Учеба  ->  Учебные материалы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Использование старославянизмов в произведениях А. С. Пушкина

В 9 классе для меня состоялось более глубокое и осмысленное знакомство с биографией и творчеством великого классика. К его произведениям хочется постоянно возвращаться вновь и вновь, каждый раз открывая в них что-то новое для себя. Мне было интересно узнать, какую роль играет использование старославянизмов в произведениях А. С Пушкина и какое влияние они оказывают на развитие русского языка.

Цели и задачи:

1. Поощрять стремление к поисковой и исследовательской работе.

2. Поддерживать интерес к изучению творчества А. С. Пушкина.

3. Овладевать теоретическими знаниями и практическими языковыми навыками.

Старославянизмы в лексике русского языка.

Признаки старославянизмов

Важную роль в развитии русского языка сыграл старославянский язык.

Старославянский язык – один из древнейших литературных славянских языков, письменность которого была создана Кириллом и Мефодием и их учениками во второй половине IX в. Он оказал значительное влияние на древнерусский язык, который впитал в себя целые классы слов и выражений старославянского происхождения. Старославянизмы – это заимствования из старославянского (древнеболгарского) языка.

Старославянизмы имеют фонетические, морфологические и семантико-стилистические признаки.

Фонетические признаки: неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле (между согласными), которым в русском языке соответствуют полногласные сочетания оро, оло, ере, ело: прах (ср. порох), врата (ср. ворота), град (ср. город), глава (ср. голова), хлад (ср. холод), власть (ср. волость), брег (ср. берег), шлем (ср. шелом),младость (ср. молодость); начальные сочетания ра, ла (перед согласным), которым в русском языке соответствуют сочетания ро, ло: равный (ср. ровный), разница (ср. розница, рознь), растение (ср. рост), ладья (ср. лодка); сочетание жд (из dj), соответствующее в русском языке ж: вождь (ср. вожак), чуждый (ср. чужой), между (ср. меж), гражданин (ср. горожане); звук [щ], соответствующий в русском языке звуку [ч]: освещать (ср. свеча), мощь (ср. мочь), укрощать (ср. укротить); гласный е в начале слова на месте русского о: един (ср. один), елень (ср. олень).

Морфологические (словообразовательные) признаки: наличие приставок из-(ис) (избрать, изгнать, излить, испить, исход), низ-(нис) (низвергнуть, низложить, ниспослать, ниспадать), воз-(вос) (воздать, воззвание, воспеть), во-, со- (вооружить, событие),чрез-(чрезвычайный), пре-(преступить), пред-(предсказать) и др. ; наличие суффиксов –знь (болезнь, жизнь, казнь), -стви(е) (бедствие, сочувствие, шествие), -тв- (битва, молитва), -ын- (гордыня, святыня), -ч(ий) (кормчий, ловчий), -тай (глашатай, ходатай), -ени(е) (моление), -ани(е) (терзание), -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (ведущий, знающий, кричащий, разящий) и др. ; сложные слова с первыми частями благо- (благодарить, благодушие, благовест, благонравие), бого- (богослужение, богослов, богоматерь, богобоязненный), добро- (добродетель, добродушие), зло- (злонравие, злословие, злоумышление), суе- (суеверие, суесловие), чрево- (чревоугодие) и др.

Семантико-стилистические признаки

С точки зрения семантической старославянизмы обозначают церковно – религиозные, научные и абстрактные понятия (господь, пророк, святой, грех, креститель, истина, сознание, мудрость, тщеславие, совесть, сомнение).

Старославянизмы – наиболее значимый пласт лексических элементов, вошедших в русский литературный язык. В зависимости от стилистической окраски и употребления старославянизмы можно разделить на три группы: а) слова, утратившие свою специфическую окраску и вошедшие в активный словарный запас в качестве единственных наименований (враг, праздник, бездна, вред, среда, здравствуй, казнь, овощи); б) старославянизмы, употребляемые в современном языке наряду с русскими вариантами и отличающиеся от них семантической и стилистической окраской (страна – сторона, хранить – хоронить, краткий – короткий, власть - волость); в) старославянизмы, перешедшие в разряд архаизмов (по смыслу они тождественны соответствующим русским вариантам): (агнец – ягненок, брег – берег, ланиты - щеки, перст – палец длань – ладонь, рука, чело – лоб, очи – глаза, уста – губы, перси – грудь, всуе – напрасно, днесь – теперь, се - вот). Многие из них в прошлом веке были неотъемлемой частью поэтической лексики. Большинство старославянизмов этой группы выделяются книжной окраской, торжественным, приподнятым звучанием (младость, брег, воспеть, священный, сладостный, глас, власы, златой, младой, нетленный, вездесущий).

Старославянизмы в произведениях А. С. Пушкина

Художественные функции старославянизмов в творчестве Пушкина разнообразны.

1. Лирика А. С. Пушкина

Ода «Вольность»

Беги, сокройся от очей,

Цитеры слабая царица!

Где ты, где ты, гроза царей,

Свободы гордая певица?

Приди, сорви с меня венок,

Разбей изнеженную лиру

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порог

Стихотворение «Деревня»

Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца

Стихотворение «19 октября»

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор

Стихотворение «Пророк»

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, -

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Стихотворение «Анчар»

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной

К нему и птица не летит

И тигр нейдет – лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

Стихотворение «Мадона»

Не множеством картин старинным мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им делился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,

Чистейшей прелести, чистейшей образец.

Стихотворение «Осень»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса

Стихотворение «Вновь я посетил»

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего

Стихотворение « Если жизнь тебя обманет»

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло:

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

Большинство старославянизмов, используемых А. С. Пушкиным в лирических произведениях, выделяются книжной окраской, торжественным, приподнятым звучанием.

2. «Южные поэмы» А. С. Пушкина

«Кавказский пленник»

И вдруг пред ними на коне

Черкес. Он быстро на аркане

Младого пленника влачил.

«Вот русский!» - хищник возопил.

Аул на крик его сбежался

Ожесточенною толпой;

Но пленник хладный и немой,

С обезображенной главой,

Как труп, невидим оставался

Он чуждых слов не понимает;

Но взор умильный, жар ланит,

Но голос нежный говорит:

Живи! И пленник оживает

Пещеры влажная прохлада

Его скрывает в летний зной;

Когда же рог луны сребристой

Блеснет за мрачною горой,

Черкешенка, тропой тенистой,

Приносит пленнику вино,

Кумыс, и ульев сот душистый,

И белоснежное пшено;

С ним тайный ужин разделяет;

На нем покоит нежный взор;

С неясной речию сливает

Очей и знаков разговор

Уже приюта между скал

Елень испуганный искал;

Орлы с утесов подымались

И в небесах перекликались;

Шум табунов, мычанье стад

Уж гласом бури заглушались

Меж горцев пленник наблюдал

Их веру, нравы, воспитанье,

Любил их жизни простоту,

Гостеприимство, жажду брани,

Движений вольных быстроту,

И легкость ног, и силы длани;

Иль ухватив рогатый пень,

В реку низверженный грозою,

Когда на холмах пеленою

Лежит без лунной ночи тень,

Черкес на корни вековые,

На ветви вешает кругом

Свои доспехи боевые,

Щит, бурку, панцирь и шелом

Не редко шашки грозно блещут

В безумной резвости пиров.

И в прах летят главы рабов,

И в радости младенцы плещут

Как тяжко мертвыми устами

Живым лобзаньям отвечать

И очи, полные слезами,

Улыбкой хладною встречать!.

Уста прекрасной ищут речи;

Глаза исполнены тоской,

И черной падают волной

Ее власы на грудь и плечи

«Братья разбойники»

Здесь цель одна для всех сердец –

Живут без власти без закона.

Меж ними зрится и беглец

С брегов воинственного Дона

«Нас было двое: брат и я.

Росли мы вместе; нашу младость»

Вскормила чуждая семья:

Нам, детям, жизнь была не в радость;

Уже мы знали нужды глаз,

Сносили горькое презренье,

И рано волновало нас

Жестокой зависти мученье

Пред ним толпились привиденья,

Грозя перстом из далека»

«Бахчисарайский фонтан»

Раскинув легкие власы,

Как идут пленницы младые,

Купаться в жаркие часы,

И льются волны ключевые

На их волшебные красы

Но кто тобою,

Грузинка, равен красотою?

Вокруг лилейного чела

Ты косу дважды обвила;

Твои пленительные очи

Яснее дня, чернее ночи;

Чей голос выразит сильней

Порывы пламенных желаний

Там день и ночь горит лампада

Пред ликом девы пресвятой;

Души тоскующей отрада,

Там упованье в тишине

С смеренной верой обитает,

И сердцу всё напоминает

О близкой лучшей стороне

Лампады свет уединенный,

Кивот, печально озаренный,

Пречистой девы кроткий лик

И крест, любви символ священный,

Грузинка! Все в душе твоей

Родное ч то-то пробудило,

Всё звуками забытых дней

Невнятно вдруг заговорила.

Пред ней покоилась княжна,

И жаром девственного сна

Её ланиты оживлялись

И, слез являя свежий след,

Улыбкой томной озарялись

За чуждыми ее чертами

Журчит во мраморе вода

И каплет хладными слезами,

Не умолкая никогда.

Так плачет мать в одни печали

О сыне, падшем на войне.

Младые девы в той стране

Преданье стороны узнали,

И мрачный памятник оне

Фонтаном слез именовали

Обращаясь к «Южным поэмам» А. С. Пушкина, мы отмечаем, что в «Кавказском пленнике» старославянизмы придают этому произведению торжественность, историческую стилизацию, в «Братьях разбойниках» старославянизмы придают романтическую окраску речи героя, а «Бахчисарайском фонтане» старославянизмы воссоздают восточный колорит.

3. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовь лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!

Нет, никогда средь пылких дней

Кипящей младости моей

Я не желал с таким мученьем

Лобзать уста младых Армид,

Иль розы пламенных ланит,

Иль перси, полные томленьем;

Нет, никогда порыв страстей

Так не терзал души моей!.

. Онегин был готов со мною

Увидеть чуждые страны

Меж ими всё рождало споры

И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду,

Всё подвергалась их суду

Тоска любви Татьяну гонит,

И в сад идет она грустить,

И вдруг недвижный очи клонит,

И лень ей далее ступить.

Приподнялася грудь, ланиты

Мгновенным пламенем покрыты,

Дыханье замерло в устах,

И в слухе шум, и блеск в очах

Нет, поминутно видеть вас,

По всюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой всё ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснутьвот блаженство!.

Она его не подымает

И, не сводя с него очей,

От жадных уст не отымает

Бесчувственной руки своей

Блажен, кто праздник жизни рано

Оставил, не допив до дна

Бокала полного вина,

Кто не дочел ее романа

И вдруг умел расстаться с ним,

Как я с Онегиным моим.

Читая «Евгения Онегина», мы отмечаем , что старославянизмы в этом произведении характеризуют торжественность, связь с поэзией высокого стиля, воссоздают колорит пушкинской эпохи. В этом романе старославянизмы играют особую роль: они придают тексту нежность, пластичность, мелодичность, служат средством создания оттенков юмора, иронии, выражают настроение автора. Особенно это проявляется в лирических отступлениях. По словам В. Г. Белинского, «Евгений Онегин» - это « поэтически воспроизведенная картина русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития».

Итак, в произведениях А. С. Пушкина старославянизмы воссоздают колорит эпохи, характеризуют героев, создают общую эмоциональную приподнятость, торжественность, а также придают тексту оттенки юмора, иронии, сатиры.

Таким образом, старославянский язык сыграл важную роль в развитии русского языка.

В русском языке с течением времени возникли классические параллели – пары слов, одно из которых (старославянское по происхождению) отличается высокой, торжественной стилистической окраской (ср. : лик – лицо, уста – губы, стезя – дорога, страж – сторож, шествовать – идти и др. ). Существование таких пар определяет богатство русского языка. Часть слов старославянского происхождения в настоящее время входит в пассивный запас русского языка: одни являются устаревшими и называют предметы и реалии, относящиеся к прошлому, другие же продолжают активно использоваться.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)