Бизнес  ->  Реклама  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Социальные и психологические основы человеческого страха как объект манипуляции и извлечения прибыли

Человеку присущ инстинкт самосохранения, стремление избежать ситуаций, которые могут нанести вред его здоровью и жизни. Также он заботится о сохранении потомства. Все это происходит на подсознательном уровне. Поскольку человек еще существо и разумное, и он живет не одним днем, его беспокоит состояние его жилища, автомобиля, будет ли он работать дальше и обеспечивать семью, будет ли на кого опереться в трудную минуту, что будет с ним после смерти (этот вопрос приходит в голову даже атеистам).

Человек задумывается – значит - опасается, того, что что-то может пойти не так, как он рассчитывал. Опасается – значит – боится, испытывает страх.

Страх – это категория, обращаясь к которой можно заставить человека совершать поступки, выгодные тому, от кого исходит страх.

Конечно, откровенные угрозы являются преступлением, а требование платы за их избежание – вымогательством. Но современное общество выработало такие возможности испугать и заработать на этом, что подобные действия не попадают под наказание.

Люди сами готовы отдать деньги, лишь бы избежать возникновения ситуаций, которых они боятся по разным причинам.

Еще Ларошфуко сказал: «Мы поступает согласно своим страхам». А наши поступки имеют последствия, несут пользу или вред окружающим. В своей работе мы хотели бы обратить внимание на такую актуальную проблему как использование страхов людей для получения прибыли в современном обществе. Эти действия подчас завуалированы стремлением помочь, обезопасить, но на деле это лишь предлог для того, чтобы воспользоваться ситуацией.

Таким образом, целью нашей работы является: проанализировать ряд причин человеческого страха и то, как с помощью их актуализации и манипулирования ими можно извлекать прибыль.

В ходе реализации цели решались следующие задачи:

-выявить ряд наиболее типичных видов страха;

-проследить действия на поле манипуляции страхом рекламных и страховых агентов, сект;

-проанализировать общие методики воздействия данных субъектов;

-оценить степень и результаты их воздействия на людей.

Касаясь способов и методов исследования, применяемых в работе, назовем следующие:

-анализ статистических данных, информации в периодической печати;

-исследовательско-поисковый метод;

-сравнительная характеристика.

Социальные и психологические основы человеческого страха как объект манипуляции и извлечения прибыли

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Страх основан на инстинкте самосохранения и имеет защитный характер. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер.

Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Понимание опасности и ее осознание формируется на основе жизненного опыта.

Наличие устойчивых страхов говорит о неспособности человека справиться со своими чувствами, контролировать их, когда он пугается вместо того, чтобы действовать и не может остановить «разгулявшиеся чувства». Невозможность управлять собой порождает чувство бессилия и беспомощности, понижая еще больше жизненный тонус, культивируя пассивность и пессимизм. Тем самым, страх как мина замедленного действия подрывает уверенность в себе. Без веры в свои силы человек уже не может эффективно бороться, отстаивать свои права, у него развивается пораженческая психология – он заранее настраивает себя на проигрыш и часто терпит поражения, все больше и больше убеждаясь в своей неспособности и никчемности.

В этих условиях возрастает потребность в переложении страха на кого-то, в успокоении, которые несут с собой увещевания «доброжелателей», оказывающихся рядом. Для них человек, испытывающий страх – жертва, которую можно использовать в своих целях.

Выше мы уже обозначили ряд причин страха. Их можно разделить на социальные и психологические.

Социальные Психологические

Страх потерять свой социальный статус (в т. ч. из-за болезни) Чувство ответственности и вины перед родителями и детьми

Страх оказаться без жилья – «крыши над головой» Отсутствие достижимой цели

Страх лишиться семьи, родителей, детей Безвестность

Страх не соответствовать общепринятым нормам внешности и т. д. Пессимизм

Касаясь первичности определенного вида страхов, мы представим результаты проведенного нами социологического опроса.

Три категории респондентов отвечали на вопрос:

«Чего они опасаются больше всего?»

1 категория (14-25 лет)

2 категория (26-45 лет)

3 категория (старше 45 лет)

Таким образом, люди в возрасте до 25 лет, которые рассчитывают на долгую жизнь, хотят реализовать себя в ней, для которых важно общение со сверстниками, так они недалеко ушли от того возраста (либо находятся в нем), где ведущим типом деятельности как раз и является общение, боятся того, что их планы не реализуются (смерть) или они останутся одни (одиночество, потеря близких).

Категория от 26 до 45 лет меняет приоритеты страха. Для этой категории важно не потерять имущество, так как сами люди его создали, вложили силы, у них есть дети и их благосостояние тоже в этом имуществе. Здесь так же велик страх потери близких, так как в этом возрасте люди чаще всего теряют родителей.

Респонденты старше 45 лет еще больше дорожат имуществом и начинают опасаться болезней, так как с возрастом, естественно, эта проблема обостряется.

В своих страхах мы, россияне не одиноки, причем мы более похожи на представителей США, Канады и стран Европы, где страх за потерю имущества превалирует над страхом потери жизни. И менее похожи на представителей Азии и Африки, где все наоборот. Подобное отношение может быть связано с тем, что изначально являлось в этих регионах большей ценностью – сам человек, его душа или земные блага.

Страна% страхования имущества от общих сборов% личного страхования от общих сборов
Канада и США48,632
Европа33,528,8
Африка0,91,2
Азия14,336

Поскольку личное страхование имеет составляющие (о чем будет упомянуто ниже), то в приведенной цифре по Европе все же превалирует страхование жизни: в Великобритании -67,3%, во Франции – 64%; а вот жителей Германии больше волнуют несчастные случаи, связанные с потерей имущества – 45,2%, чем смерть – 37%.

Если есть страхи, то появляются люди, которые готовы избавить нас от них, не бескорыстно конечно.

Мы проанализировали деятельность субъектов, которые наиболее явно манипулируют человеческими страхами с целью извлечения прибыли. Это секты, рекламные и страховые компании.

Обратимся к деятельности сект

Любая секта – это организация, руководство которой хочет получить неограниченную власть, влияние и деньги. Маски тут самые разные – философские, религиозные, психологическиеСекты аппелируют к очень внятным и ясным психологическим потребностям: не быть одному, найти собеседников, обрести полное понимание в обществе, счастье, подготовиться к загробной жизни, избежать «страшного суда»Человек – существо общественное. И для него, используемый страх одиночества – один из важнейших. О распространенности одиночества среди людей говорят следующие данные: не более 1-2% опрошенных утверждают, что никогда в жизни не испытывали одиночества, в то время как до 30% говорят, что испытывали такое чувство хотя бы раз в жизни. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимых для него, когда он испытывает острый дефицит удовлетворения потребности в общении. Установлено, что одиночество зависит от того, как человек к себе относится, то есть от его самооценки. У многих людей чувство одиночества связано с явно заниженной самооценкой. Порождаемое ею чувство одиночества нередко приводи к появлению у человека ощущения неприспособленности и никчемности.

Это выражают такие суждения как «Мне хотелось бы иметь больше друзей», «Никто по-настоящему меня не понимает» и т. п. Тут-то и возникают те, кто берет на себя ваши страхи. Но поскольку за все надо платить и за общение тоже, человек попадает в зависимость к своим «доброжелателям».

Вся деятельность секты направлена на то, чтобы человек перестал думать. Тогда им можно манипулировать как угодно: заставлять бесплатно и круглосуточно работать, лгать и обкрадывать других. Вовлекая в секту, так называемые Учителя, сектанты манипулируют страхами, например, незнания о загробной жизни. А чтобы держать в ней опять-таки прибегают к психологическому давлению: сектантами управляет уже страх перед Учителем. Попадая в секту, люди теряют здоровье, собственность, деньги и главное – способность самостоятельно жить в обществе. Секта – это экономически выгодный «насос» для откачивания денег. Под маркой отказа от «мирских соблазнов» человек несет туда сначала свои деньги, потом деньги родственников, друзейУ него заберут машину, квартиру и т. д.

Любая секта использует специальные методы контроля сознания:

-внушение абсолютно негативной оценки прошлой жизни;

-групповое давление;

-ведение ограничений в питании и сне, что наносит вред здоровью;

-внушение недоверия к рациональному мышлению;

-внушение чувства вины и фобии выхода их секты.

Результатом воздействия таких методов становится подавление личности члена секты и замещение ее манипулируемой квазиличностью. Первый закон вербовки в секту – не лови рыбу на клубнику, которую любишь ты, лови на червяка, которого любит рыба. А рыба для сектанта – это ты! Вот почему он не станет рассказывать тебе о своих проблемах. Он внимательно выслушает твои. И не важно где вы встретились – на улице, дома, в транспорте. Втянет в разговор, посоветует. И ты уже не один, появилась надежда на обретение друзей (если ты боялся одиночества), понять смысл жизни (если она была бесцельной) и т. д.

Государство борется с сектами не на стадии возникновения, а на стадии нанесения ими вреда, что нередко доказать чрезвычайно трудно. И потому люди продолжают нести туда деньги, работать на благо фирм, которыми обрастают секты и на благосостояние лидеров секты.

Таким образом, в деятельности сект присутствуют:

-основа давления – страх одиночества, смерти, безвестности;

-методы – давление через агентов, то есть непосредственный контакт;

- результат – потеря самостоятельности личности, имущества, денег.

Воздействие рекламы так же небезынтересно

Она откровенно манипулирует нашим сознанием, в том числе и на основе страхов. Причем результат нашего социологического опроса, очевидно, совпадает с результатом изучения потенциального рынка сбыта специалистами рекламных компаний, так как мы видим первичность страха старости, источников болезни, потери общепринятых норм внешности (как часть социального статуса).

Издавна фобией людей была смерть, ее неизвестность. Людей пугала старость, и они сознательно пытались найти методы продления жизни, омоложения организма (даже в сказках встречается «молодильное яблочко», эликсир молодости).

Большое распространение это получило и сейчас. Каждый день можно видеть рекламу клиник красоты, «чудо-таблеток», кремов для омоложения и т. д. Манипулируя таким страхом, рекламные агентства и сами компании-производители наживаются на клиентах.

Заботятся люди и о красоте своей внешности. «Лишние упражнения , изнуряющие диетыЗачем? Комплекс похудения» – уже не новая реклама на сегодняшний день. Шорты-утяжки, тренажеры «баттерфляй», пояса и многое другое пользуется огромной популярностью.

Боятся люди и насекомых. Например, видя рекламу «Raid», постоянно ужасаешься множеству ползающих по дому тараканов, и естественно, не желая допустить у себя подобного, бежишь в магазин за этим чудо-балончиком. Всем нам неприятны страшные создания, мерзкие чудовища из рекламы шампуня «Sunsilk», которые ползают по волосам и вызывают желание сразу же помыть голову, естественно шампунем «Sunsilk», потому, что реклама утверждает, что именно от него погибают эти создания. Хотя мы понимаем, что никаких таких созданий нет, но страх увиденного настаивает на своем.

Большое внимание реклама уделяет лекарственным препаратам, причем нередко не имеющим ничего общего с таковыми. Человек подвержен массе разных заболеваний, он боится их, так как это ведет к потере привлекательности внешности, потере здоровья и смерти, как крайности. Конечно, он стремится обезопасить себя и, веря обещаниям, приобретает данные препараты. Нередко подобная реклама настолько цинична, что говорит о панацее, рождает у смертельно больных людей надежду и заставляет отдавать их последнее в обмен на эти препараты.

Итак, задача рекламы не только создать привлекательный образ продукта, но и преподнести его как средство борьбы с одним из источников наших страхов. Рекламные компании раскрывают «тайны» постиранных вещей, внутреннего состояния сантехники, реакции на нас окружающих. И все они негативны, все чем-то нам угрожают. В результате постоянного упоминания об этом даже человек со сравнительно стойкой психикой, адекватно оценивающий ситуацию, совершит одну из предложенных покупок.

И результатом наших действий по приобретению этих чудо-приборов, таблеток, средств является прибыль производителей. Ведь если бы нас как потребителей не удалось испугать, то и покупок бы не было.

Следовательно, в деятельности рекламных компаний присутствуют:

-основа давления – страх смерти, болезни, несоответствия общепринятым нормам внешности;

- давление через СМИ и агентов – непосредственный контакт;

- результат – потеря денег, уверенности в себе, нереализованные надежды.

Особняком в плане дохода стоит социальная реклама, но и она основывается на страхах. Например, слоган: «Если за рулем в нетрезвом уме – рискуешь остаться в твердой памяти», и тут же на экране возникает изображение надгробного камня. Мы уже знаем, что страх смерти один из ведущих, и здесь он присутствует в виде последствий поведения пьяного водителя.

Деятельность страховых компаний

И, наконец, вопрос, который наиболее специфичен – деятельность страховых компаний.

Здесь нет фраз прикрытия, иносказательности. Человеку заявляют прямо: «Вот чего ты можешь лишиться, переложи этот страх на нас, и мы компенсируем тебе потери».

Выгоден ли страховой бизнес в России? Несомненно. Объясняется это его высокой рентабельностью и быстрой отдачей вложений. Так из всех собранных российскими компаниями платежей, только 35% уходят на выплаты. Остальное остается страховщикам, плюс еще добавляются доходы, полученные за счет того, что часть этих денег успевает полежать на депозитах и поучаствовать в инвестиционных проектах. На Западе в среднем до 70-80% собранных средств уходит на выплаты.

Большинство страховых компаний занимаются так называемым личным страхованием, к которому относится:

1) страхование жизни по случаю смерти; дожития до определенного возраста или срока наступления иного события;

2) пенсионное страхование;

3) страхование от несчастных случаев и бедствий;

4) медицинское страхование.

Эти виды страхования тесно связаны с жизненным циклом человека. В юности и в период активной жизни более востребовано страхование от несчастных случаев, в зрелом возрасте – страхование жизни, как одна из основ дальнейшего благополучия близких, для обеспечения старости – пенсионное страхование. В течение всей жизни – медицинское страхование.

Кроме этих традиционных видов страхования, касающихся самого человека, страховые компании сейчас предлагают и новые, но также основанные на страхах типичных и уже используемых современным обществом. Это – неправомерное увольнение; дискриминация; сексуальное преследование; унижение достоинства; нарушение тайн частной жизни; ограничение служебного роста и продвижения по службе; доведение до стресса и душевных переживаний.

Причем работодатель страхует своего работника от подобных действий со своей стороны. Очевидно, что на подобный шаг работодатель идет, если только очень заинтересован в работнике. Им движет страх потерять его.

Действительно, страх человека перед чем-либо возникает чаще, чем реализуется. На этом и построена деятельность страховых компаний. Недаром они действуют через агентов, ведь нередко если внимание человека не акцентировать на опасности чего-либо, то он и не обратит на это внимание и не принесет доход фирме-страховщику.

Приведем данные фирмы «Наста» (Чувашия) по вероятности наступления страховых случаев по автострахованию:

- по дорожно-транспортным происшествиям 10:1

- при краже автомобилей 20:1

- по нанесению вреда здоровью 50:1

Это ли не доказательство нашего утверждения по поводу манипуляции страхом с целью извлечения прибыли. Понимает это и государство, обязывая платить больше налогов предпринимателей, занимающихся страховым бизнесом: во Франции – 33%(налог на прибыль), в Великобритании – 31%, в России – 24%.

Следовательно, в деятельности страховых компаний присутствуют:

- основа давления – страх смерти, увечий, потери имущества;

- метод – давление через агентов – непосредственный контакт;

- результат – вложение средств в большей части случаев без возврата.

Наличие таких организаций как страховые и рекламные компании, в современном обществе, конечно же, необходимо для эффективного развития экономики и компенсации ущерба, но нашей задачей было не отразить всем известные положительные стороны их функционирования, а обратиться к их методам привлечения к себе внимания.

Мы рассмотрели современную нам ситуацию. Но подобные действия по извлечению прибыли как следствия использования страхов не новы. На протяжении существования человечества мы видели ряд подобных примеров: принесение даров языческим богам, которыми пользовались служители культа, обращение к целителям, которые подчас таковыми не являются, «охота на ведьм» - уничтожение кому-либо неугодных людей под видом общественного блага. Человечество развивается, а страхи остаются. И манипулирование ими становится все более изощренным.

Итак, выводы, к которым мы пришли в ходе написания статьи:

1) человек, испытывающий страх подвержен большей степени внушаемости, его легче убедить, склонить к иной точке зрения;

2) разнообразие страхов ведет к разнообразию сфер использования их в интересах воздействующего субъекта;

3) страховые и рекламные компании, секты используют для достижения своих целей социальное (сравнение с идеальным поведением в обществе, общепринятым нормам внешности, уровень социального статуса, забота о родителях и детях) и психологическое (чувство ответственности, вины, отсутствие достижимых целей, пессимизм, безвестность) давление на человека;

4) все проанализированные нами субъекты действуют, в том числе и через агентов, поскольку личный контакт с человеком быстрее приводит к готовому результату – убедить, что его страх переложен на кого-то или что-то другое;

5) по знаку влияния (плюс или минус) на человека объекты исследования можно разделить:

Страховые компании Рекламные компании Секты

+ положительное восприятие человеком и - негативное воздействие на его окружением при осознании результата человека и его окружение

+ получение информации о - воздействие через продукте; соц. реклама внушение, нагнетание страха

6) Страховые и рекламные компании, секты – это коммерческие предприятия, которые активно используют психологическое и социальное давление на человека, рождают и культивируют в нем страхи. Итоговая цель подобных действий – деньги человека, на которого оказывается воздействие.

Таким образом, различные виды страхов человека действительно являются объектами манипуляции и извлечения прибыли.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)