Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Испытание нравственности в произведении В. М. Шукшина

«Нравственность есть правда»

Нам бы про душу не забыть,

Нам бы немножко добрее быть.

В. М. Шукшин

«Хочешь быть мастером-

Макай перо в правду.

Ничем другим больше не удивишь»

В. М. Шукшин

В 2005 году исполнилось 70 лет со дня рождения В. М. Шукшина. И четверть века прошло со времени смерти замечательного писателя, кинорежиссера, актера. Как писатель Шукшин стал известен с 1958 года. За 16 лет им было опубликовано свыше ста рассказов, два романа, повести, киносценарии, произведения для театра, снято шесть фильмов.

Он занял общепризнано значительное место в российской культуре XX века.

В самом начале своего творчества Шукшин вырабатывает «свой язык», понятный и доступный любому человеку. Он пишет рассказы, главными героями которых являются, Правда, Совесть, Добро и Жалость. Эти герои удивляют обыкновенного читателя и в то же время располагают к себе. Почему удивляют? По-моему, потому, что в наше время, время науки и современных технологий, во время, когда всё покупается и продаётся, Совесть, Добро, Правда, Честь, Достоинство, простая человеческая Жалость стали далёкими, необычными, порой даже недоступными понятиями, что, встречая их в рассказах, читатель, конечно же, поражается искренности, доброте и открытости, с которыми они написаны, поражается их неподдельной душевности.

В одной из своих публицистических статей писатель говорил, что его обвиняли в отсутствии идеального героя, что слишком неотесанны его персонажи, грубы, что его матери было стыдно смотреть людям в глаза из-за обвинений в адрес сына. Но главным для В. М. Шукшина всегда была правда. «Нравственность есть Правда, - утверждает писатель. – Не просто, правда, а – Правда. Ибо мужество, честность, это значит – жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду».

Сама жизнь давала ему «сюжеты» и «характеры». Василий Макарович никогда не искал материалов для творчества специально, он жил, как все мы живём, видел и слышал то же самое, что и мы видим и слышим. Но там, где мы равнодушно скользили глазами – ничего интересного, пожимали плечами – ничего особенного, слушали вполуха – банально, там, именно там автор видел и слышал и интересное, и особенное, и значительное, и умное, и весёлое, и печальное.

Шукшина, как художника, задевали любые жизненные проявления, он не делил увиденное и услышанное на основное и побочное и считал, что всё, что есть в жизни человеческой, заслуживает того, чтобы перейти на страницы рассказов и в кадры фильмов. Поэтому-то, наверное, и нельзя пересказывать его рассказы, и даже длинные выписки не смогут передать всю их суть. Лишь читая произведения целиком, не упуская ни малейшей детали, можно понять, почувствовать и пережить всё вместе с героем и автором.

У В. М. Шукшина есть рассказ «Охота жить». В этом рассказе изображено столкновение двух людей, противоположных во всём - в образе жизни, в отношении к людям, во взглядах на труд, на нравственные ценности.

Автор раскрывает красоту души старого охотника Никитича, всю жизнь проведшего в тайге. «С малых лет он таскался по тайге, промышлял, любил тайгу. Он, прищурившись, оглядывался кругом – знал: он один безраздельный хозяин этого большого белого царства». Ему близок его родной уголок земли – его сторожка, где он испытывает «некое тихое блаженство, радость». Ему здесь «хорошо».

Но вот однажды, ранней весной, спокойствие Никитича было нарушено. В его жизни появился парень, «не охотник, нет, не похож ни лицом, ни одёжкой и выговор у парня был нездешний, «рассейский»».

После первого знакомства парень очень понравился Никитичу: и тем, что «лицо красивое», и тем, что взгляд у него «прямой, смелый». Всё бы ничего, да «стылым» был этот взгляд. Но Никитич не придал этому значения так же, как не придал значения его вопросам: не придёт ли ещё кто-нибудь к Никитичу, один ли он?

Шукшин в своём рассказе очень подробно и детально описывает восприятие старым охотником странного гостя во время его пребывания в сторожке. Для Никитича он просто городской человек, похожий на учителя или геолога. Старику непонятны думы, воспоминания парня, душа которого словно была закрыта для окружающих. Он был немногословен, но самое главное , что он не способен был услышать собеседника, для него как будто бы и не существовало старика. Парень считает, что Никитичу не дано понять его тоски: тоски по воле, по городу. Во всём его поведении проявляется какая-то сила, он чуть ли не командует стариком.

Но вся открытость, доброжелательность лесника исчезает, когда парень сообщает, что сбежал из тюрьмы. Никитич как бы моментально протрезвел. И ему не хочется уже пить с этим человеком. Он пытается образумить гостя – «надо бы досидеть», тот резко его обрывает: «Перестань! У меня своя башка на плечах».

Однажды ночью к избушке лесника подошли какие-то люди. Они явно кого-то искали. Старик выдаёт беглеца за геолога, отставшего от группы, и защищает его перед начальником районной милиции Протокиным. Возможно, что разошлись бы лесник и парень подобру-поздорову, но в последний момент Никитич не выдержал и признался. «А вить ты, парень, чуток не вляпался. Протокин-то этот – начальник милиции. Хорошо не разбудил вчерась, а то бы не отвертеться тебе от него – дошлый чёрт». Парень и выстрелил старику в спину «надёжнее». Писатель этим эпизодом как бы проверяет своих героев на порядочность, на совестливость, на умение на добро отвечать добром. Старый охотник выдерживает это испытание, поэтому его смерть от руки человека, которому он помог, кажется несправедливой.

Шукшин - народный писатель. В его уста народ вложил право говорить о правде жизни. Для Василия Макаровича главное – это боль других. Он ощущает её, принимает к сердцу, как свою собственную: «Даже когда ему было хорошо, он всегда помнил, что где-то кому-то плохо».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)