Производство  ->  Машиностроение  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Современное разнообразие самолётов

Попытки полета

Российский император Пётр I сказал: «Не мы, а наши правнуки будут летать аки птицы». И такая птица была построена контр-адмиралом Российского флота Александром Федоровичем Можайским. Более тридцати лет своей жизни он посвятил исследованию и изобретению летательных аппаратов тяжелее воздуха. Он изучал полёты птиц, воздушных змеев, работу воздушных винтов. В 1876 году Можайский с успехом продемонстрировал полёты своих моделей. В 1881 году он получил первую в России привилегию, то есть патент, на изобретенный им «воздухолетательный снаряд» (самолет).

Первые авиаконструкторы

В начале 20 века на атлантическом побережье США, в штате Северная Каролина, жили два брата – Орвилл и Уилберт Райты. Они содержали велосипедную мастерскую, в которой в свободное время мастерили планеры собственной разработки. Все планеры братьев – изобретателей имели по два крыла, расположенных одно над другим. Лётчик размещался поверх нижнего крыла. Лёжа на специальном подвижном помосте, он имел возможность перемещать своё тело относительно крыла, отклоняя руль аппарата.

Самолёт братьев Райт

Отважные и неутомимые братья Райт совершили более тысячи успешных полётов на своих планерах. Может быть, в истории воздухоплавания они так и остались бы энтузиастами – планеристами, но в начале 1903 года Райтам пришла в голову мысль оснастить один из планеров мотоциклетным мотором мощностью около 7 лошадиных сил. Мотор, установленный рядом с помостом для лётчика (для этого помост немного пришлось сместить в сторону), с помощью цепной передачи вращал два двухлопастных винта – пропеллера, конструкцию которых братья также разработали сами.

Самолеты – разведчики

Самой первой военной «специальностью» самолета стала разведка. С самых первых месяцев войны самолеты, всех участвовавших в ней стран, начали летать над линией фронта, высматривая систему обороны и скопления войск противника.

Самолёт КОР-1 служил для ведения разведки на море

Локхид У -2, самолёт наших дней, неофициальное название – «Dragon Lady».

Самолеты – истребители

Когда самолёты – истребители прочно “обосновались “ в небе Первой мировой войны, встал вопрос о том, как с ними бороться. Зенитный огонь был неточен и малоэффективен. Идеальным средством против самолёта был другой самолёт – лёгкий, скоростной, хорошо вооруженный. Так появились истребители. Лучшим истребителем Первой мировой войны был обладающий уникальной маневренностью немецкий самолёт «Фоккер Dr. 1».

Fokker Dr 1

Российский истребитель Су – 47 «Беркут» является одним из самых совершенных истребителей в мире.

Самолеты – бомбардировщики

В Первую мировую войну появился еще один тип боевых самолетов. Он должен был разрушать наземные объекты врага – форты, укрепления, заводы, города, а также атаковать корабли и подводные лодки в открытом море. Для этого применялись начинённые взрывчаткой каплевидные снаряды - авиационные бомбы. Самолеты нового типа получили название «бомбардировщики».

Самолёт «Илья Муромец» конструкции И. И. Сикорского был первым в мире тяжелым бомбардировщиком. Самолёты этого типа серийно выпускались с 1913 года и активно участвовали в Первой мировой и Гражданских войнах.

Ту-160, который на Западе называют Blackjack, а наши летчики – «Белый лебедь».

Самолеты – невидимки

Боевой опыт показал, что самолет выживает над вражеской территорией до тех пор, пока его не засекают радары. Избежать радиолокационного обнаружения можно, лишь снизившись до малых высот. Но полет на такой высоте очень опасен – велик риск врезаться в холм или задеть за дерево. Это заставляло конструкторов задуматься, как снизить радиолокационную заметность самолета. Необходимо было максимально «зализать» самолёт, избегая резких изломов во внешних обводах. Но и этого было недостаточно. Конструкторы США в 1970-е годы разработали программу нового самолёта, которая получила название «стелс» - скрытность. В его конструкции не было ни одной криволинейной поверхности.

F-117 Nighthawk

F-35

Пожарная авиация

Борьба с лесными пожарами – сложнейшая задача, связанная с серьёзным риском для жизни. В густом лесу в сухую погоду пожар может распространяться с огромной скоростью, и наземным командам трудно с ними справиться. После Второй мировой войны бомбардировщики и гидропланы были переоборудованы в “водяные бомбардировщики“.

Бе-200 заправляется водой.

Бе-200 в действии.

Сельскохозяйственная авиация

Помогают человеку крылатые машины в различных сельскохозяйственных работах. Еще в 1920-е годы стало ясно, что с насекомыми – вредителями проще всего бороться, распыляя ядохимикаты с самолёта, а, не разбрасывая порошкообразный химикат вручную. Для этого вдоль задней кромки крыла вывешивается трубка с многочисленными дырочками, сквозь которые и разбрызгивается химикат. Одним из первых сельскохозяйственных самолетов стал По – 2.

Его оснащали трубками – опрыскивателями и баком для химикатов, расположенными в задней кабине.

“ Фермер” - сверхлегкий российский самолет, созданный для опыления небольших полей.

Пассажирские авиалайнеры

Когда закончилась Вторая мировая война, в странах – союзниках «без работы» остались многие тысячи прекрасных многомоторных бомбардировщиков. Следуя веяниям времени, их начали переделывать в пассажирские самолеты. Одновременно с этим стала расти дальность полета авиалайнеров, их скорость и уровень комфорта.

Одним из самых надежных и комфортабельных советских авиалайнеров был Ил - 18. Он мог доставить сотню пассажиров на расстояние до 5000 км.

Гордость российской гражданской авиации – пассажирский авиалайнер Ту – 204.

Многие мои сверстники интересуются историей создания и совершенствования различной техники.

Эту тему я выбрал не случайно. Мой дедушка, Нигаматов Фаиз Габдулолвич, лётчик - штурман в отставке. Он летал на транспортных военных самолётах. Совершил более 200 полётов.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)