Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Социально культурное, духовное наследие русского художника

В контексте истории России XX века

Летом 2008 года в г. Хвалынске, одном из районных городов Саратовской области, на родине выдающегося русского, советского художника, основоположника русского символизма, представителя «Саратовской школы» живописи Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина проходили торжества по поводу 130-летия со дня его рождения.

С 8 по 10 августа 2008 года в г. Хвалынске состоялась научная конференция, посвященная творческому наследию всемирно известного художника, писателя, педагога, мыслителя ХХ века.

В эти дни, во время летнего отдыха, мне довелось быть в г. Хвалынске. Меня заинтересовала информация о конференции в газете «Хвалынская жизнь». Захотелось больше узнать о художнике, чей творческий путь начался на рубеже ХIХ – начала ХХ веков, кому известность пришла на художественных выставках «Серебряного века», а зрелость творчества в изобразительном искусстве, преподавательская работа, литературная деятельность принесла славу в советское время, в 20-е – 30-е годы ХХ века.

Я побывал в музее «Картинной галерее имени К. С. Петрова-Водкина», где были выставлены работы художника, продавались книги о его жизни, творчестве, буклеты о г. Хвалынске, в которых рассказывалось о художнике и о самом художественно-мемориальном музее. В г. Хвалынске я также посетил дом, приобретенный художником для родителей в 1905 году, где в 1995 г. был открыт музей.

Вернувшись в Саратов, я решил изучить биографию художника, его живописное и литературное наследие, познакомиться с книгами о художнике, художественными альбомами, буклетами Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева. В ноябре 2008 года в Саратове в Художественном музее открылась выставка работ К. С. Петрова-Водкина из собрания трех крупнейших музеев России. На выставке демонстрировались работы К. С. Петрова-Водкина из Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева. На выставке мне понравились две работы художника из собрания Русского музея: «Фантазия», 1925 год; «Смерть комиссара», 1928 год.

Особое место в изучении письменных источников уделить письмам, статьям, выступлениям, документам, литературному наследию (автобиографическая повесть «Хлыновск»), автором которых является К. С. Петров-Водкин;

Изучить свидетельства художественной критики 1900-1930-х годов, рассматривающей творческое наследие К. С. Петрова-Водкина;

Попытаться обобщить имеющиеся сведения для осмысления масштабности личности художника в истории России ХХ века.

В тексте работы приводятся цитаты из произведений, написанных К. С. Петровым – Водкиным с сохранением стиля автора.

В работе также использована исследовательская, публицистическая, справочная литература, художественные альбомы, путеводители, буклеты как центральных, так и местных изданий.

Работа состоит из Введения; Основной части, в которой проводится исследование письменных источников с использованием сопоставительного анализа сведений и фактов, приведенных в источниках, публикациях в исследовательской литературе и других изданиях; Заключения; Списка использованной литературы; Мультимедийного приложения.

Духовное наследие русского художника

Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина

В контексте истории России ХХ вв.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 5 ноября (по новому стилю) 1878 года в г. Хвалынске в семье сапожника, так пишут его биографы. Сам же К. С. Петров-Водкин в апреле 1938 года, выступая на творческом самоотчете, заметил: « Несколько слов о моей семье: отец происходил из коренных горожан – мещан, а мать – мещанка, недавно перешедшая в это сословие, недавно оторванная таким образом от земли. Это имело для меня большое значение – все встречи и знакомства с жизнью крестьян, с жизнью мужичьей шли по линии матери. Благодаря такому происхождению моей матери, я сталкивался и с народной поэзией и народным творчеством. Что толкнуло меня с детских лет в область занятий искусством? Я думаю, что в конце концов это было полународное, полукустарное творчество иконописцев».

В автобиографической повести «Хлыновск», написанной К. С. Петровым-Водкиным в Крыму осенью 1929 года, где художник находился на лечении, читаем: «Мои родные по линии матери были крепостные Тульской губернии. Дядья моей бабушки Федосьи Антоновны работали в оброк на ткацкой фабрике в Москве ».

На Волге предки Кузьмы Сергеевича будущие его дедушка и бабушка оказались в результате крупного денежного проигрыша в карточной игре одного тульского помещика. До 1861 года, отмены крепостного права, помещики могли проиграть, продать, обменять как товар своих крепостных крестьян. Это и случилось с молодой семьей крепостных: «В поместье Тульской губернии человек, владевший моими предками, вероятно, не предполагал, садясь за карточный стол, что его игра отразится на моей судьбе, - сыграл неудачно. В результате проигрыша полдеревни мужиков и баб с детьми оказались перешедшими во владение счастливого партнера по картам, поместье которого было на Волге».

После отмены крепостного права дед К. С. Петрова-Водкина Пантелей Трофимыч перевез семью в г. Хвалынск. Он был хорошим мастеровым, плотничал. «Сколотил он своими руками домишко над Волгой, к нему пристроил келейку, соединявшуюся крышей с передней избой. В этой келейке и рожусь я в свое время», - пишет К. С. Петров-Водкин.

Родные отца, по воспоминаниям бабушки со стороны отца, осели в г. Хвалынске еще в разбойные времена. Кузьма Сергеевич пишет о том, что от бабушки он не слышал воспоминаний о деревне: « ни о каком бы то ни было переселении их сюда. Устные же легенды и место, где они жили, соединяющее конец осевших на выселках крестьян с концами городского мещанства, и их основная профессия – все это довольно точно устанавливает происхождение отцовской линии».

По семейному преданию мужская линия Петровых-Водкиных в г. Хвалынске начинается в разбойные времена и идет от «девки Чернявки», которую привез разбойник на одну из старых окраин г. Хвалынска-Вольновку. Молодую жену разбойник поселил в срубе (избе), наказал любить и жаловать, сам вновь ушел в разбойничью шайку, «вернуться скоро не обещался».

Вскоре Чернявка родила дочь Ефросинью, «. а разбойник так больше и не явился ». Чернявка, как повествует семейное предание, чтобы выжить и вырастить дочь стала гнать водку и продавать свой товар « водка пошла с Вольновки такая, что после нее царской и в рот было не взять».

Чернявка вырастила Ефросинью, замуж отдала, «Ефросинья и стала матерью моего прадеда Петра» - пишет К. С. Петров-Водкин.

Биографы указывают: «Отец К. С. Петрова-Водкина коренной житель Хвалынска, был сапожником, временами – грузчиком на Волге. Двойную фамилию унаследовал от Федора Петровича Петрова-Водкина, своего отца. Дед Сергея Федоровича, прадед Кузьмы Сергеевича, Петр (его отчество не известно) был прозван Водкиным. Это прозвище и закрепилось за потомками Петра ».

Прадед Кузьмы Сергеевича, Петр был сыном Ефросиньи и имел прозвище – Водкин. От Петра прозвище закрепилось за потомками. По имени родоначальника Петра семья звалась фамилией Петровы, к фамилии добавлялось прозвище Водкины. В ХIХ веке потомков Петра в г. Хвалынске звали Водкины-Петровы или Петровы-Водкины.

Первые младенческие впечатления Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина связаны с родителями, с матерью Анной Пантелеевной и отцом Сергеем Федоровичем. «- Кто же, это ты, у которой молочно теплое и возле тебя тепло А у тебя борода щекочет и веселит меня, и ты ничего, приятный С вами не страшно».

Второе младенческое впечатление – «Отца взяли в солдаты». Анна Пантелеевна осталась « без работника. Надо было кормить себя и ребенка»[18]. Семье зажиточных хвалынцев нужна была няня « дядя Ваня, служивший уже у них, и посоветовал сестре взять это место, тем более ребенок собственный отлично мог остаться у бабушки».

В своей автобиографической повести «Хлыновск» К. С. Петров-Водкин пишет: «От этих дней у меня сохранилась памятка. Первое ощущение социальной несправедливости.

Наружная лестница, ведущая в чужой дом. Я возле бабушки сижу на ступеньках. Мать рядом с нами. У нее на руках ребенок.

Неловко, чего-то стыдно. Мать моя как бы не моя близкая – говорит со мной, улыбается, но как бы стеной отгорожена от меня моя мать. Тереблю бабушку, чтоб идти домой Мать целует меня, а чужой ребенок хватает ее щеки ».

Военную службу Сергей Федорович проходил в Санкт-Петербурге, солдатом Новочеркасского Его Величества полка. «Отец писал домой, то есть, вернее, для него писали за его неграмотность

Наконец одно из писем, видать, написанное уже самим писарем – такие в нем завитки и росчерки, в особенности в конце под словами: «Солдат Новочеркасского Его Величества полка, первой роты, второго отделения Сергей Водкин». Так в этом письме было изложено:

А приехать бы Вам, дрожайшая наша супруга Анна Пантелеймоновна, с ребенком в город Санкт-Петербург и не скучать бы нам совместно Пропитание здесь имеется - К письму была приложена бумажка казенная, о которой сказано росчерком писаря: «Солдатской семье, заместо побывки может действовать».

Биограф К. С. Петрова-Водкина, описывая поездку трехлетнего мальчика в Санкт-Петербург отмечает его впечатления о городе, оставшиеся в памяти и затем записанные в автобиографической повести «Хлыновск»: «Ввела меня мать в огромный дом – может быть, это был Исаакиевский собор, - и меня странно поразило ощущение масштабности, соотношение меня маленького с огромностью кубатуры здания. Трудно представить сущность этого пространственного ощущения, но оно не повторялось потом в жизни, и я знаю, что я его искал потом, оно меня толкало всю жизнь на поиски соотношений форм, могущих воспроизвести такое ощущение планетарного порядка».

Несмотря на бедность, молодая семья Петровых-Водкиных была дружной, надежной и крепкой. Эта надежность и крепость семейных устоев передалась и маленькому Кузьме, воспитала в нем ищущего, пытливого человека, художника, видящего мир в широком пространстве природы, Волги.

Будучи уже зрелым, маститым художником, во время своего выступления на вечере, посвященном его творчеству Кузьма Сергеевич вспоминал: «Родился я на Волге. Рождение на Волге уже указывает на что-то. Прежде всего, это сразу, с детства устанавливает человеческий глаз на природные красоты, на красоты широкого водного пространства, холмов Это заражение пейзажами Волги играет свою роль

Мне психологически трудно решить, почему я стал живописцем – у меня не было ни какого живописного таланта. Я скорее царапал мелкие стихотворения, а если рисовал, то больше копировал Это продолжалось до того, как я столкнулся с красками Это привело и направило мою мысль в сторону желания изображать лет приблизительно с 12-ти ».

В 12 лет, в 1890 году Кузьма Петров-Водкин поступает в городское училище. В училище у него появляется много друзей из интеллигентных семей г. Хвалынска. У подростка проявляется желание вырваться из нищеты, убогости жизни, подняться над уровнем своей среды.

После окончания городского училища Кузьма Петров-Водкин в 1893 году поступает в Классы живописи и рисования художника Ф. Е. Бурова в Самаре. Это время быстрого взросления Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, время превращения впечатлительного подростка в юношу, ищущего свое место в жизни.

Летом 1895 года, после смерти Ф. Е. Бурова Кузьма Сергеевич Петров-Водкин решил продолжить свое образование в области живописи. Он обращается за помощью к богатой жительнице Санкт-Петербурга, уроженке г. Хвалынска Ю. И. Казариной и известному столичному архитектору, строившему особняки богатым хвалынским купцам – хлеботорговцам Р. Ф. Мельцеру. С их помощью Кузьма Сергеевич поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге. Денежная поддержка Ю. И. Казариной и заказы архитектора Р. Ф. Мельцера позволили Кузьме Сергеевичу жить и учиться в Санкт-Петербурге, а с 1897 года, после успешной сдачи экзаменов в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учиться в Москве. Учебу в МУШВЗ К. С. Петров-Водкин совмещал с выполнением оформительских заказов.

Путь к вершинам искусства, признанию и славе был труден и связан с постоянным стремлением к совершенству профессиональных навыков. В конце 1890-х годов – начале 1900-х Кузьма Сергеевич Петров-Водкин испытывает влияние в живописи основоположников русского символизма художников М. А. Врубеля и земляка – саратовца художника В. Э. Борисова-Мусатова. С В. Э. Борисовым-Мусатовым возникает творческая и товарищеская дружба. В. Э. Борисов-Мусатов в эти годы, посещал г. Хвалынск, где каждое лето на каникулах, до 1904 года бывал Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

В 1900 году на выставке «Золотое Руно», организованной кругом символистов впервые художественной критикой было отмечено творчество К. С. Петрова-Водкина: «Чем объяснить успех Петрова-Водкина Передовая критика подчеркивала два важнейших качества искусства Петрова-Водкина: великолепное мастерство рисовальщика и тягу к монументальной стенописи. Эти качества, редкие на тогдашних выставках, наряду со стремлением выражать свои творческие замыслы, прежде всего в композиционных картинах, тронутых сильным налетом символизма, надолго привлекли к Петрову-Водкину пристальное внимание, как доброжелательной, так и враждебной критики».

В 1901 году К. С. Петров-Водкин получает краткие, но весьма важные для выработки его творческого метода уроки в художественной школе А. Ашбе в Мюнхене, где он впервые познакомился с немецкими символистами и французскими импрессионистами.

К. С. Петров-Водкин получает выгодный заказ на оформление майоликовым панно «Богоматерь с младенцем» на фасаде Ортопедической клиники Р. Р. Вредена в Санкт-Петербурге и дает частные уроки рисования. Получив, в 1905 году солидный гонорар за майоликовое панно на Ортопедической клинике Р. Р. Вредена в Санкт-Петербурге К. С. Петров-Водкин отсылает деньги в г. Хвалынск матери Анне Пантелеевне на покупку дома.

Осенью 1905 года К. С. Петров-Водкин совершает поездку в Италию для знакомства с наследием мастеров Возрождения. В 1906-1908 годах живет во Франции, обучаясь в художественных школах Парижа. Осенью 1906 года К. С. Петров-Водкин женится во Франции гражданским браком на француженке сербского происхождения Марии Йованович, ставшей его любовью и другом на всю жизнь. Венчание молодой семьи состоялось через четыре года в г. Хвалынске в Крестовоздвиженской церкви.

К. С. Петров-Водкин – одна из самых ярких фигур в русском изобразительном искусстве первых десятилетий ХХ века. Его творчество носит объединяющий характер. Художник сумел объединить воедино авангард и традиции, иконопись и плакат.

В 1936 году в разгар антирелигиозной, атеистической борьбы с православной религией К. С. Петров-Водкин, выступая на творческой встрече произносит: «У меня были встречи, которые сыграли роль во всем моем дальнейшем развороте. Это была, прежде всего, встреча с иконописцами. С самых ранних лет это заставило меня заинтересоваться вопросами красок вообще. ». Художник не опасается произносить публично эти слова, в которых он обозначил истоки своего творчества и гражданскую позицию в период атеистической пропаганды.

Становление творческой манеры К. С. Петрова-Водкина, масштабность и смысловая наполненность его картин проявляется в 1910-е годы ХХ века. Главное внимание в творчестве художника в этот период уделяется выделению первооснов живописи: «цвету и форме, лучезарность цвета проявляется в чистоте открытой цветовой гаммы. Это позволяет добиться сильного художественного эффекта. В 1912 году художник создает свою знаменитую картину, которую по праву считают шедевром мировой живописи.

«Купание красного коня» - это картина известна широкому кругу не только ценителей русского искусства, но и тем, кто вообще не интересуется живописью. Мощная выразительность сочетается в ней с глубокой символикой, идущей от иконописных изображений Георгия Победоносца.

«Центром картины стал пылающий, огнеподобный конь, вызывающий в памяти образы Георгия Победоносца на многих древнерусских иконах. В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии». В образах картины «Купание красного коня» на выставке «Мир искусства» устроители увидели символ грядущих перемен в жизни России и поместили картину над входом на выставку.

Октябрьскую революцию К. С. Петров-Водкин принял одним из первых в художественной среде Петрограда. Художник сразу включился в решение задач, поставленных перед мастерами искусств после октября 1917 года. К. С. Петров-Водкин решил через преподавательскую деятельность заняться воспитанием художников новой формации. В 1918 году К. С. Петров-Водкин стал профессором живописи Высшего художественного училища, только что созданного после роспуска Академии художеств.

Осенью 1918 года училище было преобразовано в Петроградские свободные художественные мастерские, где К. С. Петров-Водкин стал одним из руководителей, активно участвовал в разработке новой системы воспитания молодых художников.

Изменения в изобразительном искусстве 1920-1930-х годов были не только результатом и следствием государственной политики, но и подчинялись собственным внутренним закономерностям, поэтому выдвижение на первый план художественной жизни России такого масштабного художника как Кузьма Сергеевич Петров-Водкин становится закономерным и логичным.

15 февраля 1939 года Кузьма Сергеевич Петров-Водкин скончался в г. Ленинграде от тяжелой болезни легких. Художник похоронен на Волковом кладбище г. Ленинграда, ныне Санкт-Петербурге.

В 2009 году исполняется 70 лет со дня смерти художника.

Творческий путь К. С. Петрова-Водкина был нелегок, выходец из народной среды должен был своим упорством и целеустремленностью преодолеть отношение к своей профессии как «пустой забаве», «ничегонеделанью». Путь К. С. Петрова-Водкина был труден, в связи с тем, что в годы учения ему пришлось зависеть от покровительства богатых хвалынских купцов, у которых в прислугах жила его мать Анна Пантелеевна. Сознание этого доставляло К. С. Петрову-Водкину много тяжелых, унизительных переживаний, воспитывая в нем в то же время стремление к самостоятельности, свободе, независимости, желанию «своим трудом» зарабатывать на жизнь.

Нужно было восполнить недостаток образования и общей культуры, разобраться в сложных условиях столичной жизни, приобщиться к высотам мирового и русского искусства, понять сложность общественно-политической обстановки, сложившейся в России в пери од трех революций, современником которых стал Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)