Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Использование песенных материалов на уроках английс кого языка

Изучение английского языка с пом ощью песен способствует развитию навыков коммуникативной речи учащихс я, даёт возможность овладеть звуковой системой англи й ского языка: его фонемным составом, ритмом, интонаци ей. Песни ориентируют учеников на высказывание собственного мнения, сво его отношения к услышанному. Кроме того, они обогащ а ют лексический запас учащихся, оживляют преподавание , развивают чувство прекрасного, вызывая положительные эмоции , служат лучшему усвоению культуры стран изучаемого языка .

Использование песенного материала помогает лучшему усвоени ю языковог о мат е риала. Что касается этапов урока, на которых песенный материал может быть применен, то они различны. В зависимости от методической задачи отдельного этапа песен ный м а териал используется :

- для фонетической зарядки на начальном этапе урока;

- на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки учащихся в упо т реблении лексического и грамматиче ского материала;

- на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений;

- как своего рода релаксация в середине или конце урока, когда учащимся не обх о дима разрядка, снимающая напряжение и восстана вливающая их работоспособность.

Уроки с применением песни обычно проводятся в особой, отличной от обычны х уроков, обстановке. Например, учащиеся могут сесть в круг, такж е можно проводить п о добные уроки в более просторных помещениях, актовых залах. Песни подбираются по тому же принци пу, что и тексты для внеклассного чтения: они должны быть аутентичны, дост упны в информационном и языковом планах, проблемны, актуальны, а также ме л о дичны, но главное, они должны соответствовать воз растным особенностям учеников.

Работа над песней рассматривается как один из самос тоятельных видов учебного процесса. П ение занима ет определенное место в обучении подрастающего поко ления.

По результатам опросов учащихся 9-11 классов лиц ея (всего было опрошено 97 ч е ловек) , т акие темы, как «Музыка» и «Музыкальное творчество », в ызывают огромный и н терес у учеников (98%). Для школьников же, которые испытывают трудности в изучении ан глийского языка (23 человека) , песни предоставляю т возможность воспринимать и п е рерабатывать информ ацию ( при изучении лексическ ого (80%) и грамм атическ ого (75%) материал а ) в доступной и увлекательной форме, тем самым, преодолевая эти сложности.

При отборе содержания национально-культурного компонента из всего многообр а зия лингвострановедческого матери ала выделяется то, что имеет ценность для педагог и че ской деятельности , то, что способно содействовать простому об щению на иностранном языке , а также приобщать учащихся к культ уре страны изучаемого языка.

Принцип отбора песенного материала.

К принципам отбора песе нного материала можно отнести:

1) принцип аутентичности, обеспечи вающий расширение лингвострановед ческого кругозора учащихс я; в соответствии с этим принципом исходным пунктом отбора песе н ного материала служат именно народные песни, коротк ие припевки, рифмовки;

2) принцип воздействия на эмоциональную и мотивационную сфер у личности с учётом возрастных особенностей и интересов учащихся (это по зволяет из большого кол и чества песенного материала выделить композиции с яркой, запоминающейся мелоди ей);

3) принцип методической ценности для формирования и совершенствования реч е вых навыков и умений, который обеспечи вается соответствием песенного материала т е матике устной речи и чтения на данном этапе обучения.

И ноязычное пение на уроке н е должно сводиться к простому разучиванию и и с полне нию песен. Его эффективность резко возрастает, если содержание песни как им-то образом связано с содержанием изучаемого на уроке материала .

3. Последовательность рабо ты над песней.

Работа над песней может быть условно разделена на несколько аспектов:

- Грамматический

- Фонетический

- Технический (способы запоминания содержания песни)

- Лексический

- Социо культурный

Деление очень условно, потому что нет чётких границ между отработкой данных аспектов по отдельности , один плавно пере текает в другой.

Если в классе не практиковалась ранее работа над песней, то воз можно начать её с выяснения мотивации учащихся , их от ношения к пению и музыке. Например : “ Music is a part of our lives. In their free time people often listen to music and sing. And what about you? Do you like listening to music and singing ? Why ?”

Ответы учащихся могут быть самыми разнообразными, поскольку причины дл я прослушивания музыки и пения у каждого свои. Далее учитель может задать вопрос : “Wh ich is more important the music or the lyrics?”

Процесс работы над песней может быть довол ьно длительным – 3-4 урока , хотя на каждом ур оке для этого отводится всего 5-7 минут.

Таким образом, мы можем для наглядности разбить процесс работы над песней на 3-4 эта па.

На примере песни “ Please Mr. Postman ” , которую можно использовать при изуч е нии темы “ My friend ” , разберём цепочку уроков.

Урок 1.

Начинать работу над песней целесообразно с предтекстово го этапа . Необходимо записать на доске название песни, учащиеся дают свои ассоциативные представления. Каждый называе т одно понятие, связанное, по его мнению, с содержа нием песни. Все н а званные слова записываются н а доске. Например : mail , letter , postcard , letter - box.

Далее можно постро ить предположения относительно содержания песни. В менее подготовленном классе вместо составления рассказов можно предложить упражнение с множествен ным выбором , предложив вопрос с несколькими вариантами ответо в на него.

Во время первого прослушивания песни учащиеся проверяют обос нованность св о их предположений относительно содер жания песни.

Далее идёт р абота над фонети кой. Отрабатывается чтение куплетов : звук - сочет а ние звуков – слово – словосочетание. Работая над ф онетикой, необходимо обращать вн и мание на мелодику песни, чередование ударных и безударных слогов. Отработав отдел ь ные трудные места, необходимо добиться максимально чёткого произношения.

За этим следую т повторение за диктором всей песни и её и сполнение под музыку с диктором.

Урок 2.

Работа над грамматической стороной песни.

На доск е или в распечатке предъявляется текст песни. Учащиеся за полняют пр о пуски в тексте , употребляя глаголы в правильной форме :

I a long long time to wait

Since I from that girl of mine to hear

I here waiting Mr. Postman so patiently to stand

For just a card or just a letter

Saying she home to me. to return

Далее, прослушивая песню , учащиеся проверяют п равильность выполнения зад а ния.

Для поддержки грамматически х навыков учителю рекомендуется задать к каждой строчке вопросы: общий, спе циальный, разделительный, альтернативный. Отрабатываю т ся другие грамматические явления: употребление предлогов, сло вообразование (суффи к сы и префиксы), степени сравне ния прилагательных и т. п.

Далее учитель работает с содержа нием песни, задавая несколько вопросов. Для о т вета на них ученики анализируют содержание песни. Все ответы необходимо доказа ть с о ответствующими предложениями из песни.

Послетекстовый этап. Исполн ение песни под музыку с диктором, а затем без него. Развитие устной речи: учащимся предлагается описать место действия песни: горо д, дом, квартиру главного героя. Работа идёт без предварительной подгото вки.

Урок 3.

Повторение слов песни за дикторо м. Исполнение песни вместе с диктором. Зап о минание пе сни.

Существует несколько способов запоминания текста: o « Неполная фраза » (complete the phrase). Уч итель говорит или пишет на доске начало фразы. Учащиеся по памяти заканч ивают её. Жел а тельно перед этим разделить учащихся н а команды. oПри небольшой группе каждый ученик произносит одну и ту же строчку, максимально приближая своё произношение к дикторс к о му. o«Снежный ком» ( snowball ). Каждый последующий ученик повторяет фразу предыдущего и добавляет сво ю. o«Цепь» ( chain ). Каждый у ченик говорит одну строчку куплета, и так по очереди до конца. oСоревнование “Or der the lines ”. Класс дели тся две группы. Каждая группа получает конверт с разрезанной на отдельны е строчки пе с ней. Побеждает та команда, которая быстр ее соберёт полный текст песни.

Исполнение песни учащимися самостоятельно под музыку после того, как текст выучен. Можно провести конкурс на лучшее командное исполнение песни.

Развитие устной речи: учитывая исторический фо н песни, ученики могут добавлять воображаемые детали (описание внешност и и характера главного героя, предположител ь ный воз раст, профессия, образ жизни). Для своих рассказов ученики должны использ овать фразы: from my point of view, in my opinion.

Развитие навыков устной речи: составление расс казов от лица героев. Например :

I have a girlfriend. She is far away now, and I miss her. I’ m waiting for her letter. Every morning I see Mr. Postman, w ho gives mail to everyone, except me.

План рассказа обсуждается и запи сывается на доску. Это даёт опору для рассказа, облегчая задачу.

Развитие диа логической речи : составление диалогов между героями песни. Напр и мер : imagine and act out a dialogue between the guy and his girl friend when she come s back home. Whose dialogue will be the best ?

Дополнительные задания :

Также можно провести конкурс на лучшее исполнение песни.

В качестве домашнего задания учащиеся могут проиллюстрирова ть содержание песни. В нашем случае, на своих рисунках они могут изобрази ть подобную картину: ул и ца в маленьком городке Англ ии. Действие происходит в 60-х гг. Герой бежит навстречу почтальону с больш ой почтовой сумкой. И т. д.

Описание иллюстраций к песне. В дальнейшем эти творческие работы могут б ыть использованы в качестве опоры по соответствующим темам («Внешность », «Квартира»). Можно также предложить учащимся рассказать о возможном б удущем героев: что пр о изойдёт с ними через нескольк о лет, как изменятся их привычки, внешность, образ жизни.

Проработанная таким образом песня может быть исполнена, напр имер, во время Недели английского языка, на школьных мероприятиях, потом у что становится мален ь ким спектаклем, позволяющим проявить творческие способности учащихся.

Естественно, что жёстко использовать приведённую схему удаётся не всег да. Это в большей степени зависит от содержания песни.

Однако эффект от использования песни можно полу чить и за одно занятие. В этом случае учитель може т использовать такую схему :

1) Учитель сообщает краткую информ ацию о песне, её характере, основном соде р жании, истор ии создания и логически связывает работу с ней с предыдущим этапом ур о ка. Для обеспечения понимания каждого слова и грамма тической конструкции лучше и с пользовать дословный перевод на русский язык. К этой работе привлекаются учащиеся.

2) Перед первым предъявлением песни школьникам предлагается обратить в ним а ние на характер песни (лирическая, шуточная и т. п. ) и средства, указывающие на это, на аккомпанемент и манеру исполнения.

3) Учащиеся прослушивают песню.

4) После первого предъявления учитель с помощью вопросов проверяет сте пень понимания песни.

5) Для обеспечения полного понимания содержания учитель выделяет в тек сте пе с ни грамматические явления, новые слова и обес печивает их закрепление.

6) Фонетическая обработка текста песни: учитель обращает внимание учащ ихся на темп и правильность произнесения отдельных слов и текста в целом.

7) Песня прослушивается повторно с опорой на текст.

8) Разучивается мелодия в процессе совместного исполнения песни. В результате вместе с запоминанием песни в памяти учащихся закрепляются и необходимые для речи словосочетания и грамматические структуры.

Давайте на примере песни “ I ’ ve Just Seen A Face ” в исполнении груп пы “ The Beatles ” рассмо трим возможный алгоритм работы.

Изучение песни начинается с объяснения её названия, кратких с ведений об испо л нителях, группе, о музыкальном напра влении.

Далее снимаются все трудности, свя занные с незнакомыми слова ми. На доске в ы писываются слова, при перево де которых ученики могут испытывать трудности. В нашем примере это: aware, keep , sight, falling и т. д. Далее учитель предлагает прослушать ауди о запись песни. После этого закрепляются фонетические навыки: уч еники читают слова песни за учителем.

На следующем этапе учащимся предлагаются упражнения по отработке лекс ико-грамматического материала песни. Например, в нашем случае, рассматри ваются способы образования видовремен ных форм глагола во вре менах группы Perfect. Можно дать такое з ада ние: поставить глагол в форме нужной видовременной конструкции. Образец : I ( just see ) I ’ ve just seen ; I ( be ) I have been.

Данный вид работы - это полез ная практика, которая интересна учащимся, обог а щает их язык новыми лексическими единицами, позволяет изучить новые идиомы и без особого труда ввести в оборот новый или трудный для усвоения граммат ический материал

Таким образом, важ ность использования песен ве лика. Песенные материалы с о вершенств уют лексиче ские н а вык и. То есть у читель подбирает песню с лексикой на ну ж ну ю тему.

Также песни помогают в работе над грамматическими с труктурами. Например, для опоры к теме «Ге рундий», учитель может взять песню “She’ s Leaving Home” :

Wednesday morning at five o’ clock as the day begins

Silently closing her bedroom door

Leaving a note that she hoped would say more

She goes downstairs to the kitchen clutching her handkerchief

Quietly turning her backdoor key

Stepping outside she is free.

Для закреплен ия материала по употреблению разных форм вспомогательного гл а гола “ to be ”, можно использовать песню “It’ s Only Love” в исполнении группы “The Beatles”:

Why am I so shy,

When I ’ m beside you?

It ’ s only love a nd that is all ,

Why should I feel the way I do?

Нами сост авлена таблица с использованием песен “T he Beatles ” и, соответственно, грамматических струк тур, которые можно изучать на примере этих песен .

Прочному запоминанию песенных текстов способствует комплекс таких факторов, как рифма, лад, т ональность, мелодия. Многочисленные повторы, характерные для песе н ного жанра, способствуют лёгкому и непроизвольном у запоминанию лексико-грамматических конструкций, тем самым, повышая эффективность тренировки.

На основе песенных текстов можно проводить самую разнообразную работ у по формированию и совершенствованию лексико-грамматически х навыков говорения, кот о рую полезно сочетать с трад иционной методикой работы.

Методика использования каждой песни предусматривает предварительно е введ е ние, активизацию и закрепление лексического и грамматического материала .

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Обращаясь к пению на уроке, учитель может решать сразу несколько зад ач:

- формиров ать произносительные и интонационные навыки на примере пения на иностр анном языке с предварительными фонетическими упражнениями;

- снять напряжение с использованием песни соот ветствующей мелодии и с о держания ;

- приобщить учащихся к музыкальной к ультуре народа, язык которого изуч а ет ся;

- закрепит ь изучаемые грамматические структуры и расширить лексический запас уч ащихся с помощью песенного материала.

Тема данной курсовой работы инте ресна тем, что в ней подробно рассм атривается нестандартный и творческий подход к изучению английского языка. Использовани е п е сенных материалов на уроках позволяет совершен ствовать лексический запас, а также з а креплять грам матические структуры.

В результате проделанной работы можно отметить, что песни и музыка с текстами на английском языке повышают мотивацию к изучению ИЯ, способс твуют формированию социокультурной компетенции.

Данный материал использовался в работе учителей кафедры иностранных я зыков в лице е №84.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)