СМИ  ->  Периодика  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Сравнительная характеристика газет <<Вечерний Челябинск>> и <<Комсомольская правда: Челябинск>>

В моей семье принято читать газеты. Особое предпочтение родители отдают газете <<Вечерний Челябинск>>, но в нашем доме бывает и <<Комсомольская правда>>. Я прочитала номера газет за одинаковое число и обратила внимание на статьи с общими темами (<<Эксклюзив за копейки>> из <<ВЧ>> и <<Сегодня день всех влюбленных: для нее - праздник, для него - проза жизни>> из <<КП>>). Но новости были поданы разными способами. И мне больше понравилась статья <<Эксклюзив за копейки>>. Но мне известно, что <<Комсомольская правда>> является авторитетным изданием с рекордным количеством экземпляров за один год. Меня это заинтересовала, я начала исследовать газеты и сравнивать схожие статьи. Тема моей научной работы <<Сравнительная характеристика газет <<Комсомольская правда>> и <<Вечерний Челябинск>>. В ходе моих размышлений я выявила проблему: одна и та же новость в разных газетах не только подается по разному, но и выводы бывают совершенно разными, иногда противоречащими друг другу. Объект исследования: российская пресса. Предмет исследования: общероссийская газета <<Комсомольская правда>> (ее региональные выпуски <<Комсомольская правда: Челябинск>>) и местная газета <<Вечерний Челябинск>>. Гипотеза работы: Если выпускаются две разные газеты, то каждая из них имеет свои особенности, разные способы подачи материалов и различную аудиторию. Актуальность работы заключается в том, что читатели и юные журналисты могут узнать об особенностях ведущих газет Челябинска. Новизна работы заключается в том, что после моего исследования читателям будет проще выбрать газету в соответствии с их интересами. (Я не использовала известные результаты и не ссылалась на цитаты авторов, которые изучали эту проблему до меня. А все потому, что в нашей области нет тех, кто до меня занимался подобным вопросом - сравнение газет. Даже в целом литературы по изучению современной прессы в Челябинске нет. В этом и заключается новизна моей работы. )

Цель работы - проанализировать методы подачи материалов газет <<Комсомольская правда>> и <<Вечерний Челябинск>>, сравнить их особенности по выдвинутым мной критериям. Задачи: познакомиться с особенностями газет <<Комсомольская правда>> и <<Вечерний Челябинск>>; изучить и проанализировать материалы этих газет; выявить особенности материалов и сравнить их по выдвинутым критериям; провести опрос среди разных слоев населения; сделать выводы. Методы исследования: сравнительно сопоставительный, метод анкетирования, наблюдения и обобщения.

Практическая значимость работы заключается в использовании ее в качестве дополнительного материала на занятиях с юнкорами по темам <<Газеты Челябинской области>>, <<Особенности подачи новостных материалов>> и т. д.

Теоретическая часть написана с использованием учебников по журналистике С. Г. Корконосенко и специализированных сайтов, практическая - с использованием подшивок газет <<Комсомольская правда: Челябинск>> и <<Вечерний Челябинск>>.

Типология и система СМИ

Средство массовой информации - организационно-технический комплекс, обеспечивающий быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. Параметры типологизации печатных СМИ: oo Регион распространения: транснациональный уровень (международные масштабы); общенациональный уровень (российская пресса); региональный уровень; местный уровень; муниципальный уровень. oo Аудитория: универсальная газета, рассчитанная на широкие слои населения и печатающая материалы на неопределенную тематику; специализированная периодика рассчитана на аудиторию с более или менее четкими контурами.

oo Легитимность (отношения с законодательством и наличие разрешения на издательскую деятельность): легитимная; квазилегетимная; нелегитимная.

oo Качественная и массовая пресса: качественная; популярная пресса; <<желтая>> журналистика; oo Издательские характеристики - весь комплекс сведений о периодичности выхода, тираже и распространенности, формате, объеме издания или программы.

Классификация жанров периодической печати

Кройчик Л. Е. создал новую классификацию жанров журналистских текстов, считающуюся наиболее понятной и четкой:

I. Оперативно-новостные - заметка.

II. Оперативно-исследовательские - интервью, репортаж, отчет.

III. Исследовательско-новостные - корреспонденция, комментарий, рецензия.

IV. Исследовательские - статья, письмо, обозрение.

V. Исследовательско-образные - очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Классификация заголовков

Существует две классификации заголовков.

I. Первая классификация газетных заголовков строится на основе отражения элементов текста. По этому признаку выделят однонаправленные и комплексные заголовки.

:: Однонаправленные заглавия соотносятся с одним элементом смысловой структуры текста: с темой текста, героем публикации, цитатой или известным выражением, аналитической оценкой ситуации, идеей материала, второстепенными элементами текста.

:: Следующий тип заголовка - комплексные. Такой заголовок соотносится с несколькими элементами структурной схемы текста одновременно. Степень их информативности выше, поэтому такой тип встречается крайне редко.

II. Вторая классификация заголовков основывается на том, полностью или не полностью отражается в них тот или иной элемент текста. Здесь выделяют заглавия полно и неполноинформированные.

:: Полноинформированные заголовки могут отражать или тему всего текста, или основную мысль его, или любой тезис, развивающий основную мысль. Чаще всего это повествовательные или вопросительные предложения.

:: Заголовок может выражать не весь тезис, лишь одну его часть - логическую тему, иногда в таком названии присутствует только сигнал о предмете речи или его признаке. В таком случае заголовок называется неполноинформированным. Его информированность ниже, чем полноинформированного, но зато они дают больше возможности для привлечения читательского внимания. Такие заголовки становятся понятны лишь после прочтения всего текста.

Я приступила к сравнению газет <<Комсомольская правде>> и <<Вечерний Челябинск>>. Я поставила перед собой цель проанализировать все номера газет за период с 1 января по 31 декабря 2009 года, найти общие материалы и сравнить их. Общих материалов нашлось 27. Теперь я выдвину критерии и начну сравнивать материалы. Перед этим стоит отметить, что если в газете <<Вечерний Челябинск>> все материалы посвящены Челябинску, то в газете <<Комсомольская правда>> для них отводится одна-две полосы. Чаще всего - четвертая или пятая. В связи с этим материалы становятся гораздо меньше. На это я также буду обращать внимание при сравнении материалов.

Критерии сравнения газет

При работе с теоретическими материалами я узнала различия региональной и общероссийской прессы. Но этого не достаточно для ответа на вопрос <<в чем заключается различие этих двух газет>>. Я проанализировала графические модели газет, а также материалы, имеющие схожие темы. Таких материалов за 2009 год оказалось 27. Для более глубокого анализа газет я выдвинула критерии их сравнения:

1. Типологическое описание газет.

2. Оригинальность подачи материалов.

3. Разнообразие жанров.

4. Способ подачи заголовков и подзаголовков.

Сравнение газет

1. Типологическое описание газет

Работая с учебником С. Г. Корконосенко <<Основы журналистики>>, я ознакомилась с параметрами типологизации печатных изданий. Для того чтобы сравнивать подачу материалов в двух конкретных газетах, нужно в первую очередь охарактеризовать газеты по этим параметрам.

<<Комсомольская правда>> <<Вечерний Челябинск>> 1. Регион распространения

Общенациональный уровень

Региональный уровень

2. Аудитория

Универсальная газета

Универсальная газета

3. Легитимность

Легитимная

Легитимная

4. Качественность

Популярная пресса

Популярная пресса

5. Издательские характеристики

Периодичность

Ежедневная

Два раза в неделю

Шестнадцатиполосная

Восьми-, двеннадцатиполосная

Ок. 675 000 экземпляров

7000 экземпляров

2. Оригинальность подачи материалов

Как я и предполагала, при чтении материалов на схожие темы в двух разных газетах я нашла массу отличий.

К примеру, возьмем две статьи из апрельских номеров <<В городе открылась самая большая крытая автопарковка>> и <<Шестиэтажка для машин>>. Первая статья из <<Комсомольской правды>>, вторая - из <<Вечернего Челябинска>>. Обе они написаны совершенно по-разному. В первой статье описываются все плюсы новой автопарковки, но ни слова о том, кому она принадлежит. Во второй же, наоборот, рассказано, какой компании эта парковка принадлежит, приведено высказывание Юревича, но не говориться о достоинствах парковки. Разумеется, легче и интереснее читать ту статью, в которой стиль разговорный и которая не нагромождена информацией типа стоимости и владельца. То есть, более легкий и доступный язык присущ статье из <<Комсомольской правды>>.

В пример можно привести и февральские статьи <<Допинг правит миром>> из <<ВЧ>> и <<Наших биатлонистов хотят поймать на супердопинге>> из <<КП>>. Так же, как и в предыдущем примере, статья из <<ВЧ>> наполнена официальной информацией и терминами, которые перегружают текст. А в статье <<Наших биатлонистов хотят поймать на супердопинге>> приведено интервью с Николаем Дурмановым, экс-главой антидопинговой инспекции Олимпийского комитета России. Причем сам текст написан без сложных терминов, аббревиатур, общеразговорным языкам. Также сбоку приведена схема <<Как работает препарат>> для большей ясности.

Это различие зависит не столько от самой газеты, сколько от авторов, которые эти материалы пишут. Но, все равно можно сделать вывод, что в <<Комсомольской правде>> статьи легко читаемы и понятны, что мало присуще <<Вечернему Челябинску>>. Но зато у последней преимущество перед <<Комсомольской правдой>> насчет информативности - читатель этой газеты получает гораздо больше официальной информации.

То, что материалы газеты <<КП>> доступнее и понятнее читателям, чем материалы <<ВЧ>>, еще не значит, что они гораздо интереснее и оригинальнее. То есть, легкий разговорный язык не гарантирует успех среди читателей. Главную роль играет оригинальность. На самых ярких примерах из двух газет я составила сравнительную таблицу:

<<Комсомольская правда>> <<Вечерний Челябинск>> 1. <<Сегодня День всех влюбленных: для нее - праздник, для него - проза жизни>>.

В статье приведены консультации психотерапевта Елены Добробабенко, которая поясняет о разных отношениях мужчин и женщин к празднику и о различиях их психологий вообще.

2. <<30 самых красивых мам сразятся за корону>>.

Статья представляет собой анонс на предстоящее событие - конкурс <<Миссис Челябинск-2009>>, в котором содержится информация о месте, времени и цене на билеты предстоящего события.

3. <<Как челябинцы встретят Пасху>>.

В статье протоиерей Свято-Троицкого монастыря отец Игорь (Шестаков) <<рассказал о некоторых нюансах предстоящего торжества>>.

4. <<Вике нужны деньги на лечение>> Представляет собой неболь-шую заметку, в которой вкратце рассказывается о болезни Вики. Вряд ли при прочтении этой статьи кого-то заинтересует эта история.

1. <<Эксклюзив за копейки>>.

В статье рассказывается о том, какие подарки можно подарить в этот праздник своим любимым. Статья разделена на две части, в каждой из которых приводятся интервью и мастер-классы с любителями скрапбукинга и мыловарения. То есть автор предлагает сделать подарки вручную и приобщиться к этим увлекательным занятиям.

2. <<Быть мамой - красиво>>.

Статья представлена в виде красочного репортажа с конкурса <<Миссис Челябинск-2009>>, в котором описаны самые яркие номера.

3. <<Пасха с народными корнями>>.

Статья - это репортаж с фольклорно-этнографического праздника <<Пасха>>, который проводится в Краеведческом музее. Также в статью включены мастер-классы и перечень основных пасхальных традиций.

4. <<В Москву - за победой>> Это интервью с маленькой Викой, в котором девочка рассказывает о своей трудной жизни, своих увлечениях, вечной жизни в больнице. Прочитав статью, читатель поймет, как трудно ребенку, в нем проявится жалость.

Из приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что материалы в <<Вечернем Челябинске>> не только богаты информацией, но и более оригинальны, чем материалы из <<Комсомольской правды>>. Объяснить это можно только тем, что в <<КП>> для материалов, посвященных Челябинску, выделена только одна полоса. Именно поэтому материалы печатаются очень маленькие, в связи с чем они являются менее оригинальными. В <<ВЧ>> наоборот, для статей отведены целые полосы, поэтому тему можно раскрыть в любом направлении и жанре, они являются более оригинальными.

3. Разнообразие жанров

Нельзя останавливаться лишь на рассмотрении каждого материала по отдельности. Чтобы говорить о материалах на общие темы, нужно говорить и о жанрах. Но не стоит забывать о том, что я говорю лишь про статьи с общими темами, а никак не про газеты в целом.

В <<ВЧ>> особое внимание уделяется репортажам, в то время как в <<Комсомольской правде>> встречаются лишь информационные заметки. Но это связано с тем, что в <<КП>>, как я уже говорила, для челябинских статей уделяется мало места, в отличие от <<ВЧ>>. Например, статья из <<ВЧ>> <<Пасха с народными корнями>> в виде репортажа и <<Как челябинцы встретят пасху>> из <<КП>> в виде небольшой заметки. Часто обе газеты используют жанр интервью: <<В Москву за победой>> или <<Сегодня день всех влюбленных: для нее - праздник, для него - проза жизни>>.

У каждой газеты есть свои особенности. Если в газете <<ВЧ>> не являются редкостью различные эссе (<<Они уходят>>), то <<КП>> изобилует юмористическими, даже сатирическими жанрами типа фельетона и памфлета (<<Как я охотилась за миллионерами>>).

Если говорить в общем, то чаще всего в обеих газетах встречаются оперативно-новостные или оперативно-исследовательские работы, реже - исследовательские и художественно-публицистеческие. Все это можно изобразить в краткой сводной таблице:

<<Вечерний Челябинск>> <<Комсомольская правда>> Оперативно-новостной (Заметка)

+ <<Охоту снова запретят?>> + <<Охота все-таки будет!>> Оперативно-исследовательские (Интервью)

+ <<Эксклюзив за копейки>> + <<Яд в школьном портфеле>> + <<Травка - не баловство

+ <<Сегодня день всех влюбленных: для нее - праздник, для него - проза жизни>> Репортаж

+ <<Быть мамой красиво>> + <<Пасха с народными корнями>> + <<Участницам <<Мисс Милиция>> помогали их начальники>> Отчет

+ <<Чем грозят китайские парники>> + <<Где на крещение окунуться в проруби>> Исследовательско-новостные (Корреспонденция)

+ <<Точка в выборном марафоне>> + <<Не делайте из Великого поста модную диету!>> Исследовательские (Статья)

+ <<Толстяки штурмуют сцену>> + <<Кто, если не ты?>> + <<Горожанам предложат прогуляться с. мусорными мешками>> Художественно-публицистические (Эссе)

+ <<Они уходят>> После данной таблицы я могу сделать вывод о том, что по разнообразию жанров газеты не сильно отличаются. Можно также заметить, что статьи на одинаковые темы в большинстве случаев написаны в одинаковом жанре.

4. Способ подачи заголовков и подзаголовков

Заголовки публикаций в газете - неотъемлемый элемент ее дизайна. От их характера и оформления во многом зависит <<лицо>> периодического издания. Важнейшая их функция - привлечение внимания читателя. Заголовки помогают ему быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес. Умение оформителей газеты использовать заголовки в очередном номере часто определяет решение читателя - прочитать те публикации, заголовки которых побудили в нем интерес, или отложить номер в сторону.

Когда я знакомилась с материалами данных газет, я особое значение уделяла заголовкам. Если рассматривать заголовки с точки зрения первой классификации (однонаправленные\комплексные), то, разумеется, в обеих газетах чаще встречаются однонаправленные заголовки. Но в <<Комсомольской правде>>, в отличие от <<Вечернего Челябинска>>, нередко встречаются и комплексные, т. е. актуализирующие одновременно тему и основную мысль текста. Например: <<Сегодня день всех влюбленных: для нее - праздник, для него - проза жизни>>, <<День Победы - самый торжественный праздник, объединяющий всех!>>.

По второй классификации (полно и неполноинформированные) можно сказать следующее. В <<Комсомольской правде>> почти все заголовки полноинформированные. То есть, они отражают или тему всего текста, или основную мысль, или любой тезис, развивающий основную мысль. Примерами могут являться заголовки: <<Водительские права могут подорожать до 30 тысяч>>, <<В Челябинск привезли маленькую пуму>>, и т. д. В <<Вечернем Челябинске>>, наоборот, предпочтение отдается неполноинформированным заголовкам: <<Полюс взят!>>, <<Толстяки штурмуют сцену>>, <<В карете на конкурс красоты>>, и т. д. Информированность такого заголовка ниже, чем полноинфармированного, поэтому они дают больше возможности для привлечения читательского внимания. Когда читатель увидит такой заголовок, он будет заинтригован и немедленно прочитает статью. Также в <<ВЧ>> в заголовках используются фразеологизмы, цитаты, изобразительно-выразительные средства, что редко встречается в <<КП>>.

То есть читатель, пролистывая газету <<Комсомольская правда>>, узнает о всех новостях, просто просматривая заголовки, и таким образом выберет лучшее. Читателя, пролистывающего газету <<Вечерний Челябинск>>, будут привлекать все заголовки и он будет читать все материалы. Лично мне интересны заголовки из <<ВЧ>>, но каждый читатель выбирает свое издание по вкусу.

Результаты опроса

Я провела опрос среди двадцати людей, находящихся на разных демографических и социальных уровнях, предложив им прочитать два номера газет <<ВЧ>> и <<КП>>, сравнить их и ответить на заданные в анкете вопросы. Пример анкеты и все ответы предложены в приложении.

Разумеется, каждый выбирает себе издание в силу своих интересов. Но я вывела общее правило. Те, кого интересуют светские и общероссийские новости (<<КП>>) - это люди примерно до сорока лет. Старше сорока - те, кого интересует судьба родного города и новости, касающиеся только него (<<ВЧ>>). В <<плюсах>> <<Комсомольской правды>> в анкетах писали: <<ярче оформление, шире обзор информации по России, присутствует светская хроника>>. В минусах - неточная сенсационная информация, касающаяся знаменитых личностей (проще говоря - <<утки>>). В <<Вечернем Челябинске>>, соответственно, плюсы - <<хорошо отражена жизнь в городе: административная, культурная, спортивная, очень мало сплетен>>, минусы - <<газета перегружена рекламой и лишней информацией>>, <<темы в газете часто специализированные, заголовки не отражают сути статьи>>.

В процессе работы над данной темой мною была подтверждена гипотеза, которую я выдвинула в начале работы: если выпускаются две разные газеты, то каждая из них имеет свои особенности, разные способы подачи материалов и различную аудиторию. По выдвигаемым мной критериям в двух газетах было различно все: заголовки, жанры материалов, оригинальность подачи материалов. И это закономерно, т. к. я сравнивала местную и общероссийскую газеты. Я выполнила цель и все поставленные мной задачи: познакомилась с особенностями газет <<Комсомольская правда>> и <<Вечерний Челябинск>>, проанализировала материалы газет, сравнила их по выдвинутым мной критериям, сделала выводы.

При создании данной работы я многое для себя открыла. Я узнала и типологизации и системе СМИ, российской прессе, классификации жанров, функциях заголовков и научилась применять это на практике при сравнении газет.

Если говорить о газетах субъективно, то мне понравилась газета <<Вечерний Челябинск>>, так как меня больше привлекают информированные и оригинальные материалы, озаглавленные интригующим заголовком. В <<Комсомольской правде>> я нашла очень мало тем, которые меня заинтересовали. Помимо этого, несмотря на то, что газета относит себя к качественной, я бы назвала ее популярной, если даже не желтой. Но каждый выбирает себе издание по вкусу: кого-то интересует жизнь родного города, а кого-то - светская хроника и российские новости.

Анализируя и сравнивая данные газеты, я заметила еще одну особенность. Если газета <<Вечерний Челябинск>> полностью посвящена нашему городу, то в ней для каждого материала отведено нужное количество места, поэтому материалы в ней оригинальные, многогранные и могут быть написаны в любом жанре. В газете <<Комсомольская правда>> для челябинских материалов отведена одна-две полосы, следовательно материалы менее информированные, менее оригинальные и т. д. Зато, все остальные газетные полосы посвящены российским или мировым событиям. Поэтому многим обывателям интереснее читать газету <<Комсомольская правде>>, что доказывает разность тиражей и результатов анкетирования.

Сравнивая данные газеты, я пришла к выводу, что в газете <<КП>> преобладает информационный метод подачи материалов:

* Информационные жанры;

* Заголовки комплексные и полноинформированные;

* Материалы легко читаемые и доступные.

В газете <<ВЧ>> преобладает аналитический метод подачи информации:

* Оперативно-исследовательские и исследовательско-новостные жары;

* Заголовки однонаправленные и неполноинформированные;

* Более оригинальная подача материалов.

Цель моей работы выполнена: я проанализировала методы подачи материалов газет <<Комсомольская правда: Челябинск>> и <<Вечерний Челябинск>>, сравнила их особенности по выдвинутым мной критериям. Для этого я познакомилась с особенностями газет <<Комсомольская правда: Челябинск>> и <<Вечерний Челябинск>>; изучила и проанализировала материалы этих газет; выявила особенности материалов и сравнила их по выдвинутым критериям; провела опрос среди разных слоев населения и сделала выводы.

Моя работа обладает большой практической и социальной значимостью. По той классификации, которую я выдвинула, сравнивая газеты <<КП>> и <<ВЧ>>, можно сравнить и другие газеты, не только города Челябинска. Я также могла взять для исследования любые две всероссийские газеты, но мой город для меня важнее и интереснее. В этом я и вижу краеведческую значимость своей работы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)