Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Соотношения звука и цвета в цикле стихотворений Гумилева «Капитаны»

Проблема смыслового значения звука в русском литературоведении и языкознании

Акустические возможности слова были хорошо известны еще древнерусским писателям. Достаточно вспомнить «Слово о полку Игореве», где встречается прием звукописи.

В русской речи распространенным типом звукового повтора является аллитерация. Объясняется это тем, что в фонетической системе русского языка доминирующее положение занимают согласные звуки, так как их значительно больше, чем гласных, и они выполняют в языке смыслоразличительную функцию, несут основную информацию. Вместе с тем и роль гласных звуков исключительна, важна, так как они задают тон речи, наполняют ее звучанием и музыкальностью. Повышенная частотность употребления гласных придает русской речи напевность, а сочетание возможностей гласных и согласных создает необыкновенную красоту фонетического строя русского языка, что и имели в виду многие писатели, в частности Н. М. Карамзин, В. Г. Белинский.

Не только восхищение вызывает фонетическая система русского языка. Издавна поэты и ученые пытались уловить связь между звучанием слова и его смыслом. Уже в XVIII веке М. В. Ломоносов в «Риторике» доказывает, что поэт, слагая свои стихи, подбирает слова не только по смыслу, но и по звучанию: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины; Е, И, Ъ, Ю – к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей, через Я показывать можно приятность, увеселение, нежность и склонность, через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль.

Много интересных наблюдений о связи звука и смысла мы находим в статьях К. Бальмонта. Характеризуя каждый звук речи, Бальмонт пытается даже наделить его смысловой нагрузкой, закрепить за ним определенные образы. «О – звук восторга, - пишет он, - торжествующее пространство есть О: - Поле, море простор. Все огромное определяется через О, хотя бы и темное: стон, горе, гроб Большое. Как долы и горы, остров. Долгое, как скорбная доля. Огромное, как солнце, как море. Грозное, как осыпь, оползень, гром. Запоет, заноет, как колокол Высокий свод взнесенного собора. Бездонное О».

Говоря о звуковой инструментовке целых фраз, русский писатель Евгений Замятин писал: «Всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение. Но Р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, горячем, быстром. Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, планом, легком. Звук Н – о нежном, о снеге, о небе, ночи. Звуки Д и Т – о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом. М – о милом, мягком, о матери, о море. С А связывается широта, даль, марево, размах. С О – высокое, голубое, море. С И – близкое, низкое, стискивающее» и т. д.

Поэты и писатели провели многочисленные эксперименты с восприятием звуков языка и оценкой их смысловой нагрузки. Некоторые результаты этих поисков можно найти в книге Л. П. Крысина «Жизнь слова». Он пишет, Что звуки оцениваются носителями языка по различным признакам – по величине, силе, красоте

Так «звуки В, А, Р, О воспринимаются, как сильные, в противоположность Ю, П; звук Х’ оценивается, как «плохой», «маленький», «хилый», «пассивный», а звук А, напротив, как «большой», «хороший», «активный»; К, Ш, Ж, С, Ф, Щ кажутся говорящими «шероховатыми», а О, И, М, Л, У – «гладкими». Даже такие свойства, как храбрость, печаль, доброту, обнаруживают люди, владеющие русским языком, в различных звуках родной речи: А и Я – «храбрые», а С и Х’ – «трусливые»; А, Р’ и Я – «радостные», а С’, К и Т’ – «печальные»; Д’, Н’, Л’, М’ – «добрые», а Ж, С, Э, Ф – «злые»»

Проблема соотношения звука и цвета

В современной науке сейчас изучается не только соотношение звука и смысла, но и звука с цветом. Книга А. П. Журавлева «Звук и смысл» продолжает волнующий разговор о существовании какой-то силы, связывающей звук и смысл в языке, при этом привлекаются результаты новых исследований в области русской лингвистики. В последние годы даже родилась новая филологическая область теории содержательности звуковой формы в языке. Эта наука получила название фоносемантики, а А. П. Журавлев – один из основателей нового направления.

В главе «Звуковые узоры» Журавлев рассказывает о том, как в ткани одного стихотворения переплетаются разные настроения и как при этом меняется звуковая инструментовка текста. Стихотворение нельзя расчленить на отдельные отрывки с каким-то единым настроением, чувства и образы переплетены неразрывно. Соответственно и линии контрастных звуков образуют сложно переплетенный узор, пронизывающий звуковую ткань произведения.

В книге А. П. Журавлева есть и любопытный материал о цветовом значении звуков родного языка, о «цветозвукописи» в русской поэзии.

Взгляды на природу поэтической речи

Существует 2 взгляда на природу поэтической речи: представители так называемой буквенной филологии считают ее явлением письменным, а ее элементарным звуком считают букву. Приверженцы же фонетического метода относят поэтическую речь к разновидности устной речи, определяя элементарный знак ее понятием звук, фонема. По словам Ю. М. Лотмана: « это и не устная речь, как считали сторонники фонетического метода. Поэтическая структура современной поэзии, в отличие от фольклора,- отношение устного текста к письменному, устной речи на фоне письменной». Именно поэтому для анализа и оценки первичной единицы знаковой системы целесообразно использовать понятие «графон», предложенное А. П. Журавлевым.

Звукоцветовые значения гласных, присутствующих в цикле.

А – густо-красный

Я – ярко-красный

О – светло-желтый или белый

Е – зеленый

Ё – желто-зеленый

Э – зеленоватый

И – синий

У – темно-синий, сине-зеленый, лиловый

Ю – голубоватый, сиреневый

Ы – темный или черный

Заметьте, что в чистые цвета окрашены только 3 звука – А, И, Е. Но ведь и все богатство цветовых оттенков можно получить смешением в разных пропорциях трех цветов: красного, синего и желтого. Прежде всего, эта интересная особенность звуков проявляется в поэзии. Как проверить эти предположения, мы уже знаем. Нужно подсчитать частотность звуков в интересующем нас стихотворении и посмотреть, каких гласных будет больше нормы. Среди гласных наиболее заметны в тексте ударные, поэтому при счете я их удваивала.

Звукоцветовые соответствия в цикле Н. С. Гумилева «Капитаны»

Тема дальних странствий в поэзии Гумилева (общие положения)

Темнеющее закатное небо. Красные лучи солнца растворяются в прозрачной морской волне. Волна покачивает легкое суденышко, и тихо хлопает под ветром парус. В челноке веселый человек, «отважный кормчий, отважный мореплаватель». Это сам Николай Гумилев, человек, которому всегда были свойственны страсть к путешествиям и жажда перемены мест. Откуда возникла у поэта непреодолимая тяга к бродяжничеству? Думается, причина кроется в особом мироощущении Гумилева, в его стремлении к познанию мира и самого себя. «Мне всегда было легче думать о себе как о путешественнике или воине, чем как о поэте, » - писал он, и эти его слова во многом объясняют его творчество и его судьбу. С точки зрения Гумилева, поэт – это «хмурый странник, который должен ехать, должен видеть моря и, тучи, и чужие лица».

Н. С. Гумилев родился в Кронштадте в семье морского врача. После отставки отца семья жила в Царском Селе.

Гумилев учился сначала в гимназии, где директором был И. Анненский, затем в Сорбонне во Франции.

Печататься начал в 1902 году. В начале своего творческого пути был приверженцем символизма. В 1905 году выходит первая его книга стихов – «Путь конквистадоров», в 1908 году – вторая – «Романтические цветы» с посвящением Анне Горенко (Ахматовой). В этом же году Гумилев совершает свое первое путешествие в Африку, которая наиболее прельщала его. Он ловит акул в южных морях, углубляется в джунгли и пустыни, охотится за львом, переправляется через реку с крокодилами. Возможно, отсюда в его стихах часто появляются яркие, экзотические краски – зеленые, красные, желтые. Празднично украшенным, в игре света и цвета, появляется, например, подобный цветным парусам корабля, жираф:

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

По возращении из Африки Гумилев сотрудничает в журнале «Аполлон», пишет статьи о русской поэзии. В 1910 году выходит третий его сборник стихов «Жемчуга». Стихи этого сборника отличались своеобразием, в них появлялись образы сильных, мужественных людей. Гумилев постепенно отходил от символизма, рождалось новая эстетическая школа. В 1911 году был создан «Цех поэтов», руководителями которого были Гумилев и Городецкий. Поначалу они не отождествляли себя ни с одним из течений в литературе, однако ситуация постепенно менялась: в 1912 году на одном из заседаний «Цеха» его участники решили объявить о возникновении нового поэтического течения. Среди нескольких предложенных названий прижилось самонадеянное «акмеизм».

Он, по мысли Гумилева, был попыткой заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от «нецеломудренного» стремления символистов познать непознаваемое. Действительность самоценна сама по себе, а не только тем, что являет высшие сущности. Поэты-акмеисты разделяли взгляд символистов на природу искусства, вслед за ними абсолютизировали роль художника, однако для акмеистов был свойственен более критический и пессимистичный взгляд на мир, отсюда в поэзии Гумилева появляется больше темных и черных красок.

Последний период в жизни поэта отмечен активной литературной деятельностью. Он работает в редколлегии горьковского издания «Всемирная литература», читает лекции, переводит. В 1918 году публикует сборник «Костер», в 1921 – «Шатер».

Однако 3 августа того же года Гумилев был внезапно арестован, несправедливо обвинен в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян недалеко от Петрограда. Он не боялся смерти, шел наперекор судьбе.

Тема странствий выражается в творчестве поэта постепенно, от стихотворения к стихотворению, от одного поэтического сборника к другому. Во многом она определяет смысловую направленность книги стихов «Жемчуга», в которую и входит цикл «Капитаны». Герои «Жемчугов» - капитаны, бестрепетные и дерзкие открыватели мира, пропитанные солью моря, судьба которых – скользить «по изгибам зеленых зыбей», «меткой пулей, острогой железной настигать исполинских китов». Путешествия капитанов не просто узнавание новых земель, это поиск духовных ценностей и жизненных ориентиров. Вот почему Гумилев грезит в стихах о странах, «куда не ступала людская нога, где в солнечной роще живут великаны, и светят в прозрачной воде жемчуга». Образ жемчугов глубоко символичен: поэт говорит о дорогом жемчуге добра, любви и красоты, о том, что отрывает человека от земли и поднимает к небу.

Лирический герой Гумилева дерзок, полон отваги, он осознает пьянящую власть моря и верит, «что не все пересчитаны звезды» и «что мир не открыт до конца». Поиск автора уходит в перспективу. Он не видит, не знает, где конец пути, но смело идет вперед, потому что лучше «слепое ничто, чем золотое вчера».

Прекрасно узнавание нового мира в поэме «Открытие Америки»:

Свежим ветром снова сердце пьяно

Тайный голос шепчет: «Все покинь!»

Перед дверью над кустом бурьяна

Небосклон безоблачен и синь,

В каждой луже запах океана,

В каждом камне веянье пустынь.

Здесь радость «бушующей крови», восторг при виде «дикой и пленительной» земли. Однако уже в этой поэме мотив пути усложняется: Гумилев видит наслаждение не в достижении цели, а в самом процессе поиска и преодоления. Чувство удовлетворенности, успокоенности ему чуждо, и он, покинутый Музой Дальних Странствий, глубоко страдает. А сладкий зов этой Музы влечет поэта на поля Родоса и пьянящий Китай, в Левант и великолепную Бассору. Правда перед нами уже не просто «покорный пилигрим», плывущий «за жизнью благостной и мирной», но человек, посвящающий свое сердце Богу.

Постепенно тема странствий в поэзии Гумилева приобретает философское звучание. Мотив обычного путешествия перерастает в тему непрерывного жизненного поиска, духовного роста человека, душа которого проделывает сложный путь от червя к Солнцу и прозревает. Духовное прозрение, «зоркое сердце» - вот что дают поэту его странствия:

Я в коридоре дней сомкнутых,

Где даже небо – тяжкий гнет,

Смотрю в века, живу в минутах,

Но жду субботы из суббот,

Конца тревогам и удачам,

Слепым блуждания души

О день, когда я буду зрячим

И странно знающим, спеши!

В целом, тема странствий в творчестве Гумилева многопланова. Здесь есть путешествия далекие и не очень, по морю и по суше, по книгам и воспоминаниям. Гумилев – странник сквозь пространство, переплывает время. «Мы с тобой, о Муза, быстроноги!» - с улыбкой говорит он.

Соотношение звука и цвета в цикле «Капитаны»

(исследование количественного состава гласных и их цветового выражения)

Для построения таблицы нужно посчитать общее количество букв в тексте. Затем, чтобы узнать долю каждой звукобуквы, нужно количество такой звукобуквы в тексте разделить на общее количество букв в нем. Получившееся значение разделить на норму и определить места звукобукв по их преобладанию над нормой и, соответственно, цвета преобладающих звукобукв.

1 стихотворение.

В первом стихотворении цикла автор повествует о бесстрашных путешественниках – открывателях новых земель, преодолевающих на своем пути разные препятствия – «мели», «мальстремы», «ураганы», «изгибы зеленых зыбей». Преобладающими в этом стихотворении являются темно-коричневый и черный цвета. Присутствуют также синий, зеленый, голубой, лиловый и сиреневый.

На первом плане стихотворения, открывающего цикл, - собирательный образ капитанов, живописная проекция представления поэта об идеале человека. Этот человек, близкий идеалу раннего Гумилева, обретает себя в романтике странствий. Отсюда в цветовую гамму стихотворения вплелись светлые краски – сиреневый, голубой, светло-зеленый, лиловый. Мир открывается капитану, будто первому человеку, первозданной свежестью и красотой, он обещает череду приключений, радость открытий и пьянящий вкус побед. Черный и коричневый цвета олицетворяют собой препятствия, встающие на пути романтика-героя. В центральных четвертой и пятой строфах мы видим капитана в момент противоборства – сначала с разъяренной морской стихией («трепещущий мостик», «клочья пены»), а потом с матросской командой («бунт на борту обнаружив», «сыпется золото», «острый, уверенный взгляд»).

Зеленый и синий цвета – это образ моря, зеленых зыбей, полярных и южных морей.

Во втором стихотворении Гумилев прославляет великих мореплавателей – Лаперузу, Кука, Колумба, вплоть до могучего Улисса.

Доминирующим в этом стихотворении является черный, темно-коричневый цвет. Наряду с этим автор использует и другую цветовую гамму: светло-зеленый, зеленый, синий, темно-синий, голубой, лиловый и сиреневый.

Пред нами предстают сильные, мужественные характеры. Сила, железная воля – это качества великих людей, ищущих себя вдали от будней цивилизации. Однако все эти достоинства ничтожны по сравнению с силой «Зеленого храма», и Гумилев называет капитанов «паладинами». Это объясняет присутствие темных цветов в стихотворении («седые валы», «в темном порту», «глубина»). Но, несмотря на опасность, это люди, которые дерзают, ищут, те, кто не может победить манящую власть моря, но она манит их вновь и вновь.

В цветовую гамму также вплелись и светлые краски – лиловый, голубой, сиреневый, так как герой охвачен жаждой открытий и лелеет надежду, что «не все пересчитаны звезды», «что мир не открыт до конца».

Образы «зеленого храма», «воды», «глубины» передаются опосредованно через присутствие в стихотворении синего и зеленого цветов.

В третьем стихотворении цикла мы узнаем об отдыхе матросов на суше, в порту.

Здесь равное количество черных, темно-коричневых и белых, светло-желтых красок.

Присутствуют также синий, красный, темно-синий, сине-зеленый.

В этой части произведения явно выражается разочарование автора в сильных людях, моряках, потому что, сойдя на сушу, они становятся пьяницами и забияками. Именно разочарование и некая грусть объясняют присутствие черного и темно-коричневого цветов.

Красный – это цвет вина, крови. Мы видим, как «хватив в таверне сидру», «матросы отправляются с солдатами из форта ночью драки затевать». И только «рупор капитана их к отплытью призовет».

Синий и зеленый цвета передаются опосредованно через ключевые образы «моря», «утесов», «морской гидры», «порта».

Светло-желтый и белый олицетворяют собой веру автора в то, что даже в веселой таверне моряки не забудут о море и, несмотря на «зов дурмана», возвратятся на корабль.

В четвертом стихотворении цикла мы узнаем историю летучего голландца. По легенде, моряк, поклявшийся за один сезон обогнуть мыс Горн, был наказан за вызов Богу: обречен на вечное плавание по морям; поскольку плавание его сопровождается непрерывными штормами, то встреча с ним грозит морякам гибелью.

Доминирующими цветами в этой части цикла являются синий и зеленый, следом за ними стоит черный.

Синий и зеленый цвета передаются опосредованно через образы «волн», «всплесков», «рифов», «мелей» и олицетворяют собой образ моря – вечного наказания для летучего голландца.

Этот корабль для Гумилева – идеал движения вперед, но поэт не знает, что сулит ему будущее – время покрыто пеленой тьмы, отсюда в стихотворении присутствует черный цвет.

Это все. не случайные совпадения.

Это проявление закона, действующего неукоснительно, - только действия закона мало нами изучены.

К. Бальмонт

Исследование «стихоцвета» - область новая и необычная. Конечно, не всегда упоминание какого-либо цвета в стихотворении ведет к повышению частоты соответствующего гласного. Но ключевые слова и гласные звуки пронизывают текст, ведя в гармоничном единстве смысловую, звукосмысловую и звукоцветовую линию произведения.

Разумеется, Гумилев не специально подбирал именно такие звуковые рисунки в своих произведениях. Но поэтическое зрение и поэтический слух, его талант художника интуитивно «подсказали» ему правильный выбор звуковых пропорций для создания нужной тональности «цветной мелодии» стихов. И, хотя, поэт не ставил намеренно задачи подобрать цвет звуков под колорит картины, подсознательно он делает это.

В данной работе было исследовано четыре стихотворения Н. С. Гумилева, объединенных в цикл «Капитаны». Перед подсчетом гласных ставилось гипотеза: количественный и качественный состав гласных звуков в тексте определяет его цветовую гамму.

После исследования текстов стихотворений, построения таблиц можно сделать вывод: действительно в подавляющем большинстве случаев гипотеза подтверждается - количественный и качественный состав гласных звуков в тексте играют важную роль в определении его цветового рисунка.

Данная работа подтвердила, что для языка поэзии звукоцвет – один из интуитивных художественных приемов, делающих стихи более яркими, зримыми и впечатляющими. Следовательно, звуковая и словесная цветовые гаммы находятся в полном взаимном соответствии.

Однако, гипотеза о доминирующей роли гласных звуков, которые символизируют яркие, экзотические краски (т. к. стихотворения были написаны в период путешествия по Африке), не подтвердилась. Согласно подсчетам, ведущим становится звук Ы, олицетворяющий темно-коричневый и черный цвета. Это можно объяснить критическим и пессимистическим взглядом на мир в среде поэтов-акмеистов, к которым принадлежит и Гумилев. Отсюда в поэзии Гумилева темные краски, которые к тому же связаны с ключевыми образами «бури», «седых валов», «ураганов», «мелей», «мальстремов», встречающихся на пути отважных путешественников.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)