Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Современное детское чтение в зеркале нашей школы

Детское чтение сейчас одна из наиболее острых проблем. Педагоги, библиотекари, воспитатели и широкая общественность во всех развитых странах в 80-е гг. интенсивно обсуждали проблемы так называемого «кризиса чтения», и особенно - чтения детей и юношества. В этот период были отмечены общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению на досуге, значительные различия в чтении мальчиков и девочек, юношей и девушек. В 90-е гг. и в начале 21 века развитие этих процессов продолжается во многих странах. Эта проблема не обошла и Россию. Число «активных читателей» сократилось с 49,5% до 30% (данные на 1998 г. ) и с 30% до 23% (данные 2005 года). В качестве примера приведём данные, взятые нами из СМИ.

В Петербурге на IV месте Российского книжного союза 13. 07. 2005 г. были озвучены следующие цифры:

52% россиян - вовсе не покупают книг

37% россиян – вовсе не читают книг. 1 декабря 2006 г. в Москве в Центральном доме журналистов, под эгидой комитета по телекоммуникациям и СМИ, состоялся круглый стол на тему «Проблема детского чтения в России и Москве: прошлое, настоящее и будущее». Нас заинтересовали следующие цифры:

- по исследованиям «Левада - Центра» 37% жителей Москвы не читают книг вообще, а читают только то, что раскладывается по почтовым ящикам – то есть то, чем они могут воспользоваться;

- читают от случая к случаю 40%, постоянно читают 23% опрошенных, 4% имеют домашние библиотеки;.

- исследования показывают, что из тех кто читают 24% увлекаются детективами, 18%- русскими триллерами, 5% - отечественной прозой, 4%- переводной прозой;

- в библиотеки ходит 11% населения, 31% из тех, кто посещают библиотеки, это учащиеся и студенты, 32% никогда не записывались в библиотеки, так как им это не нужно, они могут позволить купить себе необходимые книги.

В то же время некоторые учёные-социологи считают, что идёт смена моделей чтения, хотя не все с этим согласны. Часто и в нашей школе учителя жалуются, что учащиеся мало читают. Так что же на самом деле происходит с детским чтением? Цель своего исследования мы поставили следующую: понять, существует ли проблема детского чтения в нашей школе и каковы её причины? Задачи:

Исследовать o что читают школьники; o сколько времени тратят на чтение; o есть ли различия в чтении мальчиков и девочек (гендерные различия); o какую цель ставят перед собой школьники, начиная читать книгу; o интересно ли чтение для детей.

Для решения этих задач я использовала следующие методы:

- социологический опрос среди всех учащихся школы;

- опрос библиотекарей школьной и сельской библиотек;

- работа с читательскими формулярами.

Анализ проведённой работы

Чтобы понять, существует ли проблема детского чтения у нас в школе, в первую очередь надо проанализировать анкеты учащихся. Мы постарались охватить всех школьников с 1 по 11 классы. В начальной школе ребята отвечали на вопросы упрощённой анкеты (Приложение 2). С 5 по 11 класс в анкетировании участвовало 61 человек. На вопрос «Откуда вы получаете информацию?» ответы были следующие:

От учителей Видео, телевизор, Книги, журналы От родителей От сверстников случайная От библиотекаря компьютер

83,6% 60,7% 57,4% 52,5% 46% 24,6% 16,4%

Вывод не очень утешительный, но как видим, книги и журналы играют всё же одну из важных ролей в получении информации.

На вопрос «Как вы читаете?» только 31,1% ответили, что постоянно берут книги в библиотеке, а домашнюю библиотеку имеют 27,9% школьников. Большинство же (62,3%) читают от случая к случаю. В библиотеку постоянно ходят 45,9%, 47. 5% - редко и только 3,3% не посещают библиотеку.

Обратимся к более конкретным вопросам.

Что читают школьники?

По программе Журналы газеты

1-4 кл. Журналы, Барто, Успенский, Бианки, Носов, Толстой, рассказы, 1-4 кл. Писахов, Барто, Носов, Киплинг, Осеева, Заходер, сказки, хрестоматии, книги о технике, «Гарри Поттер», фантастика. стихи, книги о животных, детские журналы, энциклопедия «Я познаю мир».

5-8 кл. Журналы о технике, фэнтези, детективы, ужастики литература по 5-8 кл. Линдгрен «Рони, дочь разбойника», Дефо, Успенский, Пушкин, истории, ОБЖ и географии. Из писателей чаще всего Пушкин. Гоголь, былины, познавательная литература, журналы, детские детективы.

9-11 кл. Литература по истории, географии, ОБЖ; детективы, триллеры, 9-11кл. Шукшин, Бондарев, Фокина, детективы, Коэльо, литературные фэнтези. статьи.

Как мы видим, менее разнообразны предпочтения у средних и особенно у старших школьников. Это объясняется не только нежеланием читать, но и во многом отсутствием подходящей по возрасту литературы. В. В. Половенская, заведующая сельской библиотекой, рассказала: «Стали меньше читать по сравнению с предыдущими годами. Раньше читали запоем. Многие имеют спутниковые тарелки, смотрят телевизор. Да и населения меньше стало. Но много значит, что теперь библиотека не может выписывать молодёжных журналов, нет книг для старшего школьного возраста, старшим нечего читать».

Неужели у нас кризис чтения?

То, что мы получили в результате социологического исследования, приводит к неутешительным выводам: учащиеся читают мало. Неужели в скором времени школьники будут пользоваться другими источниками информации, а главное, перестанут читать для души? Давайте обратимся к школьной библиотеке. Рассказывает О. И. Викторова, школьный библиотекарь: «Мало читают школьники, начиная с 7 класса. Есть проблема в том, что мало выписываем периодики. В ноябре, когда было поступление новых книг, был большой наплыв читателей». Мы сделали выборку по количеству посетителей в сентябре 2004, 2007 и 2008г. г.

Сентябрь 2004г. 145 читателей Взято 103 книги

Сентябрь 2007г. 182 читателя Взято 128 книг и 37 журналов

Сентябрь 2008г. 150 читателей Взято 125 книг и 11 журналов

Результаты озадачивают: выходит, что школьники не стали читать меньше. Что же изменилось? Уменьшилось количество книг, прочитанных «для души» и увеличилось – по программе и для докладов, рефератов, сообщений по различным предметам.

Среди наших вопросов был и такой: закончите предложение: «Чтение в семье – это» Среди ответов были: трагедия, мука. Но это самый редкий ответ. Чаще всего: общее дело, сплочение, хорошо, занимательное времяпрепровождение, традиция, любимое занятие, любовь к книге, ум, мама.

Мы наблюдаем, что в целом позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется. Так почему же происходит отторжение от чтения в старших классах? Причина, на наш взгляд, кроется прежде всего в высокой учебной нагрузке, сказывается влияние нечитающих друзей, может быть нечитающая семья, «зомбированность» телефильмами.

Чем старше школьник, тем больше «деловое чтение по школьной программе» теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения. Интересен и тот факт, что «деловое» чтение по программе всё больше теснит свободное и познавательное.

Анализируя результаты исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. Читать в целом стали меньше, проблема детского чтения существует.

2. Появилась категория «слабый читатель».

3. Существуют гендерные различия в чтении школьников.

4. Сменилась модель чтения: место досугового чтения часто занимает деловое.

5. В целом, сохраняется положительное отношение к чтению.

6. Старшим школьникам не хватает литературы для интересного чтения.

Как привлечь учащихся к книге? В первую очередь, многое зависит от семьи. Потеряна традиция семейного чтения. По результатам опроса учащихся младших классов, только четверть родителей читают с ними книги. Многое значит реклама, стоит побольше проводить выставок, презентаций книг и других мероприятий. Нужно объединить усилия учителей, родителей, библиотекарей, чтобы личность школьника формировалась при участии

12 качественной литературы, иначе снизится интеллект, культура человека и другие лучшие качества.

Альберт Лиханов считает, что перед угрозой бездуховности, роста деструктивных социальных явлений, таких как наркомания, насилие, суицид, детское бродяжничество - защита чтения, поддержание интереса к нему стали в ряд задач государственной важности.

В 200 году Россия впервые приняла участие в международном исследовании знаний учащихся, проводимом PISA. Наши школьники по навыкам чтения оказались на 28 месте среди 32 индустриально развитых стран. Не пора ли задуматься и принимать какие-то меры на государственном уровне?

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)