Hi-Tech  ->  Компьютеры  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Использование компьютера для решения образовательных задач

Актуальность темы проекта

За последние три года потребительский рынок стал более насыщен средствами вычислительной, цифровой, оргтехникой. Многие семьи нашего поселка имеют компьютерную технику, об этом показали социологические исследования [смотреть далее]. Но чаще всего подрастающее поколение использует эту современную технику для развлечения. Я, как будущее нашего общества, решил изучить данную проблему. Выяснить: как же привлечь наших школьников образовываться, развиваться с помощью компьютера; как им повысить интерес к образованию вообще, используя эту современную, умную технику. Одним словом как привлечь учащихся и их родителей использовать свой домашний компьютер в образовательных целях.

Объект исследования

Процесс применения персонального компьютера (в частности домашнего) в образовательных целях.

Проблема

Возникает вопрос: почему этим должны заниматься мы – учащиеся? Во-первых, наш педагогический коллектив не остался в стороне от этой проблемы. Как говорит автор программы по внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс, учитель биологии нашей школы Валентина Юрьевна Кривошей: «Разработана система действий педагогического коллектива, направленных на то, чтобы учащиеся воспринимали компьютер как средство для обучения, самообразования, саморазвития. Будет создан центр информационной поддержки педагогов, как элемент информационной среды образовательного учреждения. Центр будет состоять из коллектива творчески-работающих учителей в данном направлении. Задача его собрать весь необходимый инструментарий, который бы помог учителю в привлечении учащихся и их домашней компьютерной техники к активному познанию мира». Во-вторых, мы считаем, подобные проблемы необходимо решать сообща с родителями, учителями и учащимися. Так как, если эту проблему будут решать только педагоги, но не будет понимание от родителей и желание у учащихся, то получится как в басне «Лебедь, рак и щука».

Проблема заключается в необходимости исследования состояния готовности учащихся нашей школы к активному применению компьютера (в частности домашнего) в образовательных целях.

Цели и задачи проекта

▪ изучение готовности использования персонального компьютера (в частности домашнего) в целях образования учащимися нашей школы;

▪ раскрыть некоторые возможности использования компьютера учащимися нашей школы для решения образовательных задач.

Задачи:

▪ Разработать вопросник для проведения социологического опроса учащихся о наличии домашнего ПК и готовности его использования в целях образования.

▪ Провести социологический опрос.

▪ Провести диагностические исследования готовности его использования в целях образования.

▪ Разработать вопросы для интервью с учащимися и учителями школы, с помощью которого выяснить их видение на использование компьютера в целях образования.

▪ Изучить опыт работы других регионов (при помощи Интернет), мнение посетителей форумов Интернет по теме исследования.

▪ Проанализировать весь собранный и подготовленный материал.

▪ Разработать план действий по использования компьютера (в частности домашнего) учащимися нашей школы в целях образования.

Гипотеза

Учащиеся нашей не используют компьютер в целях образования.

Формы и методы работы над проектом

• Поисковая работа:

▪ Поиск информации в Интернет

▪ Поиск людей, желающих принять участие в проекте и организация переписки средствами Интернет и электронной почты.

• Анкетирование:

▪ Проведение социологического опроса учащихся о наличии домашнего ПК и готовности его использования в целях образования.

• Интервью:

▪ С учащимися и учителями школы, с помощью которого выяснить их видение на использование компьютера в целях образования.

• Изучение информации.

• Анализ

Этапы работы над проектом

Все наши действия были разбиты на этапы. Каждый этап состоял из определенных действий, направленных на решение поставленных задач.

I этап «Подготовительный»

Цель: разработать структуру проекта и наметить план действий по реализации проекта.

Реализация этапа

На данном этапе мы разработали план проведения проекта:

1. Проведение социологического опроса учащихся школы (4-11 классы) о наличии домашнего ПК и готовности его использования в целях образования.

2. Провести диагностические исследования по проведенному опросу.

3. Поиск информации по теме проблемы в сети Интернет, журналах «Информатика и образование».

4. Взять интервью у учителей, учащихся и родителей, с помощью которого выяснить их видение на использование компьютера в целях образования

5. Обработать собранную информацию.

6. Разработать план действий, по использованию компьютера (в частности домашнего) учащимися нашей школы в целях образования.

II этап «Индивидуально - поисковый»

Цель: подобрать необходимый материал, проработать информационную модель проекта.

Реализация этапа

На данном этапе работы над проектом мы занимались поисковой работой: поиск информации в Интернет, журналах «Информатика и образование»; поиск людей, желающих принять участие в проекте и организация переписки средствами Интернет и электронной почты.

Разработали вопросник для проведения социологического опроса учащихся. Подобрали вопросы для проведения интервью с учащимися, учителями и родителями. Подготовили вопросы для того, чтобы задать их в форме (в сети Интернет).

Проводились опросы, интервью, переписка.

Информационная модель проекта:

▪ Электронная таблица с занесенными данными и полученными результатами по итогам социологического опроса.

▪ Диаграммы.

▪ Реферат, выполненный в офисной программе Microsoft Word.

III этап «Подведение промежуточных результатов»

Цель: проанализировать собранный материал, выявить соответствие собранного материала и поставленной гипотезы, подготовиться к изготовлению реферативной части проекта.

Реализация этапа

Этот этап был посвящен анализу собранного и подготовленного материала. Выяснилось, что материал для проекта готов, так как теоретически доказывает выдвинутую нами гипотезу. Но необходимо отметить, что проект не будет завершенным, так как необходимо доказать данную гипотезу на практике. Для этого в этом учебном году времени остается не достаточно.

IV этап «Творческо-изобретательский»

Цель: оформить результаты деятельности.

Реализация этапа

В электронную таблицу занесены данные по проведенному социологическому опросу. С помощью математических формул обработаны представленные данные. Построены диаграммы, с помощью которых наглядно видны возникающие вопросы.

Реферативная часть проекта выполнена в текстовом процессоре Microsoft Word.

V этап «Анализа и коррекции»

Цель: проанализировать полученную реферативную часть проекта, при необходимости исправить недочеты и ошибки, подготовить и оформить отчет, подготовиться к защите.

Реализация этапа

Проводилось собеседование с руководителем проекта, на котором еще раз проанализировали работу, были выполнены уточнения и исправлены недочеты (в основном в формулировках предложений).

Был составлен отчет к защите работы в форме презентации.

Основная часть

Теоретические основы темы «Использование компьютера в решении образовательных задач»

Мы просмотрели работу кандидата педагогических наук, доцента Кафедры спортивных дисциплин Российского государственного профессионально-педагогического университета г. Екатеринбург Гурьева С. В.

«Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей человека». Именно так формулирует Гурьев основную задачу использования компьютерных технологий, это связано с тем, что: «В настоящее время изменяется само понятие обучения: усвоение знаний уступает место умению пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера».

Гурьев считает, что: «Внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых»

В своей работе Гурьев С. В. рассмотрел некоторые идеи использования компьютера в обучении детей других профессоров, одними из них являются С. Пейперт и Ж. Пиаже, которые работали совместно. Теория Ж. Пиаже гласит о том, что ребенок учится в процессе игры с окружающими его предметами, поддержав его мысль, Пейперт вывел свою теорию, в которой он считает: «Если ребенок есть «зодчий собственного интеллекта» (Ж. Пиаже), то под рукой у него должно быть все необходимое для работы, и, прежде всего – «переходные объекты», служащие нам теми метафорами, с помощью которых мы превращаем опыт телесных манипуляций с вещами в понятийные обобщения и абстракции. Но как выяснить, что может послужить для ребенка «переходным объектом»? Прогресс вычислительной техники сделал подобную идею не столь уж фантастичной.

Теперь с этой задачей может справиться компьютер, сущность которого – в его универсальности, способности к имитации. Поскольку он может принимать тысячи ликов и выполнять тысячи функций, он может удовлетворить тысячи вкусов и запросов».

В применении современных информационных технологий в образовательной среде дошкольных учреждений и образовательных школ Россия идет в ногу с наиболее развитыми странами, даже опередив их в самом начале старта на концептуальном уровне. Стартовая концепция, которая опирается на психологическую теорию деятельности, является новой по отношению к тренинговому направлению, принятому во многих образовательных технологиях Запада.

То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.

Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования детей, выявления их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т. е. возможны два вида направления компьютеризации обучения: а) изучение информатики; б) использование компьютера при изучении различных предметов. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда педагоги не получали столь мощного средства обучения.

Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели.

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.

Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Компьютер позволяет существенно изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая занимающихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность занимающимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т. д.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

При реализации информационных технологий следует исключить всякое принуждение и подавление желаний ребенка.

Брыксина Ольга Федоровна заведующая кафедрой "ИКТ в образовании", заместитель по ИТ проректора по УМР, представляющая Самарский государственный педагогический университет, в своей статье «Методические рекомендации по использованию домашних компьютеров в образовательных целях» отмечает следующее: «Активное насыщение потребительского рынка средствами вычислительной техники, увеличение количества персональных компьютеров, используемых в домашних условиях, актуализирует проблему их применения в образовательных целях. Пока же этот процесс носит единичный (зачастую спонтанный, хаотический) характер, основанный, как правило, на личной инициативе учащегося или его родителей. Регламентирующая и направляющая деятельность педагогов, к сожалению, сведена к минимуму, что, естественно, не может отразиться на его результативности.

Основные возможности использования домашних компьютеров в образовательном процессе определяются, прежде всего, спецификой применяемых информационно-коммуникационных технологий, среди которых целесообразно выделить следующие:

• базовые информационные технологии;

• мультимедиа-технологии;

• сетевые технологии.

Можно сделать вывод: применение компьютера в образовательных учреждениях возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Главное помнить – необходимо направлять деятельность ребенка по использованию компьютера, чтобы он не мог попасть в зависимость от этой «умной машины», чтобы ценил и стремился к живому, эмоциональному человеческому общению. Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.

Изучение проблемы на основе исследования

Исследования, проведенные вне школы

Результаты анкетирования, проведенные в США

Помимо рассмотрения выдвинутых идей некоторых профессоров и преподавателей высшей школы мы обратились к анкетированию, проведенному департаментом образования США в 2001/2002гг. Данное анкетирование было рассмотрено в работе кандидата педагогических наук, доцента Кафедры спортивных дисциплин Российского государственного профессионально-педагогического университета г. Екатеринбург Гурьева С. В.

Вот результаты:

Около 90% американских детей в возрасте от 5 до 17 лет используют компьютеры, а 59% из них пользуются Интернетом.

В обоих случаях показатели превышают аналогичные среди взрослых. Возраст же пользователей глобальной сети неуклонно снижается. Среди пятилетних американцев Интернетом пользуется каждый четвертый ребенок, в группе десятилетних – уже 60%, а среди детей, достигших 16 лет и старше, эта цифра составляет почти 80%. Почти каждая школа в США имеет подключение к глобальной сети. В среднем учебные заведения обладают одним компьютером с выходом в Интернет на каждые 5 учеников. Несмотря на это учащиеся предпочитают пользоваться Интернетом дома, что, по мнению авторов исследования, говорит о том, что многие учителя владеют Интернетом еще не настолько хорошо, чтобы использовать его в ходе уроков.

По данным исследования, проведенного в 1998 г. по заказу Intel, домашний персональный компьютер получил повсеместное распространение в Великобритании. Результаты опроса Института Гэллапа, которым были охвачены свыше 1000 респондентов, показали, что персональный компьютер уже давно перестал быть достоянием исключительно академических кругов, исследователей и специалистов, превратившись в привычный атрибут повседневной жизни миллионов людей.

Результаты исследования свидетельствуют о расширении новейших сфер использования компьютера (к примеру, Интернет), повышении роли домашнего компьютера в образовании и воспитании детей, а также огромной популярности компьютерных игр среди представителей всех возрастных категорий.

Вот наиболее любопытные данные, выявленные опросом:

Большинство (90%) респондентов полагают, что компьютер стал столь же повсеместно распространенным предметом быта, как, скажем, телевизор.

По мнению 82% опрошенных, современные дети, по всей вероятности, обладают более обширным багажом знаний, чем предыдущие поколения, именно благодаря тем возможностям в образовании, которые открывает компьютер.

Многие (80% опрошенных) характеризуют компьютерные игры как увлекательные и новаторские, и только 6% считают, что они пропагандируют насилие.

По мнению 53% опрошенных, нежелание научиться пользоваться компьютером свидетельствует об узости кругозора, невежестве, упрямстве, технофобии, тупости.

Среди основных факторов, способствующих росту популярности и распространению домашнего компьютера, чаще всего упоминаются удобство и простота эксплуатации (36%), а также помощь в образовании и воспитании детей (34%).

Лишь небольшая часть респондентов признались, что компьютер был ими куплен исключительно для развлечения, при этом больше половины пользователей обожают компьютерные игры.

Интернет привлекает более шестидесяти процентов пользователей, а для 44% Всемирная паутина уже является одним из основных источников информации.

Эти результаты были представлены на 2001/2002гг. Можно предположить что в настоящее время они значительно выше.

Проведение форума в сети Интернет

Также мы решили провести форум в сети Интернет, в котором был поставлен вопрос: «Как вы думаете, может ли компьютер повлиять на образование и развитие детей?» Нам были даны интересные ответы:

• Мне кажется, что-то, как повлияет компьютер на развитие ребенка, зависит от родителей (в смысле от тех, кто этого ребенка воспитывает). У нормальных родителей компьютер не будет отрицательно влиять на здоровье, и создавать антисоциальных детей.

• Роль компьютера в развитии ребенка может быть как положительной, так и отрицательной. Вообще среди психологов бытует мнение, что лет до 3-4 нежелательно, чтобы ребенок проводил за компьютером значительное время. Не могу точно пересказать почему, но смысл, по-моему, в том, что в этом возрасте закладывается что-то вроде "привычек", от которых позже очень трудно избавиться. Т. е. ребенок, привыкший к изоляции в этом возрасте и дальше будет обходить стороной шумные компании, ребенок, привыкший к общению со сверстниками будет наоборот стремиться в общество и т. п. Аналогично с компьютером.

Были и ответы, в которых компьютер сравнивали с книгой:

• Насчет получения информации – неоднозначный вопрос.

Читать можно все, что написано. А написано много всего разного. Большинство родителей, которым не нравится, например, что ребенок круглые сутки проводит на улице и не учит уроков, и они думают что, если он будет читать книжки, то это очень хорошо. Повторюсь, книжки бывают разные и между тратой времени на какую-нибудь игрушку и тратой времени на чтение какой-нибудь бульварной книжки нет большой разницы. Получение полезной информации – минимально, но зато человек получает удовольствие от такого проведения досуга. В различных играх при желании тоже можно найти пользу. Например, игра в MUD, может способствовать изучению английского, мифологии, истории, да мало ли чего еще. И так далее аналогичным образом. Одним словом, в каждом случае нужно смотреть индивидуально. И если родителям не безразлична судьба своих детей, то они должны разобраться, что есть компьютер и чем занимается их чадо, сидя за ним. Как говорится, все хорошо в меру.

• Книжка, конечно, имеет ограниченный объем, но большое количество книжек имеет очень даже большой объем, и читать при этом можно гораздо больше, чем играть в компьютерные игры. (А некоторые люди любят еще, и перечитывать понравившиеся книжки через какое-то время)

• "Книга - это однозначное потребление информации" - вопрос в том, что это за информация. Моими родителями чтение не любых книжек рассматривалось, как добро. Пользы от большей части компьютерных игрушек, конечно, мало. И родители, на мой взгляд, должны понимать, что делает ребенок за компьютером, и направлять его "на путь истинный". Что касается возможности определения, что ребенок на самом деле делает, то это зависит от родителей. Но, по-моему, это все-таки не так сложно (даже для человека слабо разбирающегося в «компах»).

Переписка с научными работниками

Просмотрев статьи по теме проекта в сети Интернет, журнале «Информатика и образование», мы решили задать некоторые вопросы работникам высшей школы на прямую, т. е. организовать переписку.

Свои вопросы мы задали: Зубрилину Андрею Анатольевичу, кандидату философских наук, доценту кафедры информатики и ВТ, докторанту кафедры методики преподавания математики Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсеева, г. Саранск; Брыскиной Ольге Федоровне, заведующей кафедрой "ИКТ в образовании", заместителю по ИТ проректора по УМР, Самарского государственного педагогического университета; Максимову Василию Васильевичу, кандидат физико-математических наук, директор ЦДО «Ситим», Якутского государственного университета, г. Якутск.

Вопросы:

▪ Как Вы думаете, может ли компьютер повлиять на образование и развитие детей?

▪ Нужно ли приобщать к образованию с помощью компьютера учащихся с начальных классов, или достаточно эту работу начать со старших классов?

▪ Кто должен быть, прежде всего, заинтересован в организации процесса использования компьютера в образовательных целях?

Ответы были получены от Зубрилина Андрея Анатольевича и Максимова Василия Васильевича. Вот, что пишет А. А. Зубрилин: «Как Вы думаете, может ли компьютер повлиять на образование и развитие детей? Сам компьютер повлиять на развитие детей не в силах, как и любое обычное средство (инструмент), будь то средство материальное, или не материальное. Влияние оказывает, в первую очередь, среда, в которой общается ребенок – товарищи, учителя, родители – и из которой он черпает знания о возможностях того или иного инструмента. Все зависит от того, какой подход к компьютеру превалирует у тех, кто окружает ребенка, и кто дает ему знания о возможностях компьютерной техники. Одно дело, когда компьютер используется как средство решения определенных задач без задумывания о последствиях использования, другое дело, когда акцентируется внимание на то, что дозволено при работе с компьютером, а когда возможны определенные проблемы – физические, физиологические, нравственные, умственные, юридические (в этой связи уместно посмотреть статью: Соколов Д. В. , Лавринова А. В. , Давыдова Е. В. Компьютерное пиратство // Информатика и образование. 2005. №1. – С. 55-66; №2. – С. 72-77).

На мой взгляд, к компьютеру, как средству решения задач, нужно подходить с трех сторон – технической, технологической и социальной. Техническая сторона раскрывает строение компьютера и принципы взаимодействия компонентов компьютера. Технологическая направлена на демонстрацию возможностей программного обеспечения компьютера по решению различных задач и формированию соответствующих умений и навыков. Социальная отвечает за духовное формирование школьников и призвана показать "что такое хорошо и что такое плохо" при работе за и с компьютером.

Сейчас же можно наблюдать превалирование технологической стороны, что отражается в популярных названиях типа "Компьютерные технологии". Учеников натаскивают до автоматизма работать с программным обеспечением, формируя у них не общеучебные навыки и умения, а навыки оперирования конкретным программным продуктом.

Вывод: Если учитель технократ, то и ученики у него будут технократами, а если учитель разносторонне подходит к объяснению работы с компьютером, то есть большая вероятность, что учащиеся у такого учителя будут более развиты и их взгляд на мир будет несколько иной, чем у учеников, увлеченных только компьютерами.

Нужно ли приобщать к образованию с помощью компьютера учащихся с начальных классов, или достаточно эту работу начать со старших классов? Во всем необходима разумная середина. Я придерживаюсь подхода о постепенном вводе компьютера в процесс обучения. Нужно не забывать, что в начальной школе курс информатики пропедевтический и ученики должны узнать, в первую очередь, теоретические основы, опираясь на которые они в дальнейшем постигнут и информатику, и компьютерную технику. Уже несколько раз выступал с критикой того, что учителя ратуют за проведение компьютерных уроков в начальной школе и со своими разработками занимают места на различных конкурсах (см. , например, конкурсы в журнале "Информатика и образование"). Ведь санитарно-гигиенические нормы никто не отменял – а в них прописано использование компьютера на уроке не более 10-15 минут. И еще! Какие задачи можно решать на уроках с помощью компьютера в начальной школе – набрать текст, нарисовать рисунок, решить задачу в табличном процессоре? Но у 7-8 летних школьников еще не сформировались навыки ручного письма, они не овладели рисованием карандашом, фломастером, кисточкой, а решать элементарные задачи некоторые не могут и без всякого компьютера из-за отсутствия у них развитого логического мышления! Те, кто насаждают информатику в начальной школе в компьютерном варианте, делают из школьников технократов – людей, способных или готовых решить "все проблемы" с использованием компьютера, не задумываясь над возможными последствиями такого решения.

Некоторые учителя поступают еще интереснее, когда "стимулируют" учеников дополнительным использованием компьютерной техники при быстром выполнении заданий. И тогда информатика вообще сводится к формальному усвоению.

Кто должен быть, прежде всего, заинтересован в организации процесса использования компьютера в образовательных целях? В большинстве школ мы наблюдается кивок в сторону учителя информатики. Сам неоднократно наблюдал такую картину, когда администрация школы наседает на учителей – информатиков по оформлению документации, а остальные учителя "пристают" в оказании им помощи написать программу, оформить презентацию, проверить электронную корреспонденцию. К сожалению, такой подход будет превалировать еще долго, и бороться с этим бесполезно – либо попадешь в изгои, либо придется искать другое место работы. Подход изживется сам собой тогда, когда вырастет новое поколение специалистов, для которых работа с компьютером будет ничем не сложнее управления телевизором пультом дистанционного управления или звонка по мобильному телефону».

Предлагает ответы В. В. Максимова: «Как Вы думаете, может ли компьютер повлиять на образование и развитие детей? Да и очень сильно.

Нужно ли приобщать к образованию с помощью компьютера учащихся с начальных классов, или достаточно эту работу начать со старших классов? Нужно приобщать к образованию с помощью компьютера учащихся с начальных классов. Именно приобщать, а не обучать.

Кто должен быть прежде всего заинтересован в организации процесса использования компьютера в образовательных целях? Руководитель образовательного учреждения. »

Вывод: Ребенка нельзя оставлять наедине с компьютером, то есть пускать на самотек его времяпровождение за ним. Ответственность, в первую очередь должна лечь на родителей. Если все делать в меру и учить ребенка относиться к компьютеру как к необходимому средству для потребления информации, то и игры могут нести положительные моменты в развитии ребенка.

Возможен подход постепенного ввода компьютера в образовательный процесс. Необходимо правильно спланировать деятельность по использованию компьютера для решения образовательных задач, для того чтобы ученик был разносторонне развит, умел познавать окружающий мир с помощью компьютера, но не становился, зависим от него.

В процессе использования компьютера для решения образовательных задач должно участвовать сообщество детей и взрослых (учителей и родителей).

Исследования, проведенные в нашей школе

Интервью с учителями

Вопросы, предложенные на форуме, в переписке и еще несколько вопросов мы задали руководителю нашего проекта и другим преподавателям и ученикам нашей школы.

Вопросы звучали так:

1. Как вы думаете, может ли компьютер повлиять на образование и развитие детей?

2. Как вы относитесь к компьютеру?

3. В каких случаях приходите к его помощи?

4. Как можно образовываться с помощью компьютера?

5. Нужно ли приобщать к образованию с помощью компьютера учащихся с начальных классов, или достаточно эту работу начать со старших классов?

6. Кто должен быть, прежде всего, заинтересован в организации процесса использования компьютера в образовательных целях?

И вот они ответы:

Ответ руководителя нашего проекта, учителя информатики Малясовой Светланы Валентиновны: «Я считаю, что компьютер не только может, но и должен повлиять на развитие и образование ребенка. Вопрос в другом, как его направить на развитие ребенка? Если только использовать компьютер для игр, то, конечно же, развития не будет, только нарушится психика. Но и игра игре рознь. Есть игры развивающего характера, они, бесспорно, развивают ребенка. Но и, на мой взгляд, образовательные возможности компьютера безграничны. Главное – научить ребенка уметь обучаться при помощи его. Каждый ребенок, учащийся должен научиться видеть в компьютере помощника в своей ученической, а затем и профессиональной деятельности.

Образовываться с помощью компьютера наши учащиеся могут по следующим направлениям:

• изучение дополнительного и программного материала по предметам при помощи интерактивных энциклопедий, электронных учебников;

• познание окружающего мира при помощи различных компьютерных программ;

• написание реферативных, творческих и других видов работ по предметам;

• поиск дополнительной, развивающей информации к урокам в сети Интерне;

• участие в дистанционных проектах и конкурсах;

• обучение в дистанционных курсах;

• изучение программ и другое.

К компьютеру я отношусь как к незаменимому помощнику в своей профессиональной деятельности. Учителю информатики нельзя обойтись без него. С помощью компьютера я готовлюсь к урокам, изучаю новые программы, чтобы моим ученикам было интересно на уроках и чтобы они как можно больше знали в информатике и информационных технологиях. Так же с помощью компьютера я самообразовываюсь: участвую в различных дистанционных проектах, конкурсах, курсах; пишу статьи из опыта своей работы в свой профессиональный научно-методический журнал «Информатика и образование»; общаюсь с кандидатом философских наук, доцентом кафедры информатики и ВТ, докторантом кафедры методики преподавания математики Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева Зубрилиным Андреем Анатольевичем. Нашему общению также помог компьютер. Теперь мы сотрудничаем и пишем совместные статьи в журнал. Наконец, с помощью компьютера я общаюсь со своими друзьями, родственниками и выпускниками

Нужно ли приобщать к образованию с помощью компьютера учащихся с начальных классов, или достаточно эту работу начать со старших классов? Этот вопрос вызывает много споров. На мой взгляд, в разумных количествах необходимо. Специфика обучения учащихся начальных классов подвластна специалистам, т. е. учителям и методистам начальной школы, поэтому браться за обсуждение этого вопроса, по меньшей мере, было бы просто не профессионально. Могу сказать только, что если ребенка младшего школьника возраста оставить наедине с компьютером, то есть не направлять его действия, не обучать работе за компьютером, то хорошего от этого будет мало. Ведь если мы его в школе не научим правильно общаться с компьютером, то дома он, как правило, останется наедине с «умной машиной» и общение его сведется только к игре. По моим наблюдениям, часто родители дошкольникам и младшим школьникам позволяют проводить за компьютером очень много времени, не соблюдая при этом никаких санитарно-гигиенических норм. Так лучше пусть школа возьмется за их обучение компьютеру и с компьютером.

На вопрос кто должен быть, прежде всего, заинтересован в организации процесса использования компьютера в образовательных целях, я отвечу так – педагогический коллектив, родители и сами учащиеся».

Ответ социального педагога Шиловой Елены Филипповны: «К компьютеру отношусь очень хорошо; незаменимый помощник в работе, источник информации и т. д. Возможности использования ПК в образовательных целях очень большие, много интересных программ, уроков. Все больше преподавателей видят уже необходимость в использовании этих возможностей в своих целях. А дети, мне кажется, давно это используют у себя дома».

Ответ учителя информатики Фоменковой Елены Владимировны: «К компьютеру отношусь как к лучшему другу и лучшему помощнику. Своего друга беру в помощь постоянно: готовлюсь к урокам, выполняю контрольные, курсовые и т. п. учусь. Иногда играю в свою любимую игру «Покемоны». Я думаю, что урок проходил бы интересней (любой), если бы учащиеся дополнительный, познавательный или занимательный материал готовили самостоятельно. Здесь было бы легче тем ребятам, которые дома имеют компьютеры».

Ответ учителя английского языка Витошкиной Татьяны Владимировны: «Отношусь к компьютеру положительно. Использую компьютер для подготовки к урокам: печатаю текста, упражнения, пишу методические документации и т. д. Расслабляюсь за «Пасьянсом». Имея большую нагрузку, находясь вдалеке от цивилизации (я имею в виду расположение кабинета), я мало что вижу. Возможности ПК в изучении иностранных языков большие, чтобы их использовать, нужно, по меньшей мере, иметь компьютер в кабинете. Многие программы хороши для индивидуальной работы, но компьютер, по моему мнению, не заменит учителя».

Те же вопросы были заданы ученикам 11 классов.

Мнение многих учеников совпали, на наш взгляд это связано с тем, что ученики старших классов более серьезно относятся к учебе и возможностям компьютера в целях образования.

Ученики считают, что образовательные возможности ПК нужно использовать в образовании, так как это облегчит освоение школьных программ и даст возможность изучить более подробно информационные технологии, что будет способствовать повышению уровня образования в целом.

Из проведенного анкетирования можно сделать вывод. Персональный компьютер – универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеучебных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного и развивающего обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. ПК способствует активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживает интерес, повышает мотивацию к учению, способствует пониманию и запоминанию учебного материала. Возможности применения ПК как средства учебной деятельности очень велики:

• изучение дополнительного и программного материала по предметам при помощи интерактивных энциклопедий, электронных учебников;

• познание окружающего мира при помощи различных компьютерных программ;

• написание реферативных, творческих и других видов работ по предметам;

• поиск дополнительной, развивающей информации к урокам в сети Интерне;

• участие в дистанционных проектах и конкурсах;

• обучение в дистанционных курсах и другое.

Заинтересованными в организации процесса использования компьютера в образовательных целях должны быть – педагогический коллектив, родители и сами учащиеся.

Опрос учащихся

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что многие согласны с тем, что компьютер необходимо использовать в образовательных целях, что необходимо привлечь для этого процесса домашние компьютеры учащихся, что взрослые и дети готовы к реализации процесса.

Но возникает вопрос: «Где же проблема?»

Проблема в том, что все ли учащиеся нашей школы готовы к этому процессу – процессу использования компьютера (в частности домашнего) для решения образовательных задач?

Для поиска ответа на этот вопрос мы разработали анкету для проведения социологического опроса учащихся. Вот вопросы этой анкеты:

• Имеешь ли ты домашний компьютер (Да, нет)?

• Сколько времени ты проводишь за компьютером (До 30 минут, от 30 мин до 1 часов, от 2 часов и более. )?

• Как ты его используешь (развлечения (игры, видео, музыка и т. п; используешь с целью обучения (рефераты, конспекты, сообщения, домашнее задание; дополнительное образование (изучение новых программ, информационных технологий))?

• Если не используешь компьютер с образовательной целью, то по какой причине (меня не привлекают к этому учителя; я образовываюсь без помощи компьютера; не хочу)?

• Имеешь ли дополнительные компьютерные устройства (сканер, принтер, модем, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера, проектор)?

• Какие программы ты используешь во время работы на компьютере (текстовый редактор; электронные таблицы; базы данных; графические редакторы; редакторы гипертекстовых страниц; редакторы обработки фото-, видео-, аудио- файлов)?

• Твое отношение к информатике и информационно-коммуникационным технологиям (мне нравится, и я очень увлечен ими; мне нравится, но у меня нет времени заниматься ими; не очень нравиться; я безразличен к ним)?

Эти вопросы, на наш взгляд, помогут создать полную картину, той проблемы, которую мы озвучили для себя и пытаемся ее решить.

Результаты опроса мы занесли в электронную таблицу Excel, с помощью которой получили следующие данные.

Было опрошено 368 учащихся нашей школы (4-11 классы).

Из них 59,51% имеют домашний ПК, и еще 2,45% имеют возможность пользоваться компьютерами своих близких родственников и знакомых

Из тех, кто имеет дома компьютер, распределяют свое время работы за ним следующим образом: до 30 минут в сутки – 31,05%, от 30 минут до 1 часа – 21,92%, более 2 часов – 44,75% и всего лишь 2,28% не общаются с компьютером вообще. Учащиеся 4-6 классов в основном проводят за компьютером до 30 минут в сутки (скорее всего больше времени им не разрешают старшие братья и сестры, или следят родители). Подростки (7-9) – это те, кто в основном входят в те 31,05%, которые тратят время на общение с компьютером более двух часов. И есть такие учащиеся, которые проводят за компьютером до 10 часов в сутки. Это, на наш взгляд, очень серьезная проблема, угрожающая здоровью подрастающего поколения.

На что тратят время учащиеся, т. е. как используют свой компьютер: для развлечения (игры, видео, музыка и т. п. ); с целью обучения (рефераты, конспекты, сообщения, домашнее задание); для дополнительного образования (изучение новых программ, информационных технологий)? Выяснилось, что 58,7% с помощью компьютера развлекаются, 18,48% используют с целью обучения, при подготовке домашнего задания по предметам, 22% - для дополнительного образования.

Из того времени, что учащиеся нашей школы проводят за компьютером, больше всего они развлекаются (в основном играют в игры типа «гонялок», «стрелялок» и т. п. ).

И опять возникают вопросы – не станут ли наши учащиеся зависимы от игры; почему они видят компьютер только как игровой автомат?

Следующим вопросом мы пытались выяснить каковы причины не использования компьютера для решения образовательных задач нашими учащимися. 19% считают, что их не привлекают к этому учителя, 43% образовываются без помощи компьютера, а 38% просто не желают этого делать.

Кроме компьютера 42,93% опрошенных имеют дополнительные устройства к нему: модемы, принтеры, сканеры, цифровые фотокамеры, цифровые видеокамеры и прочие устройства.

Из всех опрошенных 35,33% используют для работы текстовый редактор, 21,2% - редакторы фото, видео, аудио файлов, 19,02% базы данных и далее места распределились: графические редакторы – 13,04; электронные таблицы – 15,49; гипертекстовые редакторы – 7,34%.

Последним вопросом мы выяснили отношение учащихся к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). 55,43% нравятся ИКТ и они увлечены ими, 30,16% уверены в том, что ИКТ им нравятся, но у них нет времени для занятий, 7,07% не очень нравятся и 7,34% безразличны к ним.

Из проведенной диагностики можно сделать вывод. Большая часть учащихся имеет дома компьютер. Но большинство, все-таки, не используют его в целях образования. Причинами в этом они считают – не привлечение их к этому учителями, или просто собственное нежелание (играть куда интереснее). Многие не применяют компьютер в целях образования, потому что считают, что успешно образовываются и без помощи его. Но, наш взгляд, в компьютерный век этого допускать нельзя. Половина опрошенных участников имеют дополнительные устройства к компьютеру и опять же, эта техника редко когда используется для образования. Возникает новый вопрос – для чего все это приобретается, чтобы отдать дань моде?

Учащиеся показали, что они знают какие программы можно использовать для решения образовательных программ. Но на каком уровне они владеют теми или иными программами – этот вопрос можно адресовать учителям информатики. Интерес к текстовому редактору, прежде всего, привязан тем, что по многим предметам учащиеся выполняют творческие задания, сообщения и другие задания. А вот увлечение программами работы с фото, видео и аудио файлами вызывает интерес, потому что в школьном курсе информатики мы не изучаем эти программы. Можно выйти с предложением к нашим учителям информатики по проведению курсов, на которых можно обучить любителей с подобными программами.

Мы считаем, что поставленная нами гипотеза доказана.

Многие учащиеся нашей школы не используют компьютер в целях образования. Но потенциал для решения поставленной проблемы есть – компьютерная техника (домашняя) и желание учащихся. Но одного желания учащихся не хватает, его необходимо правильно направлять в нужное русло. Поэтому остается разработать рекомендации по использования компьютера (в частности домашнего) учащимися в целях образования.

Использование компьютера в школе для решения образовательных задач возможно и необходимо. Оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи, позволяют ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

При активном применение компьютера в образовательном процессе, главное помнить – необходимо направлять деятельность ребенка по использованию компьютера, чтобы он не мог попасть в зависимость от этой «умной машины», чтобы ценил и стремился к живому, эмоциональному человеческому общению. Ответственность, в первую очередь должна лечь на родителей. Необходимо учить ребенка относиться к компьютеру как к необходимому средству для потребления информации. Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.

Необходимо правильно спланировать деятельность по использованию компьютера для решения образовательных задач, для того чтобы ученик был разносторонне развит, умел познавать окружающий мир с помощью компьютера, но не становился, зависим от него.

В процессе использования компьютера для решения образовательных задач должно участвовать сообщество детей и взрослых (учителей и родителей).

Педагогический коллектив нашей школы не остался в стороне от решения поставленной проблемы – разработана и будет запущена программа работы по внедрению в учебно-воспитательный процесс ИКТ.

Наши исследования доказали, что учащиеся готовы помочь педагогическому коллективу в решении поставленной проблемы – имеется в достаточном количестве компьютерная (домашняя) техника, которую необходимо привлекать к образовательному процессу, есть желание учащихся.

Разработаны рекомендации по использованию компьютера (в частности домашнего) учащимися в целях образования.

Родители, в таком случае, не должны остаться в стороне и помочь завершить логическую цепочку педагоги – ученики – родители.

В перспективе необходимо продолжить работу над темой проекта.

Гипотеза следующего исследования

Если раскрыть некоторые возможности использования компьютера для решения образовательных задач, внедрить план по использованию компьютера (в частности домашнего) в целях образования (на примере одного класса), то повысится эффективность образовательного процесса и усилится мотивация к обучению учащихся (этого класса).

План действий учащихся по использованию компьютера (в частности домашнего) в целях образования

Цель: повысить мотивацию учащихся к обучению, через использование компьютера (в частности домашнего) в целях образования.

Данный план действий по использованию компьютера учащимися для решения образовательных задач разработан для одного класса и будет применен на практике также на одном классе. Если повысится мотивация к обучению учащихся и эффективность образовательного процесса, то в дальнейшем возможное внедрение его по школе в целом.

№ п/п Список дел Сроки

1 Создание органа самоуправления класса, основной функцией которого является координация деятельности по Сентябрь использованию компьютера в целях образования.

2 Посещение учащимися элективных курсов по информатике и ИКТ, с целью изучения дополнительных программ, В течение года которые помогут использовать ПК в образовательных целях.

3 Участие в организации и проведении компьютерных уроков по предметам. В течение года

4 Написание реферативных, творческих и других видов работ по предметам В течение года

5 Интернет – уроки (поиск дополнительной, развивающей информации к урокам) В течение года

6 Участие в дистанционных проектах и конкурсах В течение года

7 Обучение в дистанционных курсах В течение года

8 Проведение конкурса творческих работ с использованием компьютера Март

9 Конкурс кроссвордов, созданных с помощью ИКТ Февраль

10 Диагностика «Повышение мотивации учащихся к обучению». Май

Анкета для проведения социологического опроса

1. Имеешь ли ты домашний компьютер?

2. Сколько времени ты проводишь за компьютером?

До 30 минут От 30 мин до 1 часов От 2 часов и более.

3. Как ты его используешь?

Развлечения (игры, видео, музыка и т. п. ). Нужное подчеркнуть.

Используешь с целью обучения (рефераты, конспекты, сообщения, домашнее задание). Нужное подчеркнуть.

Дополнительное образование (изучение новых программ, информационных технологий). Нужное подчеркнуть.

4. Если не используешь компьютер с образовательной целью, то по какой причине?

Меня не привлекают к этому учителя Я образовываюсь без помощи компьютера

Не хочу

5. Имеешь ли дополнительные компьютерные устройства (сканер, принтер, модем, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера, проектор)? Нужное подчеркнуть.

6. Какие программы ты используешь во время работы на компьютере?

Текстовый редактор Электронные таблицы Базы данных Графические редакторы

Редакторы гипертекстовых страниц Редакторы обработки фото-, видео-, аудиофайлов

7. Твое отношение к информатике и информационно-коммуникационным технологиям?

Мне нравится, и я очень увлечен ими Мне нравится, но у меня нет времени заниматься ими

Не очень нравиться Я безразличен к ним

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)