдущих образах Прекрасной Дамы, что связывает это стихотворение с предыдущими:

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, словно сон мой легка

И вздохнули духи, задремали ресницы,

Зашептались тревожно шелка

Перекличка с «Незнакомкой» несомненна, но аналогия используется поэтом с полемической целью. Незнакомка стихотворения «В ресторане» противопоставлена незнакомке 1906 года, названной Блоком в статье «О современном состоянии русского символизма» красавицей куклой и синим призраком.

Блок 1910 года не верит во всесилие синих призраков. Время стало демоническим, поэтому следует демонически разоблачать красивые уюты, ибо мир - страшен.

Героиня 1910 года – дитя «Страшного мира», она сама полна смятения, бурного проявления чувств, «испуганной птицей» уносит её прочь от того, что невозможно в этом горестном враждебном мире, хотя душа её ещё жива, ещё продолжает жаждать несбыточного, а потому пугающего.

Третья книга, в которой в боли и гневе вызревал общественный пафос поэта, оказалась самой дисгармоничной, самой яростной, самой ищущей.

Непримиримая ненависть к этому миру, угнетающему народ, растлевающему человека, и оказалась одним из важнейших составляющих элементов искомого Блоком синтеза: подвижничества «общественного человека». В этом – непреходящее значение гениального цикла стихов, названного беспощадно: «Страшный мир».

Сам Блок рассматривал свою лирику, как трёхтомную «трилогию вочеловечения», как постепенное формирование своего «я», осознание связей с противоположным и многообразным миром, отрицание поэтом своего места в обществе.

Важнейшие идеи его книг воплощают эволюцию эстетических поисков поэта. Они могут быть отчасти объяснены поворотами его личной судьбы, связаны со сложными процессами в России.

В стихах о «Прекрасной Даме» намечаются многие важные темы более поздней лирики. Блок писал: «Вся история моего внутреннего развития «напророчена» в «Стихах о Прекрасной Даме». Если в первом томе лирическая героиня – воплощение Вечной Женственности, Красоты, то постепенно у Блока нарастает ощущение оторванности от реальности, он пытается художественно запечатлеть противоречия социальной жизни. Блок, живший среди видений, сновидений, голосов «миров иных», мог связать идею «миров иных» с тем лучшим, что есть в мире земных идеалов, что вырастало в мечтах поэта и отторгалось от действительности, что противопоставлялось миру вещей и земных страстей.

Второй том – это уже трагедийное открытие мира реального. Поэт не отказывается от идеалов и надежд первого, но пытается увидеть лик красоты, не закрывая глаз на суровые и «грязные» приметы быта, повседневности. Это хорошо иллюстрирует стихотворение «Незнакомка», в котором Незнакомка – наследница «Прекрасной Дамы», Красота, брошенная в грязь повседневности.

Блок продолжает искать те начала жизни, где бы земное соединилось с возвышенным, временное с вечным. И в третьем томе важнейшей для Блока является тема России. Родина изображается Блоком уже реалистично, происходит соединение реального и условно – символического. В стихотворениях этого периода доминирует мотив гибели. Соответствующие мотивы – утрата Прекрасной Дамы и пустота. Появляется принципиально новый мотив: вторжение реальности в «потустороннее» существование героя.

В своей лирике, в художественном познании действительности Блок настойчиво стремился к последовательному углублению в жизненные процессы. Каждый новый этап его творческого пути знаменовался новой ступенью в создании художественного аналога явлений жизни.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)